Что значит настоящий человек. Как быть настоящим

Что значит настоящий человек. Как быть настоящим

Талантливый русский писатель Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» рассматривает один из важнейших вопросов: что значит быть настоящим человеком?

Вопросы нравственности очень волновали автора, он стремился сделать своих читателей возвышеннее, морально чище. Кто же он – настоящий человек? Каждый ли рожденный в обличье человека имеет право называть себя так? Михаил Шолохов считал, что только люди с огромной душой и чистым сердцем имеют такое право.

Главный герой – яркий пример настоящего человека. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим некоторые ситуации его жизни. После гражданской войны герой остается совершенно одиноким. Но он находит хорошую девушку, которая позже станет его мудрой женой. Спустя время они построят дом, родят троих детишек. И, кажется, жизнь когда-то одиноких людей стала счастливой, но гармонию разрушает война. Андрея забирают на фронт, а семья остается без главы.

Судьба постоянно испытывает героя на нравственную стойкость. Мотив испытаний известен еще в фольклоре, когда главный герой закалял характер, пройдя задания.

Автор не пытается идеализировать Соколова, но показывает, что этот человек всегда старается поступить правильно. В молодости Андрей имел крутой нрав, мог и выпить сверх нормы, но всегда ценил к себе доброту. Когда герой приходил домой выпившим, мудрая жена не укоряла его, а тихо укладывала спать, и лишь утром просила, чтобы он больше так не поступал. Андрею становилось совестно, и он старался больше не расстраивать жену. Мужчина очень ценил мудрость этой спокойной женщины.

Когда Соколов пытался выручить товарищей, он попадает в плен. Людей удерживали в старой церкви, чтобы потом допросить. Находясь там, Андрей случайно услышал разговор незнакомых людей, один из которых хотел донести на сослуживца. Больше всего герой не выносил несправедливости, поэтому не остался равнодушным к ситуации. Чтобы спасти невинного человека, мужчина совершает самосуд над предателем. Ему это далось нелегко, но другого выхода он не видел.

Будучи в лагере для военнопленных, Андрей, как и все, работал в каменном карьере. Он не стал молча терпеть, что немцы требуют от истощенных людей слишком большой выработки за день. И однажды он об этом сказал другим «каторжанам». Однако среди них оказался доносчик, и Андрея вызвали к коменданту. В разговоре с жестоким начальником лагеря Андрей проявил необыкновенную смелость и выдержку. Он не стал пить за победу врага, но выпил три раза, не закусывая, за свою несчастную участь. Истощенный от голода человек при этом удержался на ногах, не потеряв достоинства. Удивленный комендант лагеря помиловал храброго воина и дал хлеба с салом.

Почему даже враг оценил такой поступок героя? Он просто привык, что люди от страданий теряют человеческое лицо, а Соколов остался настоящим человеком.

Очень гуманным поступком героя стало решение помочь бедному мальчику Ване. Герой не просто выжил после войны, но и помог это сделать ребенку.

Михаил Шолохов в рассказе показывает нам настоящего человека в образе Андрея Соколова.

Классный час

«Что значит быть настоящим человеком?»

Цель: привитие учащимся норм нравственного поведения.

Задачи:

1. Способствовать формированию положительных черт своего характера;

подвести учащихся к пониманию того, что сознательное

совершенствование человека является добрым деянием.

2. Содействовать развитию у учащихся умения общаться с людьми,

анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор

осознанно.

3. Расширять обзор учащихся о взаимоуважении, доброте, вежливости,

ответственности за свои поступки.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Классный час сейчас начнем

И беседу проведем

О словах, о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

а) – Я – человек! Каждый из нас может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних

признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным).

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М.

Пришвин «Всѐ прекрасное на Земле от солнца, всѐ хорошее – от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всѐ хорошее,

что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают

плохие люди, которые не достойны носить гордое имя – человек. Люди

говорят: «Стань человеком!» То есть, они призывают проявить всѐ то, о чѐм вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всѐм том, что совершает человек.

Ответим на вопрос: «Каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим

человеком). Это и будет темой нашего классного часа.

Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Дается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может вырастил деревце

В своѐм городе ты?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому!

Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмете для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то – плаксу. А кто останется равнодушным – пустой листок. (На партах лежат карточки)

Чтобы делать людям хорошее, надо, прежде всего, быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Раньше слово «вежа» означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.

Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него взять.

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день

Чуть не довѐл до слѐз.

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

Смотри, не пей сырой воды,

Советует сосед.

Один стакан, потом другой

Андрюша пьѐт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Придѐшь обедать к 3 часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам,

А сам явился в 5.

Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я Вас не слушаюсь,

То выгляжу взрослей.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: Нет.

Ребята, какие же правила вежливости можно назвать, прослушав это

стихотворение? (не надо быть грубым, не делай неприятностей, никого не

настоящим человеком? (да, ведь она на примере других детей учит нас быть

внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

Итак, правила вежливости.

Будь внимательным к людям.

Не будь грубым.

Не причиняй другому неприятностей обид.

Помогай тому, кому трудно.

Будь трудолюбивым и отзывчивым.

Уважай старших, помогай малышам.

Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.

А теперь немного поиграем и выясним знание Вами волшебных слов.

Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечайте хором.

Игра «Словарь волшебных слов »

1. Растает ледяная глыба от слова тѐплого…(спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).

5. Когда Вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым)

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека

свой путь к доброте. Она нам не даѐтся с рождения, не передаѐтся по

наследству. Необходимо стараться упорно, день за днѐм, воспитывать в себе еѐ – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей.

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Это так чудесно, если с Вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

3. Заключительная часть.

А сейчас проверим, как Вы усвоили и насколько запомнили правила

воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а Вы

определите: вежливыми, воспитанными или нет были в ней действия. Если

нельзя так делать, поднимите красную карточку, если можно и нужно так

делать – зелѐную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо-невежливо»

Говорить грубые слова.

Обижать маленьких.

Поиграть с младшей сестрой или братом.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть, не извиниться.

Помочь прохожему перейти дорогу.

Заплатить за проезд в автобусе.

Помыть дома посуду, сходить в магазин.

Жаловаться на других.

Не уступить место в автобусе взрослому.

Сказать «спасибо».

Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым,

добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы учащихся)

Хочу поблагодарить Вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за Вашу помощь. Когда я Вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я Вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и Вы благодарить людей за всѐ хорошее, что они Вам делают. Я надеюсь, что каждый из Вас будет настоящим человеком и будет дарить только радость окружающим.

Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г.

Паустовского «Человек должен быть умѐн, прост, справедлив, смел и добр.

Только тогда он имеет право носить высокое звание – человек».

А сейчас, кому понравился классный час, поднимите карточку с сердцем,

кому не понравился – с плаксой, а кто остался равнодушным – пустой листок.

Классный час закончен!

Как говорил Антон Павлович Чехов: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и помыслы, и душа». Он точно знал, что значит быть человеком с большой буквы, и призывал всех становиться людьми. Но его время давно остановилось, прошло уже не одно десятилетие, и сегодня каждый понимает это выражение по-своему.

Какие бывают сочинения

Как пример, можно привести тематическое сочинение: «Что значит быть человеком», в котором описаны самые распространенные отличительные черты.

«Человек - это призвание. А все потому, что в настоящем человеке гармонично собраны такие качества, как искренность, честность, смелость, доброта. Таких людей легко можно узнать в толпе. Они словно излучают сострадание и добродушие. Тот, кто зовет себя "человек", никогда не откажет в помощи, всегда выступит за правое дело и никого не осудит. Он будет ко всем одинаково относится и никогда никого не унизит. И если меня спросят «Что значит быть человеком?» я сразу отвечу, что быть человеком, это означает дарить окружающим счастье, жить с чистой совестью и обладать только положительными свойствами характера».

Качества личности

По заданному вопросу школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь перечислением положительных черт характера. Причем настолько положительных, что они создают некий идеальный образ, которого никогда не существовало и не будет существовать. И если в 4-м классе ребенок, перечислив положительные черты характера человека, определенно владеет хорошей смекалкой, то в 11-м классе такого формата сочинения не получат столь лестных отзывов.

И не потому, что качества личности не важны для человека, а потому, что необходимо понимание некоторых аспектов.

Мудрость Аристотеля

В работах Аристотеля, есть один интересный трактат под названием «Принцип золотой середины». Его основная суть достаточно прозаична: между двумя противоположными чертами характера есть «золотая середина», которая является добродетелью.

Значимость

Итак, Здесь все просто: значимый человек - это тот, который нужен и важен. Как ни парадоксально, но каждый, живущий в обществе, стремится быть значимым и признанным. Но чтобы быть настоящим человеком, не нужно обладать огромными финансовыми возможностями. Индивид вправе испытывать чувства негодования и раздражения, ему позволено совершать безумные поступки. Вот что значит быть человеком. И значимость человека от того, что он испытывает разнообразный спектр чувств, не преуменьшается. Наоборот, это делает его более искренним. А это не такая уж и плохая черта, которая характеризует то, каким должен быть человек.

Настоящий герой

На этом обзор истинных человеческих качеств не заканчивается. На вопрос «Что значит быть человеком?» в свое время ответил Дзюнсей Терасава, странствующий буддистский монах. Он долго исследовал историю возникновения религий и цивилизации в целом. И постепенно пришел к выводу, что в основе всех религий мира лежат почитание и уважение.

А в древности, как известно, почитали не царей, императоров и диктаторов, а героев. На них всегда равнялись и поддерживали их. За героем шли, вместе с ним погибали, о нем слагали легенды и всегда помнили. Герои прошлого не страшились смерти или потерь материальных ценностей, они обладали безграничным сознанием, ощущая себя частью вселенной. Никто не был рожден героем, ими становились постепенно, воспитывая в себе не только общие человеческие качества, но и умение быть счастливыми, ведь именно это и привлекало людей.

Каким может быть сожержание сочинения?

Теперь сочинение «Что значит быть человеком» может зазвучать по-другому. Конечно, можно описать его как идеального представителя рода Homo Sapiens, но если брать во внимание учение Аристотеля и предположить, что в каждом есть отрицательные черты характера, то это нецелесообразно. Поэтому пример будет таким:

«Я не знаю, что значит быть человеком. В мире существует слишком много условностей, которым люди должны соответствовать и, желая быть принятыми в обществе, мы соответствуем этим правилам. Ежедневно надеваем маски добропорядочных граждан и окунаемся в пучину серых будней. А вечером, когда маски сняты, каждый погружается в себя и пытается понять, кто он такой и кем является. Не думаю, что это существо можно описать словом «человек».

Я думаю, быть человеком - это значит быть собой в любой жизненной ситуации. Человек не всегда и во всем должен быть идеальным, он может грустить и переживать. То что делает человека человеком, - это не соответствие идеальному типажу, а умение чувствовать и понимать чужую боль. И еще человек должен уметь находить счастье в мелочах. Вот и все.

Точно так же, как и героями, хорошими людьми становятся постепенно. Но если уж человек и превратился в того, кого можно назвать таким словом с большой буквы, то он определенно станет чьим-то героем. По-другому и быть не может».

И как итог, можно сказать следующее. Человек - это тот, кто умеет сопереживать и поддерживать, не стесняется своих настоящих чувств и всегда найдет причину для доброй и искренней улыбки. Именно такими были когда-то герои, и быть похожими на них - значит быть человеком.

Как часто мы слышим и сами употребляем такие формулировки, как Настоящий человек, Человек с большой буквы. Но кто этот человек?

Описать Настоящего человека можно такими качествами: совесть, честь, доброта, честность, нравственность, мудрость. А также доброжелательность, уважение и принятие каждого человека, понимая и зная, что все мы жители одной нашей общей планеты Земля.

В подтверждение этому в книге Анастасии Новых «АллатРа» нахожу такую фразу:

«Настоящий Человек он и в древности был Человек! Как говорится, настоящие люди это не те, что красиво говорят, а те, что правильно живут.»

Что значит «правильно живут»? Это жить в каждое мгновение, основываясь на духовно-нравственных ценностях, жить по совести, в согласии со своим внутренним чувством, идущим от Души. Это как образ жизни, это жизнь.

В самом слове «настоящий» или «исконный» — «истинный человек» уже заложена подсказка. Человек четко знает, кто он. Он уже идет по жизни, проявляя свою истинную суть. Это постоянный путь к Богу с Богом. Это созвучно с известной фразой: «Кто в Любви, тот в Боге и Бог в нем, ибо Бог и есть Любовь».

Как же стать настоящим, истинным человеком?

Все начинается с выбора быть человеком в каждом мгновении, потому что человек двойственен по своей природе. В каждом есть духовное (созидательное, доброе) начало и материальное (злое, агрессивное) начало. Например, в христианстве это описывается как божественная и человеческая природа человека. У каждого есть право выбора кого слушать. И кем быть: человеком, который постоянно привязан к вещам, статусу, людям, случайным ситуациям. Человеком, который живет в постоянном страхе, гневе, жадности, тщеславии, лжи. Или быть Свободным внутри по духу, жить в любви, счастье, радости, добре, щедрости, смелости и единстве.

Наш выбор проявляется во всем, даже в мелочах. Всегда можно приобрести опыт и скорректировать свой курс на маяк Души. Если мы поступаем иначе, чем подсказывает наше внутреннее чувство, наша совесть, то это тоже наш выбор. Причем, если не врать себе, это всегда чувствуется. Сложно признаться себе честно, но именно это помогает увидеть, что же мешает поступать по-человечески и исправить это в себе. Важно наблюдать, изучать и ограничивать проявления своего материального начала. Например, не реагировать на пришедшую в голову мысль или нахлынувшую эмоцию, убрать в себе желание получить сиюминутную выгоду и желание доминировать. Это позволяет переключиться на Созидание и Единение. И появляется чувство Свободы.

Свобода - это естественное состояние человека, как и счастье. Если человек не свободен внутри от своих приземленных желаний и ублажения тела, то он раб мыслей, эмоций, желаний. Истинная свобода не зависит от внешних условий, ведь все ключи-знания уже даны.

Мне была интересна исконная этимология слова «человек», поэтому обратилась к книге «АллатРа» :

"Само слово «Человек» весьма непростое. «Чело» изначально имело значение «высший», почему в старину этим словом и обозначали «лоб». А слово «век» — «сила», в первоначальном значении «исполненный силой», «вечный». Человек — это преисполненный (наполненный) высшей (духовной) силой. А Настоящий Человек или Исконный Человек — это тот преисполненный, в ком доминирует эта высшая, вечная сила — Духовное начало."

Получается, что пребывая на волне духовного начала, испытываем чувства свободы, гармонии, необъятного покоя и единства с окружающим миром и людьми - мы живем с Богом. И это начинает проявляться в доброжелательных взаимоотношениях с окружающими людьми, уважении и принятии выбора каждого.

В противном случае проявляется оценка, значимость статуса в этом мире, желание что-то получить или использовать других в корыстных целях. И в этот момент все окружающие люди становятся соперниками, проявляются животные законы. Изначальная причина этого - отделение себя от Бога. Но в каждом человеке есть частица Бога - Душа. Это нас объединяет и в этом мы все равны, едины.

Что может помочь нам прийти к истинной свободе? Для начала важно понять «Кто Я», разотождествить себя с телом и сознанием. Прочувствовать себя Личностью, а также ощутить постоянную связь с Богом - свою Душу. Т.е. понять, изучить и прочувствовать иллюзию мира материального и соприкоснуться с реальностью мира духовного.

У нас изначально есть возможность выйти из этой иллюзии, стать духовным существом и пребывать с Богом всегда. И в этом нам помогают два направления приложения внимания. Во-первых, это развитие чувственного восприятия благодаря духовным практикам. Во-вторых, наблюдение за собой в дне и целенаправленное стремление постоянно пребывать в диалоге с Богом.

"Духовные практики способствуют совершенствованию человека в этом Диалоге с Богом на глубоком чувственном уровне, там, где царит чистота намерений... Они сопровождают Личность от первого робкого шага познания до совершенного перехода в духовный мир, от желания изменить себя до понимания необходимости постоянно пребывать в Боге...

Нужно как минимум два раза в день делать духовные практики, а в течение дня не утрачивать связь со своим внутренним миром, с Душой, с ощущением присутствия Бога. И тогда это станет не просто образом жизни, это станет той духовной дорогой, которая с каждым шагом будет приближать тебя в Вечность."

Вечность или иллюзия, Жизнь или смерть? Именно неустанная работа над собой и утверждение в выборе быть Человеком может привести нас к обретению настоящей Жизни, не жизни временной и быстро заканчивающейся, а к Жизни вечной в Боге, с Богом. И к чему мы в итоге идем: к заточению в иллюзии материального мира или к обретению Жизни вечной? Выбор остается за каждым.

"В какие бы условия ты здесь не попал, какие бы препятствия не ставила тебе судьба, жить нужно так, как подобает Человеку с большой буквы. То есть самому становиться Человеком и помогать окружающим людям. Главное в этой жизни — быть свободным внутри по Духу, свободным от мира материи, идти к Богу, не сворачивая с этого пути. Тогда во внешней жизни вы сможете максимально принести пользу людям и прожить жизнь, достойную звания Человека. И в этом кроется великая тайна! Стань человеком здесь и сейчас в этом эгоистичном, материальном мире. Будь подобен Лотосу, который произрастает из грязи болота, но несмотря на это приобретает идеальную чистоту! Ты же Человек и в тебе есть Его зерно!"

Цели :

  • Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
  • Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
  • Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.

– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2. Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1 уч-ся:

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.

2 уч-ся:

Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?

3 уч-ся:

Придёшь обедать к 3 часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
– Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.

– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: Егор, будь человеком!

– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

  • Будь внимательным к людям.
  • Не будь грубым.
  • Не причиняй другому неприятностей и обид.

– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4 уч-ся:

Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
– У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: – Это детские места.
– Ну, садись, – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: Егор, будь человеком.

– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

  • Помогай тому, кому трудно.
  • Будь трудолюбивым и отзывчивым.
  • Уважай старших, помогай малышам.
  • Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

  • быть готовым оказать ему помощь;
  • вежливо разговаривать;
  • сидеть за одной партой в классе;
  • вместе играть на переменах.

– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра «Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

– Прочитаем хором. Слайд 3

  • Будь вежлив на словах и на деле.

– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?

Дети: Егор, будь вежливым человеком.

– Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: Нет.

– Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5 уч-ся:

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

6 уч-ся:

Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?

Дети: Егор, будь добрым человеком.

Слайд 4:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

7 уч-ся :

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

3. Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо-невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

8 уч-ся:

Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты человек, ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют как прежде чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

– В удушье городов в наш беспокойный век
Почувствовать дыхание природы
Способен настоящий человек,
Влюблённый в состояние свободы.
Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.

– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).

– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

Слайд 7:

– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».