Формы гербов. Геральдический щит

Формы гербов. Геральдический щит

Описание щита

  • Формы щита
  • Деление щита
  • Почетные геральдические фигуры
  • Простые геральдические фигуры

Геральдическими называют гербовые фигуры, которые наиболее часто использовались при создании гербов. Эти фигуры можно разделить на Почетные и Простые. Первые получили такое название потому, что часто жаловались в знак особого отличия и, кроме того, они занимают в щите главнейшие положения.По правилам Геральдики почётная геральдическая фигура в описании герба провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Простые же геральдические фигуры, обладая некоторыми свойствами почетных, меньше последних по величине и составляют как бы переход от фигур геральдических к фигурам негеральдическим.


  • Тинктуры
  • Расположение негеральдических фигур
  • Порядок описания

Положение фигуры (или расположение, если фигур несколько) на щите подчиняется определённым правилам.

Количество и расположение фигур определяется максимальным заполнением свободного пространства, оставленного в щите главной фигурой. При этом одна и та же фигура может встречаться неоднократно, в соответствии с симметрией и гармонией. Эти условия определяют и соответствующий размер фигур.
Все фигуры должны быть ориентированы передней частью к правому краю, иначе, обращённые влево, а не вправо, они будут называться обращёнными, но такое встречается крайне редко

Дальнейшее усиление отражающих свойств щита также очевидно: его поверхность покрывалась шкурами (кожами) различных животных. Накопленный боевой опыт и доступность материалов с нужными свойствами, привели к созданию щитов из легких и прочных пород дерева, обтянутых кожей (шкурой, мехом) и укрепленных сверху несколькими металлическими полосами. Такое устройство щита, сочетавшего достаточные прочность и легкость, просуществовало, весьма значительное время: с 578-533/4 гг. до н.э. и по XVI век, когда он теряет свое значение как необходимая часть вооружения и «сохраняется лишь как отвлеченный геральдический символ» . Но в некоторых формах геральдических щитов без особых усилий читаются признаки кожаного покрытия (выкройка шкуры, без конечностей).


Из всевозможных вырезов в форме геральдических щитов, следует признать правильным, т.е. действительно необходимым (в свое время) - вырез для копья.


Применяя иные «художественные» вырезы, можно неожиданно для себя (или заказчика) оказаться «клеветником». «Как честь рыцаря отражалась на его щите - верном спутнике его подвигов, так щит же свидетельствовал об утрате чести. Провинившегося рыцаря взводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи; щит, с которого стирали герб, привязывали к хвосту кобылы и влачили по городу… За проступки менее важные щит и фигуры лишались только своей полноты и красоты; так, у рыцаря, который оказывался трусом, срезывали правый угол щита, а у того, кто бы убил военнопленного, укорачивали щит в ногах» .

Таким образом, для геральдических гербов более позднего времени, т.е. после XVI века, наиболее подходящими, т.е. удобными и не ущербными формами щита, считаются следующие.

«Прямой щит, закругленный снизу (так называемый испанский ), прямой с небольшим заострением внизу, а иногда и с закругленными нижними углами (так называемый французский ). Второй, в настоящее время самый употребительный, между прочим, и в наших русских гербах. Он появился в геральдике лишь с XVI-го века и не может быть признан ни изящным, ни правдивым, так как щиты такой формы в действительности никогда не употреблялись в военном деле» . Удобным признается и «треугольный щит» (т.н. английский ).


Особенность строения российского (т.н. французского) геральдического щита, заключается в выступе («зубе») на его нижней части. Эта деталь напоминает еще об одном необходимом качестве настоящего пехотного щита - закрепляться в земле. Форма «зуба» характеризует эту возможность, т.е. «остро», «прямо» и «никак».


Было ли решение, размещать российские гербы на условных щитах такой формы - случайным или продуманным, не так уж важно. Важно то, что в аграрной стране, каковой была Россия и в начале XX века, практически все дворянство, в большей или в меньшей степени, было непосредственно (прямо ) связано с землей. Соответственно, родовые (фамильные) и земельные (территориальные) гербы - изначально ложились на совпадающую основу.



Само собой разумеется, что в европейской истории, среди действовавших боевых щитов, встречались щиты и чем-то сходные по форме (общей или деталей), но, как уже было сказано, щиты такой формы никогда не применялись в военном деле. Приятно сознавать, что условное (геральдическое) искусство начиналось в России - на условном щите.

Однако, совпадающая по смыслу и простая форма щита - став формой официальной (канцелярской, утвержденной), не стала единственной, так как одна форма (греч. - идея) не всегда годится для многих иных сложных (греч. - символических) смысловых выражений.

Геральдический щит (гербовый щит ) - условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.

Точки щита

Чтобы точно определить, в какой части щита расположена та или иная геральдическая фигура, следует различать следующие точки или области щита .

Формы геральдических щитов

Формы геральдических щитов внешне отличают одну национальную традицию гербоведения от другой.

Формы геральдических щитов получили условные названия по национальной принадлежности рыцарства, предпочитавшего определённую конфигурацию щитов. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая наравне с формой «французский щит » стала одной из основных в геральдике. В русской геральдике самой употребительной также является французская форма щита .

Щит Форма Традиционное название Период наибольшего распространения Ссылки Пример
Треугольный с сужением в главе Варяжский (норманский), раннеготский XIII -XIV Герб Словакии
Треугольный Варяжский (норманский), старофранцузский XIII -XIV Герб Норвегии
Четырёхугольный с заострённым основанием Французский XVIII -XXI Герб России
Четырёхугольный с заострённым основанием и верхними углами Французский XVIII - Герб Ватикана
Четырехугольный с круглым основанием Испанский XIV - Герб Вильнюса
Четырёхугольный с округлым основанием Испанский XIX - Герб Испании
Фигурный Немецкий (германский), «тарч» -XVI
Герб рода Девонширов
Растянутая шкура Немецкий (германский), «картуш», барочный XVI -XVII Герб РСФСР
Растянутая шкура Польский, барочный XVI -XVIII Герб Эстонии
Растянутая шкура Польский, барочный XVII -XVIII
Герб рода Сапегов
Треугольный с двумя опрокинутыми дугами в главе Английский XVIII - Герб Панамы

Треугольный Герб Никарагуа
Четырёхугольный с острым основанием и верхними углами Английский XVIII - Герб Молдавии
Четырёхугольный с острым основанием Английский XVIII - Герб Украины
Овальный Итальянский, дамский XVI -XVIII Герб Эквадора
Ромбический (косоугольный) Дамский -XVIII Герб принцессы Анны
Круглый Византийский (восточный) XII -XVI Герб Китая
Каплевидный (миндалевидный) Варяжский, русский, древнерусский XXI Герб Новой Земли
Гуситская павеза Герб ЧССР

Между тем, «национальность» названий форм щита является лишь данью традиции. Согласно правилам геральдики, при описании герба (блазонировании) форма щита не называется .

Напишите отзыв о статье "Геральдический щит"

Примечания

  1. «С XII до XVI столетия формы геральдических щитов следовали моделям настоящих своих аналогов, использовавшихся в битвах, но после эпохи Возрождения художественные вольности нашли своё место буквально во всех способах украшения чего бы то ни было, включая геральдику.»
  2. Геральдически правой, то есть левой по отношению к зрителю.
  3. «Расцвет геральдических изображений приходится на фантастический период рококо, когда сами гербы стали просто неким „извинением“ для вычурной рамки.»
  4. «Если варяжский щит более вытянут книзу, а вверху его острые края слегка закруглены, то он носит название раннеготского». Похлёбкин В.
  5. «Самой Древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это - норманнский, или варяжский щит, как его называют в русской геральдике.» Похлёбкин В.
  6. «Варяжский щит - традиционное наименование треугольного щита.»
  7. «Остроконечный треугольный щит, встречающийся в большинстве старых гербовников, называют норманским (за сходство с реальным боевым норманским щитом), или старофранцузским (по времени и месту нахождения в гербовниках)». Ивлев С. А.
  8. «К концу XIII столетия размеры щита уменьшились, приняв форму, похожую на основание утюга (в России она именуется „варяжской“). Такая форма щита стала весьма популярной, и именно она доминирует и в основном служит геральдике с XIV столетия.»
  9. «Квадрат или прямоугольник, близкий к квадрату и лишь слегка вытянутый в высоту, с сердцевидным заострением книзу, называется французским щитом». Похлёбкин В.
  10. «В позднее же время наибольшее распространение получил французский новый щит - почти прямоугольный, со скругленными нижними углами и остроконечным завершением в центре нижней стороны щита». Ивлев С. А.
  11. «Испанский щит - условное название щита, имеющего округлый нижний край.»
  12. «Щит, представляющий собой квадрат, нижняя сторона которого слегка выгнута, округлена, называется испанским». Похлёбкин В.
  13. «Прямоугольный равномерно закругленный внизу щит называют испанским, так как он действительно часто встречается в странах Пиренейского полуострова». Ивлев С. А.
  14. «Тарч - малый турнирный щит. В гербах обычно изображается круглым, хотя могут использоваться и другие формы.»
  15. «Щит фигурный, вычурный, образующий выемки и завитки и получивший распространение в позднем Ренессансе в странах, входивших в Священную Римскую империю как чисто декоративная, геральдическая, а не боевая форма щита, называется немецким, особенно в геральдике тех стран, куда эта форма проникла из Германии. В России он был особенно популярен в конце XIX - начале XX века у художников-графиков книги, именовавших его на своем профессиональном жаргоне „картушем“». Похлёбкин В.
  16. «В голубом поле „барочного“, или „германского“, щита серебряный натянутый лук со стрелой наконечником вверх».
  17. «Немецкий щит - условное название фигурного щита, в блазоне, как правило, не упоминается.»
  18. «Своеобразные волнообразные верхние завершения щита и небольшие выступы характерны для английских гербов». Ивлев С. А.
  19. «Щит овальной, яйцевидной формы называется итальянским и употребляется чаще всего для женских гербов». Похлёбкин В.
  20. «Итальянский щит - традиционное наименование овального щита.»
  21. «Так ромбический щит - принадлежность только дамского герба, хотя в нем могли быть, например, и овальные щиты». Ивлев С. А.
  22. «Круглый щит считается восточным. Он существовал с древнейших времён во всех странах Востока - Малой Азии, Среднего Востока, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке - и характерен также и для России, особенно с конца XIII века». Похлёбкин В.
  23. «В последнее время получил распространение русский щит для личных и корпоративных гербов.»
  24. «В начале геральдической истории, во второй половине XII столетия, щит был таким длинным, что закрывал почти половину туловища несущего его воина. Обычно он был выгнут для того, чтобы идеально подходить к фигуре. Отметим, что и в Древней Руси такая форма щита была весьма популярна, почему её часто называют „древнерусской“».
  25. «Достойная быть принятой великорусским гербоведением в качестве системообразующей оригинальная форма гербового щита, являющаяся национальной особенностью русского защитного вооружения. Верхний край (венец) великорусского щита образует правильную полуокружность, а выпуклые дугообразные боковые края сходятся внизу под острым углом.»

Литература

  • Винклер. П. П. Гербы городов Российской империи. С-Пб., 1900.
  • Дворянские роды Российской империи. Том 1. Князья / Авторы-составители П. Гребельский, С. Думин, А. Мирвис, А. Шумков , М. Катин-Ярцев. - СПб. : ИПК «Вести», 1993. - 344 с. - 25 260 экз. - ISBN 5-86153-004-1 .
  • Карамышев О. М.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Геральдический щит

Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…

Что такое Фамильный (семейный) герб

Герб, вместе с остальными составляющими (генеалогическое древо, родословная) образует современное понятие Родословие и является символом Вашей семьи, а иногда символом всего одного человека (тогда речь идет о Личном гербе). Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты семейного рода. Семейный герб раньше был привилегией дворянства, а сейчас он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений.

Герб Фамильный (герб рода) - составляется всей семьёй и отражает суть семейной жизни рода, её место в обществе и основные ценности.

Герб Личный - описывает личность конкретного человека.

Герб является отражением в художественном виде основы человека, его набора убеждений и взглядов на семью, на мир, на жизнь. Очень часто герб составляется и для того, чтобы глубже понять свою семью и своё место в ней.

Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов. Мы приведем лишь некоторые правила создания герба, которые помогут вам нарисовать герб своей семьи.

Правила создания герба

1. Форма герба

Любой герб или эмблема, как правило, составлены из определенных частей.

Главной частью герба является щит . Образ щита призван защищать семью или человека от врагов как в древности, так и в наше время. Геральдический щит первоначально ничем не отличался от щита реального. В древности, в средние века формы воинских щитов просто поражали своим многообразием – круглые, овальные, заостренные к низу, прямоугольные, в форме полумесяца и т.п. Щит в форме ромба обычно указывал на то, что обладателем такого герба являлась дама.
В качестве материала для изготовления семейного герба подойдет ватман, картон от коробок, толстая цветная бумага. Выберете с ребенком форму будущего герба семьи, начертите ее на ватмане.

2. Цвет герба

Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет имел свое значение. В геральдике цвета могут отражать явления природы, качества человеческой души, характера человека и даже сложные философские понятия:

Цвета

Название цвета, принятое в геральдике

Явление природы

Качества характера, души человека

Философские понятия

Великодушие, щедрость

Справедливость

Луна, вода, снег

Невинность

Червлень

Храбрость, мужество, отвага

Верность, правдивость

Растения

Молодость, радость

Образованность, скромность

Смирение

Фиолетовый

Благородство, достоинство

Мудрость (благоразумие)


Щит может быть окрашен одним цветом. Если мы хотим использовать несколько цветов, то щит нужно поделить, например, на две части: по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Несмотря на кажущуюся простоту, геометрические членения поля щита образуют множество вариантов. Следуя этим правилам деления, можно разделить щит на три, четыре или более частей.

3.Фигуры герба

Фигуры, которые располагают поверх поля щита, традиционно подразделяют на геральдические и негеральдические.
В свою очередь геральдические фигуры могут быть главными и второстепенными.
Главных геральдических фигур восемь – это глава (занимает верхнюю часть щита), оконечность (находится в нижней части щита), столб (расположен вертикально посередине щита), пояс (помещается горизонтально посередине щита), перевязь (расположена по диагонали на щите и имеет два варианта: слева направо и справа налево), стропило, крест и кайма.


Второстепенных геральдических фигур довольно много - это квадрат, ромб, щиток и др.

Изображения людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов. Они относятся к негеральдическим фигурам , которые подразделяются на естественные (явления природы, небесные светила, растения, животные, человек), искусственные (оружие, орудия труда, предметы быта) и мифические (драконы, единороги, грифоны).
Символика фигур:
-лев - сила, мужество, великодушие;
-орел - сила, власть, независимость;
-медведь означает мудрость и силу;
-собака - верность и преданность;
-змея - мудрость, предостороженность;
-голубь символизирует мир и чистоту;
-сокол - красоту, храбрость и ум;
-пчела – трудолюбие;
-петух - символ боя;
-дракон - могущество;
-дуб означает силу и стойкость;
-лавровые и пальмовые ветви – славу, победу;
-оливковые ветви – мир;
-факел, раскрытая книга - символизируют знание
Сочетание геральдических фигур, символических изображений и их цветов может служить постоянным признаком, отличительным знаком человеку, семье, классу, группе или учреждению.

4. Девиз герба семьи

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым.
Девиз семьи , передаваемый из поколения в поколение, может ориентировать поступки человека, моделировать его поведение. Девиз семьи – аналог фамилии, семейная визитная карточка. Словесный девиз семьи кратко, в нескольких словах, выражает семейное кредо, жизненные правила семьи.
Замечательные девизы для семьи уже придуманы, вернее, сформулированы в народных пословицах.
Девизы о семье:
«Где согласие, там и победа»,
«Семья – опора счастья»,
«Где любовь и совет, там горя нет»,
«Семья сильна, когда над ней крыша одна»,
«Семья в куче, не страшна и туча».
Девизы о чести:
«Чем труднее дело, тем выше честь»,
«Где честь, там и правда».
Девизы о труде:
«Дело мастера боится»,
«Уменье и труд все перетрут».
"Дорогу осилит идущий"
Девизы о дружбе:
«В согласном стаде и волк не страшен»,
«Один в поле не воин».
Девизы о защите Родины:
«Если народ един, он непобедим»,
«Храбрость – сестра победы».

Герб семьи своими руками. Вот так придумывали фамильный герб дети 5-7 лет.

Шаблоны герба семьи, школы, группы

Шаблон герба семьи музыкантов

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать

Шаблон герба скачать


Составные части герба.

Герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн

Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты - шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз. Все основные элементы большого герба содержит представленный здесь герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

Щит

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Фрагмент гобелена из Байо

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

Схема построения щита

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Типы щитов

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и клейноды, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или клейнод - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Навершия делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба навершия стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время навершие автоматически включается в новые гербы. Шлем и навершие должны быть повёрнуты в одну сторону. Навершие укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом. Само навершие представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Многие старинные гербы не имеют навершия, так как они были утверждены до того, как навершия вошли в моду.

Клейноды должны соответствать по раскраске гербовому щиту.

Клейноды бывают вспомогательными и самостоятельными.
Вспомогательные клейноды полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья, предоставляющие площадь, примерно равную площади самого щита. Самостоятельные клейноды не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы клейнодов следующие:

1. Рога
2. Крылья
3. Перья и флаги
4. Естественные фигуры (человека или животных)
5. Искусственные фигуры
6. Щитовые доски
7. Головные уборы

Рога

Простые рога

Открытые рога

Олений рог

Утыканные рога

Рога с фигурой

Рожок

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых герольдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, каой-либо предмет.
Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным клейнодами и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья

Простые крылья

Крылья с крестом

Раскрытые крылья

Усеянные крылья

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.
Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья

Павлинье перо

Павлиньи перья

Страусовые перья

Перья в колчане

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".
Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.
Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Флажки

Флажки изображаются маленькими, на подобие вымпелов, треугольными или квадратными. Если флажков несколько, они располагаются веерообразно и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.

Естественные фигуры (человека и животных)

Мавр

Лев

Голова собаки

Лапа

Самое разнообразное и живописное семейство образуют клейноды, несущие изображения человека и животных.

Существуют следующие типы таких клейнодов:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Вырастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в клейнод или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие клейноды, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Шапка

В качестве клейнода используются самые разнообразные и, главное, характерные, головные уборы. В средневековых гербах можно видеть архаичные формы головных уборов - высокие остроконечные шляпы с отворотами, колпаки с раздвоенными верхушками. Клейнодами служат и епископские митры. В российской геральдике целая серия так называемых "лейб-компанских" гербов имеет шлемы, увенчанные гренадерскими шапками.

Бурлет

Бурлет, надетый на шлем.

Бурлетом (wreath, torse) называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к навершию. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй - финифтяным и далее в такой же последовательности. Обычно бурлет состоит из шести витков.

Корона

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей XV в веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Использование короны для украшения щита и в качестве гербовой фигуры пришло, вероятно, от монет - при французском короле Филиппе VI начали чеканить монеты, на обратной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые мелкие феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает само навершие вместо бурлета, или вместе с ним, располагаясь сверху.

Намёт

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной").

Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:

А) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;

Б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.
Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.
Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Целый, с ровным или вырезанным краем (XIV век)

Целый намёт

Намёт с ровным краем

Намёт с вырезанным краем

Намёт в виде узких длинных полос материи (XV век)

Намёт в виде растительного орнамента (XVI век)

Мантия

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.
В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой-бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов.

"С нами Бог" - государственный девиз Российской империи.

"Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания.

"Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.

"Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию".

На современном французском гербе начертаны слова "Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство".

"Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.

"Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без бога" - Румынии.

"L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу"- Бельгии.

"Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры.

"Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия - "Верен в смерти и в жизни".

"Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием".

"Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая".

"Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё".

"Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над клейнодом).