Презентация по обществознанию на тему: Наемный труд и профсоюзы. Наемный труд и его правовое регулирование

Презентация по обществознанию на тему: Наемный труд и профсоюзы. Наемный труд и его правовое регулирование

Первое из отличий рынка труда от других рынков - особый характер взаимоотношений между продавцами (наемными работниками) и покупателями (работодателями).

Они веками непримиримо враждовали между собой. И эта война, нередко сопровождавшаяся выстрелами и кровопролитием, до сих пор не утихла, хотя XX в. принес с собой немало нового и сделал во многих странах трудовые отношения более мирными.

Дело в том, что издревле работодателям казалось: главное правило при установлении заработной платы - держать ее на возможно более низком уровне. Именно такая позиция покупателей на рынке труда делала его столь конфликтным. Ведь наемные работники придерживались прямо противоположной точки зрения и требовали максимально высокой заработной платы.

В этой борьбе каждая сторона шлифовата собственные методы ведения «боевых действий».

Стратегия работодателей в XIX - начале XX вв. предполагала широкое использование таких способов, как, например:
1) составление «черных списков». Наиболее активных борцов за повышение заработной платы и улучшение условий труда не просто увольняли, но заносили в особые списки, и ни один предприниматель не соглашался брать их на работу. В России это называлось «получить волчий билет»;
2) локаут (от англ. lock-out - «запирать перед кем-то дверь»). При локауте в ответ на требования о повышении заработной платы работодатели просто закрывали предприятия на несколько недель. Конечно, они лишались доходов, но зато ставили «бунтовщиков» на грань голодной смерти;
3) наем штрейкбрехеров (по-немецки «штрейкбрехер» дословно означает «ломающий забастовку»). Если работники прекращали работу, требуя повышения заработной платы, то владельцы фирм нанимали временных работников, соглашавшихся работать за прежнюю плату;
4) контракты «желтой собаки» (так их прозвали американцы). Фирмы, избравшие этот метод, принимали человека на работу лишь в том случае, если он подписывал индивидуальный трудовой договор (контракт), в котором обещал ни с кем не объединяться для совместной борьбы за более высокую оплату. Если человек нарушал контракт «желтой собаки», он подлежал немедленному увольнению и ни один суд не соглашался восстановить его на работе: «ведь он же нарушил условия контракта о найме».

Эти и многие другие меры, в том числе использование законодательства, применение полиции и даже армии против рабочих, были направлены на то, чтобы заставить наемных работников смириться с невыгодными для них условиями купли-продажи рабочей силы и сбить цену на рабочую силу до минимума.

Естественно, наемные работники отрабатывали и совершенствовали свой арсенал методов борьбы за повышение цены на труд.

Стратегия наемных работников включала:
1) забастовки (стачки). Это прекращение работы до тех пор, пока работодатели не согласятся удовлетворить требования бастующих о повышении оплаты труда или улучшении его условий;
2) работу по правилам (ее еще называют «итальянской забастовкой» в честь придумавших ее итальянских рабочих). В этом случае наемные работники формально не прерывают работу, но начинают выполнять ее со строжайшим соблюдением всевозможных инструкций и в замедленном темпе (или с поочередными краткосрочными остановками), что
резко снижает производительность труда и прибыли предпринимателей;
3) создание политических партий. «Партии труда» (именно так, например, переводится название одной из ведущих политических партий Великобритании - лейбористской) позволяют парламентским путем принимать государственные решения в пользу наемных работников. Этот метод помог наемным работникам многих стран добиться установления минимума заработной платы, введения общеобязательных требований по обеспечению безопасности труда и т. д.;
4) организацию профсоюзов. Профессиональные союзы возникли как организации, представляющие общие интересы наемных работников в переговорах с предпринимателями.

С использованием этих методов борьбы и идет торг на рынке рабочей силы уже несколько веков. Рабочие объявляют забастовку, требуя большей зарплаты, - предприниматели отвечают локаутом. Рабочие создают профсоюзы - предприниматели добиваются судебного запрета их деятельности. Рабочие создают свои партии - предприниматели отвечают формированием собственных политических организаций.

Порой и сегодня даже в самых демократических странах борьба на рынке труда принимает крайне ожесточенные формы. Например, когда авиадиспетчеры США объявили забастовку, президент Рональд Рейган просто разогнал их профсоюз, взыскав с него огромные штрафы. Затем, чтобы окончательно сломить сопротивление забастовщиков, он применил тактику штрейкбрехерства, заставив работать в гражданских аэропортах военных диспетчеров.

Такая же история повторилась в России в августе 1992 г., разве что профсоюз авиадиспетчеров не был ликвидирован. Зато против его руководителей были возбуждены уголовные дела, а профсоюзу предъявлены требования об уплате огромных штрафов. Основанием было то, что российские (точно так же, как и американские) законы запрещают забастовки на транспорте: это создает угрозу безопасности движения и жизни пассажиров.

Сегодня в развитых странах мира профсоюзное движение пошло на спад. Среди главных причин этого:
1) изменение характера трудовой деятельности (сокращение размеров предприятий, появление новых типов фирм с участием работников во владении ими и т. д.);
2) общий рост благосостояния общества, позволяющий в этих странах обеспечить наемным работникам условия жизни, о которых в прошлом веке не могли мечтать многие владельцы фабрик.

Жизнь показывает: чем богаче страна, чем выше в ней уровень благосостояния, тем спокойнее строятся отношения на рынке труда, тем реже и короче забастовки. Это хорошо иллюстрирует рис. 13.1.

Но в странах, где экономическая ситуация неблагоприятна, где рынок труда нестабилен, а благосостояние граждан не растет или даже падает, как сейчас в России, роль профсоюзов остается по сей день достаточно большой, и потому стоит более внимательно присмотреться к тому, как эти организации влияют на рынок труда.

По-иному обстоит дело в странах, которые только начали свой путь к вершинам экономического развития и где конфликты между работодателями и наемными рабочими неизменно остры. Здесь профсоюзам еще долго предстоит объединять рабочих и защищать интересы тех, кому нечего продать, кроме своей способности работать по найму.

Первые профессиональные союзы (англ. trade union - трейд-юнион) было создано в конце ХУЛЕ ст. в Англии. Однако их появление вызвало сопротивление со стороны как работодателей, так и государства. С целью их подавления вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и создавалось законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Под давлением рабочего движения профсоюзы впервые были признаны в Англии. Закон "профсоюза" 1871 г. приводил их определения, раскрывал содержание правового статуса и разделял на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные).

Профсоюзы (одна из старейших общественных организаций трудящихся Украины) созданы в 1905 г. и начали действовать легально на основании Временных правил об обществах и союзах, утвержденных 4 марта 1906 г. Создание профсоюзов допускалось только по профессиональному принципу. В них могли вступать лица, занимающиеся однородными или взаимосвязанными работами и промыслами. Организация профсоюзов служащими правительственных учреждений запрещалась.

Согласно ст. 23 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. конкретизировал это право и провозгласил, что государства обязуются обеспечить:

а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в них по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других;

б) право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к ним;

в) право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других.

В части 1 ст. 36 Основного Закона Украины гарантировано право граждан Украины на свободу объединения, в частности, в общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения экономических, социальных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. Граждане имеют право на участие в профсоюзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов.

Особенности правового регулирования, основы создания, права и гарантии деятельности профсоюзов определяют Закон Украины от 15 сентября 1999 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" глава XVI "Профессиональные союзы. Участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" и статьи некоторых глав Кзот Украины, решение Конституционного Суда Украины и другие правовые акты.

Согласно ст. 1 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональные союз - это добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами за родом их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения). Деятельность профсоюзов строится на принципах законности и гласности. Профсоюзы, их объединения в своей деятельности не зависят от органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других общественных организаций, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, работодателей, их объединений в уставную деятельность профсоюзов, их организаций и объединений.

Граждане Украины имеют право на основе свободного волеизъявления без любого разрешения создавать профсоюзы, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать участие в работе профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут создавать профсоюзы, но могут вступать в профсоюзы, если это предусмотрено их уставами. Членами профсоюзов могут быть лица, которые работают на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности и видов хозяйствования, у физического лица, использующего наемный труд, лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, лица, обучающиеся в учебном заведении. Граждане свободно выбирают профсоюз, в которую они желают вступить. Основанием для вступления в профсоюз является заявление гражданина (работника), поданное в первичную организацию профсоюза. При создании профсоюза прием в него осуществляется учредительными собраниями. Никто не может быть принужден вступать или не вступать в профсоюзы. Уставами (положениями) может быть предусмотрено ограничение относительно двойного членства в профсоюзах. Работодатели не могут быть членами выборных органов профсоюза любого уровня.

Ограничения относительно членства в профсоюзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины. Согласно ст. 16 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" судьи Конституционного Суда Украины не могут принадлежать к профсоюзам. Особенности применения Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в Вооруженных Силах Украины (для военнослужащих), органах внутренних дел, Службе безопасности Украины устанавливаются соответствующими законами. Так, по ст. 6 Закона Украины от 25 марта 1992 г. "О Службе безопасности Украины" на период службы или работы по трудовому договору членство сотрудников Службы безопасности Украины в таких объединениях останавливается. Как исключение разрешается членство работников, которые заключили трудовой договор со Службой безопасности Украины, в профессиональных союзах. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой любых ограничений трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией и законами Украины.

Профсоюзы и их объединения создаются с целью осуществления представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с работодателями, а также с другими объединениями граждан. К формам реализации защитной функции профсоюзов относятся: а) участие в отношениях социального партнерства, в том числе отношений по установлению условий труда на предприятии:

б) участие в применении установленных условий труда на предприятии:

в) участие в решении трудовых споров; г) осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда. Кроме функций представительства и защиты, профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения профсоюза, их объединения имеют право направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. Объем прав профсоюзов по защите интересов работников не ставится в зависимость от статуса профсоюза.

ст. 11 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определено, что профсоюзы могут иметь статус первичных, местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинских. Само по себе определение видов статуса профсоюзов в ст. 11 этого Закона является правомерным в контексте признания государством правосубъектности этих общественных организаций. Статус первичных имеют профсоюзы или организации профсоюза, которые действуют на предприятии, в учреждении, организации, учебном заведении или объединяют членов профсоюза, которые обеспечивают себя работой самостоятельно работают на разных предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц. Статус местных имеют профсоюзы, которые объединяют не менее как две первичные профсоюзные организации, действующие на различных предприятиях, в учреждениях, организациях одной административно-территориальной единицы (города, района в городе, района, села, поселка). Статус областных имеют профсоюзы, организации которых есть в большинстве административно-территориальных единиц одной области, городов Киева и Севастополя; в большинстве административно-территориальных единиц одной области, городов Киева и Севастополя, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной отрасли. Статус региональных имеют профсоюзы, организации которых есть в большинстве административно-территориальных единиц двух или более областей. Статус всеукраинских профсоюзов определяется по одному из следующих признаков: а) наличием организаций профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины, определенных ч. 2 ст. 133 Конституции Украины (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь); 2) наличием организаций профсоюза в большинстве из тех административно-территориальных единиц Украины, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной отрасли. Статус республиканских профсоюзов Автономной Республики Крым определяется по признакам всеукраинских профсоюзов относительно территории Автономной Республики Крым. Статусом профсоюзов предопределяется представительство соответствующего профсоюза на общенациональном, региональном, местном, отраслевом уровнях при ведении консультаций, коллективных переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров (на соответствующем территориальном и отраслевом уровнях), участие в работе трехсторонних органов, управления социальным страхованием и тому подобное.

Согласно ст. 16 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения легализируются путем сообщения на соответствие заявленному статусу. Всеукраинские профсоюзы легализуются Министерством юстиции Украины, а другие профсоюзы-соответственно Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими, районными, районными в городах, городскими (городов областного значения) управлениями юстиции. Для легализации профсоюзов их учредители или руководители выборных органов подают заявления. К заявлению прилагаются устав профсоюза с решением о его утверждении, сведения о выборных органах, наличие организаций профсоюза в соответствующих административно-территориальных единицах, об учредителях объединений. На основании представленных документов легализирующий орган в месячный срок: а) подтверждает заявленный статус; б) включает профсоюз, объединение профсоюзов в реестр объединений граждан; в) выдает свидетельство о легализации с указанием соответствующего статуса. Легализующий орган не может отказать в легализации. В случае несоответствия поданных документов профсоюза указанному статусу легализирующий орган предлагает профсоюзу предоставить дополнительную документацию, необходимую для подтверждения статуса. Статус организаций всеукраинского профсоюза или профсоюза другого статуса определяется уставом этого профсоюза. О принадлежности к определенному профсоюзу организации, которые действуют на основании устава этого профсоюза, посылают легализирующему орган по месту своего нахождения уведомление со ссылкой на свидетельство о легализации профсоюза, на основании которого они включаются в реестр объединений граждан. Первичные профсоюзные организации также письменно уведомляют об этом работодателя.

Профсоюзы могут прекратить свою деятельность путем реорганизации или ликвидации (самороспуска, принудительного роспуска). Решение о реорганизации или ликвидации (самороспуск) принимается съездом (конференцией), общим собранием в соответствии с уставом (положением). Одновременно с принятием такого решения принимается также решение об использовании имущества и средств профсоюзов, их объединений, оставшихся после проведения всех необходимых расчетов, на уставные или благотворительные цели. Деятельность профсоюзов, которая нарушает Конституцию и законы Украины, может быть запрещена только по решению местного суда, а профсоюзов со статусом всеукраинских и республиканских и объединений профсоюзов с соответствующим статусом - только по решению

Верховного Суда Украины. Не допускается принудительный роспуск, прекращение, а также запрещение деятельности профсоюзов, их объединений по решению любых других органов. Решение о принудительном роспуске объединения профсоюзов не влечет за собой роспуска профсоюзов, которые входят в это объединение. Принудительный роспуск профсоюза или объединения профсоюзов приводит к аннулированию свидетельства о регистрации и исключения из Реестра объединений граждан Украины, потерю прав юридического лица с обязательным сообщением об этом в средствах массовой информации.

При участии профсоюзов существуют два вида отношений: внутренние-организационные и отношения с внешними субъектами. Отношения первого вида содержат взаимные права и обязанности профсоюза и его членов. Содержанием второй группы отношений являются взаимные права и обязанности профсоюза с внешними субъектами (работодателями и их объединениями, государственными органами и др). Отношения внутри профсоюза, возникающих в связи с принятием членов, уплатой профсоюзных взносов, проведением профсоюзных собраний и тому подобное, трудовым правом не регулируются. Государство не вмешивается в деятельность внутри профсоюза - она регулируется уставными нормами. Отношения же с работодателями по установлению условий труда, представительства и защиты интересов работников регулируются законодательством о труде.

Основные права и обязанности профсоюзов, их объединений указано в разделе II Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". К ним относятся права профсоюзов: представлять интересы своих членов, а в вопросах коллективных интересов работников - независимо от их членства в профсоюзах - во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления и другими объединениями граждан; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде; обеспечивать занятость населения; социальной защиты и обеспечения достаточного жизненного уровня граждан; в области социального страхования; в управлении предприятиями и при изменении форм собственности; в решении трудовых споров; организовывать забастовки и проводить другие массовые мероприятия; относительно информации по вопросам труда и социально-экономического развития; создавать учебные, культурно-образовательные учреждения, исследовательские и другие организации; в сфере защиты духовных интересов трудящихся; в защите жилищных прав граждан; относительно привлечения к ответственности должностных лиц и др.

в Зависимости от степени полномочности права профсоюзов можно классифицировать на три группы: 1) общие с работодателем (определение размера премий, материальной помощи, распределении жилья); 2) согласительные права, когда право решения вопроса принадлежит работодателю, но он должен предварительно согласовать его с профсоюзом (введение, замена и пересмотр норм труда, установление коллективной (бригадной) материальной ответственности, утверждение графиков отпусков, сменности и тому подобное); 3) права на участие профсоюзных органов в решении производственных вопросов работодателем (решение профсоюза по этим вопросам имеют для работодателя, как правило, рекомендательный характер).

Свои полномочия первичные профсоюзные организации осуществляют через образованные в соответствии с уставом (положением) выборные органы, а в организациях, где выборные органы не создаются, - через профсоюзного представителя, уполномоченного согласно уставу на представительство интересов членов профсоюза. В ч. 2 ст. 37 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что в случае, если на предприятии, в учреждении или организации действует несколько первичных профсоюзных организаций, представительство коллективных интересов работников предприятия, учреждения или организации по заключению коллективного договора осуществляется объединенным представительским органом, который образуется этими первичными профсоюзными организациями, по инициативе любой из них. В этом случае каждая профсоюзная организация должна определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору и ответственности за их невыполнение. Представительный орган образуется на началах пропорционального представительства. Первичная профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в представительском органе, лишается права представлять интересы наемных работников при подписании коллективного договора.

Выборный орган первичной профсоюзной организации на предприятии, в учреждении или организации:

1) заключает и контролирует выполнение коллективного договора, отчитывается о его выполнении на общих собраниях трудового коллектива, обращается с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности должностных лиц за невыполнение условий коллективного договора;

2) вместе с работодателем решает вопрос внедрения, пересмотра и изменений норм труда;

3) вместе с работодателем решает вопрос оплаты труда работников предприятия, форм и систем оплаты труда, расценок, тарифных сеток, схем должностных окладов, условий введения и размеров надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных выплат;

4) вместе с работодателем решает вопрос рабочего времени и времени отдыха, согласовывает графики сменности и предоставления отпусков, введение суммированного учета рабочего времени, дает разрешение на проведение сверхурочных работ, работ в выходные дни и тому подобное;

5) вместе с работодателем решает вопрос социального развития предприятия, улучшения условий труда, материально-бытового, медицинского обслуживания работников;

6) принимает участие в решении социально-экономических вопросов, определении и утверждении перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот;

7) участвует в разработке правил внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения или организации;

8) представляет интересы работников по их поручению при рассмотрении индивидуальных трудовых споров и в коллективном трудовом споре, способствует его разрешению;

9) принимает решение о требовании к работодателю разорвать трудовой договор (контракт) с руководителем предприятия, если он нарушает законодательство о труде, уклоняется от участия в переговорах относительно заключения или изменения коллективного договора, не выполняет обязательств по коллективному договору, допускает другие нарушения законодательства о коллективных договорах;

10) дает согласие или отказывает в даче согласия на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с работником, который является членом действующей на предприятии профсоюза, в случаях, предусмотренных законом;

11) принимает участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, работе комиссии по вопросам охраны труда;

12) осуществляет общественный контроль за выполнением работодателем законодательства о труде и охране труда, обеспечением на предприятии безопасных и безвредных условий труда, производственной санитарии, правильным применением установленных условий оплаты труда, требует устранения выявленных недостатков, а также имеет другие права, предусмотренные законодательством Украины.

Правовой статус (правовое положение) профсоюзов определяется Конституцией Украины (1996 года), которой гражданам Украины гарантируются права на объединение в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов (ст. 36).

Работники, исходя из содержания ст. 36 Конституции Украины, имеют право на объединение в профессиональные союзы с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов.

Профессиональные союзы — это наиболее массовые общественные организации, действующие в соответствии с их уставами и представляют интересы работников в сфере производства, труда, быта, культуры и т.д. Профсоюзные органы вправе осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, правил по охране труда и осуществлять другие полномочия в сфере труда, жилищно-бытового обслуживания работников и т.д. Широкие полномочия профсоюзных органов, предусмотренные Конституцией Украины, находят конкретную реализацию в таких основных правовых нормах: Кодексе законов о труде Украины (гл. XVI); Законе Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 года, с существенными изменениями от 13 декабря 2001 года и уставах (положениях) конкретных профсоюзных организаций, которые принимаются на съездах, конференциях, учредительных или общем собрании членов профсоюза. Согласно указанных норм права, профессиональные союзы, а точнее их профсоюзные органы, осуществляющие свою деятельность в сфере труда в двух основных направлениях. Первый — это защита интересов работников, а второй — профсоюзные органы вправе выступать от имени профсоюза как работодатель, то есть использовать наемный труд. В отношении первого направления деятельности профессиональных союзов как защитника интересов работников в сфере труда, то их полномочия имеют широкую сферу применения. Это, в частности, при возникновении трудовых правоотношений, срок испытания при приеме на работу, в отдельных случаях, может устанавливаться, кроме согласования сторон трудового договора, по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза до шести месяцев, тогда как при общем срока испытания для служащих он не может превышать трех месяцев.

Однако наиболее полно осуществляется профсоюзными органами защиту интересов работников в процессе трудовой деятельности, то есть когда трудовой договор заключен. Практически это касается как заключение, так и контроля за выполнением коллективного договора. Вместе с владельцем выборный профсоюзный орган предприятия решает вопрос введения, пересмотра или изменения норм труда, принимает участие в решении вопросов оплаты труда работников, в установлении формы и системы оплаты труда, внедрение размеров надбавок, доплат, премий и других поощрительных выплат. Вместе с профсоюзными органами владелец решает вопросы рабочего времени, времени отдыха, согласовывает графики сменности и предоставления отпусков. Профсоюзный орган дает разрешение на проведение сверхурочных работ, работ в выходные дни и т.п. Реальная защита профсоюзным органом интересов работников происходит и при прекращении трудовых правоотношений. Так, при увольнении работника по инициативе собственника, по основаниям, как выявление несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, совершение прогула, систематического невыполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, владелец может реализовать свое право, то есть уволить работника лишь получив предварительное согласие профсоюзного органа первичной организации, членом которой является работник (ст.43 Кзот Украины).

Наряду с указанным, профсоюзные органы, как и любое другое юридическое лицо, вправе выступать и как работодатель, то есть использовать наемный труд. Это касается прежде всего выборных профсоюзных постоянно действующих органов, которые для осуществления своих полномочий используют наемный труд разных категорий работников — служащих, инженерно-технических работников, обслуживающий персонал и другие, заключая с ними трудовой договор. Особенность профсоюзных органов как работодателей заключается в гармоничном сочетании использования наемного труда с целью защиты интересов работников в процессе реализации права на труд, при существовании трудовых правоотношений, при их изменении или прекращении. Иначе говоря, все профсоюзные органы: Федерация профсоюзов Украины, областные советы профсоюзов, городские советы профсоюзов (г. Киев и м. Севастополь), отраслевые профсоюзные органы, районные комитеты профсоюзов и первичные профсоюзные органы на предприятиях, в организациях, учреждениях, используя наемный труд как работодатели имеют целью защиту интересов работников в процессе их трудовой деятельности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

ТРУД - один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы. Наемный труд это труд работников, не владеющих средствами производства или капиталам и продающих свою рабочую силу и квалификацию, т.е. нанимающихся на работу на государственные или негосударственные предприятия, учреждения. Наемный рабочий – это человек, продающий за определенную плату свой труд, время и квалификацию работодателю (наймодателю), предоставляющему ему во временное пользование орудия и средства труда, рабочее место и другие условия.

4 слайд

Описание слайда:

Отличие договора по найму от трудового ТК РФ предусматривает, что заключая трудовой договор, наёмный труженик имеет право на отпуск, оплату больничного листа и прочие положенные социальные гарантии. При заключении договора найма действуют другие нормы. Человек вступает в отношения, подчиняющиеся Гражданскому кодексу, и права свои вынужден отстаивать в суде. Для государства неприемлемо, если за длительно работающего человека по договору найма не поступает социальных отчислений от работодателя. На эти налоговые поступления содержится здравоохранение, другие социальные институты. Поэтому незаконное трудоустройство пресекается путём санкций со стороны прокуратуры и налоговых органов.

5 слайд

Описание слайда:

Но договор найма на работу является законным для выполнения определённых видов работ. К таким видам отношений относятся: договор подряда; трудовой договор с совместителем; срочный трудовой договор. Гражданско-правовой вид отношений не требует от работодателя предоставления отпуска или оплату листка нетрудоспособности. На практике зачастую нет разницы в названии договора, если он заключён с соблюдением всех требований закона. Основным из них является соблюдение всех законных интересов, которые следуют из ТК РФ. При заключении соглашения должны быть учтены все гарантии, которые обязан предоставить наниматель. Если условия будут лучшими, чем предусмотрено законом, то такой договор соответствует Трудовому кодексу.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности договора с ИП Если создано ИП, то целью деятельности является прибыль, и часто требуется привлечение рабочей силы. Но приём работника связан с определёнными обязательствами, и предприниматели стараются заключить устный договор, который не имеет юридической силы. Однако незаконное использование трудовых ресурсов наказуемо. Тогда работодатель оформляет договор найма на работу, который является гражданско-правовым. По такому документу взносы в пенсионный фонд и налоговую инспекцию поступают, а медицинское страхование и социальные гарантии не предусмотрены. Обычно к таким соглашениям относятся договоры подряда, совместительства и разовые работы.

7 слайд

Описание слайда:

Документы составляются таким образом, чтобы в большей степени отразить интересы работодателя. Его обязательства перед работником минимальны. Такая форма отношений ставит под угрозу сборы местных налогов, а значит, влечет ухудшение жизни в регионе. Фискальные органы и прокуратура отслеживают незаконную деятельность путём анализа повторяющихся краткосрочных договоров, и предприниматель может понести наказание в виде штрафа.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Профессиональный союз (профсоюз) - добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

11 слайд

Описание слайда:

История происхождения профсоюзов Истоки развития профсоюзов связаны с асимметрией реальных прав отдельных наемных рабочих и предпринимателей. Если рабочий отказывается от предложенных предпринимателем условий, то он рискует быть уволенным и стать безработным. Если же предприниматель отказывается от требований работника, то он может его уволить и нанять нового, почти ничего не потеряв. Чтобы добиться некоторого выравнивания реальных прав, рабочий должен иметь возможность в конфликтной ситуации заручиться поддержкой коллег по работе. Предпринимателю нет необходимости реагировать на отдельные выступления и протесты рабочих. Но когда рабочие объединяются и производству грозит массовый простой, то работодатель вынужден не только выслушать требования рабочих, но и как-то на них прореагировать. Таким образом, профсоюз давал в руки рабочих ту власть, которой они были лишены, действуя поодиночке. Поэтому одним из главных требований профсоюзов был переход от индивидуальных трудовых соглашений к коллективным договорам предпринимателя с профсоюзом, выступающим от имени всех его членов.

12 слайд

Описание слайда:

Основные функции профсоюзов – Современные ученые, занимающиеся проблемами профсоюзов, выделяют две их основные функции Некоторые экономисты добавляют к этим двум еще и третью функцию 1. защитную (взаимоотношения «профсоюз – предприниматели») 2. представительскую (взаимоотношения «профсоюз – государство»). 3. экономическую – заботу о повышении эффективности производства

В середине XVIII века начинается промышленный переворот в странах Западной Европы. Одно за другим появляются открытия и изобретения, совершившие революцию в технике, то есть в спо­собах обработки сырья. Механическая прядильная машина, меха­нический ткацкий станок и, наконец, применение двигательной силы пара - вот основные этапы данной революции.

Благодаря открытиям и изобретениям конца XVIII и начала XIX века был сделан большой скачок в области развития произ­водительных сил.

Переворот в области техники, прежде всего появление машинно­го производства, вызвал к жизни переворот в области общественных отношений. С появлением машинного производства резко измени­лось положение труда и капитала. Промышленный капитал сделался важнейшим фактором общественной жизни. В то же время, наряду с ростом капитала, росла нищета наемных работников, которые, ли­шаясь какой бы то ни было собственности, были вынуждены прода­вать владельцам орудий и средств производства свою рабочую силу.

Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны, крупная ма­шинная промышленность выбрасывала на рынок массу дешевых изделий, разоряя мелких, и средних ремесленников и вытесняя их в ряды наемных работников. С другой - капитал проникал в дерев­ню, успешно конкурируя с подсобными крестьянскими промысла­ми и вытесняя разорившихся крестьян в города.

В условиях «дикого рынка» промышленный капитал стремился полностью использовать машины, бездействие которых считалось прямым убытком. Это порождало беспощадную эксплуатацию ра­бочей силы, которая выражалась в удлинении рабочего дня и уре­зании заработной платы до предельно возможного минимума. Ра­бочие массы, выбрасываемые на улицу все новыми и новыми машинами, ничего не могли противопоставить капиталу, кроме покорности или стихийных выступлений. Законодательство XVIII-XIX веков отождествляло рабочего, который предлагал на рынке свой труд, с продавцом всякого другого товара, преследуя коалиции как преступления против общественного порядка. Тем самым ра­ботника фактически лишали возможности путем соглашения с дру­гими работниками обеспечить себе равноправное положение при торге с предпринимателем. Изолированный рабочий, зная, что за его спиной стоит множество таких же продавцов труда, беспреко­словно принимал условия, диктуемые предпринимателем, и дого­вор, юридически двусторонний, на самом деле превращался в одно­стороннее предписание. Работники вынуждены были конкурировать друг с другом, сбивая и без того нищенскую зарплату, а также по­сылать на предприятия своих жен и детей. Только в отдельных слу­чаях доведенные до отчаяния люди вымещали свою злобу на осо­бенно жестоких фабрикантах или машинах, в которых они видели главного виновника своих бед.


Новые экономические условия и новые общественные отноше­ния таили в себе ряд противоречий: рост богатства на одном полю­се общества и рост бедности, необеспеченности, физического и нравственного вырождения - на другом. С одной стороны, проис­ходило небывалое увеличение производительности труда, появля­лись все новые изобретения в науке и технике, с другой - суще­ствовали темные и невежественные массы, которых технический прогресс толкал к еще большей нищете.

Возникновение и развитие профсоюзного движения среди рабо­чего класса Европы стало одним из проявлений в социальной жиз­ни общества закона борьбы за существование.

Исследователи профсоюзного движения выделяют, как прави­ло, следующие причины его возникновения:

Формирование капиталистических отношений на основе сво­боды трудового договора;

Беспомощность и изолированность рабочего перед предпри­нимателем при заключении трудового договора;

Неустойчивость социального положения наемного рабочего;

Образование класса постоянных рабочих, занятых в продол­жение жизни и часто нескольких поколений в одной и той же отрас­ли производства и даже на одном и том же предприятии;

Концентрация производства и скопление рабочих масс в од­ном месте;

Различие интересов предпринимателей и рабочих, потеря среди большинства последних надежды сделаться самостоятельными хозяевами;

Борьба рабочих за свои права, приводящая к созданию ими своих первых объединений;

Объединение предпринимателей для борьбы с требованиями рабочих;

Проведение в области государственной экономической поли­тики первой половины XIX века принципа laisser faire, устранявше­го участие государства в регулировании отношений между пред­принимателями и рабочими;

Социально-политическое развитие рабочих масс, осознание ими своих профессиональных и классовых интересов;

Влияние деятельности различных политических партий на развитие организованного рабочего движения.

К причинам, которые тормозили развитие профсоюзов, относят: территориальную изолированность и разбросанность наемных ра­бочих в некоторых отраслях промышленности; их социально-эко­номическую и политическую безграмотность; низкий уровень жиз­ненных потребностей; бедность низкоквалифицированных рабочих; постоянный прилив в регионы с лучшими условиями труда имми­грантов из сельской местности или из слаборазвитых стран, отсут­ствие острых противоречий между хозяевами и рабочими на мел­ких предприятиях и законодательное запрещение свободного существования объединений рабочих.

Появление профсоюзов носило объективный и закономерный характер. Причина их появления лежит в необходимости объеди­нения рабочих в условиях существования частной собственности на средства производства и основанной на ней системе наемного труда. Созданием профсоюзов рабочие стремились уничтожить кон­куренцию на рынке труда, защитить себя от «тирании и бездушного отношения буржуазии».

Возникая из потребностей борьбы рабочих за свои права, про­фессиональные союзы долгое время существовали в качестве тай­ных, незаконных объединений. Их легализация стала возможна только по мере развития общества. Законодательное признание профсою­зов сыграло важную прогрессивную роль в их развитии.

Профсоюзы играли большую роль в улучшении материального положения рабочих. Изначальная и коренная функция, ради кото­рой и создавались профсоюзы, - это защита интересов рабочих от посягательств капитала. Ее основное содержание -- борьба за бо­лее высокую заработную плату и за лучшие условия труда. При этом данная борьба воспринималась рабочими как ответная мера, вы­званная противоположными акциями предпринимателей.

Помимо материального, экономического эффекта, деятельность профсоюзов имела высокое нравственное значение. Организован­ный протест рабочих говорил о сохранении ими человеческого до­стоинства. Отказ от экономической борьбы неизбежно привел бы к деградации рабочих, превращению их в безликую массу. Именно профсоюзы способствовали формированию гражданского общества, развитию правовой культуры.

Несмотря на общие закономерности появления и развития проф­союзов, в каждой стране существовали свои политические и эконо­мические условия, которые оказывали влияние на деятельность и организационную структуру профсоюзов. Это можно проследить на примере возникновения профсоюзного движения в наиболее раз­витых странах Западной Европы и Северной Америки.