Пищевые добавки. Что значит буква Е…

Пищевые добавки. Что значит буква Е…

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа].

Происходит это в следующих случаях:

В начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

После гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

После разделительных ь,ъ : съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех - [м""эх], нёс - [н""ос], люк - [л""ук], мял - [м""ал].

После приставок оканчивающихся на на согласную перед буквами е, ё, ю, я пишется ъ .
Например : подъезд, объявление, двухъярусный.
Во всех остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь .
Например : вьюга, ладья, льет.

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В русском языке после шипящих ж, ш, ч, щ пишутся гласные и, е, у, а : живой, жесть, журавль, жаворонок, шило, шесть, щука, щавель, честь, чуткий, частный.

Буквы э, ы, ю, я пишутся в нарицательных и собственных именах (и производных от них) иноязычного происхождения: брошюра, жюри, монтежю (аппарат для подачи жидкости), шэн (китайский музыкальный инструмент); Жюль Верн, Лонжюмо, Мкртчян, Чюрленис, Шяуляй.

Это правило не распространяется на аббревиатуры: ЖЭТФ (журнал экспериментальной и теоретической физики), ЖЭУ (жилищно-эксплуатационный участок), ЖЭС (железнодорожная электростанция), ЧЭС (частотное электромагнитное зондирование), ЧЭМЗ (Челябинский электрометаллургический завод).

Употребление букв е(ё) - о после шипящих в корне определяется специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е(ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё) , если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка - бечева, жёлудь - желудевый, жёрдочка - жердь, жёрнов - жернова, кошёлка - кошель, пощёчина - щека и т.п.;

если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о : боржоми, джоуль, жонглёр, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.

Слова шорох и шероховатый не являются однокоренными.

Различаются написания слов, образованных от глагола жечь : ожог (на руке), поджог (сарая), пережог (угля), прожог (на ткани), углежог (рабочая профессия) - существительные; ожёг (руку), поджёг (сарай), пережёг (уголь), прожёг (ткань) - глаголы в форме прошедшего времени.

§ 17. Звуки речи в буквы. Алфавит

мые единицы, которые выделяются при последователь-

ном фонетическом членении слова.

Количество звуков в словах различно. Например,

слова сад, цель, жить, мять, юг состоят из трех звуков:

[сат], [цэл"], [жыт"], [м"ат"], ук]; бьют, ямы, люди.

цирк - из четырех: , Цамы], [л"уд"и], [цырк];

праздник, зяблик - из шести: [праз"н"ик], [з"абл"ик].

Звуки речи мы произносим и слышим. На письме

звуки обозначаются буквами. Буква - это услов-

ный знак, служащий для обозначения на письме зву-

ков речи.

Перечень букв, расположенных в определенном по-

рядке, называется алфавитом или азбукой.

Слово алфавит происходит от названия первых двух

букв греческого алфавита- «альфа» и «бета» (ново-

греч. «вита»), азбука - от названия первых двух букв

славянского алфавита - «аз» и «буки».

Современный русский алфавит и название букв

Буквы Названия букв Буквы Названия букв

Аа а Рр эр

Вб бэ Сс эс

Вв А вэ Тт та

Гг гэ Уу У

Дд:":".:ii". ДЭ Фф эф

Ее е Хх ха

Её : ё Цц цэ

Жж жэ Чч че

Зз зэ Шш ша

Ии и ТТТи ща

Йй и краткое

Кк ка Ъъ твердый знак

Лл эл (эль) Ыы ы

Мм,.,- ам Ьь^,.. мягкий знак

Нн у.эн а»-.;.-;. э

Пп пэ яя^*: я

В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают

гласные звуки, 21 - согласные и две буквы (-6 и ь) не

обозначают звуков.

По алфавиту располагаются слова в различных сло-

варях, картотеках, списках. Знание алфавита имеет

большое практическое значение, так как помогает бы-

стро найти нужное слово.

Полного соответствия между звуками и буквами

нет. Это видно уже из того, что гласных букв в нашем

алфавите 10, а основных гласных звуков 6 и, наоборот,

согласных букв 21, а основных согласных звуков 37.

Одна и та же буква русского алфавита может обо-

значать разные звуки. Например, буква с обозначает

[с]» [с>]» [з], [з"], [ж], [ш]: сэкономить, семь, сбруя,

просьба, сжечь, расширить; буква б - [б], [б"], [п], [п"]:

барабанщик, бетонщик, столб, голубь. Один и тот же

звук может передаваться разными буквами. Так, звук

[ы] обозначается буквами ы, и: дым, цыпленок, жил,

Соотношение между буквами алфавита и звуками

устанавливает графика. Она определяет, какие

звуковые значения имеют буквы алфавита и как они

читаются в разных случаях употребления.

В русской графике три типа букв: 1) буквы, кото-

рые обозначают в отдельном конкретном случае употреб-

ления один звук, например: а, б, в; 2) буквы, которые

могут обозначать сразу два звука: е, ё, ю, я; 3) буквы,

которые не обозначают звуков: ъ, ь.

§ 18. Звуковое значение букв е, е, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука э], ,

» [!&] в следующих случаях: а) в начале слова: ель,

ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,

маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и

[ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.

После разделительного мягкого знака буква и также

обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи.

2. В положении после согласных букв, обозна-

чающих парные по твердости-мягкости согласные зву-

ки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],

[а] и одновременно указывают на мягкость предше-

ствующего согласного: день, лён, люди, пять.

Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я?

Буквы е,ё,ю,я могут обозначать мягкость предыдущего согласного звука. В таком случае они обозначают один гласный звук: е = э, ё=о, ю=у, я=а.

Убедимся в этом, послушав слова:

вечер [в"э ч"и р]

лёгкий [л"о х к"и й"]

люлька [л"у л" к а]

мята [м"а т а].

Буквы е,ё,ю,я могут обозначать два звука в следующих позициях:

1) в абсолютном начале слова

ель [й"э л"], ёлка [й"о л к а], юный [й"у н ы й"], ясень [й"а с"и н"];

2) после разделительных мягкого и твердого знаков

счастье, забытьё, сучья, жердью;

3) после других гласных звуков

пение, мумиё, касания, ласкою.

на письме звуки обозначают буквами. В русском языке 6 основных (ударных) гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э].Они обозначают 10: а,я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е. У букв я,ё,ю,е двойная роль. Они обозначают 2 звука если стоят: 1)В начале слова (пример: яблоко, я: й а). 2)после гласных звуков (пример: моё,ё: й о). 3)после ь,ъ разделительных знаков (пример: объезд, е: й э). Если буквы я,ё,ю,е стоят после согласной,они обозначают один звук и смягчают предыдущий согласный

Данные буквы могут указывать как на два звука, так и на один.

Вот примеры слов, когда е, ё, ю, я выражают один звук: человек (буква е-звук э), крюк (буква ю-звук у), заря (буква я-звук а), дрёма (буква ё - звук о),

Вот примеры, когда е, ё, ю, обозначают два звука: яблоко (я - йа), юла (ю-йу), юбка (ю-йу), клен (е-йо), янтарь (я-йа).

Вот в табличке наглядно указаны правила о том, в каких случаях буквы э,ю,я,ё значат один, а в каких случаях два звука:

Лиса-наса

Буквы русского алфавита е, ё, ю, я передаются двумя звуками, поэтому при разборе слов с этими буквами количество звуков будет больше. Итак:

е передается сочетанием йэ,

ё передается сочетанием йо,

ю передается сочетанием йу,

я передается сочетанием йа.

Leona-100

Как известно, в русском языке гласных звуков меньше, чем самих букв. А именно, звуков всего шесть, а вот букв уже десять. Буква е, а звук будет э (йэ), ё - о (йо), ю - у (йу), я - а (он будет звучать как йа).

Здоровье человека напрямую зависит от образа жизни, которую он ведет, и только на 13% зависит от уровня здравоохранения и на 17% от наследственной предрасположенности. Важнейшим слагаемым здорового образа жизни является правильное питание, состоящее из полезных организму продуктов. Между тем, практически любой продукт, который мы покупаем в магазине - будь то детское питание или обычная буханка хлеба, содержат в себе пищевые добавки, которые обозначаются буквой "Е".

Буквой "Е" стали обозначать пищевые добавки с 1953 года, до этого названия пищевых добавок на упаковках писали полностью. Учитывая сложность наименования многих пищевых добавок, Европейская комиссия разработала универсальную систему их обозначений. Например, диоктисульфосукцинат натрия теперь просто обозначают индексом Е480, а поливинилполипирролидон - индексом Е1202. Кроме того, названия пищевых добавок на разных языках звучат по разному и единая система кодирования буквой "Е" пищевых продуктов существенно снизило путаницу у производителей продуктов.

Среди пищевых добавок , кодируемых буквой "Е", достаточно много и тех, вред которых не доказано, но содержание их в продуктах рекомендуется контролировать. Особенно внимательно изучайте содержание пищевых добавок в продуктах ввозимых к нам из зарубежных стран. Многие продовольственные компании, которые импортируют продукты питания в Россию, выпускают три вида одного и того же продукта: первая - для потребления жителей страны-производителя, вторая - для экспорта в развитые страны и третья - для потребления населения с низким уровнем достатка.

Третий вид продукции предназначен для вывоза в страны, где население предпочитает экономить деньги на продуктах . Как бы не было печально об этом говорить, но 80% продуктов питания экспортируемых к нам из зарубежных стран относятся к третьему виду. Учитывая это обстоятельство, избегайте употребления в пищу продуктов, где есть красители с обозначением Е123, Е128 и Е121, а также консерванты Е217, Е240 и Е216. Эти пищевые добавки запрещены к использованию в России.

В индустриально развитых странах запрещена также для реализации продукция, имеющая на упаковке индекс Е330, но у нас потребление ее, к сожалению, продолжается. Сам по себе Е330 - это обычная лимонная кислота, но он может оказать вредное влияние на состояние желудка и намного увеличивает риск развития раковой опухоли.

У каждой пищевой добавки есть свой химический состав и обозначение, которое проверено на безопасность. Красители, входящие в состав продуктов, обозначаются буквой "E" и цифрами рядом с ним от 100 до 182. Все искусственные красители могут вызвать аллергические реакции у детей. Особенно токсичны в больших количествах Е173, Е155 и Е102, а красители Е128, Е123 и Е121, как уже говорили выше, запрещено добавлять в пищевые продукты.

Если на упаковке продукта рядом с буквой "Е" стоят цифры от 200 до 299, то это говорит о том, что он долго не испортится, так как в его составе есть консерванты, удлиняющие его срок хранения. Многие консерванты канцерогенны и могут вызвать головную боль, тошноту, аллергию, приступы удушья и диарею. Так при регулярном употреблении Е250 и Е252 может развиться почечная недостаточность и анемия, а Е214, Е219, Е200 и Е220 могут спровоцировать астму, аллергию, мигрень и расстройства пищеварения. А потребление продуктов, содержащих консерванты Е216, Е217 и Е240 вообще запрещено.

Сходное с консервантами действие оказывают антиокислители и регуляторы кислотности, которые замедляют процессы окисления. Обозначаются они цифрами от 300 до 399 рядом с буквой "Е". Особую опасность для организма представляют Е330, Е311, Е 320 и Е 321. Повышенные их дозы способствуют повышению холестерина в крови, что может привести к серьезным заболеваниям сердца и кровеносной системы. Кроме того, многие антиокислители канцерогенны и вызывают аллергические реакции.


Цифрами от 400 до 700 рядом с буквой "Е" обозначаются различные пищевые добавки - стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, разрыхлители, усилители и аромата. Они помогают добиться нужной консистенции продукта и усиливают его вкусовые качества. Наиболее известный нам всем сахарозаменитель Е420 широко используется в производстве жевательных резинок, но если часто жевать жвачку, то гарантировано развитие кариеса, диареи и метеоризма. А пищевые добавки Е407, Е421, Е447, Е461-466, Е450 могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, печени, способствовать развитию кариеса и остеопороза.

Цифр от 700 до 899 рядом с буквой "Е" на продуктах вы не обнаружите, их держат в запасе для обозначения новых разновидностей пищевых добавок. А обозначения от Е900 до Е1521 указывают на то, что в продукт питания добавлены вещества, снижающие пенообразование. Например, аспартам, который обозначается Е951, добавляется в газированные напитки. Между тем употребление его очень вредно для организма в целом, попадая в желудок он превращается в канцерогенный формальдегид, который токсичен. А пищевая добавка Е952 может вызвать почечную недостаточность.

Сегодня нет наверно человека, который бы не засомневался в покупке баночки йогурта ребенку, в состав которого входит пищевая добавка с буквой "Е". Между тем ходить по магазинам и проверять продукты на наличие буквы "Е" в упаковке не следует, ведь многие из пищевых добавок с обозначением "Е" абсолютно нейтральны.

Если мы живем в век высоких технологий, то кушать только натуральную пищу и жить не употребляя продукты без буквы "Е" нам уже не удастся. Просто научитесь отличить полезную букву "Е" от вредной, ведь среди пищевых добавок много безопасных и полезных. Например, это Е101 (витаминВ1), Е161б (лютеин), Е406 (агар), Е440 (пектин), Е916 и Е917 - препараты йода.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Пищевые добавки (ПД) - вещества, намеренно добавляемые в продукты питания с целью улучшения производственного процесса, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или изменения органолептических свойств (вкус, цвет, запах).

Все пищевые добавки кодируются при помощи буквы «Е» и четырех- или трехзначного номера. Почему «Е»? Специалисты связывают это как со словом Европа, так и с аббревиатурами ЕС/ЕУ, а также со словами ebsbar/edible, что в переводе на русский (соответственно с немецкого и английского) означает «съедобный».

Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):

Е100-Е182 - красители;

Е200-299 — консерванты;

Е300-399 — антиокислители (антиоксиданты);

Е400-499 — стабилизаторы консистенции, загустители, эмульгаторы;

Е450, Е1000 - эмульгаторы

Е500-599 - регуляторы кислотности и вещества против слеживания;

Е600-699 - усилители вкуса и аромата, ароматизаторы;

Е700-800 — запасные индексы для другой возможной информации;

Плюсы и минусы «Е»

  1. Увеличенные сроки хранения продуктов.
  2. Улучшение технологий производства или, как в некоторых случаях, единственная возможность производства.
  3. Улучшение вкуса и привлекательности товара, его консистенции.
  4. Данное вещество проверено на безопасность.
  5. Для данного вещества установлены критерии чистоты, необходимые для достижения определенного уровня качества продуктов питания.

1. Применение ПД ставит вопрос об их безопасности. При этом учитываются ПДК (мг/кг) — предельно допустимая концентрация чужеродных веществ (в том числе добавок) в продуктах питания, ДСД (мг/кг массы тела) — допустимая суточная доза на среднюю величину массы тела — 60 кг. Например, предполагается, что среднестатистический человек питается копченостями реже, чем другими видами колбасных изделий, поэтому предельно допустимая концентрация нитратов в копченостях будет выше. Следовательно, при частом потреблении копченостей, легче суммарно превысить безопасную дозу.

2. Большинство пищевых добавок не имеет, как правило, пищевого значения, т. е. не является энергетическим или пластическим материалом для организма человека (из него нельзя что-то построить или получить энергию).

3. Пищевые добавки часто являются аллергенами.

4. Необходимо помнить и о том, что некоторые вещества обладают свойством кумулятивности, т.е. способностью накапливаться в организме и вызывать нежелательные явления.

Список вредных пищевых добавок

Код…воздействие Код воздействие

Е102……………О Е240……………Р

Е103……………З Е241……………П

Е104……………П Е242……………О

Е105……………З Е249……………Р

Е110……………О Е250-Е251……РД

Е110……………З Е252……………Р

Е120……………О Е270……………О

Е121……………З Е280-283………Р

Е122……………П Е310-Е312……С

Е123………ОО,З Е320-Е321……Х

Е124……………О Е330……………Р

Е125……………З Е338-Е343……РЖ

Е126……………З Е400-Е405………О

Е127……………О Е450-Е454……РЖ

Е129……………О Е461-Е466……РЖ

Е130……………З Е477……………О

Е131……………Р Е501-Е502……О

Е141……………П Е503……………ОО

Е142……………Р Е510……………ОО

Е150……………П Е513……………ОО

Е151…………ВК Е527……………О

Е152……………З Е620……………РК

Е153……………Р Е626-Е635………РК

Е154………РК,РД Е636……………О

Е155……………О Е637……………О

Е160…………ВК Е907……………С

Е171……………П Е951…………ВК

Е173……………П Е952…………З

Е180……………О Е954…………Р

Е201……………О Е1105………ВК

Е210-Е219……Р

Е220-Е228……О

Е230……………Р

Е321-Е232……ВК

Е233……………О

Е239…………… ВК

Условные обозначения вредных воздействий:

О- опасный;

П - подозрительный;

РД - артериальное давление;

Р - канцерогенный;

ВК - вреден для кожи;

РК - кишечные расстройства;

Х - холестерин;

ОО - очень опасный;

РЖ - расстройство желудка;

З - запрещены

E250 (нитрит натрия) обычно применяют в колбасах, Хотя нитрит натрия и является общеядовитым токсичным веществом, но на практике его не запрещают, так как это «наименьшее зло», обеспечивающее товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно-коричневым цветом домашней колбасы).

Некоторые производители в маркетинговых целях не указывают ингредиенты с буквенным кодом E, заменяя это на название добавки, например, «глутамат натрия».

Часть добавок, ранее считавшихся безвредными (например, формальдегид E240 в шоколадных батончиках или E121 в газированной воде), позднее были признаны слишком опасными и запрещены; кроме того, добавки, безвредные для одного человека, могут оказать сильное вредное воздействие на другого. Поэтому рекомендуется по возможности оградить от пищевых добавок детей, пожилых людей и аллергиков.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с буквой “Е” и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква “Е” имеет два звука.

образовательная: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова;

развивающая: развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас;

воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Урок начнем с чистоговорки
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!

II. Динамическая разминка

  1. Упражнение “Зубная щетка
  2. “Разбудим язычок”
  3. Ароматный цветок
  4. Свеча
  5. Воздушный шарик

III. Повторение

На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

Как распознать гласные и согласные звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (Гласные – красным)

Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (Синим или зеленым)

От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (От того, какая гласная стоит после согласного)

Значит какие бывают согласные? (Твердые или мягкие, звонкие или глухие)

В каком ряду на ленте букв стоят звонкие согласные?

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной очень особой, хитрой буквой.

IV. Постановка темы и цели урока

Послушайте песню, какой герой мультфильма ее исполняет? (Крошка енот) (Cлайд 2, 3). Приложение

О еноте еще говорят так
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт. -
И ты будь таким,
Как чистюля... (Енот)

Как называют вечнозеленое дерево? (Ель)

В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (Ель) (Слайд 4)

А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели) (Слайд 5)

Ребята, сколько слогов в слове ели?

Какой первый? Второй?

Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ) (Слайд 6)

На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)

Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е. (Слайд 7)

Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.

V. Работа над новым материалом

1. Беседа о звуке

Произнесем этот звук. Как мы его произносим?

Какой он? (Гласный)

Слого-звуковой анализ слов:

Еда, енот, моет, воет, роет. (Слайд 8)

Понаблюдайте и скажите, в каких случаях мы слышим два звука йэ рядом? (В начале слова и после гласного звука)

Посмотрим, что обозначает буква е после согласного. (Слайд 9)

(Мягкость предыдущего согласного)

Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук э) (Слайд 10)

2. Знакомство с новой буквой

А) На что похожа буква (Слайд 11)

На дворе - такая жалость! -
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась -
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)

Б) Сравнение печатной буквы с прописной. (Слайд 12)

Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква. (У печатной углы острые, а прописной закругленные)

3. Физминутка

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

4. Работа по учебнику, с.76-77

1. Отгадайте загадку:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)

Что изображено на картинке? (Эпизод из сказки “По щучьему веленью”)

Какое время года изображено?

Чему удивились и люди, и птицы, и звери?

Почему мы можем сказать, что они удивились? (По мимике)

Какие еще чудеса происходили с Емелей?

В какое время года произошло это событие?

Какие еще времена года вы еще знаете? (Часы о времени года)

Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?

Се, ре, ле, ве, не, ке, те.

Доведение слога до слова. (Слайд 13)

3. Чтение столбиков слов

Каких зверей мы видим на картинке?

На какие две группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие)

Еще что видим? (Птицы)

Скажите на какой вопрос отвечают слова – белка, лиса, снегирь, сорока? (кто?) Почему? (Одушевленные)

Что еще можно о них сказать. (Нарицательные)

Когда будут собственными. (Если дать им кличку)

Какие еще слова отвечают на этот вопрос? (Емеля, бабушка, дедушка)?

Что можем сказать об имени Емеля? (Собственное)

4. Чтение текста с.77

Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)

Отгадайте ребусы. (Слайд 14-17)

Работа с пословицами.

5. Беседа по иллюстрации с.78

Что изображено на рисунке?

Можно ли сказать о реке, что она полноводна?

Какие деревья растут на правом берегу реки? (Сосны, ивы) А на левом? (Березы, ели, ивы)

На какие виды можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные)

(Рисунки деревьев)

6. Знакомство со словами – антонимами с.78

Что можно сказать об этих словах? (Противоположные по значению – антонимы)

Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах? (Слайд 18 )

Чтение текста. Лес

Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)

7. Чтение с.79

Какой берег крутой? А какой пологий?

Что делает мальчик у реки? Каким образом он попал из деревни на противоположный берег?

Чтение текста. Река (учителем)

Где росли ели?

Какая была река?

Какие ветви у ивы?

Куда они склонили свои ветви?

Что есть в реке?

Кто находится в иле и тине? Кто они такие? (Рыбы)

V. Подведение итога урока

Вы очень много сегодня отвечали на вопросы. Как одним словом можно назвать то, что мы произносим, говорим? (Речь)

Какие виды речи вы знаете?

Какую речь на уроке мы с вами использовали?

С какой новой буквой вы сегодня познакомились?

Сколько звуков она обозначает?

Когда она обозначает два звука?

Домашнее задание: с.77-79.

Подчеркнуть букву е .

Урок законен. (Слайд 19)

Урок …

Тема: Обозначение звука [й"] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю

Проектная группа: Кузина А.В., Ширяева Г.В.

Консультант: Восторгова Е.В.

Цель: Обнаружить новый способ обозначения звука [й’] c помощью букв Я, Е, Ё, Ю.

Результат: Учащиеся должны прийти к выводу о том, что звук [й’] в позиции перед гласным нужно обозначать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю.

Вводный комментарий: На данном уроке дети впервые сталкиваются с позиционным характером обозначения звука [й’]. До настоящего момента учащиеся обозначали этот звук лишь буквой Й на конце слова или перед согласным звуком, т.е. в позиции НЕ ПЕРЕД ГЛАСНЫМ звуком. При этом, т.к. у учеников был только один способ обозначения звука [й’] (в обоих случаях с помощью буквы Й), позиции данного звука не анализировалась, в этом не было никакой необходимости. На предстоящем уроке ученики должны обнаружить, что звук [й’] может обозначаться разными способами – с помощью своей буквы Й (если данный звук находится не перед гласным) и с помощью гласных букв Я, Е, Ё, Ю (если данный звук находится перед гласным). Сложность этого урока состоит именно в противопоставлении указанных позиций и разных способов обозначения одного и того же звука. Данный урок чрезвычайно важен, т.к. на нем дети еще раз осознают важнейший принцип русской графики – позиционности.

Проектируемый ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

1.Организационный момент.

2. Постановочная часть.

3. Решение проблемы

У: Ребята, здравствуйте!

Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

У: Присаживайтесь, пожалуйста!

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью:

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (МАЙ)

Освещает темноту,

И сигналит кораблям:

У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК. Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.

У: Почему же мы написали слово МАЙ, МАЙКА одинаково, а слово МАЯК – по-разному?

С каким звуком в слове маяк проблема? (с 3 звуком).

Какой это звук? [й"]

А мы разве раньше не умели обозначать звук [й"]? (умели)

Какой буквой? (Й)

Давайте, обратим внимание на слова МАЙ, МАЙКА. Может, сосед виноват?

В слове МАЙ какой сосед справа? (нет гласного)

В слове МАЙКА? (нет гласного). Хорошо!

Давайте сделаем следующую запись у себя в тетради:

А в слове МАЯК назовите соседа? (гласный). Верно! Получается следующая запись:

Получается, что звук [й"] в этих словах занимает разную позицию, т.е. место. Как же все-таки правильно писать это слово? (МАЙАК, МАЙЯК, МАЯК)

Но в русском языке принято только одно написание! Осталось только узнать, какое именно.

Давайте откроем наши Буквари на странице 6 и посмотрим, как же там записано это слово:

У: Что же особого в имени буквы Я? (она обозначает два звука [й"а])

Верно! А сколько звуков в слове МАЯК (5)

А букв? (4)

Вывод: одна буква может обозначать два звука. Назовите работу буквы Я?

У: А как вы думаете, есть ли еще в ленте буквы, которые обозначают 2 звука? (Е,Ё,Ю)

Какую же работу выполняет буква Я? (обозначает 2 звука)

В каком случае? (если сосед справа гласный)

На доске:

Учащиеся работают у себя в тетради, один ученик у доски

Фронтальное обсуждение

Учащиеся работают в тетради

Анализ проекта и его реализации:

Этапы 1-2. Организационный момент. Постановочная часть.

На втором этапе учитель загадывает детям загадки, ребята называют слова и соотносят их с моделями на доске. По поводу первого слова между детьми разворачивается дискуссия о том, подходит ли слово май к определенной схеме. Т.к. дети отвечают с места, им нелегко убедить друг друга – конечно, было бы намного удобней, если бы учитель пригласил ребят к доске и попросил их прочитать слово по модели, непосредственно сравнивая произносимые звуки в слове и значки для звуков в словесной звуковой модели. После того, как нужная модель выбрана, дети записывают ее в тетрадь и обозначают каждый звук соответствующей буквой. С точки зрения организации работы это хорошо – дети не успевают устать от дискуссии и коллективная работа перемежается индивидуальной работой первоклассников.

Слово маяк , как и предполагалось при проектировании, было записано детьми по-разному: МАЯК и МАЙАК. Учитель, как и было запланировано в проекте, перешел к анализу и фиксации двух разных позиций в записанных словах: перед гласным (в слове маяк ) и не перед гласным (в словах май, майка ). Однако, возникает впечатление, что учитель несколько поторопился обозначить проблематичность новой позиции – не все дети осознали обозначение звука [й’] перед гласным как проблему. Вместе с тем, один ребенок сразу предположил, что такая же ситуация возникает с буквами Ю, Е, Ё – они тоже могут обозначать звук [й’]. Жаль, что учитель не зафиксировал на доске это предположение в тот момент, когда оно возникло – ведь вторая часть урока была посвящена именно этому вопросу.

При анализе позиций существенным недостатком работы было то, что не был развернут анализ работ букв в словах (дети не проводили стрелочек, обозначающих эти работы) – это бы существенно упростило восприятие детьми позиций и их противопоставление. На уроке же момент анализа и фиксации позиций выглядит несколько натянуто, как лекция. Т.к. не был развернут в полной мере звуко-буквенный анализ (не были проанализированы работы букв), акценты сместились: в большей степени на уроке речь шла о правильности или неправильности того или иного варианта написания слова маяк, а не о том, что в данном слове нам встретилась принципиально новая позиция, допускающая эти варианты. В сущности, надо было привести детей к выводу, что в каждом из вариантов написания (МАЯК и МАЙАК) звук [й’] обозначен – только по-разному. А уже затем можно было обратиться к учебнику,чтобы выяснить, как принято обозначать данный звук в этой ситуации. Кроме того, необходимо отметить, что на доске появилась очень неудачная схема: от буквы Я отходят две стрелочки к буквам Й и А, которые, конечно же символизируют звуки. Такая путаница звуков и букв затрудняет содержательный анализ на уроке.

Этапы 3-4. Решение проблемы. Итог.

Любопытно, что в проекте фактически не была разработана часть урока, связанная с обсуждением работы букв Е, Ё, Ю. Однако на уроке эта часть урока заняла значительное место.

Ребенок, который сам в первой части урока предложил букву Я для обозначения звука [й’], на данном этапе урока вдруг написал в слове каюта буквы ЙУ. Это еще раз подтверждает, что новая позиция данного звука не стала главным объектом внимания детей. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, разобрав несколько слов к концу урока, учащиеся все же разобрались в том, почему в новой позиции нужно использовать гласные буквы Я, Е, Ё и Ю.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

Этапы

Содержание

Примечания

1.Организационный момент.

2. Постановочная часть.

3. Решение проблемы

У: Ребята, здравствуйте!

Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

У: Присаживайтесь, пожалуйста!

У: На доске висят 3 звуковые модели слов.

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью (чтобы доказать свою точку зрения ребенку необходимо выйти к доске и прочитать это слово по звуковой модели).

Загадка №1: Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (МАЙ)

Учащиеся записывают у себя в тетради звуковую модель к слову - МАЙ, а затем учитель предлагает сделать и буквенную запись.

Загадка №2: Что одевают люди под свитер, рубашку? (МАЙКА)

Аналогичная работа проводится и с этим словом, сначала учащиеся составляют звуковую модель, затем обозначают звуки буквами.

Загадка №3: Великан стоит в порту,

Освещает темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!» (МАЯК)

Работа проводится аналогично предыдущим словам.

(Если есть ошибки, обсуждаем с детьми).

У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК, и даже такой вариант как: МАЯАК (обращаем внимание на звуковую модель, и выясняем, что это избыточный вариант, необходимо выяснить, как работает каждая буква). Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.