Гобсек читать в подробном сокращении. Зарубежная литература сокращено

Гобсек читать в подробном сокращении. Зарубежная литература сокращено

Гобсек краткое содержание

Гобсек (фр. Gobseck) роман Оноре де Бальзака , напечатанный впервые в 1830. Позже роман вошел в цикл «Человеческая комедия» как часть «Сцен частной жизни». Основной темой произведения является власть денег, а основным персонажем, вокруг которого построена фабула ростовщик Гобсек . Роман сначала был напечатан в 1830 частями в журнале «Ля Мод» под названием «Ростовщик», затем отдельным томом в издательстве мадам Делоне под новым названием «Опасность непослушания». В 1835 название изменилось на «Батюшка Гобсек», нынешнее название «Гобсек» утвердилась с выходом в свет «Человеческой комедии» в 1842. Роман многоплановый. На поверхности рассказ о браке Камиллы де Гранлье, дочери виконтессы де Гранлье, с графом Эрнестом де Ресто, другая тема — изображение жажды, которую олицетворяет ростовщик Жан-Эстер де Гобсек, но более всего это картина всего общества, в котором господствуют деньги. Действие происходит в период Реставрации Бурбонов, примерно в 1829. Аристократия в то время вернула себе положение утраченное во время Французской революции, но в обществе правили деньги. Богатая буржуазия стремилась породниться с разоренным дворянством, все покупалось и продавалось. Тема поклонения денегам выходит в романе на первый план.Рассказ начинается в салоне мадам де Гранлье разговором хозяйки с семейным адвокатом Дервилем. Дервиль слышал разговор мадам де Гранлье со своей дочерью Камиллой, и узнал, что Камилла влюблена в молодого Эрнеста де Ресто, сына Анастасии де Ресто, при рождении Горио. Мадам де Гранлье недовольна этой любовью, поскольку мать Эрнеста растратчица, связана незаконной связью с Максимом де Траем, ради которого растратила свое состояние. Впрочем, это только отговорка, настоящая причина в том, что у Эрнеста нет денег.
Дервиль приходит на помощь Камилле — Эрнест недавно сумел вернуть себе семейное наследство. Рассказ о том, как это произошло, возвращает читателя во времена, когда молодой начинающий адвокат Дервиль, познакомился с Жаном-Эстер де Гобсеком, ростовщиком. Эти два персонажа появляются во многих романах «Человеческой комедии», хотя бы в виде упоминаний: «Полковник Шабер», «Блеск и нищета куртизанок» и других.
Дервиль познакомился с Гобсеком давно, когда они оба жили в одном дешевом пансионе. Гобсек уже тогда жил нелюдимом и разговаривал только с Дервилем, рассказывая ему истории из своего ремесла, приправленные циничной философией. Впоследствии Дервиль сумел выкупить адвокатскую контору, взяв под грабительские проценты ссуду у Гобсека.
Дервиль продолжает свой рассказ, повествуя о том, как он познакомил с Гобсеком франта Максима де Трай, который надеялся занять у ростовщика деньги. Гобсек отказался дать ссуду графу, несмотря на его 300 тыс. франков долгов и ни су за душой. Максим де Трай, впрочем, привлек к делу женщину, свою любовницу, графиню де Ресто. Ему удалось наигранными страдания уговорить графиню взять у Гобсека заем, с неоправданно большим залогом.
Муж графини узнал об афере и явился к Гобсеку, требуя вернуть залог. Гобсек советует графу спрятать деньги от жены-растратчицы, передав имущество надежному человеку, в качестве которого предлагает себя. Посредником в деле выступает Дервиль.
Не получив от де Ресто расписки о фиктивности сделки с передачей имущества, Дервиль посещает графа. Тот тяжело болен. Графиня де Ресто делает все возможное, чтобы не допустить адвоката к мужу. Она уже разорвала отношения с Максимом де Траем. Не имея возможности встретиться с Дервилем, граф хочет передать документы сыну, но графиня препятствует и этому. Перед смертью графа де Ресто она на коленях умоляет у мужа прощения, но тщетно. Граф умирает, а на следующий день Гобсек с Дервилем застают в его доме страшную картину — графиня перевернула все вверх дном, ища завещание. Услышав шаги людей, она бросает в огонь документы, предназначенные Деривлю, вследствие чего Гобсек становится собственником всего имущества покойного.
Гобсек вступил во владение новыми поместьями. Дервиль обращался к нему с мольбой пожалеть графиню и ее детей, но ростовщик цинично отвечал, что «беда научит» — он вернет наследство Эрнесту только тогда, когда тот узнает цену деньгам и людям.
Рассказ Дервиля заканчивается его последним визитом к Гобсеку, когда тот уже умирал. Дервиль хотел еще раз попытаться упросить ростовщика, чтобы помочь молодым влюбленным. Под конец жизни жадность Гобсека превратилась в безумие — его дом стал свалкой накопленных вещей. Но старый скряга уже стоял на пороге смерти. Перед смертью он завещал все свое имущество Дервилю, а замок де Ресто возвращает Эрнесту. Таким образом Эрнест вернул свое имение.
Выслушав рассказ Дервиля виконтесса де Гранлье соглашается, Что да, если так, то Эрнест очень богат.

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье - одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.

Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведет себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения - её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.

Дервиль, симпатизирующий влюбленным, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе - там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности - с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие - это был «человек-вексель», «золотой истукан». Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми - миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы - страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика - этот щеголь, мот и игрок способен разорить всю семью.

Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент - и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов - обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой - по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счеты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды.

После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад - его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надежному другу всё свое имущество путем фиктивной продажной сделки - это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришел к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа - подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.

Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать - добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем - в рассказе идет речь о графине де Ресто. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, - на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну - но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остается непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстает жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мертвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, - имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски - в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье - лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам - вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль еще раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все свое богатство старый скряга завещал правнучке сестры - публичной девке по прозвищу «Огонек». Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами - и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию - он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретет утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым - только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан - ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у нее засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции. Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведет себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье. Дервиль, симпатизирующий влюбленным, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешевом пансионе — там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», желтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие — это был «человек-вексель», «золотой истукан». Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы — страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика — этот щеголь, мот и игрок способен разорить всю семью.

Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент — и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов — обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой — по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счеты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды. После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надежному другу все свое имущество путем фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришел к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа — подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.

Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать — добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем — в рассказе идет речь о графине де Ресто. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, — на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остается непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстает жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мертвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека. Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье — лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль еще раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все свое богатство старый скряга завещал правнучке сестры — публичной девке по прозвищу «Огонек». Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами — и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию — он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретет утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым — только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан — ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.


В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Биография


Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге "Гобсек"

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.


Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.


Главные герои повести "Гобсек" (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации


Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.


В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии , перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер , будучи на тот момент еще мальчиком.

10 КЛАСС

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

ГОБСЕК

Повесть «Гобсек» начинается с экспозиции. Сначала рассказ ведется от имени автора, который описывает один из зимних вечеров 1792-1830 pp . в салоне віконтеси где Гранльє - одной из самых известных дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье, а потом появляются голоса рассказчиков - Дервиля и Гобсека.

В этот вечер гости - молодой граф Эрнест де Ресто и стряпчий Дервіль - засиделись допоздна. Дервиля считают другом семьи, потому что он в свое время помог віконтесі вернуть утраченные во время революции деньги и имения. Камила, дочь віконтеси, любит молодого графа Эрнеста де Ресто. Но у матери графа плохая репутация в аристократическом мире, поэтому госпожа Гранльє хочет отказать ему в посещении своего дома, обещая, что пока она жива, никто из родителей не доверит ему будущее своей дочери.

Тут в разговор вмешивается Дервіль. Он рассказывает женщинам историю, которая, по его мнению, должна изменить взгляд на состояние дел в семье молодого графа де Ресто.

История эта началась давно. В то время Дервіль был младшим писцом в конторе стряпчего, изучал право и жил в меблированных комнатах. Его соседом был ростовщик Гобсек - спокойный надменный человек, которого никто и ничто не могло вывести из равновесия.

Каждая деталь этого яркого образа подчеркивает характер героя. Гобсек имел «лунный лик», волосы пепельно-серого цвета. «Желтоватая бледность его кожи напоминала цвет серебра, с которого слетела позолота». Черты его лица казались отлитыми из бронзы, а глаза желтые, как у хорька, прятались от яркого света. Нос Гобсек имел острый, похожий на свердлик, губы тонкие. Он никогда не терял душевного равновесия, даже когда его клиенты умоляли, рыдали, угрожали, он оставался спокойным и говорил тихо. Безжалостность Гобсека подчеркивают такие признаки, как «человек-вексель», «человек-автомат», которая подавляет в себе любые чувства. Завершает портретную характеристику упоминание о том, что добывая деньги, он сам бегал «по всему Парижу на тонких, худощавых, как у оленя, ногах». Угадать его возраст было трудно: то он заблаговременно постарел, то в старости выглядит молодо. В его доме все было опрятным и потертым, как в комнате старой девицы. Жизнь его, казалось, текло тихо, как песок в старом песочных часах.

Гобсек был очень осторожным, и никто не знал, бедный он или богатый. Однажды из его кармана выпала золотая монета, жилец, (пускался за ним по лестнице, поднял ее и подал Гобсекові, но тот не взял утерянного, потому что не хотел признаться, что у него могут быть такие деньги. Жил ростовщик одиноко и поддерживал отношения только с Дервілем, которому и открыл свои сокровенные мысли о мире и людях.

Вот что выяснил Дервіль. Гобсек родился в Голландии. Когда мальчику исполнилось десять лет, мать отдала его юнгой на корабль, который плыл в Индию. На том корабле он и странствовал в течение следующих двадцати лет. Гобсек всегда стремился разбогатеть, и судьба бросала его по миру в поисках богатства во всех континентах. Он знал многих знаменитых людей своего времени, был замешан во многих исторических событий, но не любил об этом говорить.

«Философия» Гобсека заключалась в том, что миром правит золото, а золотом владеет ростовщик, поэтому он имеет тайную власть над людьми. Монолог Гобсека - это гимн золоту. И не случайно в нем звучат патетические ноты: «У меня взор, как у господа Бога: я читаю в сердцах...» Но одновременно ощущаются и циничные мысли: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую...», «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?».

Гобсек развлекался тем, что изучал человеческие страсти и наслаждался своей властью над ними. Как поучительный пример, он рассказал Дервілю истории двух векселей, по которым получил деньги. Один в определенный срок оплатила швея Фани Мальвы, трудолюбивая и добропорядочная девушка, которая вызвала сочувствие даже у ростовщика. Второй вексель подписала одна графиня, а деньги получил ее любовник. Гобсек пришел к графине, но ему сообщили, что та еще спит и проснется не раньше двенадцати часов, потому что всю ночь была на балу. Ростовщик назвал свою фамилию и попросил передать графине, что зайдет позже. В полдень он снова пришел, и с улесливої поведения графини понял, что заплатить ему нечем. Даже красота женщины, которую он не мог не отметить, не пробудила в его сердце сочувствие: он предупредил, что раскроет ее тайну, когда она не заплатит. Во время их разговора в комнату зашел муж графини, и та вынуждена была отдать Гобсеку бриллиант, чтобы избавиться от ростовщика. Выходя из дома графини, он встретил ее любовника, на лице которого прочитал будущее графини.

Прошло несколько лет, Дервіль завершил курс права и получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Вскоре ему представилась возможность выкупить патент своего патрона. Гобсек дал Дервілю деньги в долг только под тринадцать процентов-обычно он брал от пятидесяти до пятисот процентов задолженной суммы). Прилежание и настойчивость в работе Дервиля дали ему возможность рассчитаться с ростовщиком через пять лет.

А еще через год Дервіль оказался на парубоцькому завтрака, где его должны были познакомить с известным в высшем свете господином де Трай. Последний попросил Дервиля помирить его с Гобсеком. Но ростовщик отказывается одолжить деньги человеку, у которого не было ничего, кроме долгов. Тогда де Трай, сміючйсь и хвастаясь, заявил, что в Париже нет никого, кто имел такой капитал, как у него. К тому же, сказал он, среди его друзей - известные в высшем мире люди. В это время возле дома остановился экипаж, и де Трай бросился к выходу. Вернулся он с необыкновенно красивой женщиной, в которой Дервіль узнал ту самую графиню. Женщина принесла в залог великолепные бриллианты. Дервіль понял всю глубину пропасти, в которую падала графиня, и попытался отговорить ее закладывать драгоценности, ссылаясь на то, что графиня замужняя женщина и подвластна мужчине. Гобсек оценил драгоценности и решил взять их в залог, но, учитывая юридическую сомнительность дела, предложил значительно меньшую сумму, чем настоящая цена драгоценностей. Заметив колебания графини де Трай начал намекать ей, что это заставляет его уйти из жизни. Поэтому женщина была вынуждена принять предложение Гобсека. Из указанных в договоре восьмидесяти тысяч ростовщик выписал чек только на пятьдесят. Остальные деньги он с ироничной улыбкой выдал векселями самого господина де Трай. Молодой человек взорвался ревом и обозвал ростовщика старым мошенником. В ответ на этот вызов Гобсек спокойно вытащил пару пистолетов, и сообщил, что он будет стрелять первым, потому что граф де Трай его оскорбил. Графиня взмолилась де Трая извиниться. Он пробормотал извинения и пошел за графиней, которая выбежала за дверь, охваченная ужасом, но все-таки предупредил, что, когда то, что здесь происходило, станет известным, тогда обязательно прольется чья-то кровь. На что Гобсек ответил, что для этого надо иметь кровь, а в де Трая вместо нее самую грязь.

Оставшись наедине с Дервілем, Гобсек дал волю своей радости, которую вызвало овладения за незначительные деньги роскошными бриллиантами. В это время в коридоре послышались поспешные шаги, Гобсек открыл дверь. Вошел муж графини, который был страшно взбешен и требовал вернуть залог, ссылаясь на то, что его жена не имела права распоряжаться этими драгоценностями. Впрочем Гобсек ничуть не испугался его ярости и угроз обратиться в суд. Дервіль решил вмешаться в спор и объяснил графу, что, обратившись в суд, то, возможно, не получит ничего, кроме позора, потому что дело очень сомнительное. Граф согласился заплатить за драгоценности восемьдесят тысяч и проценты. Благодарен Гобсек дал ему совет, как спасти имущество, сохранить его хотя бы для детей. По мнению Гобсека, в ce имущество надо фиктивно продать надежному другу.

Через несколько дней после этого события граф пришел к Дервиля, чтобы узнать его мнение о честности Гобсека, Дервіль ответил, что в ростовщики живут два существа - скряга и философ, подлое и высокий, но, когда бы ему, Дервілю, грозила смерть, то он назначил бы опекуном своих детей именно Гобсека. Потом Дервіль рассказал графу историю своей ссуды в Гобсека. А также о том, что ответил ростовщик на вопрос, почему он не позволил себе сделать благодеяние бескорыстно, что побудило его заставить платить огромные проценты даже своего друга. Ответ Гобсека лучше всего характеризует его: так он освободил Дервиля от благодарности, дал право считать, что тот ничего не должен ростовщику. Граф принял решение передать право собственности на свое имущество Гобсеку, а контррозписку, которая юридически докажет фиктивность продажи, передать Дервілю...

Дервіль пытался раскрыть перед Камилой страшную бездну, в которую могут попасть женщины, переступив определенные пределы. На этом виконтесса отправила дочь спать. Когда девушка покинула общество, можно было продолжить разговор, не скрывая имен: ведь речь шла о графа де Ресто и его жену, родителей графа Эрнеста де Ресто.

Прошло немало времени после составления соглашения. Дервіль узнал, что граф де Ресто тяжело болеет, и захотел увидеть графа - он до сих пор не получил обещанной расписки. Но графиня не позволила этого. Она хорошо понимала, что ее ждет в будущем, потому что в то время все ее имущество было в руках Гобсека. Графиня также понятна сущность господина де Трай и разорвала с ним отношения. Теперь она казалась заботливой женой, заботится о больном человеке. Но на самом деле она лишь ждала случая завладеть имуществом, так как чувствовала, что в деле ее мужа с Гобсеком есть потайной смысл. Граф пытался передать расписку Дервілю через своего сына, но графиня и тут вмешалась в дело. Она начала умолять графа простить ее ради детей. Но граф был неумолим. Через некоторое время граф умер. Утром, когда пришли Дервіль и Гобсек, графиня закрылась в комнате мужа и никому не позволяла войти. Эрнест предупредил мать о визите гостей. Когда стряпчий и ростовщик вошли в комнату, где лежал покойник, в комнате царил страшный беспорядок, а в камине пылали документы, которые должны быть переданы Дервілю. Гобсек воспользовался преступлением, которое совершила графиня, и присвоил имущество графа.

Позже Гобсек сдал внаймы особняк графа. Он проводил лето в его поместье, изображал из себя вельможу, строил фермы, чинил мельницы. Как-то стряпчий сделал попытку уговорить Гобсека помочь Эрнесту, но ростовщик ответил, что несчастье - лучший учитель, пусть молодой граф узнает цену деньгам и людям, пусть поплавает по парижскому морю, когда он станет искусным лоцманом, тогда ему дадут корабль. Узнав о любви Эрнеста к Камилы, Дервіль сделал еще одну попытку повлиять на старого ростовщика и пошел к нему. Гобсек уже давно слег в постель, но дел своих не оставил. Он отложил ответ о Ернестову дело на то время, когда сможет встать, и это ему уже не суждено. Через несколько дней Дервілю сообщили о смерти ростовщика. Все свое богатство он оставил правнучке своей сестры, проститутки, которую прозвали «Электрическим скатом» или Огоньком. Дервілю он оставил в наследство запасы продуктов, которые накопил за последние годы, получая их от своих клиентов. Когда Дервіль открыл соседние комнаты, он чуть не потерял сознание от зловония, шедшего от загнивших товаров - рыбы, паштетов, кофе, табака, чая и т.д. На конец жизни Гобсек ничего не продавал, потому что боялся отдать задешево. Так его страсть пережила его разум.

Дервіль сообщил віконтесі, что вскоре граф Эрнест де Ресто будет введен во владение имуществом, что позволит ему жениться на мисс Камиллой. На это виконтесса ответила, что Эрнест должен быть очень богатым, чтобы обручиться с ее дочерью. Семья графа очень древняя, и Камила не может видеться со своей свекровью, хотя на раутах ее принимают.