Составьте схему, отражающую функции и структуру фгос. Взаимосвязи между компонентами природы

Составьте схему, отражающую функции и структуру фгос. Взаимосвязи между компонентами природы

действие вещей друг на друга, в результате которого проявляются "их" свойства - внутренние свойства системы. По взаимодействие - всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно.

Ассоциативный блок.

Напоминание - Взаимодействие порождает свойство.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в к-рой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно. Причина в качестве активной стороны В. выступает первоначально в виде движения того тела, в к-ром сосредоточивается движение всей системы, и вызывает в другом теле или явлении изменение, а вместе с ним обратно направленное действие, т.е. противодействие. Пассивная сторона В. при этом превращается, в свою очередь, в активную и обратно. Эта формальная схема В. осуществляется даже в простейшем из возможных случаев – в механич. системе двух соударяющихся упругих тел. Однако В. вообще не исчерпывается простейшей формой В., заключающейся в переносе извне полученного движения без существ. превращения формы этого движения. Если схему механич. В. перенести на всю проблему В. в целом, придать этой схеме всеобще-логич. значение, отождествить ее со схемой В. вообще, то это приведет к допущению первотолчка извне как "первопричины" движения универсума. Такое понимание В. сложилось в естествознании 17–18 вв. (напр., Ньютон) и оттуда было перенесено в философию. Диалектико-материалистич. понимание В. как всеобщей формы движения и изменения предполагает такую систему причинно-следств. связей, к-рая не нуждается в "первотолчке", в привнесении движения извне. В. – это способ движения такой системы, внутри к-рой причина выступает в конце концов как следствие существования ее же самой. Такой системой В. является бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Вне ее нет и не может быть причин, приводящих ее в движение. Причины ее движения суть одновременно следствия ее же собств. движения. Такой характер В. прекрасно выражается формулой Спинозы: "субстанция есть причина самой себя" (causa sui). Механич. форма В. представляет собой не всеобщий, а лишь частный случай универсальной формы В. как бесконечной цепи причинно-следств. отношений. Характеристика В. как взаимного изменения сторон системы, при к-ром движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутр. противоречием данной конкретной системы. В. всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон определ. целостной системы, напр. солнечной системы, растительного, животного царств, человеч. общества, определ. общественно-экономич. формации. Содержание В. обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение к-рых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектич. В. может служить любая конкретная система, напр. живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфич. организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизво-дящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеч. общество в его развитии, основанном на специфич. социальных закономерностях. В. есть процесс, внутр. единство к-рого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе В. его собств. элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собств. следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на "кольцо", но и на "спираль". Образцом такой формы В. является система В. экономич. явлений, научно воспроизведенная в "Капитале" Маркса. В аналогичном отношении В. находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику. В. выражается, напр., в отношениях наемных рабочих и капиталистов внутри товарно-капиталистич. отношений произ-ва. Капитал есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его данного, конкретно-историч. существования. При всей зависимости сторон В. диалектика обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого В. является ведущей. Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития. Так, например, в отношении В. теории и практики ведущей стороной выступает практика. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955; его же, К критике политической экономии, М., 1953; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937. Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Урок 27: «Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах». Цели урока: сформировать понятия о природных компонентах, их взаимосвязи. Задачи урока: продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. Тип урока: комбинированный.

Оборудование : карта Воронежской области, атлас Воронежской области, рабочие тетради.

Ход урока:

Орг. момент.

Проверка знаний и умений .

Эту истину знаю от роду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою…

Мы продолжаем изучать природу родного края. Тему урока вы узнаете, ответив на вопросы кроссворда.

Природная зона с преобладанием травянистой растительностью (степь)

Неровности земной поверхности (рельеф)

Совокупности погод, характерные для данной местности (климат)

« Царь почв» (чернозем)

Регулярно повторяющийся разлив реки (половодье)

Главная река области(Дон)

Областной центр (Воронеж)

Новохоперский заповедник-животное (выхухоль)

Символ России (береза)

Древняя стоянка человека (Костенки)

Воронежский заповедник-животное (бобер)

Создатель винтовки-трехлинейки (Мосин)

Верхний плодородный слой Земли (почва)

Враг полей (овраг)

Шкурлатовское месторождение (гранит)

Чем пишут на доске (мел)

Место выхода грунтовых вод (родник)

Любимое время года школьников (лето)

Серая, грызун, многие девочки боятся (мышь)

Изучение нового материала:

Итак, тема урока: Природные компоненты, а точнее — взаимосвязь природных компонентов.

ПК — взаимосвязь природных компонентов на определенной территории (запись в тетрадь)

А что же такое природные компоненты?

Как вы думаете? Вспомните вопросы кроссворда и темы, которые мы изучали раньше.

Это- рельеф, климат, воды, растения, животные, почвы.

Существуют зональные и азональные природные компоненты — а, значит, зональные и азональные природные комплексы. Мы будем характеризовать зональные природные компоненты и природные комплексы.

Как вы думаете — что относится к зональным природным компонентам?

Зональными природными комплексами являются природные зоны.

Их характеризуют по плану (запись в тетрадь).

1.Географическое положение.

4.Растительность и животный мир.

Главная особенность природных зон — это взаимосвязь природных компонентов.

Составьте схему взаимосвязь природных компонентов (запись в тетрадь).

Учитель: Как вы думаете, какой компонент является главным? (климат)

В пределах области выделяют два природных комплекса.

Какие? (лесостепь и степь)

Работа в группах. (5 -7 минут)

1 группа — картографы.

2 группа — климатологи.

3 группа — гидрологи.

4 группа — биологи.

5 группа - почвоведы.

1 группа .

Положение по отношению к морям;

Положение на территории России (климатические и тепловые пояса).

2 группа .

Тип климата;

Средняя температура января, июля, ГКО.

Учитель : Как климат зависит от ГП?

3 группа.

Виды вод области;

Обеспеченность водами.

Учитель : Показать влияние климата на воды.

4 группа .

Сообщение о типичной растительности области;

Сообщение о типичных животных области.

Учитель : Почему в степях не растут деревья?

5 группа.

Почему чернозем называют «царем почв»;

Какие почвы еще встречаются на территории области.

Учитель : Назвать причины плодородия почв области.

Большое влияние на ПК оказывает человек. Из-за благоприятных природных условий и плодородных почв почти все земли распаханы и естественные ландшафты сохранились на незначительной территории.

Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки -это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна, наша русская природа, полная поэзии прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Закрепление изученного материала.

Подведем итоги: (закончить предложения)

Природные компоненты – это…

Главный природный компонент – это…

На территории области выделяют ПК: … и …

Большую часть области занимает природная зона…

«Царем почвы» называют…

На следующем уроке мы дадим характеристику природных комплексов.

Домашнее задание: Параграф 5,6, вопросы.Подобрать стихи, высказывания известных людей, репродукции, посвященные ПК области.Составить кроссворд на тему: «Природные зоны области»

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Цели урока:

  1. образовательная – изучить типы взаимодействия организмов;
  2. воспитательная – формирование научного мировоззрения;
  3. развивающая – развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи урока: обратить внимание учащихся на сложные проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов.

Форма урока: урок развивающего обучения.

Методы и педагогические приемы: словесные: рассказ, беседа; работа с книгой (задачником); наглядные: демонстрация; метод контроля – устный и письменный.

Оборудование: живые растения и гербарные материалы полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, грецкого ореха, табака, резеды, петрова креста; насекомоядных растений; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка-капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей).

Раздаточный материал:

  • набор корней бобовых растений с клубеньками;
  • гербарий насекомоопыляемых растений;
  • набор плодов растений, распространяющихся с помощью животных: череда, чертополох.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • приветствие
  • фиксация отсутствующих
  • проверка внешнего состояния классного помещения
  • проверка подготовленности учащихся к уроку
  • организация внимания и внутренней готовности.

II. План урока.

  • определить цели и задачи урока.

III. Изучение нового материала.

1. Формулируем проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?»

Ответы детей: Предположим:

  1. Увеличится количество кошек.
  2. Уменьшится количество мышей.
  3. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
  4. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
  5. Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

2. Вводим определение «биотические факторы» - самостоятельная работа учащихся.

А) протокооперация;

Б) симбиоз

(0) – отсутствие значимых воздействий;
(+) – организм получает выгоду от взаимодействия;
(-) – взаимодействие угнетает организм.

1 группа.

Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.

2 группа.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.

3 группа.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.

4 группа.

Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой

5 группа (более сложное задание)

Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

VI. Внутреннее повторение и применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

(выполнение заданий в задачнике: И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ. –М.:Дрофа,2001.)

№ 127, 128, 129,130,131.

VII. Итоги урока.

Рефлексия – самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

VIII. Задание на дом.

  • теория в учебнике – читать;
  • индивидуальные задания для наблюдений:
    1. «Положительное и отрицательное влияние растений друг на друга»: составить букеты: в первую вазу поместить только розы; во вторую – только гвоздики; в третью вазу поместить гвоздики и розы вместе. Понаблюдать, какой из букетов дольше сохранит свою свежесть. Если нет такой возможности понаблюдать, предложить школьникам вспомнить подобный факт из собственного опыта.
    2. Демонстрационный опыт «Роль мух в распространении бактерий». В чашку Петри залить свежесваренный питательный студень – раствор желатина. Субстрат сверху накрыть и дать остыть. Затем на студень в чашку Петри поместить муху и оставить ее на несколько дней (неделю).

Понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого со-бытия, человеческой деятельности и познания. В понятии В. фиксируются прямые и "обратные" воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. В. охватывает прямые и опосредованные отношения между объектами и системами. Примерами прямых В. оперирует классическая механика, когда рассматривает соударения и отталкивания, передающие движение от одного тела к другому. В области общественной примером В. может быть непосредственноеобщение между человеческими индивидами. Зачастую В. отождествляют именно с непосредственным В. Такое отождествление, как правило, чревато переносом механических схем движения на описание различных сфер действительности (органических или социальных), не поддающихся подобной схематизации. В социальном анализе подобные же упрощения могут возникать при попытках трактовать общественные процессы по схемам непосредственного В. между людьми. Механицизм в объяснении природы и психологизм в описании социальной эволюции во многом провоцируются именно подменой развернутой трактовки конкретных систем В. упрощенными представлениями о прямых и непосредственных В. Понятие В. является в познавательном смысле исходным для определения понятий движения, изменения, становления, развития, процесса. Вместе с тем конкретизация понятия В. осуществляется через эти понятия. В. обретает определенность как передача движения от одних объектов к другим, как изменение качеств вступивших в реакцию химических веществ, как трансляция сообщений в человеческих контактах или как синтез различных человеческих сил, порождающий новые знания, вещи, организационные структуры. В социальных процессах В. оказывается точкой замыкания и размыкания социальных связей. Иначе говоря, В. т. о. оказывается не исходным, а повторяющимся моментом, поддерживающим устойчивость социальных форм. Учитывая именно этот план рассмотрения В., можно говорить уже не об отдельном В., а об их рядах, последовательностях, системах, обеспечивающих непрерывность сложных процессов не только в пространстве, но и во времени. Отдельное В. тогда выступает лишь зафиксированным пунктом многомерных взаимосвязей между объектами или человеческими деятельностями, своего рода "стоп-кадром", представляющим нашему наблюдению взаимосвязь вещей или человеческих действий. В простейшем анализе В. предположена взаимосвязь двух объектов или двух субъектов. Так, многие социологические учебники начинают рассмотрение социальных В. с В. двух или более индивидов; т. е. имеется в виду, что там, где взаимодействует более двух, В. строится все равно по простой схеме субъектсубъектной взаимосвязи. Однако при более внимательном анализе выявляется, что "чистое" В. двух - это идеализация, оставляющая за рамками "скрытых" посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие "за границы" непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике В. учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, т. о., оказывается втянут в цепочки и серии В. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных В., а контакт с системами В. Собственно, это и отличает современную "неклассическую" ситуацию познания от классической, образованной "вокруг" отдельного В. вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации В. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного В. было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих В. оказалась предзаданной, обусловленной, потребовавшей дополняющих обычный опыт объяснений. Непосредственные В. выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определенность присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счет создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным. Однако именно благодаря последнему выясняется, что и обыденный опыт человека насыщен схемами, позволяющими ему включать в восприятие и осмысление непосредственных В. обобщающие и ориентирующие формы. В плане собственно философском понятие В. оказывается одним из самых важных в выяснении отношений между феноменологией и метафизикой. Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия. В. являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. В., "открывая" свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его "помещенность" в ситуацию, его причастность В., а стало быть, и его собственные свойства. В. содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря "вписанности" познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение В. и его обнаружения человеком. Данность В. ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. Эта парадоксальность В. связана с тем, что человек существует не в отдельных актахсобытия с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов. Ему постоянно приходится переходить от отдельных В. к их сцеплениям и цепочкам, а следовательно, и менять свои познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными В. видеть В. опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в системы взаимосвязей более широких, чем те, что ему непосредственно даны. В. Е. Кемеров