Все виды нэцкэ. Животные и неодушевленные предметы

Все виды нэцкэ. Животные и неодушевленные предметы

Хотей – это бог богатства, счастья и веселья в фэн-шуй. Смеющийся Будда, Хотей, Будда изобилия - и это далеко не все его прозвища. Само слово «хотей» переводится как «холщевый мешок». Именно мешок везде сопровождает бога. Статуэтки с изображением Хотея – это один из самых популярных сувениров стран Востока, а также талисман для привлечения в дом счастья и достатка. Если ее поставить в правильном месте в доме, то очень быстро произойдут улучшения в финансовой сфере.

Большие фигурки Хотея в Восточных странах можно встретить на улице перед входом в магазины, торговые комплексы и в других местах. Бог должен приманивать клиентов, увеличивая этим доход владельца заведения. Для дома талисман такого размера не нужен. Даже маленькие статуэтки не менее действенны, чем большие фигуры. Имеет значение только место, где должен стоять этот бог.

Прообразом бога Хотея является реальный монах, живший много-много лет назад в Китае. Звали его Ци-Цы. Это был один из самых доброжелательных и веселых монахов, живших в те дни.

Он не любил сидеть на одном месте. Ци-Цы путешествовал по всему свету, посещал торговые площади, где было много народа, и всегда стоял шум. Четки и большой холщевый мешок – вот верные спутники этого монаха. Когда его спрашивали о том, что лежит в его мешке, то он отвечал: «Весь мир покоится в нем». Везде, где появлялся Ци-Цы, царило веселье, и звучал смех. Если он заходил в чей-то дом, то в нем сразу начинали водиться деньги, и навеки поселялось счастье. С той поры люди и стали его звать Хотей. Позднее в его честь были созданы статуэтки, которые стали талисманами для богатства, счастья и удачи.

Существует еще одна версия происхождения этого бога. Согласно фен-шуй, Хотей – это Будда-Майтрейя. Этот бог был очень красивым, веселым и доброжелательным. Ни одна женщина не могла остаться равнодушной к его красоте и веселому нраву, поэтому в него часто влюблялись. Бог не мог ответить им взаимностью и этим он разбивал дамам сердца. Ему стало жалко бедных женщин, и тогда он сделал себя немолодым и толстым богом. Чтобы хоть как-то их утешить, он даровал им счастье и богатства. С того времени Хотея и стали считать богом, приносящим достаток и благополучие.

Фигурка бога богатства Хотея

В фен-шуй Хоттей изображен лысым смеющимся мужчиной с большим животом. В руках он всегда держит большой мешок. По одной версии в нем находятся несметные богатства, а по другой – бог в него забирает у человека все горести, несчастья и другие невзгоды.

Фигурка Хотея должна иметь золотой или белый цвет. Не имеет значения, из какого материала сделана статуэтка. Для ее изготовления используют глину, гипс, каменную крошку, металл и дерево. Размер фигурки может быть любой.

Талисман Хотей может быть нескольких видов. Он может сидеть на жабе, держать веер в руках и так далее. Все это влияет на значение талисмана.

Виды Хотея:

  • Хотей, сидящий на трехлапой жабе. Жаба с тремя лапками – это один из самых сильных денежных талисманов в фен-шуй. Это значит, что Хотей на жабе сильнее притягивает деньги в дом, чем обычный Хотей. Такой талисман подойдет тем, кто хочет быстро разбогатеть.
  • Хотей на драконочерепахе. Такой талисман привлекает деньги, помогает заводить нужные для бизнеса или работы связи и заключать выгодные сделки. Благодаря этому Хотею можно получить покровительство влиятельных людей и сделать выгодное денежное вложение.
  • Хотей в пирамиде с золотым песком и монетами. Этот талисман помогает построить успешную карьеру и сосредоточиться на определенном деле, а не размениваться по пустякам.
  • Хотей с жемчужиной. В первую очередь такой талисман притягивает деньги, но он имеет еще одно значение. Он способствует духовному росту и открывает путь к знаниям.
  • Хотей с веером. Такая нэцкэ привлекает деньги, удачу и несет перемены жизни в лучшую сторону.
  • Хотей с женьшеневым посохом, персиком, бамбуком или тыквой-горлянкой. Эти талисманы притягивают деньги и продлевают жизнь.
  • Хотей с четками – приносит богатство и открывает путь к знаниям.
  • Хотей с чашей, монетками или золотыми слитками. Такие фигурки не только притягивают деньги, но и помогают научиться разумно их тратить.
  • Хотей с коромыслом, к которому прицеплена корзина с золотыми слитками и монета счастья. Этот талисман привлекает богатство, счастье и благополучие.
  • Хотей с детьми. Такой талисман помогает супружеской паре завести детей, а также притягивает деньги, которые помогают их вырастить и прокормить.

Нэцкэ бога Хотей нужно ставить в той зоне квартиры или дома, которая соответствует тому, чего человек хочет от этого талисмана. Для почета уважения нужно поместить фигурку рядом с входной дверью внутри помещения. Бога нужно поставить так, чтобы он смотрел на входную дверь. Если поставить статуэтку в южную зону, то она поможет добиться признания достижений человека.

Статуэтка бога Хотей, поставленная в юго-восточной зоне помещения, привлечет богатство. Она может помочь, например, открыть новый источник дохода или выиграть в лотерею. Если поставить фигурку в восточную зону дома или квартиры, то это принесет гармонию в семью. Хотея с детьми рекомендуется поставить в западную или юго-западную зону помещения.

Статуэтку бога можно поставить на рабочий стол. Он привлечет богатство, поможет получить хорошую должность и защитит от сплетен, интриг, порчи и сглаза. Разрешается ставиться несколько фигурок в разные секторы дома.

Хотей может исполнять желания. Для этого нужно 300 раз погладить его живот по часовой стрелке, думая при этом о своей мечте. Живот Хотея нужно гладить перед каждым выходом из дома. Он привлечет удачу, которая будет сопутствовать весь день.

Хоть Хотей – это бог веселья и богатства, он требует должного обращения с собой. Пространство вокруг него всегда должно сиять чистотой, а сам бог должен стоять в том месте, где им будут любоваться окружающие. Тогда он останется доволен и одарит хозяев квартиры, дома и любого другого помещения всевозможными благами.

Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗 ), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物 ). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси

(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды


Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.


катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.


анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.


саси

Маска (яп. 面 мэн) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.


маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.


мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, скатабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.



рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.


кагамибута

************************************

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

Два самурая.

"Мальчик, рисующий богиню счастья Амэ-но Удзумэ".
Помните "Каникулы Кроша". Я из них про нэцке узнала, т.е. из книги и фильма)

демон


нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой. Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком. Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком. Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком. Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой. Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ. Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

Как бывает у мужчин - приветствовалась эротика)

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама) Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см. Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

нецке Краб

Игроки в кости

Танец на празднике урожая - японская подписная нецке из слоновой кости, автор Тадамори

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.

Слоновая кость, тонировка,гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА

Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

Беременная женщина.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ. Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ
Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

Спасибо yip , который сделал классный клип!!


Вы заметили, что много бытовых фигурок, женских.. то, что напоминает о доме и любимых!)

Надеюсь, вам было интересно!!) Капочка Капа

Использованы материалы - вики,

Искусство создания фигурок нецкэ достигло своего расцвета именно в Японии, а зародилось ремесло в Китае. Назывались эти вещицы у китайцев чжуй-цзы. Когда они появились в Японии их стали называть китайская резьба. Первоначально фигурки были просты и маловыразительны, они выполняли функцию брелков, подвешиваемых на пояс кимоно. На них крепились ключи, кисеты и другие необходимые хозяину миниатюрные вещицы.

В 17 веке изготовление нецке превратилось в особое искусство. Мастера делали фигурки из различных материалов, в том числе очень дорогих. Это были рога животных, полудрагоценные и драгоценные камни, дерево, слоновая кость. При этом символика материала тоже имела значение. Слоновая кость, к примеру, обещала владельцу здоровье и благополучие. Сюжеты и герои, изображаемые в фигурках были разнообразны. Мода на нэцке охватила всех, начиная от крестьян и заканчивая богачами. Для каждого находился материал по карману и сюжет, рисунок по душе.

Большая часть их посвящена 7 богам счастья - ситифукудзин. Подарок такой фигурки приравнивался к пожеланию, того, что символизировал определенный небожитель. Итак, 7 богов:

  • Фигуркой Футэна чаще всего одариваются любители путешествий. Они обещают владельцу удачу и ограждают от неприятностей в пути.
  • Хотей - один из самых почитаемых богов в Японии. Он олицетворяет счастье, удовольствие, общительность. А самое важное - он исполняет желания. Если 300 раз погладить его живот, держа в уме свое желание, то оно сбудется.
  • Дайкоку - бог, изображаемый с мешком риса. Приносит счастье, благополучие, достаток, хранит семейный очаг.
  • Сиванму оберегает от несчастий, огорчений, неудач.
  • Дарума олицетворяет мужские качества, силу воли и духа
  • Бог Шоусин всегда изображается с 2 предметами - персиком и женьшенем. Персик символизирует здоровье, а женьшень - долголетие.
  • Бисямон - бог, помогающий воинам в их благих делах.

Нэцке, изображающие людей, богов и животных называют катабори. Есть еще такой вид нэцке как кагамибута - это маленькая округлая ёмкость в виде коробки с зеркалом внутри.

И последней разновидностью фигурок является мандзю. Они имеют форму лепешки и украшаются различными узорами и орнаментами.

Нэцке отражает японское представление о прекрасном - простота и изящество. Фигурки впитали в себя самые прекрасные и живописные моменты японского быта и представлений о мире.

March 5th, 2014

Японская нэцкэ - это небольшая резная фигурка, выполненная из кости или дерева. Слово "нэцкэ" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять". Нэцкэ имеет сквозное отверстие (химотоши) для шнура, концы шнура пропускаются через о тверстия в нэцкэ и завязываются. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится носимый предмет, а на другом - в качестве противовеса – нэцкэ.

Нэцкэ не следует путать с окимоно - миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению и по сюжетам, а нередко и по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово "окимоно" является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров предназначенной только для оформления интерьера.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI - начале XVII в. Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века "Объездка лошадей" один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

XVII век - предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать "золотым веком" нэцкэ.

Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов ношения вещей, например, мешочек для кремня и огнива крепили к эфесу меча. Этот способ оказался очень стойким. Еще одной формой, предшествовавшей нэцкэ, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелек и ключи. Очевидно это было заимствовано у монголов. До и после появления нэцкэ различные предметы могли носить также в широком рукаве кимоно.

Постепенно все без исключения способы были вытеснены нэцкэ. Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь - все это получило отражение в маленьких резных фигурках. В нэцкэ запечатлены не только японские, но и китайские персонажи. Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья". Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Персонажи народных верований различны по внешнему виду и свойствам, но сближает их одно: все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.

Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Кроме того, собирание нэцкэ - один из наиболее престижных и интеллектуальных видов коллекционирования. Коллекция нэцкэ придаст элегантность комнате и сможет многое сказать о хозяине дома гостю, понимающему, что такое хороший вкус, престиж и респектабельность.

С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ " - "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять ". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.

В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото. Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.

Какие бывают Нэцкэ?

1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису - счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай - символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.

2. Нэцкэ Дайкоку - один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса - символом богатства и достатка. Крысы - помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.

3. Нэцкэ Эбису - бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде - так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.

4. Нэцкэ Шоусин -один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой - символом жизни и долголетия.

5. Нэцкэ Дзаошень - Дзао Ван - хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье: волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.

6. Нэцкэ Хотей - "холщовый мешок" - один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир" . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя" . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.

7. Нэцкэ Дзюродзин - "долголетний старец" - один из семи богов счастья: бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика - символ вечного движения, а рядом с ним черепаха - символ долголетия, мудрости и Вселенной.

8. Нэцкэ Фукурокудзю - один из семи богов счастья: бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу - глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.

9. Нэцкэ Фукурокудзю - иногда изобража­ется в виде перевертыша - огромной небесной черепахи - символа мудрости и Вселенной.

10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ - фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу - "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.

11. Нэцкэ Сиванму - царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье и благополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.

12. Нэцкэ Бэндзайтэн - богиня счастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.

13.Нэцкэ Гуаньинь - "слышащая все в мире". Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой - ведь любой из этих предметов может выручить кого - то из беды. Покровительствует детям и оберегает их от болезней.

14. Нэцкэ Бисямонтэн - один из семи богов счастья - бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимся боевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, муд­рость и справедливость.

15. Нэцкэ Аматэрасу - Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" - означает "небо", "Тэрасу"- "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья - журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств - воплощенная Мудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.

16. Нэцкэ Кубера - бог счастья, богатства, праведности и благочестия, хранитель всех скрытых в недрах земли сокровищ и кладов; властелин горных духов - якшей, стерегущих эти сокровища. У него есть волшебная летающая колесница Пушпака, с которой он может обозревать хранимые им богатства. Живет он в волшебном городе Алаку, окруженном чудесным садом, где бродят слоны и антилопы, а реки и озера покрыты золотыми лотосами. Кубера необыкновенно добр и справедлив, он дарует людям счастье и успех, олицетворяет собой гармонию духовного и материального богатства.

17. Нэцкэ Дунфаншо - бог счастья и покровитель золотых и серебряных дел мастеров. По легенде Дунфаншо украл у Сиванму волшебный персик бессмертия, за что был сослан на землю, где начал творить необыкновенные чудеса; он превратил лоскуток ткани в огромного дракона, подарил императору У-ди звучащее дерево с десятью ветвями и чудесного скакуна из колесницы Сиванму. Диковинки, созданные Дунфаншо, были до того прекрасны и драгоценны, что его стали считать богом счастья и покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Изображается он обычно с мешком золота и серебра. Приносит удачу в делах, торговле и ремеслах. Также Дунфаншо считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в его мешочке - символ двух уравновешиваемых начал - Солнца и Луны, инь и янь, мужского и женского начала. Иногда считается, что он приносит гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.

18. Нэцкэ Футэн - дядюшка попутный ветер. Китайское божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу.

О, ветер со склона Фудзи!

Принес бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

19. Нэцкэ Кандзан и Дзиттоку - буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи считались парными двойниками, наподобие Хэ-Хэ Эр-Сянь - бессмертных двойников единения и согласия. Таким образом, изображение Кандзан и Дзиттоку носит название "священной семьи" и имеет аналогичное значение - гармонии, согласия и взаимопонимания между супругами. Также считалось, что Кандзан и Дзиттоку состоят в свите бога богатства Мохая и покровительствуют денежной прибыли, принося в семью достаток.

20. Нэцкэ Будда - В Китае великого основателя буддийской религии называют Shakyamuni ("Шакья" - тот, который есть милосерден, "муни"- тот, который обитает в уединении и тишине". "Принц Siddartha, известный под именем Шакьямуни Гаутама Будда, родился в 624г. до н.э. в Kapilavastu -"городе прекрасной добродетели" на границе Непала. Сын правителя, он отверг тщеславие и великолепие общества и посвятил себя великому делу распространения религии буддизма. В Lalita-Vistara записано, что "голова Будды соответствует традиционному образу святости (lakshanas): сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке (ushnisha), покрытая, по традиции Бодхисаттв, остроконечной тиарой; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба (urna), символизирующая третий глаз мудрости. "Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки для благословения; "с улитками на голове", т.е. со спирально завитыми волосами, в память о прекрасной индийской легенде об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Будды от солнечного удара, в то время как он задумался о том, как облегчить человеческие страдания. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Иногда его представляют в виде Богини Плодородия, держащей кувшин с землей в левой руке и рисовые ростки в правой. Будду можно увидеть и с книгой - символом знания, и с копьем - символом храбрости, в руках. На алтарях золотой Будда изображается сидящим между двумя своими учениками: справа-Ananda, автор священных религиозных писаний, а слева-Kas"yapa, хранитель священных мистических традиций. Иногда вместо учеников можно встретить два других изображения Будды: Будду Прошлого и Будду Грядущего.

Шакьямуни Будда не был единственным Буддой, то есть просветленным; существовали и другие, пришедшие, возможно, из легенд и верований народов, соприкасавшихся с индийской религией (Амитабха, Майтрейя Будда и т.д.) Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Наиболее часто изображается Будда Амитабха - владыка Чистой земли - буддийского рая, где в цветах лотоса перерождаются благочестивые люди. "Амитабха" означает "бесконечный свет". Изображение Будды является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.

21. Нэцкэ Дарума - Бодайдарума - японское сокращенное произношение имени Бодхидхармы - основателя буддийской школы Дзэн. В 510-е годы он отправился в Китай, где основал в горах Суншань, ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолин. В этом монастыре, по преданию, в течении девяти лет он предавался медитации, сидя перед абсолютно чистой стеной и созерцая ее. Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон. В состоянии молчаливого сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). После мгновенного Сатори ему открылось, что можно прямо передавать Истину, вне учений, вне законов - "ткнуть ум в Истину". Дарума говорит: "Есть один лишь Путь: забыв себя, искать Высшее в себе." От него и пошел обычай сидячей медитации в дзэн - дзадзэн. В Японии Бодхидхарма очень популярен. Повсюду можно встретить его образ - в нзцкэ, в жи­вописи, в поэзии.

Спросят - скажешь.

Не спросят - не скажешь.

Что в душе твоей сокрыто,

Благородный Бодхидхарма?

Дарума является символом мудрости, ясности, сострадания всем живым существам.

22. Нэцкэ Дapума (см.21) иногда изобража­ется сидящим на китайском льве Карасиси Фо, защитнике, спутнике и помощнике всех людей, стремящихся к Просветлению.

23. Нэцкэ Лао-Цзы - философ, мудрец, основатель учения о "Дао". К сожалению, о нем известно немного. Даже его истинное имя неизвестно, так как Лao Цзы - это лишь прозвище, означающее буквально - "мудрый старец". Согласно легенде, на склоне лет Лао Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил пограничную заставу, ее начальник упросил Лао Цзы оставить о себе на память книгу, в которой бы отразились мысли "мудрого старца" о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась знаменитая рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась до наших дней - книга "Пути и Благодати" - "Дао Дэ Цзин". Идеи даосизма оказали значительное влия­ние на культуру Китая и Японии, на воинские искусства, они лежат в основе китайской традиционной медицины, живописи и науки.

24. Нэцкэ Конфуций - Кун Фуцзы - величайший мудрец Китая, которого почитают на протяжении многих веков; особенно отмечены его заслуги как Учителя, редактора национальной лирики, известной как Оды; к тому же он издал Канон Истории и описал историю родной страны, названную им Анналы Весны и Осени. Он учил, что природа человека чиста от рождения и что она начинает портиться только от нечистоты его окружения. Его ежедневные проповеди были о милостивом сердце и об обязанностях по отношению к своим ближним; добродетелями, которые он ценил превыше всего, были закон и истина. Конфуций выработал новую мораль, которая основывалась на взаимном уважении и крепких семейных узах. Он говорил, что мудрый правитель должен подавать пример справедливого обращения с подданными, прибегая к силе как к последнему средству. В свою очередь подданные должны уважать правителя и повиноваться ему. Конфуций был убежден, что отношения в семье должны строиться так же. Суть своего учения он выразил в сентенции: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Вслед за Конфуцием китайцы представляли себе народ как большую семью, членами которой были и живые, и умершие, и еще нерожденные. Правильные отношения в семье, т.е. почитание младшими старших, являлись залогом процветания государства. Как отец руководит сыном, так император управляет своими подданными.

Деды, отцы, внуки!

Три поколения, а в саду -

Хурма, мандарины. . .

25. Нэцкэ Госиса - человек, записывающий судьбу. Хранитель времени, записывающий хорошие, счастливые мечты и сны, которые обязательно исполнятся и принесут счастье. Волшебные записи Госиса превращают желаемое в действительное.

Судьба неизвестна.

Мы осенью смотрим на месяц,

Но можем растаять,

Ведь жизнь - это только

Лишь бусы

Прозрачной росы.

Кто не утомился, продолжение списка фигурок можете посмотреть тут -

С течением времени люди действительно стали верить, что самые разнообразные статуэтки нэцкэ приносят их обладателям и здоровье, и богатство, и счастье, и успех. Вот с этих пор фигурки нэцкэ японцы стали использовать не только как украшение, но и как талисманы.

Сами японцы старались носить эти фигурки с собой, а так как в не было карманов, то нэцке просто крепили на шнурках к одежде.

Значение нецке

Помогает не упустить удачу. Две фигурки Дайкоку и привлекут в дом счастье и удачу.

Является Богом здоровья и долголетия.

Хотэй – Бог общения и счастья. Хотэй является одним из самых почитаемых в Японии за свою “способность” исполнять желания. Люди полагают и, видимо, не без основания, что если фигурку погладить раз триста по животу, то сбудется самое заветное желание, главное – держать это желание мысленно в голове во время процесса поглаживания…

Прообразом Хотэя послужил китайский монах Цицы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары и скитавшийся по Китаю, зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил свое прозвище. Закреплению данного прозвища также способствовал второй «мешок» - огромный живот, который не могла закрыть никакая ряса и в котором по представлениям китайцев была сосредоточена жизненная энергия ци. Аналогичным животом отличался и будда Майтрея, воплощением которого считался Цицы, полюбившийся людям за веселый характер и легкий нрав и ставший героем множества легенд и историй. По легенде там где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». В XVII веке Хотэй, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии. Он стал одним из .

Хотэя часто изображают держащим различные предметы: золотые слитки или монеты, посох, жемчужину, персик, веер, отгоняющий горе, мешок с богатством, ведущим в поводу дарственного коня.

Футэн является Богом ветра. Нэцкэ с его изображением обязательно берут с собой в дорогу, так как он приносит путнику удачу в путешествии.

Дзюродзин – это старец долголетия и науки. Он приносит своим обладателям в дом счастливую и долгую жизнь.

Бэндзайтен

Бэндзайтен считается женским божеством и дарит благополучие и счастье.

Бисямонтен – бог-воин, один из семи японских богов счастья (подробнее о них читайте ). Бисямонтен сражается на стороне сил добра. Его девиз – «Верность, долг, честь».

Фукурокудзю – Бог мудрости и долголетия. Изображают с очень большой головой. С его помощью человек приобретает мудрость и живет очень долго. Так же является одним из семи богов счастья

Теперь расскажем о значениях фигурок нэцкэ, изображающих различных животных, рыб и птиц.

Например, жаба с монетой в пасти – символ богатства. Эту фигурку китайцы помещают на почетном месте не только дома, но и на работе. Они полагают, что она весьма благоприятствует заключению довольно выгодных сделок.

Две собачки защищают жилище от бед и неудач. А если их ещё поставить в «зону богатства», то они будут способствовать хорошим взаимоотношениям в семье.

Фигурка Быка привлекает в дом благополучие и изобилие.

Золотая рыбка – символ финансовых успехов.

Китайская монетка, помещенная в зону богатства, привлечет в ваш дом деньги.

Фигурка, изображающая Модель кораблика приносит удачу во всех делах.

Дракон , как ни странно, охраняет дом от всякой нечисти.

Ровно Девять карпов привлекут для их обладателя богатство в дом и удачу в делах.

Два карпа даруют семье любовь, взаимопонимание и богатство.

Фигурка орла – символ удачи в работе, способствующий карьерному росту.

Вазочка с пионами наполнит ваш дом позитивной энергией, привязанностью и любовью.

Фигурка с Тремя обезьянами будет охранять вас от злых духов.

Пирамидка притягивает в ваш дом благополучие, радость и успех. Если ее хранить на письменном столе ребенка, то она поможет ему преуспевать в учебе.

Значение материалов для изготовления нэцкэ

Помимо самих изображений большую роль играет материал, из которого изготовлены нэцкэ. Он тоже обладает определенными символическими свойствами. В основном, нэцкэ делают из различных пород деревьев и слоновой кости. Но вот эти три материала являются самыми популярными для изготовления фигурок нэцкэ.

Цугэ (самшит) – это вечнозеленое дерево является символом долголетия и здоровья.

Кость оленя дарует красоту, возвращает молодость и здоровье, сулит долголетие.

Сакура и жужуба обладают положительной энергией и являются благожелательной символикой.

Подлинные нэцкэ, выполненные из высококачественного материала, оказывают сугубо положительное воздействие на психику человека, действуют как успокоительной средство.

Подводя черту под всем вышесказанным, необходимо отметить, что будет недостаточно приобрести за баснословные деньги истинную фигурку того или иного значения и поставить там, где вам нравится. Так она не в полной мере принесет ту пользу ее обладателю, которую бы должна. Нужно точно знать, в какой сектор своего жилища ее необходимо определить. Обратитесь с этим вопросом к учению Фэн-шуй.