Икона святой Елены — значение, в чем помогает, история. Икона Святой Равноапостольной Царицы Елены

Икона святой Елены — значение, в чем помогает, история. Икона Святой Равноапостольной Царицы Елены

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Житие святой царицы Елены

В Малой Азии в городе Дрепан, который находился недалеко от Константинополя, родилась девочка. Точная дата ее рождения неизвестна, но это мог быть 250 год. Несмотря на простое происхождение, она получила хорошее образование. Девушка, которой в будущем предстояло стать царицей, работала на Постоялом дворе. Там часто останавливались всадники, держащие путь в столицу. Один из них, скромный молодой человек по имени Констанций Хлор, обратил внимание на молодую хозяйку. У нее были большие выразительные глаза, в которых отражалась какая-то непостижимая мудрость, не свойственная такому юному возрасту. Так святая Елена стала женой правителя.

Мать и сын

В 272 году у Констанция Хлора и Елены родился сын, которого назвали Константином . Именно он, повзрослевший, заняв место своего отца, сделает христианство основной религией, за что получит второе имя – Великий.

Через 21 год после рождения сына Констанций, руководствуясь политическими мотивами, был вынужден разойтись с женой, чтобы породниться с императором Максимианом. Святая Елена осталась с сыном и по-прежнему пользовалась уважением во дворце. Вскоре Константин получил от отца в правление Западную часть империи. Вместе c матерью он уехал в город Тревир.

Нужно отметить, что к этому времени оба оставались язычниками, но Константин всегда доброжелательно относился к христианам. Веру он обрел только к 312 году, когда его армия подошла к Риму, чтобы свергнуть правителя Максенция. Во сне он увидел огромный крест и услышал ангелов, возвещающих ему о победе. Константин действительно победил. С тех пор он всячески поддерживал христианскую церковь. Под его влиянием веру приняла и его мать.

Святая Елена, провозглашенная своим сыном августой (императрицей), распоряжалась царской казной, с ее изображением печатались монеты. В своих сочинениях римский историк Евсевий пишет, что она была великодушна, помогала каждому, кто к ней обращался, помогала бедным. Нуждающиеся получали от нее деньги и одежду. Она всячески поддерживала церкви, была основательницей Кафедрального собора в Тревире и Еленинской базилики в Риме.

Обретение Животворящего Креста

Святая Елена изучала Евангелие. Читая о событиях в жизни Христа, она захотела найти доказательства пребывания Бога на земле. В 324 году она направилась в Иерусалим. От событий на Голгофе ее отделяло более трех столетий, за это время город неоднократно разрушался и снова восстанавливался. Это значило, что нужно вести раскопки, чтобы найти крест и другие предметы, связанные со Страстями Христовыми.

Святая Елена была решительна. Располагая достаточными средствами и заручившись поддержкой сына, она приступила к главному в своей жизни делу. Удивительно, женщина, которой уже шел восьмой десяток лет, как будто обрела вторую жизнь. В Иерусалиме она лично присутствовала на раскопках, наблюдала за ходом работ, поощряла особо старательных людей. К поиску места нахождения креста были привлечены местные жители. Еврей Иуда, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, указал, где оставляли кресты после распятия. В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня и несколько крестов. Оставалось лишь узнать, на котором из них был распят Иисус. Помогло чудо. Мимо шла похоронная процессия. Каждый из найденных крестов приложили к телу покойного. От настоящего Креста Христова умерший воскрес.

Сомнений не оставалось. Святая Елена нашла то, что искала. Епископ Макарий поднял крест и повернул его к четырем сторонам света, чтобы все верующие могли увидеть его. Это событие отмечается в христианстве как праздник Воздвижения Креста Господня. Царица Елена разделила реликвию на две части, одну она оставила в Иерусалиме, а вторую увезла в Константинополь.

Позже император Константин приказал построить на месте, где были найдены бесценные для каждого христианина предметы, а также над Голгофой и пещерой, где был похоронен Иисус, храм Гроба Господня. Но святая Елена не дожила до окончания строительства. Она умерла на руках своего сына в возрасте 80 лет. Древние историки указывают на то, что ее тело было перенесено в царственный город, предположительно сначала в Рим, потом в Константинополь.

В настоящее время мощи святой Елены находятся в Италии на Капитолийском холме в храме «Жертвенник Небесный», во Франции в католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль. В Трирском соборе можно увидеть реликварий с главой святой Елены. Всюду многочисленные паломники получают от них исцеление.

Какое чудо произошло

Поначалу святые мощи равноапостольной царицы Елены были перенесены из Трира (Северный Рим, один из старейших городов Германии, где находился Константин Великий в пору преставления своей матери), в Рим, в храм священномучеников Маркеллина и Петра. В IX веке французский монах секретно вывез их из Рима во Францию, поскольку получил от святых исцеление от долгой болезни, и сохранил в своем аббатстве.

После долгих перемещений мощи оказались в Париже, в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Они и сейчас обладают чудотворными свойствами, и те, кто знают их местонахождение, приходят к ним с просьбой об исцелениях, о которых сохранились исторические свидетельства. Прискорбно одно – церковь Сен-Лё-Сен-Жиль находится в квартале, отданном многим увеселительным заведениям, и мало кто из современных христиан знает, где покоятся останки великой святой равноапостольной царицы Елены, которой по воле Божией история церкви обязана весьма многим.

Значение иконы

Образ равноапостольной царицы Елены напоминает нам о тех временах, когда христианство наконец почти избавилось от тотального и повсеместного гонения, огромная заслуга в том принадлежит сыну царицы Елены, равноапостольному царю Константину Великому. После того как он объединил земли Рима и Византии и христиане получили возможность без страха следовать свой вере на всей огромной территории, появилась возможность найти в Иерусалиме святые места земной жизни Спасителя, его крестного пути, распятия и всех последних дней Его жизни среди нас. Ей принадлежит эта величайшая заслуга. Но, конечно же, этого бы не случилось, и поиски августейшей Елены не увенчались бы успехом, если бы ее цели не совпадали бы с Божьей волей. Благодаря ее трудам найдены и Животворящий Крест Господень, и четыре священных гвоздя, коими на Голгофе, на месте Его распятия, была воздвигнута небольшая часовня, на месте которой теперь выстроен Храм Гроба Господня. Ею же основан ряд монастырей, в частности, на Кипре существует основанный царицей Еленой монастырь Ставровуни.

Ещё один важный факт – только православной церковью святые женщины канонизируются в лике равноапостольных: так велико почитание лика самой Богоматери и самого женского существа. В православии, да и во всем христианстве, их всего пятеро – равноапостольная царица Елена,

Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по -политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина.

Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанция не назначили правителем Галлии, Британии и Испании. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и женился на его (императора) падчерице Феодоре. Кроме того, император забрал восемнадцатилетнего Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. На самом же деле семья отлично понимала, что он фактически является заложником лояльности его отца по отношению к императору.

В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Ее оторвали от мужа ради политической выгоды, и, очевидно, супруги с тех пор ни разу в жизни не виделись. Она переселилась поближе к сыну, насколько это было возможно, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь, и именно здесь она познакомилась с Христианством. Она крестилась в местном храме и следующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.

Вскоре после ее обращения Константин, часто посещавший ее, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери.

Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. Он стал цезарем западных земель. Император Максимиан, видя в Константине будущего соперника, решил “подстраховаться”: он выдал за молодого военачальника свою дочь Фаусту, подкрепив его лояльность узами родства. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. В 312 году, накануне битвы против войск своего шурина Максентия, Константин стоял со своей армией у стен столицы. В ту ночь на небе явился огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”. Максентий, вместо того, чтобы обороняться внутри стен города, вышел сразиться с Константином и потерпел -поражение.

На следующий (315) год Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому Христианство получало законный статус, чем положил конец римским гонениям, длившимся (с перерывами) в течение нескольких столетий. Спустя десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи, и в 323 году возвысил свою мать, объявив ее Императрицей. Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе Императорская власть была мало привлекательна. Однако она быстро поняла, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.

С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину. Когда корабль проплывал мимо островов Греции, она сошла на берег на острове Парос и стала молиться Господу, прося помочь ей найти Его Крест и обещая построить здесь храм в случае, если ее прошение будет исполнено. Ее молитва была услышана, и она исполнила свой обет. В наши дни церковь Екатонтапилиани, внутри которой стоит храм, построенный тогда святой Еленой, является древнейшим христианским храмом Греции.

Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти обломки за городские стены, но не знала, где ее слугам следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.

Вот как рассказывает об этом ее житие:

Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.

Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.1

Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в хра-ме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене.2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.

Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.

Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Сейчас ее мощи (большая часть) покоятся в Риме, куда их перевезли крестоносцы, к тому же во многих местах Христианского мира хранятся частицы ее мощей. Император Константин пережил свою мать на десять лет.

Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.

Что произошло с Животворящим Крестом Господним после его обретения?

После того, как святая Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень, она отослала часть его в Константинополь, вторую часть в том же году сама повезла в Рим, еще одну часть оставила в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Там она (эта третья часть) оставалась в течение примерно трех столетий, до 614 года, когда персы под предводительством своего царя Хозроя переправились через Иордан и захватили Палестину. Они жестоко обращались с христианами, разрушали церкви, убивали священников, монахов и монахинь. Они унесли из Иерусалима священные сосуды и главную драгоценность — Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Захария и множество людей были взяты в плен. Хозрой суеверно полагал, что, завладев Крестом, он каким-то образом обретет силу и власть Сына Божия, и он торжественно водрузил Крест возле своего трона, по правую руку. Византийский Император Гераклий (610—641) много раз предлагал ему мир, но Хозрой требовал сначала отречься от Христа и поклониться солнцу. Эта война стала религиозной. Наконец, после нескольких удачных сражений Гераклий в 627 году победил Хозроя, которого вскоре сверг с престола и убил собственный сын Сирой. В феврале 628 года Сирой заключил мир с римлянами, освободил Патриарха и прочих пленников и вернул христианам Животворящий Крест.

Крест сначала доставили в Константинополь, и там, в храме Святой Софии, 14 сентября (27 сентября по новому стилю) состоялось торжество его второго воздвижения. (Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память как первого, так и второго торжества.) Весной 629 года Император Гераклий отвез его в Иерусалим и лично водрузил на прежнее почетное место в знак благодарности Богу за дарованную ему победу. Когда он приближался к городу, держа в руках Крест, Император внезапно остановился и не мог двигаться дальше. Сопровождавший его Патриарх Захария предположил, что его великолепное одеяние и царская стать не сочетаются с обликом Самого Господа, смиренно несшего Свой Крест. Император -тотчас же сменил свой пышный наряд на рубище и вошел в город босой. Драгоценный Крест был все еще заключен в серебряный ларец. Представители духовенства проверили сохранность печатей и, открыв ларец, показали Крест народу. С того времени христиане стали праздновать день Воздвижения Креста Господня с еще большим благоговением. (В этот день Православная Церковь вспоминает также чудо явления на небе Креста Господня в знак грядущей победы Императора Константина над войсками Максентия.) В 635 году Гераклий, отступая под натиском мусульманской армии и предвидя скорый захват Иерусалима, увез Крест с собой в Константинополь. Во избежание полной его утери в будущем, Крест разделили на девятнадцать частей и раздали их Христианским Церквам — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Римской, Едесской, Кипрской, Грузинской, Критской, Аскалонской и Дамасской. Сейчас частицы Креста Господня хранятся во многих монастырях и храмах по всему миру.

Святая Елена
(Чима да Конельяно, 1495 год).

Радостные вести принес всем христианам четвертый век от Рождества Христова. Во главе Римской империи встал Константин, первый император, который запретил гонения последователей Господа. Христианам разрешили открыто исполнять свои обряды и вернули отнятые церкви. Никому не воспрещалось крестить детей в истинную веру, напротив - Константин был рад каждой новой спасенной душе. Многие подданные империи с удивлением понимали, что христианская религия является подлинной, а ее таинства привлекали гораздо больше, чем языческие обычаи. Столицей Римского государства стал христианский Константинополь, на его престол император рядом с собой усадил свою мать, Елену. Ту самую женщину, которой он и был обязан вере в Господа…

… 326-й год от Рождества Христова, Константинополь…

Семьдесят шесть лет исполнилось Елене. Другие женщины в ее возрасте только и делали, что сидели дома, тихо дожидаясь окончания жизненного пути. Но царица была не из таких. Елена каждый день приходила к своему сыну Константину, а тот с радостью прислушивался к ее советам, потому что царица была мудрой, благочестивой и обладала ясным умом, несмотря на преклонные годы. Однажды утром Елена попросила сына отпустить ее в Иерусалим.

Елена:
Сын мой! Настало время нам расстаться. Я должна поехать в святые земли. Мне во сне было видение. Я должна вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми. Найду я и крест, на котором распяли Господа нашего. Знаю, возраст мой уже не тот. Но не бойся - пока своего дела не исполню, не призовет меня Господь.

Жалко было императору расставаться с царицей-советчицей, но Господней воле он перечить не мог, да и не хотел. Раз уготована такая судьба его матери, значит, так тому и быть. Недолго Елена собиралась в путь. Взяв с собой верных слуг и друзей, отправилась она в Иерусалим - именно там, по преданиям, проходила земная жизнь Иисуса Христа.

Прибыв в древний город, Елена вместе с иерусалимским патриархом Макарием начала расспрашивать местных христиан и иудеев, где спрятан Крест Господень, и где ученики похоронили тело Иисуса на три дня, что прошли до его воскресения. Молва о чудесной царице, которую шепотом называли «святой», быстро распространилась по всей округе. Мужчины и женщины с радостью помогали Елене в ее поисках. И вот один иудей указал царице на храм языческой Венеры, который построил император Адриан.

Мужчина:
Соседка! Соседка! Ты дома? Слыхала ли, какое чудо произошло у капища?

Женщина:
Какое еще чудо?

Мужчина:
Та самая царица, что из Константинополя приехала, сейчас повелела снести и стены, и нечестивые статуи, да срыть землю под ними. И тут открылось нам всем диво - в скале пустая гробница. Царица как увидела ее, так у нее слезы из глаз побежали и говорит она - копайте, друзья мои, знаю, что мы на верном пути.

Женщина:
Что же то за гробница была?

Мужчина:
Снова копать начали, только поодаль. Тут из-под земли пошел запах, сладостный такой, что всем захотелось возрадоваться. А на месте том нашли три креста, в землю зарытые, вот как!

Женщина:
Три креста? Господи, благослови, да неужели же это те самые?.. Под жертвенником были?

Мужчина:
Женщина в толпе была тяжелобольная, у нее и ноги уже усохли, она ходить не могла. Так вот к ней кресты стали подносить по очереди - и на третьем исцелилась она, совсем исцелилась!

Вера подсказала Елене, что пустая гробница - это и есть Гроб Господень, а Животворящий Крест - тот самый, на котором распяли Спасителя. Рядом же нашли четыре гвоздя и титло с полустертой надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Часть креста и два гвоздя Елена взяла с собой в Константинополь, часть оставила в Иерусалиме, чтобы люди, которые приходили бы в город, могли поклониться святым реликвиям и уверовать в Господа. А на святом месте приказала построить Храм Гроба Господня. После она повелела воздвигнуть еще два храма - один в Вифлееме, где родился Иисус Христос, а второй - на Елеонской горе, откуда Спаситель вознесся на небеса.

Святую Елену в христианской традиции почитают как Равноапостольную Царицу - не только за то, что она открыла всем верующим святые реликвии, связанные с земной жизнью Христа, но и за то, что она послужила делу распространения христианской веры среди языческого римского мира.


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье