Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления Мухамеджанов Бауржан Алимович. Характеристика республиканской формы правления в республике казахстан

Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления Мухамеджанов Бауржан Алимович. Характеристика республиканской формы правления в республике казахстан

Президентская форма правления - особенность формы правления в Республике Казахстан, заключающаяся в том, что в системе разделения власти Президент Республики занимает правовой статус «над ветвями власти. Это означает, что Президент Республики Казахстан по своему правовому статусу не интегрирован, не «вмонтирован» ни в каком объёме ни в одну из ветвей государственной власти – ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную, и находится вне ветвей государственной власти как глава государства и как его высшее должностное лицо. Поэтому в соответствии со статьёй 40 Конституции Республики Казахстан 1995 года именно Президент Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Кроме того, Президенту Республики принадлежит неограниченное право выступать от имени народа и государства, как избираемому прямо и непосредственно народом.

С другой стороны, конституционные полномочия Президента Республики позволяет ему вторгаться в сферу полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти. В сфере законодательной ветви государственной власти Президент Республики Казахстан по вопросам, связанным с законотворческим и законодательным процессом:

Вправе инициировать на совместном заседании Палат Парламента вопрос о делегировании ему законодательных полномочий в порядке подпункта 3 статьи 53 Конституции. В случае, если Парламент делегирует Президенту Республики законодательные полномочия, Президент Республики будет издавать законы.

Кроме того, Президент Республики в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции обладает правом законодательной инициативы. Президент Республики, как и депутаты Парламента или Правительство, может инициировать те проекты законов, которые предусматривают сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Как правило, проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Однако для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, не требуется положительного заключения Правительства, даже если проекты законов, инициированные Президентом Республики, будут предусматривать сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов (п.6 ст.61 Конституции). Президент Республики также поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента. В данном случае содержание законопроектов может определяться Президентом Республики. Кроме того, Президент Республики вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Пункт 2 статьи 61 Конституции устанавливает, что Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Кроме того, Президент Республики не только подписывает законы, но и обладает правом вето на законы, принятые Парламентом, а также может обратиться в Конституционный Совет о проверке конституционности законов, принятых Парламентом. Правда, Парламент может преодолеть возражения Президента на принятые Парламентом законы не менее чем двумя третями голосов депутатов каждой из Палат Парламента путем последовательного рассмотрения данного вопроса вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Возражения Президента на конституционные законы преодолеваются в таком же порядке, но не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента (п.п.2 п.2 ст.54 Конституции).

В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента. На ней могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва, в том числе, на наш взгляд, вопросы, связанные с необходимостью срочного принятия тех или иных законов, либо ратификации международных договоров Республики Казахстан.

Президент Республики, как и Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеет право присутствовать на любых заседаниях Палат Парламента и быть выслушанным, например, по вопросам содержания тех или иных законопроектов.

Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром обладает правом досрочного роспуска Парламента или Мажилиса Парламента. Однако здесь следует иметь в виду, что в отличие от других стран, где главы государств могут распускать только нижнюю палату парламента, Президент Казахстана может распустить Парламент страны целиком вместе с Сенатом и Мажилисом или только Мажилис Парламента. Основания роспуска Парламента или Мажилиса Парламента Президентом Республики установлены в пункте 1 статьи 63 Конституции. Роспуск Парламента или Мажилиса Парламента может быть связан и с вопросами законодательного (законотворческого) процесса. Тем самым, Президент Республики может активно влиять на законодательную ветвь государственной власти по вопросам законотворческого и законодательного процесса.

В сфере исполнительной ветви государственной власти Президент Республики Казахстан:

Образует Правительство в порядке, предусмотренном Конституцией. Указанное полномочие Президента Республики включает в себя назначение с согласия Мажилиса Парламента Премьер-Министра Республики, определение структуры Правительства, назначение на должности членов Правительства и т.п. Кроме того, Президент Республики образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам. Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки Правительства или любого его члена, а также вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена.

На уровне местных исполнительных органов Президент Республики назначает акимов областей, городов республиканского значения и столицы с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц могут либо назначаться, либо избираться на должность, но в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. Здесь неясно, вправе ли Президент Республики освобождать по своему усмотрению выборных акимов от должностей, или только назначаемых (см. пункт 4 статьи 87 Конституции).

Что же касается полномочий Президента Республики в отношении актов исполнительной ветви государственной власти, то он отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы (п.п. 3 ст.44 Конституции).

Кроме того, Президент Республики обладает полномочиями в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных по вопросам образования, упразднения и реорганизации этих органов, а также назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей. Эти органы могут входить в систему исполнительных органов Республики в зависимости от их целей, задач, функций, полномочий и т.п. Президент Республики обладает также иными полномочиями в отношении органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных.

В сфере судебной ветви государственной власти Президент Республики Казахстан:

Основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представляет Сенату Парламента для избрания на должности и освобождения от должности Председателя и судей Верховного Суда Республики, а также по рекомендации Высшего Судебного Совета назначает на должности и освобождает от должностей председателей и судей местных и других судов.

Кроме того, Президент Республики осуществляет помилование граждан, в том числе приговоренных судом судебной системы Республики Казахстан к смертной казни. Тем самым, обвинительный приговор суда о смертной казни может быть не приведен в исполнение, если Президент Республики помилует приговоренного к смертной казни. Следует еще иметь в виду, что не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики Казахстан 126 .

Кроме того, Конституция и законы Республики Казахстан предусматривают Президенту Республики осуществлять другие полномочия, например, внести возражения на решения Конституционного Совета в целом или в его части и т.п., которые характеризуют особенность президентской формы правления в Республике Казахстан.

Схема

Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов

Президент

Республики Казахстан

обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом

Представительная власть 127

Исполнительная власть

Судебная власть

Парламент

Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент относится к законодательной ветви власти

Правительство

Республики Казахстан

осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью

Верховный Суд

Республики Казахстан

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Местные представительные органы – маслихаты

выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление. Маслихаты не относятся к законодательной ветви власти, поскольку маслихаты не издают законодательных актов

Местные исполнительные органы

входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории

Местные идругие Суды Республики , учреждаемые законом

Обретение государственного суверенитета и образование на политической карте мира независимого Казахстана обусловило потребность выработки отечественной модели государства и власти. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев определил перспективу процесса становления современной казахской государственности, отметив, что теперь у народа Казахстана есть «серьезные перспективы на основе уже имеющихся достижений формирования нового типа государственности в терминах...XXI века». Поэтому, прежде всего, казахстанские государственные деятели и государствоведы должны были найти ответы на основные вопросы, предопределяющие выбор формы нового казахстанского государства:

1) Какую выбрать форму правления (президентскую, парламентскую или смешанную)?

2) Каково должно быть государственное устройство (унитарное государство, региональное государство с высокой долей автономии составных частей или федерация)?

3) Какой из механизмов разделения властей и «сдержек и противовесов» обеспечит стабильность и эффективное взаимодействие органов государственной власти?

Итогом ответов на поставленные вопросы должна была стать модель функционирования государства. Конечно, процесс развития новой государственности находится еще в стадии становления, разработки и утверждения в государственно-политической практике новых для республики правовых и управленческих регуляторов. В то же время, сегодня по прошествии уже двадцати лет можно подвести некоторые итоги и проанализировать перспективы.

Исторические традиции развития казахской государственности, новейшая история государственно-правового становления независимого Казахстана обусловили выбор страной президентской формы правления, согласно требованиям, которой Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, а, по сути, общенациональным лидером.

Казахстан -- унитарная президентская республика парламентского типа. Президент является главой государства и Верховным Главнокомандующим.

Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента -- 5 лет, однако действующий президент сохраняет полномочия на 7 лет (по прежней версии Конституции) до 2012 года. Текущий Президент Назарбаев находится в своей должности с 24 апреля 1990 года, а руководит Казахстаном с 22 июня 1989 года (21 год на 2010 год).

Первый Президент Казахстана (Нурсултан Назарбаев) в соответствии с Конституционным законом имеет особое политическое и правовое положение: расширенное обеспечение его и его семьи, возможность выступать перед Парламентом, на заседаниях Правительства после прекращения им своих полномочий, а также иные льготные условия.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система органов исполнительной власти состоит из министерств, служб и агентств. Законодательную власть осуществляет Парламент. Состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан (14 областей, 2 города). Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Срок полномочий депутатов Сената -- шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса -- пять лет. Судебную власть осуществляют суды: Верховный Суд, областные, военные, городские, районные и специализированные суды. Судебная система республики осуществляется посредством Верховного Суда и местных судебных органов. Верховный Суд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским и уголовным делам. Контроль за соблюдением Конституционных законов осуществляет Конституционный совет, который состоит из 7-ми членов, избираемых на 6-ти летний срок. На местах государственное управление принадлежит местным представительным и исполнительным органам. Местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц. Местная исполнительная власть представлена областными администрациями во главе с акимами областей. Акимы областей назначаются Президентом страны по представлению премьер-министра.

Проблемы становления и развития президентской формы правления состоят в организации, функционировании и взаимодействии исполнительной власти, законодательных органов государственной власти, судебных органов государственной власти с институтом Президента Республики Казахстан. Детального научного исследования заслуживают структурно-функциональные аспекты реализации полномочий главы государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления.

Проблематика республиканской формы правления Республики Казахстан на нынешнем этапе ее развития является сложной как в практическом, так и в теоретическом отношении. Так, современное состояние научной разработанности понятия «республиканская форма правления» не позволяет в полной мере использовать его в качестве творческой конструкции для фундаментальных теоретических исследований.

Все это затрудняет поиск объективных закономерностей развития республиканской формы правления в условиях формирования нового общественно-политического устройства Республики Казахстан, изучения соответствия казахстанской модели президентской системы правления совокупности исторических, социальных, политических и иных предпосылок ее формирования, уровню политической и правовой культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду других социальных факторов.

Выбор формы правления осуществляется не по воле просто случая, а осуществляется в ответ на конкретные традиции общества, то и этот выбор сознательно принимается как средство решения проблем, представленных этими традициями. Однако анализ показывает, что реальная природа государства и общества не может быть выведена из простого анализа набора учреждений. Следовательно, реальная природа государства и общества может быть исследована исключительно на основе анализа встроенности системы органов и учреждений в контекст конкретного общества. Сами же административные учреждения являются в своей сущности, по меткому определению У.Ливингстона, лишь «институциональными средствами взаимодействия разнообразных социальных отношений с различными народами, погруженными в систему этих отношений».

Главной и основной задачей при формировании институтов государственной власти исторически является выбор разновидности их политико-правового оформления, соответствующей определенной экономической и политической системе общества. Именно такой выбор определяет политико-правовые основы функционирования государственной власти и характер взаимодействия государства и общества. Поэтому очевидно, что форма республиканского правления является одной из важнейших форм государства, характеризующих структуру и порядок взаимоотношений органов государственной власти и населения, механизм взаимодействия основных органов государства - главы государства, высшего представительного и законодательного органа и правительства.

Принцип разделения властей закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя Казахстана. Следовательно, исследуя организацию государственной власти Республики Казахстан, надо исходить из того, что она должна эффективно функционировать в условиях разделения властей, что в свою очередь вызывает необходимость рассмотрения теоретических аспектов организации исполнительной власти в теории разделения властей, практических вариантов воплощения данной доктрины в жизнь и выявления критериев эффективности исполнительной власти в условиях разделения властей.

Помимо принципа разделения властей, организация государственной власти предопределяется в первую очередь формой правления в стране, поскольку форма правления есть «наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти».

Практически все исследователи формы правления в качестве основного критерия определения типа республики называют вопрос об ответственности Правительства. Если Правительство ответственно только перед Президентом то это республика президентская, если только перед парламентом - республика парламентарная. Если же Правительство ответственно и перед Президентом и перед парламентом, то подобную систему называют полупрезидентской или «смешанной» республикой.

Форма правления как элемент формы государства воплощается в множестве моделей. В каждом государстве система формируемой им власти имеет свою специфику, которая определяется многими объективными и субъективными условиями, факторами и причинами. Поэтому любой сравнительный анализ имеет свои пределы, ограничения и является весьма относительным. Причем, везде во власти главным считается не набор известных формальных элементов, скажем, парламент, выборы, разделение власти и т.д., а ее способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обслуживании ее потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство.

Президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., вполне отвечает современным реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее президентско-парламентскую.. Основополагающими принципами деятельности казахстанского государства являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Казахстане признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий, а также незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.

Обобщая опыт стран Содружества Независимых Государств, можно придти к обобщающему выводу о том, что для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях переходного времени наиболее предпочтительной является конституционная модель президентско-парламентской формы правления. В этой связи важно отметить, что реализация возможностей сильной президентской формы правления может всемерно способствовать не только эволюционному и политически выверенному воплощению принципа разделения властей, но и позволит усилить роль главы государства как общенационального политического лидера, что может нейтрализовать не только мощный потенциал авторитаризма в условиях переходного периода, но и всемерно помогать становлению эффективной демократической политической системы казахстанского общества.

Кроме того, президентско-парламентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику; неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

Проблема конституционного развития Республики Казахстан является многоаспектной. Один из значимых таких аспектов - историко-правовой, изучение которого позволяет не только охарактеризовать этапы конституционного развития, но и выявить черты и признаки развития самой казахской государственности, особенности становления системы органов государственной власти, конституционно-правовых институтов, государственного устройства и административно-территориального деления.

Началом первого этапа становления современного казахского государства и развития формы правления в нем стало принятие 25 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Декларация наделила государственную власть Казахской ССР верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях, определенных Союзным договором.

Вторым этапом утверждения президентской республики в Казахстане признается принятие 24 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва Закона «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Закон определил Президента как главу Казахской Советской Социалистической Республики -составной части Союза ССР, что и предопределило особенности конституционно-правового статуса президента республики. Президент наделялся правом представлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР. При этом Президент не признавался главой исполнительной власти. Характерной чертой этого этапа следует признать своеобразный дуализм в осуществлении государственной власти в республике.

Переход к следующему (третьему) этапу последовал достаточно быстро, что обусловлено общим динамизмом развития ситуации как в Советском Союзе в целом, так и в Казахстане. Этот переход связан с принятием Закона Казахской ССР от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Положения Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики были инкорпорированы в текст Конституции Казахской ССР 20 ноября 1990 г. посредством Закона «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Согласно изменениям Президент Казахской ССР стал главой высшей исполнительной и распорядительной власти, был учрежден пост Вице-президента Казахской ССР, Совет министров преобразован в Кабинет министров, образованы должности премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов. Вице-президент Казахской ССР избирался Верховным Советом по представлению Президента республики.

Таким образом, говоря о становлении президентской власти в Республике Казахстан, можно отметить, что в самом его начале президентская власть функционировала в системе, приближавшейся к парламентской форме правления: Верховный Совет избирал президента и контролировал правительство, которое было ему подотчетно. В ноябре 1990 г. к президенту перешел весь объем полномочий исполнительной власти. Была сделана попытка сформировать единую исполнительную власть во главе с Президентом, произошло слияние Аппарата Президента и Кабинета Министров. В основу политической системы этого периода была положена классическая модель президентской республики. В целом же в периоде становления президентской власти она становилась и укреплялась как важнейший политический институт, обеспечивающий независимость, самостоятельность Республики.

Но наряду с этими нововведениями в государстве оставалось много пережитков прошлого, и не последнее место в этом списке занимали устаревшие правовая база и законодательство республики. Создав новое государство, новые институты власти, необходимо было привести их в логически завершенную форму. Все эти обстоятельства привели к принятию Верховным Советом почти единогласно (309 из 312 голосов) 28 января 1993 года первой Конституции независимого Казахстана.

Современный этап развития формы правления в Республике Казахстан отсчитывается с 2001 г. Потребность перехода к качественно новому этапу развития формы правления в стране обусловлены тем обстоятельством, что к началу XXI века стало очевидно, что политическое реформирования, уровень развития государственно-правовой системы, механизмы государственного управления не в полной мере отвечали запросам экономического роста. Особо явственно противоречие проявилось в регионах страны. Переломить негативные тенденции был призван Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан».

По сути, это этап децентрализации осуществления управленческих процессов, перехода на новое качество взаимодействия органов государственной власти, относящихся к ее различным ветвям. Если 1990-е годы характеризуются как период высокой степени централизации власти, что позволило обеспечить стабильность государственного строительства в сложнейшее время, то, начиная с 2001 г., на первый план выходят механизмы децентрализации. Децентрализация названа в качестве значимой линии в Стратегическим плане развития Республики Казахстан.

Совершенствование избранной Казахстаном модели формы правления предполагает создание механизма разрешения и преодоления возникающих конфликтных ситуаций. Важную роль в сдерживании и разрешении конфликтов между различными звеньями единого государственного механизма призваны играть независимые судебные органы, которые способны контролировать законность и правомочность решений и действий органов государственной власти и защитить общество от возможных законодательных нарушений. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, судебная власть осуществляет важные для демократического государства функции правового контроля за деятельностью органов государственной власти. Поэтому любая реформа судебной власти должна заключаться, в первую очередь, в создании условий для осуществления этих функций и повышения эффективности правосудия, а не сводиться к увеличению числа полномочий судебных органов за счет полномочий других органов государственной власти.

Согласно Конституции , Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

доктор юридических наук, профессор В.А. Малиновский

доктор юридических наук, доцент Г.А. Алибаева

Гуманитарный Университет транспорта и права имени Д.А. Кунаева, Республика Казахстан

НЕЗАВИСИМОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Для исследования современной конструкции казахстанской формы правления в период становления и укрепления государственной независимости базовой является конституционная характеристика Республики Казахстан как государства , утверждающего себя в качестве демократического и правового.

Конституцией Казахстан определен государством с президентской формой правления.

Как известно, в наиболее общем плане и устоявшейся традиции современные государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В основе такой дифференциации лежит большей частью статус главы государства с присущими ему порядком избрания (или престолонаследия), функциями и полномочиями, а также взаимоотношениями главы государства с парламентом и правительством . Однако сегодня этого становится недостаточно.

Освещая особенности скандинавских монархий, М.А. Исаев применительно к Королевству Швеция пишет следующее: «Сегодня мы можем характеризовать форму правления Швеции как условно монархическую, стремящуюся к собственному отрицанию. В этой связи ситуация в Швеции могла бы показаться уникальной, если бы не аналогичное положение, например, в Японии. По форме правления - это тоже в общем-то монархия, но монархия весьма условная» .

Уникальность формы правления Японии заключается в том, что она базируется на божественности Императора и благосклонности к демократии , основанной на народном суверенитете. В статье 1 Конституции 1947 г. оказались объединенными две материи в одну. С одной стороны, ею провозглашен статус тэнно (тэнно - титул японского императора - авторы) и закреплены конституционные основы режима тэнно. С другой стороны, ею объясняется местонахождение суверенной власти, или, вернее, трансформация суверенной власти тэнно к людям. По оценке Дж. Маки, в этом сочетании воплощена настоящая революция .

Модель полупрезидентской республики с «усиленным институтом президента », ставшая в силу целого ряда причин примером для Казахстана и примененная по Конституции РК, как известно, впервые возникла в Веймарской Германии и Финляндии, затем, примерно через сорок лет, - во Франции, после чего получила свое развитие в Португалии. Сегодня она закреплена в новейших конституциях Азербайджана, Грузии, России , Польши, франкоязычных стран Африки и других стран.

В целом в современном меняющемся мире запросы конституционной практики в зарубежных странах нередко порождают нетипичные формы государств. Совершенно обоснованно по результатам анализа , основанного на широком использовании сравнительно-правового метода, В.Е. Чиркин использует термин «смешанная форма правления» .

Подчеркнем, что институт «формы правления» как важнейший элемент государственной формы значительно богаче, чем одной из ее конкретной разновидности - «республики». Поэтому провозглашенной Конституцией РК президентской формой правления (в совокупности с официальным названием страны) охватывается многообразие государственных форм: «чисто президентской», «полупрезидентской (дуалистической)» вплоть до «суперпрезидентской (монократической)» республики.

Нередко встречающееся в СМИ и политическом обиходе стремление поставить знак равенства между Республикой Казахстан «с президентской формой правления» и Казахстаном - «президентской республикой» значительно обедняет действующую государственную форму Казахстана. Часто складывается и вовсе парадоксальная ситуация: чем больше тот или иной автор в обоснование укрепления роли Главы государства оперирует аргументом о президентской республике, тем более реально он удаляется от нее.

В этой связи показательно следующее. В весьма интересном специальном исследовании О.И. Зазнаевым освещен широкий спектр «полупрезиденциализма», углубленно проанализированы признаки и виды полупрезидентских систем в конституционных, политических, а также теоретических и сугубо прикладных измерениях . При этом автор, как видим, использует термин «полупрезидентская система», а не «полупрезидентская» республика.

Более двадцати лет государственной независимости приводит к следующему принципиальному выводу. Современное успешное, сильное и эффективное государство – Республика Казахстан – стала таковым в решающей степени благодаря именно президентской форме правления, ее системообразующему центру – Президенту Республики и личным качествам Н.А. Назарбаева, наполнившим конституционный статус Главы государства реальными практическими действиями на благо всех казахстанцев.

Учрежденная Конституцией РК 1995 г. «президентская форма правления» имеет много сходств с президентской республикой (прямые выборы Президента Республики, его безусловное доминирование в исполнительной ветви власти) и парламентарной республикой (парламентская ответственность Правительства, возможность отрешения Главы государства от должности только за государственную измену, право Президента Республики распустить Парламент), что дает основания для характеристики казахстанской формы правления в качестве «смешанной» или «полупрезидентской» республики. При этом расширенные полномочия Президента Республики в отношении Парламента и Правительства позволяет определить учрежденную Конституцией 1995 г. «президентскую форму правления» как полупрезидентскую республику с усиленным институтом Президента страны.

Рассчитанная на период политического транзита, она обеспечивала стабильность государства и политической системы в целом за счет жесткой концентрации исполнительной власти (в ее горизонтальных и вертикальных конструкциях) в институте Главы государства, его доминирования в Правительстве, лимитированных возможностей влияния Парламента на исполнительную власть.

В условиях привыкания к демократии развернутая в стране в начале 2000 годов либерализация затронула и президентскую форму правления, в частности, ее общественно-политические основы и все институциональные составляющие, в первую очередь, парламентскую.

Данный вывод подтверждается результатами конституционной реформы , осуществленной посредством принятия Закона РК от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

В целом конституционная реформа предопределила новые концептуальные подходы к пониманию основных общественно-политических институтов и перспектив их развития. Ряд изменений и дополнений в Конституцию в их взаимосвязи позволяет по-новому трактовать предназначение государственной власти , содержание функций государства , определять принципы взаимоотношений государственных органов, общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно-значимых задач, устанавливать юридические нормы, адекватные изменяющимся общественным отношениям .

Таким образом, с позиций преобразования учрежденной Конституцией РК 1995 г. «президентской формы правления» конституционную реформу мая 2007 года можно охарактеризовать в качестве комплекса мер, которые продвигают Казахстан в направлении «президентско-парламентской республики» посредством стимулирования современной партийной системы, укрепления статуса Парламента, совершенствования его представительской функции и осуществляемой им законодательной деятельности, а также постепенного установления свойственных для парламентарной формы правления функциональной и организационной приближенности и слаженности в деятельности органов законодательной и исполнительной ветвей единой государственной власти. Конечной целью выступает создание прочных отношений между государством и народом Казахстана.

Подчеркивая важность и значимость реформирования в 2007 году Основного Закона страны в направлении либерализации политической системы и государственности, необходимо напомнить, что оно не затрагивает сущностных основ «президентской формы правления» Республики Казахстан.

Практическая реализация новелл 2007 года показала абсолютную правильность разработанной за почти пять лет общенациональной дискуссии конституционной реформы.

В 2007–2009 годах в направлении внедрения ее идей, положений и норм по дальнейшей демократизации государственной и общественной жизни были внесены изменения и дополнения в конституционные законы о Президенте Республики, о Парламенте и статусе его депутатов , о Правительстве, о Конституционном Совете, о судебной системе и статусе судей, о выборах, а также в законы о политических партиях , о средствах массовой информации и ряд других.

3 апреля 2011 г. состоялись внеочередные выборы Президента Республики, на которых Н.А. Назарбаев получил поддержку 95,55% проголосовавших казахстанцев (явка составила 89,98% включенных в списки избирателей). Напомним, что данные выборы были назначены Президентом Республики взамен народной инициативы о продления полномочий Н.А. Назарбаева до 2020 года. Тогда в целях выхода из противоречия между инициативой более 5 миллионов граждан страны; законом Парламента, создавшим правовую базу для реализации данной инициативы, а также постановлением Конституционного Совета, признавшим данный закон противоречащим Конституции, Президент Республики заявил о своем стремлении пойти на прямые, конкурентные выборы. Он внес в Парламент проект закона о дополнении статьи 41 Конституции только одним пунктом 3-1 следующего содержания «Внеочередные президентские выборы назначаются Президентом Республики и проводятся в порядке и сроки , установленные конституционным законом». По принятии Парламентом данного дополнения и последующем внесении изменений и дополнений в Конституционный закон о выборах, Глава государства издал указ о внеочередных выборах. Данный пример в очередной раз свидетельствует о стремлении верховной власти действовать строго в рамках Основного закона.

По итогам внеочередных парламентских выборов 2007 г., на которых представительство в Мажилисе получила только одна политическая партия, в конституционный закон о выборах был включен механизм, обеспечивающий пребывание в Мажилисе не менее двух партий. Однако его применять не потребовалось, поскольку по результатам внеочередных выборов 15 января 2012 г. ныне в Мажилисе действуют фракции трех политических партий. В центр внимания избирателей вышли не только личности, но и партийные программы, что подняло на новый содержательный уровень дискуссии кандидатов и, соответственно, предпочтения избирателей.

Внесенное в 2007 году изменение в статью 5 Конституции РК (были изъяты запреты на слияние общественных и государственных институтов и государственное финансирование общественных объединений) повлекло резкую активизацию гражданского сектора, рост числа общественных объединений, в том числе действующих в области социальной защиты населения , значительное увеличение средств госбюджета на социальные проекты, реализуемые посредством институтов гражданского общества . Впервые 20 октября 2008 г. Парламентом был принят закон «Об Ассамблее народа Казахстана», которым закреплен новый государственно-общественный характер данного учреждения. Иными словами, национальным интересам была придана форма на стыке государства и гражданского общества. При этом национально все культурные центры включены в возглавляемый лично Первым Президентом Республики – Лидером Нации специальный единый демократически организованный механизм, интегрирующий национально-культурные центры, признанные в стране личности и важнейшие государственные органы.

Прошедший 2013 год стал начальным этапом практического осуществления президентской «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года), представляющей собой логическое продолжение исполненной досрочно по основным параметрам «Стратегии «Казахстан-2030».

«Стратегией «Казахстан-2050» охвачен весь комплекс управленческого кластера в его функциональной, институциональной, правовой и иных составляющих, внутренних и внешних взаимодействиях.

Отведенного на исполнение «Стратегии «Казахстан-2050» времени по меркам истории не так уж и много. Поэтому и первый год после ее провозглашения, стал весьма насыщенным.

В числе достигнутых результатов, во-первых, создание новой модели государственной службы (сформирован корпус «А», а это – 543 государственных служащих , для которых установлены высокие требования. Количество политических служащих сократилось в 7,5 раз; в регионах обновилась треть акимов районов и городов, а на центральном уровне – 15% руководящего состава исполнительных органов); во-вторых, проведение реформы местного самоуправления (на сельский уровень дополнительно переданы 5000 единиц (должностей), закреплено 67 функций, состоялись выборы 2,5 тысяч местных акимов, что составляет 91% всех акимов страны); принят и реализуется Закон «О государственных услугах »; в-третьих, принят и реализуется Закон «О государственных услугах», что улучшает бизнес среду и повышает доверие граждан к государству; в четвертых, продолжаются востребуемые практикой изменения в системе органов исполнительной власти (преобразуются действующие и учреждаются новые госорганы, расширяются формы участия граждан их деятельности).

В целом государственное управление в Республике Казахстан постепенно преобразуется в публичное управление , основанное на разумных балансах между государственными и общественными началами, между государственными функциями и государственными услугами, на внедрении новейших достижений менеджмента и информационных технологий, на включении в управленческий процесс представителей гражданского общества и самих казахстанцев.

Литература

1. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. – М., 2004. – С. 173.

2. Japanese Constitutional Law Edited by Percy R.Luney, Jr., and Kazuyuki Takahashi. – University of Tokyo Press, 1993. – P. 45, 88–89, 96–104

3. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М., 1999. – С. 142, 146

4. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, 2006.

5. О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Казахстан обрел независимость 16 декабря 1991 года. Столица - город Астана. Государственный язык - казахский, русский имеет статус языка межнационального общения. Денежная единица - тенге.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина

Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

Законодательные функции выполняет Парламент, который состоит из двух Палат - Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом с учетом необходимости обеспечения представительства национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, девять из них избираются Ассамблеей народа Казахстана. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, депутатов Мажилиса - пять лет. В настоящее время в Мажилисе представлены три партии - «Нұр Отан», «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана.

Административно-территориальная структура страны включает 14 областей и 2 города республиканского значения.

Численность населения Казахстана превышает 18 млн человек. Этническая структура общества, согласно национальной переписи 2009 года, выглядит следующим образом: казахи - 63,07%, русские - 23,7%, узбеки - 2,85%, украинцы - 2,08%, уйгуры - 1,4%, татары - 1,28%, немцы - 1,11%, другие - 4,51%.

Занимая территорию 2 млн 724,9 тыс квадратных километров, страна находится на девятом месте по площади в мире. На севере и западе республика имеет общие границы с Россией - 7 591 км (самая длинная непрерывная сухопутная граница в мире), на востоке с Китаем - 1 783 км, на юге с Кыргызстаном - 1 242 км, Узбекистаном - 2 351 км и Туркменистаном - 426 км. Общая протяженность сухопутных границ - 13 200 км.

Казахстан - самая крупная страна в мире, которая не имеет прямого выхода в Мировой океан. Большую часть территории страны составляют пустыни - 44% и полупустыни - 14%. Степи занимают 26% площади Казахстана, леса - 5,5%. В стране насчитывается 8,5 тысяч рек. Северо-восточная часть акватории Каспийского моря входит в пределы республики. Аральское море разделено между Казахстаном и Узбекистаном. В Казахстане есть 48 тысяч больших и малых озер. Самые крупные из них - Балхаш, Зайсан и Алакол. Удаленность от океанов обусловливает резко континентальный климат страны.

Минерально-сырьевая база страны состоит из более 5 тысяч месторождений, прогнозная стоимость которых оценивается в десятки триллионов долларов. Республика занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе - по серебру, свинцу и хромитам, третье - по меди и флюориту, четвертое - по молибдену, шестое - по золоту.

Казахстан также имеет значительные нефтегазовые ресурсы (9-е место в мире по подтвержденным запасам нефти), которые сосредоточены в западных областях. Кроме этого, республика занимает 8-е место по запасам угля и 2-е место по запасам урана.

Казахстан входит в десятку ведущих мировых экспортеров зерна и является одним из лидеров по экспорту муки. 70% пахотных земель на севере занято зерновыми и техническими культурами - пшеницей, ячменем, просом. На юге страны выращивают рис, хлопчатник, табак. Казахстан славится также своими садами, виноградниками и бахчевыми культурами. Одним из ведущих направлений сельского хозяйства является животноводство.

Главными экспортными товарами является продукция добывающей, топливно-энергетической, металлургической и химической промышленностей, а также зерновой индустрии. Основные торговые партнеры республики - Россия, Китай, государства Европы и СНГ.

Для диверсификации экономики в стране успешно реализуется программа индустриально-инновационного развития, в соответствии с которой модернизируются старые и открываются новые предприятия.

Казахстан реализует масштабный проект «Новый Шелковый Путь», который должен возродить историческую роль страны как главного связующего звена континента и превратить ее в крупнейший деловой и транзитный хаб региона - своеобразный мост между Европой и Азией. К 2020 году объем транзитного грузопотока через республику должен возрасти почти в 2 раза.

В 2014 году Главой государства объявлена программа масштабного инфраструктурного строительства «Нұрлы жол», призванная соединить магистральными путями регионы Казахстана, модернизировать логистическую, социальную и индустриальную инфраструктуру.

Казахстан приступил к реализации «Плана нации - 100 конкретных шагов», что предусматривает коренные преобразования с целью реализации Пяти народных реформ: формирования профессионального государственного аппарата, обеспечения верховенства закона, индустриализации и экономического роста, идентичности и единства, формирования подотчетного государства.

Осуществляется масштабная социальная модернизация страны - строятся новые школы, профессиональные колледжи и университеты, открываются современные медицинские клиники и больницы, совершенствуется система социальной поддержки населения.

В настоящее время в республике проживают представители 130 этносов, успешно действует консультативно-совещательный орган по гармонизации межэтнических отношений - Ассамблея народа Казахстана. В Астане на регулярной основе проводятся Съезды лидеров мировых и традиционных религий.

Являясь лидером в Центральной Азии, республика вносит значительный вклад в укрепление стабильности региона. Больших успехов страна добилась и на мировой арене. Об этом свидетельствует председательство Казахстана в ОБСЕ и проведение в Астане Саммита этой авторитетной международной организации в декабре 2010 года. Значимой инициативой страны стал запуск и развитие проекта СВМДА - азиатского аналога ОБСЕ. Положительные отзывы получила созидательная деятельность Казахстана в качестве председателя ведущей организации исламского мира - ОИС. Страна является также признанным лидером в глобальном антиядерном движении.

Казахстан является членом Евразийского экономического союза.

Стабильный рост всех отраслей экономики, международное признание, политическая стабильность стали основой процветания казахстанского общества. Казахстан - это страна, устремленная в будущее, которая сохраняет свои культурные традиции и успешно реализует огромный созидательный потенциал в современном динамичном мире.

Видео тур по Казахстану