Функции органов государственной безопасности рф. Органы госбезопасности ссср и россии: от вчк до фсб (7 фото)

В 1917 году Владимир Ленин из остатков царской охранки создал ВЧК. Эта новая организация, которая в конечном итоге превратилась в КГБ, занималась широким кругом задач, включая разведку, контрразведку и изоляцию Советского Союза от западных товаров, новостей и идей. В 1991 году СССР распался, что привело к фрагментации Комитета на множество организаций, крупнейшей из которых является ФСБ.

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».
В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников - «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.
Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

Охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
- борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
- выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

За год работы «тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки - зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата - Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

Ведение разведывательной работы за границей;
- борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
- оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных -
- формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
- охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947–1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти - Политбюро - он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии - человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» - тех, кому отказывали в выезде за границу.

Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции - деятели литературы, искусства и науки - которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин.

В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

Контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- защита конституционного строя;
- борьба с особо опасными формами преступности;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией.

ФСБ возглавляли:
в 1995–1996 году М. И. Барсуков;
в 1996–1998 году Н. Д. Ковалёв;
в 1998–1999 году В. В. Путин;
в 1999–2008 Н. П. Патрушев;
с мая 2008года - А. В. Бортников.

Структура ФСБ России:
- Аппарат Национального антитеррористического комитета;
- Служба контрразведки;
- Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
- Служба экономической безопасности;
- Служба оперативной информации и международных связей;
- Служба организационно-кадровой работы;
- Служба обеспечения деятельности;
- Пограничная служба;
- Научно-техническая служба;
- Контрольная служба;
- Следственное управление;
- Центры, управления;
- управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
- пограничные управления (отделы, отряды) ФСБ России (пограничные органы);
- другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
- авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, санатории и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Важная составная часть право охранительной системы государства, особые правоохранительные органы , основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней и внутренней безопаности государства. В компетенцию Органы Государственной Безопасности также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. В демократических государствах Органы Государственной Безопасности ведут борьбу с такими уголовными преступлениями, как терроризм , государственная измена , шпионаж , диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж . В недемократических (автор итарных, тоталитарных) государствах деятельность Органы Государственной Безопасности направлена как против указ анных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).В демократических государствах Органы Государственной Безопасности должны действовать в соответствии с принципом закон ности и под контролем уполномоченных на то государственных органов (суд а, прокуратуры, парламент а). Для автор итарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности Органы Государственной Безопасности (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода "иммунитет " от юридической ответственности за совершаемые сотрудниками Органы Государственной Безопасности противоправные деяния (похищения людей, пытки , внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).История Органы Государственной Безопасности насчитывает много веков, их прообраз имелся уже в ряде древних государств. Причем появление Органы Государственной Безопасности обычно предшествовало созданию регулярных органов для борьбы с общеуголовными преступлениями. Во Франции, например, Органы Государственной Безопасности ("тайная полиция ") появились почти на два века раньше, чем уголовная полиция .В советском государстве Органы Государственной Безопасности - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана уже через несколько недель после Октябрьской революции согласно постановлению СНК РСФСР от 7 (20) декабря 1917 г. На ВЧК официально возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суд у Военно-революционного трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др.В 1922 г. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при Народ ном комиссариате внутренних дел (НКВД). На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению "враждебной деятельности антисоветских элементов", охрана "государственной тайны, борьба со шпионаж ем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров" за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.Его деятельность сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получили право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия.В 1923 г. "в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионаж ем и бандитизм ом" при СНК СССР было учреждено Объединенное государственное политическое управление(ОГПУ). На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик. особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений. особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора ВС СССР.В 1932 г. в систему ОГПУ включены органы охраны общественного порядка (милиция). Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована суд ебная коллегия, в связи с чем исполнитель ские функции управления дополнялись суд ебными. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Суд ебная коллегия ликвидируется, и создается Особое совещание - орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в "исправительно-трудовые" лагеря. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.В феврале 1941 г. объединенный НКВД был разделен на НКВД СССР и Народ ный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 г. наркоматы объединены в единый НКВД СССР. в апреле 1943 г. вновь разделены. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), которые в марте 1953г. объединены в МВД СССР. В марте 1954 г. Органы Государственной Безопасности были выделены в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министр ов СССР. В ноябре 1991 г. КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ). Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР.В декабре 1991 г. было создано Министерство безопасности РФ. Разведывательные функции переданы Службе внешней разведки. Самостоятельным органам был передан также ряд иных функций (охрана границ, правительственная связь, охрана высших органов власти), ранее принадлежавших КГБ. В декабре 1993 г. Министерство безопасности было упразднено и вместо него образована Федеральная служба контрразведки РФ (ФСК РФ). В ноябре 1994 г. в составе ФСК в целях повышения эффективности борьбы с преступность ю было создано Следственное управление. В апреле 1995 г. Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ РФ).В соответствии с ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: а) ФСБ РФ; б) управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); в) управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ (в отличие, например, от органов внутренних дел. находящихся в двойном подчинении: МВД РФ и местных властей). ФСБ РФ возглавляет Директор ФСБ РФ на правах федерального министр а, назначаемый единолично Президентом РФ..Закон устанавливает в качестве принципов деятельности Органы Государственной Безопасности законность , уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданин а, гуманизм. единство системы органов ФСБ и централизацию управления ими, а также конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Контроль за деятельностью Органы Государственной Безопасности возлагается на прокуратуру и суд , куда, в частности, любое лицо может обжаловать действия Органы Государственной Безопасности по мотивам нарушения своих прав и свобод.В качестве основных направлений деятельности органов ФСБ закон определил: а) контрразведывательную деятельность: б) борьбу с преступность ю;в)разведывательную деятельность. Иные направления могут быть установлены только ФЗ РФ.Контрразведывательная деятельность ФСБ заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб и иных организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. В рамках борьбы с преступность ю органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионаж а, террористической деятельности, организованнойпреступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотически? средств, контрабанды и других преступ лений,дознание и предварительное след ствие по которым отнесены закон ом к и> ведению, а также по выявлению, преду преждению, пресечению и раскрытии деятельности незаконных вооруженные формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объедине" ний, ставящих своей целью насильствен. ное изменение конституционного стро? РФ. При этом Органы Государственной Безопасности и их сотрудника руководствуются ФЗ РФ от 12 августе 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уго-ловно-процессуальным законодательство м РФ. Разведывательную деятельность ФСБ осуществляет во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ (СВРРФ).Органы Государственной Безопасности комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. К сотрудникам органов ФСБ РФ предъявляются особые, повышенные требования:ими могут быть только граждане РФ, способные по своим личным и деловым качествам,возрасту.образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.Додонов В.Н.

Рядом со словом Органы Государственной Безопасности в Энциклопедии Юриста


Статья про Органы Государственной Безопасности была прочитана 18369 раз

Федеральная служба безопасности (ФСБ) России отмечает свой 20-летний юбилей. 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки (ФСК) была преобразована в Федеральную службу безопасности.

В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

АиФ.ru рассказывает о ФСБ и её предшественниках, стоявших на страже государственных интересов СССР.

ВЧК (1917-1922)

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».

В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников — «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

ОГПУ (1923-1934)

6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

  • охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
  • борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
  • выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

НКВД (1934-1943)

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

За год работы « тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки — зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

НКГБ — МГБ (1943-1954)

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

  • ведение разведывательной работы за границей;
  • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
  • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
  • охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов . С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947-1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

КГБ (1954-1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» — тех, кому отказывали в выезде за границу.

Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

ФСБ

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко , а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин .

В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • защита конституционного строя;
  • борьба с особо опасными формами преступности;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией.

ФСБ возглавляли:

в 1995- 1996 году М. И. Барсуков;

в 1996- 1998 году Н. Д. Ковалёв;

в 1998- 1999 году В. В. Путин;

в 1999- 2008 Н. П. Патрушев;

с мая 2008года — А. В. Бортников.

Структура ФСБ России:

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

важная составная часть правоохранительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней и внутренней безопаности государства. В компетенцию О.г.б. также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. В демократических государствах О.г.б. ведут борьбу с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О.г.б. направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).

В демократических государствах О.г.б. должны действовать в соответствии с принципом законности и под контролем уполномоченных на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Для авторитарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности О.г.б. (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода "иммунитет" от юридической ответственности за совершаемые сотрудниками О.г.б. противоправные деяния (похищения людей, пытки , внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).

История О.г.б. насчитывает много веков, их прообраз имелся уже в ряде древних государств. Причем появление О.г.б. обычно предшествовало созданию регулярных органов для борьбы с общеуголовными преступлениями. Во Франции, например, О.г.б. ("тайная полиция") появились почти на два века раньше, чем уголовная полиция.

В советском государстве О.г.б. - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана уже через несколько недель после Октябрьской революции согласно постановлению СНК РСФСР от 7 (20) декабря 1917 г. На ВЧК официально возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суду Военно-революционного трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др.

В 1922 г. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД). На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению "враждебной деятельности антисоветских элементов", охрана "государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров" за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.Его деятельность сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получили право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия.

В 1923 г. "в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК СССР было учреждено Объединенное государственное политическое управление

(ОГПУ). На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик. особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений. особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора ВС СССР.

В 1932 г. в систему ОГПУ включены органы охраны общественного порядка (милиция). Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись судебными. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется, и создается Особое совещание - орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в "исправительно-трудовые" лагеря. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.

В феврале 1941 г. объединенный НКВД был разделен на НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 г. наркоматы объединены в единый НКВД СССР. в апреле 1943 г. вновь разделены. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), которые в марте 1953г. объединены в МВД СССР. В марте 1954 г. О.г.б. были выделены в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. В ноябре 1991 г. КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ). Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР.

В декабре 1991 г. было создано Министерство безопасности РФ. Разведывательные функции переданы Службе внешней разведки. Самостоятельным органам был передан также ряд иных функций (охрана границ, правительственная связь, охрана высших органов власти), ранее принадлежавших КГБ. В декабре 1993 г. Министерство безопасности было упразднено и вместо него образована Федеральная служба контр-

разведки РФ (ФСК РФ). В ноябре 1994 г. в составе ФСК в целях повышения эффективности борьбы с преступностью было создано Следственное управление. В апреле 1995 г. Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ РФ).

В соответствии с ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: а) ФСБ РФ; б) управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); в) управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ (в отличие, например, от органов внутренних дел. находящихся в двойном подчинении: МВД РФ и местных властей). ФСБ РФ возглавляет Директор ФСБ РФ на правах федерального министра, назначаемый единолично Президентом РФ...

Закон устанавливает в качестве принципов деятельности О.г.б. законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм. единство системы органов ФСБ и централизацию управления ими, а также конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Контроль за деятельностью О.г.б. возлагается на прокуратуру и суд, куда, в частности, любое лицо может обжаловать действия О.г.б. по мотивам нарушения своих прав и свобод.

В качестве основных направлений деятельности органов ФСБ закон определил: а) контрразведывательную деятельность: б) борьбу с преступностью;

в)разведывательную деятельность. Иные направления могут быть установлены только ФЗ РФ.

Контрразведывательная деятельность ФСБ заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб и иных организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. В рамках борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной

преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотически? средств, контрабанды и других преступ лений,дознание и предварительное след ствие по которым отнесены законом к и> ведению, а также по выявлению, преду преждению, пресечению и раскрытии деятельности незаконных вооруженные формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объедине\" ний, ставящих своей целью насильствен. ное изменение конституционного стро? РФ. При этом О.г.б. и их сотрудника руководствуются ФЗ РФ от 12 августе 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уго-ловно-процессуальным законодательством РФ. Разведывательную деятельность ФСБ осуществляет во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ (СВРРФ).

О.г.б. комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. К сотрудникам органов ФСБ РФ предъявляются особые, повышенные требования:

ими могут быть только граждане РФ, способные по своим личным и деловым качествам,возрасту.образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" в других словарях:

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, часть правоохранительной системы государства (см. ГОСУДАРСТВО); государственные органы, деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против государственного строя, внешней и… … Энциклопедический словарь

    Неотъемлемая часть государственного аппарата любой страны, обеспечивающая профессиональную защиту существующего государственного строя, территориальной неприкосновенности и целостности страны, противодействие диверсиям иностранных… … Политология. Словарь.

    Юридический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 9 вчк (1) госбезопасность (16) гпу (1) … Словарь синонимов

    Органы государственной безопасности - 7(20) дек. 1917 решением СНК создана Всерос. чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (ВЧК) как орган диктатуры пролетариата по защите гос. безопасности Сов. респ. 24 февр. 1918 ЧК организована в Екат. Первый пред. М.И.Ефремов.… … Уральская историческая энциклопедия

    органы государственной безопасности - важная составная часть правоохранительной системы государства; особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней… … Большой юридический словарь

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - – государственные структуры, главной целью деятельности которых является обеспечение безопасности государства. О. г. б. призваны защищать государство от внутренних и внешних врагов и тем самым предупреждать социальные конфликты. Насколько это… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    В Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 Совет Народных Комиссаров создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) с большими полномочиями, в основном репрессивного характера. С… … Большой Энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ, в Советском государстве в 1917 91. В декабре 1917 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В 1922 она преобразована в Государственное политическое… … Русская история

    Предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся: Глава государства Президент Российской Федерации;… … Википедия

Книги

  • Органы государственной безопасности СССР в ВОВ. В 3 томах, 6 книгах. Том 3. Книга 1. Крушение "Блицкрига" , . Продаётся без суперобложки. Настоящее издание является очередным томом восьмитомного сборника документов "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне", вышедших в…