Современные методы конспектирования. Метод ментальных карт

Современные методы конспектирования. Метод ментальных карт

Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену - непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ. Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ - делаем собственные выводы по теме.

Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс - создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая - основными мыслями, третья - краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая - примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса - не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping - популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод "стрелочек"

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы - каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы - напишем все, что вы не законспектировали.

Обучающиеся обычно получают огромное количество информации на лекциях, и чтобы суметь записать всю необходимую информацию, важно знать методы конспектирования . В этой статье мы расскажем о самых популярных из них. Но в начале давайте разберемся с основами.

Происхождение понятия

Это понятие пришло в немецкий язык из латинского, где обозначало очерк, обзор, вид. Если детальнее проследить этимологию слова, конспект – это краткое изложение чего-то. При этом в нем допускается доля творчества. То есть человек, пишущий конспект, обдумывает значение воспринимаемой им информации, и самостоятельно определяет важность тех или иных блоков, выделяя их определенным образом. Выделения эти могут носить настолько индивидуальный характер, что будут понятны только конспектирующему. Благодаря конспектам родилось множество различных жанров научных исследований: кодексы, комментарии, лекции и т. д.

Конспект и стенография

Логично возникает вопрос, в чем отличие конспекта от стенографии, ведь и то и другое предназначено для фиксации услышанной информации. Но основное различие в том, что запись стенографиста способен расшифровать как минимум другой стенографист – здесь используются строго определенные знаки. Конспект же может быть записан настолько индивидуально, что будет понятен только автору. При этом он всегда может вернуться к записям и воспроизвести написанное. К тому же основная задача конспекта – не дословно скопировать информацию, а переложить ее смысл.

Корнельский метод конспектирования

Метод конспектирования Корнелла получил свое название от одноименного университета, где работал его автор – профессор Уолтер Пок. Благодаря своей универсальности он стал самым распространенным методом.

Суть его лежит в том, что лист надо вертикально на три поля: снизу выделяется полоса шириной около 7 см, а оставшаяся часть листа делится вертикальной линией на две части. Справа записывается то, что говорит лектор. После лекции в левой стороне записываются как можно больше кратких сопутствующих реплик, которые полнее раскрывают информацию из правого поля.

После этого в нижнем поле кратко записывается основная мысль лекции, сравнение ее с другими лекциями. Этот метод конспектирования помогает надолго запомнить изложенную информацию. Также полезно каждый день просматривать лекции, чтобы воспроизводить ее в памяти.

Схематический план

Данный метод конспектирования похож на предыдущий по форме заполнения. Но для него в начале лекции в левой части записываются короткие вопросы, на которые надо дать ответы из 2-3 предложений. Как правило, такие методы конспектирования используются для записи информации под диктовку. Поэтому для них применяются специальные знаки конспектирования, например, стрелочка, чтобы обозначить следствие или причину. Также применяется выделение цветом, сокращенные латинские обозначения и т. д. Такой метод конспектирования подходит для лекций, где основная информация излагается в виде причинно-следственных связей.

Опорный конспект

Данный метод конспектирования разработал В.Ф. Шаталов – донецкий учитель физики и математики. Сегодня этот метод конспектирования используют также в гуманитарных науках. А все потому, что опорный конспект дает возможность образно проанализировать причинно-следственные связи между различными событиями или историческими периодами.

Основная идея метода – каждая тема записывается в виде опорных знаков, общих для всех учащихся. В одной теме может быть не более 10 мини-блоков. Опорами выступают слова или символы, рисунки или знаки, которые несут определенный блок информации. Это позволяет вносить творческую струю в обучение, лучше усваивать материал. Например, дома ученик составляет опорный конспект, а на уроке расшифровывает схему знаков.

План-конспект

Такой метод конспектирования чаще используют в гуманитарных науках. К нему предварительно надо подготовиться. В начале пишется план лекции, выделяя разделы и подразделы, основные вопросы каждого пункта. Затем во время лекции каждый из этих пунктов дополняется и раскрывается излагаемой информацией.

План-конспект немного похож на другие методы конспектирования, но имеет перед ними и свои преимущества. Прежде всего то, что основные тезисы и заголовки можно заранее записать без сокращений, а потому они всегда и всем будут понятны. Имея перед собой четкую структуру будущей лекции, ученикам легче делать пометки, проще воспринимать материал целиком. Для исторических наук этот метод конспектирования удобен тем, что можно вставлять ссылки на источники, нужные цитаты.

Текстуальный конспект

Метод очень похож на предыдущий метод конспектирования. Но отличается он формой записи информации. В его основу ложатся цитаты и высказывания, которые затем дополняются уточняющими тезисами, которые их поясняют.

Его редко применяют в школе. В основном метод востребован студентами исследовательской направленности – тех, кто работает с воспоминаниями, дневниками, перепиской. Цитаты и их пояснения помогают раскрыть личность исследуемого автора.

Некоторые литераторы и историки даже составляют картотеки высказываний определенных авторов. Их можно сортировать по темам, датам, упоминанию других личностей и т.д. На основе таких картотек опытный лектор легко может провести доклад или лекцию.

В качестве заключения

Конечно, это далеко не методы конспектирования, которые известны миру. К тому же, чтобы изучить каждый из них, стоит углубиться в тему чуть дальше, чем это обозначено в данном материале. Основная его задача – дать представление о том, какие методы конспектирования сегодня используют для запоминания излагаемого материала.

Метод Корнелла - это широко распространенный метод ведения записей на основе материала лекций или книг, позволяющий лучше повторить и усвоить этот материал. Его автором является доктор Уолтер Пок из университета Корнелла. Этот метод помогает структурировать заметки, способствует активному запоминанию и улучшению учебных навыков, что ведет к росту успеваемости.

Шаги

Часть 1

Подготовка бланка для заметок

    Ваш бланк должен предназначаться исключительно для заметок в стиле Корнелла. Используете ли вы тетрадь или отдельные листы бумаги, хранящиеся вместе в скоросшивателе, вам следует иметь отдельные страницы, отведенные только для конспектирования. Вы разделите каждый лист на несколько секций; каждая из них будет отведена под определенную цель.

    Начертите горизонтальную линию в нижней части листа бумаги. Эта линия должна отделять примерно одну четверть страницы, на расстоянии около 5 см от нижнего края. Позже вы будете использовать этот раздел для обобщения своих заметок.

    Начертите вертикальную линию вниз в левой части листа бумаги. Эта линия должна отстоять приблизительно на 6,5 см от левого края страницы. Она будет использована в качестве границы раздела для обзора ваших заметок.

    Самый большой раздел страницы оставьте для записи заметок на лекции или при чтении. Этот раздел с правой стороны страницы должен предоставить вам достаточно пространства для важных моментов.

    Если вам нужен легкий путь, воспользуйтесь интернетом для поиска шаблона для заметок Корнелла. Если вам предстоит много конспектировать и/или вы желаете сэкономить время, вы можете найти пустые шаблоны для создания заметок в стиле Корнелла. Распечатайте пустые листы, и чтобы ими воспользоваться, выполните те же действия.

Метод Корнелла настолько универсален , что может пригодиться любому, кто часто ведет записи любого формата.

Далеко не секрет, что записи, сделанные вручную, намного лучше заметок в электронном устройстве.

Во-первых , при написании текста на бумаге вы более сосредоточены и внимательны. Во-вторых , задействована не только зрительная, но и моторная память. Поэтому качество и скорость запоминания информации в несколько раз выше при использовании ручки и бумаги.

К сожалению, не все записи можно легко «расшифровать», особенно если вы торопились записывать за оратором. Через пару недель в куче сокращений и закорючек можно и вовсе не разобрать смысла.

Чтобы этого избежать, воспользуйтесь методом Корнелла.

Основные положения

Можно купить такой готовый блокнот в канцелярском магазине, либо сделать электронный документ и распечатать его, либо расчертить страницу самостоятельно.

Для ведения записей по методу Корнелла подойдет любой блокнот или тетрадь. Желательно, чтобы на листах не были отмечены поля.

Шаг 1: Отступите 5 см от нижнего края и проведите жирную горизонтальную линию.

Шаг 2: Отмерьте 5-7 см от левого края и проведите жирную вертикальную линию до горизонтальной линии.

В итоге вы получите лист, разделенный на три части :

  1. Левая — для основных тезисов и вопросов, которые появились по ходу ведения записи.
  2. Правая — для основного текста.
  3. Нижняя — для подведения итогов.

Основные примеры использования метода Корнелла

Существует не мало ситуаций, где это метод может стать для вас палочкой-выручалочкой. Мы приведем лишь самые основные.

Метод Корнелла для конспектирования лекций

В правой графе сверху листа напишите название лекции и дату ее проведения.

В левой графе записывайте только ключевые тезисы. Не стоит выписывать все подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше.

Не забывайте записывать в левую колонку вопросы , которые у вас возникли при прослушивании лекции. Делайте пометки в тех местах, куда позже стоит вернуться и подробнее разобраться в написанном.

Внимание! Левая колонка заполняется при перечитывании лекции. Данную процедуру лучше всего сделать в этот же день, в крайнем случае на следующий, пока свежи воспоминания в голове.

Если есть фразы, в которых имеются ошибки, то сразу же исправьте их. Не откладывайте на более позднее время.

Таким образом, в левой части должны быть:

  • краткие выжимки;
  • основные мысли;
  • вопросы, которые у вас появились.

С правой частью все просто — там содержится основной конспект, который вы записываете с доски или под диктовку преподавателя.

В нижней части листа вы записываете резюме лекции . В него входит главная мысль и основные моменты, записанные своими словами . Если вам с легкостью удалось проделать такую работу, то вы усвоили материал занятия.

Не нужно стараться все уписать на одном листе. Разделите лекцию на части, чтобы по блокам было легче воспроизвести ее в памяти. Если перенести на следующую страницу не удалось, проведите черту между логическими частями.

Резюмировать лекцию можно не только целиком, но и по отдельным главам .

Лекции, записанные при помощи метода Корнелла, позволят вам быстрее подготовиться к экзаменам и глубже усвоить материал. Ведь важно не просто записать текст, но и понять его. Иначе вы не сможете применить эти знания на практике.

Вы будете запоминать материал по мере обработки лекции. А чтобы освежить знания в памяти — нужно лишь прочесть левую колонку и резюме.

При подготовке к экзамену можно устроить себе тест . Закройте правую часть листа и постарайтесь восстановить написанное по тем подсказкам, что видите слева.

Метод Корнелла на деловых встречах и собраниях

  1. Записи справа — основная информация, записанная по ходу разговора.
  2. Записи слева — главные идеи и мысли, которые вы вынесли из встречи.
  3. Записи снизу — резюме встречи.

Скорее всего, записи будут сумбурными, так как это не лекция. Собеседники будут говорить о разных вещах, иногда перескакивая с темы на тему. На первый взгляд, встреча может показаться бесполезной. Но ваше ощущение может измениться после анализа написанного.

Метод Корнелла при подготовке к выступлению

  1. Записи слева — основные тезисы выступления.
  2. Записи справа — подробное раскрытие каждого тезиса.
  3. Записи снизу — итоги и главная мысль презентации.

Когда вы записываете материал вручную, то более детально можете не только обдумать свое выступление, но и запомнить его. А чтобы перед выходом на сцену повторить доклад — просто прочтите основные тезисы.

Метод Корнелла при составлении плана на неделю

  1. Записи слева — планы на неделю.
  2. Записи справа — разделение планов на мелкие дела.
  3. Записи снизу — главная задача на неделю или основная цель недели.

Метод Корнелла позволит вам раз и навсегда избавиться от хаоса, царящего в записях. Вы обретете логичную структуру не только в заметках, но и в собственных мыслях!

Нужно разобраться в материале параграфа учебника, а он написан достаточно сложным языком?
Необходимо сделать конспект параграфа?
Нужно быстро подготовить текст доклада?

Это лишь скромный список вопросов, которые могут вставать перед нашими учениками. Методов создания конспектов великое множество (ментальные карты , опорные схемы и т.д.). Достаточно простой, но эффективный (для моих детей он оказался легче, чем создание ментальных карт) - метод Корнелла.

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует школьников и студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО МЕТОДУ КОРНЕЛЛА?
Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку. Разлинуйте тетрадь самостоятельно или скачайте лист в формате PDF или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Прим. Можно воспользоваться сервисом worksheetworks.com для генерации листа для заметок.

Если выбрать первый вариант, то нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую - внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, - та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы.

ГДЕ ЕЩЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МЕТОД?
Метод Корнелла можно использовать не только для конспектирования на уроке или конспектирования текста параграфа, но и при просмотре фильма, видео, при прочтении книги, посещении конференций.

Для подготовки к выступлениям:

Левая графа («Основные мысли») - тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») - раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.
Резюме - главная мысль доклада.

В сети нашла такую обобщенную схему заметки по Корнеллу.