Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену - непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.
В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ. Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.
Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.
Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.
Работа делится на 3 этапа:
Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.
Билл Гейтс - создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.
В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.
Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.
Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая - основными мыслями, третья - краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая - примерами.
Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса - не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на
Метод ментальных карт или mind mapping - популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.
Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.
Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.
Метод "стрелочек"
Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы - каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.
Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.
Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы - напишем все, что вы не законспектировали.
Обучающиеся обычно получают огромное количество информации на лекциях, и чтобы суметь записать всю необходимую информацию, важно знать методы конспектирования . В этой статье мы расскажем о самых популярных из них. Но в начале давайте разберемся с основами.
Суть его лежит в том, что лист надо вертикально на три поля: снизу выделяется полоса шириной около 7 см, а оставшаяся часть листа делится вертикальной линией на две части. Справа записывается то, что говорит лектор. После лекции в левой стороне записываются как можно больше кратких сопутствующих реплик, которые полнее раскрывают информацию из правого поля.
После этого в нижнем поле кратко записывается основная мысль лекции, сравнение ее с другими лекциями. Этот метод конспектирования помогает надолго запомнить изложенную информацию. Также полезно каждый день просматривать лекции, чтобы воспроизводить ее в памяти.
Основная идея метода – каждая тема записывается в виде опорных знаков, общих для всех учащихся. В одной теме может быть не более 10 мини-блоков. Опорами выступают слова или символы, рисунки или знаки, которые несут определенный блок информации. Это позволяет вносить творческую струю в обучение, лучше усваивать материал. Например, дома ученик составляет опорный конспект, а на уроке расшифровывает схему знаков.
План-конспект
немного похож на другие методы конспектирования, но имеет перед ними и свои преимущества. Прежде всего то, что основные тезисы и заголовки можно заранее записать без сокращений, а потому они всегда и всем будут понятны. Имея перед собой четкую структуру будущей лекции, ученикам легче делать пометки, проще воспринимать материал целиком. Для исторических наук этот метод конспектирования удобен тем, что можно вставлять ссылки на источники, нужные цитаты.
Его редко применяют в школе. В основном метод востребован студентами исследовательской направленности – тех, кто работает с воспоминаниями, дневниками, перепиской. Цитаты и их пояснения помогают раскрыть личность исследуемого автора.
Некоторые литераторы и историки даже составляют картотеки высказываний определенных авторов. Их можно сортировать по темам, датам, упоминанию других личностей и т.д. На основе таких картотек опытный лектор легко может провести доклад или лекцию.
Метод Корнелла - это широко распространенный метод ведения записей на основе материала лекций или книг, позволяющий лучше повторить и усвоить этот материал. Его автором является доктор Уолтер Пок из университета Корнелла. Этот метод помогает структурировать заметки, способствует активному запоминанию и улучшению учебных навыков, что ведет к росту успеваемости.
Часть 1
Подготовка бланка для заметокВаш бланк должен предназначаться исключительно для заметок в стиле Корнелла. Используете ли вы тетрадь или отдельные листы бумаги, хранящиеся вместе в скоросшивателе, вам следует иметь отдельные страницы, отведенные только для конспектирования. Вы разделите каждый лист на несколько секций; каждая из них будет отведена под определенную цель.
Начертите горизонтальную линию в нижней части листа бумаги. Эта линия должна отделять примерно одну четверть страницы, на расстоянии около 5 см от нижнего края. Позже вы будете использовать этот раздел для обобщения своих заметок.
Начертите вертикальную линию вниз в левой части листа бумаги. Эта линия должна отстоять приблизительно на 6,5 см от левого края страницы. Она будет использована в качестве границы раздела для обзора ваших заметок.
Самый большой раздел страницы оставьте для записи заметок на лекции или при чтении. Этот раздел с правой стороны страницы должен предоставить вам достаточно пространства для важных моментов.
Если вам нужен легкий путь, воспользуйтесь интернетом для поиска шаблона для заметок Корнелла. Если вам предстоит много конспектировать и/или вы желаете сэкономить время, вы можете найти пустые шаблоны для создания заметок в стиле Корнелла. Распечатайте пустые листы, и чтобы ими воспользоваться, выполните те же действия.
Метод Корнелла настолько универсален , что может пригодиться любому, кто часто ведет записи любого формата.
Далеко не секрет, что записи, сделанные вручную, намного лучше заметок в электронном устройстве.
Во-первых , при написании текста на бумаге вы более сосредоточены и внимательны. Во-вторых , задействована не только зрительная, но и моторная память. Поэтому качество и скорость запоминания информации в несколько раз выше при использовании ручки и бумаги.
К сожалению, не все записи можно легко «расшифровать», особенно если вы торопились записывать за оратором. Через пару недель в куче сокращений и закорючек можно и вовсе не разобрать смысла.
Чтобы этого избежать, воспользуйтесь методом Корнелла.
Можно купить такой готовый блокнот в канцелярском магазине, либо сделать электронный документ и распечатать его, либо расчертить страницу самостоятельно.
Для ведения записей по методу Корнелла подойдет любой блокнот или тетрадь. Желательно, чтобы на листах не были отмечены поля.
Шаг 1: Отступите 5 см от нижнего края и проведите жирную горизонтальную линию.
Шаг 2: Отмерьте 5-7 см от левого края и проведите жирную вертикальную линию до горизонтальной линии.
В итоге вы получите лист, разделенный на три части :
Существует не мало ситуаций, где это метод может стать для вас палочкой-выручалочкой. Мы приведем лишь самые основные.
В правой графе сверху листа напишите название лекции и дату ее проведения.
В левой графе записывайте только ключевые тезисы. Не стоит выписывать все подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше.
Не забывайте записывать в левую колонку вопросы , которые у вас возникли при прослушивании лекции. Делайте пометки в тех местах, куда позже стоит вернуться и подробнее разобраться в написанном.
Внимание! Левая колонка заполняется при перечитывании лекции. Данную процедуру лучше всего сделать в этот же день, в крайнем случае на следующий, пока свежи воспоминания в голове.
Если есть фразы, в которых имеются ошибки, то сразу же исправьте их. Не откладывайте на более позднее время.
С правой частью все просто — там содержится основной конспект, который вы записываете с доски или под диктовку преподавателя.
В нижней части листа вы записываете резюме лекции . В него входит главная мысль и основные моменты, записанные своими словами . Если вам с легкостью удалось проделать такую работу, то вы усвоили материал занятия.
Не нужно стараться все уписать на одном листе. Разделите лекцию на части, чтобы по блокам было легче воспроизвести ее в памяти. Если перенести на следующую страницу не удалось, проведите черту между логическими частями.
Резюмировать лекцию можно не только целиком, но и по отдельным главам .
Лекции, записанные при помощи метода Корнелла, позволят вам быстрее подготовиться к экзаменам и глубже усвоить материал. Ведь важно не просто записать текст, но и понять его. Иначе вы не сможете применить эти знания на практике.
Вы будете запоминать материал по мере обработки лекции. А чтобы освежить знания в памяти — нужно лишь прочесть левую колонку и резюме.
При подготовке к экзамену можно устроить себе тест . Закройте правую часть листа и постарайтесь восстановить написанное по тем подсказкам, что видите слева.
Скорее всего, записи будут сумбурными, так как это не лекция. Собеседники будут говорить о разных вещах, иногда перескакивая с темы на тему. На первый взгляд, встреча может показаться бесполезной. Но ваше ощущение может измениться после анализа написанного.
Когда вы записываете материал вручную, то более детально можете не только обдумать свое выступление, но и запомнить его. А чтобы перед выходом на сцену повторить доклад — просто прочтите основные тезисы.
Метод Корнелла позволит вам раз и навсегда избавиться от хаоса, царящего в записях. Вы обретете логичную структуру не только в заметках, но и в собственных мыслях!
Нужно разобраться в материале параграфа учебника, а он написан достаточно сложным языком?
Необходимо сделать конспект параграфа?
Нужно быстро подготовить текст доклада?
Это лишь скромный список вопросов, которые могут вставать перед нашими учениками. Методов создания конспектов великое множество (ментальные карты , опорные схемы и т.д.). Достаточно простой, но эффективный (для моих детей он оказался легче, чем создание ментальных карт) - метод Корнелла.
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует школьников и студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО МЕТОДУ КОРНЕЛЛА?
Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку. Разлинуйте тетрадь самостоятельно или скачайте лист в формате PDF или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.
Прим. Можно воспользоваться сервисом worksheetworks.com для генерации листа для заметок.
Если выбрать первый вариант, то нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую - внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, - та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы.
ГДЕ ЕЩЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МЕТОД?
Метод Корнелла можно использовать не только для конспектирования на уроке или конспектирования текста параграфа, но и при просмотре фильма, видео, при прочтении книги, посещении конференций.
Для подготовки к выступлениям:
Левая графа («Основные мысли») - тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») - раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.
Резюме - главная мысль доклада.
В сети нашла такую обобщенную схему заметки по Корнеллу.