В каком сражении принимал участие капитан тушин. Шенграбенское сражение в романе «Война и мир

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)

«Война и мир» - это роман-эпопея. Одно из значений слова эпопея - изображение жизни народа в национально-исторических
масштабах. Основным событием 1805- 1807 годов была война, начатая императорами, но участвовали в ней простые люди.
Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль
народная», возможно, в наиболее ярком аспекте, а также он чрезвычайно важен и потому, что все сюжетные линии героев
сходятся в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинные герои. Это не Долохов, который столько
рассказывал о своем ранении, и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем «подвиге».
Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности, как Тушин. Даже когда его ругают за
оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный
герой - народ.
Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель, еще мало знающий
о них, открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые выходит на поле боя князь Андрей, грезящий о
своем «Тулоне», и Николай Ростов, просто юнкер, и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от всех. Наоборот», с
самого начала он в постоянном общении с кем-нибудь: будь это простой солдат, или князь Багратион. Князь Андрей все время
то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушиных много. И действительно, каждый настоящий воин в душе
немного Тушин. С другой стороны, можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый.
Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера
семейственности: все солдаты, их командир - братья друг другу. Но семья - мирное начало, а идет война. Каждый стоит за
всех, и все за одного. Подобная же ситуация будет на батарее Раевского во время Бородинского сражения, только свидетелем
будет не Болконский, а Пьер в своей знаменитой белой шляпе. Чувствуется «скрытая теплота патриотизма».
До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр,
отзывчив. Князь Андрей слышит все, и, очевидно, что ему, в душе философу, интересно знать, что думает представитель
народа.
Но вот началось сражение. «Земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора, услышанного князем Андреем,
кажется, что это «оживление» земли происходит под влиянием Тушина, более того, сказано его словами, ведь он даже пушку
называл по имени («Матвеевна»), любя. Сразу же казавшиеся разрозненными люди сплачиваются, у всех есть одна общая цель -
победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело». Так думают и Тушин, и Болконский, так будет думать
и Пьер в Бородинском сражении, человек невоенный, но приехавший поддержать армию, чувствующий, что случится что-то
важное (русские будут драться за свою землю, за Родину).
Тушин и Багратион в чем-то противопоставлены друг ДРУГУ - Особенно это заметно при появлении князя Багратиона на месте
сражения тушинской роты: Тушин оживлен, «пищит» (подчеркивается его в какой-то степени ненужность: эти великаны,
окружающие его, знают, что и как надо делать), старается «придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца
тусклы, безжизненны.
Также Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением... как благословляют священники» прикладывает «три
пальца к козырьку». Таким образом, Толстой подчеркивает «невоенность» капитана батареи, его робость, но здесь есть и
христианское начало, когда, вопреки запрету убивать, берут оружие и идут защищать свою землю. Возможно, важно не
присутствие Михаила Кутузова как главнокомандующего в штабе, но присутствие человека с истинно русской идеологией.
Тушину, так же как и Кутузову, жалко людей, жалко смотреть на убитых и раненых, он морщится, видя их. Благодаря ему
рота, да и войско выстояли, хотя по достоинству оценить его заслуги перед Отечеством смог только князь Андрей,
сказавший: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».
Интересно, что первую часть сражения читатель видит Тушина глазами князя Андрея, и в его сознании это «маленький
худенький артиллерийский офицер» с «большими, умными и добрыми глазами» (создается образ маленького человека). Есть
ощущение, что его героический дух и незаметная внешность не складываются в одно целое, несовместимы. С одной стороны, он
робкий и застенчивый, его постоянно окружают люди выше него ростом, но на войне в нем просыпается «детская радость» (он
словно играет в какую-то игру, где французы - «муравьи», а он - герой), и кажется, что он шире, выше, больше, чем есть
на самом деле. Но в нем нет той кровожадности, которая будет впоследствии в Тихоне Щербатом. Оба служат Родине, но Тушин
по своей философии ближе к Каратаеву, хотя тот проповедует непротивление злу насилием. Капитан не убивает, а защищает, и
в этом основное различие между ним и Щербатым.
В этом эпизоде Л. Н. Толстой дает не только косвенную оценку народному движению, но и роли отдельной личности в
истории. Мне кажется, что особенно ясно его мнение при встрече Багратиона и Тушина. Самое главное, что сам капитан,
имеющий указание стрелять в одну конкретную цель, «посоветовался с фельдфебелем» и решил, что «хорошо было бы зажечь
деревню», отряд прикрытия тоже уходит вместо того, чтобы защищать тушинскую роту - все показывает, что «это невозможно»
(так сказал князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородина), что распоряжения и сам командующий ничто. Народ,
только народ с огромным, присущим только ему чувством патриотизма спасет Россию.
«Скрытая теплота патриотизма» явно противопоставлена псевдопатриотизму, царящему в салоне Анны Павловны Шерер, а также
патриотизму Долохова. Да, он смел и бесстрашен, но его храбрость проявляется лишь в том, что он «в упор убил одного
француза и первый взял за воротник сдавшегося француза». Но после этого он тут же бежит доложить о своем героизме,
показывая рану и говоря: «Попомните, ваше превосходительство...» Долохов старается ради себя, пытаясь вернуть себе
офицерский чин.
Истинное чувство патриотизма проявляется по-разному. Князь Андрей, вообще человек скрытный, выскажет Пьеру свои чувства
только перед Бородинским сражением, т. е. намного позже. Багратион скажет: «С Богом, ребята!» - и сколько любви к сынам
Отечества в этой фразе! Тушин проявляет свои чувства на поле битвы. Он не хочет отступать, на его глазах слезы.
(Возможно, ему жалко тех двух пушек, которые описаны как люди, и отношение к ним у Тушина человеческое, оттого, когда
солдаты отступают, они как будто бросают на поле битвы раненных в бою друзей, что не соответствует солдатской этике.)
Для него нет тактики и всех военных наук. Он солдат, цель которого не допустить врага на территорию России, впрочем, и
для Кутузова это самое главное. В конце романа Толстой напишет: «Представителю русского народа, после того, как враг
уничтожен, Россия освобождена... делать больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти».
Так сказано про Кутузова, но эти слова можно!
в полной мере отнести к Тушину. Ведь в последний раз читатель видит его в госпитале для больных тифом. Ростов и Тушин
встречаются в последний раз, но если для раненого Николая Тушин сделал все, что мог, то Ростов не очень волнуется за
судьбу капитана.

/ / / Капитан Тушин и его роль в романе Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой неоднократно пытался поведать читателю правдивые истории о ходе войны, о ее течении. Конечно, автор никак не мог обойти стороной простой русский народ, который сыграл немаловажную роль в ходе исторических событий. Именно те люди, вышедшие на поле боя и защищая свою родину, справились с огромными армиями врага, которые просто заполонили Россию.

Восхищаясь самоотверженностью и подвигами простых людей, Толстой не мог оставить этого в стороне. Наблюдая за развитием военных событий, автор подмечает, как меняется отношение людей к войне. Изначально народ был оскорблен и поражен той наглостью, которую позволили себе захватчики. Затем, в их душах нарастала месть, которая в конечном итоге, переросла в обычное сожаление к противнику.

Хороших, скромных и ответственных людей встречалось не мало на страничках романа. Однако больше всего меня поразил капитан Тушин. Он был человеком войска. Его любили солдаты, он мог обедать и спать с ними на равнее, распевать боевые песни и сочинять бодрящие шутки. Капитан выполнял свой военный долг на все 100%. Он был предан своему делу и неуклонно следовал своим убеждениям.

Наблюдая за Тушиным на фоне батареи, мы видим его весьма преобразившимся. Он словно возмужал, вырос и окреп. Хотя, на самом деле, был мал ростом и особо не выделялся из числа обычных солдат. Капитан поддерживает, поднимает боевой душ своего войска. Он шутит, он побуждает солдат к победе даже ценой собственной жизни. Благодаря таким качествам капитана, его батарея выполнила сложную миссию и повернула ход войны, изменила историю.

Однако, подвиг Тушина, а также его солдат не был замечен. Наоборот, правление было весьма недовольно действиями капитана. Только лишь князь , наблюдая за ситуацией изнутри, смог восстановить справедливость и поведать о подвиге Тушина. Болконский был жутко разочарован. Ведь он убежал на войну от светской жизни и суеты, он хотел забыть о рутинном хаосе, который ежедневно обременял его. Однако, как оказалось, на войне действовали те же принципы – ложь, трусость, карьеризм и мелочность.

Познакомившись с Тушиным, Андрей получил не один важный и полезный жизненный урок от хорошего, доброго и порядочного человека. Очень жаль, что его имя так и не вошло в историю. Такие порядочные и верные своей стране люди, сражались не за орден, не за похвалу свыше. Они исполняли свой долг. И таких народных героев было не мало в ходе страшнейших военных событий.

кто такой Тушин?какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении? в романе"Война и мир"

  1. Тушин-это капитан. Батарея сыграла положительную роль.
    Или вам целиком сочинение написать?
  2. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра рассказ о капитане Тушине.
    Портрет Тушина совсем не героический: Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках, за что, собственно, он и получает нагоняй от штаб-офицера.
    Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
    Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами забытая батарея.
    В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой. Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, выглядывая из-под маленькой ручки, командует: Еще две линии прибавь, как раз будет.
    Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического.
    Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, к которому он имел большое уважение, заслуживают решительного хорошо! князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой.
  3. слово красивое нашли шенграбен айй как от дураков смешно забавно увидеть что эти умники что натворят если эти мудазвоны хоть в поле были
  4. Важной вехой в войне 1805 гада стало Шенграбенское сражение, в ходе которого немалую роль сыграла батарея Тушина Капитан Тушин внешне - личность ничем не примечательная. Толстой описывает Тушина как человека, сумевшего полностью сосредоточиться и мужественно выполнить свой долг воина, переступив через страх. Невзрачный с внду "...он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". Думается, что это можно с полным правом назвать отражением богатого внутреннего мира капитана, поразительно могучей духом личности.
    Главная его цель была достигнута: люди действовали на страх и риск в едином порыве, думая лишь о настоящем бое: "Солдаты.. . смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах". После ожесточенных боев у Шенграбена мы видим и поведение офицерского состава русской армии. Что же, на их фоне фигурки Тушина и его солдат, истинных героев дня, по словам князя Багратиона, безнадежно меркнут.

«Дубина народной войны поднялась со всею
своею грозною и величественною силой…
поднималась, опускалась и гвоздила французов
до тех пор, пока не погибло все нашествие»
Л.Н.Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Ход Шенграбенского сражения

Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом». Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.

Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

Подвиг батареи Тушина

«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять,..и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Выводы

Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.

Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

Тест по произведению

Создавая на страницах романа «Война и мир» потрясающие картины недавнего прошлого, Толстой хотел показать на какие подвиги для спасения родины готовы тысячи совершенно разных, а, иногда, и незнакомых людей. Читая этот роман, понимаешь, насколько его герои одухотворённые и возвышенные люди. Лица простые и прекрасные, величавые и не совсем. Автор показывает портреты бытовые и парадные. В романе есть удивительная и мастерски написанная миниатюра - о капитане Тушине.

Портрет капитана Тушина отнюдь не героический: «Худой, маленький и грязный офицер артиллеристских войск в одних чулках и без сапог», за что, практически, он и получает постоянно нагоняй от начальства.

Толстой показывает нам образ Тушина, так как его видит князь Андрей. В нём есть что-то особенное, абсолютно невоенное, несколько забавное, но очень привлекательное».
2-ой раз в романе капитан представлен читателям во время Шенграбенской схватки. Этот эпизод был назван литературоведами как «забытая батарея». Князь Андрей в начале сражения характеризует капитана так: «Маленький Тушин, с трубочкой закушенной набок». Лицо его умное и доброе, но чуть- чуть бледное. Далее уже сам Толстой откровенно любуется сногсшибательной фигурой Тушина, которую окружают со всех сторон, как подчеркивает автор, широкоплечие и огромные богатыри. Даже сам Багратион когда объезжает позиции своих войск, находится рядом.

Тушин, не видя генерала, вырывается вперед своей батареи, там где опаснее всего, и, «выглядывая из-под маленькой ручки», подаёт команды. Тушин перед своим начальством и старшими офицерами робеет. Его поведение и повадки напоминают сельских священников или земских медиков. В нем так много печального и так мало героического и громкого.

Но тактические решения, которые принимает Тушин с фельдфебелем Захарченко на военном совете заслуживают большого уважения князя Багратиона.

Французы ошибочно полагают, что именно здесь, в центре, сконцентрированы главные силы армии союзников. Они не могли себе представить, что абсолютно без всякого прикрытия четыре пушки, которыми командует маленький капитан Тушин, уничтожат Шенграбен.

Толстой обрисовывает реальную, героическую, народную и богатырскую действительность. Непосредственно отсюда это карнавальное отношение к смерти и врагам, а так же этот весёлый былинный жест. Толстой рисует с наслаждением особый мир сказочных представлений, которые установились в сознании Тушина. Пушки неприятеля Тушин видит, как трубки, которые курит большой невидимый курильщик.

По замыслу автора лишь князь Андрей способен увидеть и понять, то сильное и героическое, что присуще капитану. Болконский вступается за него на военном совете. Он убеждает Багратиона признать, что победой в этом сражении обязаны героическим действиям Тушина. Несомненно, образ Тушина является одним из самых ярких в этом романе.