Декоративное освещение загородного дома

Декоративное освещение загородного дома

С появлением на свет различных светильников, многие владельцы загородных домов стали задумываться и о наружном освещении здания. Как показывает практика, наружная подсветка – это несколько лампочек, расположенных у ворот и над главным входом. Нередко можно увидеть и фонари, установленные вдоль дорожек. Продуманная система освещения – это надёжный ориентир, помогающий передвигаться на приусадебном участке даже в темное время суток. А декоративное освещение вашего загородного дома поможет создать особую атмосферу. Но как же быть с тем, что свет забирает много электроэнергии? Не беда, ведь современные технологии позволяют создать уникальный светодизайн с экономией электроэнергии и средств.

  • регулирование яркости освещения;
  • использование солнечных батарей;
  • регулировка время работы лампочек;
  • включение подсветки посредством датчиков движения или при наступлении темноты;
  • возможность создания на участке фееричных спецэффектов.

Создать проект наружного освещения можно самостоятельно. Но если таким делом вы раньше не занимались, следует всё же обратиться за помощью к специалистам. Ведь декоративное освещение загородного дома очень сложный процесс, требующий безопасности и необходимого светового потока. Существует множество специальных организаций, помогающих воплотить в жизнь любые идеи быстро и безопасно.

Виды уличного освещения

Уличное освещение представлено в двух видах:

  • утилитарное (функциональное);
  • декоративное

Функциональное освещение участка обеспечивает безопасность передвижения по участку, когда на улице темно. Для того чтобы было комфортно и безопасно находится возле дома, то следует освещать крыльцо здания, подъезд к гаражу, а также садовые дорожки. Если вы ищите простой и недорогой вариант, тогда вам достаточно будет равномерно распределить светильники вдоль дорожек.

Декоративное освещение, которому, собственно, посвящена статья, позволяет сохранить красоту, изысканность, а также индивидуальность приусадебного участка. С помощью грамотного распределения подсветок цветников, клумб, фонтанчиков, а также садовых скульптур создается неповторимый ночной образ участка, который существенно отличается от дневного внешнего вида двора. Вы сами вправе решать, какой облик будет принимать двор – романтичный, таинственный, драматичный или праздничный.


Основные моменты, о которых нужно помнить:

  • Для фасадного освещения лучше использовать светильники, сделанные из таких материалов, как: цветное стекло, пластмасса, керамика. Также отличными вариантами станут различные рассеиватели, с помощью которых создаются интересные световые эффекты.
  • Декоративные светильники не стоит использовать в качестве источников общего или рабочего света.
  • Не устанавливайте лампы на каждом шагу. Ведь наружная подсветка кроме облегчения перемещения по участку, должна подчеркивать лучшие стороны экстерьера и ландшафтного дизайна.
  • Не увлекайтесь осветительными приборами, превращая ночь в день. Лучше установите один-два прожектора у входа, а для придания освещенности садовым дорожкам или пруду выберите небольшие приглушенные фонарики. Такое сочетание будет кстати, если вы хотите любоваться не только прекрасным видом приусадебного участка, но и красотой ночного звёздного неба.


Лучшие идеи декоративного освещения

Независимо от того, будете вы сами создавать светодизайн или с помощью специалистов, стоит всё же оставлять место и для экспериментов. Ведь индивидуальный подход поможет из нескольких светильников сделать настоящую «изюминку», которая понравится как всем домашним, так и гостям. Вы даже можете взять несколько идей и соединить их в одно целое. Выйдет весьма неординарное освещение. А источники вдохновения вы можете почерпнуть из готовых проектов ландшафтного дизайна, которые мы с вами рассмотрим ниже.

Подсвечивание растений. Довольно интересно смотрятся деревья, кусты и клумбы с подсветкой. Для создания такого эффекта установите на земле маленькие прожекторы. Устанавливать их рекомендуется в небольших углублениях.

Подсвечивание водоемов. Подсвеченная вода – зрелище неописуемое. Если на вашем приусадебном участке имеется бассейн, маленький прудик или фонтан, тогда установите там небольшие лампочки. Они способны кардинально преобразовать ваш участок.

Украшение территории вокруг дома без светильников, прожекторов и ламп. Для освещения участка можно использовать светодиодное освещение. Это по своей сути скрытая подсветка, которую зачастую прячут в клумбах, на деревьях, кустарниках. В таком случае светодиодные низковольтные лампы могут держаться на камнях, ветке или же на специальной конструкции здания. Светодиодная подсветка позволяет преобразовывать участок, как душа пожелает.


Украшение сада. Особого внимания заслуживает и сад, который служит источником для вдохновения. Здесь, пожалуй, можно позволить своей фантазии разгуляться. Украсить сад дизайнерскими осветительными приборами или самодельными? Почему бы и нет? Только, украшая участок, не забывайте о следующих нюансах:

  • На открытых террасах, площадках, беседках, патио, а также в других местах отдыха отдавайте предпочтение мягкому рассеянному свету. Лучше если он будет теплого тона. С помощью приглушенного света создается уютная атмосфера, располагающая к непринуждённой беседе с родными и близкими, а также к хорошему времяпровождению.
  • Выбирая освещение сада разными цветами, используйте 2-3 оттенка, гармонично дополняющих друг друга. Если участок будет светиться всеми цветами радуги, то он будет выглядеть не натурально.
  • Если намечается праздник, и вы хотите по-особенному украсить территорию, возьмите гирлянды и светодиодные полосы, затем развесьте их на деревьях, в беседке или же по периметру патио.

Итоги

Создать уютную и особенную атмосферу на загородном участке совсем несложно. Главное, к созданию проекта распределения света приступить еще в начале зарождения концепции ландшафтного дизайна. Планировку освещения лучше выполнять вместе с планированием проектами таких объектов, как беседки, террасы, садовые дорожки, патио. И тогда получится красивая ландшафтная картина, которая позволит окунуться в особую атмосферу.

Многие современные города или некоторые их части более привлекательны в ночное время, благодаря такому уникальному элементу, как свет. Без него невозможно существование. В современном искусстве дизайна развилось новое направление - декорирование с помощью подсветки. Эйфелева башня без разноцветья огней и Кремль без строгого света прожекторов теряют свою выразительность и привлекательность в ночное время. Декорирование объектов с помощью света стало распространенным.

Первыми получили подсветку набережные, центральные площади, древние памятники. Далее заискрились разноцветными огнями аллеи и статуи в парках и скверах. И, наконец, свет стал частью ночного декора не только офисных зданий и жилых домов, чьи стены выходят на широкие проспекты, он просочился в уютные дворики частного сектора. Световая композиция является своеобразным произведением, ничуть не отличающимся от музыкального или художественного творения, и имеет, как и они, смысловое наполнение. При выборе подсветки важно учесть назначение объекта, подчеркнуть стиль и органично совместить с окружением. Для подсветки зданий промышленного типа применяются строгие монооттенки. Завсегдатаев казино и подобных им заведений манят яркие, мелькающие огни. Часто такие учреждения проводят рекламную кампанию с помощью осветительных приборов. Прогулка по вечернему парку даст возможность узнать некоторые секреты способов и приемов освещения.

Интересно выглядит поэлементная подсветка ландшафта. Каждая аллея, беседка или статуя здесь декорирована определенным видом подсветки. Свет может подчеркивать весь объект, заострять внимание на какой-то части, размывать границы силуэта. Для подсветки деревьев стало модным развешивание гирлянд, которые напоминают новогодние. Это создает сказочность и праздничное настроение.

Подсветка зданий, где размещаются офисы, переходит в своеобразную гонку за дизайнерскими находками и демонстрацию роскоши. Религиозные здания обычно освещаются довольно скромно, с помощью нескольких . Гармония света и воды рождает невообразимые композиции. Фонтаны, играющие всеми цветами палитры, оживляют по ночам площади многих красивых городов по всему миру. Создание фонтанов , которые изменяют направление своих потоков в зависимости от музыки, раздающейся изнутри, стало вершиной дизайнерской мысли. Такое сочетание света, музыки и воды создает ощущение волшебства и сказочности. Примером таких чудес дизайна могут служить светомузыкальные фонтаны в Санкт-Петербурге, которые поражают своей незабываемой красотой горожан и туристов, прогуливающихся вдоль Невы. Специальное оборудование, приводящее фонтаны в действие, размещено на барже, подсветка осуществляется прожекторами не только над, но и под водой.

Популярно декорирование светом частных владений. Хозяева обособленных участков стараются продумать дизайн с учетом его презентабельности в темное время, не забывая при этом о мерах безопасности. Первое, что должно быть освещено, – забор. Подсветка прокладывается вокруг всей территории, поэтому оптимальным решением станет покупка светодиодных, надежных в эксплуатации осветительных приборов, которые, к тому же, прослужат длительный срок. А вот на освещение главной аллеи можно потратиться больше. Изысканно смотрятся фонари под старину. Вертикальные светильники отлично освещают пространство и при этом не слепят присутствующих. Гармонично вольются в дизайн дворика светильники сферической формы. Место, где проводятся семейные торжества (чаще беседки или шатры), освещают приборами, излучающими мягкий свет, который согревает домашним теплом.

Архитектурное освещение – не просто красивая подсветка, это своеобразная художественная игра света, которая инсталлирует формы фасадов в оригинальные дизайнерские задумки. Также с помощью подсветки фасадов зданий, домов, памятников можно создать интересный проект, подчеркнуть силуэт строения либо изменить привычный дневной вид в ночное время суток. Одним словом, подсвеченное здание точно не останется незамеченным, оно будет приковывать взгляды, а в рекламных целях подобное освещение – незаменимый инструмент.

Вообще-то, архитектурное наружное освещение зародилось в США после окончания Первой мировой войны, когда престижный район Нью-Йорка, а именно Манхэттен, буквально преобразился, превратившись в сказочную ночную страну с освещенными воздушными замками — такое сообщение появилось в 1925 году в газете «Нью-Йорк Таймс».

А вот в Европе декоративное освещение фасадов зданий развивалось параллельно с распространением моды на эстетическое оформление городов. Несомненно, европейские идеи характеризовались глубоким чувством стиля и утонченностью вкуса архитекторов.

По словам немецкого кинорежиссера Ф. Ланга, который посетил США в 1924 году, улицы Нью-Йорка превратились в кричащие бездны света вращающегося, крутящегося, движущегося, а это и есть утверждение настоящего счастья. Естественно, многих европейских архитекторов «кричащий», динамичный и хаотичный стиль Америки раздражал, потому что в Европе четко прослеживалось чувство меры и многовековые традиции.

До 1960 года освещение в архитектуре было второстепенным, но количество идей и решений стремительно возрастало, поэтому возникла необходимость получения уровня мастерства и соответственного профильного образования.

Современное архитектурное освещение отличается некоторыми особенностями. Во-первых, это эстетика и функциональность. К примеру, для коммерческих объектов подобное освещение приносит практическую пользу – привлечение внимания, запоминаемость образа. Во-вторых, немаловажен вопрос энергоэффективности, поскольку тарифы растут и затраты, соответственно, также растут. Поэтому время ламп уходит и на смену им приходят экономичные светодиоды.

Многофункциональность освещения фасадов

Умелое применение архитектурной подсветки может иметь потрясающий результат. Плюс ко всему, возможно точечное, разноцветное, контурное освещение, а при желании можно добавить в оформление динамики. Грамотный световой дизайнер может удивительным образом спроектировать здание: подчеркнуть детали, которые днем практически неразличимые, а ночью они приобретают совершенно иной вид.

Архитектурное освещение — способ выделить строение, придать фасаду особую выразительность

Сегодня в распоряжении специалистов огромный выбор светотехнических средств, которые легко монтируются, они не портят целостный вид здания. Во время разработки проекта специалисты учитывают все нюансы, тонкости: мощность, энергопотребление, точки подключения, способы монтажа, возможность удобного обслуживания в будущем, безопасность использования, направленность потоков. Соблюдение строительных и санитарных норм также учитывается.

Важно: освещение фасадов любого здания проектируется с целью создания уникального, роскошного и гармоничного ансамбля света и архитектуры, привлекающего внимание.

Также следует заметить, что в последнее время архитектурное освещение зданий становится еще более интересным, потому что, например, оно может меняться в зависимости от времени года, по желанию владельца, это может быть праздничное либо будничное освещение.

Типы архитектурного освещения зданий

Если говорить об основных приемах наружного освещения, их шесть:

  • общее заливающее освещение – с точки зрения дизайна это самый простой вариант освещения. Он превосходно подходит для объектов культуры (памятников, церквей), отдельно стоящих объектов, потому что сохраняется величественность и целостное восприятие. Заливающее освещение характеризуется установкой прожекторов на определенном расстоянии от освещаемого объекта – чаще всего они монтируются на столбах. Но нужно учитывать факт, что свет, направленный на здание, будет проходить через окна, поэтому данный вид освещения нежелательно применять для зданий, в которых в темное время суток находятся люди: жилые дома, бизнес-центры, гостиницы;


Общее заливающее освещение — самый простой вариант организации

  • локально/зональное освещение – акцентирование внимания на элементах фасада: оконные проемы, своды, карнизы, балконы, фризы. Для того чтобы композиция была гармоничной, необходимо умело увязать все освещенные детали в единую композицию. В данном варианте архитектурного освещения используются светильники средней, малой мощности, а также светильники линейной формы на базе светодиодов. Именно светодиоды в нынешнее время приобретают все большую популярность, поскольку они являются превосходной заменой громоздким установкам с люминисцентными лампами;


Зональный вид архитектурного освещения акцентирует внимание на отдельных архитектурных элементах

  • фоновое/силуэтное освещение – своеобразный артистичный эффект, позволяющий добиться изображения очертаний форм объекта, но без каких-либо деталей. Суть эффекта – создание светящегося заднего плана, то есть силуэт объекта кажется черным или темным. При этом создается четкий, сильный графический образ, а применяется подобный эффект для освещения дворцов с колоннами, театров;
  • контурное освещение – достаточно новый прием, когда с помощью линейных светильников выделяется контур здания. Такое массовое осуществление контурного освещения стало возможным благодаря появлению дешевых источников света – гибкий неон, светодиодные линейки. Они устанавливаются по фасаду сотнями метров, к примеру, ими освещаются фризы, углы;


Применение цветодинамики — потрясающее зрелище, привлекающее внимание к зданию, нередко используется в рекламных целях

  • цветодинамика – очень интересный метод освещения с применением синтеза цвета, изменением оттенков в течение определенного времени, возрастанием/угасанием яркости. А вот приемы применения цветодинамических систем могут быть любыми: и заливающие, и акцентные, и силуэтные. Здесь используются разнообразные цветодинамические светильники: прожекторы, светодиодные линейки, точечные светильники.

Важно: еще можно создавать изумительные светографические рисунки, например, в виде светящихся точек, линий, которые изменяют цвет.

Виды используемых светильников

Архитектурно-художественная подсветка фасадов создается с помощью разных светильников:

  • прожекторы – их чаще всего используют для подсветки фасадов, а также для освещения общей территории или же для рекламных щитов. С помощью прожекторов можно создать рассеянное, мягкое, точечное освещение, к тому же галогенные прожекторы обладают главным достоинством – отличная цветовая передача, максимально приближенная к дневному свету. Но есть и недостаток, а именно скорость разгорания ламп, ведь после включения они разгораются не сразу, а только через две минуты. Да и повторное включение лампы возможно спустя некоторое время;
  • люминисцентные светильники – они применяются для архитектурной подсветки высоких зданий. С помощью данных светильников можно подчеркнуть форму здания либо создать световой рисунок. Такая подсветка является одним из недорогих видов;
  • неоновая подсветка – используется в наружной рекламе и для локального освещения элементов сложной конфигурации. Основное преимущество – придание неоновой трубке любой формы, к тому же при правильной эксплуатации неоновая подсветка может служить длительное время;


Светодиоды — современное решение, позволяющее сократить расход энергии

  • светодиоды – самый современный вид подсветки. Архитектурное светодиодное освещение применяется для подсвечивания геометрических форм, но для сложных форм с оконными проемами, арками оно не очень подходит. Для объектов урбанистического направления – это самый подходящий вариант, к тому же самый экономный: до 80%, если сравнивать с галогенными лампами. Цвет светодиодов невероятно насыщенный: бордовый, зеленый, красный, оранжевый – их категорически нельзя ставить рядом с бледными оттенками металлогенных ламп. С помощью специального устройства можно самому запрограммировать оттенки цветов, а их очень много.

Важно: светодиодное освещение можно назвать эксклюзивом, а он, как известно, дорого стоит. Проекты освещения некоторых зданий оцениваются в сотни миллионов долларов.

Архитектурное освещение сегодня востребовано, главное не забывать об электробезопасности и защищенности оборудования, ну и помнить о качестве светильников.

Архитектурно-художественное освещение, в последнее время приобретает все большую популярность. Его используют для подсветки не только исторических и культурных зданий, но и для офисных и торговых центров, жилых домов, садовых и парковых зон — и даже производственных зданий.

Такой тип освещения способен преобразить самое унитарное здание. Здесь, главное, правильно его смонтировать и настроить.

И вот с этим аспектом, у наших доморощенных светоинженеров далеко не все так хорошо. Поэтому в нашей статье мы постараемся раскрыть основные нормы и правила создания качественного архитектурного освещения.

Требования, предъявляемые к архитектурному освещению

Прежде чем разбираться, как правильно организовать архитектурное художественное освещение давайте, разберемся с теми аспектами, от которых мы будем отталкиваться при его проектировании. Ведь правильное определение условий — это уже половина победы.



Одним из самых важных параметров при выборе освещения, является расположение дома. А также, имеет значение расположение смежных зданий, наличие габаритных зеленых насаждений, интенсивность движения транспорта в прилегающей зоне. Почему нам это важно?

Например: рядом с нашим зданием расположено однотипное или отличное здание, уже оборудованное системой подсветки. Значит, нам необходимо будет подстраиваться под его цветовую гамму, стилистику оформления освещения, и учитывать его отраженное освещение.

В противном случае, наша подсветка дома просто выбьется из архитектурного ансамбля, и будет выглядеть бельмом. Если же соседнее здание не имеет подсветки, то нам все равно следует учитывать его цветовое оформление, затеняющее воздействие — и, возможно, отражающее влияние.



Наличие габаритных зеленых насаждений, несколько ограничивает нас в геометрии расположения светильников. А в некоторых случаях, для создания целостного ансамбля, требует и их светового оформления.

Наличие транспорта и пешеходных зон вблизи дома, накладывает на нас определенные обязательства. В частности, ослепляющего эффекта от нашего освещения не должно быть. И это касается не только , но и любого другого декоративного освещения нашего ансамбля.



Очень важным аспектом является угол и зона обзора нашего здания. Для этого вычисляется линия наиболее вероятного угла зрения человека при осмотре данного здания. Ведь согласитесь, дом, который будут осматривать с расстояния в 100 – 300 метров, требует совершенного другого подхода, чем здание, на которое будут смотреть с расстояния в километр и более.

При этом, если у нашего здания есть участки фасада, не просматриваемые зрителем, то их можно и вовсе не освещать — либо снизить интенсивность их освещения. Между прочим, цена такой экономии для отдельных зданий, может быть весьма и весьма существенной.

Очень важным аспектом является материал и цвет отделки фасада здания. Различные материалы обладают неодинаковым коэффициентом отражения. Поэтому требуется соблюдать правильный угол падения света, что в свою очередь отражается на общей структуре светового оформления.

Нормы и правила архитектурного освещения зданий

Теперь, давайте рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно, с указанием норм и правил, предъявляемых к каждому из них. Кроме того, изучим рекомендации, которые дают нормативные документы к различным объектам.



Прежде всего, рассмотрим вопрос: «Почему нормы архитектурного освещения так требовательно относятся к расположению здания?».

Допустим, есть два здания: одно из них располагается на центральной улице крупного города, второе — в загородном дачном поселке. Интенсивность освещения для этих зданий должна быть разная. Ведь в загородном населённом пункте, фоновая освещенность на порядок ниже.



Исходя из этого, в СНиП 23-05-95 была разработана классификация улиц и площадей по фоновой освещенности. Данная классификация сведена в табл.37 нормативного документа.

Согласно нее, освещенность фасада дома в крупном городе должна быть 10 кд/м 2 . Освещение же фасада загородного дома может быть всего 4 кд/м 2 .

Если не придерживаться этих норм, здание в центре города будет слишком блеклым, а дом в загородном поселке, будет иметь слишком яркое освещение.

Еще один аспект, на который мы бы советовали обратить внимание — это окружающее пространство. Если рядом с нашим домом расположено здание со значительными площадями остекления, из которого струится освещение, то это следует учесть при расчетах.

В этом случае, независимо от категории улицы, яркость фона следует принимать более 5 кд/м 2 . Соответственно, средняя освещённость нашего фасада должна быть не меньше 10 кд/м 2 .



Обратите внимание! На освещение витрин магазинов не распространяются нормы по освещению фасадов. Для них действуют другие нормативы по максимальной освещенности, которые, кстати, тоже зависят от категории места расположения.

Так же мы рассматривали случай, когда наше здание затенено растительностью. Она значительно снижает яркость фона. Поэтому, независимо от расположения здания, нам в этом случае нужно будет достичь средней освещенности в 4 кд/м 2 .

Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание — это точка обозрения здания. Согласно СНиП 23-05-95, если она расположена на расстоянии в 1км и более, то допускается увеличивать среднюю освещенность здания до необходимой величины.

Теперь, что касается угла падения света. Практически все поверхности зданий относятся к так называемым, диффузным поверхностям (с рассеянным отражением света). При угле падения света в 45 о, они по-разному отражают свет — и это следует учитывать при проектировании.


Если у нас имеется гладкая поверхность фасада, покрытая полимерными красками, то мы имеем диффузное отражение света.

В этом случае, свет отражается равномерно во всех направлениях.


Для гладких матовых поверхностей – таких, как шлифованный гранит, мрамор, травертин, неглазурованная плитка, гладкий бетон и тому подобное, отраженность будет направленно-рассеянной.

То есть, в данном случае большая часть отраженного света, будет распределяться по направлению зеркальной отраженности. Меньшая часть света, будет отражаться под другими углами.


Если имеется фасад с матовой офактуренной или шероховатой поверхностью, например: оштукатуренный полимерцементным составом с мелкозернистым наполнителем, то такая поверхность так же даёт направленно-рассеянное отражение света.

Только в этом случае, большая часть отраженного света направлена к источнику.


Если фасад имеет шероховато-блестящую поверхность, например: облицован тесанным гранитом, кварцевым песком или стеклом, то он дает направленно-рассеянное отражение.

Но в этом случае, инструкция говорит нам о том, что отражение будет распределяться примерно поровну между направлением к источнику света и его зеркальным отражением.


Последним вариантом, является фасад с гладкой блестящей поверхностью.

Она может быть получена при использовании шлифованного мрамора, гранита или глазурованной облицовочной плитки.

В этом случае, отражение света будет смешанным со значительными бликами по направлению к зеркальной отлаженности.

Но это еще не все. Как известно, отраженность зависит еще и от цвета облицовки. Так, согласно таблице 38 СНиП 23-05-95, белый цвет дает коэффициент отражения равный 0,6. А черный цвет имеет коэффициент отражения менее 0,15.



Виды и секреты архитектурного освещения

Ну вот, мы и определились с основными нормами и аспектами фасадного освещения. Но это ни на йоту не приблизило нас к ответу на вопрос, как его правильно организовать. Поэтому давайте рассмотрим его основные виды, и раскроем небольшие секреты его монтажа.

Виды архитектурного освещения

Освещение архитектурное может быть нескольких видов: равномерное, комбинированное, контурное, внутреннее и декоративное.



Некоторые из этих видов, в различных источниках имеют различные названия, но это не меняет их сути:

  • Наиболее распространенным, является так называемое равномерное, или как его еще называют: заливное освещение . Оно предполагает равномерное освещение всего фасада дома по всему периметру. В некоторых случаях, применяется равномерное освещение части фасада дома.

Обратите внимание! Для данного типа освещения, существует норма по равномерности освещения. Так, перепад между средним уровнем и уровнем освещенности наиболее затененного участка, не должен превышать показатель 1/3.



  • Комбинированным называется освещение, когда имеется равномерное освещение фасада, а отдельные элементы имеют более яркое освещение. В некоторых случаях, отдельные элементы наоборот затемняются.


  • Контурным называется освещение, когда фасад дома имеет подсветку только по контуру. Иногда применяется частичное контурное освещение, когда подсвечивается контур только одного элемента дома. Обычно это контур крыши, но здесь возможны варианты. Кстати, контурное освещение иногда используют в комплексе с системой охранного освещения.


  • Иногда применяется внутреннее освещение фасада . Казалось бы, это не совместимые понятия. Но за счет специально спроектированного включения внутреннего освещения, на фасаде дома можно создавать световые рисунки.

Внимание! При наличии определенных средств автоматизации управления внутренним освещением, можно добиваться изменения светового рисунка в течение определённого времени. Такое решение имеет смысл только для многоэтажных зданий с большим количеством световых проемов, и обычно используется только как временное решение.



  • Декоративным освещением фасада дома называется такой тип освещения, когда при помощи специальных наружных светильников или других световых устройств, на фасаде изображается определенный орнамент. Данный тип освещения достаточно сложно организовать своими руками, и для получения качественного результата требует специального оборудования. Поэтому в большинстве случаев так же является временным.

Секреты архитектурного освещения

А вот теперь пришло время поговорить о том, как правильно выполнять монтаж архитектурного освещения. Ведь дело это достаточно непростое, и требует знания многих нюансов, которые мы и попробуем раскрыть в нашей статье.

Прежде всего, давайте остановимся на местах расположения светильников. Это могут быть специальные ниши ниже уровня земли. В этом случае, следует побеспокоиться о качественном водоотведении, и соответствующем уровне влагозащищенности светильников.

Могут быть светильники, установленные на уровне земли. Обычно их монтируют на специальные бетонные или железные пьедесталы. Можно установить светильники непосредственно на самом здании. Для обеспечения требуемого угла падения света, при этом следует использовать специальные держатели.



В некоторых случаях, для освещения фасада дома используют светильники, установленные на крышах соседних зданий. Если такой возможности нет, то можно устанавливать светильники на специальных мачтах или столбах.

Выбор места установки светильников осуществляется, исходя из конструкции здания, его отделочных материалов и окружающего пространства.

Давайте рассмотрим некоторые варианты:

  • Когда здание имеет форму башни , то светильники следует располагать на уровне земли. Если это невозможно, то следует использовать два или три светильника, расположенные в диаметрально противоположных участках здания, и равноудаленные от ее основания.
  • Если у здания имеются вертикальные выступы . Это могут быть элементы конструкции, пилястры и другие подобные элементы. В этом случае, следует выбрать основное направление наблюдения, и разместить светильники справа и слева от мест наблюдения. Для освещения затененных участков, следует применить дополнительные светильники. Причем, их яркость может отличаться от яркости основного заливного освещения.


  • Если на нашем здании присутствуют небольшие горизонтальные выступающие поверхности – балки, пояса и тому подобное. Светильники следует располагать на уровне земли, но на некотором удалении от здания.

Обратите внимание! Если наше здание имеет ширину больше чем высоту, то имеет смысл применять светильники с высокими углами горизонтального рассеяния. Если же здание напротив, в высоту намного больше чем в ширину, то следует применять прожекторы с высокими углами вертикального рассеяния.

  • При наличии балконов, лоджий и других габаритных горизонтальных выступающих частей , светильники следует располагать на земле, но на значительном удалении от здания. Размещать светильники выше уровня земли не рекомендуется из-за попадания света внутрь помещения.


Теперь давайте обсудим зависимость угла установки светильников от облицовки здания. Здесь то же есть определенные требования.

Если для отделки фасада применяется материал с диффузным отражением света, то угол падения света на фасад и взгляда наблюдателя, должен быть в пределах 30 – 45 о. Для зданий, отделанных материалами с направленно-рассеянным отражением, светильники следует размещать так, чтобы угол между углом падения света и взглядом наблюдателя, был в пределах 45-60 о.

Если же это материалы с шероховатой блестящей поверхностью, то светильники следует располагать таким образом, чтобы свет падал снизу-вверх. При этом угол падения света не должен быть больше чем 45 о.

Это же правило касается и освещения зданий с отделкой из гладких блестящих материалов. Только в этом случае, угол падения не нормируется. При этом следует полностью исключить попадание бликов в поле зрения человека, как на видео.

Давайте остановимся и на требованиях установки, предъявляемых к светильникам исходя из окружающей обстановки. В первую очередь, это касается зеленых насаждений.

Если таковые есть перед зданием, то светильники следует располагать между деревьями и зданием. В некоторых случаях допускается их скрывать в зеленых насаждениях, но при этом следует исключить попадание в луч света отдельных веток.



Если здание расположено на берегу водоема или бассейна, то светильники для подсветки следует расположить на уровне или ниже уровня земли. Это необходимо для отсутствия бликов на воде, и красивого отражения силуэта здания в водоеме.

Обратите внимание! В этом случае не допускается установка светильников с направлением света вниз. А при установке светильников для подсветки отдельных элементов, их следует делать максимально направленными.

Последним важным аспектом, является цветовая гамма архитектурного освещения. Если вы хотите обеспечить качественную цветопередачу, то не стоит пользоваться лампами накаливания и лампами НЛВД.

Ими можно освещать только серо-бежевые и темно-зеленые поверхности. Для остальных поверхностей лучше использовать лампы ДРЛ, ДРИ, диодные. Но тут, тоже не без оговорок, касающихся цветопередачи отдельных диодных ламп.

Вывод

Освещение архитектурно художественное — это целый раздел в осветительных системах. Здесь следует правильно выбрать не только технические параметры, системы управления, выполнить монтаж, но и обладать определенным талантом. Поэтому для создания действительно качественного фасадного освещения, советуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к профессионалам.

Декоративное освещение зданий стало неотъемлемым элементом жизни современного города. Одновременно освещение фасада дома сегодня также является модной тенденцией при обустройстве особняков в коттеджных поселках. Все чаще ведущие мировые дизайнеры в своих интерьерных работах используют игру света и тени, ведь умело подобранное освещение - это и основа для создания комфорта и уюта в самом жилище, и способ привлечь внимание к фасаду дома.

Мода на оригинальное освещение зданий пришла к нам из «гламурной» Европы, особенно активно это используется для достопримечательностей древности, которые имеют высокую архитектурную ценность и привлекают внимание прохожих своими формами, декоративной отделкой и архитектурным стилем в целом. Красиво освещенный дом, на котором с помощью света правильно расставлены акценты, не оставит безразличными прохожих, ведь профессионально сделанное освещение фасада - это искусство, достойное наивысшей похвалы.

В некоторых больших городах декоративное освещение зданий (особенно это касается сооружений в центральной части города) сегодня уже является обязательным требованием. Магазины, торговые центры, развлекательные заведения, модные бутики, супермаркеты и другого рода объекты согласно нынешним стандартам должны быть обязательно освещены. Во многих городах власти приняли решение, что все подобные предприятия, которые не будут привлекать профессиональных дизайнеров по свету, а также заботиться о внешней привлекательности заведения, будут просто закрыты. Такие решения мотивированы тем, что город должен быть привлекательным, особенно с точки зрения декоративного освещения.

В данном контексте следует отметить, что декоративное освещение фасада, как обязательное требование, является не просто капризом городских властей, а требованием, которое диктует сегодняшний день. Ведь основной функцией освещения является создание эстетического эффекта и привлечение внимания прохожих, которые просто не смогут пройти мимо красиво освещенного здания, не полюбовавшись на него.

Однако не следует доверять такую ответственную работу любителям, которые не умеют обращаться со специальным осветительным оборудованием. Правильно выбранные источники света являются залогом популярности заведения.

Однозначно не стоит экономить средства на освещении, ведь даже профессионально выполненный евроремонт будет просто незаметен ночью, если не уделить внимания декоративному освещению. Среди множества видов подсветки фасадов наибольшей популярностью пользуется неоновая и подсветка из галогенных лампочек, люминесцентный свет и др.

Бесспорно, освещение фасадов с помощью разноцветного неонового света сразу бросается в глаза, и потенциальные посетители просто не смогут равнодушно пройти мимо. В свою очередь, люминесцентное освещение является экономнее с точки зрения потребления электроэнергии, оно более долговечно и надежно.