Не откручивается пластиковая гайка что делать. Как открутить прикипевший ржавый болт или гайку? Как открутить болт специальным оборудованием

Не откручивается пластиковая гайка что делать. Как открутить прикипевший ржавый болт или гайку? Как открутить болт специальным оборудованием

Петр Рыжков

Автомеханик, Московская область

Постоянно сталкиваюсь с болтами, из-за качества которых у них срываются грани. Инструмент сейчас также редко можно найти высокого качества, потому проблема часто становится актуальна вдвойне. Помогите, как открутить болт или гайку с сорванными гранями?

Как открутить болт или гайку с сорванными гранями?

Работа с любыми механизмами, равно как и всевозможные строительные и ремонтные премудрости, связана с многократным закручиванием и откручиванием разнообразных гаечек, болтиков и прочего подобного добра. Казалось бы, что уж тут сложного. Однако довольно часто в процессе проведения ремонта, перестроек и переделки, как и любой починки техники, выясняется, что у некоторых болтов или гаек уже давным давно сорваны грани, и открутить их привычными методами теперь крайне сложно, а то и вовсе невозможно. Что же делать в таком случае, как открутить болт или гайку с сорванными гранями?

Вариант первый, самый простой

Вместо того чтобы сразу хвататься за тяжелую артиллерию, стоит попробовать нечто более безобидное. Требуется при помощи металлической щетки очистить заклинившее соединение, капнуть немного керосина или солярки и минут пятнадцать (а то и дольше) подождать. Если повезет, то с накидным ключом в руках удастся открутить болт или гайку с сорванными гранями. Если нет – что ж, имеются и другие способы. Можно попробовать просто обстучать злополучный объект (но не слишком сильно!).

Вариант второй, брутальный

Как открутить болт или гайку с сорванными гранями? Пожалуй, проще всего – попробовать открутить пострадавшие объекты газовым ключом. Он обладает куда более мощным зажимом, чем другие инструменты, так что способен удержать даже совершенно ровные и круглые объекты. Правда, для успеха требуется место, открытое и легкодоступное. Иначе габариты ключа просто не позволят подобраться к гайке или болту.

Вариант третий, технологичный

В тех не менее частых случаях, когда газовый ключ не поможет, а гаечка (или болт) достаточно крупные, на помощь придет болгарка. Нужно только приспособиться и нарезать несколько новых граней, только размером чуть поменьше, чем был у болта или все той же гайки. Таких вновь выпиленных граней хватит и четырех, не нужно стараться и выпиливать все шесть. Ну а после гайка (и болт) легко открутятся головкой или накидным ключом (рожковый ключ трогать не рекомендуется). Восстановить грани можно и при помощи напильника, хотя это, конечно, требует больше времени.

Вариант четвертый, народный

Если первые два способа не смогут помочь, можно браться за зубило и народный инструмент, молоток. Правда, они больше пригодятся для гаек (в случае с болтами успех не гарантирован). Точными ударами по касательной испорченную гайку надсекают с какой-либо стороны и затем откручивают по направлению против вращения часовой стрелки. Обычно так удается сдвинуть крепеж с мертвой точки.

Вариант пятый, со штырем

В принципе, можно попробовать просверлить в головке небольшую дырку, забить в нее изогнутый буквой «г» граненый штырь. И просто вытащить поврежденный болт наружу.

Вариант шестой, со сваркой

Как открутить болт или гайку с сорванными гранями? При посредстве обыкновенной сварки. Достаточно приварить новую гайку (или пруток) на уже испорченную головку или сорванную гайку, и затем открутить. Именно такой способ идеален для всех небольших предметов, мелких вещей, к примеру, сорванных винтов на крышке компьютера, ноутбука, мобильных телефонов. Только вместо сварки тут нужно взять суперклей.

Вариант седьмой, финальный

В том неудачном случае, когда никак не везет и ни один из вышеперечисленных способов не помог, и испорченная гайка или болт с сорванными гранями так и не сдвинулись с места, несмотря на все титанические усилия, остается только один выход. Но это, увы, крайние меры. Итак, сорванную гайку нужно при помощи зубила и молотка (несколько раз сильно ударив молотком по приставленному к нужному месту зубилу) разрубить на части, а уже потом приступать к разборке всего соединения. Правда, после этого придется менять не только испорченную гайку, но и болт (если тот все еще оставался целым). Зато проблема будет решена.

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.


Проблема прикипевшего крепежа знакома многим автолюбителям. Под действием влаги болты, гайки и винты ржавеют, и открутить их становится ой как непросто. Но каким бы «сложным» не был болт, автослесари-профессионалы знают, что делать, ведь они разбирают даже самые проблемные детали.

1. Постучать


Любой крепеж, который покрыт ржавчиной, стоит вначале очистить металлической щеткой, а затем обстучать с разных направлений. Этот нехитрый способ часто позволяет сэкономить силы и время.

2. Рычаг подлиннее


Водители, которые когда-либо ремонтировали автомобиль своими руками, знают, что чем более крупный болт или гайку нужно открутить, тем большее усилие нужно приложить на инструмент. А если крепеж ржавый, то придется попотеть. Чтобы было проще, обычно удлиняют ручку ключа. Для этого используют трубу подходящего диаметра. Это позволяет увеличить крутящий момент, прикладывая меньше силы.

Теоретически, таким способом можно сорвать какую угодно «трудную» гайку или выкрутить болт, если бы не одно «но»: при большом усилии головку крепежа может попросту слизать. Лучше этого не допускать, так как ремонт усложнится в несколько раз.

3. Смазать резьбу


Ржавые болты и гайки, который годами плотно сидят на своем месте, очень часто «прирастают» резьбой к ответной детали. В этом случае пригодится средство, которое смажет резьбу. Первое, что приходит на ум – знаменитый WD-40. Также можно использовать керосин. Но стоит знать, что если «вэдэха» не поможет, то не поможет уже никакая «химия».

4. Нагреть


Если предыдущие способы не помогли, то пора приниматься за более эффективные мероприятия. Прежде всего, прикипевшие детали нужно нагреть, для этого используют газовую горелку. Если откручивают гайку, то греть нужно именно ее. А если болт – то факел пламени направляют на деталь, в которую он вкручен. При большом повышении температуры детали расширяются, из-за чего увеличивается зазор в резьбе.

Кроме того, при сборке автомобилей часто применяют фиксаторы резьбы. При нагреве они становятся текучими, «опускают» болт или гайку и тогда их легче отвинчивать.

5. Распилить


При ремонте машины нередко случается так, что использование неразрушающих методов не дает результат. В таком случае остается только одно: удалить проблемную гайку или болт. Способов здесь много разных: начиная от зубила и ножовки и заканчивая болгаркой и специальным инструментом-«гайкоколом». В любом случае, что бы ни делалось, часть крепежа будет безнадежно испорчена.


Начинающим автолюбителям также будет полезно узнать,

В подарок получил новый инструмент - ручную ленточношлифовальную машинку ДИОЛД МШЛ-0.8 (на снимке этикетка, приложенная к инструменту в коробку).
В моей домашней мастерской уже есть одна подобная . Её я выбирал и покупал сам и вот уже 6 лет она исправно (хотя и не очень часто) трудится, когда требуется отшлифовать какую-то достаточно большую плоскую деревянную поверхность. Иногда применяю её и для заточки режущего инструмента - резцов, стамесок, ножей. Пока не подводила; не приходилось её разбирать, ремонтировать. Даже щётки не менял ни разу. Был лишь один случай, когда отказалась включаться. Не работал выключатель, так как в него набилось пыли. Продул машинку пылесосом и она снова заработала.

На черно-белое изображение с собаками и утками в камышах случайно наткнулся в Интернете и, хотя сам не охотник, оно мне чем-то понравилось.
Картинку скопировал, отпечатал на принтере. Изображение довольно большое, очень много совсем узких участков между пропилами, поэтому наклеил его её на лист 10-миллиметровой фанеры, а не на доску, которая в этих местах легко могла бы расколоться. Фанера же состоит из нескольких склеенных и направленных в разные стороны листов шпона и она прекрасно подходит для выпиливания самых мелких деталей.
Контуры выпилил на , предварительно насверлив в фанере отверстий для пилочки.
Выпиленную заготовку приклеил к листу обычной 4-мм фанеры, сделал рамочку, и в результате получилось вот такое "охотничье" панно.

Я уже рассказывал здесь о том, как однажды (было почти 3 года назад) нашел на берегу Кубены ствол сухостойной ольхи, притащил его домой и распилил на доски. Тогда же вырезал . (Недавно она "уехала" к новому владельцу аж во Владивосток).
Из кривой ветки примерно в то же время сделал ещё одну . Остальные досочки всё это время лежали в мастерской. Недавно проверил их и большую часть пришлось выбросить. Сказалось всё-таки, видимо, длительное пребывание древесины в воде и она не то, чтобы подгнила, а просто стала превращаться в труху.
Лишь небольшой обрезок от самого толстого конца ствола хорошо сохранился, и я решил пустить его в дело.

Эти шестиугольные шкатулки изготавливались не на заказ, а просто хотелось попробовать сделать что-то новенькое.
Каждую из реек для боковых сторон основания нужно было отпилить с обоих концов под углом не 45, как в , а 30 градусов. С помощью сделать это не так уж и сложно, если, конечно, она хорошо настроена.
У меня при отпиливании заготовок для первой шкатулки не получилось точно отпилить, и пилу пришлось подстраивать, а места распилов подгонять шлифовкой вручную. Иначе углы немножко не сходились при склейке. По этой причине крышку не стал делать с каркасом из реек, а просто выпилил из фанеры и подравнял её с уже склеенным основанием шкатулки.
Фанера при глубокой резьбе могла бы расслоиться, поэтому я лишь начертил на ней неглубокие ромбики. Аналогичную резьбу выполнил и на основании шкатулки.

Соединения под днищем и в колёсных арках машины особенно подвержены окислению и ржавчине, так что открутитьзаржавевшие болты или гайки именно в этих местах становится порой очень сложно. Тем не менее, возможность открутитьзаржавевший или окислившийся болт или гайку почти всегда есть, за довольно редкими исключениями (болт сорвался, например). Для этого мы будем использовать самые разные способы и перечислим их ниже - их можно и нужно сочетать, и все они по-разному действенны.

Итак, как открутить прикипевший болт или гайку и что делать, если они совсем не откручиваются, несмотря на тщетные попытки? Давайте по порядку от самых действенных способ откручивания заржавевших/окислившихся резьбовых соединений к менее действенным.

Помните, что нельзя прилагать слишком больших усилий, особенно, в случае с небольшими гайками и болтами и если в перспективе Вы можете не найти им замену или такая замена обойдётся слишком дорого. Есть вероятность сломать болт - особенно, если он сильно проржавел.

Откручиваем гайку "Вэдэшкой"

Самый, пожалуй, действенный способ открутить заржавевший болт или гайку - использовать чудодейственное средство - WD-40, в простонародье называемое "Вэдэшкой". Эта субстанция, действительно, является чудодейственной по своим свойствам, обладая высочайшей проникающей и очищающей способностью. Просто побрызгайте немного состава наприкипевший болт или гайку и выждите время примерно в 20-30 минут. WD-40 разъест ржавчину или другой налёт, проникнув глубоко в соединение резьбы. Затем просто попытайтесь снова открутить гайку или болт - чаще всего они он сдастся под натиском такого симбиоза химии и физической силы.


Стоит самый небольшой (подойдёт для экстренных случаев) баллончик "Вэдэшки" около 100 рублей, а найти её можно практически в любом хозяйственном или автомагазине.

Если WD-40 нет под рукой

Между тем, "Вэдэшку" можно заменить рядом веществ. Помогут открутить прикипевшую гайку или болт также:

  • бензин, солярка или керосин,
  • слабая кислота (неагрессивная, в идеале уксусная),
  • Coca-cola.

Все эти вещества также обладают достаточно неплохой проникающей и очищающе-разъедающей способностью. Кока-кола входит в число таковых жидкостей, благодаря ортофосфорной кислоте в своём составе - именно она и имеем эффект разъедания ржавчины и накипи другой природы.

Однако, в отличие от "Вэдэшки", специально созданной для таких задач, указанные жидкости всё же требуют более интенсивного воздействия на неоткручиваемые резьбовые соединения. Лучше всего прикипевшие детали поместить в ёмкость с такими жидкостями, если они уже отделены от автомобиля. Если нет, то можно обильно смочить тряпку в жидкости и обмотать заржавевший болт ей. Ждать тоже придётся подольше - до суток.

Все нижеследующие способы открутить прикипевший болт или гайку можно (и нужно) совмещать с одним из вышеприведённых.

Закрутить, чтобы открутить!

Иногда для требуемой задачи приходится решать прямо противоположные задачи. Вот и в нашем случае, если гайка илиболт никак не желают откручиваться, нужно применить усилие в обратную сторону - попытаться закрутить. Нередко болт илигайка срываются только в этом случае, и затем их достаточно легко становится открутить. Опять же, не переусердствуйте - сорвать резьбу, закручивая, ещё проще.


Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

Ещё один действенный вариант - несильно постучать по болту или по гайке, чтобы открутить их. Данный способ откручивания особенно более вероятно срабатывает, если на резьбу изначально воздействовать WD-шкой или другой разъедающей ржавчину жидкостью, после выжидания небольшого времени. Накипь или ржавчина отходят от поверхности металла при постукивании, и потому открутить злополучный болт становится намного легче.

Можно также постукивать по гайке или болту в то время, когда на неё воздействует сила - т.е. одной рукой Вы пытаетесь силой открутить болт или гайку, а другой рукой или с помощью напарника слегка постукиваете. Главное здесь не переусердствовать и не испортить таким методом резьбу, ведь тогда открутить вовсе ничего не удастся.

Если никак не откручивается

Увы, но если болт или гайка не откручиваются ни одним из приведённых способы, то придётся их удалить другими способами. Для этого нам потребуется "болгарка". В случае с гайкой необходимо обрезать одну из её граней, разорвав окружность этой гайки, если это можно сделать, не задев соседние детали. Если не удаётся, то можно обрезать её максимально поперёк её плоскости, не задевая соседние детали.

В случае с болтом нам потребуется дрель. Нужно высверлить ножку болта по направлению от шляпки к его концу - т.е. сверлить вдоль сам стержень болта. Для этого нужно подобрать сверло с таким диаметром, чтобы оно было максимально близко к диаметру болта, но в то же время не испортило резьбу. Опустошённый изнутри болт либо гораздо легче открутится, либо сломается и извлечётся частями из отверстия.

И, конечно же, открутив или более жёстким образом удалив гайку или болт, уделите должное внимание вновь закручиваемым соединениям - почистите их от ржавчины или другого налёта, смажьте графитовой смазкой и позаботьтесь, что одели пыльник на соединение, при его наличии.