Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.
В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.
Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.
Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.
Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:
1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).
2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).
3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).
4) Действия (Что делать? Что сделать?).
5) Их признаки (Как?).
Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"
Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).
Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.
Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).
Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:
На улице идет дождь (имя существительное).
На улице дождливая погода (имя прилагательное).
На улице дождит (глагол).
На улице все выглядит дождливо (наречие).
Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.
То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).
Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.
То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»
Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).
Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.
Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.
В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.
Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.
Глагол – чрезвычайно интересная часть речи, отражающая все многообразие действий, состояний, отношений, существующих в нашем мире.
Из-за многообразия форм и грамматических признаков глагол довольно сложен в изучении. Однако внимательно и вдумчиво изучив морфологию глагола, вы научитесь решать задачи, которые ставит эта «хитрая» часть речи.
Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.
В русском языке глагол может быть любым членом предложения, хотя чаще всего он выступает в роли сказуемого.
Глагол имеет ряд грамматических признаков. Глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными. Глаголы могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, то есть могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени. Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.
Глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?»
Глаголы – это чрезвычайно многочисленная, разнообразная, интересная в грамматическом отношении группа слов. Примерно треть всего словарного запаса нашего языка – глаголы. И это неудивительно, ведь глаголы обозначают весь спектр возможных действий, состояний, отношений. Сидеть, видеть, работать, читать, знать, состоять, намереваться
– все это глаголы.
В русском языке существует две отглагольные формы – это причастия и деепричастия. Эти формы сохраняют некоторые признаки глагола и. одновременно, приобретают признаки другой части речи.
Причастия (пришедший, насмотревшийся, читающий, спящий, ведомый ) по некоторым признакам схожи с прилагательными. Деепричастия (глядя, сидя, поев ) – с наречиями.
Существует два вида глагола: совершенный и несовершенный. Грамматическая категория вида отражает характер протекания действия, его отношение к результату.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать?». Они обозначают действие, которое завершилось (прочитать, приехать ), начнется в определенный момент (запеть ), произойдет одномоментно (толкнуть, сдвинуть ).
Глаголы несовершенного вида обозначают действие, протяженное во времени, длительное, повторяющееся (читать, ехать, петь ).
Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовые пары. Это слова, близкие или одинаковые по лексическому значению и различающиеся видом, а также составом слова. Например:
Некоторые видовые пары отличаются только ударением:
Нарѐзать-нареза̀ть, рассы̀пать-рассыпа̀ть
Или вовсе имеют разные корни:
Брать-взять, искать-найти.
Есть в нашем языке и такие «хитрые» глаголы, которые в совершенном и несовершенном виде звучат и пишутся абсолютно одинаково. Например: велеть, казнить, ранить
.
Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Спряжением называются также группы, на которые делятся все глаголы русского языка. Глаголы, относящиеся к одному спряжению, спрягаются однотипно, то есть имеют одинаковые окончания в определенной форме. Есть два спряжения – I и II.
Глаголы первого спряжения имеют следующие личные окончания:
1 лицо -у (-ю) | -ем
2 лицо -ешь | -ете
3 лицо -ет | -ут (-ют)
Глаголы второго спряжения имеют другие окончания:
Единственное число | Множественное число
1 лицо -у (-ю) | -им
2 лицо -ишь | -ите
3 лицо -ит | -ат (-ят)
Если ударение приходится на окончание, определить спряжение и грамотно написать слово несложно. Но в большинстве глаголов ударными являются другие слоги, поэтому приходится запоминать правило определения спряжения.
Ко второму спряжению относятся:
Все глаголы на –ить , кроме брить, стелить ;
7 глаголов исключений на –еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть ) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать ).
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Есть немногочисленная группа разноспрягаемых глаголов: хотеть, бежать, чтить, брезжить
. Эти слова спрягаются то по первому, то по второму спряжению в разных формах.
Оглавление
Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).
Глаголы бывают переходные
и непереходные
. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать
журнал, любить
оперу, отправить
телеграмму, привезти
газеты
.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю
.
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .
Все возвратные глаголы — непереходные.
Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).
Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Число | Лицо | Окончания I спряжения | Окончания II спряжения |
Единственное | 1-е 2-е 3-е | (я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь) (он, она, оно) -ет (-ёт) | -у (-ю)
-ишь -ит |
Множественное | 1-е 2-е 3-е | (мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте) (они) -ут (-ют) | -им
-ите -ат (-ят) |
Примечания
- Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
- Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…
Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.
Глагол — едва ли не самая употребляемая единица нашего родного языка. Он встречается в текстах, написанных в художественном, научном, публицистическом стиле, в разговорном и литературном жанрах.
В этой статье вы найдете ответы на вопросы: «Как характеризуется глагол?», «Что обозначает?»
Это самостоятельный представитель нашего прекрасного языка. Он выполняет две основные задачи:
Узнать глагол в предложении можно, задав к нему вопрос «что делать?» или одну из его форм ("что делаю?", "что делал?" и т. д.).
Все глаголы условно делятся на четыре категории:
Рассмотрим первый постоянный признак, характеризующий глагол. Что обозначает слово «вид» в отношении этой части речи?
Все глаголы можно разделить на две большие группы: совершенного вида (СВ) и несовершенного (НСВ).
Узнать, к какому типу относится слово, можно, задав к его инфинитиву вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «что сделать?» — это совершенный вид. Если на вопрос «что делать?» — несовершенный.
Глаголы, относящиеся к совершенному виду, характеризуют действие, дошедшее до своего логического завершения. Слова из группы несовершенного вида обозначают процесс, который все еще продолжается.
Совершенный вид глагола в большинстве случаев достигается при помощи префиксального способа.
В нашем родном языке выделяют глаголы прошедшего времени, будущего и настоящего. Любой из них легко распознается в контексте при знании теоретического материала.
Глаголы прошедшего времени описывают действие, завершившееся к началу говорения. Надо учитывать, что время, в котором происходит повествование, не всегда выражено настоящим. Вы можете столкнуться с вариантом, где встретится будущее или прошедшее время. Например: «Я сказала маме, что ходила в кино» - или: «Он будет говорить, что успешно справился с заданием».
Слова, принадлежащие прошедшему времени, изменяются по родам, числам. Создают их присоединяя «л» к основе начальной формы.
Настоящее время глагола встречается только у слов, относящихся к несовершенному виду. Выражается оно при помощи личного окончания. Характеризует действие, происходящее в момент говорения. Также оно способно выполнять следующие роли:
Будущая форма глагола рассказывает о событии, которое свершится только после того, как к концу подойдет момент речи. Может быть представлена глаголами и совершенного, и несовершенного вида.
Существует две формы будущего времени: простая и составная. Первая образуется при помощи глагола. Вторая — путем прибавления к основному слову форм лексемы «быть» (буду, будешь, будет и т. д.).
Определенные глаголы одного времени могут употребляться в значении другого. Например, может иметь в контексте значение настоящего: «Вот вечно она так: ничего не видела, ничего не слышала».
Время относят к числу непостоянных признаков.
Наклонение — еще одна непостоянная особенность глагола. Оно выражает отношение данной части речи к реальности. Делится на три типа: изъявительное, сослагательное, повелительное. Каждое из них имеет ряд характерных особенностей.
Глаголы, относящиеся к изъявительному наклонению, представляют реальное действие, происходящее в прошлом, настоящем или будущем времени. Это и является отличительной чертой. Слова, принадлежащие к другим наклонениям, не могут быть выражены любым временем.
Повелительные глаголы способны передать просьбу, приказ, пожелание, совет. Образуются они двумя путями: при помощи суффикса «и» или посредством нулевой суффиксации. Во множественном числе появляется окончание «те». Слова не изменяются по временам.
Сослагательные глаголы описывают действие, которое могло бы воплотиться в жизнь при определенном стечении обстоятельств. Это наклонение образуется путем прибавления к слову, стоящему в прошедшем времени, частицы «бы».
Спряжение — постоянный признак. Его суть заключается в изменении глагола по лицам и числам. Существует всего две разновидности спряжения, которые принято обозначать римскими цифрами I и II.
Выяснить, к какому спряжению можно отнести слово, достаточно просто, если запомнить простые факты:
В этой статье мы рассмотрели глагол (что обозначает эта часть речи). Познакомились с некоторыми ее постоянными и непостоянными признаками, привели примеры. В будущем для вас не составит труда выявить глагол в тексте и дать ему краткую характеристику при необходимости.
Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.
Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.
Мы хотим увидеть новые учебники.
Видеть - это смотреть душой.
Она любила смотреть на звезды.
Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.
Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).
Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).
Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).
Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).
В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.
По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).
Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.
Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :
Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:
Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:
В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:
Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.
Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.
Ед. число:
Мн. число:
У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).
Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.
Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).
Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.
Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.
Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:
1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;
2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.
Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).
Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).
Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.