Кассиан римлянин. Иоанн Кассиан Римлянин

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Творения Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в формате "PHP" смотрите в левой колонке ниже под заглавием раздела Иоанн Кассиан Римлянин

Здесь можно скачать Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей>>> в формате Microsoft Word (~ 176.0 Kb)

Скачать Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне>>> в формате Microsoft Word (~ 222.9 Kb)

Скачать Семь собеседований отцов, живших в Египетской пустыне Фиваиде>>> в формате Microsoft Word (~ 145.5 Kb)

Скачать Семь собеседований отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта>>> в формате Microsoft Word (~ 152.4 Kb)

Краткое сведение о нем (из Добротолюбия)

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350-360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда, около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.
 Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в кельях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали, и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижнической жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.
 Оставив Египет в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшого, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица ему преданные послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.
 Св. Кассиан, после сего, не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостью жизни, и учительской мудростью, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.
 Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.
 Почил св. Кассиан в 435 г. Память его совершается 29 февраля.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста . В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства - искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417 - 419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге "О постановлениях киновий" речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю". В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам Блаженного Августина (память 15 июня), что "благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона". По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), "великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно". Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя .

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Монашество

Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя . Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

), иеромонах , преподобный .

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 книг "Собеседований египетских отцов" , чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге "О постановлениях киновий" речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю".

В году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория , в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что "благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона".

По словам преподобного Иоанна Лествичника , "великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно".

На русском языке издано:

  • Духовные беседы отцов. М.. 1877. То же (Извлечения) "Воскресное чтение". 1854-1855 и 1858-1859; "Добротолюбие". т. 2. М.. 1895. с. 5-154. То же - В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Древние иноческие уставы М.. 1892. с. 515-584.

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (Iohannes Cassianus Romanus) [около 360, Малая Скифия (ныне Добруджа, Румыния) - около 435, Массилия (ныне Марсель)], богослов, духовный писатель, христианский святой. Из состоятельной христианской семьи. Около 380 года предпринял паломничество в Святую землю, где принял монашество в одном из вифлеемских монастырей. С 382 Иоанн Кассиан Римлянин - в Египте, где подвизался в пустынях Скит, Келлии и Нитрии. Около 390 возвратился в Вифлеем, но вскоре опять отправился в Египет. Гонения на египетских монахов-оригенистов, начатые епископом Феофилом Александрийским в 399, вынудили Иоанна Кассиана Римлянина покинуть Египет и отправиться в Константинополь, где он стал учеником и близким другом Иоанна Златоуста, который рукоположил его в диаконы. В 404, после удаления Иоанна Златоуста с Константинопольской кафедры, Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Рим к папе Иннокентию I (401-417) с посланием от константинопольского клира, прося защиты несправедливо осуждённому. В Риме был рукоположен в пресвитеры, познакомился с будущим папой Львом I Великим (440-461). Около 415-416 Иоанн Кассиан Римлянин - в Южной Галлии, в Массилии, где им основаны мужской монастырь Святого Виктора и женский монастырь Христа Спасителя. В них, используя свой опыт, приобретённый за долгие годы подвижничества на православном Востоке, Иоанн Кассиан Римлянин попытался соединить общежительный монашеский уклад с духом отшельничества. Более не покидал Южной Галлии.

В галльский период жизни Иоанном Кассианом Римлянином были созданы 2 аскетических и 1 догматико-полемических сочинения. «О правилах общежительных монастырей» («De institutis coenobiorum») - аскетическое сочинение, написанное около 417-419, состоит из 12 книг. В 1-4-й книгах говорится об устройстве «внешнего жития» монахов: о правилах поступления в монастырь, внешнем виде и одежде монахов, суточном круге богослужения, обетах, послушаниях, покаянии; все темы иллюстрируются примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. В 5-12-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин рассуждает о борьбе с восемью главными страстями (principalia vitia, или passiones) - чревоуго-дием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. «Собеседования» («Collationes») - аскетическое сочинение, претерпевшее три редакции (425-427); является непосредственным продолжением предыдущего и состоит из 24 собеседований, посвящённых внутренней жизни монахов. Это записи духовных бесед Иоанна Кассиана Римлянина со знаменитыми египетскими подвижниками - аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. 1-е собеседование посвящено целям монашеской жизни; 9-е и 10-е - молитве; 13-е - вопросу о том, какую роль в спасении играет Божественная благодать и свободная воля человека; 14-е - деятельной и созерцательной жизни; 23-е - последствиям грехопадения. Сокращённый вариант двух указанных сочинений Иоанна Кассиана Римлянина впоследствии был составлен Евхерием Лионским. Оба сочинения оказали значительное влияние на становление западной монашеской традиции, в частности на таких её представителей, как Бенедикт Нурсийский. «О воплощении Господа, против Нестория» («De incarnatione Domini contra Nestorium») - догматико-полемический трактат, написанный Иоанном Кассианом Римлянином в 429-430 годах по просьбе римского архидиакона Льва, будущего папы. В 1-й книге, на примере обращения галльского монаха-пелагианина Лепория, проводятся параллели между пелагианством и несторианством; 2-5-я книги содержат свидетельства Священного Писания в защиту Божественности Христа и термина «Богородица»; в 6-й книге как образец православия приводится вероисповедание антиохийской Церкви; в 6-7-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин суммирует свои основные аргументы и подводит итог изложению. Несмотря на некоторые терминологические неточности и повторы, трактат является одним из самых ранних западных сочинений против ереси несторианства.

Иоанн Кассиан Римлянин оказал значительное влияние на становление христианского монашества и монашеского богословия как на христианском Западе, так и на христианском Востоке. День памяти в Русской православной церкви - 29(28) февраля (13 марта). В Римско-католической церкви почитается как местночтимый галльский святой (день памяти - 23 июля).

Соч.: Migne PL. Т. 49-50; Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1886-1888. Vol. 13, 17; Писания. 2-е изд. М., 1892; Clavis Patrum Latinorum. Brugis, 1961. №512-514; Писания. М.; Минск, 2000.

Лит.: Hoch А. Lehre des Joannes Cassianus von Natur und Gnade. Freiburg, 1895; Laugier J. S. Jean Cassien et sa doctrine sur la grace. Lyon, 1908; Marsili S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico. Rome, 1936; Chéné J. Que signifiaient «Initium fidei» et «Affectus credulitatis» pour les Semi-рélagiens? // Recherches de Science Religieuse. 1948. Vol. 35. Р. 566-588; idem. Le semipelagianisme du midi de la Gaule... // Ibid. Р. 321-341; Olphe Galliard М. Cassien // Dictionnaire de spiritualité, ascetique et mystique. Р., 1953. Vol. 2; Plagnieux J. Le grief de complicité entre erreurs nestorienne et pelagienne d’Augustin à Cassien par Prosper // Revue des Etudes Augustiniennes. 1956. Vol. 2. №3/4; Guy J. С. Jean Cassien, vie et doctrine spirituelle. Р., 1961; Chadwick О. John Cassian. 2nd ed. Camb., 1968; Christophe Р. Cassien et Cesaire, prédicateurs de la morale monastique. Р., 1969; Grillmeier А. Christ in Christian tradition. 2nd ed. L., 1975. Vol. 1. Р. 393-398; MacQueen D. J. John Cassian on Grace // Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1977. Vol. 44. №1; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 4; Cristiani L. Jean Cassien. Р., 1991. Vol. 1-2; Weaver R. Н. Divine grace and human agency: а study of the semi-pelagian controversy. Macon, 1998; Stewart С. Cassian the monk. N.Y.; Oxf., 1998; Фокин А. Р. Преподобный Иоанн Кассиан // Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. М., 2005; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006; Casiday А. М. Tradition and theology in St. John Cassian. Oxf., 2007.