Сочинение Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии). Сочинение — Тема дружбы в лирике А.С

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен...
А. С. Пушкин

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении - Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.
Стихотворение «Товарищам» - одно из ранних творений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.
Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Кого-то ждёт карьера военного, кого-то - государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.). Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.
Иной, под кивер спрятав ум,
Красиво мёрзнет на параде,
А греться едет в караул...
Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.
Одно из самых известных произведений Пушкина, посвящённых лучшему другу, - стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.
Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, «заточеньем». Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он затонете
Лучом лицейских ясных дней!
Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.
Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.

В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.

Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.

Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении "Пирующие студенты", написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения "Чаадаеву", "19 октября", "И. И. Пущину", "Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался".

Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.

Примерный текст сочинения

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый - талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой - декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, - "Пирующие студенты". Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от "холодных мудрецов" и "ученых дураков".

Через год после окончания лицея в стихотворении "Чаадаеву" Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр "19 октября", написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень - это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от "сетей судьбы суровой", помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен, -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение "Была пора: наш праздник молодой..." Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в "Пирующих студентах". Но как переменились участники праздничного застолья!

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади... Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Пушкинские стихи о дружбе даровали этому поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.

Сочинение

Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении «Пирующие студенты» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения:

* Скорее скатерть и бокал!
* Сюда, вино златое!

В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призывает всех саоих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом: «Блажен, кто веселится в покое, без забот…» Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей - вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сентименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше общественных и государственных благ:

* И станут самые цари
* Завидовать студентам!

Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода.

Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой сугубо практический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключать наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечеству. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но и как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь…».

В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» дружеское общение становится как бы почвой этой свободы. Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях. Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна, романтик не ищет общения с друзьями, он порывает со своим прошлым. Всю малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.

У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что этот шум - «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным. Романтизм в набросках поэта сменяется философичностью и тонким лиризмом. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дружеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от политики, в них мы вольны.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны - и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», - признается поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам’ и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских

* Друзья мои, прекрасен наш союз!
* Он, как душа, неразделим и вечен,

Восклицает Пушкин в стихотворении «19 октября». Но в этом стихотворении, написанном к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей.Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее «19 октября» окрашено в более мрачные тона. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной…» Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» тоже наполнено грустью.

Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому. Верна мысль критика о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья - идеальной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество. В стихотворении, написанном в 1836 году, поэт с грустью вспоминает:

* Была пора: наш праздник молодой
* Сиял, шумел и розами венчался,
* И с песнями бокалов звон мешался,
* И тесною сидели мы толпой…
* …Теперь не то…

Личность в лирике Пушкина и индивидуальна, неповторима, и несет в себе черты общенациональные, явственно тяготеет к общим, объединительным началам. Поэтому тема дружбы, столь традиционная для лирики в целом, в творчестве Пушкина приобретает свой, по-особому значимый смысл. Она появляется уже в лицейский период и вначале довольно тесно связана с темой творчества. «К другу-стихотворцу » — одно из первых стихотворений Пушкина. Дружество дарит и поддерживает чувство свободы, праздника жизни, поэтической лени, веселого единомыслия. Пушкин любит жанр дружеского послания, в котором жизнь берется на грани быта и поэзии. Он создает поэтические образы своих реальных друзей.

Его стихи позволяют видеть, что Пушкин улавливает в человеческом характере сокровенное, обычно незаметное для чужого взгляда, что он умеет ценить разнородные душевные миры, несходные друг с другом. В этом смысле показательно, что А. Дельвиг и П. Чаадаев занимают равное место в сознании поэта. Он пишет несколько посланий к Чаадаеву и в них создает, по существу, образ идеального друга. Пушкин стремится «в просвещении стать с веком наравне» и учится этому у Чаадаева. Чаадаев же писал Пушкину: «Мое пламеннейшее желание, мой друг, видеть вас посвященным в тайну времени». Но и Александр Сергеевич понял философа тоньше, мудрее, чем другие его современники, угадав не только силу ума, но и поэтическую природу его философской мысли:

...Увижу кабинет,

Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель...

Одновременно Пушкину необходим был Дельвиг — их соединяло ощущение поэтического дара, неразрывно связанного со свободой. Лицейский товарищ поддерживает, культивирует в Дельвиге состояние творческой незаданности:

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

«Никто на свете не был мне дороже Дельвига»,— скажет Александр Сергеевич после его смерти. Пушкинский дар вмещал в себя мудрость Чаадаева и «беспечность» Дельвига; стихотворения, в которых звучат их имена, незримо связаны друг с другом, и в результате оказывается, что дружба привносит в мир то доброе чувство единения, которое может противостоять раздробленности и разобщенности, неизбежно порождаемым цивилизацией. Вероятно, потому столь значима для поэта и тема лицейского братства.

Стихотворения, посвященные лицейским годовщинам, были созданы в разные годы, существенно отличаются друг от друга и вместе с тем друг другу не противоречат. В стихотворении 1825 года («19 октября ») память и воображение поэта воссоздают образы лицейских друзей. Пушкин — вне лицейского круга, в изгнании, но именно чувство дружбы, которым поэт одарен, дает ему возможность не только вспомнить каждого из друзей, но и сказать о нем лучшее. Автор оказывается чуть выше реальности, которая может разочаровать; поэтическим словом он преображает реальную встречу с Горчаковым, предоставляя тому возможность в дальнейшем подтвердить свою духовную принадлежность к лицейскому братству. В поэтический текст он не позволяет проникнуть даже легкой иронии, когда упоминает Вильгельма Кюхельбекера, несмотря на то что постоянные подшучивания над тем были приняты в лицейском кругу. Протекшие годы и перенесенные испытания подтвердили, что Кюхельбекер — «брат родной по музе, по судьбам». Поэзия способна преображать жизнь, не идеализируя ее, но высвечивая в земном бытии лучшие его начала.

Мотив осени, звучащий в начале стихотворения, задает тему осмысления опыта, приобретенного по завершении определенного этапа жизненного пути. Осени сопутствует мотив одиночества («Печален я: со мною друга нет...»), и как неизбежный итог печальных размышлений — воспоминание о тех, «кого меж нами нет». Но поэтическое слово воскрешает «кудрявого певца» «с огнем в очах», закрепляет летучие, мгновенные чувства, придавая им устойчивость, спасительное постоянство. Пушкин не только прославляет, но и творит лицейский «союз», который «неколебим, свободен и беспечен» уже в новую, послелицейскую эпоху именно благодаря пушкинскому слову. В каждом из своих друзей поэт словно соединяет прошлое и настоящее — лицейскую беспечность и стойкость в нынешних испытаниях, он закрепляет словом лучшие их черты, не позволяя «фортуне», «гневу судьбины» затмить чистоту юной души. Слова: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» — становятся поэтической самохарактеристикой. Способность поэта приподняться над невзгодами и холодом жизни открывает ему духовную свободу и великодушие.

Уже в этом стихотворении Пушкин запечатлевает неостановимое движение времени, и сквозь чувство радости и благословения бытия просвечивает понимание подлинной его печали. В заключительной строфе мысль поэта устремляется к последнему лицеисту, которому когда-то, «под старость вдень лицея Торжествовать придется одному».

Тема утрат продолжена в стихотворениях 1831 и 1836 годов («Чем чаще празднует лицей... » и «Была пора: наш праздник молодой... »). Но в последнем неслучайно своеобразным рефреном через весь поэтический текст проходит восклицание: «Припомните, о други...», «Вы помните...», «Вы помните...». Здесь Пушкин не обращается к конкретным судьбам своих друзей. Еще в стихотворении 1831 года было замечено: «Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле...».

В 1836 году вновь создается лицейское единство как своеобразный аналог единства национального, заявляющего себя во всех сферах жизни — в просвещении, искусстве, воинской славе. Многоточие в конце стихотворения «Была пора... », незавершенность фразы означают открытость текста. Стихотворение подводит итоги не только лицейской жизни, но целой эпохи; поэтический текст оказывается в преддверии нового времени, когда национальное единство, братское общение становятся уже проблематичными. Но тем более важен этот рефрен — «Вы помните». Он позволяет думать, что и в новую эпоху сохраняются начала братства и единения, какие бы изменения они ни претерпевали, ибо: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!»

Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина.

Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина, сам прекрасный человек, умный добрый, справедливый, общительный, честный и мужественный. Пущин навсегда остался для поэта таким -- “первым”, “бесценным”. Именно ему посвящены многие известные стихи Пушкина. Так пишет он о посещении его в Михайловском Пущиным

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Вместе с Пущиным как бы приходят к Пушкину воспоминания о лицее.

Пущину же посвящены стихотворения, написанные поэтом в Лицее, например, “Воспоминание”, в котором поэт называет его “мой брат по чаше”, описывает веселую студенческую пирушку. Истинно дружеские чувства к Пущину выражает поэт в стихотворении-поздравлении, которое так и называется “К Пущину” и которое было написано к его дню рождения. “Любезный именинник”, “О Пущин дорогой”, “Друг сердечный” – вот эпитеты которыми характеризует друга Пушкин. Это не просто стихотворение-поздравление, здесь поэт показал свои взаимоотношения с Пущиным.

…Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;

С пришельцем обнимися –

Но доброго певца

Встречать не суетися

С парадного крыльца.

Он гость без этикета,

Не требует привета

Прими ж его лобзанья

И чистые желанья

Сердечной простоты!

Они давно и крепко дружны, поэтому Пушкин не просит для себя парадного приема: “он гость без этикета, не требует привета”, ему этого не нужно, он и так знает, как к нему относится Пущин, да и кроме того, суетливые, парадные приемы часто бывают неискренними…

Однако Пушкин и его друзья все совершенно разные, так что же объединяет друзей? Стихотворение “Пирующие студенты” содержит в себе ответ на этот вопрос. В нем дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от “холодных мудрецов”. Юному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в порыве беззаботной радости. Энергия брызжет из него, он подтрунивает над друзьями, рисуя их шутливые образы, здесь показан и Пущин: “Товарищ милый, друг прямой”, и Дельвиг:

Дай руку Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыпленный.

И Кюхельбекер:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская республика", сплотившая лицеистов в “святое братство”. Да, именно “Святое братство” -- вот что для Пушкина дружба в лицейские годы, а чем же она стала для него по прошествии лет?

Стихотворение “19 октября”, посвящено дню открытия лицея. Пушкин написал его потому, что в 1925 году находился в южной ссылке и не смог приехать и встретиться с друзьями. Восемь лет прошло с того момента, как Пушкин вышел из ворот Лицея, но не забыл он своих друзей, он грустит о том, что не смог отпраздновать с ними эту знаменательную дату: “Печален я: со мною друга нет…” И здесь поэт дает характеристики своим друзьям, схожие с теми, которые можно увидеть в его лицейских стихотворениях: Дельвиг – “…сын лени вдохновенный…”, Кюхельбекер – “…брат родной по музе, по судьбе…”. Как не забыл Пушкин каждого из своих друзей в отдельности, так не забыл он и их компанию:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, не разделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Но время не проходит бесследно, редеет круг лицеистов, их все меньше и меньше: “…увы, наш круг час от часу редеет…”, и Пушкин начинает размышлять уже и о смерти:

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена сти­хотворением “Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался...” (1836). В сущ­ности, начало его - это обобщен­ный образ стихотворения “Пирую­щие студенты”, но написан он уже свободной рукой мастера. В сти­хотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и ти­шина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что “недаром... промчалась чет­верть века”. Стихотворение, про­низанное рефреном “Вы помни­те. ..”, восстанавливает историче­скую панораму века.

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

Дружба в этом стихотворении - единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.

Наиболее подходящими для заключения здесь, я считаю слова В.Г. Маранцмана: “Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому, что при всей суровости судьбы возможны “дни соединений”. Дружба – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение”.