Устройство дорожек из асфальта. Асфальтирование дорожек на загородном участке

Устройство дорожек из асфальта. Асфальтирование дорожек на загородном участке


В наше время самым популярным покрытием дорог есть асфальт. Это вызвано его высокими физическими и химическими характеристиками и особенностями.

Преимущества использования асфальтового покрытия дорожек и подъездов:

Практичен;
- стоек к воздействию природных факторов;
- стоек к нагрузкам со стороны пешеходов и транспорта;
- легок для уборки.

Правильно выполненная укладка асфальта прослужит вам верой и правдой долгие годы. А если приложить немного фантазии, то будет играть еще и декоративную роль.

Асфальтирование дорожек и подъезда к дому своими руками можно разделить на несколько этапов:

Земляные работы;
- подготовка основания для укладки асфальта;
- укладка асфальтового покрытия на основание;
- уплотнение асфальта;
- уход за асфальтовым покрытием.

Земляные работы

Прежде всего, необходимо оценить объем работ, составить схему места пролегания дорожек и подъезда к дому. При этом необходимо учитывать место проведения подземных коммуникаций, рельеф местности - дабы правильно разработать дренажную систему, растительность. Большие деревья имеют огромные корни, которые со временем могут повредить целостность покрытия.

Асфальтирование дорожек и подъезда к дому начинается со снимания верхнего слоя грунта. Выемку грунта можно произвести лопатой или же специально предназначенной техникой (бульдозерами, экскаваторами и т.п.). Глубина выемки может быть разной - все зависит от того, для чего предназначается ваше асфальтовое покрытие:
- если это пешеходная дорожка, то достаточно снять только верхний слой земли (примерно 10-30 см);

Если это будет асфальтированный подъезд к дому, то его рационально рассчитывать на вес грузового автомобиля (до 10 т), на тот случай, если понадобиться что-либо привезти на участок или в дом. Поэтому для такого случая копать надо будет глубже.

Также надо предусмотреть, чтобы во время дождя вода уходила мимо заасфальтированной части в дренажную систему, а не скапливалась под или на ней. Изъятый плодородный слой почвы можно использовать на подсыпку клумб, грядок. Лишнюю землю необходимо вывезти с участка (территории возле дома), а не оставить кучей возле готовой дороги. Грунт может смываться дождем в дренажную систему или намывался на асфальт.

Подготовленную территорию под асфальтирование необходимо уплотнить. Для этого можно использовать грунтовый каток.
Подготовка основания для укладки асфальта

Чтобы провести качественное асфальтирование дорожек и подъезда к дому своими руками, нужно заложить прочную надежную основу будущего покрытия. Основание под асфальт может быть:

Нежестким (песок, щебень, гравий);
- жестким (бетонные плиты).

Поскольку нагрузки на покрытие будут неинтенсивными и небольшими, то в качестве основания необходимо:

Для подъезда к дому насыпать щебень фракции 40-70 мм толщиной 10-15 см;

Для асфальтирования дорожки подсыпать щебень фракции 40-70 мм толщиной 5-10 см.


Можно насыпать и больше, но это нецелесообразно. После насыпки крупного щебня его надо выровнять равномерно по всему участку, а также произвести утрамбовку.

После этого наступает второй этап подсыпки:

Щебеночный (фракция 20-40, можно также добавить еще один слой с отсева; чем меньше фракция на верху, тем ниже вероятность образования трещин на асфальте) толщиной 10 см;

Песчаный настил толщиной 10 см.

Этот слой также необходимо распределить равномерно и утрамбовать. Песчаный настил рекомендуется пролить водой, таким образом он лучше оседает и основа будет прочнее. Утрамбовку можно выполнить катками или вибро-уплотнителями. Чем качественней будет проведена утрамбовка перед асфальтированием дорожек и подъезда к дому, тем крепче будет основа и дольше прослужит асфальтированное покрытие.

Второй вариант основание под асфальт - использование железобетонных плит или заливка бетонного основания вручную. Но данный способ дорогостоящий и нецелесообразный.

Также возможен еще один вариант - укладка основания из битого камня. Для этого используются довольно большие части камня, которые необходимо плотно друг к другу укладывать на землю, образуя на поверхности ровный участок с выложенных камней (напоминает укладку брусчатки). Такое основание также будет очень крепким и сможет выдержать большие нагрузки. Недостаток этого способа - процесс очень трудоемкий и требует терпеливости, так как камни сами по себе тяжелые, а их нужно еще плотно закрепить в земле и подогнать друг к другу как можно прочней, выкладывая каменную площадь.

На этом же этапе асфальтирования необходимо провести установку бортового камня. Он крайне необходим для долговечности службы асфальтового покрытия - препятствует расползанию и сохраняет целостность покрытия в пределах его укладки. Бордюры играют отличную декоративную роль. При асфальтировании дорожек своими руками можно использовать маленькие бордюры - эстетичность и удобность такого решения не вызывает сомнения.
Укладка асфальтового покрытия на основание

Правильно приготовить асфальт, чтобы он не потерял своих преимуществ и сохранил свои характеристики очень сложно. Поэтому наилучший выбор - это закупить готовый горячий асфальтобетон на ближайшем автодоре или асфальтовом заводе. Преимущества закупки готового асфальта очевидны:

Вы получите качественно приготовленный материал, который вам доставят непосредственно на место проведения работ;

Тонна готового асфальта обойдется около 860 гривен с НДС (1-й тонны асфальта при укладке толщиной 5 см примерно хватит на асфальтирование 10 м2 территории).

Стоит отметить, что если все предыдущие работы можно было проводить при любой температуре, то асфальтирование дорожек и подъездов к дому необходимо выполнять при температуре воздуха не ниже 5-10 градусов по Цельсию, желательно отсутствие осадков. Наличие указанных факторов приводят к тому, что асфальт будет очень быстро остывать и не получиться его качественно уплотнить. Это в последствии может закончиться преждевременным разрушением покрытия.

Существуют разные типы асфальта:

Крупнозернистый;
- мелкозернистый;
- песчаный.

Наиболее оптимальным вариантом будет выбор мелкозернистого или песчаного асфальтобетона, поскольку поверхность будет гладкая, на ней меньше будет оседать грязь с обуви, колес автомобиля, уборка будет занимать меньше времени. Щебенные и гравийные смеси в свою очередь подразделяются на типы: А, Б, В, Г, Д (за ГОСТ 9128-97).

Рассмотрим выполнение асфальтирования дорожек и подъезда к дому своими руками на примере асфальтобетона Г-4. Он представляет собой современное гладкое дорожное покрытие. Состоит из щебня фракции 5-15 мм, песка, минерального порошка и битума. Эти материалы смешиваются при температуре 175 градусов по Цельсию и доставляются на место проведения работ.

Как только вам доставят горячий асфальт, нужно немедленно приступить к его укладке. Для этого может использоваться асфальтоукладчик на подъездах к дому. На дорожках асфальт удобно выложить обычной лопатой и разровнять равномерно по всей площади. Немедля в зависимости от толщины асфальта необходимо производить его уплотнение ручными или самоходными механизмами. Поскольку нагрузки на поверхность будут не велики, то достаточно будет положить один слой асфальта. Оптимальная толщина асфальтированного подъезда к дому составляет 5-7 см, а для асфальтированных дорожек - 3-4 см.

Уплотнение асфальта

Качество и своевременное проведение уплотнения асфальта определяет срок его службы. Процесс уплотнения может производиться с помощью:

Укатки;
- трамбования;
- вибрации.

Для того чтобы уплотнить асфальтовое покрытие самостоятельно, можно использовать:

Виброплиту;
- двухвальцевый ручной каток;
- легкий вибрационный тандемный каток.

Оптимальная температура асфальта для проведение его уплотнения составляет 105-120 градусов Цельсия. Чем ниже температура смеси, тем больше проходов катка необходимо. Например, при температуре асфальта 70 градусах Цельсия необходимо 3 прохода катка. Это связано с ростом усилия уплотнения покрытия.


Чтобы избежать налипания смеси на валец, его увлажняют водой. Каток должен двигаться плавно, избегая реверсивного движения и одинаковое количество раз на всех полосах укладки. При большом поперечном уклоне уплотнение всегда проводиться снизу вверх. Остановка катка при асфальтировании дорожек и подъезда к дому своими руками на неостывшей асфальтобетонной смеси воспрещается. При уплотнении катком неминуемо возникновение поперечных швов. Их необходимо выровнять, уплотняя перпендикулярно относительно направления укладки асфальтобетонной смеси. Выступ вальца за горячее неуплотненное покрытие должен составлять 10-20 см.
Уход за асфальтовым покрытием
Асфальтирование дорожек и подъезда к дому
Правильно уложенное асфальтовое покрытие прослужит верой и правдой многие годы. Для того чтобы максимально продлить срок службы покрытия, необходимо придерживаться некоторых правил эксплуатации:

1 - не заезжать на асфальт техникой, которая может повредить полотно (например, гусеничные тракторы);

2 - во время сильной жары асфальт нагревается и может деформироваться под весом тяжелого автомобиля. Результат - вспучивания, наплывы, волны.


3 - необходимо следить за состоянием покрытия. Трещины, небольшие ямки необходимо как можно быстрее отремонтировать, использовав битум, цемент или же холодный асфальт. Этот вид асфальта очень удобен для ремонта асфальтированных дорожек и подъездов к дому, поскольку работы с ним можно проводить при температуре от -20 до +40 градусов, при любых погодных условиях. Отремонтированный участок будет отвечать всем параметрам прочности и выносливости. Единственный минус - такой асфальт дороже.

Асфальтированные дорожки и подъезды к дому имеют преимущества:

Это надежное покрытие;
- имеет хороший эстетический вид;
- удобство в уборке;
- необходимы относительно небольшие расходы на материалы и проведение работ.

Поэтому асфальт есть конкурентным сегодня, и будет составлять в будущем конкуренцию остальным методам благоустройства территории.

Наверняка, Вы нередко сталкивались с очень неприятной ситуацией на дачном участке после обильного дождя: пройти по участку утопая в грузи очень трудно и радости мало. Поэтому, у Вас может возникнуть гениальная идея о прокладке асфальтовой дорожки вместо обычной протоптанной грунтовке.

На первый взгляд идея может показаться абсурдной, так как асфальт в большинстве случаев мы видим на дорогах или городах. С другой стороны нету в асфальте ничего такого диковинного — это удобно, практично, а с учетом возможности укладки цветного асфальта, еще и красиво.

Основных способов заасфальтировать основные места передвижения по даче два:

  • можно привлечь специалистов со спецтехникой. Дорожники приедут на гусеничном бульдозере, заровняют все и уложат асфальт в считанные часы (если у вас участок на несколько гектар, то данный способ очень даже ничего);
  • второй вариант — для любителей делать все своими руками и с использованием подручных средств.

Преимущества асфальта

В пользу асфальта, по сравнению с гравийной, бетонной дорожками и дорожкой из булыжника можно привести ряд доводов.

  • Ремонтопригодность — залатать асфальтную ямку проще простого, в отличии от той же бетонной.
  • Аккуратность. Гравийная дорожка со временем будет «телепортироваться» на близлежащие территории и её необходимо будет собирать, а асфальт останется там где Вы его оставили навсегда.
  • Простота. Для укладки асфальтовой дорожки необходимо меньше физических затрат и привлечения специалистов.
  • Дизайн. Цветные асфальты, укладываемые в холодном состоянии, — отличное дизайнерское решение и украшение двора.

Необходимые инструменты:

  • Лопата, грабли, асфальт, вода, трамбующий ролик, декоративный камень, уровень, ручной каток.

Этапы строительства:

  • Направляющая траншея. Определяетесь с направлением укладки, с помощью лопаты делаете углубление с необходимой высотой. 30 см слой асфальта на дачном участке не нужен, но и менее 3 см делать дорожку не стоит. Края углубления могут выступить в качестве бортиков, но можете их усилить направляющими или декоративными камнями, которые там и останутся и будут служить в качестве декоративного бордюра.
  • Основа. Из подготовленного углубления следует обрать все инородные и крупные предметы, камни, поверхность тщательно разравнять граблями и прокатать уплотняющим роликом. Если грунт очень сухой и не поддается трамбовке — смочите немного водой.
  • Укладка. Этот этап Вы могли видеть в городских условиях во время укладки асфальта: подвозите тачкой или другой спецтехникой асфальт, засыпаете в подготовленную траншею и разравниваете по всей площади. В конце необходимо создать небольшой уклон для стока воды в стороны. Для этого с помощью граблей немного «начешите» асфальта с краев к центру.
  • Утрамбовка. Самый простой, но ответственный этап. Для него понадобится ручной каток, с помощью которого необходимо 5-6 раз (можно и 10 — не помешает) прокатать асфальт от начала до конца. Прокатывать нужно не зигзагом, а отдельно каждую сторону: сперва левую, затем правую, а в конце прокатываете центр, тем самым обеспечивая уклон.

Асфальтовая крошка является наиболее дешевым и практичным материалом для укладки дорог. В большинстве случаев, она состоит из битума и переработанной строительной щебенки, а благодаря способности плотно укладываться, считается отличной альтернативой песку и щебню.

Важнейшим достоинством данного стройматериала является простота укладки, ведь при желании, любой хозяин может проложить асфальтовую крошку, не прибегая к помощи профессионалов. Но все-таки, хотелось бы отметить, что на участке площадью больше 100 кв. метров, желательно обратиться к специалистам.

На такой строительный материал, как асфальтовая крошка, цена обычно небольшая, что является еще одним ее преимуществом. Заказать ее можно на сайте http://vestteh.ru/catalog/asfaltovaya-kroshka.html . Если вы уже приобрели этот стройматериал и намерены укладывать его собственноручно, желательно почитать данную статью.

Готовимся к укладке

Перед тем, как уложить асфальтовую крошку, необходимо тщательно подготовить кладочную территорию:

  1. Определяемся с площадью работ и производим разметку, учитывая месторасположение коммуникаций, наличие деревьев и другой растительности.
  2. Заказываем стройматериал, учитывая, что на 100 кв.м. понадобится 15 тонн крошки.
  3. Берем в аренду каток. Можно обратиться к тем же поставщикам, у которых приобретали материал.
  4. Удаляем грунтовой слой толщиной 20 – 30 см, с уклоном для стока воды на 7 мм через каждый метр. Далее, прокладываем геотекстиль.
  5. По краям канавы укладываем бордюры.
  6. После произведенных манипуляций можно приступать непосредственно к укладке асфальтовой крошки.

Кстати, если хотите сэкономить, лучше заказывайте материал в период с апреля по сентябрь – в это время он максимально дешевеет. Кроме того, лучше покупать асфальтовую крошку у местных поставщиков, чтобы минимизировать расходы на ее транспортировку.

Укладываем асфальтовую крошку

Сразу стоит сказать, что класть асфальтовую крошку в одиночку не получится, лучше обзавестись двумя — тремя помощниками. Сам процесс кладки является неимоверно простым:

  1. Разбрасываем крошку по периметру и разравниваем ее.
  2. По ходу, утрамбовываем поверхность катком до полного затвердения. К слову, каток достаточно прост в управлении, так что специальных навыков не потребуется.
  3. По желанию, можно залить асфальтовую крошку специальной битумной эмульсией.

Теперь выложенная дорожка полностью готова к использованию.

Как производится утрамбовка асфальтовой крошки, можно увидеть в этом видео:

Широкий спектр работ по ремонту и строительству включает в себя применение асфальтогранулята – асфальтовой крошки. По своему составу – это вторичное сырье, получаемое из асфальтобетона в процессе реконструкции старых дорог. Срезание поверхности происходит с помощью дорожной фрезы, а затем материал измельчается. Получение мелкой, средней или крупной фракции осуществляется просеиванием. После этого применяется асфальтная крошка на даче, для обустройства территорий вокруг частных домов, офисов и прочее.

Доступная стоимость и высокое качество сырья обуславливает широкое применение асфальтовой крошки. В составе содержатся частицы битума, которые при разогреве демонстрируют высокое сцепление материала с другими элементами. Поэтому асфальтогранулят идеален для:

  • – дорог с невысокой нагрузкой;
  • – временного дорожного покрытия;
  • – обустройства стоянок и технологических площадок;
  • – создания теннисных, баскетбольных и других спортивных площадок;
  • – засыпки выбоин и ям;
  • – создания надежных дорожных обочин.

На практике укладка занимает минимум усилий и не требует привлечения дорогостоящей спецтехники. Для небольших дорог, тротуаров, дорожек – это идеальное решение по цене и качеству. Кроме того, покрытие из асфальтовой крошки выглядит эстетично и гармонично смотрится в любом ландшафтном дизайне.

Существует несколько методов, как укладывать асфальтовую крошку. В первом случае, земля под устройство дороги разравнивается и уплотняется, затем укладывается геотекстиль, песок и щебень. Весь этот «бутерброд» хорошо утрамбовывается и уже сверху происходит укладка асфальтовой крошки, принимая в учет её будущую трамбовку в 10 см.

Если вас интересует, как укладывать асфальтную крошку своими руками с экономией времени и денег – подойдет второй вариант. В этом случае, после расчистки и выравнивания земли, укладывается крошка, а затем на требуемый участок заливается битум. После этого снова наносится асфальтогранулят и уже затем происходит уплотнение участка с помощью катка.

При правильной укладке, дорога из асфальтовой крошки порадует следующими преимуществами:

  • – Широкой спектр применения.
  • Доступная цена по сравнению с гравием, щебнем и асфальтом.
  • – Долговечность службы в подходящих условиях.
  • – Простота укладки.
  • – Устойчивость к негативным атмосферным факторам.

Если сравнивать с другими материалами для дорожного покрытия, то машина асфальтовой крошки обойдется намного дешевле. Однако перед проведением работ необходимо подсчитать, сколько понадобится асфальтогранулята для укладки.

Если вас интересует устройство асфальтовой крошки, то определить количество требуемого материала не так сложно, как кажется на первый взгляд. Оптимальный слой крошки должен составлять 10 см, однако стоит учитывать утрамбовку асфальтогранулята с помощью катка, что дает усадку материала, как минимум, на 10 см. Таким образом, получаем коэффициент – 0,2. Определить, сколько нужно асфальтной крошки, можно по следующей формуле:

  • – S х 0.2;

где S – площадь будущей засыпки.

Пример: необходимо засыпать асфальтогранулятом 200 кв. метров. Умножаем площадь на 0,2 и получаем 40 м3. Если утрамбовка крошки будет осуществляться не катком, а виброплитой или колесами машин, то коэффициент составит 1,5. Узнать, сколько асфальтовой крошки необходимо в таком случае можно тоже, используя формулу – получается, что для засыпки 200 кв. метров дороги или участка потребуется 30 м3.

Как правило, плотность асфальтовой крошки зависит от фракции – она бывает мелкой, средней и крупной. Поэтому, в зависимости от состава материала, 1 куб асфальтогранулята может весить 1500-1900 кг. И если необходимо приобрести КАМАЗ асфальтовой крошки, то в машине приблизительно поместится около 12 кубов.

И, напоследок, про стоимость асфальтной крошки. Общая цена материала зависит от фракции, состава, наличия или отсутствия дополнительных добавок для достижения прочности покрытия. При необходимости доставки, в цену включаются транспортные расходы, включая услуги по загрузке и выгрузке сырья. Точную стоимость асфальтогранулята вы можете узнать, обратившись к менеджерам компании «МСК-Регион».

Садовые дорожки - важный атрибут ландшафтного проектирования. Стоит учитывать, что они должны быть не только красивыми, но и функциональными. И в этой статье хотелось бы рассмотреть дорожки, к которым не нужно привлекать внимание. Для таких садовых дорожек идеально подходит асфальтовое покрытие.

Недостатки асфальтового покрытия

Во-первых, химический состав асфальта приводит к тому, что летом асфальтовое покрытие иногда неприятно пахнет.

Во-вторых, асфальт подвержен трещинам и деформации. Но чаще это происходит из-за некачественной укладки или неправильно подобранных погодных условий: лучше всего укладывать асфальт в теплую погоду и на тщательно подготовленную поверхность.

Чемможет быть привлекательна асфальтовая садовая дорожка?
Асфальт достаточно дешев! И, что особенно важно, легко очищается. Асфальтовое покрытие идеально подходит для «незаметных» и предельно функциональных дорожек, ведущих к гаражу, сараю. Его также можно рассматривать как вариант для покрытия разбитой бетонной дорожки.

Из других положительных моментов стоит отметить, что асфальт бывает цветным (существует красный, зеленый асфальт), что может оказаться прекрасным декоративным решением. А если при укладке закатать в асфальтовое покрытие камушки, то он вполне сможет выглядеть дизайнерским элементом сада.

Итак, что же нам потребуется для укладки асфальта?

Материалы и инструменты:

  • песок
  • гравий
  • бордюрные блоки или кирпичи
  • битум
  • щебень
  • жесткая щетка
  • гребок
  • садовый каток

Инструкция по укладке асфальтовой садовой дорожки

1. Для начала подготовим землю. Если этого не делать, то асфальт может со временем потрескаться, а поверхность садовой дорожки не получится ровной и прочной. Прочный фундамент получится в результате смешивания песка и гравия. Полученный состав следует выложить толстым слоем 6 см на твердый грунт. Если фундаментом служит старая дорожка, прежде всего, необходимо заделать все дыры.
2. Чтобы дренаж был хорошим, не забываем о небольшом уклоне.
3. Наиболее уязвимыми местами асфальтового покрытия являются края, которые часто начинают крошиться. Чтобы избежать этого, укрепляем границы с помощью бордюрных блоков или кирпичей. Также для этой цели подойдут и деревянные блоки.
4. Переходим к самому ответственному моменту - укладке. Покрываем поверхность битумом. Сначала перемешиваем его, потом выливаем из контейнера и наносим на всю поверхность, используя жесткую щетку.
5. Засыпаем сверху щебень (размер 0.5-2 см) и начинаем вдавливать щебень в битум. Толщина слоя 2 см. Уплотнить поверхность надо как следует, чтобы избежать воздушных карманов.
6. Делаем несколько подходов садовым катком.
7. Заполняем видимые пустоты и проходимся по покрытию катком еще несколько раз.
8. Края дорожки ограждаем бордюром. Для этой цели идеально подойдут поставленные на ребро кирпичи: кроме функционального бордюра, предотвращающего края дорожки от крошения, их расположение поможет сделать дорожку частью дизайнерского замысла всего участка.