Подключение асинхронного двигателя на 220. Схемы подключения однофазного асинхронного двигателя

Подключение асинхронного двигателя на 220. Схемы подключения однофазного асинхронного двигателя

Однофазный двигатель может быть коллекторным или с короткозамкнутым ротором. С коллекторным двигателем все достаточно просто: два выходящих из корпуса двигателя проводочка воткнули в розетку — подключение состоялось. С подключением однофазного двигателя с короткозамкнутым ротором придется повозиться. Все дело в определении выводов.
Параллельно рабочей обмотке (РО) в однофазном двигателе подключается пусковая (ПО) для создания хоть какого-то вращающегося магнитного поля.
Однофазный двигатель с четырьмя выводами имеет ПО постоянного подключения. Она действует в паре с основной, не отключаясь, только подключение делается через (Рис.а). Схема подключения такого однофазного двигателя очень удобна, так как все проводочки легко доступны, их можно с помощью переключателя менять местами для выполнения (Рис.а1). Определяются они без особого труда: вызвонить омметром и найти прозванивающиеся пары.
Например, омметр определил замкнутую цепь первого вывода со вторым, а третьего — с четвертым. Значит, 1 и 2 — одна обмотка, 3 и 4 — другая. Четвертый провод соединяем со вторым (или первый с третьим, все равно) — это общий. не имеют значения. Далее все подключение по рисунку а или а1.
Немного сложнее разобраться с двигателем с тремя выходящими жилами . В таких случаях ПО подключается кратковременно: двигатель раскрутился, и она отключается, иначе сгорит. Как происходит подобная коммутация?
Для этого придумали пуско-защитное реле . Функция его заключается не только в подключении ПО, но и для создания ее оптимального времени отключения.
Во время запуска через электромагнитную катушку проходит большой ток. В этот момент ее сердечник втягивается и воздействует на контакт, управляющий ПО (Рис, 1 и 2). После запуска ток падает, отпускается сердечник, пусковая цепь разрывается.
При межвитковом замыкании в рабочей обмотке ток постоянно высокий, ПО остается в работе, двигатель задымился. Для защиты вмонтировано тепловое реле с биметаллической пластиной, отключающее Х3 от сети.
Если двигатель в течение короткого времени то включится, то отключится, значит, срабатывает тепловая защита. Причина или в межвитковом замыкании, или в пониженном (повышенном) напряжении сети.
Обратите внимание на странный, на первый взгляд, рисунок 3. Это крышка от пуско-защитного аппарата, на которой указана маркировка подключаемых к нему проводов и обозначена стрелка. С маркировкой все понятно — концы не перепутать при подключении. А вот стрелка указывает на положение релюшки в пространстве : она всегда должна быть обращена вверх. Будучи еще начинающим электриком, я ремонтировал стиральную машину. Перевернул ее вверх дном. Оказалось, всего-то надо ремень заменить. Заменил, попробовал включить — заработала… и задымилась, двигатель сгорел.
Уже спустя некоторое время узнал, что на перевернутой релюшке контакт остается замкнутым, тогда как в нормальном положении под силой тяжести после отключения катушки он отпадает вниз. А у меня как раз в перевернутой машине оказался внизу. Просто надо было для пробного включения перевернуть аппарат, чтобы стрелка вновь показывала наверх.
Как же выполняется подключение однофазного двигателя с неизвестными тремя проводами ? Сопротивление ПО (Х1-Х3) в несколько раз больше сопротивления РО (Х2-Х3). Х3 выходит от места соединения ПО и РО (см. Рис. б).
Сначала промаркируем жилы, чтоб не запутаться (те же Х1, Х2 и Х3). Замеряем сопротивление, например, между Х1 и Х2, получилось, скажем, 60 Ом. Замерили Х1-Х3 — 45 Ом. Между Х2 и Х3 — только 15. Все это записали.
Смотрим самое большое (60) — общее всех обмоток. 15 — рабочая обмотка, 45 — пусковая. Находим тот проводок, с которым остальные два показывают 15 и 45 Ом. Это будет наш Х3.
Можно открыть крышку двигателя и визуально определить ПО: она намотана более тонким сечением.
Вот, пожалуй, и все!

Для работы любого асинхронного двигателя необходимо наличие вращающегося электромагнитного поля. При включении в трехфазную электрическую сеть это условие легко соблюдается: три фазы, сдвинутые относительно друг друга на 120°, создают поле, напряженность которого в пределах пространства статора изменяется именно циклически.

Однако, бытовые сети в подавляющем большинстве однофазные - с напряжением 220 вольт. Создать вращающееся электромагнитное поле в такой сети уже не так просто, поэтому однофазные асинхронные двигатели не так распространены в использовании как их трехфазные аналоги.


Тем не менее, однофазные «асинхронники» довольно успешно применяются в бытовых вентиляторных, насосных и прочих установках. Так как мощность бытовой однофазной сети обычно совсем не велика, а энергетические показатели и характеристики однофазных двигателей в целом существенно отстают от характеристик двигателей трехфазных, то однофазный асинхронный двигатель редко имеет мощность, превышающую один киловатт.

Ротор однофазных асинхронных двигателей выполняется короткозамкнутым, так как в силу маломощности этих машин отсутствует необходимость регулирования по роторной цепи.

Цепь статора представляет собой две обмотки, включаемые в сеть параллельно. Одна из них является рабочей и она обеспечивает работу двигателя в сети 220 вольт, а вторую можно считать вспомогательной, или пусковой.

В цепь второй обмотки включается элемент, обеспечивающий разность токов в обмотках, необходимую для создания вращающегося поля. В подавляющем большинстве случаев этот элемент является конденсатором, но существуют однофазные двигатели, имеющие в своем составе для этих целей индуктивность или резистор.

Конденсаторные электродвигатели конструктивно делятся на следующие двигатели:

1) с пусковым;
2) с пусковым и рабочим;
3) с рабочим конденсатором.

В первом и наиболее распространенном случае дополнительная обмотка и конденсатор включаются в сеть только на время пуска, а по его окончании выводятся из работы.

Реализуется такая схема при помощи реле или просто кнопкой, зажимаемой оператором на время пуска. В случае с рабочим конденсатором он вместе со своей обмоткой постоянно включен в цепь.

Электрические машины с пусковым конденсатором имеют хороший пусковой момент при небольших бросках тока во время пуска. Однако, во время работы в номинальном режиме показатели таких двигателей резко снижаются из-за того, что поле одной рабочей обмотки является не круговым, а эллиптическим.

Двигатели с рабочим конденсатором, напротив, обеспечивают хорошие рабочие номинальные параметры при посредственных пусковых. Двигатели, имеющие в конструкции пусковой и рабочий конденсатор, являются компромиссом между двумя предыдущими решениями и имеют средние показатели, как во время пуска, так и во время работы.

В целом, схемам с пусковым конденсатором отдается предпочтение при тяжелом пуске, а схемам с рабочим конденсатором – если нет потребности в хорошем пусковом моменте.

Стоит отметить, что при подключении однофазного двигателя, у пользователя почти всегда есть выбор, какой из схем отдать предпочтение, поскольку все выводы двигателя: от конденсатора, от вспомогательной обмотки и от главной обмотки собираются в клеммной коробке (барно).

При отсутствии конденсатора, или при необходимости переделать схему можно подобрать рабочий конденсатор из расчета 0,7-0,8 мкФ на киловатт мощности, а пусковой – в 2,5 раза больше.

Определить рабочую и пусковую обмотку статора в коробке можно по сечению проводов: у пусковой оно будет меньше. Зачастую, пусковая и рабочая обмотка соединяются прямо в корпусе двигателя и выводятся наружу одним общим выводом.


Возможность осуществления реверсирования при управлении такой электрической не представляется возможной, поскольку нельзя поменять местами концы пусковой обмотки.

А определить, какой из трех силовых выводов является общим, какой пусковым и какой рабочим, можно, только, прозвонив их относительно друг друга. Наибольшое сопротивление будет между пусковым и рабочим выводом, а сопротивление между общим и пусковым выводом будет больше сопротивления между рабочим и общим выводом.

В статоре однофазного электродвигателя находится однофазная обмотка, что отличает его от трехфазного. Изготовлена эта единственная обмотка по аналогии с одной обмоткой трехфазного устройства, но объем, который она заполняет, занимает 2/3 пазов окружности статора.

В этой обмотке (которая еще имеет название рабочей) магнитный поток изменяется с такой частотой, с которой протекает по обмотке ток. Чтобы создать первоначальный вращающий момент, в пазы статора укладывается вторичная обмотка, которая носит название пусковой. Она работает только для запуска, потому включается на короткое время запуска.

На рисунке 1.1. представлена схема, на которой можно рассмотреть подключение электродвигателя в однофазную сеть. Через добавочный резистор или конденсатор включается пусковая обмотка.

Такое подключение необходимо для того, что бы ток в пусковой обмотке мог быть сдвинут по фазе по сравнению с током в рабочей обмотке на 90°. Две обмотки, которые перпендикулярны друг другу и питаются сдвинутыми по фазе токами, создают магнитное поле, которое вращается. Ротор начинает разгоняться под действием вращающегося магнитного поля.

После этого пусковая обмотка отключается. Она всегда работает короткое время и служит для запуска двигателя. Чтобы произвести запуск двигателя в обратном направлении, необходимо поменять местами клеммы пусковой и рабочей обмоток.

1.1. Схема подключения однофазного двигателя в сеть

Чаще всего ротор однофазных асинхронных электродвигателей с одной фазой выполнен короткозамкнутым. Существуют модели, в которых пусковая обмотка работает не только при запуске, а и все остальное время. Такие устройства имеют коэффициент мощности больший, чем у выше описанных короткозамкнутых приборов, развивают по сравнению с ними больший вращающий момент. Называют их конденсаторными.

Существуют модели однофазных устройств и с расщепленными полюсами. Схема однофазного электродвигателя представлена на рисунке 1.2. Короткозамкнутый виток в его конструкции охватывает часть каждого полюса. Ток, возникающий в этом витке с помощью переменного потока рабочей обмотки, сдвигается по фазе относительно потока в рабочей обмотке. Эти два переменных потока, которые смещены относительно друг друга по фазе, и образуют вращающее магнитное поле. Такой агрегат вращается только в одном направлении. Если переменить полюса, то с изменением направления тока в обмотке изменится и ток в короткозамкнутом витке.

Применяются однофазные асинхронные модели для привода приборов и машин, которые имеют небольшую мощность.

Яркими представителями конденсаторных устройств являются двигатели асинхронные конденсаторные (ДАК). Они имеют широкое применение как в бытовых приборах, так и в промышленных установках. Примерами их использования ДАК могут служить стиральные машины, электросоковыжималки и, конечно же, любой электроинструмент.

Схема подключения однофазного электродвигателя ДАК представлена на рисунке.



Трехфазные агрегаты на практике получили большее распространение, чем однофазные. Такое оборудование, как циркулярная пила, вентилятор, электрорубанок, сверлильный станок или насос питают именно они. От однофазной сети трехфазные устройства работают с помощью емкостных или индуктивно-емкостных цепей, сдвигающих фазу. Одна универсальная цепь была бы хорошим решением для подключения однофазных и трехфазных моделей. Но тогда параметры элементов цепи, которые зависят от мощности и схемы соединения обмоток будет необходимо менять, что не очень удобно в эксплуатации. Но есть другой путь - подключение однофазного электродвигателя как генератора для получения трехфазного напряжения.

Любая электрическая машина достаточно универсальна. Генератор может исполнять роль двигателя, а он в свою очередь - генератора. Рассмотрим, как подключить однофазный электродвигатель, чтобы он выполнял роль генератора трехфазного напряжения. После отключения одной из обмоток, ротор продолжает вращаться. Между выводами обмотки, которая отключена, имеется электродвижущаяся сила. Токи, протекающие по обмоткам, превращают ротор в электромагнит с полюсами, поддерживающий напряжение в обмотках стартера. Сдвиг фаз в обмотках равен 120 градусам.

Вращающийся ротор - это одно из главных условий работы асинхронного устройства в качестве преобразователя числа фаз. Раскрутить его можно с помощью обычного фазосдвигающего конденсатора. Конденсатор необходим только для запуска двигателя. После запуска цепь, в которой он находится, разрывают, и его емкость не влияет на качество напряжения, которое генерируется. К статору подключается трехфазная нагрузка. Если ее нет, то коэффициент полезного действия преобразователя большой.

Различные виды двигателей использовались для испытаний на пригодность выполнять функции генератора. В первом случае использовалась схема включения однофазного устройства, представленная на рисунке 1. В схеме применялось выводы от общей точки (нейталью). По схеме, изображенной на рисунке 2, соединения исполнялись без нейтрали.

Подключение однофазного электродвигателя всегда происходило нажатием и удержанием кнопки. Во время удерживания частота вращения ротора достигала значения номинальной величины.

Были сделаны выводы, что скорость вращения ротора прибора, который используется в качестве генератора, не зависит от напряжения, которое подано на питающую однофазную сеть. Из-за потерь энергии на намагничивание и создание вращающего момента, напряжения, которые выдает генератор.

Для того чтобы подключить однофазную модель в сеть или выполнить изменение схемы включения однофазного двигателя, необходимо убедится, что она обесточена. Конденсаторы, которые находятся в цепи, могут быть заряжены. Лучше при проведении таких работ использовать предохранители.

Устройство асинхронного типа с магнитным шунтом к сети подключается непосредственно. Вращение его в обратную сторону невозможно. Широкое применение такие агрегаты нашли в вентиляторах. Переключая три отвода, можно изменять частоту вращения. Некоторые модели изменяют частоту вращения за счет последовательно включенных конденсаторов. Использовать необходимо только конденсаторы, которые идут в комплекте поставки. После запуска двигателя, конденсаторы содержат определенное количество заряда, потому прикасаться к проводникам запрещается. Для защиты от напряжения конденсаторов в схемах однофазного электродвигателя используют резисторы. Они играют роль шунтов, однако действую не мгновенно.

Конденсаторное устройство с двумя обмотками подключается к сети по другому принципу. Одна из обмоток подключается непосредственно к сети, а вторая - с использованием конденсатора. Такой конденсатор должен быть бумажным и иметь емкость, указанную в инструкции. Некоторые модели допускают изменение стороны движения ротора, если изменить способ подключения конденсатора. Конденсатор может быть номинальным напряжением от 500 до 630 В. В документации описаны способы подключения конденсаторов для реверсирования двигателя. Важно! Не путать однофазные конденсаторные агрегаты с трехфазными. Если изменить способ установки конденсатора на трехфазном устройстве, то он может сгореть. Это недопустимая ситуация.



Коллекторная однофазная модель имеет в своей конструкции обмотку возбуждения и две щетки. Сеть питания подключается к одной щетке, а вторая щетка крепится к обмотке возбуждения. С каждым из сетевых проводов необходимо подключить дроссели для исключения помех.

Используемые в настоящее время бытовые приборы в своем подавляющем большинстве работают при помощи однофазного асинхронного двигателя. Максимальная мощность такого двигателя не превышает 500 Вт.

Однофазный асинхронный двигатель: принцип работы

Однофазный двигатель работает за счет вращающегося магнитного поля, которое возникает при смещении в пространстве двух обмоток статора, соединенных параллельно, относительно друг друга. Важным условием работы однофазного двигателя является сдвиг по фазе токов обмоток. Для этого в конструкции двигателя предусмотрен фазосмещающий элемент (как правило, это конденсатор), он подключен последовательно одной из статорных обмоток. Роль фазосмещающего сетевого элемента может выполнять активное сопротивление или индуктивность.

В том случае если при работе двигателя цепь обмотки разрывается, прекращается движение магнитного потока (Ф) статора. Происходит инерционное вращение ротора, поэтому, поток остается вращающимся по отношению к обмотке ротора и наводит ЭДС, силу тока (I) и собственный магнитный поток (Ф), при этом движение магнитного потока (Ф) ротора совпадает со статорным магнитным потоком.

Магнитный поток ротора изменяется. Данное действие основывается на синусоидальном законе согласно которому, изменяя направление на противоположное, ротор остается в состоянии вращения. В связи с этим запуск мотора возможен в том случае если наличествует внешний фактор, который способен осуществить возвратное вращательное движение ротора в первоначальное направление.

Так как при запуске однофазного двигателя применяется пусковая катушка с применением фазосмещающего элемента. Сопротивление активного типа используется в этом роде очень часто, в связи с дешевизной.

После запуска двигателя возникает отключение обмотки действующей для запуска. Обмотка пуска работает в кратковременном режиме, и для ее изготовления применяется более тонкий провод, чем идет на изготовление рабочей обмотки.

Подключение однофазного асинхронного двигателя


Для подключения однофазного асинхронного двигателя к однофазной сети прибегают к помощи резистора, используемого для запуска, и присоединенного к пусковой катушке (обмотке) последовательным методом, таким образом, между токами, которые присутствуют в обмотке двигателя, наблюдается сдвиг фаз на 30 о, этого хватает для запуска асинхронной машины в работу. В конструкции двигателя, в котором присутствует сопротивление пуска, наличие фазового угла объясняется неодинаковым комплексным сопротивлением в электрических цепях двигателя.


Кроме, использования сопротивления пуска применяется подключение однофазного двигателя к однофазной цепи с конденсаторным пуском. Двигатель, выполняющий эту операцию, будет использовать расщепленную фазу. Особенность этого способа в том, что вспомогательная катушка, в которую встроен конденсатор используется в момент времени запуска. Чтобы достигнуть максимально возможного эффекта сдвиг токов относительно обмоток должен достигать максимально высокого значения угла – 90 о.

Среди разнообразия элементов, используемых для сдвига фаз, только использование конденсатора дает возможность получения максимально лучшего пускового эффекта однофазного асинхронного двигателя .

Однофазный двигатель с расщепленной фазой и экранированными полюсами

При рассмотрении однофазных электродвигателей нельзя забыть о моделях двигателей в конструкции, которых применяются экранированные полюса, в такой машине присутствует расщепленная фаза и короткозамкнутая вспомогательная обмотка. Статор такого двигателя имеет явно выраженные полюса, каждый из которых разделен аксиальным пазом на две неодинаковые части, на меньшей части находится короткозамкнутый виток.

При присоединении статора двигателя в электрическую сеть, магнитный поток, для которого характерно пульсирующее действие и созданный в магнитопроводе машины, делится на 2 части. Движение одной из них идет по части полюса без экрана, вторая следует по части полюса покрытой экраном. Индуктивность витка приводит к отставанию тока по фазе от наведенной магнитным потоком ЭДС. Магнитный поток короткозамкнутой обмотки создает результирующий поток, который движется в экранированной части полюса. В разноименных частях полюсов наблюдается сдвиг разных магнитных потоков на определенное значение угла, а также на разницу во времени.

Недостаток этих моделей заключается в значительных электрических потерях, которые присутствуют в витках обмотки замкнутой накоротко.

Используется в конструкции тепловентиляторов и вентиляторов.

Однофазный двигатель с ассиметричным магнитопроводом статора

Особенность конструкции заключается в наличии явно выраженных полюсов, расположенных на несимметричном сердечнике, изготовленным шихтованным способом. Конструкция ротора короткозамкнутая, тип обмотки – «беличья клетка». В конструкции такого двигателя характерно отсутствие элементов для сдвига по фазе. Улучшение пусковой характеристики достигается добавление в конструкцию магнитных шунтов.

Недостатки этих машин :

  1. Малый КПД.
  2. Невозможность реверсирования.
  3. Невысокий пусковой момент.
  4. Сложность операций по изготовлению магнитных шунтов.

Несмотря на наличие недостатков, однофазные асинхронные машины широко используются для конструирования бытовой техники, причина в невысокой мощности бытовой электрической сети, которой соответствует мощность однофазных асинхронных двигателей.

Мар 23 2016

Прежде всего, нужно выяснить, что за двигатель перед нами находится. Не всегда можно с полной уверенностью об этом сказать однозначно.

Внешний вид ни о чем не говорит, а шильдик старого двигателя может не соответствовать реальной начинке агрегата. Вот почему мы предлагаем кратенько рассмотреть, какие асинхронные и коллекторные двигатели бывают.

Ну и, между прочим, расскажем, чем одно отличается от другого с точки зрения эксплуатации и некоторых свойств, как внешних, так и внутренних. И, конечно, мы поговорим про подключение однофазного двигателя к сети переменного тока.

Коллекторные и асинхронные двигатели

Этот вопрос – коллекторный перед нами двигатель или асинхронный – нужно решить в первую очередь. И именно это сделать проще всего.

Коллектором называется барабан, разделённый медными секциями, по форме близкими к прямоугольной, и сделанными из меди.

Это так называемый токосъёмник, потому что в коллекторных двигателях ротор всегда питается электрическим током. Постоянным или переменным, но поле создаётся именно приложенным напряжением.

Каждый коллекторный двигатель имеет в своём составе как минимум две щётки.

Трёхфазные встретить очень трудно. Сведения о таких агрегатах встречаются в литературе середины прошлого века. И применялись коллекторные трёхфазные двигатели там, где требовалось регулировать скорость вращения вала в очень широких пределах.

Итак, любой такой мотор имеет щётки и медный барабан, разделённый на секции. Не заметить все это даже невооружённым глазом достаточно сложно. Примеры коллекторных двигателей: (См. также: Подключение трёхфазного двигателя к однофазной сети)

Как видите, коллекторные двигатели широко используются, потому что обеспечивают сравнительно простой реверс, реализуемый переменой коммутации обмоток. А скорость регулируется изменением угла отсечки питающего напряжения, либо же амплитуды.

К общим недостаткам коллекторных двигателей относятся:

  • Шумность. Трение щёток о барабан просто не может происходить бесшумно. Кроме того при переходе с одной секции на другую идёт искрение. И это вызывает не только помехи в радиочастотном диапазоне, но сонм посторонних звуков.

Итак, коллекторные двигатели сравнительно шумные. Достаточно вспомнить пылесос. Но стиральная машина в режиме стирки работает не так громко? Да, на низких оборотах коллекторные двигатели очень хороши.

  • Необходимость в обслуживании обуславливается наличием трущихся деталей. Токосъёмник часто загрязнён графитом. Это попросту недопустимо, потому что может замкнуть соседние секции. Кроме того, все это повышает уровень шума и прочие негативные эффекты.

В общем и целом все хорошо в меру. Коллекторные двигатели позволяют получить хорошую мощность (в смысле крутящего момента), как на старте, так и после разгона.

При этом сравнительно просто регулируются обороты. Вот почему в бытовой технике асинхронные двигатели применяются там, где требуется тишина. В основном это вентиляторы и вытяжки (да и то не всегда).

Что касается серьёзных нагрузок, то это требует внесения серьёзных конструктивных изменений. В результате повышаются стоимость, размеры, сложность.

Итак, коллекторный двигатель отличается наличием… коллектора. Даже если его нельзя увидеть снаружи (скрыт кожухом), то всегда можно заметить графитовые щётки на прижимных пружинках. Эта деталь требует замены со временем, поэтому без вариантов можно будет отличить коллекторный двигатель от асинхронного.

Однофазные и трёхфазные двигатели асинхронного типа

Мы уже договорились, что трёхфазные коллекторные двигатели достать сложно, поэтому в данном разделе речь пойдёт только об асинхронных машинах. Их не так уж и много, так что перечислим:


Катушки статора могут внутри объединяться в звезду, что делает невозможным напрямую включение в однофазную сеть.

  • Однофазные двигатели с пусковой обмоткой помимо прочего могут иметь пару контактов, ведущих к концевому центробежному выключателю.

Это небольшое устройство обрывает цепь, когда вал уже раскручен. Потому что пусковая обмотка нужна только на начальном этапе. В дальнейшем она будет только мешать и снижать КПД двигателя.

Иногда такие двигатели называют бифилярными. Потому что пусковая обмотка наматывается двойным проводом для снижения реактивного сопротивления.

Это помогает уменьшить ёмкость конденсатора, что весьма критично. Ярким примером однофазных двигателей асинхронного типа с пусковой обмоткой являются компрессоры бытовых холодильников.

  • Конденсаторная обмотка в отличие от пусковой работает все время.

Такие двигатели можно часто найти внутри напольных вентиляторов.

Конденсатор даёт сдвиг фаз на 90 градусов, что позволяет задать не только направление вращения, но и поддержать нужную форму электромагнитного поля внутри ротора. Обычно прямо на корпусе такого двигателя конденсатор и крепится.

  • Мелкие асинхронные двигатели, применяемые в вытяжках или вентиляторах, могут запускаться без конденсатора вовсе. Начальное движение образуется за счёт маха лопастей, либо же скривлением проводки (бороздок) ротора в нужном направлении.


А теперь о том, как отличить однофазные двигатели асинхронного типа от трёхфазных. В последнем случае внутри всегда имеется три равноценных обмотки.

Поэтому всегда можно найти три пары контактов, которые при исследовании тестером дают одинаковое сопротивление. Например, 9 Ом.

Если обмотки объединены в звезду внутри, то выводов с одинаковым сопротивлением будет три. Из них любая пара даёт одни и те же показания на экране мультиметра. Сопротивление в каждом случае равно двум обмоткам.

Поскольку ток должен куда-то выходить, то иногда такой трёхфазный двигатель имеет вывод нейтрали. Это центр звезды, который с каждый из трёх других проводов даёт одно и то же сопротивление, вдвое меньшее, нежели при попарной прозвонке.

Указанные выше симптомы говорят нам, что перед нами двигатель трёхфазный, а значит, под тему сегодняшнего разговора не подпадает.

У рассматриваемых в этой рубрике моторов обмоток обычно две. Одна из них, как это было сказано выше, либо пусковая, либо конденсаторная (вспомогательная).

В этом случае выводов обычно три или четыре. И даже если на корпусе не укреплён конденсатор, то можно попробовать рассуждать о предназначении тех или иных контактов следующим образом: (См. также: Подключение электродвигателя 380 на 220 Вольт с конденсатором)



Полярность не играет роли, потому что направление вращения задаётся либо способом включения вспомогательной обмотки, либо коммутацией катушек.

Проще говоря, если осуществить подключение однофазного электродвигателя этого типа с одной лишь основной обмоткой, то в начальный период времени вал стоит на месте. И куда его раскрутишь, туда и будет идти вращение.

  • При наличии трёх выводов, очевидно, что внутри концы катушек соединены. В этом месте должна подаваться нейтраль (то есть схемный нуль).

Что касается двух других выводов, то сопротивление между ними будет наибольшим (равняется обеим обмоткам, включённым последовательно).

Самое маленькое значение, как и прежде будет на рабочей обмотке, а фазу на пусковую нужно подавать через конденсатор. Это обеспечит сдвиг в нужную сторону.

Обычно такой двигатель вращается лишь в одном направлении, потому что нельзя изменить полярность включения ёмкости. Однако существуют сведения (которые мы проверим на эпюрах как-нибудь в другой раз), что если подать на рабочую катушку напряжение через конденсатор, а пусковую включить напрямую, то образуется реверс.

А в общем случае возможность подключить электродвигатель с 3 проводами на обратное вращение не предоставляется.

Различение типов однофазных двигателей на практике

Теперь пара слов о том, как отличить бифилярный двигатель от конденсаторного. Следует сказать, что в общем и целом разница чисто номинальная.


Схема подключения однофазного двигателя схожа в том и другом случае. Но бифилярная обмотка не предназначена для того, чтобы работать все время. Она будет мешать и снижать КПД.

Поэтому она обрывается после набора оборотов пускозащитным реле (как это, например, бывает в бытовых холодильниках), либо центробежными выключателями.

Считается, что пусковая обмотка в этом случае работает несколько секунд. По общепринятым нормам она должна обеспечить запуск хотя бы 30 раз в час с длительностью 3 секунды каждый.

И хотя разница номинальная, профессионалы отмечают одну особенность, по которой можно судить, находится перед нами бифилярный или конденсаторный двигатель. И это сопротивление вспомогательной обмотки.

Если оно отличается от номинала рабочей более чем в 2 раза, то скорее всего двигатель бифилярный. Соответственно, обмотка его пусковая. Конденсаторный же двигатель работает за счёт двух катушек. Обе они постоянно находятся под напряжением.

Тест нужно проводить с осторожностью, потому что при отсутствии термопредохранителей или других средств защиты пусковая обмотка может и сгореть. После этого придётся каждый раз вал раскручивать вручную, что явно не всем может понравиться.

В некоторых случаях бывает целесообразно подключение однофазного асинхронного двигателя к однофазной сети осуществить по той же схеме, как это было сделано в предшествующем оборудовании.
Например, почти каждый холодильник снабжён пускозащитным реле, а это вообще отдельная тема для разговора.
Потому что параметры этого устройства тесно связаны с типом используемого двигателя и взаимная замена возможна далеко не в каждом случае (нарушение этого простого правила может привести к поломке).

Итак, ещё раз упомянем, что выводов в том и другом случае может быть как 3, так и четыре. Это только то, что касается обмоток.

Кроме всего прочего может наличествовать пара контактов для термопредохранителя. Ну, и все, что мы описали выше, включая центробежный выключатель. В каждом из этих случаев при прозвонке сопротивление либо весьма мало, либо наоборот имеется разрыв.

Кстати, не забудьте при определении сопротивления каждый конец катушки пробовать на корпус. Изоляция обычно бывает не ниже 20 МОм. В противном случае стоит задуматься о наличии пробоя.

Мы также допускаем, что трёхфазный двигатель, имеющий внутреннюю коммутацию обмоток по типу звезды может иметь выход нейтрали на корпус. В этом случае двигатель требует непременного заземления, под которая должна наличествовать клемма (но ещё более вероятно, что мотор просто вышел из строя из-за пробоя изоляции).

Как подобрать конденсатор для пуска однофазного двигателя

Мы уже рассказывали, как подобрать конденсатор для пуска трёхфазного двигателя, но та методика в нашем случае явно не годится.

Любители рекомендуют произвести попытку входа в так называемый резонанс. При этом потребление агрегата на 9 кВт может составить порядка (!) 100 Вт.

Это не значит, что вал потянет полную нагрузку, но в холостом режиме потреблением станет минимальным. Как подключить электродвигатель этим способом?

А так, в общем, подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой осуществляется по электрической схеме, указанной на корпусе.

Там могут быть приведены, например, следующие данные:

  • Цвет проводов той или иной обмотки.
  • Электрическая схема коммутации для цепи переменного тока.
  • Номинал используемой ёмкости.

Итак, если брать однофазный асинхронный двигатель, схема подключения чаще всего указана на корпусе.