Существует ли Домовой, кто он и что с ним делать? Домовой в доме — это хорошо или плохо? Как забрать Дух Дома в новое жилье.

Существует ли Домовой, кто он и что с ним делать? Домовой в доме — это хорошо или плохо? Как забрать Дух Дома в новое жилье.

Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой , тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог , от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.

Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.

Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей, однако если зверь не понравится домовому , то он может забить его до смерти.

Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой ; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Домовой редко показывается человеку на глаза, хотя дети и животные могут его видеть, часто он даже играет с ними, зато духа можно довольно часто слышать, обычно это необычный стук или непонятное ворчанье, иногда домовой воет — это предвещает беду в доме. При переезде принято звать домового с собой, для этого ставят корзину, в которую кладут хлеб с солью или чашку каши и говорят: «Дедушка домовой , выходи. Идем с нами жить!», а на новом месте вновь ставят корзину в центре комнаты и говорят: «Дедушка домовой , выходи домой. Иди к нам жить!».

Способности

Домовой обладает огромной силой, как физической, так и магической, поэтому он способен противостоять практически любой нечестии, которая попытается проникнуть в дом. Однако сила домового напрямую зависит от того, как относится к нему семья, живущая в доме, и насколько дружные взаимоотношения у членов семьи между собой.

Еще домовой способен предсказывать будущее хозяевам дома: обычно он подходит к спящему человеку и наваливается ему на грудь так, что тот не может ни вздохнуть, ни пошевелиться, и если в этот момент спросить домового «К худу, или к добру», то он ответит. Иногда дух посылает более точные предсказания в качестве снов, в основном самому старшему члену семьи, хотя и не всегда.

Обладает домовой и способностью превращаться в различных животных.

Враги

Врагами домового являются навьи, которые, как и он, предпочитают селиться в людских домах, однако навьи гораздо слабее домовых и потому победить не могут, но если домовой ослаблен, то навья может проскользнуть в дом и довольно долго прятаться от домового . Так же иногда случаются стычки у домового с разбушевавшимися , или , которые пытаются проникнуть в дом.

Как бороться?

Убить домашнего духа невозможно, но можно отпугнуть железом. Домовой не нападает на людей и потому бороться с ним не нужно, однако если домовой рассердился, то его необходимо задобрить, преподнеся духу в подарок кашу, хлеб с солью, куриный пирог или нюхательный табак, и вежливо попросив прощения. Если же домовой начинает проказничать без причины, прибегают к более жестким методам усмирения: хозяин дома должен взять в руки железный прут или любой другой достаточно длинный железный предмет и, постукивая им по стенам, мебели, полу, суровым голосом говорить:

«Знай своё место, знай своё место.

Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,

Да хозяйке угождать, а не воевать,

Знай своё место, знай своё место».

Помните сказку про Дурака и Правду? Интересный небольшой рассказ о том, как Дурак купил на базаре Правду. Хорошо сделал, но вот одна беда – девать ее некуда, никто не берет. Думал он, думал и решил резать правду на части. По пол-Правды или по четверть-Правды хорошо берут.

Простая сказка, но с глубоким смыслом. Простая и близкая нам потому, что мы с вами живем в мире, где нужна полу-Правда, где подмена понятий само собой разумеющееся. Как священник, я освящаю квартиры. Всегда рад этому: люди дошли до осмысления того, что надо освятить свое жилье. Освятить жилье, а затем освятить и свою жизнь. Вот она – Правда.

Но зачастую встречаешься с полу-Правдой: подковы, домовые, символы года. Почему полу-Правда? Потому что в сознании народа живет идея о том, что надо освящать жилье церковным чином не для посвящения своей жизни Богу, а потому что надо что-то делать… почистить квартиру от «плохой энергии».

Обычно я сразу же прошу снять все эти амулеты, маски и фигурки домовых, а еще лучше выкинуть. На удивление хозяев квартиры объясняю: домовые – это бесы. «Ну как же так? Они же хорошие», - зачастую следует ответ. Иногда даже читают мне нотации по домовому, дескать, это «добрый дух, освящает дом, способствует семейному уюту и покою». Но все-таки соглашаются со священником и выкидывают подобные изображения, обещают больше не обращаться к нечистой силе.

Кто такой домовой?

Учитывая ту периодичность, с которой приходится обращаться к данному вопросу – давайте разберемся: кто же такой домовой? Возьмем самое простое определение светского ученого – доктора филологических наук Елены Левкиевской: «Домовой (кутный бог) – у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных».

Давайте выделим в нем главное. Домовой – это славянский бог, божество славянского языческого пантеона. То есть бог языческий. А теперь попробуем дать православное определение этому понятию. В Священном Писании сказано «все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). Иными словами, «суть бесы».

Вы хотите, чтобы у Вас дома был бес? Нет? Тогда зачем ставите дома изображения домовых? Иногда в качестве довода, что «они хорошие» слышу, что домовые очень милые. Да, то изображение соломенного человечка сделано хорошо. Только надо помнить, что бесы зачастую являются людям в красивом обличии, а не в своей истинной ужасной сущности. Так что не соблазняйтесь внешним видом: подлинные домовые это не милый домовенок Кузя из советского мультика, а настоящий демон.

Непережитое язычество

Когда рассказываю все это людям, то часто слышу ответ: «это было всегда». Начинаю вспоминать классическую русскую литературу и понимаю, что суеверия в русском народе были всегда очень распространены. Вспомним классическую русскую литературу.

Вот что говорит Тургенев в своем гениальном романе «Отцы и дети» о матери нигилиста Базарова: «была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света». Все в одной куче: и вера и приметы, и гадания, и заговоры.

Почему так? Видимо, приняв Православие в водах Днепра, народ святого князя Владимира на протяжении веков еще должен был изживать из себя наслоения язычества. Большую часть он все-таки смог из себя изжить, но и многое осталось. Очень многие приметы и суеверия имеют славянские языческие корни.

Бытовой сатанизм

Романтизация образа домового произошла весьма быстро. Если посмотреть разные справочники по славянской мифологии, то во многих из них сказано, что домовые считаются безвредными. А если посмотреть современных эзотериков, то они на многочисленных сайтах и вовсе советуют подружиться с домовым, дарить ему подарки, задабривать его. Что значит дарить подарки бесу? Значит поклоняться ему!

В свое время от первых христианских мучеников просили того же: поклониться божеству, принести ему жертву. И когда кто-то по своему незнанию обращается к домовому, дарит подарки, стремится угодить ему, то пусть знает, что он совершает поклонение сатане. Пусть вспомнит подвиг первых христианских мучеников, которые шли на смерть только ради того, чтобы не поклониться бесу, не принести ему жертву. А мы с Вами добровольно на все это соглашаемся.

Освятив квартиру, освятись сам – на мой взгляд, этот принцип должен быть основополагающим для современного человека. Господь всегда идет навстречу человеку. Для этого нужна самая малость – чтобы человек сам стремился к Богу, сделал первый шаг. И для многих наших современников этим первым шагом может стать изгнание бесов из собственного дома. Хотя бы в виде их изображений.

священник Александр Ермолин

В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть в помине. Когда дом освящен, когда в доме молитва, никаких непонятных духов в нем нет. Кто такой домовой? Это бес, который поселился в избе. В том доме, где живут люди безбожные и распутные, этот бес развлекается, творя различные мелкие пакости, называемые ныне мудреным иностранным словечком «полтергейст» (по-русски это называется просто и ясно — «бесовщина»). Самое печальное начинается в том случае, если хозяева домана чинают заискивать перед ним, служить ему, общаться с ним различными способами: стуком, загадыванием желаний и тому подобными способами. «На, вот, возьми покушать , — говорят хозяева, раскладывая еду, -только сильно не вреди ».

Домовой в доме — не добро в доме. Это, значит, демон живет в доме. Первую в дом вносят не кошку. Дом или квартиру окропляют святой водой и вносят иконы, Евангелие, все святое. Потом уже вносим свое имущество. В таком доме, чтобы в нем не завелись эти демонические силы, ни в коем случае нельзя выпускать изнутри нас зло, отрицательную энергию — гнев, раздражение, осуждение, крик, шум…
Демонические силы питаются этой отрицательной энергией, т.е. нашими грехами. Ангелы из дома уходят и плачут, находятся около дома, они ждут, когда мы обратим внимание на свое поведение, на свой язык, когда мы исторгнем из сердца зло, гнев, ненависть, раздражение.

Как-то я ездил по требам, соборовал, причащал. Приезжаю в один дом, меня встречает женщина: «Я вызвала вас потому, что в моем доме странные вещи происходят. Ложусь спать, и кто-то одеяло с меня снимает, включаю свет — никого. Потом одеяло под кровать улетает. Я однажды схватила за одеяло и почувствовала в руках что-то лохматое. Соседка мне подсказала, чтобы я вызвала священника освятить дом.» В доме этом икон нет, на женщине креста нет, в церковь она не ходит, никогда не каялась. Я отказался освящать жилище: «Это можно сделать, когда ты станешь христианкой». Поисповедовал ее, потом посмотрел на стену, а над кроватью висит чеканка — Мефистофель с рогами… Вот, кто хозяин квартиры! Потому бес и приходит, что здесь Ангелу места нет

(о. Амвросий Юрасов)

В наше время люди совершенно потеряли чувство духовной осторожности. Домовых часто изображают милыми потешными существами, и кому-то наверняка может показаться, что такое общение с ними — невинная шалость или даже увлекательное приключение. Действительно, существуют демоны разной степени падшести и разной силы. Но при всех своих различиях у всех их есть одна основная общая черта — злоба и ненависть к роду человеческому. Среди них нет тех добрых и даже забавных чертенят, которых так живо изображают современные мультфильмы. Бесы есть бесы, хоть они бывают разными по злонамеренности и силе. Среди падших ангелов есть специализация. Каждый из них творит то зло, которое ему наиболее приятно.


Есть блудные бесы, есть бесы сребролюбия, бесы ненависти, зависти. А при доме поселяются домовые бесы, которые получают удовольствие от семейных ссор, обид и т. п. неурядиц. Человек верующий всегда внимателен к духовному, он всегда помнит, что вокруг него живут духи. Поэтому он с осторожностью подходит к любым видимым проявлениям их присутствия. Он никогда не станет разговаривать с таинственными собеседниками, а тем более выполнять их приказания, предлагать им еду или служить каким-либо другим образом. Христианин помнит: в мире духовном идет непрерывная война, и человек находится в самом ее центре. За души людские борются силы света и силы тьмы. Нет таких духов, которые бы не принадлежали ни к одной из иерархий — божественной или бесовской. И, предлагая угощение домовым, мы делаем очень важный выбор. Вступая в контакт с бесом, мы становимся причастны через него ко всему демоническому миру и сами отторгаем себя от благодатной помощи ангельских сил.


Так что нужно усердно молиться, а вовсе не искать дружбы с домовым. Нужно призвать священника, чтобы он освятил дом и двор, молиться всей семьей к Божией Матери, покровителям семейственности Гурию, Самону и Авиву, небесным покровителям членов вашей семьи, ангелу-хранителю вашего дома. Особые ангелы-хранители есть не только у людей, но и у домов, храмов, целых городов и стран. Ангел-хранитель дома поставляется Господом при его освящении и пребывает в нем всегда, сохраняя от зла, при условии, конечно, если христианская семья живет в мире, согласии и молитве.


Об устранении семейных неурядиц и Божием покровительстве над домом молятся следующей молитвой мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву:


О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя Христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагого Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмь бо достойнии нечистыми усты призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете: сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междуусобныя брани, смертоносныя язвы и всякого душепагубного обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

В старину считали, что в каждом жилище есть настоящий «хозяин», имя которому - домовой. Он хранит семью владельца от бед, приглядывает за хозяйством, помогает в трудную минуту. Но может это существо и навредить. Случается это, если его обижают. О том, как выглядит домовой, пожалуй, точно не знает никто. Но до нашего времени дошло много преданий и легенд, из которых мы можем узнать массу интересного об облике этого существа, его характере и наклонностях.

Кто такой домовой?

Древние славяне верили в различных мифических существ, которые охраняли леса, поля, болота, водоемы и деревни. До наших дней дошли легенды о существовании в каждом доме, будь то на селе или в городе, домовых, которые заботились о своих хозяевах и являлись покровителями их жилищ. Называли такое существо по-разному: домовойко, хатник, голбешник, запечник, дедушко-браток, господарь, хозяин и так далее. Все зависит от того, где этот мифический герой живет. Запечник, понятное дело, водится за печкой, овинник - в овине, банник - в бане и так далее. Сегодня мы размышляем: «А существует ли домовой вообще?» А во времена наших прабабушек в него верили абсолютно все. Считалось, что есть он в каждой семье.

Если хозяева дома куда-либо переезжают, то непременно должны взять с собой своего домового. Иначе бед семье не миновать. Были люди, которые утверждали, что видели это существо. Предстает он перед очевидцами в образе маленького волосатого старичка. А как выглядит домовой в реальности, пожалуй, не знает никто. Ведь иногда он может принять облик одного из домашних животных. Так, например, наша кошка может долго вертеться в ногах, когда мы готовим на кухне. Зайдя в комнату, можно обнаружить, что Мурка спокойно спит на диване. «Кто же это был?» - удивляемся мы. Внешний вид покровителя дома может многое рассказать о его владельце. Если семья духа хорошая, зажиточная, владеет крепким хозяйством, то и создание это имеет облик приятный, ухоженный. А если хозяин бедствует, пьет горькую, богатства не имеет никакого, то и домовой его выглядит болезненным существом в старых лохмотьях. Редко кто мог увидеть его. Появлялся дух только в особых случаях. Например, когда его вызывали особым заклинанием или когда он сам изъявлял желание кому-то показаться. Считается, что увидеть его - это плохой знак. Так «хозяин» дома предупреждает своих подопечных о грозящей опасности. Вообще, с этим существом связано много легенд и народных примет. О них будет рассказано ниже.

Предания о происхождении существа

Древние славяне считали, что домовой - это не кто иной, как первородок семьи, ее давно умерший член, которому Господь дал возможность искупить свои земные грехи служением живым родичам. Есть и другие предания о том, как появилось это сказочное существо. Вот одно из них: «У первых людей, Адама и Евы, было много детей. Однажды господь позвал всю семью в гости. Но не захотел Адам вести всех детей к Богу, а взял лишь двоих сыновей - Каина и Авеля. Но разве можно что-то от Господа утаить? Рассердился он на Адама и превратил оставшихся в доме детей в духов. Они стали добрыми существами, не относящимися к нечистой силе». А еще о происхождении домовых рассказывали так: «Рассердился Бог на восставших против него злых демонов и сбросил их на землю. Некоторые из этих представителей нечистой силы попали и в дома людей. Поселившись рядом с человеком, эти духи обжились и обмякли, стали добрыми ему помощниками. В отличие от других своих сородичей: кикимор, леших, водяных и прочих. Наши предки пытались представить себе, как выглядит домовой. Его рисовали маленьким сморщенным старичком с веселыми живыми глазками и большой бородой.

Считалось, что живет он в среднем 500-600 лет. Рождается старичком, а вот умирает - младенцем. Чем он моложе, тем больше ему лет.

Голбешник из северорусских легенд

В каждой местности нашей необъятной родины по-своему представляли мифического хозяина дома. Жители северного региона России верили, что в каждой семье живет существо, которое никто не видит. Зовут его голбешник. Откуда это странное название? Считалось, что живет дух под печкой за перегородкой (голбец) со стороны подполья. Существо это доброе, заботится о хозяйстве семьи, часто ворчит. Но при этом зла никому не делает. Считалось, что если такой домовой в доме, значит, хозяева его защищены от бед и козней плохих людей. Но если в семье поселялся другой дух, называемый гнетко, то могло случиться и несчастье. Это существо наваливалось на человека во время сна в образе домашнего животного и душило. Закончиться это могло плачевно: утром родственники находили спящего мертвым. Поэтому гнетко старались «вывести» из дома. Истории про домовых из жизни похожи на сказки. Однако очевидцы утверждают, что многие явления в наших квартирах, те, что нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла, происходят по вине духов, здесь обитающих. Существовали и другие разновидности домового в преданиях западных и северных селений: лизун (зализывал шерсть у домашнего скота и волосы у маленьких детей), пастень (являлся в виде привидения на стенах дома) и так далее. Такое многообразие облика домашнего опекуна характерно для поверий этого региона России.

О характере и «роде деятельности» духа

Как мы уже выяснили, домовые бывают чаще добрыми, чем злыми. Все зависит от того, хороший или худой хозяин в доме, и от того, как он относится к духам, обитающим в его жилище. Если владельцы заботятся о чистоте в комнатах, о здоровье скота на дворе, о своем материальном достатке, то это существо во всем помогает своим подопечным. Что делает домовой? Он защищает дом от воров, предупреждает о грозящей опасности, водит дружбу с хозяйским псом и лошадьми. С последними он любит часто баловаться, например, заплетать им гривы в косички. А вот если он невзлюбит какую-либо скотинку, то замучает ее до смерти. Поэтому дальновидный хозяин, приобретая новых питомцев, старается угодить духу. Он покупает особей тех пород и мастей, что по душе дедушке-братушке.

Не жалует покровитель лишь козлов. Считается, что он их боится. Очень любит этот дух проказничать. Настоящий домовой - большой шутник. По ночам он возится на кухне, гремя тарелками и чашками. Иногда может что-то разбить, натоптать. Вставшие домочадцы вряд ли застанут озорника за его занятием. Увидят они лишь осколки разбитой посуды, грязь на кухне, нехорошие надписи на стене и так далее. А может быть так, что хозяйка, оставившая подходить тесто или молоко на плите, отвернулась всего на минутку, а продукты уже на полу. Говорят: «Балует домовой». В квартире он любит чистоту и порядок. А вот ленивых, жадных и несправедливых хозяев частенько наказывает. И одними шалостями здесь не обходится. К жадному хозяину пустит в дом воров. У несправедливого устроит пожар так, что владелец все потеряет, и так далее. Но больше всего не любит домовой, когда о нем забывают. Если хозяин не чтит духов-опекунов своей семьи, то эти существа начинают вредничать и проказничать. Чтобы их задобрить, достаточно оставить угощение в уголке дома или двора. Привередливостью в еде они не отличаются. Поэтому угощением может быть все съестное: сладости, хлеб, молоко, зерно и так далее.

«Родственники» домового

Кикимора. Является ближайшей родственницей духа-покровителя дома. Выглядит как женщина-карлик с головой с наперсток и телом худым, как соломинка. Может жить как в доме за печкой (домашняя), так и в поле, в лесу, болоте (болотная или лесная). Относится к злым духам. Если это домашнее существо, то оно частенько шумит по ночам, мешает хозяевам спать, вредит их скоту (чаще курам), бьет посуду.

Избавиться от нее довольно сложно. Зато можно защитить свое жилище, чтобы не могли в нем проказничать кикимора и домовой. В квартире нужно проделать следующее: обвязать солонку на столе пояском из можжевельника. Если кикимора изводит хозяйских кур, то над насестом необходимо повесить оберег - горлышко разбитого кувшина с кусочком красной ткани. Наши предки считали, что в этих безобразных особей женского пола превращаются умершие некрещеные младенцы. Кикимора болотная или лесная представала перед людьми в образе маленькой сухой старушонки в лохмотьях, неряшливой и немного чудаковатой. О ней ходили легенды как о похитительнице маленьких детей, вместо которых она подкидывала родителям заколдованное полешко.

Банник. Так же как и кикимора, является ближайшим родственником духа-опекуна. Он даже внешне очень похож на домового. Часто его изображают как маленького темного старичка с длинной, покрытой плесенью бородой. Живет он в бане. Обожает проказничать. То кипятком кого-то ошпарит, то стуком в стенку испугает. Как задобрить домового-банщика? Оставить ему горбушку ржаного хлеба, смачно посыпанную солью. Это его любимое угощение. А в только что выстроенной бане проводят особый жестокий ритуал: берут черную курицу и, не ощипывая ее, душат и закапывают тут же в землю у порога. Считается, что таким образом можно уберечься от козней духа.

Леший. Это лесной дух. В каждой местности его называли по-разному: и лешак, и лесовик, и хозяин леса, и дедушка-лесовой, и прочее. Он заботится о лесе, о зверях и птицах, его населяющих. Многие думают, что он добрый. Однако этот дух ко всем относится по-разному. Хорошему человеку поможет выбраться из леса, если тот заблудится. А вот плохого нарочно запутает: начнет пугать, аукать, заставит бесцельно бродить кругами. Как выглядит леший, никто не знает. Считается, что это невидимый дух. В древних сказаниях его представляют как одинокого большого старика, напоминающего дряхлое дерево. Грибники и ягодники порой могут пройти мимо него и не заметить. Это и немудрено: только внимательно вглядевшись, можно рассмотреть волосы, похожие на прутья, руки и ноги, напоминающие корни деревьев, бороду, покрытую лишайниками. Хотя нередко дух леса может принимать и обличие какого-нибудь растения или животного. Некоторые люди рассказывали о встрече с ними в лесной чаще. Они встречали неприметного человека, лица которого запомнить не смогли. Незнакомец беседовал с ними, помогал выбраться. А по приходе домой люди не могли даже описать его. Никто не мог вспомнить, как он выглядит. Считалось, что живет леший в деревянной избушке в темном густом ельнике вдали от человеческих глаз. Все звери и птицы, чувствуя приближение смерти, приходят к дому духа, чтобы найти здесь последний приют. Он заботится о своих подопечных. Так, в голодное время он гонит стаи зверей на прокорм в другие леса. Именно с этим явлением связывали массовые миграции животных. Издавна лешего люди старались задобрить, так как в деревнях они жили дарами леса. Рассердившись, дух мог много бед принести человеку. Одна из них - похищение скота. Для деревенского хозяйства это было большим уроном. А мог леший выкрасть и младенца из колыбели. Вместо ребенка родители утром находили сноп соломы, чурбан или полено. Похищенных детей, как считалось, духи леса воспитывали, передавая им тайные колдовские знания. Такой человек впоследствии становился знахарем либо злым магом.

Гуменник. Это дух, живущий в гумне (деревянная пристройка у дома для сушки сена). Если не поладить с гуменником, он может устроить пожар в своем владении, и хозяин останется без сена. Домашних животных ему будет кормить нечем. Считается, что это самый злобный дух из всех вышеупомянутых. Задобрить его крайне трудно. Единственный способ сделать это - принести в жертву ему черного петуха. Ритуал этот кровавый. Поступают следующим образом: приносят в гумно пироги и петуха. На пороге птице отрубают голову и кропят кровью все углы в строении. Пироги оставляют тут же. Уходят не оглядываясь. Обычай был наиболее распространен в Костромской губернии.

Народные приметы

Люди издревле верили, что если жить по законам природы, уважая ее покровителей, то можно не опасаться чего-то плохого. Считалось, что при переезде в другой дом нужно обязательно позвать духа-опекуна с собой.

Делали это следующим образом: брали старый сапог или шапку и, держа вещь в левой руке, обходили весь дом против часовой стрелки. При этом нужно было произнести такое заклинание: «Дедушка-соседушка, вот тебе наши сани, поехать жить с нами. Там дом, домовой, пойдем жить со мной. Веди и свою госпожу, как умею, награжу». Обходить квартиру нужно тогда, когда вынесут всю мебель. Уходить следует последним, закрыв дверь на замок. А вот как поступали наши предки, когда хотели, чтобы добрый домовой переехал с ними на новое место: на новоселье клали одну монетку в подпол, а иногда и четыре (по числу углов в доме). Первый каравай, что пекли в печи новой хаты, вынимали, срезали с него горбушку, солили и бросали за печку, чтобы угостить своего покровителя. Есть и много других народных примет, связанных с этим существом:

Если домовой часто по ночам душит своего хозяина, нужно пригласить в дом священника, чтобы он трижды его освятил.

Если дух жилища часто проказничает, докучает своим подопечным, нужно положить горсть чабреца в подушку.

Если домовой не любит хозяина, нужно зарыть голову или череп козла перед порогом дома.

Если поутру жильцы обнаруживают на своем теле синяки, значит, дух недолюбливает их, нужно его задобрить.

Если существо гладит хозяина теплой и гладкой рукой - это к благополучию, а если холодной и шершавой - к несчастью.

Если кто-либо из знакомых впервые остается на ночлег в квартире, нужно спросить разрешения у «хозяина» дома. В противном случае он рассердится и не даст человеку отдохнуть ночью, толкая и притесняя его. И это при том, что никто никогда его не видел и не знает, как выглядит домовой. Фото его не существует. Однако многие утверждают, что ощущали беспричинное беспокойство и волнение в подобной ситуации.

Услышать стоны или вой покровителя дома - к смерти его хозяина.

Как вызвать домового?

Считается, что увидеть духа-опекуна дома можно только в том случае, если он сам этого пожелает. Люди издревле гадали, как выглядит домовой. А находились и такие, которые утверждали, что в определенный момент замечали, как маленькое человекоподобное, обросшее густой шерстью существо наблюдало за ними. Деревенские жители полагали, что это является недобрым знаком. Так дух предупреждает об опасности. А как сделать, чтобы нам явился домовой? Как вызвать его, знали многие крестьяне, жившие на селе. Способ довольно простой. Нужно в ведро с чистой водой бросить неиспользованный гребень и оставить на три дня. По истечении времени там находили человеческий волос. Его доставали и сушили. В определенный момент на несколько секунд мог показаться дух дома.

Но не всегда он являлся в человеческом обличье. Бывали случаи, когда люди рассказывали о том, что при входе в овин или на скотный двор видели огромного черного кота, который при их появлении бросался в угол и исчезал. Об этом говорили так: «Домовой показался».

Как задобрить «хозяина» дома?

В старые времена люди побаивались домовых и старались всячески «умаслить» их. Духи обожают, когда люди вспоминают о них, оставляют угощение и поздравляют с праздником. Существует несколько способов того, как задобрить домового. Самый простой из них - оставить небольшой гостинец в уголке комнаты. Еще «хозяин» дома обожает, когда его называют ласково. Слово «домовой» он не любит. Ему больше по душе прозвища «дедушко», «хозяюшко», «доброжил», «сам» и так далее. Этот дух очень чувствителен к подвоху со стороны человека. Поэтому, говоря с ним, нужно вкладывать в слова душу, произносить их от сердца. У этого существа есть и свой праздник - в ночь с 9 на 10 февраля. Нужно обязательно угостить в этот день своего домового чем-нибудь вкусненьким. У древних славян даже существовала такая традиция: сварить специально для него сладкой каши и поставить вечером за печку. Считалось, что если забывать об этом дне, домовой рассердится и начнет пакостить своим хозяевам.

Друзья детей и кошек

Если в семье есть малыш, то он наверняка знает, как выглядит домовой. Настоящий покровитель жилища лишь в исключительных случаях может показаться главе семейства или хозяйке. А вот дети его видят часто, особенно маленькие. Он их любит, оберегает от опасностей, пресекает их баловство с острыми предметами и спичками. Малыши, видя странное существо в доме, не пугаются его. Возможно, они воспринимают его как часть интерьера. Часто можно наблюдать, как ребенок играет с кем-то невидимым, смеется и кричит. Домашние животные, вероятно, тоже видят маленького человечка. По их реакции всегда можно угадать, домовой в доме или нет. Если кошка смотрит пристально в угол, шипит без причины, собака тревожно облаивают это место, можно быть уверенным, что перед вами дух-опекун. Если животное бегает за невидимкой, играет с ним, значит, домовому оно пришлось по душе.

А вот если в квартире кошки, собаки и прочая живность не приживается, гибнет или пропадает, значит, дух невзлюбил их.

Влияние на культуру

В России образ духа-опекуна как раньше очень любили, так обожают и сейчас. Для нас не важно, есть ли домовые на самом деле. Мы готовы слушать истории о них бесконечно. Достаточно здесь вспомнить популярный мультфильм из нашего детства про домовенка Кузю или книгу Ника Перумова «Русский меч». В 1976 году на телеэкраны вышел художественный фильм-сказка под названием «Деревня Утка». Домового Шишка в нем сыграл легендарный актер Ролан Быков. Не только в русской культуре, но и за рубежом эти странные мифические человечки пользуются популярностью. Так, в гепталогии Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер» есть упоминание о подобных существах - домовых эльфах. Согласно истории серии книг они живут в семьях зажиточных волшебников и прислуживают хозяевам. Получить свободу они смогут лишь в том случае, если владелец подарит им одежду. Тема духов-опекунов нашла свое отражение и в изобразительном искусстве. У замечательного художника Бориса Кустодиева есть картина «Купчиха и домовой». В ней мастер изобразил весьма пикантную сцену: на кровати нежится в полудреме белотелая, ослепительно красивая молодая купчиха, а за нею наблюдает пузатый, поросший густой шерстью, жутковатого вида «хозяин» этой русской жарко натопленной хаты. Смотря на это произведение, можно живо представить себе, как выглядит домовой.

Много историй сегодня можно услышать о полтергейсте в квартирах. Что это: духи ли дома, или какие-то иные сущности - нам не известно. Да и существует ли домовой вообще? Наверное, для тех, кто в него верит, он реален. А для тех, кто убежден в том, что не существует никакой "нечисти", его нет.

Домовой - пожалуй, самый распространенный «мифологический персонаж» среди домашних духов у славян. И хоть некоторые исследователи причисляют его к классу нечистой силы, но на самом деле он таковым не является, с ними домового объединяют лишь некоторые черты и не более того. Поэтому, если коротко ответить на вопрос «кто такой домовой», то точно можно знать, что он – дух.

Различные имена домового

Для того, чтобы более глубоко понять, кто такой домовой, необходимо обратить внимание на его различные имена, которые являются не просто наименования этого духа, а отражают различные аспекты его сути. Так, например, имена хлевник, подпечник, избной указывали на излюбленные для домового места его обитания, имя домового суседка говорило о его своеобразном соседском статусе, а иногда в названии домового отображалось доброжелательное отношение к людям, скажем - доброхот, доброхотушко. Но наиболее точным именем, отражающее то, кто такой домовой, в народе было его прозвище – хозяин или большак. В именах домового нашли отражения и некоторые его привычки (за обычай жить в тепле и уюте - жировик; за то, что иногда прилизывает спящим людям волосы - лизун; за то, что временами давит и душит спящих - гнетка, гнеток, намной, выдавило).

Хотя, надо оговорить отдельно, что некоторые люди, отвечая на вопрос «кто такой домовой», сказали бы, что он, все-таки, нечистая сила, по крайней мере, ведет себя как они, поэтому существуют и такие народные имена домового, как жировой черт, лихой, что однозначно подчеркивало его принадлежность к разряду демонологических существ.

Кто такой домовой изначально и откуда он взялся?

Образ домового уходит корнями в глубокую древность и непосредственно связан с культом предков, поэтому у него такой «человеческий» вид, часто напоминающий дедушку. Поэтому, если смотреть с этой точки зрения на феномен домового то ответить на вопрос «кто такой домовой» легко – он ваш далекий-далекий предок, в каком-то смысле дух-хранитель рода. И это подтверждает языческая мифология, согласно которой в домового превращался основатель рода после своей смерти, либо первый устроитель домашнего очага.

Облик домового

Домового обычно представляли в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома. Голос и привычки домового обычно бывают похожи на голос и привычки одного из предков.

Нередко домовой представал в облике человека пожилого возраста с лицом, заросшим белыми волосами, или же малорослым старичком, от головы до пят покрытым косматой шерстью. Интересно отметить, что в народе полагали, что чем мохнатее домовой, тем в доме больше достатка.

В некоторых местах домового описывали как маленького старичка с большой седой бородой, очень неповоротливого (поэтому всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов). Он всегда ходит босиком, так как мороза не боится.

Там же, где домового все же причисляли к категории нечистой силы, его образ сильно отличался и приближался к облику черта - черный, холодный, у него чуть заметные рога и подогнутый еле заметный хвост, не хватает одного уха (за что его иногда называли «карноухим»).

Тем не менее, как бы не выглядел домовой, большую часть времени он, все равно, остается невидимым, а увидеть его можно лишь по его желанию или невольно, мельком. Иногда способность домового становиться невидимым объясняли тем, что у домового имеется шапка-невидимка.

Весьма распространенным было мнение, что не следует вообще стараться увидеть домового, так как он не любит любопытных и может рассердиться - столкнуть в погреб или сбросить с лестницы либо с сеновала, начнет по ночам душить спящего, бить посуду или мучить скот. Иногда даже верили, что увидевший домового умрет или онемеет, либо будет долго болеть. В некоторых местах советовали даже не выходить из дома на шум, если при этом не лают собаки (друзья домового), так как в этом случае шум, скорее всего, производит домовой, которого в это время не следует беспокоить.


Домовой и его связь с домом

Если любого человека спросить «кто такой домовой», то он, наверняка, ответит, что это существо, связанное с домом и будет прав, ведь само имя указывает на эту сакральную связь.

Повсюду считалось, что домовой обязательно есть в каждом доме или избе, и только один, «свой» домовой. Домовые, по народным представлениям, распоряжаются только тем домом, в котором живут, и обычно не вторгаются в другие, занятые другими домовыми дома.

Считалось, что без приглашения домовой не покинет старого дома. Если же хозяин не позовет с собой домового, то на новом месте не будет водиться скотина и ни в каких делах не будет ладу. Считалось также, что если прежний домовой останется на старом месте, а в дом вместе с новыми хозяевами вселится новый домовой, то домовые будут между собою драться и в доме все пойдет вкривь да вкось. Прежний домовой будет мстить как прежнему, так и новому хозяину дома: у старых хозяев переведет всю скотину на новом месте, а новых хозяев будет щипать по ночам до синяков или швырять в них, чем попало, душить их и скот, разбрасывать или прятать ночью разные вещи, словом, выживать их из дома.

При том, что домовой заведует всем хозяйством, у него есть излюбленное место обитания - печь. В некоторых местах жилищем домового считали темные углы, подвал или подполье, порог, верх потолка, чердак, а также хлев

Домовой ходит по всему двору, но спит рядом с хозяином на печи. Тесная связь домового с печью - сакральным центром дома - объясняет тем, что с ней издавна были связаны и мертвые, предки (традиционное их местопребывание в доме - подпечье, запечье, печь, очаг).

Иногда также считали, что если во дворе есть лошади, то домовой живет вместе с ними, в конюшне или в сенном сарае.

Магическая «жизнь» домового

Как бы мы ни пытались понять, кто такой домовой, но нам не избежать его связи с магическим миром, ибо ему самому свойствены многие оккультные способности. Подобно любой нечистой силе, домовые способны к оборотничеству и могут принимать вид дымчатой кошки, гадюки или ужа, мыши, крысы, собаки, ласки, лягушки, петуха, белки, серого барана коровы, свиньи, ягненка, черного зайца. Домовой также может принять вид прыгающего мешка с хлебом или кормом, кома снега, соломенной копны или клубка шерсти.

По некоторым поверьям, домовой иногда принимает и разные фантастические облики, например, медведя с человеческими ступнями и головой, змеи с головой петуха и тому подобное. Однако наиболее традиционен для домового облик кошки (кот в некоторых поверьях - «родственник домового»), змеи или ласки. Кроме того, домового иногда можно увидеть в облике, весьма схожем с обликом хозяина дома или кого-либо из домочадцев. Правда, иногда считалось, что, принимая человеческий вид, он не может спрятать своих лошадиных ушей.

Отношение домового к обитателям дома

Выше уже отмечалось, что на вопрос «кто такой домовой» правильнее всего было бы ответить – «хозяин». Поэтому и его отношения с обитателями дома строиться именно из этого – то есть насколько они сами трудолюбивы и насколько сами пекутся о своем хозяйстве.

Если обитатели дома хозяйственны и трудолюбивы, то домовой во всем помогает им, заботится о скоте и всячески выражает хозяевам свое расположение. Особые знаки внимания со стороны домового хозяина могли выражаться и в том, что старикам он по ночам заплетал косичкой бороды, а женщинам - волосы.

Но если хозяева чем-то не угодили ему, домовой шумит и проказит в доме: стаскивает и сваливает ворохом все, что попадется (одежду, домашнюю утварь), аукает на дворе, гремит посудой, дразнит домашних животных. Обычно домовой ходит бесшумно, но иногда расхаживает по дому шаркая или топая, стуча, гремя, хлопая дверьми. Иногда он подымает возню, но это бывает только ночью, обычно в подполье, в чулане или на чердаке. Сердясь, домовой бросает, чем попало, со страшным стуком, но при этом никогда не попадает в человека.

Если домовой не любит хозяев, то может напускать в дом крыс, мышей, выживая людей из дома. По народному убеждению, если в семье часто бывают покойники, то это означало, что «хозяинушко не любит живущих».

Верили также, что домовой, если он сердит, может стащить хозяина с печки на пол и душить его сеном.


Отношение домового к животным

Если домовой невзлюбит какой-либо скот, особенно лошадь, то станет всячески мучить несчастное животное. Если хозяин вовремя не продаст не полюбившуюся лошадь, то домовой загоняет ее до того, она превратится в заморенную клячу. Поэтому было придумано множество способов, чтобы угодить ему, тем самым защитив животных от его козней.

Для того, чтобы лошадь (или скотина вообще) пришлась «ко двору», она должна быть той масти, которая нравится домовому. Эту масть можно узнать по голубям, обитающим на дворе (какой цвет у большего числа голубей, таковы и предпочтения домового), а также по цвету домашней ласки. Также в доме желательно держать и котов той масти, которая угодна домовому.

Чтобы домовой полюбил купленное животное и оберегал его, во все четыре угла хлева нужно класть посоленные ломти хлеба со словами: «Хозяин-хозяюшко, вот тебе хлеб, да соль, да добрый живот: пой да корми, да нас животом дари».

Что делает домовой

Кроме того, что домовой управляет хозяйством, он также выполняет и целый ряд других «функций». Так, например, в народе верили, будто домовой по ночам ходит к женам и вдовам, тоскующим по своим умершим или отсутствующим мужьям, принимая их облик, что роднит его с такой категорией нечистой силы, как инкубы.

Как домовой проказничает

Считалось, что домовой часто досаждает крикливым и бестолковым бабам.

Также по поверьям домовой, иногда щиплется по ночам (чаще всего щиплет женщин за грудь), отчего остаются синяки. В некоторых местах, однако, полагали, что синяки, оставляемые на теле домовым, обычно не болят и скоро проходят.

Иногда домовой душит спящих, давит им на грудь, но обычно не душит до смерти, при этом иногда считалось, что домовой чаще тревожит гостей, чем домочадцев. В некоторых местах, однако, полагали, что когда ночью что-то душит, давит на грудь, это на человека «нашла тень домового», а сам домовой не смеет подойти к крещеному человеку.

В некоторых местах злому влиянию домового приписывались и некоторые болезни, «немочи». В частности, домовой невидимо расхаживает по избе, и человек, нечаянно попавший на его «дорогу» (то есть совершивший «переход»), может тяжело заболеть.

© Алексей Корнеев