Кто написал скотный двор. Пересказ романа «Скотный двор» Оруэлла

Кто написал скотный двор. Пересказ романа «Скотный двор» Оруэлла

В книге описываются события из жизни частной фермы вблизи городка Уиллингдон в Англии. Свиньи самые умные животные на ферме, убеждают остальных обитателей, что человек держит их в рабстве и нищете. Если же они свергнут жестоких хозяев, жизнь их тут же улучшится. Свиньи превращают размышления Главаря (самого старого борова на ферме) в философскую систему под названием «Скотизм» и распространяют её принципы остальным животным на тайных сходках. Измученные голоданием и тяжёлым трудом животные подхватывают учение.

Восстание получается спонтанным, но приводит к ожидаемому результату – люди изгнаны из фермы, которая отныне носит название «Скотного двора». Его свободные обитатели начинают организовывать свой порядок. Принципы Скотизма теперь сводятся к 7 заповедям, которые записаны на стенах амбара.

Свиньи берут на себя управление фермой, а остальные работают ещё усерднее, но ни у кого не возникает вопросов, ведь теперь они трудятся ради своего светлого будущего.

Спустя некоторое время политический строй на ферме плавно трансформируется из демократии в диктатуру. Свинья по кличке Наполеон концентрирует всю власть в своих руках. Все свиньи получают ряд преимуществ, лицемерно нарушают и редактируют заповеди под свои нужды, а остальные животные, наоборот, вынуждены трудиться до седьмого пота и голодать. В итоге нынешние управленцы фермой становятся теми, кого так боялись и ненавидели животные – людьми.

События из книги, по сути, являются аллегорическим отображением реалий России первой половины ХХ века. Книга учит нас критически мыслить и смотреть в будущее, извлекая полезные уроки из истории, при этом демонстрирует насколько могут быть преданы и опошлены идеи революционеров.

Притча Джорджа Оруэлла «Скотный двор» была написана в 1945 году. Но целевая аудитория смогла ознакомиться с ней лишь спустя несколько десятков лет, поскольку книга была запрещена на территории бывшего СССР, как и все произведения автора.

Картинка или рисунок Оруэлл - Скотный двор

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Необыкновенные приключения Карика и Вали Ларри

    Сюжет в фантастической повести для детей «Необыкновенные приключения Карика и Вали» происходит в мире насекомых, населяющих реки, поля, озера, деревья и леса. Автор Ян Ларри использует стиль

  • Краткое содержание Синяя звезда Куприна

    В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.

  • Краткое содержание Трудный хлеб Носов

    В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край.

  • Краткое содержание Поющий колокольчик Азимова

    Название говорит читателю о главном фигуранте этой истории – драгоценности, которые люди добывают на Луне. Фантастическая книга описывает поющие колокольчики как полые шарики

  • Краткое содержание Ярмарка тщеславия Теккерей

    Две подруги завершают учебу в пансионе мисс Пинкертон и теперь их ждут разные пути. В первую очередь от того, что они вышли из разных слоев общества, и имеют разный склад характера: Эмилия – дочь состоятельных родителей, полна добродетелей

Одно из величайших произведений зарубежной литературы XX столетия - повесть Джорджа Оруэлла " Скотный двор" . Краткое содержание этой книги, безусловно, вдохновит на прочтение оригинала. В повести американского писателя в завуалированной форме отражены важные события в истории России.

Основная информация

Работу над утопией, повествующей о постепенном и, по мнению автора, неизбежном переходе от идей о всеобщем равенстве к тоталитаризму и жесткой диктатуре, Оруэлл завершил в 1944 году. Впервые повесть появилась в печати после окончания Второй мировой войны. Оригинальное название - Animal Farm: A Fairy Story. В произведении присутствует сатира на Советский Союз, в некоторых персонажах угадываются знаменитые исторические личности. Повесть Оруэлла " Скотный двор" о революции 1917 года и событиях, которые происходили в первое двадцатилетие после создания нового государства.

Уже из названия понятно, что главные действующие лица здесь не люди , а животные. Однако некоторые из них наделены жестокостью, которая присуща лишь человеку. Прежде чем изложить краткое содержание " Скотного двора" , следует дать определение основному термину этого философского произведения - " скотизму " . Это понятие представляет собой пародию на коммунизм. " Скотизм ", или " анимализм" - философская система, согласно которой, животные существуют в полной независимости от людей.

"Скотный двор": краткое содержание

Герои повести - обитатели фермы " Усадьба" . Ее хозяин - мистер Джонс - страдает алкоголизмом, а потому дела его идут из рук вон плохо. Иногда он даже забывает покормить животных. Однажды двенадцатилетний боров по имени Майор устраивает собрание. Именно с этого события и начинается повествование.

Майор зарождает в умах обитателей фермы революционные мысли. Что будет, если животные станут свободными, перестанут зависеть от корыстных и жестоких людей? Старый Майор утверждает, что когда-то должно свершиться восстание, которое в конечном счёте и сделает жителей фермы счастливыми. Они будут меньше работать, но лучше питаться. В мире животных наступит равенство. Следует всего-навсего избавиться от человеческой диктатуры.

Спустя несколько дней после собрания Майор умирает. Однако идеи, высказанные мудрым боровом, продолжают жить. Песня, которую в один из последних дней своей жизни исполнил майор, становится гимном освободительного движения. Называется гимн " Скоты Англии" .

Однажды Джонс забывает покормить животных. Они в гневе набрасываются на него и его помощников. Таким образом, происходит долгожданная революция. Отныне на ферме нет ни одного человека. Вся власть принадлежит животным. Свиньи - Наполеон , Сноуболл, Визгун - оказываются у руля в новом маленьком государстве.

Беда в том, что идеалы о равенстве и всеобщем счастье со временем забываются. Свиньи всё больше руководят и всё меньше работают. Другим животным приходится выполнять тяжелый труд от рассвета до заката. Однако несмотря на это они счастливы. Обитатели фермы верят в идеи, на осуществление которых их когда-то вдохновил мудрый Майор.

Таково краткое содержание " Скотного двора" . Но здесь, конечно, рассказано не обо всех событиях в жизни обитателей фермы. Со временем, незаметно для многих животных, в скотном дворе устанавливается диктатура. Начинаются репрессии, доносы и прочее явление, характерные для политики тоталитаризма. А главное, подмен ценностей. Идеи, которые когда-то вдохновили животных на восстание, постепенно отходят на задний план - они неудобны диктатору и его приспешникам.

Семь заповедей, придуманных свиньями

После изгнания людей с фермы животные начали обучаться грамоте. Правда, многие не смогли осилить даже алфавита. Особые интеллектуальные способности демонстрировали свиньи. Именно они изложили семь заповедей, которых впредь должны придерживаться все козы, овцы, куры, собаки, кошки.

На стене амбара белой краской один из боровов написал:

  1. Враг - тот , что ходит на двух ногах.
  2. Друг - тот , что ходит на четырех ногах.
  3. Животные не носят одежду.
  4. Животные не спят в кровати.
  5. Животные не пьют алкоголя.
  6. Животные не убивают друг друга.
  7. Все животные равны.

В сюжете " Скотного двора" эти заповеди имеют не последнее значение. Дело в том, что со временем их начинают нарушать. И нарушают их отнюдь не лошади, козы, овцы и куры, а свиньи, то есть те, что находятся у власти. Заповеди не отменяют. В них незаметно вносят коррективы. Так, постулат о том, что животное не может убить себе подобного, дополняют словами " без причины" . Заповедь, которая гласит, что ни один обитатель фермы не имеет права пить спиртное, - словами " до беспамятства" .

Персонажи " Скотного двора" довольно колоритные. Одни имеют конкретные прототипы. Другие представляют собой собирательные образы. Есть в " Скотном дворе" Оруэлла и персонажи, символизирующие определенный социальный слой.

Майор

Этот персонаж произносит долгую речь в самом начале произведения, а затем, как уже было сказано, умирает. Майор не становится ни свидетелем, ни участником восстания. Однако его череп животные позже выкапывают из могилы и водружают на видное место. Каждое утро, глядя на останки почившего борова, они поют свою излюбленную песню " Скоты Англии" . Прототипы персонажа - Карл Маркс, Владимир Ленин.

Наполеон

Если после восстания у власти два персонажа, то позже фермой руководит всего один. Наполеон агрессивен, властолюбив, хитер. Когда-то он спрятал в своей каморке щенят, вырастил, воспитал их. А позже использовал для установления единоличной власти. Животные со временем его начинают называть " вождем " . Они верят ему беспрекословно даже после того, как становятся свидетелями массовой казни. Несложно догадаться, к кому из исторических фигур отсылает этот литературный герой. К Сталину.

Сноуболл

К этому персонажу автор испытывает симпатию. Сноуболл пользуется широкой популярностью среди обитателей фермы. Он является автором идеи о создании мельницы, которая в дальнейшем облегчит жизнь животных. Однако Сноуболл становится жертвой коварства Наполеона. Его изгоняют из фермы, а позже обвиняют во вредительстве, предательстве и прочих преступлениях. Этот персонаж напоминает революционера Льва Троцкого.

Визгун

Наполеон всё реже появляется перед жителями фирмы. Он скрывается в кулуарах, а указания животным дает через своего поверенного - Визгуна . Верный помощник Наполеона отличается удивительным красноречием и умением доносить до толпы даже самые бредовые идеи. Он хитер, изворотлив и не лишён артистичности. Этот персонаж отсылает к политическому деятелю Вячеславу Молотову и частично к Троцкому , который тоже обладал недюжинными ораторскими способностями.

Боксер

Это самый трудолюбивый обитатель скотного двора. Он тяжело работал и при Джонсе, и при Наполеоне. Излюбленная фраза Боксера : " Буду работать больше" . Трудолюбивому коню сложно понять интриги, которые ведутся между правителями фермы. Каждый раз, когда у Боксера возникают сомнения, он начинает работать еще больше, при этом демонстрирует безграничную доверчивость и преданности к тем, кто находится у власти. Еще одна фраза этого персонажа: " Наполеон всегда прав" . В конечном счете " вождь" продает его живодерам . Боксёр олицетворяет стахановское движение.

Бенджамин

Старый осёл понимает гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд . Бенджамин, в отличие от большинства животных, умеет читать. Он замечает изменения в заповедях, написанных на стене амбара. Он многое видит, но почти всегда молчит. Бенджамин единственный, кто понимает, что старого Боксера отправили не на лечение, а в живодерню . Что олицетворяет этот персонаж? Советскую интеллигенцию.

Молли

Легкомысленную лошадь отнюдь не радуют изменения, наступившие после изгнания Джонса. Хотя она и не высказывает открыто своей точки зрения. Молли больше всего любит ленточки, которые символизируют роскошь. На собраниях, еще до восстания, она задает всего один вопрос: " Будет ли сахар?" После установления новой власти она убегает на соседнюю ферму. Молли олицетворяет русскую эмиграцию.

Другие персонажи

Овцы, которыми легко манипулирует Наполеон, символизируют основную массу населения в стране, которой правит диктатор. Преданные псы " вождя" напоминают сотрудников НКВД. В повести Оруэлла среди персонажей есть и люди. Это Джонс, Пилкингтон , Уинтер. Прототип Фредерика - жестокого владельцы соседней фермы - Адольф Гитлер.

Хозяин Господского Двора, мистер Джонс запирает на ночь курятник и отправляется спать. Животные собираются в амбаре, чтобы послушать историю про удивительный сон старого призового хряка по кличке Главарь. Три собаки (Ромашка, Роза и Кусай), свиньи, куры, голуби, овцы, коровы, ломовые лошади (Боец и Кашка), белая коза Мона, ослик Вениамин, маленькие утята, серая кобылка Молли и кошка становятся свидетелями поучительной речи, в которой боров делится своим жизненным опытом. По мнению Главаря, английские животные ведут нищенское существование, занимаются непосильным трудом и преждевременно умирают. Устранение главного врага – человека могло бы изменить текущее положение дел. Именно это Главарь и завещает своим товарищам. Общим голосованием животные принимает решение считать диких зверей (живущих в амбаре крыс) своими друзьями. В конце речи хряк просит животных бороться до победного конца и не перенимать порочных человеческих привычек. Своё выступление Главарь завершает рассказом о сне, в котором он увидел землю без человека, и старинной песней «Твари Англии». Собрание заканчивается выстрелом мистера Джонса, проснувшегося от учинённого животными шума.

Глава II

Через три дня Главарь умирает во сне. В последующие три месяца животные разворачивают подпольную борьбу. Свирепый хряк Наполеон и находчивый Обвал вместе с подсвинком Стукачом разрабатывают философскую систему скотизма. Животные равнодушно воспринимают новые идеи. Любимец мистера Джонса, ручной ворон Моисей распространяет слухи о таинственном крае, куда звери отправляются после смерти.

Восстание животных происходит случайно, в июне, когда работники забывают их покормить. Побитые кнутами за самовольное взятие корма звери изгоняют своих поработителей с фермы.

Освобождённые животные первым делом осматривают доставшиеся им владения и уничтожают следы присутствия мистера Джонса. На следующий день они посещают хозяйский дом и решают превратить его в музей. Научившиеся писать свиньи переименовывают «Господский двор» в «Скотный двор». На торце большого амбара они выводят семь заповедей, по которым теперь должны жить животные. Перед уборкой урожая свиньи доят корову. Вечером молоко таинственным образом исчезает.

Глава III

Животные убирают сено. Свиньи руководят процессом. Всё лето ферма работает как часы. Звери с удовольствием занимаются общественным трудом и понимают, что с уходом мистера Джонса они стали лучше питаться и больше отдыхать. Большую часть работы берёт на себя Боец. Молли и кошка придумывают отговорки, чтобы ничем не заниматься. По воскресеньям животные устраивают собрания, лидирующие позиции на которых принадлежат Обвалу и Наполеону.

Свиньи устраивают из сбруйницы штаб-квартиру. Обвал учреждает всевозможные скотские комитеты. Животные начинают обучаться грамоте, но преуспевают в этом немногие. Обвал сводит семь заповедей к одной: «Четыре ноги – хорошо, две – плохо!». Наполеон считает, что нужно сосредоточиться на воспитании молодёжи, и отнимает у Розы и Ромашки девять новорождённых щенят.

Со временем выясняется, что пропавшее молоко пошло на корм свиньям. Последние также забирают себе и все упавшие яблоки.

Глава IV

К концу лета о произошедшем на «Скотном дворе» узнаёт полстраны. Владелец огромной запущенной фермы Плутни, - мистер Калмингтон, и хозяин фермы Склоки, размером поменьше, - мистер Питер, никогда не ладившие друг с другом, делают всё для того, чтобы их животные ничего не узнали о восстании на соседнем участке.

Со временем «Твари Англии» расползаются по всей стране. В начале октября Джонс с работниками, в том числе и с соседних ферм, пытается отбить ферму. Подготовленные к нападению животные устраивают людям засаду и прогоняют их со «Скотного двора». Свиньи учреждают награды за боевые заслуги (Герой Скотного двора I и II степени) и закрепляют за 12 октября памятную дату Боя под коровником.

Глава V

Молли начинает прогуливать работу. Кашка требует объяснить, почему лошадь общалась с конюхом из Плутни. В Моллином деннике Кашка находит кучку запрещённого свиньями кускового сахара и пучок разноцветных лент. Через три дня Молли исчезает. Через несколько недель голуби доносят, что видели её у пивной, запряжённую в красно-чёрные дрожки и довольную жизнью.

Во время январских морозов свиньи готовятся к проведению весенних работ. Обвал конкурирует с Наполеоном. Первый пользуется популярностью на собраниях, но за вторым идёт больше животных – особенно овец, которые блеют на самых ответственных местах речи Обвала.

Обвал разрабатывает чертёж ветряной мельницы, которую предлагает установить на взгорке выгона. По его плану конструкция обеспечит ферму током и автоматизирует большую часть работы, освободив животных для чтения и бесед. Наполеон выступает против ветряной мельницы. Среди обитателей фермы происходит раскол. Он затрагивает и вопрос обороны «Скотного двора»: Обвал полагает, что защищаться нужно, поднимая восстания на соседних фермах; Наполеон – закупая оружие для своей.

Во время итогового голосования по вопросу установки ветряной мельницы Наполеон выпускает на Обвала девять здоровенных псов. Хряк убегает с фермы. Наполеон отменяет воскресные собрания и объявляет, что все решения отныне будет принимать закрытый комитет свиней.

Стукач объясняет животным, какую жертву приносит Наполеон, взяв на себя руководство фермой. Череп старого Главаря устанавливают рядом с флагом. Наполеон объявляет о строительстве ветряной мельницы и урезании пайков.

Глава VI

Всю зиму, весну и лето животные усердно работают. Строительство ветряной мельницы движется медленно. Со временем «Скотный двор» начинает испытывать потребность в гвоздях, керосине, верёвках и других вещах, производящихся за пределами фермы. Наполеон задаёт новый курс на торговлю с внешним миром. Посредником между животными и людьми становится некий мистер Сопли.

Свиньи перебираются в хозяйский дом и переделывают четвёртую заповедь о том, что животным нельзя спать на кроватях. В ноябре сильный ветер разрушает ветряную мельницу. Наполеон называет это диверсией и обвиняет в ней Обвала.

Глава VII

Зимой начинается восстановление ветряной мельницы. В январе заканчивается зерно. Неприкрытая от морозов картошка чернеет. Над фермой нависает угроза голода. Наполеон дурачит мистера Сопли, который разносит по округе новость о том, что с кормами на «Скотном дворе» полный порядок.

Наполеон продаёт куриные яйца, чтобы купить зерно. Птицы бунтуют, но их перестают кормить, и они сдаются. Девять кур умирают.

Весной на ферме распространяются слухи о вредительстве Обвала. Ему приписывают все происшествия «Скотного двора». Стукач извещает животных о том, что прячущийся в Склоках Обвал был тайным агентом мистера Джонса. Боец никак не может поверить в то, что в Бое под коровником хряк дрался не на их стороне.

Наполеон казнит четырёх подсвинков за сговор с Обвалом. Некоторые животные от страха перед вождём сознаются в несовершённых преступлениях и также умирают. Обитатели фермы понимают, что не о таком будущем они мечтали. Наполеон запрещает «Тварей Англии».

Глава VIII

Культ личности Наполеона растёт. Свиньи наделяют его разнообразными титулами. Последыш сочиняет в честь хряка стихотворение.

Наполеон устанавливает экономические отношения с мистером Калмингтоном. По «Скотному двору» распространяются слухи о бедственном положении животных в Склоках. Законченной ветряной мельнице присваивают имя Наполеона.

Хряк продаёт лес Питеру в Склоки. Калмингтон становится врагом «Скотного двора». Через три дня полученные от Питера деньги объявляются фальшивками. Работники Склок нападают на ферму. Калмингтон отказывается помогать «Скотному двору». Питер с людьми повергают животных в бегство и взрывают в мельницу. Разъярённые животные бросаются в бой. Стукач объявляет победу над захватчиками. Боец понимает, что у него больше нет сил на восстановление мельницы. Наполеон напивается найденным в хозяйском доме виски и чуть не умирает.

Глава XI

Животные обсуждают будущие пенсии. Очередная зима выдаётся холодной. Стукач урезает кормовые пайки. Обитатели «Скотного двора» понимают, что влачат жалкое существование, но уже плохо помнят, как они жили при Джонсе, поэтому позволяют убедить себя в том, что сейчас у них всё хорошо.

Год выдаётся удачный, но денег по-прежнему не хватает. На фоне общего недоедания свиньи тучнеют. Они варят себе пиво и начинают устраивать демонстрации. Вернувшийся на ферму ворон Моисей продолжает россказни о лучшем мире.

У Бойца отказывают лёгкие. Наполеон предлагает отправить его в Уиллингдонскую больницу, но животные благодаря Вениамину узнают, что коня увозят на живодёрню. Через три дня Стукач объявляет о смерти Бойца. Он убеждает животных в том, что конь умер в Уиллингдонской больнице под присмотром врачей. Свиньи устраивают поминки по Бойцу и снова напиваются.

Глава X

Спустя годы многие участвовавшие в восстании животные умирают. В живых остаётся Кашка, Вениамин, Моисей и несколько свиней. Ветряная мельница успешно работает, а Наполеон строит планы по установке новой конструкции. Псы и свиньи богатеют. Последние начинают ходить на двух ногах и меняют основную заповедь животных на «Четыре ноги хорошо, две – лучше!». Семь заповедей на стене амбара превращаются в одну: «Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие».

Антиутопия — один из самых ярких жанров фантастической литературы. И видным мастером этого направления был Джордж Оруэлл. Книги, написанные им, до сих пор ассоциируются с тотальным контролем и государственной диктатурой. Мы посмотрим подробнее, чем примечательны его произведения «Скотный двор» и «1984»

Фантастика. Слово, таящее в себе ярчайший жанр искусства. Фантастика полностью состоит из удивительного, неизведанного, поразительного. На протяжении уже многих десятилетий она волнует умы миллионов читателей по всему миру.

К сожалению, нередко этому жанру приходится терпеть нападки снобов из-за того, что это «низкое» творчество, не имеющее никакого отношения к настоящим произведениям. Сторонники такого взгляда любят говорить, будто в фантастике нет ничего кроме роботов, космических кораблей, страшных монстров и далёких планет – бессмысленные фантазии, только и всего! Авторы Hobbibook спешат выразить своё уверенное несогласие.

Заранее стоит выносить за скобки дурную литературу, но вопрос качества никак не связан с жанром – реалистическое направление полно проходными экземплярами не меньше, чем фантастическое. По меньшей мере, следует отметить, что в той части, где речь действительно идёт о просторах Вселенной, технических революциях и инопланетных цивилизациях, фантастика старается осмыслять достижения человеческой мысли в области науки. Во многом, поэтому писателями-фантастами часто становились учёные: астроном Артур Кларк, биохимик Айзек Азимов, биолог Герберт Уэллс.

Советский литературовед Юлий Кагарлицкий в своём исследовании «Что такое фантастика?» делает любопытное замечание:

«Когда-то учёный, желавший высказаться по вопросам, выходящим за пределы его узкой области, писал философское эссе. Сегодня он пишет научную фантастику. Вступая в эту область, он становится писателем, оставаясь учёным» .

Но существует и другая особенность фантастики. Писатель, используя фантастические категории, может ставить острые вопросы о проблемах современного ему общества. Таким образом, он при помощи иносказания получает возможность обозначать волнующие его общественные проблемы. Одним из абсолютных выражений социальной фантастики можно назвать антиутопию. И здесь, преодолев растянувшееся, но необходимое вступление о жанре в целом, мы подбираемся к предмету нашего разговора – Джордж Оруэлл, книги «Скотный двор» и «1984» .

Строго говоря, фантастической антиутопией можно назвать только роман «1984», ибо «Скотный двор» того же Джорджа Оруэлла в гораздо большей степени притча, но эти два произведения стоит рассматривать в тесной связи друг с другом. И ниже мы в этом убедимся.

Джордж Оруэлл, биография

Джордж Оруэлл

Эрик Артур Блэр , известный читателям под именем Джорджа Оруэлла, как и , о котором мы уже говорили, жил в чрезвычайно бурное время для всей планеты Земля.

При его жизни случились две мировые войны, череда революций и гражданских войн (в том числе в России), началась Холодная война (термин, собственно, и изобретён Оруэллом).

Будущий писатель родился в Индии, тогда ещё британской колонии, в семье чиновника, и раннее детство провёл там же. Но уже в 8 лет он оказался в Великобритании. В юности посещал знаменитый колледж Итон. Затем судьба забросила его в Бирму, где он до 1927-го года служил в колониальной полиции.

В конце 20-х Оруэлл всё-таки возвращается в Европу. Тогда уже сформировалось его стремление заниматься литературой. Начав писать, Джордж сначала кормил себя случайными заработками в Париже, потом перебрался в Англию. Европа не слишком баловала его.

Нет, и не может быть никаких сомнений в том, что личная биография и ярчайшие потрясения истории оказали определяющее влияние на личность молодого человека. Он стремительно политизировался. Процесс моральной эволюции дошёл до того, что в 1936-м году Оруэлл вместе с женой отправился в Испанию, охваченную Гражданской войной*, и вступил в ополчение Рабочей партии марксистского объединения (также известной как ПОУМ).

Сражаясь на его стороне, Оруэлл своими глазами увидел внутреннюю борьбу среди левых сил в этом конфликте. Он стал свидетелем и действий Коминтерна (контролируемого Сталиным), многими расцененных, как предательские по отношению к Испанской Республике. Получив ранение в горло, Джордж Оруэлл вернулся в Великобританию с уже оформившимися социалистическими и антисталинистскими взглядами.

Для справки

*Гражданская война в Испании – столкновение между демократическим правительством Второй Испанской Республики («Народный фронт») и фашистской военно-националистической мятежной диктатурой под руководством генерала Франко, поддержанного Германией, Италией и Португалией. Война началась в 1936-м, а закончилась в 1939-м году разгромом Народного фронта и победой Франко. На стороне Испанской Республики в Гражданской войне, кроме Оруэлла принимали участие Эрнест Хемингуэй, Артур Кёстлер, Антуан де Сент-Экзюпери, Илья Эренбург, Джон Дос Пассос.

Тут мы подходим к самому интересному для автора настоящей статьи моменту в биографии писателя. Он становится политическим автором .

В своём эссе «Почему я пишу» литератор достаточно точно формулирует политические мотивы в творчестве. Как считает Джордж Оруэлл, книги вообще не могут быть аполитичными, потому как «даже мнение, что искусство не должно иметь ничего общего с политикой, уже является политической позицией» .

В том же самом эссе он ставит проблему сочетания политического высказывания и литературного произведения. Джорджа Оруэлла интересует, каким образом можно обозначать свои гражданские взгляды, и при этом получить нечто, называемое искусством. Разработкой такого специфического и, безусловно, сложнейшего вопроса Оруэлл занимался до конца своих дней.

По возвращении из Испании он сначала пишет документальные «Памяти Каталонии» и «Вспоминая войну в Испании», но после переходит к важнейшим своим художественным опытам: «Скотному двору» и «1984».

Книга «Скотный двор», Джордж Оруэлл. Анализ произведения

Без «Скотного двора» Оруэлл вряд ли когда-нибудь написал бы «1984». И по субъективной точке зрения автора этих строк, «Скотный двор» имеет больше художественных достоинств.

Повесть определённо появилась на свет из-за того, что социалист Оруэлл с большой горечью смотрел на происходящее в Советском Союзе: «большой террор», искажение истории, пакт Молотова-Риббентропа*, культ личности Сталина. И писатель нащупал великолепный способ выразить свою душевную боль.

Сюжет повести довольно остроумен. На одной британской ферме животные, вдохновлённые старым хряком Майором, устраивают революцию и изгоняют пьяницу-фермера мистера Джонса, как эксплуататора. Звери, руководимые свиньями Снежком и Наполеоном, устанавливают свою республику на территории скотного двора и учреждают семь заповедей, по которым им всем надлежит жить.

После этого, казалось бы, должно наступить царство свободы, равенства и счастья. Но довольно быстро в среде животных возникает размежевание. Уровень классового сознания у каждого отдельного гражданина скотного двора различен. Но главная беда в другом – возникает борьба за власть между Снежком и Наполеоном, которая приведёт к весьма плачевным последствиям для молодой республики животных.

Для справки

*Пакт Молотова-Риббентропа – пакт о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года. К нему прилагался секретный протокол, согласно которому разграничивались сферы влияния в Восточной Европе, если произойдёт территориально-политическое переустройство. Пакт получил неофициальное название по именам народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова и министра иностранных дел Германии Иоахима фон Риббентропа.

Дабы не испортить удовольствие, не станем раскрывать все подробности истории, которую содержит книга «Скотный двор». Джордж Оруэлл при помощи меткой аллегории рисует сатиру на революционное общество. На то, как возникает революция и как она, затем, перерождается в бюрократическую олигархию. Здесь Оруэлл, конечно, предстаёт как последовательный критик сталинизма.

В образе Наполеона, его методах и поведении, очевидно, проглядывает личность товарища Сталина. Снежок же, отображённый в повести одновременно и с иронией, и с симпатией, вполне соответствует Льву Троцкому (одному из лидеров Октябрьской революции, впоследствии изгнанному из страны Сталиным).

Находится здесь место и иносказательному представлению целых слоёв общества: трудолюбивый конь Боец – рабочие; любящая ленточки лошадка Молли – интеллигенты-эмигранты; ворон-проповедник Моисей – религиозные деятели; осёл-скептик Бенджамин – оставшаяся в республике интеллигенция и т.д. Образно будут затронуты также многие другие события из жизни Советского Союза – например, Великая Отечественная Война.

Благодаря избранной форме притчи, Джорджу Оруэллу удаётся создать удивительную по своей точности сатиру, вскрывающую все пороки вырождающегося революционного общества в трагикомедийном ключе. Подмена революционных идеалов при Сталине находит своё место у писателя в дописывании звериных заповедей. Так заповедь «Все животные равны» во время диктатуры Наполеона, в конце концов, превращается в легендарное «Все животные равны, но есть те, кто равнее»

Имеются свидетельства, что Оруэлл мечтал, чтобы «Скотный двор» однажды попал в руки гражданам СССР. И он попал, но лишь в годы Перестройки.

Книга «1984», Джордж Оруэлл. Анализ произведения

Наконец, парабола творческого развития Джорджа Оруэлла привела его к самому известному и, к сожалению, самому последнему произведению – роману «1984». Вероятно, создав «Скотный двор», писатель понял, что хочет отразить не только реальное положение дел, но и проследить, к чему гипотетически может привести подобная расстановка сил в будущем. Здесь-то Оруэлл и вступил на территорию фантастики, о которой мы так долго говорили в начале статьи. И создал одну из самых известных антиутопий в истории литературы.

Как следует из названия, на дворе 1984-й год (для Оруэлла – будущее, т.к. над текстом романа он работал в конце 40-х). Мир к этому времени поделен между тремя огромными государствами: Океанией, Евразией и Остазией. Эти страны находятся в бесконечной войне друг с другом. Действие романа происходит в Океании, в которой ещё в конце 50-х восторжествовала революция и установила идеологию так называемого ангсоца («английского социализма»).

Правителем Океании и главой единственной управляющей партии является некий Старший Брат, герой революции, непогрешимый и любимый всей нацией лидер – его лицо взирает на граждан с развешанных повсюду плакатов и экранов. Изображение всегда сопровождается фразой «Старший Брат следит за тобой».

Местное телевидение регулярно вещает либо о победах на фронтах войны, либо об успехах производства и экономики. Периодически средства массовой информации устраивают «минутки ненависти»: на экранах показывают записи человека по имени Эммануэль Голдстейн, который «когда-то, давным-давно (так давно, что никто уже и не помнил, когда), был одним из руководителей партии, почти равным Старшему Брату, а потом встал на путь контрреволюции, был приговорён к смертной казни и таинственным образом сбежал, исчез» .

Ходит слух о том, будто существует тайная террористическая организация Братство, руководимая Голдстейном из Евразии, и перманентно планирующая свержение власти в Океании. Во время «минуток ненависти» партийцы впадают в истерию, заводят сами себя, выкрикивая оскорбления и ругательства в адрес Голдстейна. В довершение ко всему, хоть это и замалчивается, Океания живёт в условиях острого товарного дефицита – порой не достать бритвенные лезвия или что-нибудь иное, нужное в быту.

Старший Брат следит за тобой

В этом недружелюбном, парадоксальном мире приходится жить рядовому партийцу, сотруднику министерства правды, Уинстону Смиту. Он принадлежит к тем немногим людям, которые ещё сохранили способность к умозаключению. Размышления, порожденные безумной тоталитарной реальностью, наблюдаемой им ежедневно, приводят Смита к осознанию необходимости борьбы за собственное мнение, за свободу личности. В Океании подобная позиция смертельно опасна, т.к. существует особая полиция мысли, а самое страшное нарушение закона здесь называется мыслепреступлением.

Безрадостная картинка, не правда ли? Очевидно, что Джорджа Оруэлла занимают границы возможностей тоталитарных государств, возникших в середине ХХ века – в том числе в гитлеровской Германии и Советском Союзе. Он делает то, о чём рассуждал в эссе — облачает свои политические взгляды в форму фантастического романа. Но из-за этого возникает эффект, возможно снижающий воздействие «1984» на современного читателя. Потому что многие проблемы, на которые ссылается Оруэлл в своей антиутопии, были для него реальностью, в то время, как для человека наших дней они уже превращаются в детали истории. А читатель может, как нам известно, может плохо знать историю. Так многие штрихи произведения явно намекают нам на СССР. Скажем, таково описание внешности Старшего Брата:

«… лицо человека лет сорока пяти, с густыми чёрными усами, грубое, но по-мужски привлекательное»

Почти наверняка имеется в виду Иосиф Виссарионович Сталин. Тем более, что период сталинского правления в СССР характеризовался повсеместным появлением его портретов. Можно было бы списать это на забавное совпадение, если бы не облик «предателя» Эммануэля Голдстейна, написанный автором:

«Сухое еврейское лицо в ореоле лёгких седых волос, козлиная бородка – умное лицо и вместе с тем необъяснимо отталкивающее; и было что-то сенильное в этом длинном хрящеватом носе с очками, съехавшими почти на самый кончик».

Иосиф Виссарионович Сталин
Лев Давидович Троцкий

Безусловно, перед нами словесный портрет Льва Давидовича Троцкого.

Подобную трактовку подтверждает ещё и то, что среди инакомыслящих Океании из рук в руки передаётся книга Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма», вымышленные цитаты из которой Оруэлл приводит, когда Уинстон Смит её читает – скорее всего, имеется в виду труд Л. Троцкого «Преданная революция» (второе название «Что такое СССР, и куда он идёт?»).

Не говоря уже о том, что фамилия Троцкого при рождении – Бронштейн, созвучная с фамилией Голдстейн. В конце концов, сам Оруэлл уже подтвердил свой интерес к политической дуэли Сталина и Троцкого в «Скотном дворе».

Теория и практика олигархического коллективизма
Преданная революция

Присутствуют здесь и свои жертвы местного «большого террора» — бывшие лидеры партии Аронсон, Джонс и Резерфорд, осуждённые за предательство, затем публично покаявшиеся и всё равно уничтоженные. Возможно, Оруэлл имел в виду Каменева, Зиновьева и Бухарина, но здесь уже сходства не столь очевидны, как в случае с Троцким и Сталиным. Может быть, писатель вывел собирательные образы пострадавших «старых большевиков».

Отдельного упоминания заслуживает зловещая полиция мыслей. Здесь, конечно, Оруэлл доводит до абсурда работу спецслужб тоталитарных режимов – таких, как Гестапо или НКВД. Полиция мыслей охотится за «мыслепреступниками», используя повсеместную слежку, провокации и хорошо отработанную систему доносов. Так, многие родители боятся своих детей (местных пионеров), потому что те в школах получают такое воспитание, которое не остановит их перед доносом на отца или мать. На ум сразу же приходит история с Павликом Морозовым.

Сам Уинстон Смит, работая в министерстве правды, постоянно занимается редактированием истории. Задания, спускающиеся к нему сверху, требуют корректировки нежелательных фактов в печатной продукции прошедших лет. Например, упоминание о награждении орденом товарища, позже признанного врагом народа, не может оставаться в газете – его необходимо отредактировать. Таким образом, история Океании фальсифицируется на всех уровнях. Снова никак не отделаешься от параллелей со сталинизмом (привет «Краткому курсу истории ВКП (б)»).

Вся система, сложившаяся в данном вымышленном обществе требует от гражданина безусловного подчинения и веры в навязываемые идеалы. Любое сомнение (даже логически обоснованное) тут же квалифицируется, как мыслепреступление. Герой запишет в своём дневнике: «Свобода – это возможность сказать, что дважды два равняется четырём» . И даже столь очевидный тезис может быть изменён по желанию партии.

В мире после выхода романа «1984» сразу нашлось много критиков и читателей, окрестивших книгу антикоммунистическим произведением. Однако только ли сталинский СССР пугал Оруэлла?

Обратим внимание на то, что в сюжете «1984» Океания воюет то с Евразией, то с Остазией, но в средствах массовой информации утверждается, либо что «Океания всегда воевала с Евразией», либо что «Океания всегда воевала с Остазией» в зависимости от ситуации. Чем вдохновлялся Джордж Оруэлл, когда придумывал это? Обратимся к его эссе «Подавление литературы»:

«Взять, к примеру, различные, полярно несовместимые позиции, которые английский коммунист или «попутчик» был вынужден занимать в отношении войны между Британией и Германией. До сентября 1939-го ему на протяжении многих лет полагалось возмущаться «ужасами нацизма» и каждым написанным словом клясть Гитлера; после сентября 1939-го ему год и восемь месяцев приходилось верить в то, что Германия претерпела больше несправедливости, чем творит сама, и словечко «наци», по крайней мере в печатном тексте, было начисто выброшено из словаря. Не успел наш английский коммунист в восемь часов утра 22 июня 1941 года прослушать по радио выпуск последних известий, как ему надлежало вновь уверовать, что мир не видел более чудовищного зла, чем нацизм»

Как видим, никакого Советского Союза. Только европейская, вполне цивилизованная Великобритания, меняющая свою официальную позицию с завидным постоянством. В этом же фрагменте есть и фраза «начисто выброшено из словаря» — и этому есть своя, выведенная в абсолют, иллюстрация в «1984». Учёные готовят для населения Океании новояз – язык, на котором в дальнейшем будет разговаривать всё население. И из него постоянно удаляются целые категории слов и их значения, чтобы у человека исчезла сама возможность к мыслепреступлению. Он попросту не будет иметь словесного инструментария, чтобы думать «неправильно».

Некоторые утверждают, что «1984» чрезвычайно походит на одну из первых антиутопий – роман «Мы» Евгения Замятина. Но определённо говорить о влиянии сложно. Оруэлл читал «Мы», что факт, но судя по всему, книга русского эмигранта попала к нему в руки, когда замысел «1984» уже сложился, и работа велась. Тем не менее, британец даже написал собственную рецензию на произведение Замятина.

На субъективный взгляд автора статьи, Джордж Оруэлл сильно переоценил возможности тоталитарного режима. В течение ХХ века тоталитаризм в том виде, в каком его опасался британский фантаст, прекратил своё существование – оказался нежизнеспособным на длинной дистанции. Но это не значит, что современное общество оказалось в безопасности. Задачи, которые ставит тоталитарное государство по Оруэллу, реализуются иными путями, более комфортабельными, но отнюдь не более гуманными. Хотя это предмет иного разговора.

«1984» — экранизации

Как и у большинства культовых литературных произведений, у романа Оруэлла существуют собственные экранные версии. В случае с «1984» их появилось целых 3 экземпляра.

Первый имел телевизионный формат, и вышел на канале BBC в 1954-м году, вскоре после смерти Джорджа Оруэлла. К сожалению, у Hobbibook не было возможности с ним ознакомиться, но главную роль там исполнил Питер Кушинг (известный поклонникам «Звёздных войн» как губернатор Таркин).



Вторая экранизация, и первая в качестве кинофильма, появилась спустя 2 года, в 1956-м. Постановщик – Майкл Андерсон. Уинстона Смита сыграл Эдмонд О’Брайан. К сожалению, серьёзная проблема картины в том, что она чрезвычайно примитивизирует литературный оригинал. Собственно, в экранизации Майкла Андерсона нет ощущения главного – тоталитарного общества. Из-за этого всё остальное мгновенно становится совершенно неубедительным.

Наконец, третья экранизация «1984», снятая Майклом Рэдфордом, вышла в 1984-м году. Она наиболее близка к оригинальному тексту, и в ней определённо присутствует дух чудовищного мира Оруэлла. Но при этом, назвать её хорошим фильмом не получается. Создаётся впечатление механического переноса произведения на экран. Фильм Рэдфорда не производит никакого осмысления, не учитывает многих новых исторических данных. «1984» в данной версии становится попросту красивой и атмосферной иллюстрацией романа, не более того – этого мало, чтобы называться полноценным кинематографическим произведением.

Линия с Эммануэлем Голдстейном вообще не получает заметного развития ни в одной из экранизаций.



Приходится констатировать, что книга «1984» так и не получила экранного воплощения адекватного своему уровню.

А что в итоге?

Джордж Оруэлл, книги, написанные им, оказали огромное влияние на современную культуру. Удивительные миры, созданные его воображением, плотно вошли в нашу жизнь. Ленивый сегодня не слышал фразу «Старший Брат следит за тобой» (хоть обычно его и называют Большим Братом). Всем известно и то, что среди равных есть «те, кто равнее». И некоторые иногда вспоминают, что порой дважды два может равняться пяти.

Сама фамилия Оруэлла сегодня стала нарицательной и ассоциируется с тотальным контролем. Голливуд то и дело снимает фильмы, опирающиеся на литературное наследие британца – примером тому могут служить «ТНХ-1138» Джорджа Лукаса или «Эквилибриум» Курта Уиммера. Роман «1984» и повесть «Скотный двор» с увлечением читают и по сей день.

Значит ли это, что предостережения Джорджа Оруэлла так или иначе пошли человечеству на пользу?

    Похожие записи

Повесть «Скотный двор» впервые была опубликована в 1945 году. Однажды Оруэлл стал свидетелем обычной для деревенской жизни сцены: маленький мальчик тонким прутиком гнал огромную лошадь. Писателю вдруг пришла в голову мысль, что если бы животные осознали свою силу, люди не смогли бы властвовать над ними. На эту тему он создал произведение «Скотный двор». Краткое содержание книги изложено в этой статье.

Джордж Оруэлл

Первая книга британского писателя и публициста была опубликована в 1933 году. Во время Второй мировой войны Оруэлл работал ведущим на BBC. Дебютным произведением прозаика является автобиографическая книга «Фунты лиха в Париже и Лондоне». Во французской столице он провел несколько лет, перебивался случайными заработками, главным образом работая в ресторанах мойщиком посуды.

В 1945 году в свет вышла книга «Скотный двор». Краткое содержание этого произведения раскрывает философские и политические взгляды автора. В знаменитой антиутопии изображено порождение революционных программ и принципов. «Скотный двор», краткое содержание которого представлено ниже - притча, повествующая о революционных событиях в России. Еще одна всемирно известная книга Джорджа Оруэлла - «1984». «Большой брат следит за тобой» - выражение, ставшее крылатым, - впервые прозвучало именно в этом произведении.

«Скотный двор»: краткое содержание по главам

Это произведение было создано более полувека назад, но актуально и сегодня. Оно существует вне времени и пространства, раскрывает основные законы общества, поведение людей, обусловленное экономической и политической ситуацией. Это замечательная книга, повествующая о силе влияния, которое способна оказывать на массовое сознание личность.

Даже прочитав краткое содержание «Скотного двора», можно оценить сатирический талант Оруэлла. Кроме того, пересказ ответит на вопрос о том, почему на протяжении нескольких десятилетий произведение американского писателя популярно среди русскоязычных читателей. Краткое содержание «Скотного двора» Оруэлла изложим по следующему плану:

  • Речи Майора.
  • Создание идеи анимализма.
  • Восстание.
  • Принципы анимализма.
  • Битва у коровника.
  • Изгнание Снежка.
  • Происки вредителя.
  • Репрессии.

Речи Майора

Герои произведения - обитатели фермы мистера Джонса - человека, который довольно часто выпивает и ведет хозяйство кое-как. Однажды животные, среди которых особой сообразительностью отличаются свиньи, проводят собрание в амбаре. Речь держит старый Майор. Он призывает друзей свергнуть власть человека, который содержит их в невыносимых условиях. Несколько дней спустя Майор умирает, но его идеи незримо бродят по скотному двору. Содержание речи, которую произнес Майор, животные будут еще долго помнить.

Создание идеи анимализма

После смерти Майора начинается подготовка к восстанию. Никто еще не знает, когда именно оно свершится. Лидерами движения, которое вскоре наберет обороты, становятся Наполеон, Снежок и Визгун. Первый хряк хитер, коварен и властолюбив. Второй - чрезвычайный сообразителен. Визгун демонстрирует удивительный ораторский талант.

Любое революционное движение невозможно без наличия идеи. Для животных вдохновляющей идеей становится анимализм. В его основе - отсутствие контактов с людьми, образ жизни, ничего общего не имеющий с человеческим. Обитатели фермы не должны спать в кроватях, употреблять алкоголь, торговать и так далее.

Восстание

Однажды мистер Джонс забывает покормить животных, те в гневе выдворяют его с фермы и таким образом обретают свободу. Краткое содержание повести «Скотный двор» можно изложить следующим образом: звери избавляются от власти человека, ведут борьбу за независимость, учатся жить без людей.

Оруэлл описывает государственный переворот, но события происходят не среди людей, в рамках какой-либо страны, а среди животных, живущих на ферме. Есть среди них идейный хряк, который убеждает остальных, что живется им плохо, люди их используют, не кормят как следует. Жизнь может быть гораздо лучше, стоит лишь свергнуть власть мистера Джонса - так утверждал безвременно ушедший Майор, и в его образе легко угадывается Владимир Ленин.

Принципы анимализма

На ферме начинается новая счастливая жизнь. Благодаря восстанию, животные избавились от тирании человека. Но им предстоит существовать независимо от людей, а это непросто. Ориентиром для них служат принципы, сформулированные вожаками. Однако эти постулаты со временем все больше искажаются.

Главный принцип - «все животные равны». После того как устанавливается власть Наполеона, эта заповедь теряет смысл. Но «вождь» не призывает от нее отказаться. Любой постулат можно немного отредактировать - «все животные равны, но некоторые из них особенно равны».

Битва у коровника

Ни одна революция не свершается без кровопролития. Люди предпримут еще не одну попытку вернуть власть. Первая из них завершится настоящим сражением, которое животные еще долго с благоговением будут называть «Битвой у коровника».

Как проходят дни жителей фирмы? С рассвета до заката они трудятся. Удивительное трудолюбие характерно старому коню по прозвищу Боксер. Но он невероятно наивен. Боксер не замечает, что и при мистере Джонсе, и при Наполеоне его жестоко эксплуатируют. Любимая фраза коня: "Я буду работать еще больше". Когда он становится слишком стар и слаб для работы, его отправляют на живодерню. Этот образ олицетворяет стахановское движение. Вечерами животные проводят собрания, которые неизменно заканчиваются пением гимна «Скоты Англии».

Прочитав краткое содержание «Скотного двора» Джорджа Оруэлла, можно и не понять скрытый смысл этого произведения. Наполеона - жестокого и властолюбивого хряка - животные называют вождем. Что за историческая личность скрывается за этим литературным образом? Возможно, Иосиф Сталин.

Изгнание Снежка

На ферме заправляют хряки. Визгун выполняет следующую роль: доносит очередные правила и законы, порой бредовые, до обитателей фермы. По сути, правят Наполеон и Снежок. Но, как сказал великий полководец, на небе может светить только одно солнце. Эту фразу, к слову, любил повторять Сталин. Пока Снежок разрабатывает схему строительства мельницы, Наполеон вынашивает коварный план. Однажды при помощи своих верных псов он изгоняет конкурента с фермы.

Происки вредителя

При Снежке Наполеон критиковал план строительства мельницы. После его изгнания уверил животных, что именно он является автором. Началось долгое, сложное строительство. Мельницу построить животным не удавалось под влиянием погодных условий и прочих факторов. Во всех неудачах Наполеон обвинял Снежка, который, якобы, после изгнания по ночам проникает на ферму и совершает вредительство.

Репрессии

Одна из заповедей анимализма гласит: "Ни одно животное не убьет себе подобное". Но и этот принцип нарушен. Наполеон на очередном собрании обвиняет некоторых обитателей фирмы в инакомыслии. Несчастным ничего не остается, как признать свою вину. В этот же вечер они приговариваются к смертной казни. В роли палачей выступают псы Наполеона.

Завершим изложение краткого содержания книги «Скотный двор» описанием последней сцены. Наполеон устанавливает дипломатические отношения с владельцами других ферм. Он живет теперь в доме мистера Джонса, пьет вино, носит его одежду, спит на его кровати. Однажды животные, истощенные и оголодавшие, заглядывают в окно. Они видят странную картину. Наполеон и другие хряки пьют вино, играют в карты с людьми. И непонятно теперь уже, где животное, а где человек. Где революционер, а где очередной тиран.

Оруэлл очень красочно и доступно, без лишних слов, показывает то, как обещанное равенство превращается в тоталитаризм, как переписываются законы (семь заповедей животных) в пользу правящей элиты, как ложь выдают за правду.

Свиньи добровольно взяли на себя роль лидеров. Неудивительно, что самое лучшее достается им. Остальные животные голодают и тяжело работают. Незаметно на ферме становится совсем невесело. «Справедливость» и «равенство» превращаются в пустые слова.