Белая этика. Этика деловых отношений

Белая этика. Этика деловых отношений

На протяжении тысячелетий люди разных эпох и социальных структур искали наиболее верный путь общения между собой. Над тем, как привести общечеловеческие отношения к гармонии, трудились лучшие представители философской и религиозной мысли. В итоге оказалось, что, несмотря на разницу эпох и исторических реалий, «золотые правила этики» во все года остаются неизменными. Это определяется в первую очередь их общечеловеческим характером.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Именно такой принцип, заложенный в основу нравственности и ставший «золотым правилом этики», в той или иной форме проповедуется всеми основными мировыми религиями как современности, так и давно минувших времён. Ещё в V веке до нашей эры это этическое правило было сформулировано в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В более поздний период истории оно нашло отражение в Ветхом Завете, а затем было засвидетельствовано евангелистами Матфеем и Лукой как слова, произнесённые Иисусом Христом.

Этому простому, казалось бы, правилу часто бывает трудно следовать. Причина кроется в наших естественных человеческих слабостях, заставляющих нас руководствоваться прежде всего своими интересами и пренебрегать чужими. Эгоизм, присущий в той или иной мере каждому человеку, не позволяет ему, пренебрегая собственной выгодой, приложить усилия к тому, чтобы было хорошо другому. Ответ на вопрос: «Как я понимаю золотое правило этики и что оно для меня значит?» часто становится определяющим в формировании человека как личности.

Понятия норм поведения у древних шумеров

Исходя из общих принципов общечеловеческих отношений, на протяжении всей своей истории человечество вырабатывало свои золотые правила этики. Одну из первых таких попыток можно наблюдать у древних шумеров, населявших Месопотамию. Согласно дошедшим до нас письменным памятникам той эпохи, за соблюдением жителями государства неусыпно следили бог солнца Уту и богиня правосудия Нанше.

Ежегодно она вершила суд над людьми, безжалостно карая тех, кто, следуя путём порока, творил произвол, уклонялся от выполнения правил и договоров, а также сеял вражду между людьми. Доставалось от разгневанной богини и всякого рода жуликам, обманывающим на рынках доверчивых покупателей, и тем, кто, согрешив, не находил в себе сил признаться в содеянном.

Нормы этикета в Средние века

В период Средневековья появились первые пособия, в которых были сформулированы основы поведения людей в отношении к гражданским и церковным властям, а также к домочадцам. К этому времени выработался определённый стандарт поведения в тех или иных ситуациях. Обусловленные им правила были названы этикетом.

От умения вести себя в обществе, соблюдая этикет, во многом зависела не только успешная карьера придворного, но подчас и сама его жизнь. Подобным правилам, жёстко регламентировавшим все стороны общения между людьми, обязаны были следовать даже монархи. Это не была этика поведения в принятом нами смысле. При их дворах этикет носил форму некоего ритуала и был предназначен для возвеличивания августейших особ и закрепления сословного разделения общества. Этикетом диктовалось буквально всё, начиная от формы и размера пряжек обуви и заканчивая правилами приёма гостей.

Правила этикета в странах Востока

Известно много случаев, когда несоблюдение правил этикета становилось причиной срыва важных дипломатических миссий, а порой приводило к началу войн. Наиболее педантично соблюдались они в странах Востока, а особенно в Китае. Там существовали сложнейшие церемонии приветствия и чаепития, часто ставившие иностранцев в крайне неловкое положение. В частности, с этим столкнулись голландские купцы, установившие на рубеже XVII и XVIII века торговые связи с Японией и Китаем.

Договоры по обмену товарами и разрешение на торговлю достигались ими путём выполнения многочисленных и порой унизительных этикетных предписаний. Известно, например, что директор голландской фактории вместе со своими сотрудниками был вынужден регулярно являться с подарками к царствующей особе, именуемой сегуном. Считалось, что таким образом они выражали свою верность и преданность.

Как в восточных странах, так и при дворах европейских монархов требования этикета были столь сложны, что для контроля за их соблюдением появились специально подготовленные люди - церемониймейстеры. Следует заметить, что преподавалась эта наука отнюдь не всем, а лишь аристократам. Умение вести себя с соблюдением всех правил этикета считалось признаком социального превосходства и важной чертой, отделявшей привилегированные слои общества от грубого простонародья.

Старорусские печатные сборники правил поведения

На Руси этические принципы поведения впервые были достаточно полно изложены в знаменитом «Домострое» - бессмертном творении протопопа Сильвестра. В XVI веке им была сделана попытка сформулировать основные правила поведения, включившие в себя не только указания на то, что следует делать, но и поясняющие каким образом добиться лучшего результата.

Очень многое в нём перекликается с библейскими Десятью Заповедями, данными Моисею на Включает в себя Домострой и совет не делать другому того, чего не желаешь самому себе. Это отнюдь не случайно, ведь «золотые правила этики» являются фундаментом, на котором базируются все этические принципы.

Следующим шагом в установлении на Руси норм общественного поведения стал изданный во времена Петра I свод правил, известный под названием «Юности честное зерцало…». Он включил в себя подробные разъяснения того, как подобает вести себя в самых различных жизненных обстоятельствах. На его страницах объяснялось что прилично, а что нет в обществе, дома, на службе и так далее. Имелись конкретные указания на позволительность или недопустимость тех или иных действий при общении с другими людьми, во время разговора, за столом или на улице. В этой книге «золотые правила этики» были изложены применительно к конкретным ситуациям.

Вред от формализма в следовании этическим нормам

Важно отметить, что, усваивая те или нормы поведения, безусловно, необходимые в повседневной жизни, человек подвергается опасности, слепо исполняя заложенные в них предписания, впасть в весьма нежелательную крайность - лицемерие и склонность оценивать достоинства окружающих людей не по их человеческим качествам, а лишь по видимой респектабельности.

В прежние времена среди столичной аристократии бытовала мода придерживаться стиля жизни, именовавшегося французским выражением «comme il faut». Его последователями, равнодушными к своему внутреннему содержанию, этика поведения сводилась лишь к неукоснительному соблюдению установленных великосветских норм, касавшихся, главным образом внешней атрибутики - одежды, причёсок, манеры держаться и говорить. Яркая тому иллюстрация из русской литературы - образ Евгения Онегина в раннюю пору его жизни.

Правила поведения в простонародье

Все официальные трактаты, касавшиеся норм поведения, были ориентированы исключительно на представителей привилегированных классов и никоим образом не касались крестьян и ремесленников. Их этика отношений регламентировалась главным образом религиозными заповедями, а отношение к человеку определялось его деловыми качествами и трудолюбием.

Важное место в быту простых людей отводилось почитанию отца семейства. По неписаным, но строго исполняемым законам сыновьям положено было в его присутствии снимать шапки, запрещалось первыми садиться за стол и приступать еде. Особому же осуждению подвергались все попытки перечить главе дома.

К женщинам и девушкам предъявлялось требование физической и нравственной чистоты, способности к чадородию, умению вести хозяйство и оставаться при этом весёлыми, бережливыми и терпеливыми. Побои, часто перепадавшие им от мужей, считались не унижением достоинства, а «наукой». Жёны, уличённые в супружеской измене, жестоко наказывались в назидание другим, но из семьи, как правило, не изгонялись, чтобы не лишать детей материнской заботы.

Законы, неподвластные времени

С течением времени уклад человеческой жизни менялся, уступая место новым формам, обусловленным социальным и техническим прогрессом. В соответствии с этим уходили в прошлое многие правила поведения, являвшиеся чисто формальными, и ограниченные временными и сословными рамками. В то же время «золотые правила этики» остались неизменными. Преодолев временной барьер, они прочно заняли место в нашей сегодняшней жизни. Речь не идёт о том, что появились какие-то новые виды «золотого правила», просто, наряду с прежними, обозначились его современные формы.

Необходимость всестороннего воспитания

Даже не принимая во внимание соблюдение окружающими каких-либо конкретных правил поведения, не составляет труда выделить среди них людей культурных, с которыми возникает желание продолжить общение, и невоспитанных, отталкивающих от себя неприкрытой грубостью и хамством. Это свидетельствует об их низкой внутренней культуре, которая не может сложиться без целенаправленного вырабатывания её внешних форм. Каждый человек имеет в глубине души определённые желания, эмоции и порывы. Однако лишь воспитанный человек не позволит им выражаться прилюдно.

Этим и определяется необходимость обучения каждого человека, а молодёжи в особенности, тем правилам поведения, которые не позволят, как выразился выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, «сыпать соль на раны и стучать сапогами там, где подобает затаить дыхание». Отсутствие элементарного воспитания, в основе которого лежат культура и этика, способно сослужить весьма плохую службу даже талантливому и по-своему замечательному человеку.

Нет нужды упоминать о том, что каждому человеку хочется доброты, внимания и сочувствия. Желая получать их от окружающих, многие люди тем не менее сами остаются скупы на их проявление. Обижаясь на чужую грубость, не стесняются проявлять её при каждом удобном случае. Казалось бы, элементарные основы этики, диктуемые самой жизнью, должны научить человека ответить улыбкой на улыбку, уступить дорогу женщине или суметь во время спора сохранить доброжелательный тон, но происходит это весьма редко. Поэтому хорошие манеры и являются, как правило, не природным даром, а результатом воспитания.

Внешний вид - залог выгодного впечатления

Важно отметить и такую деталь: среди факторов, формирующих общую картину нашего общения с окружающими, не может быть мелочей. Поэтому крайне ошибочно полагать, что в данном вопросе внешний вид играет второстепенную роль. Это следует и из заключения многих психологов, утверждающих, что большинство людей склонны оценивать наши достоинства и недостатки, руководствуясь внешностью, так как она во многом является характеристикой внутреннего содержания. Тут уместно вспомнить библейскую мудрость, гласящую: «Дух творит себе форму».

Безусловно, со временем, когда люди получают возможность более обстоятельно познакомиться друг с другом, их мнение друг о друге, в основе которого лежало чисто внешнее восприятие, может либо подтвердиться, либо измениться на противоположное, но в любом случае его формирование начинается с внешнего вида, который складывается из целого ряда деталей.

Кроме опрятности, обаяния и физической красоты, обращает на себя внимание умение человека одеваться сообразно своему возрасту и в соответствии с модой. Было бы неправильным преуменьшать её роль в жизни общества, ведь мода - это не что иное, как один из стандартов человеческого поведения, хоть и имеющий порой весьма кратковременную форму. Он формируется стихийно под влиянием превалирующих на данный момент в обществе настроений и вкусов, но влияние его на поведение людей бесспорно.

Помимо разумного следования моде, человек, желающий произвести на окружающих выгодное для себя впечатление, должен позаботиться о надлежащем состоянии собственного тела. Под этим следует понимать соблюдение и занятие физическими упражнениями, которые не только улучшат внешний вид, но и вызовут чувство уверенности в себе. Неоднократно доказана связь между удовлетворённостью собственным внешним видом и уверенностью как в решении личных вопросов, так и в профессиональной деятельности. Для более полной самореализации в ней следует учесть необходимость соблюдения сугубо профессиональных

Деловая и служебная этика

Под служебной этикой принято понимать целую совокупность норм занимающегося какой-то конкретной деятельностью. Она состоит из целого ряда общих и частных составляющих. К ней относится профессиональная солидарность, порой приобретающая формы корпоративности, понятие долга и чести, а также сознание ответственности, налагаемой той или иной деятельностью. Также служебная этика определяет нормы взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, культуру служебного общения внутри коллектива и поведение его членов в случае возникновения тех или иных нештатных ситуаций и конфликтов.

Под деловой этикой принято в наши дни понимать совокупность законов бизнеса, порой юридически не оформленных, но общепринятых в деловых кругах. Именно они часто определяют порядок и стиль работы, партнёрские взаимоотношения и оборот документации. Этика современного бизнеса является совокупностью норм, выработанных в течение длительного исторического периода под влиянием культур различных народов и их этнических особенностей.

Фокус внимания

Фокус внимания этического полюса нацелен на отношения между людьми, на их желания, на способ выражения этих желаний.

- Этика эмоций - мимика, междометия, интонации голоса .Черный этик хорошо отслеживает и описывает поведенческие характеристики.
- Этика отношения - отношения, притяжения, связи. Белый этик хорошо отслеживает и описывает психологическую дистанцию между людьми.

Базовая этика отношений (Достоевский, Драйзер) - это образ паука и его паутины. Если в его паутину попал какой-то предмет, то паук мгновенно считывает информацию. В жизни это выражается в том, что, белый этик, заходя в комнату с людьми, автоматически начинает считывать, кто с кем в каких отношениях, кто как к кому относится. И поскольку базовая функция больше самого человека, то он не всегда сам осознает это. Но если мы попросим его рассказать о том, какие отношения в коллективе, то, как правило, его рассказ будет очень близок к реальному положению дел. Белый этик расскажет о том, кто кому друг, а кто кому враг, кто просто знакомый, кто близкий, а кто чей-то любовник, кто с кем в ссоре и как долго, кто к кому тянется, а кто старается от кого отстраниться.

Базовая этика эмоций (Гамлет, Гюго) - это образ моря. Море может быть спокойным и ласковым. А может быть холодным и злым. А может быть бушующим и пугающим. Море может переливаться в лучах восхода или заката. Так и черный этик может бушевать и, наоборот, быть спокойным, тихим и мирным. Может излучать позитив, а может напустить мрачную, давящую атмосферу. Черный этик, заходя в комнату с людьми сразу считывает её эмоциональное состояние - какая в комнате энергетика, весело ли или грустно. Черный этик расскажет о том, кто создает или гасит атмосферу. Черный этик сразу отслеживает этого человека, выделяет его из толпы.


Творческую белую этику (Гексли, Наполеон) можно представить в виде кукловода, в руках которого ниточки, за которые он дергает, чтобы добиться определенных действий от человека. Человек управляет отношением так, словно отношение это какой-то предмет, который можно перемещать в пространстве по своему желанию. Давайте представим себе такую ситуацию: есть один человек, и у него к другому имеется определённое отношение, и у другого к нему - также. Оба этих человека взаимосвязаны тем или иным образом: если один делает движение назад, то другой начинает это чувствовать. Когда между вами и кем-то ещё установилась взаимная связь - душевная нить, связывающая вас вместе, вы начинаете чувствовать другого человека. Вас внутренне начинает касаться все, что говорит, делает или думает этот человек. Даже если он не рядом с вами, вы все равно чувствуете его к вам отношение. Например, мало знакомые вам люди могут говорить о вас все, что им вздумается, и это вас не заденет, но, если это же скажет человек, с которым у вас установлена тесная связь, его слова вас заденут.

Творческую черную этику (Дюма, Есенин) можно представить в виде образа набегающей волны. Волна заряжает, освежает, а также может вас оттолкнуть или, наоборот, унести с собой. Волна манит своей притягательной силой. Волна - это момент максимального освобождения энергии. Чтобы понять аспект этики эмоций, вам нужно представить, что вы, образно говоря, смогли оседлать волну. Смогли не только почувствовать эмоциональное состояние человека, но так же смогли научится управлять и контролировать его. Представьте, в вашей руке находится такой пульт, который регулирует эмоциональное состояние. Человек выглядит грустным, уставшим, вот вы нажимаете на кнопку и эмоции начинают меняться, появляется улыбка, бодрость. Черный этик управляет эмоциями так же, как вы регулируете громкость вашего телевизора.

Этика отношений - это состояние (притяжения-отталкивания) , которое возникает в результате внутренней оценки отношения этика к человеку или предмету. К примеру, этик оценивает девушку как сексуально привлекательную, у него вследствие этого возникает к ней влечение, то есть сексуальное притяжение (состояние). И когда девушка с ним общается, она попадает под излучение (ауру) этого состояния, она его перенимает. Состояние - это как вирус, им можно заразиться. Мир белой этики - это огромная паутина человеческих судеб, отношений, симпатий и антипатий.

Этика эмоций - это внутренняя энергия, система потенциалов (положительных и отрицательных). Когда эти потенциалы настроены положительно, мы чувствуем эмоциональный подъем, внутреннее тепло, если эти потенциалы отрицательные, то мы чувствуем напряжение, словно ЧЭ начинает генерировать отрицательную энергию. Черная этика - это внешнее невербальное поведение. Человек под действием того или иного потенциала издает междометия, "ахи вздохи", делает паузы, полные эмоционального накала, двигает мимическими мышцами лица, строя самые разные гримасы. ЧЭ автоматически считывает это поведение. Как вы дышите, как вы говорите, нервничаете ли вы или вы спокойны? Мир черной этики - это море страстей, эмоций, чувств, переживаний

Создание эмоциональной атмосферы черным этиком и управление ею

Поскольку черные этики живут в мире эмоций, то это косвенно отражается в мимике , богатом использовании ими междометий и эмоциональной окраске речи.

Мимика - это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п. Подвижная, яркая, динамичная мимика, является важной характеристикой черной этики.

Мимика, как и речь, используется человеком для передачи информации. Можно сказать «Мне сейчас плохо», а можно состроить такую гримасу, что и без слов все станет понятно. При этом, когда базовому чёрному этику задают вопрос: «А что это у тебя с лицом?», «Ты бы хоть улыбнулся», «Почему ты нахмурился?», - то у него возникает ступор, который сопровождается встречным вопросом: "Я-я-я нахмурился? С чего ты взял?".

Когда что-то вызывает эмоцию, мышцы лица срабатывают непроизвольно. Люди могут научиться воздействовать на эти выражения и более или менее успешно скрывать их, но для этого необходимы усилия и постоянная тренировка. Первоначальное выражение лица, появляющееся в момент возникновения эмоции, не является продуктом сознательного умысла. Одним движением ресниц черные этики способны создать атмосферу праздника или траура. Другие люди это хорошо считывают, а сам носитель эмоций не всегда понимает, что произошло.

Можно усилить образ, добавив к мимике характерное междометие: к примеру, сжать губы, зажмурить глаза и выдать протяжное «ммм». Междометие - часть речи, служащая для выражения чувств (радость, удивление, возмущение, раздражение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций. Междометия выполняют экспрессивную и побудительную функции, выражая, например, чувства говорящего («ох! ого! ого-го!!!»), призыв («эй! ану!») или приказание («брысь!»). Также междометия являются заменителями известных определенных выражений и целых предложений. Вместо "тьфу" или "брр" можно сказать "какая гадость!", вместо "тс" - "тише, не шумите", вместо "эй" или "псст" - "подите сюда", "послушайте" или просто сделать призывный жест рукой и т.д.

Этика эмоций - это также и эмоциональная окраска речи: тона, полутона, то есть вся гамма интонаций голоса - это проявление чувств. Голос для характеристики человеческой речи даже более важен, чем слова. Слушая голос, черный этик хорошо реагирует на паузы. Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми, а заминки перед словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, всегда наводят на подозрения.

Черный этик не всегда сам осознает, что послужило причиной изменения его собственного отношения к собеседнику, но если он проанализирует, в какой момент у него изменилось это отношение, то он поймет, что это было связано с поведением его собеседника. Например, в речи поменялись акценты, появились паузы и междометия («гм», «ну» и «э-э»), повторы («я, я, я имею в виду, что я...»), лишние слоги («мне очень по-понравилось»). Эти голосовые признаки дают черным этикам гораздо больше информации, чем другим психотипам. Но, повторю, сами они не всегда это осознают, механизм информационного метаболизма во многом действует на автомате, опережая наши сознательные намерения.

У черных этиков квадры Альфа (Гюго, Дюма) эмоции связаны с текущим моментом, с конкретной ситуацией, которая происходит здесь и сейчас.

Гюго - заботливый, поэтому в яркости эмоций будет больше тепла, доброты, участия. Творческая сенсорика ощущений помогает чувствовать кинестетику собеседников в данный момент времени. Эмоции у Гюго - звонкие, яркие, плотные. Гюго своими эмоциями создаст атмосферу праздника, уюта, радости - не останется безразличным сам и не оставит безразличным других.

У черных этиков квадры Бета (Гамлет, Есенин) эмоции словно возникают "из воздуха", как бы из ничего.

У Гамлета это связано с тем, что творческая интуиция времени помогает ему улавливать события, наступление которого ещё не произошло. В речи и манерах Гамлета больше артистичности, а спектр эмоциональных оттенков меняется в короткий промежуток времени: это и угнетающе-жалобные нотки, и шутливо-угрожающие, и заливистый смех. Главная особенность: эти оттенки быстро меняются во времени. В эмоциях Гамлета больше драматизма, тональность более приближена к полюсам, зачастую эмоционально переигрывает. Что создает вокруг себя эмоциями Гамлет? Важную роль играет провокация. К примеру, Гамлет может так сказать фразу «ты мерзавец!», что будет совершенно очевидно, что это сексуальная провокация. Гамлет - виктим, а значит, поведение будет вызывающим, кричащим. Если на тебя направлены эмоции Гамлета, можешь быть уверенным, в данный момент он играет как минимум для тебя и еще пары-тройки человек, которые, возможно, могут услышать это.

Есенин предвидит развитие событий и четко регулирует темп отношений с помощью манипулятивной этики эмоций. Есенин, как и Гамлет, - виктим, но время играет более значимую роль, потому как эмоции не только не должны оставить собеседника равнодушными, важно сделать это вовремя.

Люди, у которых аспект этики эмоций находится в творческой функции, используют ЧЭ с целью поменять отношение к себе. То есть творческая ЧЭ - это манипуляция эмоциями.

Очень хорошо получается у творческих ЧЭ (Дюма, Есенин) передавать свои желания, свои потребности и производить впечатление таким образом, что человек перенимает желания творческого ЧЭ и выдает за свои собственные. Например, Дюма навязывает другим свои желания, мотивы, иными словами, навязывает свои «хочу» так, чтобы другие приняли их за собственные желания. Он очень красиво (сенсорно и эмоционально) объясняет, что будет, если они что-то сделают вместе.

В чем причина такого механизма манипуляции эмоциями у творческих ЧЭ?

У Дюмы и Есенина болевая функция - деловая логика. Они помогают другим понять их желания, для того чтобы они потом помогли удовлетворить их желания. Деловая логика - болевая, нужно же чтобы кто-то сделал всю необходимую работу, чтобы можно было наслаждаться результатом. Интровертированные этики - мастера по организации ситуаций, в которых люди демонстрируют свои неудовлетворенные желания. И это приводит к тому, что им очень хорошо доверяют и начинают рассказывать о самых потаенных вещах.

Ключевое отличие между базовыми и творческими ЧЭ состоит в том, что базовые обладают линейно-напористым темпераментом, а творческие – восприимчиво-адаптивным. «Базовые эмоции» - сильные, всеохватывающие, это эмоции на грани. «Творческие эмоции» более тактичные, чуткие, не такие громкие, легче переключаются.

У восприимчиво-адаптивных типов (Дюма, Есенин) большая часть эмоций бурлит внутри, а снаружи проявляются лишь те, которые можно использовать в определенной степени для манипуляции настроением окружающих.

У Дюмы в эмоциях больше сенсорики: вязкости, мягкости, теплоты. Эмоции, как правило, привязаны к текущей ситуации за счет сенсорики в блоке ЭГО. Если смеётся Дюма, то это связано с текущим моментом, с тем, что происходит здесь и сейчас. Для Дюмы важно, чтобы каждому было уютно, тепло, комфортно, душевно, Дюма отлично чувствует и угадывает желания другого человека и по возможности старается удовлетворить их, чтобы сохранить комфорт и создать приятную атмосферу.

Есенины больше реагируют и создают эмоциональное поле, чем выражают эмоции. Это смех за компанию, это создание необходимой эмоциональной атмосферы, это самые тонкие эмоции. Для Есенина важно поддерживать интерес в каждом из компании, Есенину не нравится, когда в компании кому-то не по себе, интересно должно быть всем, для этого в ход идет этическая манипуляция, настроенная на определенную ситуацию.

Для линейно-напористых типов (Гюго, Гамлет) основной интерес представляет то, что они в окружающих должны как можно ярче вызывать эмоции, для них самое жестокое - это безразличие, таким образом они заточены под своих хладнокровных дуалов Робеспьера и Максима. Когда говорит Гюго или Гамлет, то его голос переливается оттенками, он чрезвычайно богат на интонации, мимика ЧЭ богатая и выразительная. Но линейно-напористые не всегда могут контролировать те эмоции, которые они выпускают в окружающее пространство. Если это радость, то громкий смех, если разочарование, то грусть, возмущение, обида. Даже хладнокровный логик разберется, что к чему, а не будет гадать, что же значит то или иное выражение лица или фраза, сказанная базовым ЧЭ.

Восприимчиво-адаптивные в этом плане довольно скупы на выпуск эмоций в окружающее пространство, можно сказать, это спокойные, уравновешенные люди - так кажется со стороны. Для близких людей – это (аналогично базовым) вся гамма ярких эмоций, которые они выпускают, как чайник - пар, когда держать в себе уже слишком сложно. Но, поскольку ЧЭ творческая, Дюма и Есенин могут управлять в достаточной мере своими эмоциями, это не составляет для них большой проблемы. Можно закатить скандал, создать прецедент, заплакать, засмеяться – основным условием является то, что это сейчас необходимо сделать, чтобы а) для Дюмы - добиться более комфортных условий; б) для Есенина - заставить кого-то сделать определенное действие, чтобы Есенину было интересно.

Сканирование отношений, управление ими и налаживание контакта белым этиком

Белый этик замечает, как кто-то кого-то обидел, как человек или группа людей испытывают радость, ликование и восторг от какого-то события, как кто-то в ком-то вызывает симпатию или чувство смущения.

Чтобы понять, какое у человека отношение лично к вам, необходимо отложить в сторону информацию, которую вам говорят другие люди о том, как к вам относится этот человек. Для белого этика всё: и информация, и поведение, и действия и мысли, - все это отношение. Отношение всегда персонифицировано. Когда вам говорят про чьё-то отношение, в действительности речь всегда касается множества отношений, из которых складывается одно большое отношение между вами и вашим собеседником. У собеседника есть свое отношение к событию или человеку. У него есть определенное отношение к тому, кому он рассказывает про это событие или человека. У него есть отношение к тому, как вы могли бы отреагировать на его отношение к тому событию, о котором он рассказывает. И у вас по отношению к нему тоже есть определенное отношение. И так далее. То есть, это не просто "нравится - не нравится". Это очень большая паутина, в которой сидит белый этик.

Белые этики не только улавливает эти состояния, но и управляют ими. Белые этики знают, как и чем можно обидеть, порадовать, успокоить, огорчить, расстроить, разозлить, заинтересовать, напугать или привлечь к себе. Они осознают, что может человека вывести из себя, за счет чего у него может улучшиться или ухудшиться настроение, чем его можно привлечь, как можно похвалить.

Если белая этика в творческой функции (Гексли, Наполеон), то человек сам воздействует на связи между людьми, будь они любовные, дружеские, сексуальные, деловые и т.д. Если она базовая (Достоевский, Драйзер), то связи оказывают влияние на него самого.

Для наглядности приведу пример прямой речи "Достоевского": «Я связан по рукам и ногам этим браком. Словно есть какие-то ниточки между нами. Да, я зависим от неё и в материальном, и в моральном плане. Сначала я хотел порвать с ней. Я так и сказал ей: «Отвяжись от меня! Отпусти меня! Я больше не хочу быть с тобой!» Я не понимаю кто я ей: друг, любовник, деловой партнер, приятель или посторонний человек. Я чувствую себя обязанным, но я же ей ничего не обещал. Все, что она делала, это было по её личной инициативе. Связался на свою голову с этой ведьмой. А теперь я как «марионетка на веревочке»».

Белые этики умеют создавать интересный эффект понимания. Как только вы попадаете внутрь коммуникации, как только между вами и белым этиком образуются петли обратной связи, вам сразу становится понятно, что этот человек имеет в виду.

Стратегия экстравертов направлена на захват, на экспансию. Поэтому Гексли и Наполеон сами притягивают вас к себе, четко видят внешнюю сторону, но не осознают того, что внутри, экстраверт напрашивается в сферу отношений под любым предлогом, чтобы узнать, каково там внутри. Постоянная же доступность с течением времени снижает привлекательность объекта. Поэтому, несмотря на очень быстрое сближение, творческим этикам сложнее удержать отношения, чем базовым.

В арсенале Наполеона - внешняя привлекательность, обаятельность, обворожительность, которая притягивает внимание и "чем больше смотришь на эту вещь, тем сильнее гипнотизируешься ею"(с). Целевая установка Наполеона - продемонстрировать свое превосходство, свое первенство. Поэтому его манипулятивная этика отношений готова идти на любые методы для достижения своей основной цели. В сфере отношений у Наполеона не так много симпатичных ему людей, но зато много поклонников, которых он восхищает своей энергетикой, своей решимостью, своей уверенностью. Как правило, вокруг него собираются виктимы. С агрессорами у него конкуренция. Зачастую в стремлении занять первое место Наполеон теряет очень много близких ему по духу людей, которые готовы строить отношения только как партнеры, а не как подчиненные. И Наполеон не всегда осознает, что не с каждым нужно бороться. Что со многими людьми уже имеется негласная договоренность, которая базируется на чувстве симпатии к нему как к человеку, наделенному рядом притягательных качеств. Из-за желания видеть обожание в глазах других людей Наполеон провоцирует множество необоснованных ситуаций, в которых, как ему кажется, он сможет продемонстрировать свое превосходство и независимость. Наполеон остается самим собой только в случае тотальной победы. Но далеко не каждый хочет быть в роли побежденного, далеко не каждый хочет быть завоеванным. В силу понимания того, что не каждого он может расположить к себе и в силу осознания того, что если он проиграет, то для него это будет невыносимо, а также в меру своего желания, он далеко не с каждым старается сблизиться. Он, в отличие от Гексли, более избирателен в этом вопросе. Разумеется, чтобы оправдаться перед своей программной функцией, многих людей Наполеон записывает в категорию неудачников, установление контакта с которыми подобно личному унижению.

В арсенале Гексли - интуиция возможностей, которая позволяет подбирать оптимальные предложения для заинтересованности в диалоге. В диалоге с ним легко появляются общие интересы, на почве которых завязываются отношения. Гексли, в отличие от Наполеона, не стремится к тому, чтобы стать лидером в отношениях. Более того, он не стремится к тому, чтобы вообще стать во главе каких-то отношений. Он предпочитает оставаться свободным, предпочитает уходить от ситуаций, которые бы его в чем-то обязывали. Поэтому во взаимоотношениях Гексли, стараясь подстроиться к собеседнику, чтобы быть словно на одной волне, остается при этом отстраненным, абстрактным. Он лишь заряжает, соблазняет, задает направление, но не конкретизирует свои чувства. Гексли не отождествляет себя с тем, к кому направлены его чувства, поэтому в любой момент, по не зависящим от него обстоятельствам, Гексли может изменить свое отношение. Как только его программная функция получает необходимую дозу информации, как только он находит доступ ко всем потаенным уголкам души собеседника, у него пропадает к нему интерес. Гексли как интуит не нуждается в конкретике, ему не нужно фактическое подтверждение того, что собеседник полностью в его власти. Он наперед может предугадать развитие отношений, наперед может удовлетвориться пониманием того, что его собеседник раскрылся перед ним и готов пойти на многое. И в то же время понимание, что следующий шаг человек сделает только при условии того, что Гексли сделает встречный шаг, заставляет Гексли отступить. Процесс ему доставляет куда больше удовольствия, чем результат.

К базовым этикам притягиваетесь вы сами. И здесь факт доступности начинает приобретать свою силу лишь после исходной недоступности, чем также пользуются базовые этики, первоначально создавая массу искусственных преград, а потом милостиво снисходя к человеку. Стратегия интровертов направлена на защиту, на сохранение. Поэтому Достоевский и Драйзер в начале отношений менее доступны.

Для наглядности двух совершенно разных стратегий в контексте нашей темы давайте воспользуемся следующей метафорой: Интроверт - это дом («интро» - то, что внутри.) Экстраверт - это гость («экстра» - то, что снаружи).

Интроверт изначально больше рискует, приглашая к себе в гости, поэтому не у каждого есть доступ к Достоевскому или Драйзеру. Если экстраверт выбирает, то интроверт дает согласие или отказывает. Последнее слово остается за интровертом, хотя он и экстраверт взаимозависимы. Цель Достоевского и Драйзера состоит в том, чтобы, во-первых, отказать в доступе недостойным, во-вторых, сделать так, чтобы достойные захотели остаться в доме. Экстраверт остается, если ему очень хорошо, либо уходит, если ему скучно и неинтересно. Интроверту в этом плане сложнее, потому что, кто бы там ни пришел, нужно подготовиться, затем убрать после него. Т.е. пустить к себе в гости психологически сложнее, чем придти в гости к кому-то.

Далее, что нужно для того, чтобы пригласить человека к себе? Как минимум нужно его узнать, кто он, что он из себя представляет. Тут мы опять возвращаемся к моменту знакомства, к тому, почему интровертная этика такая консервативная - потому что если вы не понравились, то в дом вас уже не пустят, а если вы попытаетесь сами зайти, то наткнетесь на противостояние со стороны интровертного этика.

Следующий этап состоит в том, что после изменения психологической дистанции интровертный этик ожидает внешней оценки его внутреннего мира, к которому он дал доступ человеку. И чтобы ещё более сблизиться с БЭ, нужно уметь ценить внутренний мир интроверта.

Гостем для Достоевского или Драйзера человек будет до тех пор, пока интроверт не изменит психологическую дистанцию. Как только дистанция меняется - а меняется она благодаря деловой инициативе со стороны гостя, благодаря фактическому положению вещей - то из категории гостя человек трансформируется в категорию друга, врага, любовника, приятеля и т.д.

Драйзер старается сближаться только с теми, от кого меньше всего можно ожидать подвоха. Заточенный под то, чтобы сохранять, Драйзер как хранитель оберегает себя и своих близких от любых недобросовестных отношений. БЭ у Драйзера со знаком минус, поэтому нацелена в первую очередь на поиск недостатков. И при знакомстве Драйзер обращает внимание в первую очередь на недостатки, а уже после того, как он убедится в их отсутствии, Драйзер переключается на поиск достоинств. Достоинства у претендента на место в сердце Драйзера должны быть конкретными и фактическими: это не просто веселый парень, а парень, который способен развеселить окружающих; это не просто предприимчивый человек, а человек, который предпринял множество действий и получил необходимый результат. И чем больше проходит времени, тем сложнее Драйзеру найти себе партнера, потому что с каждым новым годом Драйзер узнает о все большем количестве недостатков человеческой природы и о все меньшем количестве достоинств.

У Достоевского все с точностью наоборот. В начале жизни он более критичен к людям. И чем больше проходит времени, тем больше он понимает порочность человеческой природы, и тем больше он придерживается заповеди "Пусть в человека кинет камень тот, кто сам лишен недостатков". Достоевский чуть более критичен к себе, чем Драйзер. Его цель состоит в том, чтобы придти к гармонии в отношениях. Стартовый потенциал партнера для этого не столь важен. Иногда даже, наоборот, пьяница и рецидивист привлекает больше внимания, чем порядочный человек. Ведь порядочный человек для Достоевского не столь интересен. С ним нечего творить, а вот с рецидивистом открывается очень большое поле для творческой работы: обратить хулигана в добропорядочного гражданина страны - дорогого стоит. Разумеется, каждый психотип старается придерживаться социальных программ поведения, и изначально девушки хотят найти принцев, мальчики - принцесс. А уже потом, понимая иллюзорность своих поисков, человек начинает более критично относиться к окружающим людям. Но базовые программы типа зачастую оказываются сильнее голоса здравого смысла. Поэтому Достоевский так часто подкупаются на «униженных и оскорбленных», в помощи которым они видят возможность стать по-настоящему полезными и значимыми.

Белая этика - это этика отношений. Она относится к интровертным аспектам и помогает разобраться в отношениях. Белая этика особо ярко раскрывается в связях между двумя людьми. Но это лишь главная сфера, по своей сути она ответственна за формирование у человека собственного взгляда на вещи, объекты, людей, жизнь. Причем белые этики не рассматривают человека как общее, абстрактное понятие, их интересует конкретная личность. Не зря в их стихией и сутью является индивидуальный подход ко всему.

Взгляд такого этика на личности и события отличается от большинства. Если обобщить, то главными функциями белого этика можно считать:

  • собственное мировоззрение;
  • индивидуальность взглядов;
  • внутренние, интровертные отношения ко всему.

А когда белая этика выступает как базовая функция, то индивидуум полностью погружается в интересы близких людей, семьи. Они становятся главными ценностями его жизни.

Отличительные черты белых этиков

Главной положительной чертой белых этиков считается умение находить общие интересы практически с любым человеком. Благодаря своей сильной функции они уже в детском возрасте умеют налаживать контакты и, что главное, поддерживать их.

И если представителям других психотипов необходимо обучение для осознанного понимания внутреннего мира другого человека, его эмоционального состояния, умения активно слушать, то бело-этики являются эмпатами с рождения. Желание прикоснуться, обнять, пожалеть возникает у них спонтанно, иногда даже помимо их воли. Причем они интуитивно знают, кому это просто необходимо в данный момент. Из них получаются прекрасные психологи. Лучше белого этика никто не может слушать и утешать.

Белых этиков любят дети. Они легко находят к ним подход и с любовью общаются с ребятами. Их умение подстроиться под любого человека делает бело-этика идеальным партнером. Но иногда он настолько растворяется в партнере, что не может высказать свое мнение, проявить индивидуальность.

Самое страшное для белого логика - это разрушить хорошие, качественные отношения, установившиеся в паре. И чтобы это не произошло, он пойдет на любые уступки, пусть даже и во вред себе. Считается, что из белого этика получаются идеальные вторые половинки в семье. Они спокойно уживаются с любым

Как обоснованно свидетельствует психология, причины возникновения конфликтных ситуаций в производственной сфере кроются главным образом в трёх областях: издержки в организации труда и вопросах его стимулирования; управленческие недочёты и упущения; нюансы и недостатки в области межличностных отношений в группе.

Примерно треть конфликтов возникает на основе именно последней группы недостатков. Именно по этой причине приоритет в решении проблемных аспектов в деловых отношениях отдаётся не производственным темам о выпуске продукции, а построению корректных и продуктивных взаимоотношений в группе. В этом контексте актуальной темой становится создание и сохранение здоровой морально-психологической атмосферы как в группе, так и во внутреннем состоянии сотрудников.

Особенности

В общетеоретическом и её сущностном смысле, этика, как теория морали, – это специальное учение гуманитарной направленности, где объектом выступает человек и его взаимоотношения, а предметом является мораль. Мораль же понимают как способ регуляции человеческой деятельности.

Являясь частью философии, классическая этика возникла около 2500 лет назад в Древней Греции, и в своём развитии прошла многие исторические этапы, развиваясь в различных философских направлениях: античная и средневековая этика, этика Нового времени, современная этика. Началом развития деловой этики в России можно считать 1717 г., когда по приказу Петра I были изданы «Показания к житейскому обхождению» (советы молодым дворянам).


В конце XIX в. этика отпочковалась и активно структурировалась, сохраняя тесную взаимосвязь с философией. В ХХ веке отдельные её составляющие развиваются как:

  • Профессиональная этика и её разновидности – комплекс моральных установок в отношениях работников к профессиональному долгу, к коллегам и социуму.
  • Этикет – свод установлений, касающихся поведения работников в конкретной ситуации.
  • Этика деловая, как нормативный комплекс поведения людей, затрагивающий стили работы, вопросы общения между партнёрами и их социально-психологический имидж.


Элементы деловой этики – это ряд категорий, формирующих сущностное её содержание:

  1. Общественные моральные нормы.
  2. Поведенческие правила.
  3. Совокупность принципов общения.

Особенности и правила межличностных отношений, рассматривающиеся в рамках:

  • производственных и личных прав сотрудников;
  • стилей руководства;
  • принципов культуры управления;
  • деловой философии;
  • служебных взаимоотношений;
  • разрешения конфликтов.


Очевидна тесная связь этой науки с психологическими аспектами общения и особенностями восприятия, конфликтологией и другими гуманитарными науками.

Этика, в её широком понимании это система нравственных установок общего и частного характера, регулирующих жизнь социума . Этика деловых отношений акцентирует внимание именно на деловых аспектах жизни социума. Она вбирает в себя вопросы этикета, рассматривая нормы, определяющие стили работы, манеры фирменного общения, имиджевые аспекты, порядок проведения переговоров и другое.

Структурными компонентами этого предмета являются: установившиеся ритуалы, субординационные аспекты, поведенческие манеры, стили письма и проведения телефонных переговоров, а также степень корректности в общении (вежливость, тактичность и прочее).


Специфичность деловой этики отражают её два ведущих постулата:

  • Направленность на конструктивный и вполне определённый результат.
  • Отсутствие зависимости отношения к проблемам от особенностей отношений с партнёром.

Особенностью предмета является и то, что его нормы и правила существенно облегчают общение в группе, поскольку формируют своеобразный, общий контекст, и в определённой мере формируют базу, на которой возникает взаимное доверие. То есть, нормы и правила задают фабулу определённого стиля поведения сотрудника, сообразного сложившейся ситуации. Ситуация становится прогнозируемой, что обеспечивает быструю, адекватную и комфортную ориентацию человека в ней.

Степень соблюдения принципов и установлений деловой этики – это один из основных критериев, позволяющих судить об уровне профессионализма. Фактически это «визитная карта», определяющая уровень эффективности развития партнёрских отношений на ближайшую и отдалённую перспективу.

Принципы

Принципы бизнес-отношений, выработанных социумом, как основы этики, носят характер универсальных нравственных установок и отражают сущность предмета. В широком понимании трактует эти принципы американский учёный Л. Хосмер, который, опираясь на теоретические и проверенные практикой мировые философские положения, вывел 10 известных универсальных принципов-аксиом.

Присутствуя в различных культурах, они в различной степени признаются актуальными и справедливыми, с некоторыми поправками и уточнениями, в том числе и по структуре. Однако их функции и сущность, при несколько различающихся трактовках, являются фактом общепризнанным. Понятно, что они могут носить исторически ситуативный характер.


Фондом «Российская деловая культура» разработан вариант системы таких принципов:

  • Личностные:
  1. Честь важнее прибыли.
  2. Уважение к партнёрам – базовое понятие бизнес-отношений. Уважение и самоуважение достигаются исполнением обязательств, взятых на себя.
  3. Насильственные и грубые методы неприемлемы для достижения целей.


  • Профессиональные:
  1. Деловые планы должны соответствовать имеющимся средствам.
  2. Основой бизнеса и ключом к успеху в нём является доверие. Достойная репутация – непременное условие, ведущее к успеху.
  3. Справедливая конкуренция. Деловые разночтения не повод к судебному рассмотрению.


  • Гражданина РФ:
  1. Уважай законы и законную власть.
  2. Для участия в законотворческой деятельности действуй с партнёрами и коллегами, руководствуясь данными принципами.
  3. Творя добро, не жди за это обязательного общественного признания.


  • Гражданина Земли:
  1. Берги природу от ущерба.
  2. Не попустительствуй криминалу и коррупции. Способствуй противодействию этим силам.
  3. Будь терпим к людям иных культур и верований.


Общепринятыми и более приближёнными к психологии межличностных взаимоотношений в трудовом коллективе, являются следующие принципы:

  • Вежливость и учтивость в общении с партнёрами и клиентурой.
  • Для создания комфортного климата в группе и продуктивных условий работы авансируй доверие.
  • Соблюдай справедливость в распределении полномочий, степеней ответственности, прав распоряжения ресурсами, в назначении сроков исполнения заданий и т. д. Соблюдай в этом контексте принцип добровольности. Грубое давление в этих случаях недопустимо.
  • Максимум прогресса достигается этически направленной активностью руководителя.
  • Менеджер должен толерантно относиться к морально-нравственным устоям и традициям, соблюдаемых в иных странах.
  • Соотношение индивидуальных и коллективных начал в деятельности менеджера при принятии решений должно быть разумным.
  • Используя психологические методы управления, соблюдай принцип постоянства вежливого управленческого воздействия для достижения необходимого результата.


Основные правила

Конкретизируясь через соответствующие нормативные единицы нравственного характера, моральные принципы (коллективизм, индивидуализм, гуманизм, альтруизм, толерантность) реализуются в поведенческих правилах. Так, в личностном аспекте, в деловой сфере (и не только в деловой), принято быть порядочным и пунктуальным (точным во всём), коммуникабельным, ясно излагать мысли, обладать культурой речи (уметь слушать и слышать), быть эмоционально стабильным (самообладание), честным, скромным, опрятным, элегантным, иметь хорошие манеры.

Как сложное образование, деловая этика содержит следующие виды:

  • Государственная этика. Определяет взаимоотношения госслужащих как внутри фирмы, так и за её пределами.
  • Социальная этика.
  • Этика на производстве.
  • Этика управления.
  • Коммерческая этика. Регулирует деятельность в торговле, коммерции и иных сферах.
  • Этика культур (американская, азиатская, европейская, российская и прочие).


Корпоративная культура

Мировой опыт и история свидетельствуют о высокой значимости корпоративной культуры, как ресурса предприятия. Сегодня это понятие составляет неотъемлемую часть клиентоориентированного и открытого бизнеса, поскольку является и управленческим инструментом, и инструментом маркетинга. Высокий уровень корпоративной культуры фактически отражает имидж фирмы.

Исторически, это понятие сформировалось в Германии, в среде военнослужащих как совокупность безусловно принимаемых установлений, регулирующих поведение в группе, сообществе. В современном обществе это понятие рассматривается в качестве стратегического, ориентирующего сотрудников на мобилизацию и продуктивное общение, инструмента.


Система носит обязательный характер для всех работников фирмы, полностью должна ими разделяться и исполняться.

По своему назначению, она рассчитана на длительный временной период и призвана войти в привычку работников. Её место и роль в деятельности организации определяется функциональным содействием достижению целей, эффективному и согласованному взаимодействию в деятельности работников, управленческих и производственных звеньев. Она непосредственно подчинена целевым устремлениям фирмы и является её стержневым активом, во многом обеспечивающим успешность фирмы в целом. Особую роль в построении и реализации системы выполняют руководящие управленческие звенья.


На практике такая система, заключая в себе активный психологический посыл, становится эффективной в том случае, когда её и общие, и частные элементы полностью разделяются и поддерживаются значительным количеством работников предприятия.

Характер корпоративной культуры, степень её эффективности проявляется через комплекс взаимосвязанных отношений:

  1. Характер отношения сотрудников к выполняемому ими виду трудовой деятельности.
  2. Характер отношения сотрудников к фирме.
  3. Качество отношений между сотрудниками в группе.

Корпоративная культура имеет свои базовые, глубинные слои – внутренний, внешний и скрытый. Внешний – это то, как видят фирму клиенты, конкуренты и общественность. Внутренний – система ценностей, выражающаяся в деятельности работников. Скрытый – базовые установки, осознанно усвоенные в коллективе.

Таким образом, внешний уровень непосредственно связан с понятием имиджа фирмы.