Все духовенство дает обет безбрачия. Целибат - что это: показатель веры или греховности

Все духовенство дает обет безбрачия. Целибат - что это: показатель веры или греховности

Возникает вопрос: "Целибат - что это такое?" Речь идет об обязательном для священников Вступление в сан, согласно западной церковной традиции, невозможно, если святой отец не отрекся от всего мирского. Дело даже не в том, женат или нет, хотя это приветствуется в первую очередь. Вопрос в том, что он должен посвятить себя полностью, включая собственные деяния, Богу, служению во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Правда, современный мир несколько по-иному смотрит на вековые обычаи. Связано это прежде всего с тем, что природа католицизма, да и сама Римская церковь несколько изменились за это время. И изменились не в лучшую сторону. Процесс либерализации взглядов коснулся и самых консервативных кругов католических священнослужителей. Они уже не в состоянии контролировать тотальную секуляризацию местных общин, а постоянные скандалы вокруг «безбожного поведения святых отцов» только Становится понятно, в прошлое уходит и сам целибат, что это только дань традиции, и, в принципе, нужно еще немножко времени, чтобы несменяемое правило безбрачия сменилось на боле мягкую формулу, скажем, право на брак.

Однако если говорить более серьезно, то рассуждая: «Целибат - что это: обязанность или необходимость?» - можно прийти к неоднозначным выводам. Во-первых, аскеза не означает полный отказ от всего сущего. Тем более в отношении католического богослужения. Ведь традиционно всегда оставалась центром социальной, публичной, да и экономической жизни региональных общин. И в этом отношении священнослужитель точно не отрекался от всего мирского. Во-вторых, священник, будучи вообще-то фигурой политической, не заботился исключительно о духовном росте вверенных прихожан. В-третьих, первоначально христианство не рассматривало безбрачие в качестве обязательной аскезы. Более того, отказ от семьи и продолжения рода воспринимался воинственно негативно. Более того, согласно логике Павла, семья является лучшим орудием борьбы с грехом.

Однако после долгой борьбы внутрикатолических партий на семья священника как факт истории была С этого момента считалось, что принять целибат - значит, принять служение Богу. И ничто не должно, по новой церковной философии, мешать сему святому делу. Тем самым было продемонстрировано формальное отречение от мира и всех мирских дел. Неформально - церковь оставалась ключевым политическим и силовым инструментом зарождающегося монархизма и оправдания абсолютистской власти монархов. Тем самым католическая церковь вольно или невольно заняла двойственную, взаимоисключающую позицию, которая в общих чертах сохранилась и в наше время.

Ничего удивительного, что с современных позиций, ответом на вопрос «целибат - что это» служит достаточно неофициальное, но уже устоявшееся определение: особый вид физического аскетизма, который, по идее, должен привести к совершенству духовному; обязательный элемент саноположения, характерный только для Католической Церкви как организационной структуры.

Целибат в православии не распространен. Это достаточно редкое явление, и об этом мало кто знает. Вообще, Православная Церковь не очень одобряет безбрачие как явление. Более того, РПЦ даже в некоторой степени стимулирует процесс создания семей среди священнослужителей, утверждая, что на момент рукоположения батюшка должен быть женат. Однако сам целибат как принцип не отрицается. Православный священник может принять обет безбрачия, но только в том случае, если он соглашается на церковную должность, будучи неженатым.

Инструкция

Определитесь, почему вы собираете принять обет - любой, например, безбрачия. Возможно, на это есть свои причины - религиозные убеждения или вы хотите что-то доказать себе, или собираетесь сосредоточить свою энергию в другом направлении. Возможно, давая, например, обет безбрачия, вы просто желаете избежать венерических заболеваний или появления внеплановых детей. Независимо от истинной причины, обозначьте для себя суть своих убеждений, прежде чем взять на себя добровольное отречение.

Будьте искренни в своей аргументации и не принимайте опрометчивых решений. Вы должны тщательно подойти к своему решению, поскольку это может повлиять на вашу жизнь в значительной степени.

Расскажите окружающим о вашем обете. Несмотря на то, что вы можете попытаться сохранять свое решение в тайне, в некоторых случаях соблюдать данный обет получится более эффективно, если близкие будут поддерживаться вас в вашей клятве. Если у вас есть семья, безусловно, важно поставить ее в известность о своем решении.

Избегайте соблазна. Если вы допускаете ситуации, когда сможете нарушить свой обет, то будете находиться в состоянии постоянной борьбы с собой, чтобы сохранить взятые на себя обязательства.

Пересмотрите свой обет спустя несколько месяцев, затем снова - через год. Если вы все еще чувствуете потребность соблюдать принятый обед, продолжайте такой образ жизни, который вам угоден. Если возникли мысли об отказе от обета, тщательно осмыслите свое решение: насколько целесообразно продолжать следовать своему обету.

Видео по теме

Обет безбрачия (целибат) дается, в основном, из религиозных соображений. Официально он возможен лишь в том случае, если человек принимает монашеский чин. Путь мирянина, который принес обет безбрачия, к целибату не относится. Это персональный выбор каждого человека, узкая тропинка между двумя большими дорогами.

Обет безбрачия – это отказ человека от семейно-брачных и сексуальных отношений в силу религиозных или субъективных побуждений. Истинный обет безбрачия предполагает отсутствие полового партнера и половой жизни на протяжении всей жизни или ее длительного отрезка. Хотя многие употребляют это слово в более мягком смысле, особенно когда речь идет о добровольной форме обета безбрачия.

Формы обета безбрачия

Обет безбрачия может быть добровольным, обязательным или принудительным. Добровольный обет безбрачия имеет место в том случае, если человек отказывается от вступления в брак по сугубо личным мотивам. К числу наиболее распространенных причин добровольного обета безбрачия относятся нежелание нести ответственность за семью, неустойчивое материальное положение или желание сохранить верность человеку.

В некоторых религиях обет безбрачия является обязательным для монахов, в – лишь для монахов и епископов, а в католицизме – для всего духовенства. Целибат католических священников стал обязательным в эпоху папы Григория Великого (590-604 гг.), но утвердился только в XI веке. Обязательный обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого расценивается как святотатство.

Принудительное безбрачие может выступать в форме наказания супругов за прелюбодеяние. По праву Русской Православной Церкви, при расторжении брака из-за прелюбодеяния виновный супруг обязан принять обет безбрачия. Аналогичная норма была закреплена в римском и восточно-римском праве. В России долгое время существовал запрет на брак после 80 лет и на четвертый брак.

Обет безбрачия в различных религиях и немонашеских братствах

В Древнем Риме обет безбрачия приносили служительницы культа богини Весты. За нарушение обета женщин живьем закапывали в землю. В буддизме обет безбрачия приносят только монахи высших посвящений, гелонги и гецулы, во имя самопознания и духовного роста. В индуизме обет безбрачия может иметь форму пожизненного или временного отказа от сексуальных удовольствий ради получения трансцендентного знания и самопознания. В иудаизме к обету безбрачия относятся отрицательно, прежде всего, из-за прямого библейского предписания плодиться и размножаться.

Здесь безбрачие считается помехой для личного совершенствования и достижения святости. В христианстве обет безбрачия приносят лишь монахи, а лица белого духовенства, которым запрещено вступать в брак до тех пор, пока они состоят в иерейском или дьяконском сане, приносят обет безбрачия только в случае смерти их жен. В средние века обет безбрачия был обязательным условием при вступлении в рыцарский орден, а первоначально и к кандидатам в члены Ганзейского союза. Обет безбрачия также давался запорожскими казаками.

Негативные последствия обета безбрачия

Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании.

Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.

Источники:

  • Безбрачие
  • Долой обет безбрачия?
  • Обет безбрачия: все так непросто

10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.

Святая Параскева (в переводе с греческого языка «пятница») жила в III в. и решила посвятить свою жизнь служению Богу, дав обет безбрачия. Язычники схватили ее и привели к властителю Аэтию. Параскева претерпела великие мучения: ее истязали железными гвоздями, а затем всю в ранах бросили в темницу. Бог помог Параскеве исцелиться, но палачи отрубили ей голову.


В этот день молились о всяком женском счастье. Параскева считалась покровительницей женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.


Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).


С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.


Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.


Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.


Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.

Видео по теме

Целибатом называют религиозный обет безбрачия, принятый в католицизме, протестантизме и православии. В последнем случае он носит избирательный характер. Не женятся монахи, потому что их послушание подразумевает полный отказ от всех мирских удовольствий и забот. Православные священники имеют право - и это даже желательно - вступать в брак.

Вконтакте

Однокласники

По заведенному с VII века порядку батюшка должен быть женат еще до принятия сана. Это положение было учреждено VI Вселенским Собором. Православный священник может заключить брак, но он должен быть нерушим (разводы не допускаются) и сожительство с супругой должно происходить по заведенному церковью порядку.

Половые контакты между мужем и женой допускаются только в определенные дни, не в праздники, и в них не должно быть излишеств. Учредившие это правило отцы церкви руководствовались положением из Евангелия. В нем говорится, что законный брак священен и супружеское ложе не является скверным (Евр. 13:4). Таким образом православные отцы и получили «добро» на ведение обычной человеческой жизни при единовременном служении Господу.

Целибат у священников-католиков

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат — не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962—1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин — это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника — нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.

Иеромонах Иов, отвечая на вопрос о протестантизме, пишет следующее: "Очевидно, что чем больше в человеке духовного и меньше плотского, тем больше в нем Божественного"."Монах должен влачить существование в бедности и целомудрии, как велит устав святого Августина." Почему это правило не распространяется на православных приходских священников? Для них что, личная святость второстепенна? Католические священники все, без исключения, дают обет безбрачия и должны соблюдать целибат. Почему православная церковь идет в этом случае на компромисс?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В отношении к браку священников Православная Церковь руководствуется 13-м правилом 6 Вселенского Собора: "Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения. И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятсятвием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф.19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4)». Опыт показывает, что всё зависит от личного подвига и аскезы, а не от внешнего. Такие священники как св. Иоанн Кронштадтский, св. Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров и др. и в браке были высоко духовными людьми и достигли святости, а иные и в безбрачии полны земных пристрастий и много имеют в себе плотского.

В ответе, который цитируется в письме, говорилось не о внешнем положении христианина, а внутреннем отношении к духовной жизни: протестантизм, в противоположность святым отцам-подвижникам, движим мотивами "раскрепощения" земного человека.

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат - не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962-1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин - это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника - нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.