Положение женщины в Древней Греции и Риме. Женщина в Древней Греции Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев

Положение женщины в Древней Греции и Риме. Женщина в Древней Греции Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев

Как в традиционных, так и некоторых современных обществах на протяжении столетий женщины устранялись из публичной жизни и властных сфер общества. Большинство мыслителей, от античности до Нового времени, считали, что положение женщины обусловлено ее биологической природой, и, употребляя понятие «человек», имели в виду «мужчина». Это представление стало настолько общепринятым, что даже в наши дни мы слышим его отголоски. В связи с этим М. Фуко писал: «проказа и прокаженные исчезли, но осталась сама структура». И в наши дни мы нередко становимся свидетелями дискриминации женской половины населения как в частной и семейной жизни, так и в общественно-политической, государственной деятельности.

Общеизвестно, что в Древней Греции женщина занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется нам весьма актуальным. Оправдано обращение к данной теме в связи с развитием феминизма в экономически развитых странах, а также распространением нового теоретического направления в исторических исследованиях - гендерного, в основе которого лежит универсальный принцип угнетения одного пола другим.

Современные исследователи связывают подчиненное положение женщин в обществе с гендерным разделением труда, начало которому было положено в период перехода от охоты и собирательства, предполагавших равные доли мужчины и женщины в хозяйстве, к земледелию и скотоводству, усиливших роль мужчины и закрепивших стереотипы «мужчины-добытчика» и «женщины-хранительницы очага». Социальное неравенство в традиционном обществе, имущественные интересы и властные отношения нашли отражение в гендерной стратификации общества. Исследование Л.С. Ахметовой «Женщины в античности» в полной мере можно назвать гендерным. Л.С. Ахметова анализировала неравное с мужчиной положение греческой женщины, полагая, что оно является исторически сложившимся, а поэтому и справедливым. Интересно, что не все исследователи придерживаются этой точки зрения, поэтому представляется необходимым сопоставить имеющиеся исследования.

Тема роли женщин в античном мире не нова для антиковедения. В современной западной историографии она достаточно популярна. Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных полисов. Особо велик был интерес исследователей к положению античной женщины в обществе в связи с изучением демографических процессов в Древней Греции. Один из ярких примеров - статья Н.А. Кривошты «Демографические и психологические аспекты……».

Ф. Арский в «Перикле», Г. Берве в «Тиранах Греции», Г.В. Блаватская в статье «Из истории греческой интеллигенции….» особо рассматривали проблему женского влияния на политику царей, династов и других «сильных мира сего».

Немало внимания как в отечественном, так и в зарубежном антиковедении уделялось культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения древнегреческой женщины. Перечислим наиболее значимые на наш взгляд работы: А. Боннар « Греческая цивилизация», Д.Е. Дюпуи «Проституция в древности», К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», Т.Крупа « Женщина в свете античной эротики…», Е.В. Никитюк «К вопросу о гетериях в Греции….». Каждая из этих проблем в отдельности многообразна и сложна, а потому не может быть решена в единственном исследовании, так как требует фундаментального и многостороннего подхода.

Наибольшее количество работ в зарубежной историографии вопроса, а именно в труды П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков», Ф. Велишского «Быт и нравы древних греков и римлян», Л. Винничук « Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима», А.И. Марру « История воспитания в античности», А. ван Хофа «Женские самоубийства в античном мире….» и в отечественных авторов: Ю.В. Андреева «Спартанская гинекократия», А.В. Коптева «Античное гражданское общество», А.В. Петрова «Женщины в религии и философии в античности» посвящено повседневной жизни женщин Древней Греции, их месту в организации семьи и воспитании детей. Исследователи, как правило, стараются связать эти вопросы с общей полисной структурой греческого общества, взаимоотношениями между различными слоями населения и государственной властью. Многие аспекты проблемы места женщины в политической структуре античного общества анализируются с точки зрения социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации населения полисов.

Важно отметить специальные исследования о роли гетер в политической жизни греков VI-V вв. до н.э., т.е. в период острой политической борьбы между олигархией, демократией и тиранией, и об их влиянии на победу тех или иных политических группировок или партий: М. Фуко «История сексуальности…», А. Кравчука «Перикл и Аспазия», Ф. Арского «Перикл», Г.В. Блаватской, Т.Н. Крупы «Истории античных гетер…», Т. Мякина «Беседа о Сапфо».

Некоторыми исследователями рассмотрены проблемы воспитания девочек в античном мире. Данная сторона большой проблемы вплотную подвела ученых к анализу сексуально-этических аспектов религии и культовых обрядов у греков и римлян, их влияния на семейные отношения, морально-этические нормы поведения и сознание древних.

Традиционный для историографии сюжет - брачная политика правителей и правительниц в классическую эпоху, а также политические портреты наиболее известных представительниц правящих династий и жен государственных деятелей - разрабатывался в последнее время, пожалуй, наиболее интенсивно. Это работы А. Федосика «женщины-легенды», М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Знаменитые греки и римляне…».

Не случайно, что, как до революции, так и в наши дни предпочтение в ее освещении отдавалось переводным работам зарубежных авторов. . И все же, интерес к образу женщины в античности в начале XX в. до н.э. у отечественных ученых был явно выше, чем в последние годы. Женщина в древности интересовала многих, прежде всего как ключевая фигура семьи и брака. Впоследствии женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе: брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть. Лишь изредка и в самой общей форме затрагивались проблемы повседневной жизни женщины в античности - мода, развлечения, обыденные занятия по дому и т.д. Однако эти стороны жизни не стали предметом специальных исследований, поскольку рассматривались как часть общих проблем социально-политических и социально-экономических отношений, либо в исключительно справочной форме изложения.

Другой аспект, привлекавший внимание отечественных антиковедов в связи с проблемой «женщина в античности», касается изучения рабства и рабовладельческих отношений. Каким был социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц и женщин, которых отдавали в услужение богиням в качестве иеродул, т.е. прислуги или «жриц любви» в храмы? На эти и другие вопросы пытались ответить в своих исследованиях. Исследователи Г.М. Роджерс «Строительная деятельность женщин в Эфесе», А.В. Петров, Л.С. Ахметова, А. Боннар.

Поскольку в дипломной работе положение гречанки анализировалось, прежде всего, по материалам древнегреческой литературы, были использованы публикации, в которых анализируется творчество Сапфо, Аристофана, Эсхила, Еврипида, Софокла, Алкея и других греческих лириков, драматургов и комедиографов, неоднократно освещавших вопросы любви, семьи, эмансипации женщин, женской красоты, характера, поступков, политической и социальной активности. Это работы Г.П. Анпетковой-Шаровой « Античная литература», Г. Бояджиева «От Софокла до Брехта…», Т.В. Гончаровой «Еврипид», Г.И. Гусейнова « Аристофан», Б.А. Гиленсона, И.М. Кандобы «Греческая трагедия как источник по изучению положения женщин в Древней Греции», Н.А. Чистяковой, С. Шервинского, В.Н. Ярхо «Античная лирика», «Эсхил», «Античная драма: технология мастерства».

Подходы к этим вопросам намечались самые разные: здесь и чисто филологический анализ произведений, и раскрытие образов героев и героинь и социальные мотивы поведения персонажей, и морально-психологические аспекты их поступков и привычек. Отмечалось, что посредством этих понятий античные писатели и поэты пытались отразить современные им устои жизни, политику и мораль. Так, по мнению А.Н. Деревицкой, «женщина в их произведениях служила лишь фоном или аллегорическим мотивом для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе».

Целью этой работы является изучение роли женщины в различных сферах общественной и политической жизни греческих полисов:

Выявить особенности жизни гречанок в древности, а так же правила, которым была подчинена жизнь женщины в древней Греции;

Рассмотреть роль женщины в политическом управлении полиса;

Осветить условия заключения брака и положение женщины в семье;

Изучить, как складывались внебрачные отношения мужчин и женщин;

Анализируя биографии некоторых знаменитых женщин Греции, доказать, что их судьба была скорее исключением для греческого мира, чем правилом;

Проанализировать женские образы, представленные в древнегреческой литературе, выяснить, насколько литературные образы гречанок соответствовали социальному полисному идеалу.

Хронологические рамки работы достаточно широки, они охватывают период с конца VII в. до н.э. по IV в. до н.э., так как необходимо учитывать, что процесс смены традиций, норм и законов протекает весьма медленно; необходимость обратиться к столь длительному историческому периоду вызвана стремлением к объективному освещению проблемы, заявленной в данной работе.

В работе были использованы источники как исторические, так и литературные.

Несмотря на то, что в «Истории» Фукидида роль женщины в семье освещена достаточно фрагментарно, его труд является интересным источником для разработки, данной темы, поскольку содержит, пусть и фрагментарную, информацию о греческих семьях, воспитании, образе жизни.

В философских трудах Платона и Аристотеля рассмотрена лишь роль некой идеальной женщины в политике и гражданском обществе. Данный утопический взгляд на «женский вопрос» также позволяет осветить некоторые аспекты проблемы, заявленной в данной работе. В качестве исторических источников были использованы «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Жизнеописания» представляют собой биографии выдающихся греков и римлян. Наибольший интерес для нас представляют биографии видных аристократов Афин в. до н.э. - Солона, Перикла и Аристида. Одна из целей этических сочинений Плутарха - рассмотрение женских образов в разных ипостасях: женщина-мать, жена, дочь, сестра. Хотя женские образы у Плутарха всё же второстепенны.

Помимо исторических источников в дипломной работе были широко использованы и литературные.

Лирика Алкея иллюстрирует то, как мужчина мог поклоняться женщине. Семонид Аморгский же в своей «Поэме о женщинах» представляет пример женоненавистнического, сатирического взгляда на женщин.

В трагедиях великих трагиков V в. до н.э. Эсхила, Софокла и Еврипида внимание, главным образом, уделяется рассмотрению трагического героя и принципов его изображения. В произведениях этих авторов мы находим яркие женские образы, их характеристики и описание поведения. Это трагедии Эсхила: «Просительницы», «Орестея», «Персы»; трагедия Софокла «Электра»; произведения Еврипида: «Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит», «Алкеста». О драматических произведениях Еврипида следует особо отметить, что они играли как общественно-политическую, так и воспитательную роль: изображая глубину и неоднозначность чувств героев, страдания отдельной личности, вынося на суд зрителей проблемы семьи и брака, которые ранее были под запретом, драматург тем самым оказывал влияние на граждан, как мужчин, так и женщин.

В освещении положения женщины ценны и собранные Парфением короткие рассказы «О любовных страстях», отражающие общий для эллинистических поэтов и римских неотериков интерес к роли и функции женщины в любовных взаимоотношениях.

В классическом греческом полисе ярко выражено доминирование мужского начала. Человек - это всегда мужчина, муж. Женщина не только не занимает высокого места в обществе, но по своему положению всегда несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим существом, и это четко формулирует Аристотель. Отличаясь теми или иными особенностями, в разных полисах положение женщины в целом одинаково.

Женщин в афинском обществе можно условно разделить на две категории. Первая - это жены, матери граждан, свободнорожденные полноправные женщины. По своему статусу они предназначены для замужества, для законного брака. В Афинах, например, законным признавался только тот, в который вступал афинский гражданин и дочь гражданина, рожденная, в свою очередь, в законном браке и принадлежащая к определенному роду и дему. Дети из такой полноправной семьи могли получить в дальнейшем, по достижении совершеннолетия, гражданство, наследовать имущество и быть продолжателями рода.

Женщины-супруги не участвовали в общественной жизни. Их роль сводилась к простому продолжению рода. «Жен мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества», - говорит Демосфен в одной из своих речей. Жены были необразованными, по сути невежественными. Как правило, они умели читать, писать и вести домашнее хозяйство, но совершенно не разбирались в вопросах литературы, политики, философии и т. п. Самое главное, что требовалось от них, - целомудрие.

Другая половина женского греческого мира резко отличалась от первой. К ней относились чужестранки, женщины, происходившие из семьи, в которой не был зарегистрирован законный брак. За исключением женщин, живущих в семье (правда, брак этот с точки зрения закона трактовался как простое сожительство), все остальные могли рассматриваться как «свободные»: гетеры, авлетриды, паллаке, диктериады. Гетеры принадлежали к высшему слою этого пестрого мира. Дословный перевод слова «гетера» - спутница, так называли женщин, ведущих свободный, независимый образ жизни, но находившихся на содержании у мужчин. Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали своего господина. Конечно, не все из них достигали такого высокого уровня, как Аспазия, подруга, а потом жена Перикла, как Таис, спутница Птолемея, или Фрина, подруга Праксителя. Эти знаменитые женщины играли заметную роль в общественной и культурной жизни своего времени, их имена вошли в историю и обросли легендами. Но и не столь известные гетеры, принадлежавшие к высшему кругу, нередко были хорошо образованы, разбирались в политике, искусстве, философии и т. п. В целом путь образования и «эмансипации» в Древнем мире был доступен для женщин только этого типа и немыслим для жен. Гетеры имели свой центр, роль которого играл храм Афродиты в Коринфе. Там молодых девушек обучали искусству обхождения, а также музыке, риторике и даже философии.

Авлетриды - как правило, чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши. Они зарабатывали на жизнь своими талантами и очень ценились греками. Их выступления оплачивались, особенно когда их приглашали на пиры. После удачного выступления такая женщина могла составить себе приличное состояние. Паллаке, или сожительницы, не обладали никакими правами, будучи по статусу чаще всего вольноотпущенницами, а то и рабынями. Самый низкий уровень - это диктериады, публичные женщины, продающие себя за деньги. Они могли жить в домах свиданий или вне их, но были одинаково бесправны. Закон относился к ним сурово. Для них существовала масса ограничений: живя в окрестностях города, они не имели права появиться в нем в светлое время суток, им запрещалось заходить в храмы, участвовать в празднествах. Греки строго следили за тем, чтобы диктериады не оказались рядом с их женами, беспощадно карая за несоблюдение этих норм (наказание следовало незамедлительно - оскорбление словом или действием). Они носили определенную одежду, по которой их сразу можно было узнать: костюм из пестрых тканей кричащих тонов, с букетами цветов, надевали белокурые парики или красили волосы.

Положение женщины было различно в разных греческих полисах. Большим уважение пользовались спартанские женщины. В Спарте большое внимание уделялось физической силе и закалке молодых женщин, поскольку их первейшей задачей было рождение здорового потомства для защиты государства. Спартанки оказывали влияние на общественную жизнь, к их мнению прислушивались и мужчины. Они в меньшей степени были заняты домашней работой. Свобода афинской женщины была несколько ограничена сначала отцом, затем мужем. Но в собственном доме она была полноправной хозяйкой. Она руководила работой домашней прислуги, следила за текущими расходами, вела учет всего приносимого в дом и т.д. На улицу она имела право выходить только в сопровождении мужа или рабыни, скрывая под покрывалом свое лицо. Полного затворничества греческие женщины не испытывали, они ходили друг к другу в гости, принимали участие в религиозных празднествах и обрядах. Жизнь женщины низших сословий носила другой характер. Она вынуждена была работать, что осуждалось обществом.

Как утверждал Еврипид, греки первыми из древних народов стали придерживаться принципа единобрачия, полагая, что полигамия - обычай варварский и недостойный благородного человека. Институт брака по античным представлениям преследовал две цели: общественную и частную. Общественная - умножение числа граждан, которые будут защищать границы отечества. Частная - продолжение рода, поддержание семейных традиций, почитание семейных богов, а также помощь в старости. Заключение брака являлось моральным долгом граждан перед семьей и государством.

В Греции не было юридических законов, заставлявших мужчин жениться. Однако существовало моральное принуждение например, в Афинах холостые мужчины, не выполнявшие свой долг и не женившиеся, уважением не пользовались. В Спарте к ним относились еще суровее: холостяцкая жизнь вела к частичной утрате гражданских прав, сопровождалась унижением не только со стороны отдельных граждан, но и со стороны государства. В частности, холостяки в определенный день года (зимой) должны были обнаженными обходить рыночную площадь, распевая специальную песню, в которой признавали свою вину. На них также налагали штрафы. На спартиатов, которые не имели семьи, не распространялось традиционное право на почитание пожилых людей. Плутархом описан эпизод, в котором молодой человек оскорбил знаменитого военачальника, не уступив ему место. На его возмущение юноша ответил: «Ты не родил сына, который со временем уступил бы место мне». Молодые люди в Спарте обязаны были выбирать себе жен преимущественно из бедных семей: таким образом обычай препятствовал имущественной дифференциации, чрезмерной концентрации богатства в одних руках. В Спарте, в отличие от других полисов, разрешались браки с чужестранками, и дети, рожденные в них, считались законными наследниками. Но, тем не менее, юноши предпочитали своих, местных девушек, воспитанных в спартанском духе. Так в семейных традициях проявлялся полисный патриотизм.

Выбор мужа - право и обязанность опекуна женщины: как правило, им был отец, брат, либо ближайший родственник. Выдавать замуж разрешалось в 12-15 лет, и кровное родство не служило препятствием. Сочетаться браком могли даже дети одного отца. Единственное ограничение: единоутробные дети не должны были вступать в брак. (Брак между братом и сестрой имел мифологический прототип - союз Зевса и Геры. Этот брак становится ритуальным в роду Птолемеев в Египте в эпоху эллинизма. Перед бракосочетанием должно было состояться обручение. Оно являлось важным нормативным актом, так как при этом заключался семейный договор, в котором определялись имущественные отношения и взаимные обязательства сторон. Мужчина, например, обещал не приводить в дом другую женщину, не признавать детей, рожденных вне брака, не наносить обид своей жене. Подобные обязательства принимала на себя и женщина.

Важным вопросом считалось приданое невесты, которое требовалось по обычаю. Собирать его могла не только семья, но и соседи, родственники, официальные лица. Так, после смерти Аристида, являвшегося образцом выполнения долга перед обществом, его семья испытывала материальные затруднения, и потому город выделил приданое его дочерям. Приданое означало определенный прогресс в эволюции института брака и известную степень эмансипации женщины, приносящей в семью материальные ценности.

Свадьба - чисто семейный праздник - имела одновременно юридический и религиозный статус. Два основных действия разыгрывались соответственно в доме отца невесты и в доме жениха, а остальное служило для них своеобразным прологом и дивертисментом. Невеста в день свадьбы омывалась водой из священного источника, ее наряжали и украшали. В присутствии гостей торжественно приносили жертвы богам. Главное действо совершалось в доме отца невесты: он передавал свою дочь молодому человеку и произносил священную фразу о том, что вручает ее мужу и отлучает от родительского очага. Эта формула означала ее правовой переход под власть мужа.

В доме отца начинался пир. Невеста не принимала в нем участие и сидела отдельно в группе своих ровесниц, укутанная покрывалом. После пира происходил торжественный переезд в дом молодых под звуки гимнов-гименеев, в сопровождении родных и друзей на украшенной цветами повозке. В новый дом мать невесты передавала факел, зажженный от огня отеческого очага. Подчеркивая ее особое положение, муж переносил молодую через порог своего дома. Затем совершалась заключительная церемония: молодую торжественно подводили к очагу, посвящая в домашний быт новой семьи. Символом этого являлась трапеза у нового очага - жених и невеста разделяли между собой хлеб и фрукты. Молодую пару провожали в брачный покой, называемый таламом, а молодежь под его дверями распевала свадебные гимны-эпиталамы. На другой день пир продолжался, и гости снова приносили подарки. Молодая жена снимала покрывало и исполняла обязанности хозяйки дома.

Выходя замуж, женщина полностью теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни: занималась домашним хозяйством и большую часть времени находилась на женской половине дома - в гинекее. С появлением детей ее обязанностью становилось их воспитание. На улицу женщины выходили редко и только в сопровождении рабыни, стыдливо прикрывая лицо краем плаща. Все необходимое в хозяйстве обычно покупали мужчины. Только одно исключение давало возможность женам открыто показать себя окружающим: религиозный праздник, священная церемония. Соблюдать эти строгие нормы было, однако, делом не простым, так как требовало известного достатка, и потому им следовали лишь состоятельные семьи. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже занимаясь торговлей на агоре. Мать Еврипида, как утверждал Аристофан, была торговкой овощами, и это постоянно вменялось ему в вину.

Греки считали, что лучшая жена та, о которой вообще никто ничего не мог сказать - ни хорошего, ни плохого, так как ее просто никто не видел и не знал. «Та женщина заслуживает высочайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин в порицание или в похвалу», - так выразил господствующие в обществе взгляды Перикл. Как говорил Платон: «Имя честной женщины должно быть заперто в стенах дома». Женщина, жена вплоть до эпохи эллинизма не принимала решений по имущественным вопросам, не могла интересоваться политикой и общественной жизнью. Вообще, жизнь за стенами дома не должна была ее касаться, так же как и поведение собственного мужа вне стен домашней цитадели.

Полисная мораль и родовые нормы семейной жизни регламентировали все аспекты жизни древнегреческой женщины: как должно производиться воспитание ребенка, когда женщина может и должна появляться в обществе, как она должна одеваться и выглядеть.

Благодаря ионийской моде наряд древнегреческой женщины стал намного богаче, чем в архаическую эпоху. В классическую эпоху нижней одеждой стал хитон. Хитон был домашней одеждой, и выходить в нем на улицу считалось неприличным. Можно выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом - дорийский, и широкий хитон с застежками вдоль рук или без них - ионийский. Кроме шитого полотняного хитона, который носился наряду с дорийским пеплосом, появился целый ряд новых форм, например, скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами.

Женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой, нарядной, так как для нее использовали не только чистое белое полотно, но и украшенные отделкой, роскошные восточные ткани. Поверх хитона и пеплоса женщины одевали гиматий. Женские плащи были меньшего размера, чем мужские, но всегда богаче орнаментированы. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани. Что касается цвета тканей, то многие из них имели особое значение. Так, например, шафранно-желтый использовался для праздничной одежды, чередование полос ярких цветов - для одежды гетер. Женский древнегреческий наряд дополняли различные ожерелья, браслеты, серьги, кольца, диадемы и налобные повязки.

Женский костюм почти не знал женских головных уборов, так как обычай вообще запрещал женщине появляться на улице. Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы - долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица. Носили венки из мирта и лавра. Обувью служили сандалии, а также мягкие туфли и даже полусапоги. Прическа и украшения дополняли облик греческих женщин. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, их причесывали самыми сложными способами, классической прической можно считать так называемый греческий узел. Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение и в классическую эпоху; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» - со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса. Оригинальную, «дынеобразную» прическу ввела в моду в середине V в. до н.э. вторая жена Перикла - Аспазия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывались двумя лентами. В начале V в. до н.э. среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, то в позднее времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок.

В Древней Греции носили украшения, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны - изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой.

В конце IV в. до н.э. распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбосе специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран. Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени суток, по сезону, когда их надевали.

С возникновением специальных бань, салонов для ухода за телом к косметике в Греции стал проявляться повышенный интерес. Женщины пользовались услугами специальных рабов-косметов, выполнявших различные косметические процедуры. Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прически прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина. Широко применялись благовония, где в дело шли смолы, специи, бальзамы, эфирные масла, получаемые из цветов. При раскопках греческих городов были найдены таблички, на которых подробно описывается состав благовоний, применяемых как женщинами, так и мужчинами с гигиенической целью

В Древней Греции существовали разводы, причем они могли происходить как по инициативе мужа, так и по инициативе жены. Если инициатива исходила от жены, то это была сложная процедура: ей нужно было обращаться к властям, лично подав прошение архонту на агоре, веско мотивировать свою просьбу и т. п. В целом это был довольно редкий случай в обычной практике семейной жизни. Если муж не возражал, они расставались, жена получала обратно часть своего приданого, которая так и называлась - «утешение» и являлась личной собственностью женщины. Когда развод совершался по инициативе мужа, то он, договорившись с опекуном, просто отправлял жену обратно к ее отцу вместе с приданым - эта процедура называлась «отсыланием». Поскольку основной целью брака являлось рождение детей, то развод был практически единственным вариантом в случае бездетности супругов. Веской причиной для развода являлся адюльтер. Он, как правило, преследовался в частном порядке. Иногда расправа могла быть чрезвычайно суровой, вплоть до убийства (в этих случаях были необходимы свидетели, а любовников надо было застигнуть на месте преступления). Обычно до таких крайностей дело не доходило.

В конце 5 - нач. 6 вв. начинается борьба за женскую эмансипацию. Развод осуществлялся в случае бездетности. Мужчине проще было подать на развод, нежели женщине. Ему достаточно было отправить ее домой или выдать замуж, оставив детей себе. Женщине, что бы подать на развод нужно было лично в письменной форме передать свою просьбу архонту, что сделать было очень трудно из - за ее зависимого положения. Общество осуждало разводящихся женщин. Развод мог быть произведен по просьбе отца и влек за собой возвращение приданного, кроме случая измены жены. В некоторых древнегреческих полисах допускалось двоеженство. Ребенок, родившийся в семье, целиком находился под властью отца. Он мог признать или отказаться от него. В случае отказа его оставляли на произвол судьбы при в ходе в храм или в людном месте. Чаще старались избавиться от девочек, поскольку женщине было не под силу выполнять мужские функции: защита родины, участие в производстве, поддержание культа предков.

Рабы семей не имели, но могли сожительствовать, с разрешения хозяина, родившиеся, дети переходили под власть хозяина. При рождении девочку в семье свободных граждан над дверью вывешивалась шерстяная повязка, если мальчик, дверь украшалась оливковой ветвью. Младенца купали в воде, смешанной с оливковым маслом (в Афинах) или с вином (в Спарте) Если отец признавал ребенка, на пятый день устраивалось торжество по случаю его рождения - амфидромия. Ребенку давалось лично имя к которому добавлялось имя отца. Наследных фамилий в Греции не было.

Женщина в Древней Греции Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев. Ее неземной красотой вдохновились скульпторы и художники, запечатлевшие в искусстве образы Афродиты, Афины или Деметры. Статная, стройная, грациозная, с лебединой шеей, облаченная в струящийся складками хитон, золотистые кудри в высокой прическе, украшенные лентами и диадемой.


Жизнь замужней женщины Замуж гречанки выходили, в основном, не по любви и не сами выбирали себе супруга. Пятнадцать лет считался нормальный возраст для замужества девушки, в то время как мужчине для вступления в брак должно быть не менее тридцати. Брак налагал обязательства только на одну из сторон. После брака мужчина не отказывал себе в общении с любовницами и куртизанками. Он мог публично отречься от своей жены, и этого было уже достаточно ему для развода при условии, что он готов возместить приданное. Женщине получить развод было очень сложно, он разрешался только через судебное постановление, если предоставлялись свидетельства о скандальных проступках мужа. При разводе дети оставались с отцом. Ведь дети, по сути, и являлись целью. Мужчины хотели, чтобы их богатства переходили к их законным наследникам, а не детям любовниц или гетер. Чтобы быть уверенным в верности своих жен, греки приставляли за ними присматривать своих рабынь. Женщине не дозволялось никуда выходить одной. Даже в поездках к родителям женщину должен был кто-то сопровождать. Жена для древнегреческого мужчины всего лишь главная из его служанок. И основное ее занятие – следить за тем как работают рабы и иногда самой принимать участие в этой работе. Она воспитывает сыновей до семилетнего возраста, после чего их у нее забирают и отдают в закрытую школу. Дочери остаются при ней вплоть до замужества, чтобы она могла подготовить их к роли хозяйки и производительницы. Жена не знает друзей своего мужа, она никогда не принимает участие в пирах, куда ее муж приводит своих любовниц.


Гетеры и любовницы Проститутки низшего разряда – рабыни – наполняли публичные дома Афин, их услуги продавались за бесценок. Проститутки высшей категории – умные, образованные женщины, следящие за своей красотой, модно и изысканно одетые. Они умело использовали косметические средства – белила и румяна, душились благовониями, исправляли недостатки фигуры тем, что носили искусственные грудь и бедра, перетягивали талию широким поясом. Они знали, что благодаря своей красоте и уму могли приобрести почетное положение в обществе.


Гетеры порой преуспевали и в весьма мужских занятиях. Ионийская гетера по имени Таргелия, жившая в VI в. до н.э., была тайным агентом персидского царя Кира Великого и способствовала добровольному переходу Ионии под власть Персии. Аспасия устраивала открытые приемы для философов, художников и поэтов, умела вести беседы наряду с учеными мужами. Даже сам Сократ с учениками приходил послушать ее рассуждения. Некоторые гетеры в пору своего расцвета смогли накопить достаточно денег, чтобы вложить их в большие предприятия. Ламия из Афин восстановила разрушенную картинную галерею в городе Сикион близ Коринфа. Ниже гетер на социальной лестнице стояли наложницы, о которых известно очень мало. В любом случае положение наложницы нельзя было назвать счастливым: у нее не было законных прав, как у жены; не было такой независимости, как у гетеры. Если хозяин уставал от наложницы, ничто не мешало ему продать ее


В некоторых областях Древней Греции женщины обладали большей степенью свободы. Например, в Спарте их воспитание практически не отличалось от воспитания мальчиков, и они обладали правом на имущество. На Лесбосе брак давал женщине возможность вступить в общество на равных правах с мужчиной, женщины могли соперничать с мужчинами в искусстве. Тому подтверждением являлась самая известная жительница Лесбоса поэтесса Сафо.


Сафо возглавляла общину девушек, служивших культу Афродиты. Девушки обучались поэзии, музыке и танцам и конечно искусству быть женщиной и искусству любви. В атмосфере непрерывных празднеств девушки постигали суть любви и красоты, воодушевленные волшебством окружающего мира, очаровываясь собственной красотой – красотой женского тела. Несмотря на близкие отношения между девушками, они готовились в кружке Сафо не к безбрачной жизни, а все-таки к замужеству. Да и сама Сафо была замужем. Она готовила вверенных ей девушек к тому, чтобы выполнить свое предназначение, быть женой и матерью, в радости и счастье.


Женщина в Древнем Риме Положение женщины в древнем Риме отличалось от места женщины в Греции. Для греков женщина была в первую очередь хозяйкой и матерью их детей. Роль женщины в Риме была другой. Мужчина в Риме искал подругу, а не домохозяйку. Женщина занимала привилегированное положение. В её присутствии не позволительно было грубое поведение. Жена имела равные права с мужем. Дома и в общественным местах пара была всегда вместе.


Жизнь замужней женщины Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз univira. Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало. Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода. Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса. Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже матери.


Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награда ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин. Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского перфекта Египта и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью.


Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии. Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.


Права женщин в Древнем Риме Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.


Император Август впервые в истории Древнего Рима принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества infamis. Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.истории Древнего Рима Рим славился не только своими многочисленными победами на поле боя, но и прекрасными свободолюбивыми женщинами. В Риме впервые в истории появилась идея эмансипации женщины.




Платон о женщинах Платон отстаивает свое убеждение о том, что между мужскими и женскими способностями нет никакой разницы, оправдывающие разграничения в их правах и сферах деятельности. Конечно, есть такие занятия, вроде стряпни или прядения, где женская природа здесь отличается больше. Поэтому, Платон требует, чтобы представительницы слабого пола наряду с мужчинами имели бы одинаковые права во всех сферах. Он считает, что главное здесь не пол человека, а обладание знаниями. Женщины с мужчинами должны пройти одинаковую систему воспитания, образования. Платон возражал своим противникам, которые говорили, что математика, философия убьет в женщине женственность, а гимнастика отнимет у нее стыд. Платон убеждал, что было бы очень грустно охранять женскую нравственность только одеждой. Он считает, что для женщины добродетель – это есть и одежда, и защита всяческих посягательств на ее чистоту. Тогда она сможет разделять с мужчиной правительственные и военные труды. Платон – первый из мыслителей Европы, у которого существует высшая точка зрения о женщине как о человеческом существе.


Аристотель о женщинах Согласно Аристотелю, женщинам чего-то не хватает. Женщина, так сказать, "недоделанный мужчина". В процессе размножения она играет чисто пассивную роль, она - получатель, тогда как мужчина активен, он - даритель. Ведь Аристотель считал, что ребёнок наследует только мужское, все его будущие качества заложены в мужском семени. Женщина подобна почве, которая лишь вбирает в себя и вынашивает посеянное зерно, тогда как мужчина и есть "сеятель".Женщина представляет собой материю, в то время как мужчина - форму или душу. Он сравнивает менструальную жидкость женщины и выделение семени мужчины, и на основании этого сравнения делает вывод о том, что мужчина представляет собой высшее начало, поскольку семя - жидкость высшая по качеству, чем менструальная. Женщина - есть существо вторичное, низшее из-за ее неспособности к созданию семени. Женский зародыш - низший по отношению к мужскому, и его появление связывалось с неправильным положением матки. Аристотель, считает женщину разновидностью природной деформации, хотя и постоянно имеющей место в природе. Главное назначение и единственное оправдание данной «разновидности природной деформации», конечно, воспроизводство и обустройство домашне - семейной жизни мужчины.



В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство того, что женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.

Особой категорией древнегреческих женщин, посещавших специальные школы, где они обучались развлечению, ведению бесед и ораторскому искусству, считалась группа Гетера. Вследствие того, что такие женщины сопровождали мужчин во время их бесед и пиршеств, им было необходимо быть более образованными, чтобы соответствовать уровню избранных мужчин. Однако эти женщины не считались городскими жительницами. Те, кто не имел чести получить образование, считались рабами (мужчины или женщины). Интересен тот факт, что если такие люди получали образование до того, как стать рабами, они имели право на работу и могли получить свою свободу обратно.

В основной массе, мальчики изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику. Эти предметы были выбраны, чтобы помочь учащимся общаться более эффективно. Помимо этого, классическая образовательная система древности охватывала также изучение литературы и языка, а также арифметику, музыку, геометрию и астрономию. С другой стороны, девочек обучали ткацкому делу и различным домашним делам, например, танцам, музыке и физическому воспитанию. Девочки, которые собирались вступить в группу Гетера, упомянутую выше, также изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику.

Хотя современные женщины, прочитав об образовательной системе Древней Греции, могут подумать, что греки не уделяли внимания женщинам, существуют исторические факты, что на самом деле гречанки считались наиболее образованными женщинами среди всех остальных культур, что продолжалось вплоть до 19 века. Как считают социологи и антропологи, культура включает в себя навыки, которые передаются через образование и получают развитие при помощи дисциплины и практики.

Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что женщины всегда принимали участие и в раннем воспитании детей. В соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в Древней Греции различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, что для женщин создавалась особая культура, включающая особые религиозные праздники и фестивали, посвященные поклонению женскому духу. На самом деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где все роли исполнялись мужчинами. В отношении музыки, в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыки, поэтому есть вероятность того, что и в этой области гречанки оказали влияние.

Кроме того, до Троянской Войны, женщинам в Греции было позволено голосовать, но впоследствии они утратили это право, потому что мужчины считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам не удавалось отвоевать себе это право вплоть до 20 века из-за различных ошибочных политических, культурных и социальных суждений.

И, наконец, следует отметить, что школы в Древней Греции предоставляли настолько эффективное образование, что им стали широко подражать. Элементы греческой системы образования присутствуют и в современных школах. Так же, как и в греческих школах, учебный день делится на предметы, и учителя преподают те или иные предметы студентам, в зависимости от их возраста.

Барбара Смит

Женщины в Древней Греции: миф и ритуал

В Древней Греции существовало несколько терминов в приложении к женщинам разного социального положения.

Девочка (kora) жила в доме (oikos) отца и считалась принадлежащей его очагу (hestia; отсюда и название богини домашнего очага Гестии). В возрасте приблизительно 14 лет она становилась parthenos - незамужней девушкой. Ее как можно быстрее стремились сосватать и выдать замуж, хотя, конечно, существовал некоторый промежуток между половым созреванием и браком. Свадебная церемония заключалась в ночном праздничном шествии с факелами; родители вели девушку в дом мужа, где отныне находился ее очаг.

Замужнюю женщину называли «gune», что, собственно, и значило «женщина». Существовало слово «damar» (жена), но оно употреблялось сравнительно редко. Самым важным событием в жизни женщины было рождение первого ребенка, в особенности сына. Тогда она приобретала социальный статус матери - «meter».

Таким образом, классификация женщин основывалась прежде всего на их биологической роли произведения потомства. Важно было и то, чьему очагу она принадлежала, - родословная шла по мужской линии. Для древних греков физиологические особенности женщин (месячные и т.д.) оставались необъяснимыми, и они обставляли их разнообразными правилами, возводимыми к мифологическим корням или врачебным трактатам, таким, например, как «Peri Parthenoi» («О болезнях девственниц») Гиппократа. Считалось, что истечение менструальной крови - ненормальное состояние, лучшим средством против которого была беременность.

Мне кажется, что древние греки рассматривали parthenos как социально нестабильное явление, переходный этап между kora и gune - во-первых, между девочкой и матерью - во-вторых, а также между состоянием принадлежности к дому отца и дому мужа. Другими словами, это стадия, которую нужно как можно быстрее миновать.

Если мы рассмотрим греческие мифы с этой точки зрения, то увидим, что в большинстве из них, где речь идет о parthenos, отражается стремление греков подчинить их мужскому влиянию. Во всех этих мифах их статус неизбежно меняется - ведь в понимании древних греков женщина должна быть gune/meter (жена-мать) - только тогда достигается стабильность, присущая древнегреческому мирозданию. Здесь возникает один вопрос. Понятно, что из мифов мы многое можем узнать о положении женщины в том обществе, которое их породило, но насколько сами женщины осознавали свою роль? Насколько они сами были причастны своей судьбе, знали ли они мифы, которые сочиняли про них мужчины? Конечно, однозначный ответ дать трудно, но попытаться, тем не менее, стоит.

Умели ли женщины читать и писать? Судя по тому, что Федра перед смертью оставила письмо Тесею, можно предположить, что некоторые представительницы аристократии владели грамотой. Какие книги они могли читать? Сократ говорит, что на Агоре можно было купить книги философов по драхме за штуку - слишком дорогая цена для простолюдинов, как женщин, так и мужчин. По сюжетам мифов ставились драматические представления, но нам достоверно неизвестно, пускали ли в театр женщин; женские роли исполнялись мужчинами, так что этот способ получения сведений тоже лучше отбросить. Можно было услышать поэмы в исполнении рапсодов, но опять-таки неизвестно, допускались ли туда женщины. Однако известно, что существовали и женщины-поэтессы.

Проблема в том, что, вероятнее всего, приобщиться к мифу можно было через ритуал. Большинство ритуалов были мужскими (связанными, например, с инициацией), но на некоторые из них допускались только женщины. На этих ритуалах я и хочу вкратце остановиться.

Даже в период расцвета Афин в VI в. до н.э. культура греков продолжала оставаться устной. Некоторые вещи, такие, как законы и ритуальный календарь, конечно, были записаны на таблицах, но почти все остальное передавалось устным или, по крайней мере, неписьменным путем. В школах, посещаемых исключительно мальчиками, ученики внимали словам преподавателя.

В трагедии Еврипида «Ион» Креусу в Дельфы сопровождает хор женщин. Это их первое путешествие, и они с любопытством осматриваются вокруг, слушают мифы, декламируемые в святилище Аполлона, интересуясь, те же ли это истории, которые они рассказывают друг другу за работой. В те времена основным домашним занятием женщин было ткачество и прядение. Эта работа имела не только практическое, но и просветительское значение - женщины получали знания о мифах. К сожалению, до нас почти не дошли полотна и ковры мастериц, а на немногих уцелевших некогда яркие краски давным-давно поблекли.

Другим неписьменным источником получения знаний о мифах было гончарное искусство. Начиная с седьмого века до н.э. греческую керамику украшали сцены на сюжеты из различных мифов. Часто они были связаны с ритуалом, в котором использовался тот или иной сосуд и во время которого женщине предоставлялась возможность прикоснуться к мифологии. Разумеется, женщины не были гончарами, но ткачество было их исключительной привилегией, и тут уж они могли проявить фантазию и внести что-то свое в давно известный сюжет.

Цель заключительного раздела - показать, как мифы связаны с ритуалами, исполняемыми женщинами, и исследовать роль женщины в религии Древней Греции. Каждый миф, который я привожу здесь в качестве примера, является этиологическим мифом (aition - причина) объясняющим, как возникли некие объекты или установления. Большинство примеров взято из афинской жизни, поскольку именно об этом городе до нас дошло больше всего достоверных сведений.

В античные времена миф о Коре-Персефоне служил объяснением ритуала, известного как Фесмофорий и посвященного двум богиням, а именно Деметре и Персефоне. Торжество, проводившееся осенью, в месяце пианепсион (октябрь-ноябрь), являлось обычным праздником сбора урожая и посвящения даров богине плодородия. Длился он три дня, в течение которых мужчинам не только не дозволялось на нем присутствовать, но и говорить о нем между собой. Предполагалось, что эти дни они должны проводить дома. Женщины собирались на холме Акрополя, и в первый день (называвшийся «kathodos» - нисхождение или «anodos» - восхождение) «вычерпывающие» - женщины, которые постились три дня, - вытаскивали из ям остатки свиней, заранее принесенных в жертву, и смешивали их с зерном, чтобы при помощи симпатической магии обеспечить богатый урожай. Их разбрасывали на третий день («kalligeneia» - прекраснорожденная, или рождение прекрасной). В средний день («нестия») женщины садились на землю и задавали друг другу ритуальные загадки, в которых содержалось упоминание о горе Деметры, потерявшей свою дочь Персефону. Другие источники называют еще мистический ритуал «Халкидианское преследование», но нам о нем ничего не известно.

Миф о том, как бог или богиня плодородия скрывались на определенное время, существовал во многих культурах и объяснял смену времен года. Однако в греческом мифе исчезают две богини, и только Деметра является собственно богиней плодородия. Какова же функция Персефоны? Ключ к объяснению лежит в зернышках граната, ассоциирующихся с Персефоной и подземным миром, - плода, красный сок которого похож на кровь. Мое предположение таково, что у Персефоны начинается менструация, и ее исчезновение связано с ритуальным табуированием женщины во время месячных. Нарцисс, связанный с ее похищением, - весенний цветок, потому она никак не может быть осенней богиней плодородия и урожая.

Антропологи обычно различают обряды инициации и полового созревания, считая, что первый связан с вовлечением лица в определенную социальную группу, а второй указывает на биологические изменения индивида. Данный обряд полового созревания указывает на то, что Персефона из «бескровной» Коры превращается в «невесту смерти», то есть, другими словами, становится parthenos. С известной долей воображения нарцисс можно счесть фаллическим символом; но, заметим, - он одного рода с крокусом, а именно из лепестков крокуса приготовляли шафран, которым красили одежды девушек, когда символически считали их мертвыми. Кроме того, вполне возможно, его название происходит от слова «narkhe», что значит «оцепенение» (отсюда и «наркотики»). Вероятно, похищение и пленение Персефоны связано с долгим сном, вызванным наркотиком и похожим на зимнюю спячку. В человеческом биологическом календаре такая «зима» соответствует непродуктивному времени, то есть периоду менструации.

Зимняя спячка наводит нас на мысль о медведях, животных, впадающих в нее. Эти животные во многих культурах считаются мифологическим эквивалентом людей. Спячка также символизирует смерть, которая заканчивается весенним возрождением природы. Из комедии Аристофана «Лисистрата» мы узнаем об arkteuein, aletris, arrephoros и kanephoros, четырех ритуальных женских ролях, которые, очевидно, формировали ядро женского ритуального цикла. Об aletris - растирающей зерно - нам почти ничего не известно; возможно, она была связана с Корой-Персефоной и Деметрой; kanephoros играла второстепенную роль в некоторых ритуалах.

Во время аттического празднества Бравроний афинские девочки в возрасте от 5 до 11 лет облачались в платья, выкрашенные шафраном, и исполняли танец, посвященный Артемиде, - arkteuein (буквально «действовать подобно медведю»). В этиологическом мифе повествуется, что в этот день в святилище Артемиды вошел медведь, священное животное этой богини. Одна маленькая девочка дразнила его, пока он не разозлился и не вырвал ей глаз (то есть пока она не стала истекать кровью). Тогда братья этой девочки убили медведя. Артемида разгневалась и наслала на Афины мор, который, как сказал оракул, можно прекратить только при условии, если отныне девочки каждый год будут посвящать ей «медвежий танец».

Имя Каллисто значит «прекраснейшая» и соотносится с третьим, последним днем Фесмофорий. Таким образом, девочки - молодые медведицы (arkas), которые рождены после «каллигении». Нужно принять во внимание, что они воспринимаются как единая группа, хотя и не все достигли периода менструаций - возрастные рамки ограничены достаточно четко. Исполнять танец - в данном случае то же самое, что становиться «невестой смерти», то есть переходить из социального статуса korai в статус parthenoi.

Преследование Аталанты Гиппоменом, закончившееся бракосочетанием, вероятнее всего, и служило основой ритуала «Халкидианское преследование», однако все предположения до сих пор ничем не подкреплены. Нам известно, что во многих свадебных ритуалах жених должен был догонять невесту. В этом мифе Аталанта сначала ассоциируется с Артемидой (воспитана медведицей, занимается охотой), и ее «падение» спровоцировано Афродитой, превратившей ее из девственницы в невесту.

В мифах об Ифигении, Аглавре и безымянной дочери Эмбара есть общие элементы. Бедствия насылаются Артемидой, и устранить неблагоприятные обстоятельства можно, если отец принесет в жертву свою дочь. В двух случаях жертва подменяется животным; в двух других дочь сама становится главной жрицей Артемиды. Заметим, для сравнения, что в мифе о Коре-Персефоне Зевс отдает свою дочь в невесты Аиду по просьбе своего брата; Агамемнон обещает Ифигению Ахиллу, но в конечном итоге приносит ее в жертву, чтобы Менелай мог вернуть свою жену.

Кроме того, посвятив свою дочь Аиду, Зевс символически объединяет небо (Зевс), землю (Деметра) и подземное царство (Аид). Также и Ифигения, как чистая девственница, объединяет различные греческие сообщества, которые в другое время были разобщены. Здесь физическое (женское) тело является метафорой для политического (мужского) тела; если оно останется нетронутым до самой смерти, то и политическому образованию ничто не грозит; если авторитетная фигура, такая, как Зевс/Агамемнон, может так безгранично распоряжаться своей властью патриарха и даже жертвовать собственной дочерью, то он ничего не пожалеет и для общественного блага. Миф также конституирует оппозицию между женскими (биологическими) интересами и мужскими (социально-политическими), где контролируемое ритуалом проливание крови девственницы предотвращает беспорядочное и неконтролируемое проливание крови мужчин во время войны. Таким образом, порядок торжествует над хаосом, мужское начало - над женским.

В случае с Ифигенией можно заметить несколько разных подстановок и трансформаций. Олень, которого изначально убил Агамемнон, становится намеком на жертвоприношение Ифигении (мужским на женское). «Свадьба» Ифигении с Ахиллом становится смертью; в мифе Ахилл довольно тесно ассоциируется с Алоллоном, близнецом Артемиды (с ней в свою очередь ассоциируется Ифигения), а в еврипидовом варианте мифа Ифигения едва не убивает собственного брата Ореста. Здесь мы имеем дублеты брат/сестра, где мужчина убивает свою «артемидову» половину. Это отражается и в многочисленных конфликтах между Зевсом и Герой, которая также была его сестрой.

До нас дошло свидетельство о ритуале в честь Артемиды-Агротеры, исполняемом перед битвой. Эфебы - юноши, не прошедшие инициацию и занимающиеся военной подготовкой, - приносили в жертву козу и затем давали клятву верности в святилище Аглавры, миф о которой объяснял ритуал. Затем они помещали шкуру (возможно, с головой) на дубовый шест (дуб - дерево Зевса). Если битва заканчивалась победой, они вешали добытое оружие - шлем, щит и копье - на этот «трофей». Козья шкура (aigis - эгида) и оружие служили символом Афины в ее ипостаси Ники (победы). Другими словами, военный успех превращал Артемиду (Агротеру) в Афину (Нику), охотницу (убивающую животных) - в воительницу (убивающую людей), богиню сельской местности - в богиню города, «природу» - в «культуру».

Историк Геродот упоминает о ежегодном празднике в Ливии в честь Афины, на котором девушки разделялись на две группы и сражались друг с другом камнями и палками. Если какая-нибудь из них оказывалась тяжело раненной, то это значило, что она не девушка (pseudoparthenos - «ложная девушка»). В мифах о Медузе, Палладе, кекропидах и «Гигантомахии» мы опять-таки встречаемся с ситуацией, в которой погибает один из соперников. На первый взгляд, не все жертвы parthenoi, но следует принять во внимание, что слово gorgo значило «чудовище» или «чудовищное явление». Ранее уже было сказано, что греки воспринимали состояние parthenos как неестественное, патологическое, требующее истечения крови (менструация, дефлорация, роды), и таким образом его можно было соотнести с понятием «gorgo». Войну тоже можно рассматривать в этом ключе.

Медуза была незамужней матерью, как и Афина в случае с Эрихтонием; а незамужняя мать - это амбивалентная фигура, так как в этом случае нарушаются критерии «нормального». Медуза была царицей-воительницей, представляющей свое сообщество, Афина - богиней войны и покровительницей Афин. Медуза старалась защитить свое общество от вторжения Персея, Афина помогала олимпийцам сражаться с гиганта-ми. Согласно общепризнанному разделению труда, война считалась занятием мужским, поэтому и Медуза, и Афина - фигуры амбивалентные и с этой точки зрения. Персей убивает Горгону (gorgo), подобно тому, как эфебы приносят в жертву козу, а Афина убивает Паллада/Энкелада. Ливийские девушки вступают в ненастоящую битву точно так же, как и Афина с Палладом. В результате оказывается, что убитый не parthenos хотя бы только потому, что parthenos - Афина. Другими словами, во всех этих битвах укрепляется статус Афины-Парфенос, а жертвы - оппозиционные ипостаси богини. Ритуал обновления уничтожает все неопределенности и воссоздает status quo.

Миф о кекропидах служит причиной для ритуала, называемого Аррефории, хотя, к сожалению, мы не знаем, в каком месяце он происходил и к какому празднику был приурочен. Однако известно, что он связан с Фесмофориями. Название ритуала происходит от arrephoroi - «носительницы тайных предметов» - так назывались четыре девочки в возрасте от 5 до 11 лет, находящиеся в услужении у Афины. Иногда церемонию называли Эрсефории или Герсефории - от слова «роса», служащего эвфемизмом для «семени». Эти arrephoroi участвовали в трех ритуалах - в Халкеях, Панафинеях и собственно Аррефориях.

Каждый год афинские женщины и девушки делали новый пеплос - короткое шерстяное одеяние - и облачали в него культовую статую (xoanon) богини Афины-Паллады (городской), которая находилась в Парфеноне. В ее честь убивали сотни коров, а мясо распределяли среди всего сообщества. Это происходило в дни праздника Панафинеи, проводимого в первый месяц аттического года - гекатомбы, что значило «сотни жертв». Сам по себе это был праздник обновления, но пеплос начинали готовить за девять месяцев до него - очевидный символ репродукции, - во время Халкей в пианепсионе, то есть в том же месяце, когда праздновали Фесмофории.

Халкеи был днем работников и работниц, посвященным Гефесту и Афине, родителям чудовища Эрихтония. Жрица Афины и две из arrephoroi ставили на Акрополе ткацкий станок, на котором ergastinai, молодые женщины, служащие Афине-Эргане (работнице), должны были ткать пеплос. Яркие краски одежды - синий и желтый - символически указывали на смерть. Традиционно на пеплосе изображались сцены из «Гигантомахии», в особенности сцена убийства Афиной чудовища (gorgo).

Те же самые сцены изображены на фронтоне Парфенона. Таким образом, одежда, даруемая культовой статуе богини, имела на себе изображение gorgo. Вспомним также, что в мифе о кекропидах Эрихтоний прячется на груди Афины - еще одно «лицо» на груди божества, ее ребенок и ребенок Гефеста (огня) и Геи (земли). Наконец, фрагмент утраченной пьесы Софокла повествует о том, что во время этого праздника к богине обращались с эпитетом gorgopis («с мрачными очами» или «горгонолицая»), что указывает на центральное действие ритуала - празднование убийства gorgo. В то время как эфебы убивают своих gorgo в виде коз, девушки убивают своих, участвуя в воспоминаниях о победных делах Афины; и как после победного сражения эфебы становятся «окровавленными» воинами, так и девушки становятся «окровавленными» женщинами - они более не korai и не parthenoi.

Наконец, во время Аррефорий, когда бы они ни происходили, девушки исполняли свою последнюю обязанность по отношению к Афине. Согласно географу Павсанию, им нужно было участвовать в ночной церемонии. Они несли на голове то, что давала им жрица Афины; и ни они, ни жрица не знали, что именно это было. В городе, недалеко от Афродиты-в-Саду, находился естественный вход под землю, туда и спускались девушки. Они ставили свою ношу и брали взамен нечто другое, покрытое тканью. Затем их отсылали, и вместо них на Акрополь приводили других девушек.

Это описание - прекрасный пример того, как непосвященный мужчина претендует на полную осведомленность о женском ритуале. Раскопки обнаружили в недрах Акрополя подземное святилище с глиняными изображениями pudendum и phallos - очевидно, одна из этих вещей или обе содержались в корзине Афины, а «змеинолицый» Эрихтоний мог иметь фаллический хвост. Горгона, или так называемая «бородатая Афродита», могла быть стилизованным изображением женских гениталий. Фрейд рассматривал Горгону как vagina dentata, но она вполне могла быть ею и на самом деле!

Нисхождение в подземный мир и последующее восхождение отсылают к мифу о Коре-Персефоне и к празднику Фесмофорий. Во время Аррефорий тоже происходило символическое умирание и воскрешение, а заодно и освобождение из-под опеки Афины. «Невеста смерти» считалась убитой, поскольку готова была теперь к браку благодаря вмешательству Афродиты. Ритуальный цикл для parthenos заканчивался, и она превращалась в gune - женщину-жену.

Наиболее очевидная тема мифа о Пандоре - знание: кто им обладает, в каком количестве, как его используют. И мне кажется, что мужчинам не особенно удалось его применить. Знание, несомненно, сила, и в мифе оно используется неверно - для того чтобы захватить власть друг над другом. Пока Зевс и Прометей борются между собой, бедная жертва, Эпиметей, представляющий человечество, страдает.

Хотя миф о Прометее известен из многих источников, только Гесиод упоминает о Пандоре. Он предлагает две версии - в «Трудах и днях» и в «Теогонии», которые довольно убедительно раскрывают решающую роль Пандоры в лишении человека благоволения богов. В обоих случаях Гесиод сокрушается о прошедшем «золотом веке», когда материал жизни (bios) не был скрыт от людей и им не приходилось тяжело работать и терпеть нужду. К мифологии он обратился из практических целей, желая усовестить своего брата Перса, который промотал большую часть отцовского наследия. Сарказм по отношению к Пандоре может быть воспринят как жалобы мужа, находящегося под башмаком у жены, но Гесиод, скорее, мизантроп по натуре - его раздражают все и всё.

Несмотря на единичное упоминание, миф о Пандоре важен по двум причинам. Во-первых, это единственный миф, объясняющий, откуда появились женщины. Как и в иудео-христианском мифе о Еве, причиной падения человека явилось стремление женщины к знанию. Однако если любопытство Евы выразилось в нарушении запрета - есть плоды с Древа, Пандора стала наказанием за неподчинение Прометея, и присутствие ее на земле есть вечное напоминание о непреодолимой пропасти между смертными и бессмертными.

Концепцию хитроумного дара (dolon) интересно разработал французский исследователь Жан-Пьер Вернан, представивший довольно блестящий структурный анализ этого мифа в своем труде «Миф, структура и общество» (1982). Он проанализировал греческий оригинал и отметил некоторые характерные языковые приемы, в особенности использование слов gaster, что значит «желудок» (но с дополнительным значением «утроба»), и dolon. Он останавливается на метафорической связи между мерзко выглядящим бычьим желудком, где сложены все съедобные части, и белым жиром, в котором запрятаны все несъедобные, - с одной стороны и Пандорой - с другой. Она, подобно вкусному белому жиру, выглядит привлекательно, но скрывает в себе все мерзости, потому что, как и весь женский род, является «голодным желудком», поглощающим все усилия мужчин.

Дележ быка объясняет, откуда пошел такой обычай гастрономического общения людей и богов и почему при этом богам несправедливо достается худшая часть. Потеря вечного огня лишает людей бессмертного статуса и в дальнейшем низводит их до уровня животных. Над ними с тех пор как Дамоклов меч висит угроза потерять людской образ, если они не будут трудиться. Как семена (sperma) огня всегда голодны и их нужно класть в очаг и подпитывать, так и Пандору - «голодный желудок» - нужно, подобно земле, обрабатывать мужским семенем, чтобы добиться воспроизведения потомства. Этот вид борьбы (eris - борьба, раздор) Гесиод считает необходимым для жизни - в отличие
от раздора, содержащегося в сосуде Пандоры в виде духов (keres), по вине которых происходят войны, одолевают болезни и наступает старость. Таким образом, Пандора олицетворяет двойственную позицию человека: между богами и животными. В связи с тем, что материал жизни нужно теперь обрабатывать, а не получать без всяких усилий, а также с тем, что человек теперь смертен, - необходимо ему поддерживать определенный порядок, воспроизводя себе подобных и участвуя в ритуалах.

Есть и вторая причина важности этого мифа для рассматриваемой проблемы. Он рассказывает, каким именно образом была сотворена женщина, какими конкретно атрибутами, наделяемыми богами, придается женственность. В ритуальном контексте он дает нам рецепт того, как parthenos - девушка становится gune - женщиной.

Многое выводится из самого ее «говорящего» имени, иронически указывающего на то, что проклятие рода человеческого является даром всех богов, даже если этот дар обманный. Однако неверно, что все боги причастны к ее сотворению, она создана усилиями только Гефеста, Афины, Гермеса и в меньшей степени Афродиты, а также с небольшими добавками от гор, харит и пейто (убеждение или совращение):

1. Гефест сотворил ее из земли (gaia); или же смешал землю с водой и придал фигуре голос и человеческую силу; или же слепил ее из глины.

2. Афина-Главкопида дала ей пояс, одела и покрыла голову «изящно сделанной» (polydaidala) накидкой; Афина-Паллада увенчала ее цветочной гирляндой и золотым венцом, сделанным Гефестом; Афина-Эргане научила шитью и ткачеству.

3. Златоволосая Афродита придала ей очарование (charin) и чувственное желание; хариты и пейто дали ей золотой венец; густоволосые горы - богини времен года - подарили ей цветочную корону.

4. Гермес-предводитель, называемый также «убийца Аргоса», вложил в нее хитрость и способность к обману.

5. Наконец, Зевс назвал ее Пандорой.

В обеих версиях все начинается с того, что Гефест, бог ремесла, сотворил ее форму из земли и воды. Хотя при этом не используется слово «kelos» (глина), можно, предположить, что Пандору слепили точно так же, как обычный горшок. Поэтому неудивительно, что, в отличие от кекропид/arrephoroi, у которых были в руках корзины (kiste), она несет с собой пифос (pithos) - большой сосуд, используемый для хранения оливкового масла (дар Афины), вина (дар Диониса) или зерна (дар Деметры). Участие Гефеста и Афины (с эпитетами Главкопида и Паллада) и обучение Афины-Эргане, несомненно, отображалось в ритуалах Халкей точно так же, как одевание находило свое отображение в Панафинеях.

Венок из цветов (anthes) и открывание сосуда указывают на Анфестерии - праздник, проводимый весной и представляющий собой одновременно праздник вина и ритуальное прохождение детьми трехлетнего рубежа. Он был посвящен Дионису, а первый день, когда открывалось молодое вино, назывался Пифегии (открывание сосудов). Но метафорически это также может указывать на Пандору, «открывающую свой сосуд», то есть готовую для брака. Лексикограф Гезихий отмечает, что на Родосе молодая девушка, «созревшая для брака», называется anthesteriades. Во время Анфестерий также проходил обряд священного брака (hieros gamos) между жрецом Диониса и царицей (Basilina), супругой архонта басилевса (archon basileus - главный царь) одного из магистратов, устроителей праздника. Вспомним, что имя Медузы значило «царица» и что имя Геры также служило почетным титулом. Этот обряд призван был символизировать бракосочетание Диониса и Ариадны, покинутой Тесеем на острове Наксос.

Божественным архетипом жены (gune) была Гера, покровительница института брака, - согласно священному браку со своим братом Зевсом. Хотя это был и кровосмесительный союз, он сделал Геру, жену «отца богов и людей», равной ему по положению. Во времена античности было два основных культовых центра Геры - между Аргосом и Лерной и на острове Самос, где находится ее храм, возможно, самый древний во всей Греции. Как в Афинах Афина была Parthenos Athenia - Дева Афин, так в Аргосе Геру называли Here Argeia - Госпожа/Героиня Аргоса, что указывает на ее биосоциальную роль в мифе и ритуале.