Программы обучения начальная школа. Учебные программы в начальной школе

Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

Ольга, что вы о ней можете сказать?

  • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

  • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Какую программу выбираете вы как опытный педагог?

  • Даже если мы набираем класс сильных детей, мы не можем на 100% сказать, как они будут успевать в школе. Потому что мы не знаем, как они усваивают материал. Сколько времени им понадобилось, чтобы добиться одного результата? Один, готовясь к первому классу, все освоил за полгода, с другим с 3 лет занимались… Моя задача – выучить всех детей, которые пришли в класс, а не скидывать программу на родителей. Поэтому я все-таки приверженец классики, которая доступна для детей любого уровня подготовки.

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы : идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Программа Перспектива

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Планета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения - дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Перед родителями логично возникает вопрос - какую программу выбрать для своего ребенка? Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробованы на практике. Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех - независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно. Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка к школе.


УМК «Школа России»

15. Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение.Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области.

3.Методические материалы по теме «Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов» и составить перечень Интернет - источников. Составить таблицу.

Ведущая идея Ведущие методы обучения, приёмы Особенности использования в образовательном процессе
1.Технология проблемного обучения 2.Здоровьесберегающая технология. 3.Информационно-коммуникационная технология 4.Игровые технологии 5.Метод проектов на уроках в начальной школе. 6.Обучение в сотрудничестве (групповая работа) 7.Система инновационной оценки «портфолио» -Решение проблемных задач и заданий -Беседа -Рассказ -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка -Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) -Игровая ситуация -Познавательные игры -Деловая игра -Ролевая игра - -Учебный турнир -Групповое исследование -Дискуссии -«Американская мозайка» - Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые они активно усваивают новые знания. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности

4.Познакомиться и проанализировать организацию проектной деятельности учащихся в системе работы учителя начальных классов. Разработать методические рекомендации для учителя начальных классов по организации проектной деятельности младших школьников.

Проект – итоговая творческая самостоятельная работа, выполняемая под руководством преподавателя.

Проектная деятельность:

Формирует умение планировать свою деятельность;

Вырабатывает умение ставить цель своей работы;

Формирует способность к анализу, сравнению вариантов;

Формирует умение оптимального выбора необходимого оборудования, материалов;

Вырабатывает способность к самоанализу, самооценке.

Защита проекта

Проектная деятельность предусматривает обязательную защиту проекта, которая:

Дает возможность самореализации;

Способствует формированию навыков публичного общения.

Защита должна осуществляться перед аудиторией и может сопровождаться компьютерной презентацией, демонстрацией модели, музыкальными заставками. При необходимости для защиты можно представить схемы, иллюстрации, эскизы, чертежи.

Требования к защите проекта:

1) четко сформулировать цель и задачи проекта;

2) обосновать необходимость изготовления данного изделия и его значимость;

3) представить информацию о процессе изготовления изделия (в т.ч. возникавшие трудности и пути их преодоления);

4) дать характеристику изделия, рассказать об особенностях (конструкция, материалы, технология);

5) выделить наиболее важные результаты работы.

1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)

2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

3. Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.

5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)

12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

5. Написать доклад (с использованием ИКТ) по любой актуальной проблеме в начальном общем образовании.

В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от

особенностями детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей- предметников.

Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.

А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.

1.Прежде всего следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.

Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов

2.Следует практиковать совещания по обмену опытом работы. Обращаться к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников

3.Проведение конкурсов учителями-предметниками у учащихся начальных классов.

4. Проведение уроков у пятиклассников учителями начальных классов, у учащихся начальных классов учителями-предметниками. 5.Желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих пятиклассников.Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя.

6.Необходимо учитывать личные особенности учителя начальных классов и будущего классного руководителя.

В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать стиль работы учителей 2-й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы.

7.Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

Учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников.

Опережающее обучение - немаловажный фактор психологической подготовки к переходу на 2-ю ступень образования.

Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.Всё это надо решать на совместных МО.

Владеет ИКТ

Умеет управлять мотивацией

Открыт к инновациям

Постоянно учится

Самостоятельный

Целеустремленный

ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЯ

Портрет современного родителя:

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи

Пассивный;

Неуверенный в успехе ребенка;

Имеющий низкую общую культуру;

Не обладающий педагогическими знаниями;

Перекладывающий воспитание на третье лицо;

Портрет идеального родителя:

Уделяющий время воспитанию и расположенный к общению с ребенком;

Активный участник – партнер ребенку в учебном процессе;

Уверенный в успехе ребенка;

Стремящийся повысить свой культурный уровень;

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком;

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения;

Родитель- наставник, советчик, друг;

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка.

3. Какие образовательные технологии успешно реализуют основные идеи системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС начального общего образования? Аргументируйте свой ответ.

· ИКТ в профессиональной деятельности учителей начальных классов.

· Технологии работы с текстом.

· Технология работы в группах: феномен учебного сообщества.

· Технология уровневой дифференциации

· Технология оценивания предметных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.

· Разработка проекта урока на основе системно-деятельностного подхода

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.

4. Как должно измениться учебное занятие в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, если какие-либо изменения, по-вашему, вообще необходимы?

Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Анализ УМК для начальной школы (по выбору).

УМК «Школа России»

2. «Школа Росcии» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года.«Школа России» - это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»

3. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня - это: Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

4. Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобщеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год Приказ №2080 от 24 декабря 2010 г.

5. Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»: Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов,творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника. Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира. Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре. Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

6. Основополагающими принципами комплекса «Школа России» являются: 1.Принцип деятельностиОсновным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности.Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. 2.Принцип целостного представления о мире Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формированиинаучной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученнымзнаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. 3.Принцип преемственности Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

7. 4.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраиватьвыверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. 5.Принцип творчества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия. Умение создавать новое,находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение.

8. 6.Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей. 7.Принцип вариативности Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность ввыборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптациив учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

9. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств,формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смыслпоставленной задачи, планировать учебную работу,контролироватьи оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, ихинтересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристическогохарактера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируетсявозможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

10. Учебники и учебно-методические пособия: В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастныхособенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Учебник «Русская азбука» отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию

11. фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить их творческое воображение.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Шанько А.Ф. Русская азбука. Учебник. 1 класс. Горецкий В.Г., Федосова Н. А. Пропись к Русской азбуке. 1 класс. В 4-х частях. Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник. Т. Г. Рамзаева, Л. П. Савинкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно- поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективнодоступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес.

12. Климанова Л.Ф. Литературное чтениeГлавной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам,умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию,интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой,которая, как и всякое искусство, полифункциональна: она пробуждаетэстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческиевопросы и расширяет познавательные горизонтычитателя.

13. Моро М.И. и др. Математика. Учебник. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.В основе учебников авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др.сохранена продуманная и теоретически обоснованная методическая системаобучения математике младших школьников, при том, что реализованпринципиально новый для начальной школы курс математики, который являетсяинтегрированным - в нем объединены арифметический, алгебраический игеометрический материал.

14. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты.Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается каксовместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенкав семье. Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность:чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки ипутешествия и множество других ситуаций. В поддержку этой деятельности в комплектвключены книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель«От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большей степени дляработы в семье, что является отличительной чертой комплекта.

Выбирая школу для ребенка, родители учитывают множество факторов: месторасположение, традиции, образовательный уклон школы, отзывы. Теперь этот список пополнился еще одним немаловажным пунктом: программа обучения.

В настоящее время предлагаются разнообразные рабочие программы для каждого звена школы с 1-11 класс . Как правило, общеобразовательные учреждения выбирают несколько образовательных программ, особенно в начальных классах, и параллельные классы обучаются по разным УМК.

На сегодняшний день родителям важно знать: как выбрать подходящую образовательную программу и чем они отличаются? Особенно актуально этот вопрос встает в начальной школе, ведь от этого зависит, как успешно ребенок будет учиться.

Оговоримся сразу: некорректно делить программы на "плохие и хорошие". Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством Образования РФ. Просто они рассчитаны на разные способы восприятия и учитывают особенности мышления ребенка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница - в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

Образовательные программы для начальной школы

1. Программа "Школа России" (под ред. А. Плешакова) - одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа "Начальная школа XXI века " (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа "Начальная перспективная школа" . Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа "Школа 2100" (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. "Гармония" (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования.

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. "Планета знаний" - ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы - по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы "Перспектива". Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций.

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету - несколько пособий. Принцип обучения - диалектический. Подача материала - доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова . В систему включено огромное количество материала. Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина - Давыдова . Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные - словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.. Надеемся, что она поможет вам в работе!

Сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников. В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

«Школа России»

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается. Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Развивающая программа Занкова

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.

Здесь нет главных и второстепенных предметов. Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными. Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Развивающая программа Эльконина – Давыдова

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

«Школа-2100»

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект. Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

«Начальная школа 21 века»

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период . Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение. При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу. Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

«Гармония»

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

«Перспективная начальная школа»

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей. Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100». Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.