Приложение. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок

Таблица 1 - Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ

Количество часов

Основы контрактной системы

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности

Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Осуществление закупок

Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок

Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона

Порядок осуществления закупок способом запроса котировок

Порядок осуществления закупок способом запроса предложений

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами

Особенности отдельных видов закупок

Контракты

Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

Вариативная часть

Итоговая аттестация:

Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы

3.4. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций представлен в таблице 2 .

Таблица 2 - Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ для руководителей организаций-заказчиков

Наименование дисциплин и их основные темы

Количество часов

Основы контрактной системы

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности. Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

Планирование и обоснование закупок

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки. Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Осуществление закупок

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Контракты

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов

Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок

Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению, закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

Вариативная часть

Итоговая аттестация:

Экзамен (тестирование)

3.5. Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, по способам закупок, по роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15 процентов от общего количества часов реализуемой программы.

3.6. Примерное содержание Программ:

3.6.1. Основы контрактной системы.

Знакомит слушателей с основными принципами, понятиями и терминами, применяющимися в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; знакомит с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации; дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система); целях и задачах создания и функционирования контрактной системы, информационном обеспечении контрактной системы; рассматривает участников контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организацию работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок; знакомит с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.

3.6.2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Рассматривает действующую российскую нормативную правовую базу в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные и методические документы Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти, другие нормативные акты, дополняющие законодательство Российской Федерации о контрактной системе; знакомит слушателей с антимонопольным законодательством.

3.6.3. Планирование и обоснование закупок.

Знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обоснованием закупок; понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.

3.6.4. Осуществление закупок.

Определяет основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок; знакомит с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа; раскрывает условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их применения; знакомит слушателей с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках, участие организаций инвалидов в закупках; знакомит слушателей с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания; знакомит слушателей с порядком проведения способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); освещает документооборот по закупкам; знакомит слушателей с особенностями отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания), знакомит с особенностями составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию; знакомит с особенностями заключения энергосервисных контрактов.

3.6.5. Контракты.

Знакомит слушателей с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения; дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, о порядке ведения реестра контрактов.

3.6.6. Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок.

Рассматривает вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дает оценку обоснованности и эффективности закупок; раскрывает способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки; рассматривает порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.

4. Требования к итоговой аттестации

4.1. Освоение Программ завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач в сфере закупок.

4.2. Рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и (или) защиты итоговой работы, за исключением Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование).

4.3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами и др., экономии бюджетов образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенными от подделок полиграфической продукцией, изготавливаемой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.

4.4. Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Требования к условиям реализации Программы

5.1. Организациям, осуществляющей образовательную деятельность, рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

5.2. Для проведения занятий по Программам рекомендуется привлекать специалистов прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в сфере закупок.

5.2. Организациям, реализующим Программы, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения Программы (учебные пособия, дидактические и методические материалы, презентации и др. в печатном и (или) электронном виде).

5.3. Организациям, реализующим Программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.

Аналитическая записка «Влияние методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок на качество обучения в сфере закупок и практика применения данных рекомендаций»
12.03.2015 Минэкономразвития России и Минобрнауки России опубликовали Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее Методические рекомендации). Данные рекомендации готовились достаточно давно, и экспертное сообщество принимало активное участие в их формировании.
Вначале небольшой экскурс в историю 05.04.2013 года принят Федеральный закон о Контрактной системе, который существенно изменил процедуры проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Одним из требований нового закона стало обязательное наличие документа об образовании у сотрудников отделов закупок, которые стали называться Контрактными Управляющими или Контрактной Службой и у членов комиссии.
В конце 2013 начале 2014 спрос на обучение по 44-ФЗ был колоссальный, при этом качество обучения сильно страдало. В основном обучение проводили преподаватели ВУЗов, которые, не имея опыта в работы закупках, просто перечитывали закон слушателям. Не было практики применения, ни кто не знал, как работать по новому Закону и содержание программ, тоже было очень странным, до половины объема программ составляли различные непрофильные дисциплины вроде «Этики работы Госслужащего» и т.д.
В связи, с чем слушатели получали заветную «корочку», подшивали ее в личное дело и учились проводить закупки самостоятельно. Понятно, что такое обучение не соответствует требованиям Закона о наличии профессионализма у Заказчика. Я думаю это была одна из основных причин появления Методических рекомендаций.
Теперь предлагаю выделить основные недостатки имеющихся на рынке образовательных программ и оценить, как эти недостатки были учтены в Методических рекомендациях:
1. Обучают преподаватели, которые ничего не знают про закупки
Пункт 5.2. Методических рекомендаций «Для проведения занятий по Программам рекомендуется привлекать специалистов прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в сфере закупок». То есть теперь на законном основании Заказчики могут требовать от организации занимающейся образовательной деятельностью, наличия у преподавателей опыта и/или образования в сфере закупок. Думаю, в требованиях будет и «опыт», и «образование в сфере закупок».
2. Обучение проводится в форме лекций без практических занятий
Пункт 2.7. рекомендаций «В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пункт 2.10. «Обучение по Программам рекомендуется проводить применяя современные образовательные методики и технологии». По моему мнению, это проблему не решило. Большинство включат в программу одну деловую игру и/или семинар и этим ограничатся. Все дело в том, что читать лекции гораздо проще, чем придумывать и проводить практические занятия. В идеале лекционных занятий должно быть не более 30%, чтобы учащиеся смогли попробовать сделать на практике все, что им рассказали преподаватели.
3. Структура программ обучения очень разнится и в большинстве случаев содержит дисциплины, не относящиеся к закупкам, при этом многие темы в процессе обучения не затрагиваются
В разделе 3 Методических рекомендаций утверждены требования к Содержанию программ с перечнем дисциплин и обязательным требованиям к количеству часов в каждой дисциплине. По нашему мнению перечень дисциплин составлен достаточно грамотно и затрагивает все основные разделы Контрактной Системы. Кроме того утвержден норматив, по количеству вариативных часов, не более 15% от общего количества часов реализуемых в программе.
4. Нет единого стандарта по объему программ для различных категорий слушателей, в результате Контрактные управляющие получают повышение квалификации по программам от 16 до 250 часов.
В методических рекомендациях содержатся четкие рекомендации по поводу объема учебных программ п. 2.3. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов… 2.4. В случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
5. На рынке большое количество предложений по дистанционному обучению, которое на практике никаких реальных знаний не дает.
Пункт 2.5. Методических рекомендаций «Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы…» 2.6. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. То есть в идеале, обучение делается очно, если не получается очно, то можно 40 часов очно и остальное заочно, но можно провести обучение в электронном виде. Считаю, что данный пункт не решил проблему некачественного дистанционного обучения.
6. Нет порядка повторной переподготовки специалистов, закон меняется стремительно, а специалисту, который хотя бы раз прошел обучение, больше денег на обучение не выделяют.
Пункт 2.8. Методических рекомендаций «Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся»
7. После обучения слушатели остаются один на один с законом и им не к кому обратиться с целью получить консультацию по применению норма законодательства.
Пункт 5.3. Методических Рекомендаций «Организациям, реализующим Программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок».
Подводя итог, можно отметить что, Методические рекомендации если не решили, то хотя бы обозначили пути устранения дефектов в образовательной деятельности в сфере закупок. Наша компания провела обучение первой группы на основе Методических рекомендаций. Отзывы очень хорошие, поэтому рекомендую всем Заказчикам использовать Методические рекомендации при формировании Технического Задания на обучение сотрудников в сфере закупок.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО


Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, направляет Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме.

Обращаем вниманием, что согласно части 12 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом .

В.Ш.Каганов

Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме

1. Введение

Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), вправе при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа (далее - ДПП) может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ , на основе сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, а также полностью или частично в форме стажировки.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрен перечень образовательных программ при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

При реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Данные методические рекомендации рассматривают основные вопросы реализации образовательными организациями ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с использованием сетевой формы в соответствии с законодательством об образовании, в частности с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499) (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам), Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2) (далее - Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ).

2. Реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения

2.1. Модели использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в дополнительном профессиональном образовании

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели:

полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя);

частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя).

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).

Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации ДПП очные занятия чередуются с дистанционными.

Применение (использование) этих моделей образовательной организацией обуславливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно:

содержанием ДПП;

нормативной базой образовательной организации (локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);

материально-технической базой (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);

уровнем кадрового потенциала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования; методическое сопровождение педагогических работников, использующих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).

2.2. Нормативная правовая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий основано на положениях Федерального закона N 273-ФЗ , Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам , Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и других нормативных правовых актах .

На основе имеющейся нормативной правовой базы образовательная организация, использующая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность организации.

В образовательной организации могут быть разработаны следующие локальные нормативные акты:

положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ;

нормы времени для расчета объема учебной, учебно-методической и организационной работы, выполняемой преподавателями при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов;

инструкции для слушателей, педагогических работников, технических специалистов (программистов, техников) и др.

Образовательная организация разрабатывает формы документов оформляемые при реализации ДПП с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (заявление слушателя на обучение по программе, реализуемой с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; учебного плана программы, реализуемой с использованием частично или в полном объеме электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; календарных учебных графиков проведения дистанционных занятий и др.).

Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ является основным локальным нормативным актом, регламентирующим использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации.

Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ разрабатывается для всех участников образовательного процесса: административно-управленческого персонала, преподавателей, технических специалистов, а также для слушателей ДПП.

Для расчета оплаты труда педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, участвующих в реализации ДПП с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в образовательной организации могут быть утверждены конкретные виды учебной, учебно-методической, организационной работы и введены соответствующие нормы времени для расчета объема работы, выполняемой по ДПП, реализуемым с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В инструкциях по работе в системе дистанционного обучения для слушателей, преподавателей и специалистов по учебно-методической работе целесообразно предоставить описание в рамках законодательства об образовании подхода к электронному обучению, принятого в образовательной организации, для того чтобы пользователям (слушателям, преподавателям, специалистам по учебно-методической работе) была понятна логика предстоящей работы.

В инструкциях должна быть представлена последовательность таких действий как:

вход в систему дистанционного обучения (для всех пользователей);

прохождение авторизации (для всех пользователей);

поиск необходимых курсов (для слушателей и преподавателей);

поиск и изучение необходимой информации; поиск и выполнение заданий; поиск и прохождение этапов промежуточной аттестации - зачетов, экзаменов (для слушателей);

наполнение курсов информацией - ресурсами и заданиями (для преподавателей);

создание новых курсов, создание новых пользователей, зачисление пользователей на курсы, контроль наполнения курсов ресурсами и заданиями, контроль выполнения слушателям заданий и выполнение других административных операций (для специалистов по учебно-методической работе).

Инструкции рекомендуется сопровождать изображениями экранов (скриншотами) системы дистанционного обучения. Желательно также создание кратких видеоинструкций, которые можно разместить в системе дистанционного обучения или на других ресурсах (например, на сайте образовательной организации).

Инструкции для технических специалистов (программистов, техников) необходимы для описания последовательности и особенностей сопровождения (обеспечения функционирования) информационных систем дистанционного обучения и видеоконференцсвязи, а также информационно-коммуникационных устройств, используемых при реализации программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

2.3. Материально-техническая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения образовательная организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающую освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.

Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).

Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.

Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).

Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом организации.

Рабочее место педагогического работника рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественнонаучного цикла могут использоваться: цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет). Наряду с указанными технологическими устройствами могут использоваться и иные.

В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления образовательного процесса:

общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео и аудио редакторы);

учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие).

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.

С помощью системы дистанционного обучения (далее - СДО):

разработчики образовательных программ: авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;

педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;

администрация образовательной организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;

все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в образовательной организации, которая осуществляет обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Образовательные организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией на основании договора.

Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Используемая система электронного обучения должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:

разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

педагогический работник должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для обучающегося, педагогический работник обращается к разработчику курса);

должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;

должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора "ленты времени", построения схем и другого;

должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;

должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;

все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;

должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, а также отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Информационная СДО должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.

Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника. Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика образовательной программы реализуемой с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Для проведения учебных занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в режиме видеоконференцсвязи (вебинара) рекомендуется использование специализированных информационных систем, позволяющих в процессе видеоконференции демонстрировать различные текстовые, графические или видеоматериалы; демонстрировать различные приложения и процессы; получать доступ к управлению удаленным компьютером; совместно работать над документами и т.д. Некоторые системы дистанционного обучения имеют интегрированные системы видеоконференцсвязи.

Организацию учебных занятий, проводимых в режиме видеоконференций (вебинаров), рекомендуется осуществлять специалистами образовательных организаций. Организация видеоконференции включает информирование слушателей о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, предварительную проверку связи со слушателями, создание и настройку вебинара в информационной системе видеоконференцсвязи, предоставление преподавателям и слушателям гиперссылки на URL-адрес (адрес ресурса в сети Интернет) вебинара, предоставление (при необходимости) рабочего места преподавателю, контроль состояния вебинара в процессе его проведения, запись вебинара, видеомонтаж вебинара (при необходимости), предоставление слушателям доступа к записи вебинара.

2.4. Кадровый потенциал организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация выбирает модель адекватную ее ресурсному и кадровому обеспечению.

Имея в штате образовательной организации или на другом законном основании программиста, веб-дизайнера в дополнение к педагогическим работникам, которые непосредственно организуют обучение с применением дистанционных образовательных технологий, можно повысить уровень и качество предоставляемых обучающимся услуг.

Уровень компетентности педагогических работников образовательной организации, реализующей ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий при организации обучения играет одну из важных ролей при выборе модели обучения, описание которых приведено ранее.

Методическое сопровождение педагогических работников, применяющих электронное обучение, использующих дистанционные образовательные технологии. Для того чтобы педагогические работники, профессионально владели средствами электронного обучения, могли квалифицированно применять при реализации ДПП дистанционные образовательные технологии, необходимо организовывать для них соответствующее дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку), а также методическое сопровождение деятельности педагогических работников (обеспечение информацией, посещение специализированных семинаров, научно-практических конференций, выставок и другое).

Дополнительное профессиональное образование педагогических работников, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно подбирать таким образом, чтобы в ходе его реализации использовались системы дистанционного обучения, в рамках которых в дальнейшем им предстоит работать.

Программы повышения квалификации педагогических работников целесообразно строить таким образом, чтобы часть программы была реализована в очной форме, а часть - с использованием дистанционных образовательных технологий.

2.5. Особенности итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Освоение ДПП, завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией. Итоговая аттестация, проводимая с использованием дистанционных образовательных технологий, может проводиться в режиме видеоконференцсвязи, в режиме компьютерного тестирования, в режиме обмена файлами (с использованием системы дистанционного обучения или электронной почты) или обмена сообщениями в форумах или чатах.

Итоговая аттестация, проводимая в режиме видеоконференцсвязи, как правило, проводится в режиме двусторонней видеоконференцсвязи т.е. и слушатель и члены итоговой аттестационной комиссии имеют возможность видеть и слышать друг друга. При достаточной пропускной способности Интернет-канала и наличии соответствующей технической возможности используемой информационной системы видеоконференцсвязи возможно увеличение одновременно транслируемых пользователей (три и более), например, в случае различного территориального присутствия членов итоговой аттестационной комиссии и (или) слушателей.

В случае проведения итоговой аттестации в режиме видеоконференцсвязи слушатели должны быть заранее проинформированы о технических требованиях к оборудованию и каналам связи. Специалисты организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны удостовериться в технической возможности слушателей участвовать в видеоконференции путем предварительной проверки связи.

Компьютерное тестирование может быть проведено с помощью инструментов, встроенных в системы дистанционного обучения, или с помощью отдельных инструментов. Процесс тестирования должен быть автоматизирован. Должны быть обеспечены автоматизированная обработка результатов тестирования, процедура оценивания, системы документирования результатов тестирования, хранения результатов тестирования и персональных данных слушателей.

При итоговой аттестации в режиме обмена файлами или с помощью обмена сообщениями в форумах или чатах должно быть обеспечено хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, проводимую с использованием дистанционных образовательных технологий, получают соответствующие документы о квалификации лично; через другое лицо по заверенной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником; по заявлению выпускника через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

3. Реализация дополнительных профессиональных программ в сетевой форме

Реализация ДПП с использованием сетевой формы предусмотрена статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ .

Сетевая форма реализации ДПП - это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования.

При реализации ДПП в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ .

Сетевая форма реализации ДПП обеспечивает обучающимся свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам получения образования.

Сетевые структуры, реализующие ДПП, могут формироваться под влиянием заинтересованности образовательных организаций-участников сети в объединении ресурсов с целью наилучшего соответствия запросам обучающегося и требованиям к обеспечению реализации конкретной ДПП.

При формировании сетевой структуры для использования сетевой формы реализации программ заключается договор о сетевой форме реализации ДПП.

Сетевая форма реализации ДПП может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. Правовую основу сетевой формы реализации ДПП составляет договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Предметом договора является сотрудничество сторон в процессе реализации ДПП.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации ДПП указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями-участниками сети, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемый документ или документы о квалификации, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации ДПП, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

В случае решения органов управления организациями, участвующими в реализации ДПП, о создании интегрированной структуры (консорциума, центра, комплекса, лаборатории), между организацией-исполнителем, по договору об образовании, и организацией, предоставляющей ресурсы для реализации образовательной деятельности, могут заключаться иные по своему содержанию договоры (договор безвозмездной ссуды, договор консорциума, рамочный договор о сотрудничестве и т.д.), создающие условия для дальнейшей совместной деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме. Такие договоры могут составлять основу интеграции, обоснование для принятия решений в области управления сетевым взаимодействием, однако экономическое содержание в таких договорах отсутствует. Для фактического осуществления деятельности по реализации ДПП необходимо заключение дополнительных договоров, которые по своему экономическому содержанию также будут договорами возмездного оказания услуг.

Частным случаем договора о сетевом взаимодействии является договор об организации обучения, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и иной организацией, ответственной за подготовку и организацию образовательного процесса с использованием собственной материально-технической базы, за информирование, набор слушателей и комплектование учебных групп. Этот договор по своему содержанию также представляет собой договор возмездного оказания услуг. Ответственность за качество образования, соблюдение лицензионных требований при использовании материально-технической базы сторонней организации и иных ресурсов при этом несет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Сетевая форма реализации ДПП предполагает проведение образовательной организацией, проектирующей ДПП, всестороннего исследования рынка доступных образовательных ресурсов и средств обучения с целью выбора партнера (партнеров) по сетевому взаимодействию.

В целях разработки различных по своему содержанию ДПП, учебных и учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса может привлекаться профессорско-преподавательский состав других организаций, а также специалисты и консультанты различных сфер деятельности, в том числе организаций, предоставляющих материально-техническую, научно-техническую и организационно-методическую базу для проведения практики, стажировок как формы обучения и иных практико-ориентированных мероприятий.

Взаимоотношения между организацией, разрабатывающей образовательные программы, и привлекаемым внешним персоналом могут строиться на основе договоров гражданско-правового характера.

Качество реализации ДПП в сетевой форме определяется созданием интегрированных структур, обеспечивающих воспроизводство самих образовательных программ, технологическим, информационным обеспечением системы дополнительного профессионального образования, которое соответственно потребностям самих обучающихся и потребностям рынка труда, расширением использования информационно-коммуникационных технологий и сетевых сервисов в практике профессиональной деятельности педагогических работников, развитием образовательных сетей, изучением и внедрением передового зарубежного и международного опыта в части разработки форм и методов реализации ДПП.

3.1. Условия применения сетевой формы реализации дополнительных профессиональных программ

Условиями применения сетевой формы организации дополнительного профессионального образования являются:

наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере ДПО у организации, осуществляющей обучение как субъекта образовательных отношений (образовательной организации) в процессе реализации ДПП;

наличие договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организацией, осуществляющей обучение, и иной организацией, ресурсы которой используются в процессе реализации дополнительного профессионального образования (организацией-партнером);

наличие согласованной ДПП, разработанной образовательной организацией совместно с организацией-партнером, ресурсы которой используются в процессе реализации дополнительного профессионального образования.

Инициаторами применения сетевых форм реализации ДПП могут выступать:

органы государственной власти, органы местного самоуправления, определяющие общую политику в сфере образования на различных уровнях управления образованием;

организации, осуществляющие образовательную деятельность в лице своих руководителей (ректор, директор, заведующий, начальник и др.), коллегиальных органов управления (общее собрание, конференция, ученый совет, управляющий совет и др.);

учредители организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

заказчики образовательных услуг, обучающиеся, реализующие образовательные потребности при участии образовательной организации;

иные заинтересованные лица (работодатели, общественные организации и т.п.).

Организация образовательного процесса при реализации ДПП в сетевой форме осуществляется с привлечением материально-технических, научно-технических, учебно-методических, организационно-методических, информационно-коммуникационных и иных ресурсов и средств обучения организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также силами научно-педагогических, педагогических и иных работников этих организаций.

Управление ресурсами и совместной деятельностью в процессе реализации ДПО в сетевой форме осуществляется на основе:

договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организациями (управление взаимодействием),

положения об интегрированной структуре (образовательном или научно-образовательном консорциуме, центре, комплексе, лаборатории).

3.2 Порядок заключения договора об образовании при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме и ответственность за его реализацию

Договор об образовании при реализации ДПП в сетевой форме заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на образовательную деятельность, и лицом, оплачивающим образовательные услуги (заказчиком), в соответствии с , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг).

Заказчиком при реализации ДПП в сетевой форме может выступать физическое лицо (сам обучающийся или иное заинтересованное лицо, оплачивающее образовательные услуги) или юридическое лицо, направляющее обучающегося (обучающихся) для прохождения обучения по образовательной программе в целях непрерывного образования взрослых.

ДПП, реализуемая в сетевой форме, должна быть согласована с партнерами по сетевому взаимодействию и утверждена образовательной организацией в установленном порядке.

ДПП, разработанная и согласованная участниками сетевого взаимодействия в целях реализации дополнительного профессионального образования, является приложением к договору об образовании, заключаемому между организацией и заказчиком платных образовательных услуг. Организация обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательной программой и условиями договора.

Образовательная организация до заключения договора и в период его действия предоставляет заказчику достоверную информацию о себе, об организациях-партнерах по сетевому взаимодействию и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора ДПП, реализуемых в сетевой форме. Данная информация предоставляется на территории фактического осуществления образовательной деятельности, а также через сайт организации-исполнителя в сети Интернет, через сайты организаций-партнеров по сетевому взаимодействию.

Договор об образовании в целях реализации ДПП в сетевой форме заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность ДПП (часть ДПП определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения ДПП (продолжительность обучения);

н) вид документа о квалификации, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей ДПП (части ДПП);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности, и подавших заявление о приеме на обучение и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий включены в договор, такие условия не подлежат применению.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

При обнаружении недостатков или существенных недостатков платных образовательных услуг, в том числе нарушения сроков, изменения объемов оказания услуг или содержания образовательной программы, иных недостатках, влекущих ответственность со стороны исполнителя в порядке, предусмотренном Правилами оказания платных образовательных услуг , ответственность возлагается на организацию-исполнителя, заключившую договор об образовании с заказчиком.

Иные организации - партнеры по сетевому взаимодействию, ресурсы которых используются в целях реализации дополнительного профессионального образования педагогических работников в сетевой форме, несут ответственность перед организацией-исполнителем в рамках заключенных между этими организациями и организацией-исполнителем договоров или соглашений.

Заключение договора о сетевом взаимодействии может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты образовательной организации: правила внутреннего распорядка, порядок оплаты труда педагогических работников, коллективный договор и иные документы.

3.3. Особенности организации образовательного процесса при реализации дополнительного профессионального образования в сетевой форме

ДПП является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность и организацию образовательного процесса при реализации ДПП в сетевой форме.

ДПП разрабатывается совместно организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сетевой форме, либо образовательной организацией самостоятельно при участии специалистов организаций-партнеров по сетевому взаимодействию.

Разработка ДПП (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) осуществляется с учетом требований профессиональных стандартов, квалификационных и иных требований.

ДПП согласовывается образовательной организацией с другими организациями, участвующими в ее разработке, а также, при необходимости - с заказчиком, и утверждается образовательной организацией. В случае, если договором о сетевом взаимодействии предусмотрено получение обучаемым при успешном завершении обучения документов об образовании (квалификации) нескольких организаций, участвующих в реализации образовательной программы, ДПП утверждается всеми организациями, участвующими в ее реализации при организации непрерывного образования взрослых в сетевой форме.

Учебный план, календарный учебный план (график), расписание занятий и иные документы, регламентирующие реализацию образовательной деятельности, разрабатываются образовательной организацией и согласовываются с организациями, участвующими в сетевой форме реализации ДПП.

Расписание занятий составляется с учетом видов учебной нагрузки, места фактического прохождения обучения или используемых дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Обучающиеся принимаются (зачисляются) на обучение по ДПП в образовательную организацию, заключившую договор об образовании, в установленном порядке, независимо от места фактической реализации образовательной деятельности.

Организация образовательного процесса регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации, которые должны предусматривать возможность реализации ДПП в сетевой форме.

Место проведения обучения, характер используемых материально-технических учебно-методических и иных ресурсов, место хранения учебной документации определяются договором о сетевом взаимодействии между организациями, участвующими в реализации ДПП в сетевой форме.

При обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатываются и утверждаются образовательной организацией и согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при обучении. При этом индивидуальный учебный план может определять количество часов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, при условии обеспечения обучающегося необходимыми ресурсами.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении учебных курсов, дисциплин, модулей, видов учебной деятельности засчитываются образовательной организацией независимо от места фактического прохождения промежуточной аттестации.

Проведение итоговой аттестации осуществляется организацией, заключившей договор об образовании с заказчиком.

По окончании обучения обучающиеся, прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о квалификации, форму которого устанавливает организация самостоятельно. По соглашению между организациями, участвующими в реализации ДПП в сетевой форме, могут быть выданы несколько документов о квалификации, если это предусмотрено совместно разработанной образовательной программой и договором о сетевом взаимодействии.

Учет рабочего времени и оплата труда профессорско-преподавательского состава осуществляется на основании локальных нормативных актов организации, с которой заключается трудовой договор или договор гражданско-правового характера. При участии в реализации ДПП в сетевой форме профессорско-преподавательского состава нескольких организаций, оплата труда осуществляется каждой из организаций самостоятельно, если договором о сетевом взаимодействии не предусмотрено иное.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Т.В.Рябко



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

ПО ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ
Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, направляет Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ.

Обращаем внимание, что согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных программ должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Введение
Методические рекомендации по организации процедуры итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ (далее - Методические рекомендации) направлены на совершенствование организационно-методической деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация) по дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП), и повышение качества дополнительного профессионального образования.

Методические рекомендации разработаны для использования в образовательных организациях (вне зависимости от формы собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и др.), реализующих ДПП на основании имеющейся лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.

Методические рекомендации могут быть использованы руководителями образовательных организаций, руководителями структурных подразделений, реализующими программы ДПП, научно-педагогическими работниками и иными категориями сотрудников, участвующих в реализации ДПП.
1. Общие положения
Общие требования к проведению итоговой аттестации определены в статье 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), согласно которой итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Итоговая аттестация является обязательной для слушателей, завершающих обучение по ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Итоговая аттестация проводится образовательной организацией.

Формы и виды итоговой аттестации устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и закрепляются в ДПП.

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают соответствующие документы о квалификации, форму которых образовательная организация устанавливает самостоятельно: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.

Слушатели, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно итоговую аттестацию в сроки, определяемые образовательной организацией.

Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из организации, в соответствии с медицинским заключением или другим документом, предъявленным слушателем, или с восстановлением на дату проведения итоговой аттестации. В случае, если слушатель был направлен на обучение предприятием (организацией), данный вопрос согласовывается с данным предприятием (организацией).

Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией.

По результатам итоговой аттестации по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушатель имеет право подать письменное заявление об апелляции по вопросам, связанным с процедурой проведения итоговых аттестационных испытаний, не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов итогового аттестационного испытания. Порядок рассмотрения апелляции организация устанавливает самостоятельно.

Особенности проведения итоговых аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами образовательной организации. При проведении итоговых аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных локальными нормативными актами.

Итоговая аттестация слушателей осуществляется аттестационной комиссией, созданной образовательной организацией в соответствии с локальными нормативными актами организации.

Основные функции аттестационных комиссий:

комплексная оценка уровня знаний и умений, компетенции слушателей с учетом целей обучения, вида ДПП, установленных требований к результатам освоения программы;

рассмотрение вопросов о предоставлении слушателям по результатам освоения ДПП права заниматься профессиональной деятельностью в определенной области и (или) присвоении квалификации;

определение уровня освоения программ повышения квалификации.
2. Итоговая аттестация при реализации

программ профессиональной переподготовки и программ

повышения квалификации
К итоговой аттестации допускается слушатель, не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план (индивидуальный учебный план) по ДПП.

Порядок проведения итоговых аттестационных испытаний разрабатывается организацией и доводится до сведения слушателей при приеме на обучение по ДПП.

В порядке (положении) проведения итоговых аттестационных испытаний могут быть установлены:

особенности итоговых аттестационных испытаний по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки;

требования к результатам освоения ДПП;

процедура проведения итоговых аттестационных испытаний, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

сроки проведения итоговых аттестационных испытаний;

формы проведения итоговых аттестационных испытаний;

требования к итоговым аттестационным работам (при наличии), к их содержанию, объему, структуре и др., требования к иным материалам, представляемым к итоговому экзамену, к защите итоговой аттестационной работы в различных формах (дипломный проект (работа), реферат, инновационный проект и др.);

обязанности и ответственность руководителя итоговой аттестационной работы (при наличии);

порядок рецензирования (получения отзывов и др.) итоговых аттестационных работ (при наличии);

возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств на итоговых экзаменах;

критерии и параметры оценки результатов сдачи итоговых экзаменов и защиты итоговых аттестационных работ;

порядок проведения итоговых аттестационных испытаний лицами, которые не проходили итоговые аттестационные испытания в установленный срок по уважительной причине;

условия и порядок проведения апелляций и др.

Образовательной организацией в соответствии с ДПП (при наличии в учебном плане программы) устанавливаются условия и сроки выполнения итоговых аттестационных работ, формы итоговой аттестации.

Итоговая аттестация может проводиться по месту нахождения образовательной организации или ее структурного подразделения, или на территории заказчика (в случае организации обучения на территории заказчика).

С целью оценки качества итоговых аттестационных работ на них могут быть получены рецензии, отзывы и др.

По результатам итоговой аттестации издается локальный нормативный акт организации об отчислении слушателя и о выдаче документа о квалификации (удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке).
Итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки. Итоговая аттестация слушателей по программам профессиональной переподготовки может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний, например: итоговый экзамен и/или защита итоговой аттестационной работы.

При сдаче итогового экзамена, выполнении итоговой аттестационной работы слушатели должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, сформированные умения, профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

Тематика итоговых аттестационных работ определяется образовательной организацией. Слушателю предоставляется право выбора темы итоговой аттестационной работы или слушатель может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Тематика итоговой работы может быть сформирована руководителями предприятий и организаций, направляющих слушателей на обучение, а также лицом, непосредственно работающим со слушателем (руководителем организации, отдела, цеха, мастером и т.п.).

Для подготовки итоговой аттестационной работы слушателю из числа работников образовательной организации назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Закрепление за слушателями тем итоговых аттестационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется локальным нормативным актом организации.

Дата и время проведения итогового экзамена, защиты итоговой аттестационной работы по программам профессиональной переподготовки устанавливаются образовательной организацией по согласованию с председателями аттестационных комиссий, оформляется локальным нормативным актом организации и доводится до сведения всех членов аттестационной комиссии и выпускников не позднее чем за 30 дней до первого итогового аттестационного испытания.

Аттестационная комиссия формируется для проведения итоговой аттестации по каждой программе профессиональной переподготовки, реализуемой организацией.

Аттестационные комиссии по программам профессиональной переподготовки могут состоять из комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний: итоговые аттестационные комиссии по приему итогового экзамена, итоговые аттестационные комиссии по приему защиты итоговых аттестационных работ.

Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к слушателям.

Председателем аттестационной комиссии по программе профессиональной переподготовки целесообразно определять лицо, неработающее в образовательной организации, как правило, из числа ведущих специалистов предприятий, организаций и учреждений, по профилю осваиваемой слушателями программы.

Состав аттестационных комиссий по программе профессиональной переподготовки формируется из числа лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций по профилю осваиваемой слушателями программы, ведущих преподавателей и научных работников других образовательных организаций, а также педагогических работников образовательной организации, реализующей данную ДПП.

Председатель и составы итоговых аттестационных комиссий по программам профессиональной переподготовки утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.

Аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности учебно-методической документацией, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно на основе требований к содержанию ДПП.

Защита итоговой аттестационной работы проводится на заседании аттестационной комиссии в соответствии с порядком проведения итоговых аттестационных испытаний, утвержденным образовательной организацией.

Результаты защиты итоговых аттестационных работ и итоговых экзаменов, проводимых в устной или письменной форме, объявляются после оформления и подписания протоколов заседаний аттестационных комиссий.

Заседания итоговых аттестационных комиссий оформляются протоколами (приложение N 1). В протокол заседания вносятся мнения членов аттестационной комиссии о представленной работе, уровне сформированности компетенций, умениях и знаниях, выявленных в процессе итогового аттестационного испытания, а также перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них. Ведется запись особых мнений. В протоколах отмечается, какие недостатки в теоретической и практической подготовке имеются у слушателя.

Протоколы заседаний итоговых аттестационных комиссий подписываются председателем аттестационной комиссии (в случае отсутствия председателя - его заместителем), секретарем итоговой аттестационной комиссии и хранятся в архиве образовательной организации согласно номенклатуре дел.

Отчеты председателей о работе аттестационных комиссий вместе с рекомендациями по совершенствованию качества реализации программ профессиональной переподготовки представляются руководителю образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность (приложение N 2).
Итоговая аттестация при реализации программ повышения квалификации. Реализация программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией в таких видах как междисциплинарный экзамен, экзамен, зачет, защита реферата, защита итоговой аттестационной работы (образовательной программы, пособия, методики, инновационного проекта и др.), защита расчетно-графической работы, защита проекта, тестирование, собеседование, опрос, круглый стол, деловая игра или других видах, предусмотренных ДПП.

Решение по результатам проведения итоговой аттестации слушателей оформляется ведомостью (протоколом) по видам итоговой аттестации (приложение N 3),

Порядок (положение) проведения итоговой аттестации, формирования и утверждения состава аттестационной комиссии по итогам освоения ДПП определяется образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным нормативным актом организации. Пример локального нормативного акта приведен в приложении N 4.

Для проведения итоговой аттестации по программам повышения квалификации также могут создаваться аттестационные комиссии. Персональный состав аттестационной комиссии по каждой программе повышения квалификации утверждается локальным нормативным актом организации.
3. Критерии оценки освоения обучающимися дополнительной

профессиональной программы
По результатам любого из видов итоговых аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестацию, выставляются отметки по двухбалльной ("удовлетворительно" ("зачтено"), "неудовлетворительно" ("не зачтено")) или четырехбалльной системе ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").

При осуществлении оценки уровня сформированности компетенций, умений и знаний обучающихся и выставлении отметки целесообразно использовать аддитивный принцип (принцип "сложения"):

отметка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, не показавшему освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, допустившему серьезные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не справившемуся с выполнением итоговой аттестационной работы;