Управление оу. Участие обучающихся в управлении образовательной организацией по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации

Управление оу. Участие обучающихся в управлении образовательной организацией по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации

Участие обучающихся в управлении образовательной организацией высшего образования

Вопросы общественного самоуправления всегда были достаточно острыми вопросами. Зачастую требование о развитии общественного самоуправления выглядело скорее как требование учредителей государственных и муниципальных учреждений, предъявляемое в соответствии с основными направлениями образовательной политики, чем как потребность образовательных учреждений. В настоящее время во многих образовательных организациях развитие системы общественного самоуправления перешло на уровень осознания необходимости, полезности общественных органов самоуправления для образовательной организации, возложения на них важных задач и функций.

Достаточно большое число образовательных организаций еще до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в том или ином виде включали в управленческую систему органы, представляющие мнение обучающихся. Это могли быть советы обучающихся, в том числе довольно сложной структуры (советы групп, потоков, курсов, факультетов, в свою очередь формирующие совет обучающихся организации в целом). Также распространение получило включение обучающихся в состав совета образовательной организации, управляющего совета, иных органов общественного самоуправления.

При этом, учитывая широкий спектр образовательной активности организаций высшего образования, актуальны не только советы обучающихся (студенческие советы). Зачастую могут формироваться и советы родителей (законных представителей) обучающихся, особенно в случае реализации программ среднего профессионального образования, среднего общего образования (что зачастую имеет место в организациях высшего образования).

Учет позиции обучающихся, их родителей (иных законных представителей) в ходе принятия управленческих решений, а иногда и непосредственное принятие таких решений органами, состоящими из либо включающими в себя обучающихся либо их родителей (законных представителей) представлялся достаточно значимым для многих руководителей образовательных учреждений по целому ряду причин. Это позволяет оптимизировать управление образовательной организации, учитывая мнение важнейших участников образовательной деятельности, а также имеет и образовательный эффект - развивает у обучающихся чувство ответственности и обучает их принятию решений. Кроме того, в условиях новой системы финансирования востребованность образовательной организации стала важнейшим фактором, предопределяющим его финансовое положение (через выданное ему государственное, муниципальное задание, потенциально варьируемое как по количеству, так и по качеству). Многие администраторы рассматривали систему общественного самоуправления, в том числе и участие в ней обучающихся, как важный фактор, обеспечивающий учет потребностей потребителей образовательных услуг организации, и, тем самым, обеспечивающий в конечном итоге привлекательности образовательного учреждения для потребителей. В организации высшего образования учет позиции обучающихся является особенно важным, поскольку выбор такой организации происходит в существенной степени более свободно, чем на практике выбирают, например, дошкольную образовательную организацию либо общеобразовательную организацию.

В этой связи значимыми являются положения ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании), регламентирующей вопросы управления образовательной организацией.

Статьей 26 Федерального закона об образовании предусматривается, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Органы общественного самоуправления статьей поименованы как «коллегиальные органы управления», что представляется более точным определением их сути. Однако частью 4 данной статьи предусмотрено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Тем самым все коллегиальные органы управления разделены на две группы - те, которые обязательно должны быть сформированы в образовательной организации, и те, которые могут быть, а могут и не быть сформированы. Органы обучающихся в данной части не поименованы, даже в числе тех, которые могут формироваться по усмотрению образовательной организации, однако, очевидно, охватываются понятием «другие коллегиальные органы».

При этом статус коллегиальных органов обучающихся специально регламентируется частью 6 статьи 26 Федерального закона об образовании, приведем ее полностью:

«6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).»

Тем самым, Федеральным законом об образовании предусматривается создание органов, представляющих интересы обучающихся, в целях учета их мнения, а не коллегиальных органов управления. Органы, созданные в целях учета мнения обучающихся, могут иметь различные наименования - советы обучающихся, студенческие советы, советы родителей (законных представителей), либо называться иным образом (далее для краткости все эти органы будут именоваться «советы обучающихся»). Вместе с тем, как бы данный орган ни назывался, он имеет вполне определенную правовую природу - он создан для обеспечения учета мнения обучающихся при решении ряда вопросов.

Федеральный закон об образовании предусматривает несколько таких ситуаций.

Во-первых, ч. 3 ст. 30 Федерального закона об образовании предусматривается, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Во-вторых, ч. 7 ст. 43 Федерального закона об образовании предусматривает, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать не только тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, но и мнение советов обучающихся, советов родителей.

В-третьих, ч. 8 ст. 36 Федерального закона об образовании предусматривает, что государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд).

В-четвертых, согласно ч. 15 ст. 36 Федерального закона об образовании, материальная поддержка нуждающимся обучающимся за счет бюджетных ассигнований выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Кроме этого, в соответствии с ч. 4 ст. 39 Федерального закона об образовании, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

Тем самым, образовательная организация обязана учесть мнение советов обучающихся (при их наличии) при принятии локальных нормативных актов, при выборе меры дисциплинарного взыскания и по ряду иных, перечисленных выше, вопросов. Именно в этом и заключается предназначение органов, созданных для учета мнения - выразить свою позицию при решении ряда вопросов. Причем минимальный перечень таких вопросов перечислен в Федеральном законе. Проигнорировать мнение советов по данным вопросам невозможно, независимо от позиции администрации организации. Иные случаи учета мнения могут предусматриваться локальными нормативными актами образовательной организации.

Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно.

Подчеркнем, что порядок учета мнения может быть установлен только на уровне самой образовательной организации локальным нормативным актом данной организации. Федеральный закон об образовании не устанавливает порядка учета мнения, кроме того, не дает полномочий установить порядок учета мнения никаким органам государственной власти или органам местного самоуправления. Это отличает учет мнения советов обучающихся от учета мнения представительных органов работников - в последнем случае порядок учета мнения зафиксирован непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Представляется, что с большой долей вероятности именно закрепленный в трудовом законодательстве порядок учета мнения представительных органов работников может послужить основой для разработки порядка учета мнения советов обучающихся в образовательных организациях. Напомним, что ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает учет мнения именно в формате доведения информации о решении, ожидания определенного времени, в течение которого представительный орган работников мог бы рассмотреть вопрос, получения мнения и в случае несогласия с ним проведения согласительных процедур, но финальное решение в любом случае принимает работодатель.

Мнение советов обучающихся учитывается только в случае наличия таких органов. При этом их создание не является обязательным в соответствии с Федеральным законом. Если в организации не созданы советы обучающихся, то и учесть их мнение невозможно. Более того, Федеральный закон прямо говорит, что советы обучающихся создаются по инициативе самих обучающихся, родителей (законных представителей). Администрация образовательных организаций не занимается созданием советов обучающихся, это не входит в ее компетенцию.

Таким образом, советы обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации. Они по своему правовому положению более всего напоминают представительные органы работников, например, профсоюзные органы. Они не создаются администрацией образовательной организации, не являются органами управления организации и тем самым не принимают никаких управленческих решений. Создание таких органов не обязательно. Сама образовательная организация не создает советы обучающихся, а потому не фиксирует в своих документах (уставе, локальных нормативных актах) ни решение о создании советов обучающихся, ни их структуру, ни порядок их работы и управления ими. Регламентации на локальном уровне подлежит только процедура взаимодействия с советами, опять же, по аналогии с профсоюзными органами.

Именно такой статус советов обучающихся и стал причиной распространения тезиса, что Федеральный закон об образовании в 2013 году ограничил права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией. При этом зачастую приводится следующая аргументация. Ранее обучающиеся, их родители, законные представители формировали входили в состав органов общественного самоуправления, принимали значимые решения, участвовали в управлении образовательной организацией. Теперь же их роль свелась исключительно к возможности выразить свое мнение, в нескольких конкретно названных ситуациях. Тем самым они исключены из системы управления образовательной организацией, их права в этом отношении существенно пострадали.

Данная позиция представляется в корне неверной по ряду причин.

Действовавший до 1 сентября 2013 года Закон РФ «Об образовании», действительно, предусматривал возможность создания органов общественного самоуправления, в составе которых могли быть созданы и советы обучающихся. Ст. 35 данного Закона предусматривалось, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строилось на принципах единоначалия и самоуправления, формами самоуправления были названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и иные формы. Вместе с тем, Законом определялось, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определялись уставом образовательного учреждения. Статьей же 36 определялось, что схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Таким образом, и ранее советы обучающихся не были предусмотрены в качестве обязательных для создания органов самоуправления образовательной организации. Они могли быть, а могли и не быть сформированы в образовательном учреждении, в зависимости от решения его учредителя и администрации. В случае, если желания формировать такие органы не было, они не создавались. Никаких обязанностей как-либо включать в систему органов общественного самоуправления органы, представляющие позицию обучающихся, либо включать обучающихся как представителей в состав органов общественного самоуправления не было предусмотрено.

Вместе с тем, по действующему сейчас Федеральному закону об образовании, возможность создать отдельный коллегиальный орган управления со своей компетенцией, состоящий из обучающихся и их родителей (законных представителей) либо включить указанных лиц в состав коллегиального органа управления не исключается. Ст. 26 Федерального закона об образовании предусматривает, что в образовательной организации не только формируются либо могут формироваться прямо поименованные коллегиальные органы управления, но и могут формироваться другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Частью 5 данной статьи предусматривается, что структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон об образовании не содержит норм, препятствующих включению обучающихся в состав коллегиальных органов управления (за исключением органов, по своей сути имеющих иную природу, например, названных Федеральным законом общего собрания работников образовательной организации либо педагогического совета). Представители обучающихся, а также, возможно, их родителей (законных представителей) могут быть включены в состав попечительского совета, управляющего совета, совета образовательной организации либо иных подобных органов, если это предусмотрено уставом образовательной организацией.

Кроме того, могут быть сформированы отдельные коллегиальные органы управления, выражающие позицию именно обучающихся и их законных представителей (по аналогии с тем, как общее собрание работников, являясь коллегиальным органом управления, выражает позицию работников, а ученый совет - профессорско-преподавательского состава и научных работников). Такие органы теперь нецелесообразно называть «советами обучающихся», дабы не вносить путаницу с точки зрения различения коллегиального органа управления, предусмотренного уставом, и органа, сформированного в инициативном порядке и выражающего мнения соответствующих участников образовательных отношений. Например, в образовательной организации согласно ее уставу могут функционировать комитеты обучающихся, конференции или собрания обучающихся. Однако возможность их создания не исключается.

При формировании «комитета обучающихся» как коллегиального органа управления его статус будет существенно отличаться от статуса совета обучающихся как органа, выражающего мнение обучающихся.

Ключевыми будут следующие отличия.

1.Комитет является коллегиальным органом управления, то есть принимает решения от имени образовательной организации, действует как орган образовательной организации. Совет не является органом управления, является самостоятельным, внешним по отношению к образовательной организации образованием.

2.Комитет формируется образовательной организацией по собственному усмотрению, его структура, порядок формирования, срок полномочий определяются самой образовательной организацией и фиксируются в уставе. Совет, будучи внешним по отношению к образовательной организации образованием, не определяется самой образовательной организацией, он формируется независимо от нее самими обучающимися, вопросы структуры, сроков и т.п. решаются независимо от образовательной организации.

3.Полномочия, структура комитета, порядок принятия им решений должны обязательно быть зафиксированы в уставе. Относительно же совета регламентироваться может лишь порядок его взаимодействия с образовательной организацией, а не внутренние вопросы его деятельности. Компетенция комитета при этом полностью определяется уставом образовательной организации. Случаи же, в которых обязательно необходимо учесть мнение совета обучающихся, прямо перечислены в Федеральном законе.

Таким образом, Федеральный закон об образовании фиксирует право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом, и предусматривает дополнительные гарантии такого участия по сравнению с ранее действующим Законом РФ «Об образовании», предусмотрев учет мнения созданных в образовательной организации студенческих советов как неотъемлемую часть принятия целого ряда управленческих решений.

Описание презентации Формы участия родителей в управлении образовательным учреждением Занятие по слайдам

Формы участия родителей в управлении образовательным учреждением Занятие № 1 Школы начинающего руководителя родительского комитета образовательного учреждения

Основные компетенции образовательной организации (Ст. 28 ФЗ-273 «Об образовании в РФ») 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, иных локальных нормативных актов; 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также проведение самообследования и предоставление отчета о результатах; 4) разработка и утверждение образовательных программ ОО; 5) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития ОО; 6) прием обучающихся в ОО; 7) определение списка учебников; организация научно-методической работы; 8) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 9) поощрение обучающихся за успехи в учебной, физкультурной и др. видах деятельности; 10) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях; 11) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; обеспечение внутренней системы оценки качества; 12) создание условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания, занятий физической культурой и спортом; 13) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации; 14) установление требований к одежде обучающихся; 15) содействие деятельности общественных объединений; 16) обеспечение создания и ведения официального сайта

Пр а ва и о б яза нно с ти о б у ча ющихс я Обучающиеся имеют право на: а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) в соответствии с государственными образовательными стандартами; б) выбор формы получения образования и образовательного учреждения; в) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения; г) бесплатное пользование библиотечным фондом; д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; е) участие в управлении учреждением; ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; к) добровольное вступление в любые общественные организации; л) защиту от применения методов физического и психического насилия; м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; н) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учебного учреждения. Обучающиеся обязаны: «Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка» . (Типовое положение об ОУ, п. 57)

Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей определены: — Конституцией РФ от 1993 года ст. 38, 43 пункт 4; — Семейным кодексом РФ ст. 63 пункт 2 , ст. 69; ст. 73; — Кодексом об административных правонарушениях ст. 5. 35; — Законом об образовании РФ (273 -ФЗ). Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т. е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы, создают условия для получения ребенком среднего (полного) образования.

Органы общественного управления ОУ Коллегиальные органы управления: попечительский совет; управляющий совет; наблюдательный совет; другие коллегиальные органы управления. Все вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации должны быть урегулированы уставом образовательной организации в соответствии с законодательством. Порядок учета мнения этих органов законодательно не установлен, следовательно, он должен определяться уставом образовательной организации. Состав и порядок работы таких органов регламентируются внутренними положениями и иными документами таких представительных органов.

Попечительский совет ОУ Попечительский совет – это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации. Порядок формирования и компетенция попечительского совета определяются Уставом образовательной организации и Положением о попечительском совете. Деятельность попечительского совета как коллегиального органа управления образовательной организацией регулирует Федеральный Закон № 273 -ФЗ (ч. 4 ст. 26).

Особенности Есть 2 модели создания Попечительского Совета — со статусом юридического лица и без него. Не зависимо от статуса, Попечительский Совет все равно будет являться некоммерческой организацией. Разница в статусах: Попечительский Совет без организации юридического лица не требует государственной регистрации и лицензирования, не несет обязанностей по уплате налогов, хотя может иметь отдельный расчетный счет в бухгалтерии ДОУ (если оно на финансовой самостоятельности) или в ЦБ, если она ведет все финансовые дела учреждения. Попечительский Совет со статусом юридического лица должен обязательно пройти государственную регистрацию и предоставлять бухгалтерскую отчетность о своей работе в налоговую инспекцию, территориальный орган государственной статистики и т. д.

Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией, имеющий определенные уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательной организации, формируемый из представителей учредителя, руководства и работников образовательной организации, обучающихся старше 14 лет и родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста 18 лет, а также из представителей местного сообщества.

Основные полномочия 1. В определении путей развития ОО управляющий совет может быть наделен правом утверждать программу развития ОО (по согласованию с учредителем); публичную отчетность – отчет о самообследовании ОО и отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. 2. В организации образовательной деятельности ОО управляющий совет может согласовывать образовательную программу, основные общеобразовательные программы; профили обучения в старшей школе; выбор учебников их числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России. 3. В вопросах взаимоотношений участников образовательных отношений управляющий совет может рассматривать жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОО и принимает рекомендации по их разрешению по существу; принимать решение об исключении обучающегося из ОО; ходатайствовать при наличии оснований перед учредителем о расторжении трудового договора с педагогом, руководителей, иным работником ОО, вносить учредителю предложения о поощрении работников и руководителя ОО. 4. В вопросах функционирования ОО управляющий совет может устанавливать режим занятий, продолжительность учебной недели; время начала и окончания занятий; принимать решение о введении (отмене) единой формы одежды обучающихся и персонала ОО; осуществлять контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда детей. 5. В сфере финансово-хозяйственной деятельности управляющий совет может согласовывать план финансово-хозяйственной деятельности ОО; утверждать сметы расходования средств, полученных от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; содействовать привлечению внебюджетных средств, определять цели и направления их расходования; согласовывать сдачу в аренду ОО объектов собственности; утверждать или согласовывать порядок и критерии распределения выплат стимулирующего характера педагогическим работникам; заслушивать и утверждать отчет руководителя по итогам учебного и финансового года, предоставлять его общественности и учредителю; вносить рекомендации учредителю по содержанию государственного (муниципального) задания ОО. Управляющий совет вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать локальные нормативные и иные правовые акты ОО по вопросам, отнесенным Уставом ОО к его исключительной компетенции, а также согласовывать локальные акты, отнесенные Уставом ОО к совместной компетенции управляющего совета и других органов управления (руководителя, педагогического совета и др.) Управляющий совет вправе разрабатывать, принимать и вносить рекомендации учредителю и руководителю ОО по вопросам управления, отнесенным к их компетенции законодательством и Уставом. Полный перечень полномочий управляющего совета должен быть изложен в утвержденном учредителем и зарегистрированном Уставе образовательной организации.

Различия Управляющий совет больше ориентирован на управлении внутренней жизнью образовательного учреждения, в то время как Попечительский совет представляет образовательное учреждение во внешнем пространстве.

Родительские комитеты Цель родительских комитетов – активное участие в управлении ОУ, общественный контроль и содействие педагогическому коллективу в достижении им высокого качества обучения и воспитания детей. Содержание деятельности: создание условий для активного участия родителей в жизнедеятельности ОУ; подготовка, обсуждение, принятие и реализация документов, регулирующих внутреннюю деятельность родительской ассоциации; участие родителей в организации питания, благоприятных санитарно – гигиенических и бытовых условий учебы, труда, отдыха детей; выявление степени удовлетворенности родителей состоянием, условиями и результатами учебно воспитательной работы, сбор их предложений по улучшению работы и внесение рекомендаций администрации ОУ; защита прав и свобод детей в ОУ; организация педагогического и правового просвещения родителей; помощь педагогическому коллективу в осуществлении работы с семьями обучающихся и воспитанников; участие в обсуждении претендентов из числа педагогических работников в рамках модернизации образования по присуждению грантов и в других мероприятиях; подготовка и проведение родительских собраний, акций и других мероприятий с родителями и учащимися и воспитанниками; создание общественного фонда и принятие решения об его использовании в интересах оздоровления, обучения и воспитания детей; организация обмена опытом семейного воспитания, поощрение родителей, хорошо воспитывающих своих детей.

Деят ельност ь: В состав родительского комитета входят представители родителей (законных представителей) обучающихся или воспитанников (например, по 1 представителю от параллели), избираемые общим собранием (конференцией) родителей ОУ. Из своего состава родительский комитет избирает председателя и секретаря. Члены родительского комитета формируют постоянные или временные комиссии. На заседаниях комитета могут присутствовать директор, председатели других органов самоуправления ОУ. Председатель родительского комитета ОУ может присутствовать (с последующим информированием членов комитета) на отдельных заседаниях Педагогического совета, других органов самоуправления. Решения принимаются простым большинством голосов и носят рекомендательный характер. Заседания родительского комитета и комиссий проводятся по мере необходимости. Родительский комитет может иметь свой сайт для оперативного информирования и обмена опытом семейного воспитания. Содержание, порядок работы, полномочия родительского комитета закрепляются в Положении о самоуправлении родителей в ОУ.

Права родительского комитета Вносить предложения администрации по вопросам, входящим в его компетенцию; обращаться за разъяснениями в различные организации и учреждения по вопросам, входящим в его компетенцию; заслушивать и получать информацию от руководителя образовательного учреждения, других органов его самоуправления; принимать участие в обсуждении локальных актов; приглашать на свои заседания родителей (законных представителей) обучающихся или воспитанников по представлению (решению) классных или групповых родительских комитетов; поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в ОУ; оказывать помощь в проведении общих мероприятий ОУ; ставить вопрос о необходимости проведения общего родительского собрания ОУ. В своей деятельности родительский комитет взаимодействует с: Администрацией ОУ; родительскими комитетами классов или групп; общественными организациями; общественными родительскими организациями муниципального образования; органами управления образованием, депутатом избирательного округа; правоохранительными органами и комиссией по делами несовершеннолетних и защите их прав; другими организациями. Взаимодействие родительского комитета с администрацией ОУ можно оформить договором между ними, утверждаемом на общем родительском собрании.

Примерная циклограмма деятельности родительского комитета в течение года Проведение родительских собраний по графику. Формирование родительского актива ОУ. Оформление информационного стенда РК для родителей. Беседы членов родительского комитета с родителями, не обеспечивающими контроль за своими детьми. Работа с семьями, состоящими на внутреннем учете ОУ. Контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима в ОУ, за организацией питания, медицинского обслуживания. Привлечение родителей на субботники, к проведению круглых столов, бесед по классам или группам о своих профессиях. Информация руководителя ОУ о ходе выполнения решений родительских собраний и родительского комитета. Проведение консультаций и учебы для родителей. Подготовка и проведение родительских собраний 9 -х и 11 -х классов по вопросам: Положение об итоговой аттестации учащихся 9 -х и 11 -х классов, ГИА, ЕГЭ; качество знаний учащихся. Систематическое проведение встреч родителей с педагогическими работниками по вопросам обучения и воспитания школьников и воспитанников. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий: Дня школы, Дня воспитателя, спортивных соревнований, концертов, походов и др. Проведение Фестиваля семейного творчества. Чествование родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь ОУ.

На заседаниях родительского комитета можно рассмотреть вопросы: 1. Итоги (организация) летнего отдыха учащихся. 2. Отчет директора школы об использовании добровольных пожертвований родителей, о подготовке к новому учебному году, отопительному сезону. 3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» . 4. Электронные дневники учащихся. 5. О «Публичном отчете» о работе ОУ в текущем учебном году. 6. Итоги успеваемости за четверть, полугодие, год. 7. Организация досуговой деятельности обучающихся и воспитанников. 8. Эффективность работы по патриотическому воспитанию в ОУ (организация работы музея, библиотеки). 9. Подготовка учащихся к промежуточной аттестации в 5 -8 и 10 классах. 10. Медицинское обслуживание в ОУ. Профилактика заболеваний. Роль медосмотров. 11. Подготовка к мероприятиям, посвященным Дню Победы. 12. Подведение итогов работы родительских комитетов классов и групп. 13. Подготовка к проведению Последних звонков для уч-ся 9 -х и 11 -х классов и выпускных вечеров для уч-ся 9 -х и 11 -х классов. 14. Отчет о работе секторов по осуществлению контроля за питанием, медицинским обслуживанием, охраной и безопасностью обучающихся, культурно-массовой деятельностью. 15. Подготовка уч-ся к сдаче экзаменов (режим дня, питание, организация отдыха). 16. Планирование работы родительского комитета на очередной или следующий учебный год, отчет о деятельности в прошедшем учебном году. Решения родительского комитета должны носить конкретный характер с указанием сроков выполнения.

Отличия Полномочия Попечительского совета и Совета ОУ обязательно закрепляются в Уставе. Полномочия Родительского комитета утверждаются Положением. Решения органов управления по вопросам, перечисленным в Уставе, – обязательны для исполнения (Попечительский совет, Совет ОУ). По кругу вопросов, которые не обозначены в Уставе, решения имеют рекомендательный характер (Родительский комитет и Советы).

Спасибо за внимание! Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Я. Корчак

В целом, у работников организации есть возможность принимать активное участие в управлении образовательной организацией. В первую очередь, стоит отметить, что между работодателем и работниками заключен коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в гимназии. Сотрудники организации принимают активное участие во внесении изменений, утверждении данного локального акта.

Работа по формированию и изменению локальных актов, а также другие направления участия педагогов в управлении образовательной организацией осуществляются через работу коллегиальных органов управления. Как уже было отмечено ранее, в управлении гимназией принимают участие несколько коллегиальных органов, среди которых:

  • · Общее собрание работников образовательного учреждения;
  • · Педагогический совет;
  • · Управляющий совет (Устав образовательной организации, 2016).

Педагогические работники входят в состав каждого из указанных органов. Так, членами Общего собрания учреждения являются его сотрудники, работа в учреждении для которых является основной. Председатель Общего собрания избирается из его членов на срок не более трех лет и осуществляет свою деятельность на общественных началах - без оплаты. Общее собрание созывается при необходимости, но не реже чем один раз в год.

Данный орган:

  • · утверждает основные направлений деятельности учреждения;
  • · согласовывает отчетный доклад директора учреждения о работе в истекшем году;
  • · согласовывает отчетные доклады руководителей структурных подразделений;
  • · утверждает коллективный договор;
  • · утверждает результаты самообследования учреждения;
  • · утверждает правила внутреннего распорядка обучающихся;
  • · согласовывает локальный акт о нормах профессиональной этики педагогических работников;

В отличие от общего собрания, членами педагогического совета учреждения являются только его педагогические работники, а председателем педагогического совета является директор гимназии. Он также работает на общественных началах - без оплаты. Педагогический совет созывается не реже одного раза в квартал.

Педагогический совет:

  • · утверждает план (планы) учебной работы учреждения на год;
  • · утверждает образовательные программы, реализуемые в учреждении;
  • · утверждает перечень образовательных программ, разработку которых необходимо осуществить;
  • · подготавливает предложения по использованию и совершенствованию методов обучения и воспитания, технологий, электронного обучения;
  • · принимает решение о создании временных творческих объединений с приглашением специалистов различного профиля, консультантов;
  • · заслушивает информацию и отчетов членов педагогического совета учреждения;
  • · утверждает порядок формирования предметных (цикловых) комиссий;
  • · утверждает положения об аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям (Устав образовательной организации, 2016);

Наконец, управляющий совет является также коллегиальным органом управления. Деятельность членов управляющего совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности, а члены управляющего совета осуществляют свою работу в управляющем совете на общественных началах.

Управляющий совет включает в себя следующих участников:

  • · родителей (законных представителей) учащихся;
  • · учащихся;
  • · работников учреждения (в том числе руководителя учреждения);
  • · представителя учредителя;
  • · кооптированных членов (лиц, которые могут оказывать содействие в успешном функционировании и развитии данного учреждения).

К компетенции управляющего совета относится разработка общих стратегических вопросов, касающихся развития гимназии, согласование и утверждение некоторых локальных актов, обеспечение гласности деятельности различных комиссий и т.д.

Наряду с перечисленными органами управления, в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления учреждения и при принятии учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы в гимназии действует профессиональный союз работников учреждения Доля членов профсоюза в трудовом коллективе - 65%.

Несмотря на развитую систему вовлечения педагогов в управление образовательным учреждением, большинство учителей не придают ей существенного значения. Так, среди опрошенных педагогов только 24% отметили, что для них важно принимать активное участие в управлении гимназией, и только 18% отметили свое активное участие в управлении. Ключевой причиной такого несоответствия теоретических возможностей и реальной ситуации заключается, в первую очередь, в нежелании педагогов быть вовлеченными в процесс управления, например, из-за высокой загруженности. Многие воспринимают это как еще одну рабочую обязанность.

Закон говорит о том, что управление образованием носит демократический характер, а педагогические работники, обучающиеся, родители имеют право на участие в управлении образовательными организациями. Очевидно, что обучающиеся на ступени дошкольного образования участвуют в управлении опосредованно, через своих родителей (законных представителей), потому что в этом возрасте сами не способны выразить и сформулировать свои интересы в части работы образовательной организации. Для обучающихся закон делает специальное уточнение, они имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Иными словами, право на участие в управлении теоретически есть, однако практически оно реализуется лишь в формах, предусмотренных уставом. В этом смысле где-то это может быть реальным участием, когда от голоса родителей зависит решение ключевых вопросов, а где-то – скорее декоративным моментом, когда максимум, на что могут рассчитывать родители, это на то, что их мнение рассмотрят (в ряду других обстоятельств, влияющих на принятие решения). При этом в новом законе появилась одна новая возможность: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Фактически, это означает, что родители сами, по своей инициативе, могут создать совет. Администрация образовательной организации никак на это не влияет – это исключительно инициатива родителей, право на нее дано законом. Если родители такую инициативу проявили, администрация обязана будет учитывать факт существования совета, подчеркнем еще раз, независимо от того, что написано в уставе. Мнение совета необходимо будет учесть при принятии локальных нормативных актов, которые затрагивают интересы обучающихся. Учет мнения не означает, что с мнением всегда должны согласиться. Однако его должны предварительно (!) запросить у совета, и не принимать решения до тех пор, пока не рассмотрят его позицию. Срок, в течение которого совет должен выразить свое мнение по вопросу, может быть установлен в уставе или иных локальных нормативных актах, и может быть разным для разных образовательных организаций.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Статья 26. Управление образовательной организацией.

Общественно-государственное управление ОУ – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.

1) обеспечение функционирования образовательной сферы (участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных объединений и организаций; представление и защита интересов образования).

2) развитие системы образования (разработка и реализация соответствующих программ; разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, научно-исследовательской и общественно полезной деятельности обучающихся, возможной деятельности родителей обучающихся в интересах сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.).

Педагогический менеджмент.

Педагогический менеджмент – теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Он имеет специфику и присущие только ему закономерности.

Менеджер учебно-познавательного процесса - преподаватель, выступающий в качестве субъекта управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников.

Педагогический менеджмент - как деятельностная система - включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты: цель деятельности, субъект деятельности, объект деятельности, содержание деятельности, способы деятельности (методы и стиль взаимодействия учителя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.).

Участие педагогов в управлении образовательным учреждением.

Статья 47 Закона № 273-ФЗ определяет правовой статус, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. В частности, согласно п. 9 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации. В соответствии со ст. 26 Закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет и другие органы управления , предусмотренные уставом образовательной организации.

Формы и способы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и учащихся.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Родительское собрание - основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители - не пассивные слушатели. Их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связаны с организацией и проведением занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме.

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем.

Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием.

В школе и классах организуется групповые консультации , практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку.

Педагогический коллектив и его развитие.

Педагогический коллектив – общность учителей, деятельность которых объединена целью педагогической работы и внутри общности существуют формальные и неформальные взаимоотношения.

Особенности педагогического коллектива:

1. много функциональность деятельности педагога

2. Самоуправляемость

3. Коллективный характер труда, коллективная ответственность

4. Нормирование рабочего дня

5. Преимущественно женский состав

Формы повышения профессиональной культуры и компетентности педагогов, их аттестация.

  • Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
  • один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах (академиях)
  • Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.
  • совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.
  • Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы.
  • Педагогическое самообразование учителя.

Аттестация педагогических работников . Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы, социальной защиты. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объективную оценку труда.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: 1 – обобщение итогов деятельности; 2 – экспертная оценка практической деятельности.

По первому показателю учитель имеет право представить творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу. По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих целей используется компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.