Внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному Дню науки (5 класс). День российской науки

10 ноября мир отмечает Всемирный день науки – важную дату в календаре каждой страны, призванную напоминать обществу о роли и пользе науки в жизни каждого. Эту дату учредила международная организация ЮНЕСКО в 2001 году, в соответствии с повесткой конференции 1999 года.

Выполняя цель, с которой был введен Всемирный день науки во имя мира и развития (официальное название), ЮНЕСКО каждый год проводит большую работу с научными и общественными коллективами, учебными заведениями, правительственными организациями. В список мероприятий входят дни открытых дверей, семинары и «круглые столы», организация экскурсий в музеи и на тематические выставки и другие действия.

В некоторых странах государство приурочивает к Всемирному дню науки принятие программ в поддержку научных инициатив и начало новых проектов вместе с научными организациями и образовательными учреждениями.

Со всемирным днем науки
Поздравляю вас, друзья.
Пожелать больших успехов
Вам хочу сегодня я.

Пусть вас радуют открытья.
Окрыляет пусть прогресс.
Новых вам идей желаю,
В жизни - значимых чудес.

Желаю сделать вклад бесценный
В науки непрерывных рост,
Пусть будет он первостепенным,
Пусть на него найдется спрос.

Ты заслужил на день науки
Услышать множество похвал,
Пускай не будет в жизни скуки,
Но лишь идей прекрасных шквал!

Во Всемирный день науки желаю, чтобы ум всегда был светлым, чтобы гранит науки грызть было легко, чтобы путь к высоким результатам был верным, чтобы к глобальным вопросам были найдены только правильные ответы, чтобы и в науке, и в жизни работали законы счастья и закономерности удачи.

Со Всемирным днем науки!
Вдохновенье все наполнит пусть вокруг,
Пусть не будет в головах у нас печали, скуки,
А успех нам будет, словно верный друг.

Пусть терпение к победе
Нас всегда уверенно ведет.
Настроенье позитивом «светит»
И душа от счастья пусть цветет.

Во всемирный день науки
Я хочу тебе сказать -
Чтоб не знать хандры и скуки,
Нужно знанья получать.

Развиваться с каждым годом,
Конструктивным быть всегда,
Чтоб зажглась на небосводе
Твоя личная звезда!

Всемирный день науки,
Ученых поздравляю,
Больших открытий новых
Вам от души желаю.

Пусть будет вдохновение,
Желание трудиться,
К вершинам новых знаний
Всегда-всегда стремиться.

Желаю вам зарплаты
В купюрах иностранных,
И перспектив в науке
Огромных, многогранных.

Наука в жизни так важна,
Ведь станет без нее прогресс!
У всех пусть вызовет она
Огромный в жизни интерес!

Желаю, чтобы развивались
Всегда все отрасли наук,
Чтоб ежедневно создавались
У нас новации вокруг!

Сегодня дата важная -
Большой науки день.
Ученые отважные,
Работать вам не лень!

Научные открытия
Нам облегчают быт,
Так пусть эти события
Имеют место быть!

Всемирный День науки
Сегодня отмечают
И жмут друг другу руки,
И нежно поздравляют!

И мы желаем тоже,
Наука пусть поможет,
Открытий больше станет,
И новый век нагрянет!

Лекарства от болезней -
Нет ничего полезней,
Наука нас спасает,
Мы всех Вас поздравляем!

Рыцари науки,
Вы каждый день в строю,
Идеи вам и мысли
Покоя не дают.

От вас одних зависит
Развитие и прогресс,
Сегодня День науки
Мир отмечает весь.

Наука не приемлет
Кордонов и границ,
Раздела нет на нации,
В ней миллионы лиц.

Ученых всей планеты
В праздник поздравляем,
Открытий грандиозных
Каждому желаем.

Цели мероприятия:

Расширить и углубить знания по естественным наукам;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Расширить кругозор обучающихся;

На данном мероприятии учащиеся знакомятся с российскими лауреатами нобелевской премии (презентация). Также учащиеся совместно с учителями показывают ряд опытов п о естсетвенным наукам: химии, физики, математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий школьного мероприятия «День науки».

Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут».

М.В. Ломоносов.

Цели:

Расширить и углубить знания по естественным наукам;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Расширить кругозор обучающихся;

Ведущий:

Добрый день дорогие учащиеся и учителя. Сегодня мы проводим мероприятие под названием «День науки», посвященное таким интересным наукам как физика и химия.

Ведущий:

Вначале мы представляем вам презентацию про российских лауреатов Нобелевской премии. (см. презентацию)

За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству..»

За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)

Ведущий:

Вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут любимые учителя.

Ведущий:

О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.

Ведущий:

Сейчас учащиеся совместно с учителями покажут ряд опытов по естественным наукам: по физике, химии, математике. Математика – царица наук. И наш первый опыт связан с математикой.

Опыт 1. Лист Мебиуса. Опыт со свечкой (свеча, конус).

(учитель математики Стрекаловская Л.С. и учащиеся 10 кл. – Ярославцев В., Журавлев В.)

Ведущий:

  • Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? Ответ: В газообразном .
  • Что мешает ученику, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение между молекулами.
  • В каких учащихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.

Опыт 2. «Фараонова змея» (глюконат кальция)

(учитель русского языка и литературы Федорова Х.А. и ученик 11кл – Монахов Г.

Ведущий:

  • Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло? ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
  • В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы.
  • Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? Ответ: При подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо в крутую нельзя.

Опыт 3. Чудесная нить (ложка, спичка, нитка).

(учитель русского языка и литературы Афанасьева Е.К. и ученик 10кл – Ефременко М.

Ведущий:

  • Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? Ответ: Диффузия.
  • Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? Ответ: Соляная кислота НСl
  • Отгадайте загадку:

В производстве я любом,

Сколько ни было б там фракций,

Не расходуюсь при том,

Ускоряю ход реакций. Ответ: Катализатор.

Опыт 4. Сила давления.

(учитель географии Кайсарова О.В.. и ученик 11кл – Юсупов Э.)

Ведущий:

  • Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? Ответ: Гелий .
  • Тип кристаллической решётки у сахара. Ответ: Молекулярная.
  • Сейчас этот элемент широко распространён, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? Ответ: Алюминий.

Опыт 5 Надувание шарика с помощью химии (получение углекислого газа).

(учитель биологии Маркова Е.В. и ученик 11кл – Слепцов Е.)

Ведущий:

  • То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл...Ответ: Корпускулами.
  • Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? (Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа).
  • В XVI веке король Генрих IV издал закон: «Никому, кто бы ни был, не разрешается превращать простые металлы в золото». Как возможно нарушение этого закона в нашем веке? Ответ: С развитием атомной физики стало возможным проводить ядерные реакции и превращения элементов. Таким путём, например, из ртути можно получить золото. Иное дело, что себестоимость такого золота будет намного больше, чем добытого обычным поисковым методом.
  • Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами? Ответ: Электризация

Опыт 6. Сухая из воды (монета, вода). Чудеса давления (стакан с водой, лист).

(учитель математики и физики Кириллина Г.Н. и ученик 11кл – Татаринов И.

Ведущий:

  • Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? (Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода).
  • Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
  • Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? (Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово).
  • Какой химический элемент назван в честь России? (44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия»).

Ведущий: В конце нашего мероприятия хочу вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».

Спасибо всем за участие!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«День Науки» Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». М.В. Ломоносов.

Российские лауреаты

Иван Петрович Павлов 1904 г. Физиология и медицина Великий русский физиолог, вошедший в историю медицины как один из первых исследователей условных рефлексов, впервые провел революционный эксперимент, ставший ныне классическим, с голодной собакой, которая должна была реагировать на звук колокольчика, который ассоциировался с едой. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за свои исследования.

Илья Ильич Мечников 1908 г. Физиология и медицина Русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог И. И. Мечников совместно с Паулем Эрлихом был удостоен Нобелевской премии «за труды по иммунитету.» После открытий Л. Пастера и Р. Коха оставался невыясненным основной вопрос иммунологии: «Каким образом организму удается победить болезнетворных микробов, которые, атаковав его, смогли закрепиться и начали развиваться?» Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Мечников положил начало современным исследованиям по иммунологии и оказал глубокое влияние на весь ход ее развития.

Иван Алексеевич Бунин 1933 г. Литература Знаменитый русский писатель Иван Бунин не принял революцию 1917 года и навсегда покинул Россию. Он попал в Париж. В последствии этот город называли городом Бунина. Там он жил, читал друзьям свои повести, рассказы, иногда – стихи. Он очень любил Россию и писал только о ней. В 1922 году Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. И вот в 1933 году 10 ноября все газеты Парижа вышли с крупными заголовками: "Бунин - Нобелевский лауреат".

Николай Николаевич Семёнов 1956 г. Химия Российский ученый, академик, один из основоположников химической физики, основатель научной школы, дважды Герой Социалистического Труда, создал общую количественную теорию цепных реакций, теорию теплового пробоя диэлектриков, разработал теорию теплового взрыва газовых смесей. Был награжден Ленинской премией и Государственной премией СССР.

Павел Алексеевич Черенков 1958 г. Физика В1937 году П.А. Черенков обнаружил необычное по поляризации и длине волны излучение, которое испускалось водой, если её облучить гамма-излучением. Теперь это излучение и сам эффект называют излучением (эффектом) Вавилова-Черенкова. Причина этого излучения была объяснена движением частиц со скоростями, превосходящими скорость света И. М. Франком и И. Е. Таммом. П. А. Черенков удостоен (вместе с И. Е. Таммом и И. М. Франком) Нобелевской премии "за открытие и объяснение эффекта Черенкова".

Илья Михайлович Франк 1958 г. Физика Профессором МГУ, руководитель лаборатории Радиоактивного Излучения НИИ Ядерной Физики, разработал теорию движения со скоростью большей скорости света в веществе, академик АН СССР, лауреат Государственной премии, совместно с П. А. Черенковым и И. Е. Таммом, получил Нобелевскую премию по физике "за открытие и объяснение эффекта Черенкова".

Игорь Евгеньевич Тамм 1958 г. Физика Совместно с физиками И. Е. Таммом, П. А. Черенковым и И. М. Франком получил Нобелевскую премию «за открытие и объяснение эффекта Черенкова». Работа Франка и Тамма - это математическое описание открытого Черенковым эффекта, которое «помимо простоты и ясности удовлетворяло ещё и строгим математическим требованиям».

Борис Леонидович Пастернак 1958 г. Литература Стихи, великолепные переводы "Гамлета" В. Шекспира, "Фауста" Гете, Шандора Петефи, Шиллера. В течение 10 лет им создается роман "Доктор Живаго". Автор считал написание романа "исполнением своего долга" перед соотечественниками. Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы". Пастернак был вынужден отказаться от премии. В Шведскую академию наук он послал лишь телеграмму, где были такие слова: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлён, смущён». Ему предлагали покинуть Россию, но поэт отвечал, что не мыслит себя вне Родины.

Лев Давидович Ландау 1962 г. Физика Лауреат Сталинской премии, сформулировал теорию множественного рождения частиц при столкновении высокоэнергетических пучков, ввел понятие комбинированной четности, построил теорию двухкомпонентного нейтрино, сформулировал теорию для "квантовой жидкости" Ферми-типа. Награжден медалью Макса Планка и премией Фрица Лондона. Присуждена Нобелевская премия по физике за "революционные теории в области физики конденсированного состояния, особенно жидкого гелия ".

Николай Геннадьевич Басов 1964 г. Физика Профессор, директор Физического института Академии Наук СССР, Лауреат Ленинской премии за исследования по созданию молекулярных осцилляторов и парамагнитных усилителей, исследовал возможности применения лазеров для получения термоядерной плазмы. Совместно с А. М. Прохоровым и Чарльзом Таунсом получает Нобелевскую премию по физике за разработку принципа действия лазера и мазера.

Александр Михайлович Прохоров 1964 г. Физика Действительный член Российской Академии Наук, главный редактор "Большой Советской Энциклопедии", основатель Института общей физики РАН, лауреат Ленинской и Государственных премий в области науки и техники и Нобелевской Премии по физике, создатель квантовой электроники. Совместно с Н.Г. Басовым и Чарльзом Таунсом получил Нобелевскую премию по физике за разработку принципа действия лазера и мазера.

Михаил Александрович Шолохов 1965 г. Литература Советский писатель. Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Автор произведений: « Донские рассказы », «Лазоревая степь », «Тихий Дон », «Поднятая целина », «Они сражались за Родину », «Судьба человека », «Наука ненависти », «Слово о Родине », « Нахалёнок ». В 1965 году Шолохову М.А. присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон», «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время ».

Александр Исаевич Солженицын 1970 г. Литература За несогласие с официальной политикой был исключен из Союза писателей СССР. Его произведения печатались за границей. В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе « за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» . В 1973 во Франции вышел в свет 1-й том «Архипелага ГУЛАГ». В 1974 был арестован, обвинен в «измене родине», лишен советского гражданства и без суда вывезен из страны.

Андрей Дмитриевич Сахаров 1975 г. Премия мира Советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР. Вместе с Таммом участвовал в исследованиях управляемой термоядерной реакции. Награжден Нобелевской премией « За бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Леонид Витальевич Канторович 1975 г. Экономика Л.В.Канторович советский математик и экономист, пионер и один из создателей линейного программирования. Был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с американским экономистом Т.Купмансом) за работы по теории оптимизации распределения ресурсов.

Пётр Леонидович Капица 1978 г. Физика Российский физик и инженер, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы, разработал импульсный метод создания сверхсильных магнитных полей, изобрел и построил машину для адиабатического охлаждения гелия, открыл сверхтекучесть жидкого гелия Удостоен Нобелевской премии по физике “за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур” (совместно с Арно Алланом Пензиасом и Робертом Вудроу Вильсоном.

Иосиф Бродский 1987 г. Литература Известный поэт награжден Нобелевской премией по литературе «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины». И. Бродский является одним из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения. Эмигрировал в США, на момент присуждения премии уже 15 лет жил заграницей и являлся гражданином США.

Михаил Сергеевич Горбачёв 1990 г. Премия мира Президент СССР 1990-1999 гг. В период деятельности Горбачёва произошли: Окончание холодной войны, Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов, Вывод советских войск из Афганистана, Распад СССР и Варшавского блока, переход большинства социалистических стран к рыночной экономике и демократии. В 1990г. Награжден Нобелевской премией «в знак признания его ведущей роли в мирном процессе».

Жорес Иванович Алфёров 2000 г. Физика Профессор, директор Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН, один из крупнейших российских ученых в области физики и техники полупроводников. Лауреат премий: Балантайна института Франклина (США). Ленинская премия. Хьюллет-Паккардовская премия Европейского физического общества, Государственная премия. награда Симпозиума по GaAs . премия А. П. Карпинского, премия им. А. Ф. Иоффе РАН, общенациональная неправительственная Демидовская премия. Награжден медалью Х. Велькера. Почетный член многих Академий Наук. Стал лауреатом Нобелевской премии в области физики, разделив ее с американскими учеными Гербертом Кремером и Джеком Килби.

Виталий Лазаревич Гинзбург 2003 г. Физика Член Академии Наук СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, премии им. Мандельштама и Ломоносовской премии. Награждён медалью Польской АН им. Смолуховского, золотой медалью Лондонского Королевского Астрономического Общества, премией Бардена, премией Вульфа, золотой медалью им. Вавилова, золотой медалью им. Ломоносова РАН, орденом «За заслуги перед Отечеством», медалью ЮНЕСКО им. Нильса Бора, медалью Американского Физического общества им. Николсона, премией «Триумф». Член девяти зарубежных академий наук.Нобелевская премия присуждена совместно с А. Абрикосовым и Энтони Леггеттом за «за вклад в развитие теории сверхпроводников и сверхтекучести».

Алексей Алексеевич Абрикосов 2003 г. Физика Советский физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР. С 1991 года Абрикосов работает в США. Обладатель Ленинской и Государственной премий, премии имени Лондона, Нобелевской премии совместно с В. Гинзбургом и Энтони Леггеттом "за вклад в развитие теории сверхпроводников и сверхтекучести".

2010 год «за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена » Константин Новоселов российский и британский физик Андрей Гейм советский, нидерландский и британский физик Оба ученых - выходцы из России: Константин Новоселов из Нижнего Тагила и Андрей Гейм из Сочи. В данное время проживают и работают в Великобритании.

О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть станет математика плечами Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире.

Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? Ответ: В газообразном. Что мешает ученику, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение между молекулами. В каких учащихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.

Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло? ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает. В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы. Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? Ответ: П ри подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо в крутую нельзя.

Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? Ответ: Диффузия. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? Ответ: Соляная кислота НСl Отгадайте загадку: В производстве я любом, Сколько ни было б там фракций, Не расходуюсь при том, Ускоряю ход реакций. Ответ: Катализатор.

Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? Ответ: Гелий. Тип кристаллической решётки у сахара. Ответ: Молекулярная. Сейчас этот элемент широко распространён, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? Ответ: Алюминий.

То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл Ответ: Корпускулами. Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? Ответ Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа. В XVI веке король Генрих IV издал закон: «Никому, кто бы ни был, не разрешается превращать простые металлы в золото». Как возможно нарушение этого закона в нашем веке? Ответ: С развитием атомной физики стало возможным проводить ядерные реакции и превращения элементов. Таким путём, например, из ртути можно получить золото. Иное дело, что себестоимость такого золота будет намного больше, чем добытого обычным поисковым методом. Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами? Ответ: Электризация

Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? Ответ: Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода. Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? Ответ:Мышьяк). Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? Ответ: Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово. Какой химический элемент назван в честь России? Ответ:44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия».


Основной задачей подобных занятий является ознакомление с жизнью и деятельностью ученых, с тем, что способствовало развитию их способностей и помогло им стать выдающимися; какие качества и черты характера помогли юношам прийти к своей заветной цели, преодолеть жизненные трудности.

На примере выдающихся людей ребята должны понять: чтобы добиться желаемого, мало одного таланта, врожденных способностей. Необходимы сильная воля, целеустремленность, жажда познания, умение преодолевать трудности и большое трудолюбие.

Как правило, День науки является общешкольным мероприятием, которое проводится 11 ноября. Именно с этого дня ежегодно, в течение недели, по призыву специального политического комитета 43-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, во всем мире проводится Международная неделя науки и мира.

8 февраля отмечается День российской науки (установлен Указом Президента РФ в 1999 году - в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук).

День науки отмечается и в третье воскресенье апреля. В этот день учащихся 5-11 классов вместо привычных занятий ожидают классные часы, беседы, тематические занятия и др. мероприятия, посвященные теме науки.

К дню проведения мероприятия можно подготовить силами учащихся своеобразный калейдоскоп научных достижений и открытий XXI века; провести конкурс на лучший реферат или проект, «защитить диссертацию» по какому-либо самостоятельно выбранному вопросу.

Естественно, работы учащихся не должны остаться без внимания. Необходимо создать условия, стимулирующие стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета и самообразованию. Лучшие работы ребят могут быть представлены на общешкольной выставке, посвященной Дню науки, их можно отметить дипломами, билетами на городскую выставку научных достижений, научной энциклопедией и т. п.

Ход мероприятия

На доске выписаны строки, принадлежите Александру Блоку. Блок писал о Менделееве: «Он давно ВСЕ знает...во все проник. Не скрывается от него ничего. Его знание самое важное. Оно происходит от гениальности... Он все и давно знает... даже не видя и не слыша. Это все познание...».

Учитель. Знаете ли вы о том, почему именно 8 февраля провозглашено Днем российской науки? (Заранее, за несколько дней до проведения тематического занятия, целесообразно дать учащимся перечень тех вопросов, которые будут затрагиваться в ходе беседы, а также литературные источники, из которых они бы могли получить нужную информацию. Необходимо, чтобы ребята подготовились к занятию, самостоятельно обдумали и проработали вопросы, смогли не только поддержать беседу, но и высказать свою точку зрения, выразить свое мнение и т. п.)

Предполагаемый ответ учащихся: Эта дата знаменательна для России тем, что в этот день родился великий русский ученый - Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.). А еще раньше - в 1724 г. - Петр I издал Указ об учреждении Российской Академии наук.

В ознаменование этих памятных дат и было принято российским правительством решение считать 8 февраля Днем российской науки.

1. Какие факторы повлияли на становление личности Дмитрия Менделеева - семья, социальное происхождение, школа, институт или стечение обстоятельств?

2. Какими отличительными чертами характера был наделен мальчик?

3. Какие напутственные слова матери станут для Менделеева девизом всей его последующей жизни?

4. В чем заключается секрет гениальности Д. И. Менделеева?

На классной доске прикреплен портрет ученого в увеличенном виде, рядом запись: «Дмитрий Иванович Менделеев, 1834-1907 гг. - физик, химик, математик, зоолог, ботаник, минеролог и метеоролог. Автор периодической системы химических элементов, изобретатель бездымного пороха, автор ряда открытий и проектов в различных отраслях производства и науки».

Учитель рассказывает о детских и юношеских годах жизни будущего ученого.

Учитель . Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в городе Тобольске (в те времена главном городе Сибири), в семье бывшего учителя гимназии. Отец его рано ушел в отставку из-за потери зрения, и семья жила на небольшую пенсию. Митя был последним - семнадцатым — ребенком в семье, и потому самым любимым и оберегаемым.

Мать, Мария Дмитриевна, оказала большое влияние на воспитание и раннее становление мальчика. Она была женщиной далеко не заурядной: сама выучилась грамоте, много читала и старалась привить своим детям любовь и уважение к книге. Мария Дмитриевна собрала большую библиотеку и не рассталась с ней даже в тяжелые и трудные для семьи времена. Она говорила, что находит в чтении радость и утешение.

Раннее свое детство Митя провел с матерью на стекольном заводе неподалеку от Тобольска. Живя на заводе, мальчик с интересом наблюдал за всеми технологическими процессами изготовления стекла. Детские наблюдения в дальнейшем помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействий в производственных процессах.

По своей природе Митя был наблюдательным и любознательным ребенком. Он жадно наблюдал за превращением головастика в лягушку в близлежащем водоеме, за появлением нового цветка, за заготовкой сена для заводских лошадей и коров, за пахотой и сбором урожая. Из рассказов матери он узнавал, например, о том, что можно повысить урожайность при помощи удобрений. В дальнейшем, в более зрелые годы, провел ряд исследований с целью улучшения почв российских земель. Одно из своих открытий («Исследование водных растворов по удельному весу», 1887 год) Дмитрий Иванович посвятил памяти своей матери.

В долгие зимние вечера Мария Дмитриевна много читала своим детям, а вскоре и сам мальчик пристрастился к чтению. Он обладал хорошей памятью и наблюдательностью; знания, полученные в детстве, помогли Дмитрию в дальнейшем. Часто бегая с деревенскими мальчишками в лес по ягоды и грибы, он досконально изучил и полюбил природу северного края. Маленький Митя был не по годам развитым ребенком, в свои неполные пять лет он уже мог писать и читать. И поэтому, когда пришло время учить его старшего брата, Мария Дмитриевна, не задумываясь, отдает вместе со старшим сыном и младшего.

В те времена Тобольск был местом ссылки передовой высокообразованной интеллигенции, в том числе декабристов. Многие из ссыльных были частыми гостями в семье Менделеевых. Именно от них мальчик узнал о тяжелой жизни простых русских людей. Слушая разговоры и научно-философские споры, Митя не понимал, как столь культурные и образованные люди, с болью в сердце переживавшие за судьбу своего народа, могли оказаться «преступниками».

Повезло Дмитрию и с учителями. Среди учителей гимназии, в которой он учился, был известный всем нам писатель, автор сказки «Конек-горбунок», Павел Петрович Ершов. Он знакомил своих подопечных с творчеством передовых писателей и мыслителей, таких, например, как Ломоносов, сочинял пьесы для гимназического театра и сам занимался их постановкой.

Учителя истории, физики, рисования и черчения также оказали большое влияние на развитие мальчика. Митя продолжает много читать, берет книги в гимназической библиотеке. Что-то давали и ссыльные. Благодаря общению с ними он основательно изучает иностранные языки.

В гимназические годы Митя не блистал высокими оценками, учился посредственно. Он еще не вступил в ту стадию своего развития, когда количество накопленных знаний переходит в новое качество: быстро проникать в суть незнакомой ранее темы.

После окончания гимназии (1849 год) по желанию отца Дмитрий едет поступать в Московский университет. Мария Дмитриевна продает все свое имущество в Тобольске и едет вместе с сыном в Москву. Там они поселяются у богатых родственников - у дяди по матери Василия Дмитриевича Корнильева, частыми гостями которого были П. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский и другие известные писатели и общественные деятели.

Целый год Мария Дмитриевна пыталась добиться разрешения для сына на поступление в университет, но безрезультатно. Дело в том, что Дмитрий окончил курс в гимназии Казанского учебного округа и мог поступить лишь в Казанский университет. Менделеевы переезжают в Петербург, но по той же причине им отказывают и в Петербургском университете. Деньги подходили к концу, Дмитрий уже не мог рассчитывать на материальную поддержку своей семьи. Он подает прошение в Главный Петербургский педагогический институт, где обучался и его отец. Но и здесь юношу ждало разочарование. Набор должен был осуществляться только через год. После хлопот он наконец получает право на поступление, но с условием, что через полгода снова пройдет первый курс.

Институт готовил учителей для средней школы. Студенты находились на полном казенном содержании, что вполне устраивало Дмитрия. Не пугало его и то, что в заведении все было подчинено жесткому распорядку и строжайшей дисциплине. Он усердно занимается. То, что его однокурсники впервые узнавали из лекций, Мите было давно знакомо, поэтому он пополнял и расширял свои знания самостоятельно. Наряду с химией и физикой, которые преподавали ученые, сделавшие ряд открытий в своей области, юноша серьезно занимается минералогией и зоологией. Его первая научная работа, созданная в студенческие годы, была настолько хороша, что его преподаватель обратился в институтский Педагогический Совет с просьбой об издании работы. Но так как на публикацию не нашлось средств, просьбу отклонили...

Вопрос к учащимся:

Почему будущий химик и физик занимался зоологией, минералогией и другими науками, а не отдался полностью химии или физике?

Предполагаемый ответ: Менделеев считал, что все явления природы связаны между собой и для понимания каждого из них нужно изучать всю природу в целом. Будущий ученый был убежден, что будучи биологом, нельзя не иметь понятия о строении кристаллов, или будучи химиком, нельзя не знать основ астрономии - все науки находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Эти убеждения, огромная работоспособность и упорство позволили ему глубоко изучить не только химию и физику, но и все родственные дисциплины.

Дмитрий охотно посещает лекции по различным дисциплинам, совершает разнообразные экскурсии. Профессора, в свою очередь, старались направить способного и любознательного студента в сторону научного исследования. Зная о стесненных обстоятельствах Менделеева, они старались помочь ему советом, новейшими книгами, частными занятиями для своих детей.

Не все было просто и безоблачно в студенческой жизни Дмитрия. Смерть матери была для него тяжелейшим ударом. Материнским заветом были ее слова о том, чтобы он не обольщался и не останавливался на достигнутом, «настаивал в труде, а не в словах, и терпеливо искал научную правду».

Дмитрий часто и помногу болел, месяцами лежал в больницах, но, несмотря на это, все экзамены сдавал в срок и на «отлично». Казалось, что не было ни одной области знания, которая бы его не интересовала. Например, когда задали сочинение на тему «О школах в Китае», Менделеев прочел всевозможную литературу, посетил все, какие имелись в городе, музеи и выставки в Академии наук. Профессорский состав был просто поражен осведомленностью студента о Китае, в те времена мало изученной и загадочной для всех страны. Студенты других факультетов часто приходили послушать, как экзаменуется Менделеев.

После успешного окончания института и защиты магистерской диссертации Дмитрий получает право поехать для дальнейшего своего совершенствования за границу. Но поездка за неимением денег и сильных покровителей казалась нереальной. После многочисленных хлопот Менделеев, наконец, отправляется в заграничную командировку. В дешевой почтовой карете, под проливным дождем и порывами сильного ветра, проехал он всю Польшу, Францию и Германию. Менделеев посещает различные мастерские по изготовлению научных приборов, заводы химических веществ, соляные копи и другие, самые различные производства. Поселяется он в небольшом немецком университетском городке Гейдельберге. Здесь близко сходится с кругом русских: с химиком и композитором А. П. Бородиным (в дальнейшем близким другом), И. М. Сеченовым - великим физиологом, двоюродной сестрой А. И. Герцена - Пассек и другими.

Менделеев проводит серию опытов с жидкостями. Его работа приносит большие научные результаты. Эдинбургский университет присваивает русскому ученому степень почетного доктора. Это событие стало первой ступенькой к мировой славе. Вскоре Дмитрий получает приглашение принять участие в конгрессе химиков в Карлсруэ (1860 год). Во время научных дискуссий седовласые старцы зашли в тупик по одному из главных обсуждаемых вопросов, и тогда двадцатишестилетний русский ученый, благодаря своей способности ясно формулировать научные вопросы, был выбран в комитет для установления истины и разрешения конфликтной ситуации. Менделеев успешно справился с возложенной на него задачей - обусловил правильные выводы конгресса.

Срок командировки заканчивался, и Дмитрий вместе с Бородиным перед своим возвращением в Россию путешествуют по Швейцарии и Италии. Последующие два года прошли для Менделеева в мучительном ожидании места. Чтобы как-то перебиться и не умереть с голоду, он дает частные уроки, преподает во многих учебных заведениях. Наконец Дмитрий Иванович получает постоянную должность преподавателя в Технологическом институте. Здесь он добивается пристройки новой лаборатории, продолжает свои исследования и вскоре защищает диссертацию о виноделии и способах определения содержания сахара и спирта в водных растворах. Мало кто знает, что именно Менделеев «изобрел» огненную жидкость - классическую водку, что принесло немалый доход в российскую казну и славу Отечеству. За свои успешные теоретические и практические исследования Менделеев получает от Академии наук крупную премию в пять тысяч рублей.

Дмитрий Иванович избирается профессором университета и получает право читать лекции по химии в своем родном институте. Он не был хорошим оратором, речь его была несколько корява и невыразительна: то говорил быстро, почти скороговоркой, то растягивал слова. Тем не менее профессор собирал огромные аудитории - его мысли завораживали и воодушевляли слушателей, вызывали подлинный интерес.

Вскоре он защищает свою докторскую диссертацию (ученый работал над нею двадцать лет - с 1869 по 1889 год) и продолжает свою научную деятельность, делает ряд открытий в различных отраслях науки.

В девяностые годы Дмитрий Иванович был вынужден покинуть институт из-за множества недоброжелателей, чиновничьих придирок, а также за свое сочувствие и поддержку требований своих студентов и принимает предложение морского министерства, а потом и министерства финансов. В лаборатории, при Главной палате мер и весов, находящейся в ведомстве министерства, Менделеев работает над разрешением вопроса о том, что такое всемирное тяготение. В это же время выходят его книги «Об эфире», 1903 г., и «К познанию России» (1906 год). На этот момент Дмитрию Ивановичу было уже за семьдесят, но он был полон сил и энергии и продолжал свою деятельность.

В декабре 1906 года Главную палату мер и весов министерства финансов посетил министр. Провожая его из одного крыла здания в другое, Менделеев простудился и заболел воспалением легких. В январе 1907 года Дмитрия Ивановича Менделеева не стало.

Научные достижения Менделеева велики и разнообразны. Первое полное издание его трудов состоит из двадцати пяти объемистых томов, без включения его черновых бумаг и обширной переписки.

Он был почетным членом многих академий мира, но не был членом императорской Академии наук. Ученый с мировым именем, увы, не снискал уважения на родине и не был почитаем при жизни. Всегда соединяя теоретическую работу с работой практической, производственной, он сделал немало для процветания российской промышленности, но часто испытывал нехватку средств для продолжения своих научных изысканий.

В чем же заключается секрет феноменальности и гения Менделеева? - на этот, довольно непростой вопрос вы должны попытаться ответить сами.

Конечно же, в целеустремленности, громадной жизнестойкости и трудолюбии, вере в собственные силы и уникальность. При наличии всех этих качеств характера и свойств личности человек может добиться многого и даже порой невозможного. Многие жизнеописания выдающихся деятелей, общепризнанных гениев, являются тому примером.

Для того чтобы узнать степень подготовленности и осведомленности учащихся, можно внести в занятие элементы игры, состязания. Например, на карточках с изображением того или иного русского ученого выписывается краткая характеристика его научной деятельности, либо высказывание известного деятеля о личности данного ученого. Ребята должны правильно назвать фамилию, имя и отчество ученого, изображенного на карточке, рассказать все, что они знают о его научной деятельности и открытиях.

Возможен и другой вариант игры. Учитель (или же ученик) дает лаконичную характеристику российского научного деятеля, а ребята должны угадать, о ком идет речь.

Например:

. «... был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом...» (А. С. Пушкин о М. В. Ломоносове.)

Сын рыбака, страстно мечтавший покорить вершины знаний. Преодолев все трудности и жизненные преграды, он осуществил свои юношеские мечты. В конце своей жизни был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Его заслуги перед Отечеством велики: совершил ряд важных открытий в области химии, физики, астрономии; значительно реформировал систему русского языка, заложив основы развития современного стихосложения; отстаивал права низших сословий на образование... (Речь идет о М. В. Ломоносове, 1711-1765 гг.)

Известный русский математик, годы жизни 1792-1856; профессор, член Ганноверской академии наук. Читал лекции в Казанском университете о небесной механике и теории чисел. Автор теории «воображаемой геометрии». По мнению ученых- современников считался (и не без основания) автором «звездной геометрии»... (Н. И. Лобачевский, 1792-1856гг.)

Знаменитый русский ученый-ботаник. Провел исследование роли хлорофилла в процессе усвоения растениями углекислого газа. Сочувствовал революционно настроенному студенчеству, за что царское правительство лишило его кафедры в Петровской сельскохозяйственной академии, носящей сегодня его имя... (К. А. Тимирязев, 1843-1920 гг.)

Великий врач, в 26 лет стал профессором хирургии. Создатель новой науки в медицине - хирургической анатомии; создатель первой в России хирургической клиники, в которой основал еще одно направление медицины — госпитальную хирургию. Автор известных трудов по хирургической анатомии; автор проекта первого в мире Анатомического института, в стенах которого прошло первое испытание эфирного наркоза (в октябре 1846 года). Участник военных действий на Кавказе, в Крымской войне. Благодаря его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи - появились сестры милосердия. Им были заложены основы военно-полевой медицины... (Н. И. Пирогов, 1810-1881 гг.)

Великий русский ученый-физиолог. Создал учение о высшей нервной деятельности. Подвел физиологическую базу под понимание психических процессов... (И. П. Павлов, 1849-1936 гг.)

Внес большой вклад в развитие органической химии. Его открытия дали толчок развитию анилинокрасочной промышленности. Основатель и председатель петербургского Русского химического общества. Член-корреспондент Академии наук (1858 г.), с 1862 г. - действительный член Академии наук... (И. Н. Зинин, 1812-1880 гг.)

Русский эмбриолог, физиолог, бактериолог и иммунолог. Много лет находился во главе Бактериологического института. Удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (1908 г.) за труды по иммунитету... (И. И. Мечников, 1845-1916 гг.)

Основатель русской школы физиологов. Написал работу о рефлексах головного мозга. Впервые стал объяснять физиологическими законами психическую деятельность человека... (И. М. Сеченов, 1829-1905 гг.)

Дополнительный материал

Как совершались все научные открытия?

Вы думаете, в лабораториях, среди таинственных и непонятных приборов, за микроскопом? Или же, быть может, свои открытия великие мужи науки совершали сидя в глубоком кожаном кресле, за солидным дубовым столом внушительных размеров, приняв при этом глубокомысленный вид? Иногда все происходило намного прозаичнее и будничнее.

Например, известный русский хирург Николай Иванович Пирогов как-то, проходя по рынку, в мясном отделе случайно увидел, как мясники распиливали на части мороженые коровьи туши. Он обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Ученый применил этот метод, прозванный им «ледяной анатомией», в своих анатомических опытах. Так в медицине появилась новая дисциплина - топографическая анатомия.

Дмитрию Ивановичу Менделееву, долгое время работавшему над классификацией химических элементов, периодическая система в своем завершенном виде приснилась во сне.

Обычный зонт натолкнул французского ученого Себастьяна Ленормана на мысль о создании парашюта. Взяв в руки два больших раскрытых зонта, ученый взобрался на высокое дерево в своем саду и спрыгнул вниз. Зонты затормозили его падение, но удар о землю был ощутимый. Однако Ленорман не сдался. Едва оправившись от падения, продолжил свои эксперименты; решив увеличить зонт в несколько раз, он сшил его из полотна. Получился зонт, напоминающий огромную воронку. К нему Ленорман привязал много тонких шнуров, прицепив к ним сиденье, сплетенное из ивовых прутьев. Свое изобретение ученый подвесил под самой крышей высокой башни. Забравшись через окно на сиденье, он отцепился и... плавно опустился на землю. Так был изобретен первый в мире аппарат, «предотвращающий падение», - парашют.

Михаил Васильевич Ломоносов в юности работал в рыбной артели своего отца. Часто выходил в море с другими рыбаками. Его юношеские наблюдения за природой северного края помогли ему в зрелом возрасте сделать ряд важных открытий в океанологии и разработать грандиозный план освоения Северного морского пути, который был успешно осуществлен через два столетия.

Благодаря досадной случайности появилась на свет такая очень нужная и необходимая вещь, как карандаш. До XVI века для писания использовались свинцовые, серебряные или золотые палочки, вставлявшиеся в металлический футляр. В начале XVI века в Англии были обнаружены залежи графита. Глыбы графита путем выпиливания, отшлифовки превращались в хрупкие стерженьки, которые помещались в красивую оправу из тростника или красного дерева. Этот процесс требовал кропотливой работы и искусного умения, поэтому такие графитовые пишущие палочки считались предметом роскоши. Два столетия спустя чешский фабрикант Гармут рассматривал продукцию своего завода, на котором изготавливались из глины и графита чашки для химических опытов - тигли. Одна такая чашка, выскользнув из рук Гармута, разбилась, осколки же разбитой чашки при падении прочертили четкую линию на бумаге. Фабрикант, заинтересованный происшедшим, решил провести серию опытов с целью найти оптимальное соотношение графита и глины. Вскоре на фабрике из них начали делать стержни для письма. А некоторое время спустя другой французский ученый - Канте - изобрел деревянную «одежду» для пишущего стержня. Вскоре по всей Европе стали открываться фабрики по производству карандашей.

Маленькие курьезы из жизни русских ученых

М. В. Ломоносов, несмотря на свой внушительный и солидный «академический» вид, был от природы веселым и добрым, хотя и вспыльчивым. Однако иногда его вспыльчивость доходила до ярости и полного негодования. Как-то раз трое подвыпивших матросов решили его ограбить, но вскоре пожалели о своем намерении. Один грабитель распростерся без чувств на земле, другой с расквашенным лицом был обращен в бегство, третий сам оказался ограбленным. Ломоносов, недолго думая, снял с бедолаги всю одежду, оставив того не только без куртки, но и без штанов.

Известный ученый-химик Николай Николаевич Зинин в минуты своего отдыха наслаждался чтением... математических работ.

Оказавшись в Париже, молодой, талантливый хирург Николай Иванович Пирогов первым делом направился к известному французскому научному светилу, профессору хирургии и анатомии Вельпо, чтобы засвидетельствовать тому свое почтение и уважение. Каково же было удивление Пирогова, когда, зайдя в кабинет знаменитого медика, он застал его за чтением своего труда «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»...

И вновь о М. В. Ломоносове. В последние годы жизни он был чрезмерно рассеянным. Погруженный в свои размышления, ученый мог за обеденным столом по привычке засунуть за ухо ложку, которой только что ел горячее. Такие манипуляции Ломоносов частенько проделывал с пером, работая за письменным столом.

В этот день возможно проведение игры «Наука - это мы», способствующей определению общей эрудиции и проверки знаний, получаемых при изучении школьной программы. В игре принимает участие три команды, так же выбирается жюри, помощники и ведущий. Эту игру можно проводить или в актовом зале или в классной комнате.

Игра для школьников «Наука - это мы»

Ход игры

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня наша игра посвящена науке.

О, сколько открытий чудесных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Наш первый конкурс называется «Что за наука?» Мы сейчас выясним, знают ли наши команды названия различных научных дисциплин. Каждой команде выдается по одной карточке с тремя вопросами и вариантами ответов на них. Команды по очереди зачитывают первый вопрос и пробуют ответить на него. Если они отвечают правильно, то им засчитывается два балла, если не правильно, то у других команд есть возможность ответить. За правильный ответ на чужой вопрос команде прибавляется один балл.

Вопросы для первого конкурса:

1. Наука о звуке - (статистика, звукология, акустика).

2. Наука о мхах - (агрохимия, биология, этнология).

3. Наука, изучающая влияние звезд - (астрология, астрономия, звездочетство).

4. Наука о наследственности человека - (физиология, психология, генетика).

5. Наука о скоростях различных процессов - (механика, статистика, кинетика).

6. Наука о бумажных деньгах - (териология, бонистика, анализ).

7. Наука, изучающая древние рукописи - (палеография, лингвистика, геокриология).

8. Наука о птицах - (методология, орнитология, энтомология).

9. Наука о пещерах - (селенология, краеведение, спелеология).

(Жюри объявляет баллы за первый конкурс.)

Ведущий: Мы с вами переходим ко второму конкурсу, который называется «Недосказанные слова». Сейчас я буду читать записки члена экипажа одного космического корабля, но некоторые слова я не буду произносить. Первое слово должна досказать первая команда, второе - вторая и так далее. Но сложность состоит в том, что недосказанные слова заполняются по алфавиту. То есть первое недосказанное слово начинается на букву «А», второе - на «Б» и т. д. Для облегчения вашей задачи каждой команде помощники раздают алфавит. Внимательно слушайте рассказ и старайтесь вставить не просто слово, начинающееся на нужную букву, но и следите за тем, чтобы оно подходило по смыслу.

Пример рассказа (в рассказе указаны те слова, которые подразумевались автором, но в конкурсе, конечно же, учитывается любой ответ)

Когда мы пролетали мимо темного большого (астероида), внезапно зазвенел (будильник). Он говорил о том, что пора (вставать). Я проснулся и с тоской вспомнил об отсутствующих в данный момент утренних (газетах), которые я с удовольствием читал на Земле, сидя на (диване). Тут я понял, что уже давно хочу (есть), так как что-то заурчало в моем (животе). Чтобы не подвергать опасности свое (здоровье), я направился в каюту с припасами. По пути я остановился возле большого (иллюминатора) и зачарованно поглядел в (космос). Звезда продвигалась по Млечному пути, как (лодка) и я подумал, что в звездах все-таки скрыта какая-то загадка и (мистика). Так, постепенно, наш корабль продвигался к планете, где царствует темная (ночь). Прибыв на планету, мы высадились на небольшой (остров). Похоже, что до нас здесь уже успели побывать космические (пираты). Раскопанные неизвестные породы, следы от космического корабля - все это их (работа). На этой планете никогда не было зимы, а, следовательно, белого пушистого (снега). Внезапно мы услышали (треск), который доносился с горного (утеса). Затем из-за горы выглянула испуганная (физиономия), поспешно спряталась и (хрюкнула) как дикая свинья. Мы подобрались к горе на (цыпочках). На камне сидело существо, внешне похожее на (человека). Вдруг поднялся невероятный (шум) и существо нырнуло в море, как (щука). Ревели двигатели, и в горах раздавалось гулкое (эхо). Когда все стихло, мы заметили у берега необычное судно. Подойдя поближе, мы увидели лишь молодого (юнгу), который махал существу, которое нырнуло в море, и теперь подплывало к судну. Существо поднялось на корабль. Они подняли (якорь) и поплыли к горизонту.

(Жюри оценивает конкурс по 10-балъной системе.)

Ведущий: Итак, мы подходим к нашему последнему конкурсу - «Хронология». Командам необходимо определить в каком порядке появились те или иные предметы, произошли те или иные события: от более ранних - к более поздним. Я буду зачитывать определения, и одновременно помощники выносят табло, где эти определения написаны. Та команда, которая быстрее справится с заданием - поднимает руку и в случае правильного ответа получает три балла. Если команда дала неправильный ответ, то другая команда может попробовать дать ответ, в случае правильного ответа она получает два балла.

Варианты заданий.

1. Ислам, конфуцианство, буддизм. (3, 2, 1)

2. Полтавская битва, Бородинское сражение, Ледовое побоище. (3,1,2)

3. Египетские пирамиды, Великая Китайская стена, римский Колизей. (1, 2, 3)

4. Микроскоп, микрофон, микрокомпьютер. (1, 2, 3)

5. Эйфелева башня, Статуя свободы, Белокаменный Московский Кремль. (3, 2, 1)

6. Акваланг, электрическая лампочка, механические часы. (3,2,1)

8. Серные спички, порох, динамит. (2, 1, 3)

9. Слалом, бадминтон, шахматы. (3, 2, 1)

(Жюри подводит итоги, помощники награждают победителей, ведущий прощается со всеми.)