Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Жанр басни в мировой литературе Басня- один из старейших литературных жанров. Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, соз0дана Гесиодом (8-7 в.до н.э.)_ это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким правителям. Предшественники И.А.Крылова: Эзоп и Федр (античность)Лафонтен и Буало (эпоха классицизма)А.Сумароков, И.Хемницер, И.Дмитриев. СТРУКТУРА БАСНИ Басня- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. 2 части основное повествование мораль ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.Аллегория- иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.Сатирическое изображение.Использование просторечной лексики.Диалог.Афористичность языка. Э З О П Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы стать царем над птицами, будь у него еще и голос. Ворону захотелось показать, что у него и голос есть. Выпустил он мясо и громко закаркал. Лисица подбежала, схватила мясо и говорит: « Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного. А.СУМАРОКОВ Ворона горлышко разинула пошире, Чтоб быти соловьем, «А сыру, - думает,- и после я поем. В сию минуту мне здесь не о пире!» Разинула уста И дождалась поста. Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста. Хотела петь, не пела, Хотела есть, не ела. Причина та тому, что сыру больше нет, Сыр выпал изо рту- Лисице на обед. В. ТРЕДИАКОВСКИЙ Ворон, похвалой надмен, мня себя пристойну, Начал, сколько можно громче, каркать и кричать, Чтоб похвал последнюю получить себе печать. Но тем самым из его носа растворенна Выпал на землю тот сыр, Лиска ободрена Оною корыстью, говорит тому на смех: «Всем ты добр, мой Ворон; Только ты без сердца мех». И. КРЫЛОВ Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло,- Сыр выпал- с ним была плутовка такова. Творческая работа Рассказать о ситуации, в которой бы вы могли использовать мораль одной из крыловских басен.Сочинить басню.
5 класс
Тема: Жанр басни в мировой литературе
Цель: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников - познакомить учеников с предшественниками Крылова в жанре басни.
Образовательная: углубить знания детей о жанре басни, закрепить имеющиеся знания на практике.
Развивающая: развивать читательский интерес, навыки сравнительного анализа басен, анализировать, логически мыслить.
Воспитательная: воспитывать любовь к чтению, повышать познавательный интерес к книгам.
Ход урока
1.Работа по карточкам
1.Тема басни.
2.Герои басни.
3.События, действия героев.
4.Цель басни.
6.Художественные особенности.
2.Проверка работы по карточкам
(Стрекоза и муравей, Лисица и ворона, Свинья под дубом,
Слон м моська).
Дайте определение басни.
Что такое мораль?
В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?
Определение олицетворения?
3.Объснение новой темы
Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и
6 класс
Тема: А.С.Пушкин «Лицейские годы»
Цель: Расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина и раскрыть сущность некоторых произведений.
Задачи:
Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии А.С.Пушкина.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы при составлении различных текстов (устного высказывания, письменного краткого и развёрнутого ответа, хронологической таблицы.
Воспитательная: воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта.
Ход урока
1.Вступительная беседа
Мы приступаем к изучению творчества А.С.Пушкина. С его произведениями вы знакомились на протяжении всех школьных лет. Итогом нашей работы будет создание альманаха "Мой Пушкин", где вы раскроете своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта, потому что у каждого из нас свой Пушкин.
Сегодня мы будем делать альманах.
АЛЬМАНАХ - это сборник произведений разных авторов, объединённых по тематическому, жанровому или какому-либо другому признаку.
В своей жизни мы обязательно соприкасаемся с творчеством А.С.Пушкина. Поделитесь, что значит Пушкин для вас, что вы знаете и помните о нём, какие его произведения можете назвать. (Устные ответы учащихся.) Запись эпиграфа к альманаху. Перед вами высказывания русских писателей о Пушкине. Выберите наиболее яркое, по вашему мнению, высказывание о поэте и запишите в альманах.
издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж.. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 18 века Хемницер И.И., Сумароков А.П., Дмитриев И.И.
4.Работа над баснями
Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название басни сохранялось без изменений.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД.
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Басня И.А.Крылова
«Лиса и виноград»
5.Сравнительный анализ басен
Общее Различное
Общая тема, общий герой;
Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
В басне высмеиваются людские пороки;
1.Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением.
Антон Дельвиг.
2.Пушкин - наше всё!
Аполлон Григорьев.
3.Пушкин у нас - начало всех начал.
Максим Горький.
4.Гигант Пушкин, величайшая гордость наша…
Максим Горький.
2.Биографические данные
Годы детства. (1799 - 1811)
Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарово. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей препоручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов. Красавица-"креолка" была поглощена светскими обязанностями, а воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы.
Бабушка была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.
Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала
Басня имеет поучение (мораль)
Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, поучения;
Басня Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию, желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса, автор расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд!» Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса;
Басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку, так как в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око, зуб неймет; прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.
5.Рисование иллюстрации к любой из басен и презентация
6.Дом.задание : 1.Письменный ответ на вопрос: «Почему басне суждена долгая жизнь?»
7.Подведение итогов:
народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства". Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька Никита Тимофеевич Козлов. Они совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гyляния.В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Василий Львович Пушкин. Будущий поэт, по словам его первого биографа П.В. Анненкова, "внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, знал корифеев нашей словесности не по одним произведениям, но и по живому слову..."
Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи сенатора Д.П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем "дух подражания и авторства". Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии "Похититель" и в шутливой поэме "Толиада". Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.
Лицейская пора. (1811-1817)
19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них Пушкин. Были прочитаны манифест об учреждении Лицея и Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены.
Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные
преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и
латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.
Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года маститый поэт Г.Р. Державин
восторженно слушал в исполнении юноши Пушкина "Воспоминания в Царском Селе".
В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: "Для удовольствия и пользы", "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и А.Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин. Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.
Духовный мир поэта и его друзей формировался не только под влиянием прогрессивных педагогов и чтения. Неизгладимый отпечаток оставила на нем сама жизнь, национальный подъем, вызванный победоносной Отечественной войной 1812 года. Вольнолюбивые стремления пробуждали в них и непосредственные участники войны - офицеры расквартированного в Царском Селе Гусарского полка П.Я. Чаадаев, П.П. Каверин, будущие члены декабристских обществ.
В первые же годы пребывания в Лицее Пушкин стал писать стихи. Из самых ранних стихотворений сохранилась поэма "Монах". Всего им написано здесь около ста тридцати стихотворений. В лицейских стихах
Пушкина, по словам Белинского, виден "будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт".
3. Работа над "Занимательной страницей"
1. Предшественники Пушкина
Вспомните великих русских писателей, предшественников А.С. Пушкина.
На месте пропусков вставьте буквы, чтобы получились их фамилии.
А - а - з - н
Е - ж - в - н
О - в - з - н
2) Поэты пушкинской эпохи
(Подчеркните фамилии поэтов-современников А.С.Пушкина).
А.Дельвиг, Н.Некрасов, М.Ломоносов, В.Кюхельбекер, В.Жуковский, С.Есенин, Ев.Баратынский.
3) Назовите произведения А.С.Пушкина
"Песнь о вещем …"
"Медный …"
"Сказка о рыбаке …"
"Капитанская …"
"Зимнее …"
4) Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном русском литературном языке.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала…
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец. (Царевна) …белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать. Вмиг по речи те спозвали,
Что царевну принимали;
5)Определите, к какой сказке относятся данные иллюстрации.
4.Проверка творческой работы и презентация
5.Дом.задание: Сделать презентацию сказки Пушкина. Почему дети должны читать именно эту сказку? Чем она интересна?
6.Подведение итогов.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
Андреева Е.А.
Древняя Греция
Родоначальником
жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,
живший в VI веке до н.э.
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем
Жаном
де Лафонтеном
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –
в творчестве
В.К.Тредиаковского,
А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,
И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,
М.В. Ломоносова.
Самую широкую известность получили басни, созданные
И.А. Крыловым
«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
План сравнительного анализа
Басня «Лисица и виноград»
Общее
Различное
2. Герой басни – Лисица;
2. Форма (стихотворная и прозаическая);
3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова;
4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие;
5. Басня имеет поучение – мораль.
4. Мораль басни Эзопа и И.А. Крылова одинаковая, у Ж.де Лафонтена – немного иная.
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
как ни садитесь,
Все в музыканты
не годитесь.
Басня «Квартет»
то их полижет…
Очки не действуют никак!
Басня «Мартышка и очки»
В чем толку не поймут,
То все у них пустяк.
Басня «Петух и Жемчужное зерно»
2. Закончите крылатые выражения:
3. Помогите герою басни найти свою пару:
4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?
Жанр басни в XX веке…
Грибы
Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.
И потому его никто не замечал…
С.В. Михалков
Жанр басни в XXI веке…
На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?
Баснописцы среди нас…
Красавица Стрекозка,
Оса, Пчела и Божия коровка
Решили басню написать.
Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть.
Достали ручки, скрепки, кнопки и листок
И сели дружно под дубок.
Сидят, сидят листок же всё пустой.
«Подружки, стой! – кричит Стрекозка.
Чтоб лучше басню написать,
Давайте сядем на кровать.
На мягком месте лучше думать!
И басня сложится, как знать?»
Человек всегда любил слушать интересные истории, которые кто-то рассказывает. На уроках литературы, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» - это глагол БАЯТЬ. Именно от этого глагола произошло название литературного жанра - Басня. Мне захотелось подробнее узнать об этом литературном жанре. Поэтому я и назвал свою работу «Басня как литературный жанр». Я определил Цель:
Изучить материал по теме «Басни» для применения полученных знаний на уроках литературы и поставил перед собой следующие задачи:
познакомиться подробно с жанром басня;
узнать имя первого баснописца;
Расширить свои знания по творчеству И.А.Крылова.
ответить на вопрос «Нужны ли басни сегодня?»
Сначала я нашел определение басни и выяснил, что Басня -это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Практически каждая басня содержит нравоучительный вывод- мораль. В баснях есть
Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.
Эзопов язык (по имени древнегреческого мудреца Эзопа)-речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и
другими приёмами для скрытия прямого смысла
Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом;
Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г.
до н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в
другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая
человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком
живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне»
Басни Эзопа написаны в прозе, они небольшие по объёму. Вот одна из них
«Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит:
«Он ещё не дозрел».
Так иногда бывает, Иной не может доделать что –либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. Так и эта лисица
Почти через семь веков римский поэт Федр переложил басни Эзопа в
стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр
латинской стихотворной басни.
В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном, который лишь после 30-ти лет начал свою писательскую деятельность. Сначала он переводил басни Эзопа, а затем начал писать свои, выражая в них собственное понимание мира. У него учился И. А. Крылов. Им восхищался А.С. Пушкин. Именно с басен Лафонтена этот жанр начал активно развиваться в мировой литературе.
Развивали жанр басни и русские баснописцы: А. П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов
И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь
была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург,
журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский
и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием,
хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в «Драматическом
Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое
отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской
литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов
и почестей. С 1809 по 1843 гг. он создал 200 басен.
Забавно он людей исправил,
Сметая с их пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят.
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Цель басни
–осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще
являются условные басенные звери.
В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, как праздность и лень приводят к печальным последствиям. Используя полученные знания, я составил синквейн про басню.
Басня
Поучительная, юмористическая
Обличает, учит, наставляет
Краткий рассказ поучительного
Жизнь.
Басенная мораль - выводы басни, вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок.
У сильного всегда бессильный виноват.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!
Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том верно мало толку.
В сердце льстец всегда отыщет уголок.
И сегодня это наше наследие, которое учит нас. Читая
басни Крылова, можно сделать вывод, что баснописцы нам нужны, благодаря им мы учимся различать пороки и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее.
- 198.50 КбФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ
КАФЕДРА ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Развитие жанра басни в мировой литературе»
Выполнил:
Научный руководитель:
Введение………………………………………………………… ………...............3
Глава I. Социально – исторические предпосылки возникновения и развития басен
Глава II. Анализ основных параметров вариативности текстов басен
Заключение…………………………………………………… …….……….…..39
Список использованной литературы………………………………..…….…… 41
Введение
Данная курсовая работа представляет собой исследование развития жанра басни в мировой литературе и творчества баснописцев.
Актуальность выбранной темы очевидна, так как этот жанр остается очень популярным среди читателей самых разных возрастов. В разных странах и на разных этапах развития эстетическая природа басни не оставалась неизменной, но уже на ранних стадиях жанрового самоопределения была признана важность ее как действенной формы социальной критики. Возникновение басни как жанра в каждой национальной литературе обусловлено необходимостью, поскольку по своим идейно-художественным и формально-поэтическим функциям она играет незаменимую роль в общественной жизни народа и занимает особое положение среди других литературных жанров. Это один из самых популярных и демократических жанров литературы, поэтому лучшие его образцы широко распространены во всех литературах.
Однако современный читатель зачастую не знаком с историей появления басни, её особенностями, а так же с творчеством многих баснописцев, определивших этот жанр. Важными являются и проблемы интерпретирования и перевода басен различными авторами.
Объектом исследования является жанр басни как литературное прозведение.
Предмет исследования являются басни известных баснописцев, в том числе Эзопа, Лафонтена, Крылова.
Цель работы – определить основные тенденции развития жанра басни в мировой литературе, а так же интерпретационную вариативность сюжета и морали.
Для выполнения данной цели решаются следующие задачи:
Материалом исследования послужили сборники басен Эзопа, Лафонтена, Крылова, Сумарокова, Лонга.
В ходе проведения данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез проработанной литературы, художественный анализ, сравнительно - сопоставительный метод, структурный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала на практических занятиях по курсу "Зарубежная литература".
Курсовая работа структурно подразделяется на следующие части: введение, теоретическая часть, посвящённая причинам появления басен и особенностям творчества баснописцев; практическая часть, освещающая проблемы интерпретации и перевода басен, заключение и библиографический список.
Глава I. Социально – исторические предпосылки возникновения и развития басен
Вопросы происхождения мира и человека интересовали людей с первобытных времен. По существу это были два вопроса: теоретический и практический. Теоретический вопрос гласил: как устроен этот мир? Практический вопрос гласил: как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос человек отвечал себе мифом. На второй вопрос человек отвечал себе басней. Конечно, не только басней - кроме басни существовали пословицы, поговорки, поучительные сентенции. Но эпический, повествовательный характер из всех этих малых форм словесности имела только басня. Наряду с мифом басня была одной из древнейших форм мышления и одним из древнейших жанров словесного искусства. Зачатком басни был пример - простейшая форма аргументации в обычной разговорной речи. Человек видит, что его сосед хочет в чем-то поступить неразумно, он может сказать соседу: «Не делай этого: так поступать - это все равно, как если бы кто-нибудь...» и т. д. Это - простейший случай условного примера, из которого впоследствии разовьется парабола. Но человек может сказать и так: «Не делай этого: мой приятель однажды хотел сделать то же самое, думал - будет лучше, а попал в большую беду». Это - простейший случай действительного примера, и из него разовьется басня. Легко понять, что житейские факты, приводимые в примере, могут быть бесконечно разнообразны, в зависимости от повода к разговору и от жизненного опыта говорящего. Жизненный опыт человека предстает здесь в простейшей форме конкретного случая. Это - апелляция от частного к частному, первая ступень логического мышления. С развитием человеческого сознания развивается способность мышления к обобщению. На смену умозаключению от частного к частному приходит умозаключение от частного к общему и от общего к частному. Конкретный пример перестает быть рассказом о единичном жизненном факте и становится обобщенным изображением целого ряда аналогичных случаев. Такое обобщение отличается от прямого примера тем, что изображает случай не действительный, а вымышленный, от условного примера - тем, что вымышленный случай изображается как действительный. Это появление типического в индивидуальном и превращает пример из явления бытовой речи в явление художественной речи. Пример становится басней.
Сложившуюся форму басни с устойчивым кругом мотивов, персонажей и моральных толкований мы впервые находим в греческой литературе в VIII- VII вв. до н. э. Это не случайно. Эти века были бурным временем ожесточенной общественной борьбы в греческих городах - борьбы, сокрушившей господство старой землевладельческой знати и положившей начало демократическому строю. Ближний Восток не знал такого социального переворота, и это определило разницу в судьбе восточной и греческой басни. На Востоке басни остались средством поучения, средством поддержания традиции, их рассказывали высшие низшим, старшие младшим. В Греции басни стали орудием борьбы, средством ниспровержения традиции, их рассказывали низшие высшим, народные ораторы - правителям; иносказательность басенной формы позволяла пользоваться ею там, где прямой социальный протест был невозможен. Недаром именно к этому времени отнесло предание жизнь легендарного родоначальника басни - Эзопа, и недаром Эзоп то и дело изображается преданием в образе оратора, выступающего перед властями с басней на устах. Басня этой поры была еще всецело устным жанром: твердой формы басни не имели, каждый рассказывал их по-своему, рассказывались они всегда применительно к какому-нибудь конкретному поводу: только так могли они служить орудием общественной борьбы. Басня вплеталась в связную речь в виде довода или пояснения, и форма ее изложения всецело определялась задачей речи. В таком виде басня переходит из устной речи и в первые произведения письменной литературы.
Если подробнее рассматривать более поздние периоды истории, то басня сохраняет свои функции. Например, в Англии на протяжении примерно столетия после гражданских войн (1642-48), в стране публикуются тысячи отдельных произведений, басенных коллекций и биографий Эзопа. Говоря о популярности басни в этот период, исследователи используют красноречивые термины Aesop-crase, fable-craze - «мания», «одержимость», torrent - «поток».
Английские исследователи во многом объясняют эту высокую ценность напряженной общественно-политической ситуацией: именно десятилетия расцвета басни были наполнены энергичными, непрерывными и многочисленными спорами по поводу английской общественной и политической жизни. Иными словами, басня расцвела в Англии, как она всегда расцветала в периоды, требующие идеологической ясности. В стране изобиловали политические и социальные басни, как импортированные из Европы, так и отечественные. Образчиком популярной переводной литературы может служить переведенная с голландского книга "Fables Moral and Political" (1703), изобилующая ссылками на современность; в предисловии к изданию анонимный автор, предлагая читателям «интерпретировать басни как угодно», все же подсказывает направление рассуждений: монархическая тирания угрожает Европе порабощением, и «все либеральные науки и искусства, добродетели и свобода индивидуумов» обречены на вымирание
Басни зачастую писались по поводу определенных исторических событий, с замаскированным намеком на определенных лиц. Отсюда тоже извлекались возможности для перетолкования басен в направлении, не согласном с замыслом автора. Если особенная острота басни была связана с ее точным приурочением к лицу или событию, то это игнорировалось, брали лишь обобщающий смысл, ее «общую мораль», истолковываемую в духе «вечных истин». Если же острота басни была в ее обобщении, а частный случай был баснописцем взят для примера, то именно на него-то и обращали внимание.
О первоначальном происхождении басни говорилось много, но из разнообразных мнений, высказанных по этому поводу, самыми важными представляются два: Гервинуса и Гримма. Первый из них полагал, что басня произошла независимо от животного эпоса и генетическог о родства с ним не имеет; свое мнение он основывал на отличии басни от животного эпоса: в первой есть то, чего нет во втором, т. е. дидактическое начало. Гримм, напротив, доказывал существование одного громадного и присущего всем индоевропейцам животного эпоса, который со временем распался на мелкие части, представляющие теперь отдельные и самостоятельные произведения. Таким образом, и здесь возникает вопрос, до сих пор не решенный окончательно, о происхождении народного эпоса. Как бы то ни было, нельзя не признать, что между животным эпосом и басней существует несомненное и притом близкое родство. По всей вероятности, то и другое первоначально не различались и представляли просто картинки из животной жизни, которые могли иметь дидактическое значение, но могли также не иметь его. Эти рассказы могли, с одной стороны, сплотиться в большие поэмы, как, напр., Рейнеке Фукс, или же переродиться в чистые басни. Последний переход весьма легок. Первоначально, как уже сказано, без всякой задней мысли создавались картины из жизни животных, которых считали существами, одаренными такими же чертами характера, как сам человек, и даже своеобразным языком. Но так как у животных выступает вперед господствующая черта гораздо отчетливее и исключительнее, чем у человека, то неудивительно, что животные со временем сделались как будто олицетворением разных качеств; так, например, лисица олицетворяет наклонность к обману, ягненок - кротость, волк - хищность, осел - глупость и т. п. Тогда-то именно появляется чистая басня с дидактическим характером.
Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (кон. 9-8 вв. до н.э) и Стесихор (6 в. до н.э.) Древний мир знал множество басен, недаром уже в древней Греции проводилась классификация различных произведений этого жанра. Судя по всему, их сочиняли в различных местах Средиземноморья. Наиболее распространенные варианты - басни сибаритские (происходившие из города Сибариса), в которых действовали люди, и эзоповы басни, героями которых были животные.
Эзоп (сер. 6 в. до н.э.) - наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп - полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Традиционно его родиной называют Фригию - область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.
Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему составлялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одним из самых популярных произведений в античном мире. Их сюжеты оказали влияние на сирийскую, армянскую, арабскую, еврейскую, индийскую литературу.
Именно с именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка», которое начало широко применяться в России с конца 18 в. Эзопов язык использовался авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателей в достаточно доступной и понятной форме.
Во 2 в. н.э. древнегреческий поэт Бабрий впервые переложил басни Эзопа стихами. С этого времени басни существуют в основном в поэтической форме.
Большое значение для развития басенного жанра имело творчество древнеримского поэта Федра (ок. 15 до н.э. - ок. 70 н.э.). Федр был рабом, а затем вольноотпущенником императора Августа и жил в эпоху расцвета латинской литературы. Ему принадлежат 5 книг Эзоповых басен, написанных ямбическим размером. В своих ранних книгах Федр в основном следовал традиционным сюжетам Эзопа, но затем начал создавать более самостоятельные произведения, использовать непривычный для тогдашних баснописцев материал, такой, например, как анекдоты.
Произведения как Эзопа, так и Федра неоднократно переписывались и пересказывались в средние века, от которых до нас дошло множество сборников с их баснями.
Большое влияние на мировую литературу оказали также восточные басни, прежде всего созданный в 3-4 вв. н.э. в Индии сборник на санскрите Панчатантра. Традиция называет автором этой книги мудреца Вишнушармана, написавшего ее для обучения царских сыновей. Животные, действующие в Панчатантре, олицетворяют различные человеческие качества. Предполагается, что на таких доступных примерах, Вишнушарман должен был знакомить принцев с жизнью разных слоев общества и с различными ситуациями, выпадающими на долю людей.
Панчатантра широко распространилась по всему восточному миру. Она была переведена на персидский, арабский и другие восточные языки. Особое значение получили персидский (6 в. н.э.) и арабский (8 в. н.э.) переводы, превратившиеся уже в самостоятельную книгу Калила и Димна, названную так по именам двух шакалов, действующих в первой главе. Арабская версия книги попала в Европу благодаря ее переводу в 11 в. на греческий язык. В греческом варианте книга называлась Стефанит и Ихнилат - то есть Следопыт и Увенчанный. Это был не совсем точный перевод арабских имен Калилы и Димны.
Краткое описание
Цель работы – определить основные тенденции развития жанра басни в мировой литературе, а так же интерпретационную вариативность сюжета и морали.
Для выполнения данной цели решаются следующие задачи:
Просмотреть и систематизировать теоретический материал по выбранной теме.
Исследовать особенности различных форм басен
Охарактеризовать развитие и вариативность сюжетных линий и моралей басен
Содержание
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Социально – исторические предпосылки возникновения и развития басен
Социальные и общественные условия появления басен, время их появления…………………………………………………………………….5
Характеристика наиболее известных авторов басен и их творчества....11
Основные черты басни как литературного жанра……………………….23
Глава II. Анализ основных параметров вариативности текстов басен
Основные тенденции в развитии жанра басни ………………….…....27
Интерпретационные различия в текстах басен …………………..…..28
Анализ характерных особенностей английской басни…………...…..34
Заключение………………………………………………………….……….…..39
Список использованной литературы………………………………..…….……41