Основы и организационно-правовые формы деятельности организаций. Нормативно - правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в рф

Организационно правовые основы деятельности коммерческой организации

Одной из особенностей бухгалтерского учета является его ведение в рамках конкретной организации. Бухгалтерский учет отражает деятельность отдельной организации.

Организация представляет собой самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Организация самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается ее результатом и доходом, оставшимся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Зарегистрированные на территории Российской Федерации организации могут иметь различную организационно-правовую форму.

В зависимости от целей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют получение прибыли.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения других нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи или других целей, связанных с достижением общественных благ. Некоммерческие организации также могут осуществлять коммерческую деятельность, но только для дости­жения целей, ради которых они созданы.

В настоящее время в РФ функционируют организации различных форм собственности: федеральной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной, каждая из которых может являться юридическим лицом.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах: государственные и муниципальные унитарные предприятия; производственные кооперативы; хозяйственные товарищества (полные товарищества или товарищества на вере); хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью).

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество считается неделимым и не может быть распределено между работниками организации. В форме унитарных создаются только государственные и муниципальные организации, имущество которых находится либо в собственности государства, либо в собственности муниципального образования. Унитарное предприятие наделяется имуществом на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной коммерческой деятельности, базирующейся на их личном трудовом или ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов.

Имущество, являющееся собственностью кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Прибыль, полученная кооперативом, распределяется между его членами, как правило, по трудовому вкладу. Иной порядок распределения прибыли должен быть предусмотрен уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество при ликвидации кооператива. При выходе одного из членов из кооператива в соответствии с уставом часть имущества может представлять собой неделимый фонд и не подлежит распределению до его ликвидации.

Полное товарищество - товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам имуществом, принадлежащим товариществу. Имущество формируется за счет вкладов участников, полученных от деятельности, доходов и других источников, установленных законодательством. Имущество принадлежит участникам на правах общей долевой собственности. Само товарищество не является юридическим лицом.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) - это товарищество, в котором наряду с полными товарищами (участниками), ведущими хозяйственную деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется несколько вкладчиков. Вкладчики участвуют только в распределении прибыли, а в управлении и в осуществлении деятельности участия не предпринимают.

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акции распределяются между членами общества и удостоверяют внесение средств в капитал.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. Если участники общества могут распоряжаться своими акциями без согласия остальных акционеров, то общество признается открытым. Акции такого общества распространяются по открытой подписке и свободно продаются.

Акционерное общество, акции которого могут распределяться только среди заранее определенного круга лиц и не могут поступать в свободную продажу, считается закрытым.

Общество с дополнительной ответственностью отличается от других юридических лиц тем, что участники его солидарно несут ответственность по его обязательствам в размере, кратном величине их паев.

Сведения об организационно-правовой форме содержит устав организации: наименование, место нахождения, размер уставного капитала, состав, порядок формирования и компетенции органов управления и контроля, порядок распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации и другие сведения, предусмотренные для данного вида юридических лиц.

Порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. определяет учредительный договор

Юридическое лицо любой организационно-правовой формы подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом о регистрации юридических лиц, для чего в налоговую инспекцию по месту нахождения орга­низации следует представить следующие документы: заявление о регистрации; устав организации; учредительный договор (решение о создании организации); документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины..



Юридические лица могут иметь филиалы, представительства, агентства и иные подразделения, выделенные территориально, но не являющиеся юридическими лицами. Наличие филиалов и представительств отражается в учредительных документах юридического лица.

При создании организации в уставе оговариваются виды деятельности, которыми она может заниматься. В уставе может содержаться несколько видов деятельности, среди которых выделяются основные.

Виды деятельности можно подразделить следующим образом: производство и реализация продукции (материальных ценностей); оптовая или розничная продажа товаров; выполнение работ; оказание услуг.

В организациях, занимающихся производством, из исходного сырья и материалов в ходе технологического процесса изготавливается продукция, свойства которой отличаются от свойств исходных материалов. В бухгалтерском учете необходимо получить данные о себестоимости каждого вида выпущенной продукции, так как подобные данные лежат в основе формирования цен на такую продукцию. Показатель себестоимости имеет сложный состав и поэтому значительную часть бухгалтерской работы занимает учет и распределение производственных затрат.

Организации, которые выполняют работы, могут быть созданы в виде строительных, ремонтных, геологических, проектно-изыскательских, научно-исследовательских организаций и дорожных хозяйств. В бухгалтерском учете необходимо получить сведения о себестоимости каждой выполненной работы (или комплекса работ). В таких организациях участок учета производственных затрат отличается высокой трудоемкостью.

Организации, которые оказывают услуги, могут быть созданы в виде предприятий транспорта и связи, товарных и фондовых бирж, кредитных учреждений, инвестиционных, пенсионных и других фондов, юридических и аудиторских фирм, лизинговых компаний, организаций сферы обслуживания и т. п. В отличие от работы услуга не имеет материальной сущности. Для многих организаций, входящих в эту группу, существует свой особый порядок ведения бухгалтерского учета. Так, имеет существенные отличия организация учета в кредитных организациях, у профессиональных участников рынка ценных бумаг. Что же касается остальных организаций, входящих в эту группу, то одной из основных особенностей учета является то, что как правило, себестоимость каждой конкретной оказанной услуги не исчисляется, а контроль за затратами осуществляется за календарный период в целом.

В особую группу выделяют организации, занимающиеся торговой и посреднической деятельностью. Эти организации реализуют товары, т. е. материальные ценности, не подвергающиеся в данной организации дальнейшей переработке. Издержки этих организаций формируются в целом за календарный период. В то же время их особенностью является трудоемкий учет товарно-материальных ценностей.

Несмотря на то, что в уставе выделяются в качестве основных один или несколько видов деятельности, в ходе хозяйственной дея­тельности организация может осуществлять и другие виды деятель­ности. Часто промышленные и строительные организации ведут и торговую деятельность (особенно бартерные операции), осуществляют инвестиционную деятельность из свободной прибыли и т. п. Для целей бухгалтерского учета все виды деятельности разграничиваются на текущую, инвестиционную и финансовую.

Текущая деятельность - это деятельность организации, указанная в ее учредительных документах и приносящая основную прибыль. К текущей деятельности также относятся операции, которые нельзя включить в инвестиционную или финансовую деятельность, например, внешнеэкономические или посреднические. Вне зависимости от вида текущей деятельности в бухгалтерском учете следует подсчитать расходы, связанные с ее осуществлением и доходы от этой деятельности, а также определить финансовый результат от нее.

Инвестиционная деятельность - это деятельность, связанная с капитальными вложениями (инвестициями) в земельные участки, здания и иную недвижимость, в оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. К этому же виду деятельности относится осуществление долгосрочных финансовых вложений в другие организации, а также выпуск облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.

Финансовая деятельность - это деятельность организации, связанная с операциями с краткосрочными ценными бумагами, предоставлением займов на срок до 12 месяцев, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера и т. п.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий управляется и ограничивается через систему нормативно-правовых актов, действующих в стране, и обеспечивающих соблюдение хозяйствующими субъектами норм и правил законодательства. Важным, экономически и юридически обоснованным при выполнении отдельных работ по организации производства, является соблюдение правил и процедур в области регистрации предприятий, трудового законодательства, охраны труда и окружающей среды и др.

В настоящее время экономическое содержание понятия организация включает в себя форму осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательство является причиной создания организаций, их деятельности, реорганизации и т.п.

Предпринимательская деятельность – это инициативная, в рамках закона, хозяйственная деятельность субъектов собственности на свой риск и под свою полную ответственность по формированию организационно-экономических условий для достижения определенных целей.

Организации создаются для различных целей физическими и юридическими лицами, государством, муниципальными образованиями. Организации можно классифицировать по различным качественным и количественным критериям. Основные качественные критерии организации отражают форму собственности, соотношение прав на имущество, структуру управления и ответственность учредителей. Основными количественными параметрами выступают численность и годовой оборот капитала.

Следует отметить, что в правовой практике организации называют субъектами хозяйственного права, и данное определение использовано в законодательных и других нормативных актах, регулирующих хозяйственную деятельность.

Наиболее удачным критерием классификации субъектов хозяйственного права является организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Под организационно-правовой формой понимают совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и перед контрагентами.

Имущественные признаки отражают форму собственности предпринимателя и соотношение прав на имущество субъекта предпринимательской деятельности и его учредителей (участников).

Организационные признаки выражаются в структуре управления делами субъекта хозяйственной деятельности.

Предпринимательская деятельность по своей сути может быть коммерческой и некоммерческой. Коммерческой признается предпринимательская деятельность с целью извлечения прибыли.

Большинство нефтяных компаний, действующих в Российской Федерации, созданы в организационно-правовой форме акционерных обществ, поэтому целесообразно подробно рассмотреть некоторые особенности деятельности и управления акционерными обществами: создание и формы обществ; разделение функций управления. Основным документом, регламентирующим деятельность акционерных обществ, является «Закон об акционерных обществах».

Решение о создании (учреждении) акционерного общества принимается учредительным собранием будущих совладельцев организации – акционеров. Решение об избрании органов управления принимается большинством в ¾ голосов владельцев акций, подлежащих размещению среди учредителей. Учредительным собранием определяется форма создаваемого акционерного общества (эта форма указывается в уставе общества и в наименовании). Акционерные общества могут создаваться в форме «открытых акционерных обществ» и «закрытых акционерных обществ». Акционерные общества могут создавать филиалы и представительства не являющиеся обособленными юридическими лицами. Филиалы и представительства действуют на основе «положений», утверждаемых высшим органом управления общества, они наделяются имуществом, которое учитывается как на отдельных балансах, так и в общем балансе общества.

Особенность организационно-правовой формы акционерных обществ определяет структуру управления (рисунок 1.2).

Высшим органом управления в акционерном обществе является Общее собрание акционеров, в период между собраниями – Совет директоров.

Производственные структуры
Аудитор
Ревизионная комиссия

Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным органом, который может быть единоличным (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальным (правление, исполнительная комиссия). Руководитель филиала или представительства назначается советом директоров или исполнительным органом общества и действует на основании выданной ему доверенности. Компетенцияисполнительного органавключаетвсе вопросы, относящиеся к текущей деятельности общества.

Выполнение работ по организации производства на предприятии возможно только после процедуры создания самого предприятия. Под созданием субъектов предпринимательского (хозяйственного) права понимается совершение юридических действий, целью которых является получение правового статуса субъекта предпринимательской деятельности (создание организации, предприятия). Существует несколько способов создания организаций (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 – Способы создания субъектов хозяйственного права

Организация возникает с момента государственной регистрации. Государственная регистрация преследует несколько целей. Прежде всего целью регистрации является определение места субъекта на рынке и определение объема его правоспособности. Кроме того, регистрация осуществляется в целях проведения налогообложения и обеспечения безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности. Законодательство предусматривает определенные правила о составе и количестве учредителей коммерческой организации. Ограничения на участие в хозяйственной деятельности могут устанавливаться для юридических и физических лиц в соответствии с Законами РФ, регулирующими отдельные виды деятельности (нотариусы, адвокаты и т.д.).

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности. Такое изменение осуществляется путем реорганизации. Реорганизация – это способ изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам) (рисунок 1.4).

С экономической точки зрения реорганизация помогает преодолевать инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. В зависимости от конкретных обстоятельств изме­нения могут быть частичными, касающимися отдельных служб и организации определенных видов деятельности, или радикальными, когда требуется глубокая и многосторонняя реорганизация.

Слияние Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.
Присоединение Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Лицо присоединяющее увеличивает свои активы за счет присоединенного имущества и становится его правопреемником.
Разделение Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.
Выделение Выделение – единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон. Эта форма реорганизации довольно часто используется недобросовестными предпринимателями как способ ухода от ответственности.
Преобразование При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и могут быть коммерческими и некоммерческими:

  • · коммерческие в качестве основной цели своей деятельности имеют получение прибыли;
  • · некоммерческие не имеют целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте.

В рыночном хозяйстве наиболее распространенными участниками предпринимательской деятельности и имущественных отношений являются хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ товарищества действуют как объединения лиц. Это означает, что члены общества должны участвовать в его деятельности, следовательно, могут быть участниками только одного товарищества. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Общества существуют только как объединения капиталов, поэтому их члены могут одновременно участвовать в нескольких различных обществах. При этом в обществах и товариществах могут участвовать как физические, так и юридические лица.

В современной российской экономике более распространена регистрация в форме хозяйственных обществ. Общества представляют собой организацию предпринимательства, связанную с ограничением или исключением ответственности их участников по долгам общества. Члены общества не обязаны участвовать в его деятельности, поэтому формируются специальные органы общества и вся структура управления отражается в уставе общества. Высшим органом является общее собрание участников общества. В настоящее время могут создаваться три вида хозяйственных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий. Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. ООО действует на основе учредительного договора и устава.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. В наименовании ОДО должно быть словосочетание «общество с дополнительной ответственностью».

Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Учредительные документы АО - устав и «договор создания». АО может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании .

Открытое акционерное общество (ОАО) - общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) - общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек.

Любое предприятие учреждается его собственниками для достижения каких-то целей и решения определенных задач - это фиксируется в учредительных документах. Выбирая виды деятельности (производства продукции, работ, оказание услуг), предприниматели исходят из своих целей и задач и руководствуются при этом следующими факторами:

  • 1) прибыльность на вложенный капитал или объем продаж (коммерческая организация может иметь целью получение и максимизацию прибыли);
  • 2) законодательные основы бизнеса - виды деятельности должны быть разрешены к производству любым предприятием;
  • 3) наличие или простота получения разрешений на эти виды деятельности;
  • 4) наличие и доступность ресурсов и средств для производства продукции, работ, услуг (сырьевые источники, исходные материалы, машины, оборудование, технологии, квалифицированная рабочая сила, земельные участки или права пользования землей, возможности из быстрого получения);
  • 5) льготы и гарантии в данной сфере деятельности и на данной территории (поддержка государства и региональных органов власти, безналоговые зоны);
  • 6) емкость потребительского рынка (наличие спроса на эти товары, его величина и долговременность);
  • 7) незначительный коммерческий риск, его минимизация;
  • 8) наличие развитой инфраструктуры бизнеса;
  • 9) менталитет или предпочтения учредителей.

Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями или только на основании специального разрешения - лицензии. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием . Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. Продукция строительства и сама строительная деятельность связаны с обеспечением жизнедеятельности человека. Если строительство ведется из некачественных или экологически вредных материалов, то его результаты могут оказывать разрушительное действие, как на человека, так и на окружающую среду. Поэтому практически все виды строительной деятельности подлежат лицензированию, то есть на их выполнение необходимо иметь специальное разрешение.

В Российской Федерации осуществляется лицензирование строительной деятельности. Оно представляет собой один из инструментов государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Для получения лицензии на строительную деятельность организация (лицензиат) должна представить в лицензионный орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием юридических реквизитов, вида строительной деятельности, особых условий осуществлении лицензируемого вида строительной деятельности, срока действия лицензии;

копия учредительных документов;

копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;

справку из налогового органа о постановке на учет;

сведения о квалификации специалистов и рабочих;

сведения о нормативно-технической базе;

сведения о системе контроля качества работ;

сведения об организации охраны труда и окружающей природной среды, об условиях соблюдения пожарной безопасности;

справка страховой компании о страховании строительных рисков;

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов. Лицензия выдается на срок менее трех лет (по просьбе заявителя срок может быть сокращен), оформляется на типовом бланке, подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа. Основанием отказа в выдаче лицензии может быть наличие в представленных заявителем документах недостоверной, ложной или искаженной информации и отрицательное экспертное заключение.

Далее рассмотрим возможности, причины и признаки банкротства юридического лица. Банкрот (нем. Bankrott - неплатежеспособный) - несостоятельный должник, неспособный удовлетворить требования своих кредиторов. Банкротство возникает не от убытков в деятельности предприятия, а от нехватки платежных (т.е. оборотных) средств. Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация, а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд. Вопросы банкротства регулируются федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» . Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами. В законе отмечены следующие признаки банкротства:

гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Различают следующие виды банкротства:

  • 1) в зависимости от того, кто обращается в суд, - добровольное и принудительное;
  • 2) в зависимости от причин, вызвавших это состояние, - обычное, фиктивное (добровольное обращение в арбитражный суд при достаточном наличии имущества для погашения долгов) и преднамеренное (по вине учредителей, менеджеров, конкурентов, партнеров и иных лиц).

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

­ наблюдение;

­ внешнее управление;

­ конкурсное производство;

­ мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом. При рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина применяются следующие процедуры банкротства:

­ конкурсное производство;

­ мировое соглашение;

иные процедуры банкротства, предусмотренные законом. Причин банкротства достаточно много. Если не рассматривать фиктивные банкротства, то причинами могут быть: конкуренция, высокие налоги, неразумное расширение дела, рост стоимости ресурсов, недобросовестные партнеры, их банкротство, неквалифицированное управление предприятием и др. Предприниматели должны придерживаться определенных правил, чтобы снизить для себя вероятность несостоятельности:

­ налаживать хозяйственные связи на приобретение и реализацию продукции внутри определенного региона;

­ создавать региональные объединения и ассоциации;

­ использовать систему фьючерских сделок по поставке материалов;

­ проверять благонадежность и платежеспособность партнеров при заключении сделок;

­ учитывать в договорах при обосновании договорной цены возможные изменения цен на материалы;

­ создавать многопрофильные предприятия путем диверсификации производства;

­ проводить маркетинговые исследования, разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке

КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Определены задачи производства: своевременное, всестороннее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).

Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава административного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административных взысканий (а оно может быть, как правило наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Названные обстоятельства относятся как к физическим так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении только физических лиц. Это недостижение лицом на момент совершенияадминистративного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.

Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Установлено также, что производство осуществляется на основании законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транспортных средств).

Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого находится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. При необходимости они могут рассматриваться непосредственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного ареста, извещается прокурор.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.

Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к административной ответственности, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств выступают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.

Все указанные меры оформляются соответствующими протоколами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применяющих эти меры (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие документов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.

Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применяется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизированной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении, если оно обязательно.

Административное задержание может длиться не более трех часов.

При нарушении пограничного режима лица могут быть задержаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.

Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы административной юрисдикции, не совпадающие с общей системой исполнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:

а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьезных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательного права (ст. 401); незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незаконной выдаче лицензии (ст. 561); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как правило, единолично;

б) административные комиссии районных, городских исполнительных органов системы местного самоуправления. Они в коллегиальном порядке рассматривают все категории дел об административных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомственности иных органов (должностных лиц);

в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;

г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполнительные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспекции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринарного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетенция определена ст. 203–224 КоАП.

Практически от имени названных органов действуют должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (инспектора, контролеры-ревизоры и т.п.).