Законодательная база российской федерации. Социальная организация

Система социальных служб включает в себя сеть специали­зированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориаль­ным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой со­вокупность органов управления и специализированных учреж­дений, осуществляющих непосредственное социальное обслужи­вание различных групп и категорий населения на территории раз­личных административных единиц Российской Федерации: в об­ластях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населе­ния на подведомственной территории осуществляют органы со­циальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организа­ции при наличии лицензии) создают специализированные учре­ждения социальной службы, ведущее место среди которых от­водится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социально­го обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и прак­тическую деятельность по оказанию различных видов социаль­ной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей струк­туре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и ин­валидов, социальной помощи на дому, службы срочной соци­альной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необхо­димости и имеющихся возможностей. Такие центры оказыва­ют комплексную социальную помощь разных видов: психоло­гическую, юридическую, реабилитационную, социально-педа­гогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Государственная социаль­ная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социаль­ного обслуживания субъектов Российской Федерации).

Муниципальная социальная служба (органы местного само­ управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предпри­ятия социального обслуживания муниципального подчинения).

Негосударственная соци­альная служба (учреждения и предпри­ятия социального обслужи­вания общественных, благо­творительных, религиозных и других негосударственных организаций).

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное раз­витие сети учреждений и предприятий социального обслужи­вания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще на­ходится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осу­ществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финан­совые средства социальной службы формируются из:

    нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

    поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддерж­ки семей с детьми;

    средств из федерального бюджета на выполнение устав­ных задач;

    финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализа­цию областных, городских и районных программ;

    дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации дохо­дов населения к росту стоимости жизни и др.;

    доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельно­сти учреждений и предприятий службы;

    благотворительных пожертвований и взносов предпри­ятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зави­симости от вида деятельности и типа организации их финанси­рования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При ор­ганизации центром платных услуг населению и получении при­были она направляется на дальнейшее развитие основной дея­тельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ве­домств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонен­тов (или секторов) территориальных социальных служб. По­рой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и не­сколько источников финансирования. Вместе с тем, практи­ка доказывает необходимость становления подсистемы соци­альных служб в рамках отдельных ведомств, например со­циальной защиты населения, образования, МВД или служ­бы занятости, молодежи.

Однако развитие сети учреждений социального обслужива­ния сдерживается сегодня следующими факторами:

    слабая правовая база системы социального обслуживания;

    ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в рас­поряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

    отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

    нехватка персонала, имеющего профессиональную подго­товку в области социальной работы;

    низкий социальный статус и неадекватная заработная пла­та работников социальных служб;

    недостаточное использование финансовых, экономичес­ких и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи. Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах. В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

планово-организационную : планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

управленческую : обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по­мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос­тавляется через работу с социальным окружением клиента (се­мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра­щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду­преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер­риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко­тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под­держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно­зирования, социально-экономической помощи, медико-соци­альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак­тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра­ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со­действовать развитию и укреплению семьи как социального ин­ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ­лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются :

    выявление причин социального неблагополучия конкрет­ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

    определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

    поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

    социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

    участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

    анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

    привлечение различных государственных и неправитель­ственных организаций к решению вопросов социального обслу­живания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей­ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне­ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Учреждения социального обслуживания пенсионеров

В соответствии с Конституцией РФ гра­ждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсион­ное, обеспечение в старости.

Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере тру­доспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты про­изводятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного воз­раста.

В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавли­ваются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пен­сии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается со­циальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществля­ется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достиже­нии 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по дос­тижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определен­ным категориям граждан пенсии назначаются на льготных ус­ловиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вслед­ствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Большое значение в современных условиях приобретают ин­ституты социального обслуживания пенсионеров, межведомст­венная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых лю­дей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой дея­тельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого об­раза жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и ме­тодов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуще­ствляется в соответствии с этическими принципами Междуна­родной организации труда :

достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;

свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;

координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, коор­динированный и последовательный характер;

индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;

ликвидация разрыва между санитарным и социальным ухо­дом − при приоритетном характере критерия состояния здоро­вья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожи­лыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу соци­альных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, со­циально-правовые услуги; материальная помощь и проведение со­циальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помо­щи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым лю­дям, наряду с решением этих традиционных социальных про­блем, предполагает разработку социальных технологий, внедре­ние которых будет способствовать решению вопросов, связан­ных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необ­ходимо также учитывать, как пожилые люди будут восприни­мать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружаю­щими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории по­жилых людей. Среди них есть люди:

Не нуждающиеся в помощи;

Частично утратившие трудоспособность;

Нуждающиеся в обслуживании;

Требующие постоянного ухода и т. д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилита­ции, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлеж­ности к той или иной категории пожилых людей. С этим же свя­зано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми явля­ются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нуж­ности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие само­реализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль иг­рает при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защи­ты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслу­живание осуществляется по решению органов социальной за-" щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учре­ждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и сле­дующие учреждения:

    дома-интернаты;

    отделения дневного и ночного пребывания;

    специальные дома для одиноких престарелых;

    больницы и отделения для хронических больных;

    стационары различного типа;

    территориальные центры социального обслуживания;

    отделения социальной помощи на дому;

    геронтологические центры и т.д.

В системе стационарных учреждений РФ относительно но­вым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, со­хранивших полную или частичную способность к самообслужи­ванию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пен­сионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:

    обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;

    предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;

    создание условий для поддержания активного образа жиз­ни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающе­го контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнат­ных квартир, включает в себя комплекс служб социально-быто­вого назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помеще­ние для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на про­довольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механиза­ции, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со все­ми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан осуществляется меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, про­живающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном раз­мере. Они имеют право на первоочередное направление в ста­ционарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспектив­ных путей решения целого комплекса социальных проблем пен­сионеров и пожилых граждан.

Социальное обслуживание инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой явля­ется обеспечение инвалидам равных с другими гражданами воз­можностей в реализации гражданских, экономических, поли­тических и других прав и свобод, предусмотренных Конститу­цией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, ко­торое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последст­виями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инва­лидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в воз­расте до 16 лет − категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвали­дам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих госу­дарственным программах, предоставления им социальной по­мощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются сле­дующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвал идов:

    социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального об­служивания;

    стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

    срочное социальное обслуживание в целях оказания не­отложной помощи разового характера остро нуждающимся в со­циальной поддержке;

    социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в общест­ве, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожи­лых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению о Центре социального об­служивания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказа­нию различных видов социальной помощи престарелым граж­данам, инвалидам и другим группам населения, нуждающим­ся в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания, в том числе отделения днев­ного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помо­щи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются :

    выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здраво­охранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, об­ществами инвалидов и т.д.);

    определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;

    дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в со­циальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

    предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в со­циальной поддержке;

    анализ уровня социально-бытового обслуживания населе­ния города, района, разработка перспективных планов разви­тия этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от харак­тера нуждаемости граждан и местных условий;

    привлечение различных государственных и негосударст­венных структур к решению вопросов оказания социально-бы­товой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабили­тацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вы­званных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, кото­рые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государст­венной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной эксперти­зы возлагаются:

    определение группы инвалидности, ее причин, сроков, вре­мени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    разработка индивидуальных программ реабилитации ин­валидов;

    участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

    определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональ­ное заболевание;

    определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как систе­мы медицинских, психологических, педагогических, социаль­но-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жиз­недеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации явля­ются восстановление социального статуса инвалида, достиже­ние им экономической независимости и его социальной адап­тации.

Реабилитация инвалидов включает :

медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального об­разования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;

социальную реабилитацию инвалидов, которая состо­ит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных меро­приятий, технических средств и услуг, предоставляемых ин­валиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

На основе решения Государственной службы медико-соци­альной экспертизы для инвалида разрабатывается индивиду­альная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприя­тий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сро­ки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановле­ние, компенсацию нарушенных или утраченных функций ор­ганизма, восстановление и компенсацию способностей к выпол­нению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида явля­ется обязательной для исполнения соответствующими органа­ми государственной власти, органами местного самоуправле­ния, а также предприятиями, учреждениями и организация­ми, независимо от форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социаль­ной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность орга­нов государственной власти, независимо от ведомственной при­надлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляю­щие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реаби­литационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к ин­формации и к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, важнейшей задачей государства на совре­менном этапе является создание эффективной системы социаль­ного обслуживания как комплекса услуг различным категори­ям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в ре­шении возникших у них социальных проблем по восстановле­нию или усилению их способности в самообеспечении и само­обслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспо­собности лиц е ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы − повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных га­рантий.

Организации можно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае это любые организованные сообщества людей либо совокупность социальных групп, взаимосвязанных между собой. Во втором - это социальная подсистема. В социальной организации происходит взаимодействие различных члены которых объединены общими интересами, ценностями, нормами и целями, возникающими в связи с совместной деятельностью. Так, социальная организация предприятия - это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих направленные на достижение единой цели - получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды.

Социальная организация обладает определенными признаками:

  • существованием системы управления и власти, подчинения работников руководству предприятия;
  • наличием единой цели - оказание услуг, производство продукции и т.д.
  • распределением между взаимодействующими друг с другом работниками обязанностей и полномочий.

Структура социальной организации

Любая организация - один из элементов общественной системы. Общество включает в себя совокупность взаимодействующих организаций. Последняя является посредником между обществом и человеком.

Характерная особенность социальной структуры - обязательная иерархическая упорядоченность, позволяющая регулировать социальные позиции разных уровней. То есть в зависимости от должностей происходит подчинение нижестоящих сотрудников (работников) вышестоящим. и позиции, которые входят в структуру, фиксируются в документации, в которой за каждым закрепляется определенный круг обязанностей. Одно из важных условий функционирования организации - возможность продвижения по служебной лестнице. Вторым таким условием является наличие системы налаженной коммуникации. Взаимный обмен информации необходим для координации деятельности людей и принятия важных управленческих решений.

Социальная организация и ее типы

Существует несколько подходов к типологии.

В первом из них выделяется 3 вида:

  1. учреждения (культурные, финансовые, образовательные, научные, управленческие);
  2. предприятия (торговые, производственные, обслуживающие);
  3. общественные организации (добровольные, профессиональные, религиозные).

В другом подходе классификация производится по признаку а именно:

  • экономические;
  • культурные;
  • социальные;
  • управленческие.

В третьем походе выделяются следующие группы:

  1. принудительные, когда членами социального общества становятся принудительным способом. К ним в частности относятся: армия, лечебно-трудовой профилакторий, тюрьма и т.д.;
  2. добровольные, когда членство возникает на добровольной основе. Это различные профсоюзы, партии, политические движения, религиозные объединения;
  3. утилитарные, когда члены объединены для достижения каких-то общих и индивидуальных целей. К ним относятся фирмы, банки, предприятия.

Социальная организация может быть также:

  • общественной - это массовые объединения для удовлетворения социальных, экономических, культурных, политических и других потребностей. К ним относят партии;
  • деловой - благодаря которой работники обеспечиваются средствами к существованию. Это фирмы, банки и предприятия;
  • ассоциативной - возникает для взаимной реализации интересов. и клубы;
  • промежуточной - сочетает в себе признаки общественных и деловых организаций. Это кооперативы и товарищества.

Действует Редакция от 30.12.2005

Наименование документ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ГОСТ Р 52498-2005" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535-ст)
Вид документа приказ, стандарт
Принявший орган ростехрегулирование
Номер документа ГОСТ Р 52498-2005
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.12.2005
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • М., Стандартинформ, 2006
Навигатор Примечания

"СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ГОСТ Р 52498-2005" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535-ст)

4.3. Виды учреждений

Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.

Виды учреждений, приведенные ниже в настоящем подразделе, установлены на основании Федеральных законов "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", положений постановлений Правительства Российской Федерации и Минтруда (Минздравсоцразвития) России по вопросам социального обслуживания населения.

Перечень структурных подразделений, входящих в состав любого из учреждений, указанных ниже в настоящем подразделе, устанавливают в соответствии с Положениями об этих учреждениях (Уставами учреждений).

Вместе с тем в учреждениях могут при необходимости и с учетом имеющихся возможностей дополнительно создаваться, по согласованию с их учредителями, иные структурные подразделения (отделения), деятельность которых отвечает направлениям и содержанию деятельности этих учреждений, а также потребностям населения в социальных услугах.

Учреждения предоставляют социальные услуги различным категориям и группам населения, указанным в Приложении А.

4.3.1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Приемное отделение;

Социальная гостиница.

4.3.2. Социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:

Приемное отделение;

Отделение диагностики и социальной реабилитации;

Отделение социально-правовой помощи;

Отделение перевозки несовершеннолетних;

Семейная воспитательная группа;

Социальная гостиница.

4.3.3. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

Приемное отделение;

Отделение диагностики и социальной реабилитации;

Отделение социально-правовой помощи;

Группа длительного пребывания;

Семейная воспитательная группа.

4.3.4. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей - государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации.

4.3.5. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками - государственное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).

4.3.6. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

Отделение медико-социальной реабилитации;

Отделение профессиональной реабилитации;

Стационарное отделение.

4.3.7. Центр социальной помощи семье и детям - государственное учреждение, предназначенное для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, обслуживающие семьи или отдельных граждан:

Отделение приема граждан;

Консультативное отделение;

Отделение социально-экономической помощи;

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями;

Отделение психолого-педагогической помощи;

Стационарное отделение;

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних;

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

4.3.8. Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

Организационно-методическое отделение;

Консультативное отделение;

Отделение срочного социального обслуживания;

Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан;

Отделение дневного пребывания детей и подростков;

Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.

4.3.9. Центр психолого-педагогической помощи населению - государственное учреждение, предназначенное для обеспечения психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

Организационно-методическое отделение;

Отделение приема граждан;

Консультативное отделение;

Отделение психолого-педагогической помощи.

Социальное обслуживание осуществляется центром в нестационарных условиях и на дому.

4.3.10. Центр экстренной психологической помощи по телефону - государственное учреждение, предназначенное для предоставления экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения.

Помощь по телефону предоставляется центром круглосуточно и бесплатно.

4.3.11. Кризисный центр помощи женщинам - государственное учреждение, предназначенное для оказания помощи и социальной реабилитации женщин, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье или работу, оказавшихся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

Отделение дневного пребывания;

Стационарное отделение.

4.3.12. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

Отделение социального обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Отделение дневного пребывания (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Отделение срочного социального обслуживания;

Социально-реабилитационное отделение (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

Социальная столовая (буфет).

4.3.13. Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг и ритуальный зал.

4.3.14. Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа:

Освобождаемых из мест лишения свободы;

Ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка;

Занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством;

Систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения.

В состав специального дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, а также лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в домах-интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

4.3.15. Психоневрологический интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг.

В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

4.3.16. Специальный дом для одиноких престарелых - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Специальный дом состоит из одно-, двухкомнатных квартир и включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения:

Медицинский кабинет;

Библиотека;

Помещение для клубной работы;

Столовая (буфет);

Пункт заказов на продовольственные товары;

Пункт сдачи белья и вещей в прачечную и химчистку;

Помещения для трудовой деятельности;

Круглосуточно действующий диспетчерский пункт;

Другие помещения и службы для предоставления различных социальных услуг.

4.3.17. Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное (муниципальное) специализированное учреждение, предназначенное для проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий в целях продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста (мужчинами старше 60 лет и женщинами старше 55 лет) и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению граждан с учетом их возраста, пола и характера заболеваний, по определению конкретных форм помощи им с учетом их физического и психического состояния, а также имеющихся заболеваний, по проведению оздоровительных и профилактических мероприятий, по предоставлению всех видов социальных услуг.

4.3.18. Геронтологический центр - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, осуществления научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии, а также для проведения работы по повышению квалификации кадров учреждений социального обслуживания.

В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, изучению причин и закономерностей процесса старения, факторов, препятствующих этому процессу, предоставлению необходимых социальных услуг указанным выше лицам, проведению научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии.

4.3.19. Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий - это дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и другие.

Указанные учреждения являются государственными специализированными учреждениями социальной помощи, предназначенными для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам старшего возраста и инвалидам, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.

В состав учреждений могут входить структурные подразделения, обеспечивающие:

Предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койкоместа каждому клиенту с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены;

Оказание первой доврачебной помощи, проведение санитарной обработки, направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;

Предоставление талонов на одноразовое (в сутки) бесплатное питание;

Содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями;

Содействие в трудовом устройстве, в том числе в самом учреждении;

Содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность;

Оказание разносторонней помощи, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление других видов социального обслуживания.

4.3.20. Геронтопсихиатрический центр (отделение) - специализированное учреждение (отделение), предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин до 60 лет и женщин до 55 лет), в том числе инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществления научно-практической работы в области психиатрии у лиц старших возрастных групп и проведения работы по повышению квалификации работников психоневрологических домов-интернатов.

В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, изучению причин и закономерностей процесса старения, факторов, препятствующих этому процессу, предоставлению им всех видов социальных услуг, проведению научно-практической работы в области геронтологии и гериатрии с учетом особенностей их психического состояния.

4.3.21. Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг, ритуальный зал.

4.3.22. Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставление им всех видов социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг, ритуальный зал.

сиротство социальный попечение воспитательный

Исследователи и практикующие специалисты в области педагогики всегда уделяли самое серьезное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Возникли разнообразные типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днем, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации».

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Выделим основные особенности учреждений данной формы устройства детей.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.

Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов:

· интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

· вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

· интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

Центр помощи семье и детям - учреждение, где в основном содержаться дети, родителей которых собираются решить родительских прав. Процесс этот бывает достаточно долгим, ребенка же необходимо забрать из опасного места, в которое превратился его собственный дом, причем, как можно скорее. По стране их еще очень не много - не более 50. Так что основная работа проводиться в социальных приютах и в социально-реабилитационных центрах.

Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве. Центр, так же как и приют, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Поскольку основной задачей каждого учреждения, где находятся или которое посещают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является социализация каждого ребенка, очень важной в таких учреждениях является работа социальных служб.

Таким образом, реабилитационная работа строится, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационный центр призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий семейной дезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние формы. Необходимо использовать комплексный подход к процессу социализации ребенка к нормальным условиям жизни.

Основные субъекты, и формы оказания социальной помощи. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.

Опека (попечительство) -- форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство -- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стоны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.Приемная семья -- это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором.