Актуальные вопросы управления образовательной организацией. Примером принципов социального управления могут служить принципы, разработанные А

1

Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе приводят к необходимости изменения подходов к управлению образовательным учреждением, которое сегодня должно стоиться на основных законах управления организацией.

Управление организацией - целенаправленное информационное воздействие на объект управления (социальные системы, такие как человек, группа, коллектив, организация в целом), осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Оперативное управление - управление текущими событиями, составляющая часть управленческой деятельности, определяемая временным интервалом (месяц, неделя, сутки), совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий. Оперативное управление может рассматриваться как система и как процесс.

Оперативное управление как система включает в себя совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов системы, связи и характер взаимодействия между ними. Тщательная разработка данной системы, четкое распределение обязанностей среди управленческого аппарата, проработка форм взаимодействия между элементами системы и их фиксация в локальных нормативных актах образовательного учреждения позволяют оптимизировать процесс оперативного управления.

Оперативное управление как процесс представляет собой совокупность управленческий действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в продукцию. К ресурсам образовательного учреждения относятся: персонал (трудовые ресурсы), информация, финансы, программы и технологии, учащиеся. Человеческие ресурсы организации можно распределить по трем уровням: ресурсы личности и потенциал ее развития, ресурсы малых групп и их потенциал, ресурсы коллектива в целом. Сегодня недооцениваются ресурсы малых групп, и их потенциал используется спонтанно.

Система оперативного управления организацией обладает всеми свойствами, характерными для систем внутриорганизационного управления (по А.М. Моисееву): неаддитивность, искусственность - естественность, функциональность, полимодальность, детерминирующий и детерминируемый характер, активность, способность к самообучению, саморазвитию, открытость и т.д. Однако, в силу специфических свойств внутришкольного управления, оказывается проблематичным использование и тем более перенос методов, предлагаемых для других видов социальных организаций. К таким особенностям, требующим обязательного учета при разработке системы оперативного управления, относятся (по А.М.Моисееву): небольшая численность аппарата управления, относительно слабая профессионализация управленческих функций, связь между управленческой и педагогической деятельностью, относительная ограниченность финансовых и материальных рычагов управления.

При построении системы оперативного управления необходимо также учитывать тот факт, что каждый объект управления в образовательном учреждении является одновременно и субъектом управленческой деятельности. Управляют не только руководитель и административный аппарат. Педагог управляет на уроке процессом усвоения знаний, ученик управляет своим развитием и деятельностью и т.д. Отсюда вытекают важнейшие принципы организации оперативного управления:

1) гуманизации - гуманность целей, методов управления, установление гуманных отношений между участниками педагогического и управленческого процесса, превалирование сотрудничества и сотворчества над управленческими воздействиями;

2) диалогизации - диалог действий, мотивов, целевых установок участников процесса управления, что способствует увеличению получаемой информации об управляемом объекте, позволяет принимать правильное управленческое решение и установить диалог между субъектами управленческого процесса;

3) координации - согласование целей, взаимосвязь функций и методов управления, установление и выявление роли и места каждой функции в иерархической структуре, необходимые в процессе управления подсистемами;

4) рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.

Функциональное членение управленческого цикла при оперативном управлении включает те же элементы, что и любой другой вид управления:

1. сбор информации (информация от вышестоящих инстанций, внутренняя информация организации, информация из окружающей социальной среды);

2. анализ полученной информации и оценка ситуации;

3. формирование и принятие управленческого решения;

4. выдача задания;

5. реализация решения;

6. контроль и корректирование;

7. достижение цели;

8. подведение итогов и выводы.

Однако эффективность оперативного управления во многом зависит от своевременного получения информации о состоянии организации, необходимого для принятия управленческих решений. Одним из путей сбора данной информации может служить система мониторинга состояния и развития образовательного учреждения.

Таким образом, при создании системы оперативного управления образовательным учреждением, необходимо учитывать не только принципы организации оперативного управления, но и специфические свойства внутришкольного управления, уделяя особое внимание своевременному получению информации о состоянии организации, как необходимому средству принятия управленческих решений.

Библиографическая ссылка

Мокрецова Л.А., Скороход О.С. К ВОПРОСУ ОБ ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=455 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

УЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ

Анализ современных подходов к управлению общеобразовательным

учебным учреждением

Управление является сложным видом человеческой деятельности, а управление образованием - особенно, через высокоинтеллектуальный, творческий труд ее участников. Чтобы обеспечить эффективность управления, прежде всего необходимо знать его методологические и теоретические основы, выяснить сущность таких управленческих понятий как управление, управление в образовании, менеджмент, педагогический менеджмент.

Рассмотрим различные подходы к определению этих понятий:

    понятие «управление»

В. Афанасьев: «Управление - это прежде всего осознанная деятельность человека, которая преследует свои цели. И не просто деятельность, а то особый вид, который связан с выработкой решения, с организацией, направленной на воплощение решения в жизнь, с регулировкой системы в соответствии с заданной цели, с подведением итогов деятельности, с систематическим получением, переработкой и использованием информации».

Словарь современных психолого-педагогических терминов: «Управление - деятельность, обеспечивает планомерное целенаправленное воздействие на объект управления. Эта деятельность включает получение информации о протекании основных процессов, переработку ее и выдачу соответствующих решений, направленных на дальнейшее совершенствование объекта управления. Управление - целенаправленное взаимодействие подсистем, управляющих и управляемых по достижению запланированного результата, цели».

Г. В. Ельникова: «Управление - это особый вид человеческой деятельности в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, который обеспечивает целенаправленное воздействие на управляемую систему для сохранения и упорядочения ее в пределах заданных параметров на основе закономерностей ее развития и действия механизмов самоуправления».

    понятие «управление в образовании»

Словарь современных психолого-педагогических терминов: «Управление образованием - вид социального управления, поддерживает целеустремленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и процессов, которые обеспечивают, в системе образования».

    понятие менеджмента

Толковый словарь: «Менеджмент - совокупность стратегий, философий, принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста доходов».

Ю. К. Конаржевський: «Менеджмент - это новая философия управления, выделяет роль управления и менеджера в общественной жизни, а также социальную значимость профессии управляющего. Это требование сделать процесс управления вполне обоснованным, целесообразным и составлять планы достижения целей таким образом, чтобы подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовольствие».

А.С.Большаков: «Менеджмент - это совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности» .

Немецкая энциклопедия управления: «Менеджмент - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

П. Друкер: «Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и производительную группу».

    понятие «педагогического менеджмента»

В.В.Крижко, Е. М. Павлютенков «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности; формируется на достижениях многих наук, но с учетом особенностей деятельности школы».

В.В.Олийник, Л.Н. Сергеева «Менеджмент - управление производством на базе применения современных методов, форм, принципов и структур управления для достижения поставленных целей, повышения эффективности производства». Если сравнить сроки управление и менеджмент, то термин «управление» более общий, поэтому как правило, понятие «менеджмент» употребляется, когда:

Подчеркивается эффективность управления;

Речь идет о профессиональной деятельности руководителя с соответствующим образованием;

Говорится о науке управления;

Определяется социальная значимость профессии управляющего;

Достижение запланированного результата, цели.

В широком плане цель управления заключается в создании необходимых условий для реализации целей организации. Конкретной минимальной целью управления является обеспечение оптимального функционирования организации, тогда как конкретной максимальной целью управления является обеспечение ее развития. Таким образом, управление имеет три существенных признака: цели, совокупность способов достижения цели и факт ее достижения.

Успех любой организации зависит на 80% от качества управления ею. Успех управления зависит от реализации концептуальных основ управления. Известные авторы классических учебников по менеджменту Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури, Питер Дойль, Дэвид Бодди, Роберт Пейтон определяют менеджмент как теорию и практику эффективного управления и выделяют три основных подхода к его концепции: процессный, системный и ситуационный. Толковые словари дают следующие определения понятия «концепция» (от лат. Conceptio - восприятие):

Система взглядов на определенное явление;

Способ понимания, толкования каких-то явлений;

Основная идея любой теории.

Таким образом, можно выделить три соответствующих концепции образовательного управления, отличаются основной идеей, способом организации и содержанию управленческой деятельности: процессуальное, системное и ситуационное управление (схема1.1.):

1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций.

2. Системный подход основывается на теории систем.

3. Ситуационный подход концентрируется на том, что эффективность методов управления обусловливается конкретными ситуациями.

Схема 1.1. Концепции образовательного управления

Схема 1.1. Концепц ии образовательного управления

Концепции образовательного управления

Концепция ситуативного подходу к управлению

Концепция системного похода к управлению

Концепция процессного подходу к управлению

особенности

конкретные ситуации,

эффективность методов

основывается на теории систем

серия взаимосвязванных функций

Концепц и я процес с ного п о дход а к управл ению

С целью освещения функций управления и управленческого цикла рассмотрим сущность таких понятий как технология, технология управления, процесс. Технология - это знание и применение специальных средств, процедур, операций, которые позволяют поэтапно организовать определенные действия и саму деятельность в целом и получать, как итог, нужны результаты. Технология управления определяется как образ поведения и действий руководителя, следуя которому можно реализовать цели управления оптимальным образом.

Технология управления - управленческий процесс, цикл, состоящий из отдельных элементов или видов деятельности. Особенностью такого цикла является то, что он, как цепь состоит из звеньев, которые взаимосвязаны между собой, последовательно сменяя друг друга. Если пренебречь это, то управленческий цикл разорвется, и это непременно отрицательно повлияет на дело.

Процесс - это совокупность последовательных действий, которые обеспечивают достижение определенных результатов. На его основе возник процессуальный подход. Он стал значительной вехой в развитии управленческой теории и практики. Авторство данной концепции принадлежит ученому Анри Файолю. По его мнению процесс управления состоит из пяти основных функций: предвидение или установления цели, планирования, организации, распоряжения и координации и контроля. Однако А.Файоль рассматривал эти виды деятельности как независимые друг от друга. На предпочтение этому современная наука считает функции взаимосвязаны.

В научной литературе, освещала почти века различные аспекты процессуального подхода, представлены разнообразные определения понятия функций. Этим объясняются факты отсутствия единообразного понимания термина «функции», единой классификации. Однако большинство ученых склонны выделять общие, то есть основные, операционные функции. Таких функций насчитывается более двадцати:

Б. А. Гаевский называет: предвидение, контроль, планирование, анализ,

координацию, программирование;

В. Г. Афанасьев - организацию, контроль, решение, регулирования;

М. М. Поташник - организацию, контроль, планирование, руководство;

Ю. К. Конаржевський - анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование;

М. Мескон - планирование, организацию, мотивацию, контроль;

Г. Десселер - планирование, Организовывание, контроль, управление персоналом, и руководство.

Авторы считают, что каждая из этих функций имеет свое место в общей системе цикла, выполняет только ей присущую роль и не может быть игнорируемая без риска пропустить диспропорции в управленческой деятельности.

Глубокий анализ научной литературы по вопросам управления позволили А. И. Мармаза определиться с понятием «функции управления», классифицировать их: функции - это основные виды деятельности, которые образуются путем сведения однотипных видов работ, выполняемых руководитель, к более общим и сочетаются одинаковой целеустремленностью.

Функция управления - это вид управленческой деятельности. Основными критериями, которые позволяют выделить деятельность функции управления считаются:

1. Специфичность цели деятельности, имеет относительно самостоятельное значение.

2. Характер данного вида деятельности. Это необходимый критерий, основанный на показателях, без которых управление не будет качественным и полноценным, а не будут достигнуты цели управления, не будет завершен управленческий цикл.

3. Однородность операций, формирующих содержание вида деятельности. Действия, формы, методы, результаты функции объединяются одинаковой целеустремленностью.

4. Специфика структуры функции. Различные действия, операции, составляющих вид деятельности, связанные между собой. В схематичном варианте можно представить как горизонтальный или вертикальный цепь. Пример схематического варианта функции планирования: миссия → общая цель

цели - направления → цели - задачи → деятельность → результаты.

5. Интегративность функции. Реализация функции в полной мере происходит в условиях плотного взаимодействия с другими функциями.

6. Сквозной характер вида деятельности. Когда каждая функция управленческого цикла присутствует в большей или меньшей степени; изъятие какой-то функции снижает эффективность деятельности.

7. Системный содержание. Определенный вид деятельности может быть функцией, если он укладывается в понятие системы .

Общие функции управления, последовательно сменяя друг друга, образуют универсальный управленческий цикл (рис. 1.1.)

анализ

регулирования планирование

контроль организация

Рисунок 1.1. управленческий цикл

Концепция системного подхода к управлению

В ХХ веке накопилось большое количество новых фактов, открыто множество законов, создано немало теорий, требовало их систематизации, упорядочения. Системный подход является порождением наук ХХ века. В настоящее время возник резкий скачок в развитии наук: бионики, биофизики, химической физики, - на основе их интеграции; электроники, кибернетики, - на основе дифференциации. Таким образом, объективная появление системного подхода объясняется необходимостью в исследуемых объектах соотносить между собой их части и целое. Проблеме системного подхода посвящено научно-методические исследования Г. В. Ельниковой, Ю. А. Конаржевський, В. С. Пикельнои и многих других ученых в области образования.

Сущность системного подхода заключается в формировании системного видения действительности, при котором каждый сложный объект рассматривается как система.

«Системный подход - направление в методологии научного познания и системной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем (Д. П. Горский).

В словаре современных психолого-педагогических терминов есть несколько определений:

«Системный подход - комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиции системного анализа. Системный подход - ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей.

Системный подход - предполагает, что относительно самостоятельные компоненты педагогического процесса рассматриваются не изолированно, а их взаимосвязи, позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики, которые составляют систему отдельных элементов ».

Спецификой системного подхода в управлении является то, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, механизмов, которые ее обеспечивают, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

С целью выявления признаков социальных систем, к которым относится и школа, необходимо обратиться к определению понятия система. Система - это устойчивая совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют единое целое. Основными видами систем являются технологические, биологические, социальные.

Основными признаками системы являются:

Наличие цели - целеустремленность;

Наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система;

Наличие связей между элементами - структура;

Наличие функциональных задач каждого элемента, не дублируются;

Энергетика системы, за счет которой она действует;

Управляемость и самоуправляемость;

Связи с внешней средой;

Система как целостность обладает свойствами, отличные от свойств ее элементов.

Общеобразовательная школа по своей сути относится к социальным системам. Социальная система - это система, которая объединяет людей на основе общих целей деятельности и интересов. Социальным системам присущи следующие основные признаки:

1. Конкретная общая цель всей совокупности элементов системы.

2. Осознание и согласования каждым элементом системы своих задач для достижения общей цели.

3. Подчинение задач каждого элемента общей цели системы.

4. Выполнение каждым элементом функций, вытекающих из общей цели системы.

5. Взаимодействие между элементами системы в процессе достижения общей цели.

6. Наличие органа управления системой.

7. Обязательность связей системы между окружающими системами и системами высшего порядка .

Все системы имеют организационную структуру и характерные для них свойства, подчиняются законам развития социальных систем таким как:

1. Закона достижения цели. Обеспечивает переход системы к другому состоянию или ее преобразования в другую.

2. Закон отклонения революции. Обеспечивает стабильность существования системы, сохранение ее от разрушения.

3. Закон доминирования асимметрии. Обеспечивает стабильность и выживание в неблагоприятных условиях перехода к другой направленности.

Учебное заведение - это социально-педагогическая система. По определению Н.В.Кузьмина педагогическая система определяется как определенная совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Показателями принадлежности учебного заведения в социальной системы Ю. А. Конаржевський является:

1. Совокупность элементов. Элемент - это минимальная структурно-образующая единица системы, имеет предел делимости и обладает структурно функциональной своеобразием.

2. Характер связи и взаимодействия элементов.

3. Определенный уровень целостности характеризуется наличием общей структуры, объединяющей все элементы системы.

4. Иерархичность как средство организации вертикальной соподчинения элементов системы.

5. Взаимодействие элементов системы с внешней средой. Развитие системы «учебное заведение» ограничен целями и задачами, определенными внешней средой. Однако управляемая извне, она отражает внешнее воздействие путем самоуправления, способна преодолевать воздействия. Во взаимодействии с внешней средой проявляет адаптивность.

6. Целеустремленность, которая предусматривает следующие процессы:

Целеполагание (формирование цели и ее развертывания)

Цилездийснення (деятельность по достижению запрограммированных целей);

Целенаправленность (регулирование деятельности в целях).

Н.Н. Поташник и М.М.Моисеев считают, что описать систему управления - это значит последовательно охарактеризовать таким факторам:

ценностное основание и принципы построения системы управления;

требования к системе управления, объективные задачи, которые выдвигает действительность;

функции управления;

направленность, ориентации и цели системы управления;

организационная структура управления;

методы, средства, технологии, определение механизмов управленческой деятельности;

условия и ресурсы эффективной деятельности: кадровые, финансовые, материальные, нормативно-правовые, период времени.

продукты системы управления: приказы, решения, планы, схемы, модели, документы .

Концепция ситуационного подхода к управлению

Ситуационный подход возник в результате попыток применения различных теорий «школ» менеджмента к реальным жизненным ситуациям. Стремление теоретиков и практиков 20 - 40 гг. Найти универсальные принципы управления, которые можно было бы применить для любых организаций, при любых условиях, было подвергнуто критике.

Концепция ситуационного подхода к управлению возникла вследствие неэффективных попыток теоретиков и практиков найти универсальные принципы, технологии и методы, применение которых бы позволило избежать влияния ситуационных переменных. Сторонников ситуационного подхода объединяет идея зависимости эффективности управленческих моделей от конкретных условий их реализации.

Основоположниками ситуационного подхода часто называют американских ученых П.Лоуренса и Дж.Лорша, которые доказали, что дифференциация управленческой деятельности зависит от определяющих внешних факторов.

В сфере образования теоретически ситуационных подход был представлен в работах Ю. Бабанского и М. М. Поташника. Они создали в определенной степени переворот в мыслях и деятельности миллионов педагогов. Ученые доказывали, что оптимизировать управление школой означает выбрать или сконструировать такую ​​ систему мер, которая при применении в условиях конкретной школы так превратила бы структуру и процесс управления, чтобы достигались максимально возможные конечные результаты деятельности школы при рациональном затраченному времени на управленческую деятельность.

Н.Н. Поташник выдвинул категории оптимизации: выбор альтернативы, конкретные педагогические условия, критерии оптимальности. Были обоснованы способы оптимизации внутришкольного управления: управлять комплексно, генерализировать цели, конкретизировать деятельность, демократизировать управление и развивать самоуправление, согласовывать методы управления с условиями реализации, экономить ресурсы.

В последнее время стала популярной модель адаптивного управления. Наиболее полно она представлена ​​ в работах В. Ельниковой, Т.М. Давиденко, Т. И. Шамова.

Так Г. В. Ельникова констатирует: «Адаптивное управление начинается внешним воздействием раздражителей-активаторов: различных требований, идей, инициатив. Необходимым условием адаптивного управления является отклик системы на раздражение ». Внешняя среда провоцирует внутренние изменения. Таким образом, устанавливается зависимость содержания деятельности управленца и учебного заведения от этих условий. «Сущностью адаптивного управления является согласование действий руководителя и исполнителей через корректировки их цели, сочетание целевых функций, создание условий для достижения запрограммированных задач».

Ситуационный подход стремится связать конкретные средства, технологии, концепции, идеи с конкретными ситуациями. Поэтому различные ситуационные модели влияют на управление и делают его подвижным и гибким.

Проявление конкретной действительности, влияет на функционирование организации, на достижение поставленных целей называют управленческой ситуацией. Ее составляющими являются интеллект руководителя, ресурсы организации, возможности внешней среды. Но прежде чем искать решение, необходимо определиться с ситуацией. Поэтому умение решать ситуацию, учесть множество факторов и фактов, суждений, мнений, проверить информацию, заглянуть в книгу по психологии - это мастерство руководителя, которая определяет необходимость использовать моделирование в системе методов управления. Система методов управления влияет на качественные показатели управления и деятельности организации. Стиль руководства находится в тесном взаимодействии с методами и опосредованный индивидуальными свойствами руководителя.

В системе методов управления возможна замена одного метода другим, применение различных форм реализации метода, то есть моделирования. Выбор методов моделирования зависит от:

Уровня знаний и умений руководителя;

Степени опыта;

Личных характеристик руководителя;

Доминирующего стиля управленческого поведения;

Степени сформированности коллектива организации;

Уровня профессионализма коллектива;

Материально-технических, финансовых возможностей организации.

Но сами по себе методы управления не могут быть оптимальными вне конкретных условий. Во время их выбора необходимо:

1. Четко определить проблему и установить необходимость управленческого воздействия.

2. Осуществить моделирование в системе методов - поиск адекватных проблеме.

3. Отделить альтернативные методы и сравнить эффективность, учесть возможные последствия.

4. Сопоставить выбраны методы с условиями, сложившимися с учетом времени, ресурсов, микроклимата, возможностей, умений.

5. Выбрать оптимальный метод.

В. А. Беспалько выделяет в управлении системами три типа, стиля и модели управления:

1. Разомкнутый - управление осуществляется путем контроля, анализа и коррекции по конечным результатам. Это - управление невмешательства. Предусматривает работу подчиненных на доверии и характерно для либерального стиля управления. Для него характерно отсутствие активной позиции руководителя и переживания за состояние дел, низкая требовательность, зависимость от вышестоящих органов управления и ситуации. Работа выполняется по алгоритму, который заранее разработан и доведен до сведения исполнителя. В нем определен срок времени, зафиксировано показатели конечного результата и критерии его отслеживания.

2. Замкнутый - этот тип управления предполагает постоянное отслеживание за ходом событий, коррекцию в случаях незначительного отклонения от запланированного; обучение в процессе работы. В условиях частого использования это управление снижает инициативу, творчество, ведет к безответственного отношения подчиненных к работе и трудоголизм со стороны руководителей. Характерное для авторитарного стиля руководства. Этот стиль предполагает высокую централизацию руководства, единоличность в принятии решений, чрезмерный контроль, предпочтение приказов над социально-психологическими методами.

3. Смешанное - этот тип управления предполагает оптимальное сочетание разомкнутой и замкнутой управления в зависимости от сложившейся ситуации. Характерное для демократического стиля управления. Стиль характеризуется четким распределением полномочий и обязанностей, коллегиальность в принятии решений, требовательность, дисциплина, ориентация на успех.

Управление учебным заведением, направленное на разновозрастные группы - взрослых, молодежь, детей. Это приводит влияние множества факторов внутреннего и внешнего характера.

Управление такой системой требует от руководящего состава глубоких знаний и широких умений, то есть управленческой компетентности.

Список использованных источников и литературы:

1. Аверьянов В. Административная реформа. Научно-правовое обеспечение / В. Аверьянов // Вече. -2002. -№3.

2. Аганбегян А. Т. Управление и эффективность / А. Т. Аганбегян. - М., 1981.

3. Анискина Н. А., Пасечникова Л. П. Технология планирования стратегических изменений. - М.: Издат. Гр.. «Основа», 2005. - 112 с.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Юрид. лит., 1997.-400 с.

5. Бакаев А.А., Костина Н.И., Яровицкий Н.В. Имитационные модели в Економик. - К.: Наук. мнение, 1978. - 304 с.

6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001.- 304 с.

7. Бандурка, А. М. Психология управления / Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е. В. - X. Фортуна - Пресс, 1998. - 464 с.

8. Беседин Н. А., Нагаев В. М. Основы менеджмента. - М.: Центр учебной литературы, 2005. - 496 с.

9. Василенко В. А., Шматько В. Г. Инновационный менеджмент. - М.: Центр учебной литературы, 2005. - 440 с.

10. Васильченко Л.В. Управленческая культура и компетентность руководителя. - М.: Изд. гр. «Основа», 2007. - 176 с.

11. Васильченко, Л. В. Формирование управленческой культуры руководителя школы в системе последипломного педагогического образования: дис. ... Кандидата пед. наук: 13.00.04 / Васильченко Л.В.; Тернопольский национальный педагогический ун-т им. В. Гнатюка. -Тернополь, 2006. - 207 с

12. Ващенко Л.М. Методика оценки инновационных изменений в системе общего среднего образования // Сборник материалов из опыта управленческой деятельности и методической работы. К итоговой коллегии Министерства образования и науки Украины. - Черновцы: Изд. дом «Букрек», 2007. - 140 с.

13. Ващенко Л.М. Региональное управление инновационными процессами общего среднего образования: Учебные модули. - Киев: Издательско-полиграфический центр «Тираж», 2005. - 30 с.

14. Ващенко Л.М. Региональное управление инновационными процессами общего среднего образования: Учеб. модули. - М.: Видавн.-полиграф. центр "Тираж", 2005. - 30 с.

15. Ващенко Л.М. Управление инновационными процессами в общеобразовательной среднем образовании региона: Монография. - М.: Издательское объединение "Тираж", 2005.- 380 с.

16. Ващенко, Л. Н. Система управления инновационными процессами в общем среднем образовании региона: Автореф. дис. на получение наук, степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики" / Ващенко Л. М.; Институт педагогики АПН Украины. - М., 2006. - 40 с

17. Вознюк Л.В. Система самообразовательной деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения в контексте последипломного образования // Образование на Луганщине - 2004. - № 1 (20). - С. 30-33.

18. Вознюк Л.В. Гуманизация инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений как фактор положительных изменений. Научные записки. - Вып. 49. Ч. II. Серия: Педагогические науки. - Кировоград: РПЦ КГПУ им. В. Вин-ниченка, 2003. - С. 30-33.

19. Вознюк Л.В. Гуманизация управленческой деятельности и целостность учебно-педагогического процесса // Образование на Луганщине. - 2002. - № 1 (16). - С. 54-56.

20. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Вудкок М., Френсис Д.; [Пер. с англ.]. - М.: Дело, 1991. - 320 с.

21. Горняк А.Н., Лазановський П. П. Менеджмент: Теоретические основы и практикум. - М.: Магнолия плюс, Львов Новый мир, 2003. - 336 с.

22. Гончаренко С.У. Педагогические исследования: Методологические советы молодым науковцям.- Киев - Винница: ООО фирма «Планер», 2010.-308 с.

23. Даниленко Л.И. Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности директора общеобразовательной школы. Монография. - Второй вид. - М.: Логос, 2002. - 140 с.

24. Даниленко Л. Инновационный образовательный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Главник, 2006. - 144 с. - (Сер. "Психол. Инструментарий»).

25. Даниленко Л. Менеджмент инноваций в образовании. - М.: Шк. Мир, 2007. 120 с.

26. Даниленко Л.И. Теория и практика управления инновационной деятельностью в общеобразовательных учреждениях // Практика управления учебным заведением. - 2006. - № 1. - С. 13-18.

27. Даниленко, Л. И. Эффективность управления общеобразовательной школой: социально-педагогический аспект: монография / Даниленко Л.I.Островерхова Н. М. М.: Школьник, 1996. - 302 с.

28. Денисом Э. Исследование различий в темпах экономического роста / Э. Денисон. - М., 1971.

29. Дегтяр А.А. Государственно-управленческих решений: информационно-аналитическое и организационное обеспечение. - М.: Харри НАГУ "Магистр", 2004. - 223 с.

30. Диневич В.А. Показатели и критерии эффективности управления В.А.. Ди-Невич, С. В. Ро-Гачев, Н. И. Якунина, 1975.

31. Довбыш И. Модель государственно-общественного управления общеобразовательным государственным учреждением // Педагогика и психология: Сб. наук. пр. - Черновцы: Рута, 2005. - Вып. 258. - С. 49-57.

32. Житник Б.А., Павлютенков Е.М., Масликова И.В. Методологические проблемы исследовательской деятельности учителя / Б.А. Житник. Организация опыт-кой-экспериментальной работы в школе / Е.М. Павлютенков. Исследовательская деятельность как образовательная услуга методического управления / И.В. Масликова. - М.: Изд. гр. «Основа», 2008. - 160 с.

33. Калинина Л.М., Капустеринська Т.Д. Проект инновационной школы: стратегическое планирование, управление инновациями. - Х.: Вид. гр. «Основа», 2007. 96 с.

34. Карамушка Л. Н. Психология управления учреждениями среднего образования: монография / Л. М. Карамушка. - М.: Ника-центр, 2000. - 332 с.

35. Карамушка Л.М. Формирование конкурентоспособной управленческой команды как инновационное направление управления образовательными организациями / Л.Н. Кара-мушка, А.А. Филь // Образование и управления. -2004.-Т. 7.-№ 1.-С 82-91.

36. Кеиек М. Глобализация и высшее образование / М. Квиека // Высшее образование. - 2001.-№ 4-5. - С. 107-117.

37. Косс В.А. Анализ структурной модели государства с позиции новой кибернетики // Теория и практика управления. - 2005. - № 7. - С. 9-13.

38. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников / ХДПУ им. С. Сковороды. - 20е изд. доп. - Харьков: «ОВД», 2000. - 164 с.

39. Лукина Т. А. Государственное управление качеством среднего образования в Украине: монография / Т. А. Лукина - М.: Изд-во НАГУ, 2004. - 292 с.

40. Мармаза А. И. Стратегическое управление: траектория успеха. - М.: Изд. гр. «Основа», 2006. - 160 с.

41. Мармаза, А. И. Инновационные подходы к управлению учебным заведением / Мармаза А. I. - Харьков: Издал, гр. "Основа", 2004. - 240 с.

42. Мониторинг в ОУЗ / Сост. М. Голубенко. - М.: Шк. Мир, 2007.- 128 с.

43. Нормативно-правовое обеспечение образования. - М.: Изд. гр. «Основа», 2004. - Ч.4.- 176 с.

44. Огаренко В.М. Роль государства в институционально и структурных преобразованиях в системе образования // Актуальные проблемы: Сб. наук. пр. - М.: Изд-во ХарРИ НАГУ "Магистр", 2005. - № 2 (24). - Ч. 1. - С. 25-32.

45. ​​ Олейник В.В., Сергеева Л.М. Управление развитием профессионально-тех-ночного учебного заведения; учебно-методическое пособие - К: Артек, 2010. - 176 с.

46. Оценка качества работы учебного заведения /Сост. Н.Мурашко. - М.: Ред. загальнопед. газ., 2004. 128с.

47. Павлютенков Е. М. Моделирование в системе образования. - М.: Изд. гр. «Основа», 2008. - 128 с.

48. Педагогическое мастерство учителя: Учебное пособие для студентов, преподавателей, учителей / Под ред. В.М. Гринев. - М.: Издатель Шуст А.И., 2000.- 252 с.

49. Пометун А., Середяк Л., Сущенко И., Янушевич О. Управление школой, меняется. Советник современного директора - Тернополь: Издательство Астон, - 2005.- 192 с.

50. Попова А.В. Влияние инновационных процессов на формирование содержания образования в Украине (20-е годы ХХ в.) // Педагогика и психология: Сб. наук. пр. - Харьков: ХДПУ, 2001. - Вип.17. - С. 121-126.

51. Попова А.В. Ведущие тенденции развития творческой педагогики в зарубежной образовательной теории и практике в 60-80-е годы ХХ века // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Зб.наук.пр. - Киев-Запорожье, 2001 - Вып. 18. - С. 43-48

52. Попова А.В. Развитие инновационных процессов в зарубежной образовании во второй половине ХХ века // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Сб. наук. пр.. Выпуск ХИИ.. - Славянск: Издательский центр СГНИ, 2001. - С. 3-10

53. Попова А.В. Становление и развитие инновационных педагогических идей в Украине в ХХ в. / ХДПУ им. Сковороды. - Харьков: «ОВД», 2001. - 256 с.

54. Попова А.В. Творческие принципы инновационных образовательных процессов // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Сб. наук. пр.. - Киев - Запорожье, 2001 - выпуск 19. - С. 6-10

55. Проблема эффективности в современной науке: методологические аспекты / под ред. A. Д. Урсула. - Кишинев, 1985. - 256 с.

56. Проектная деятельность в школе /Сост. М. Голубенко. - М.: Шк. Мир, 2007.- 128 с

57. Реморенко, Игорь. Разное управления разным образованием. Книга для разумного руководителя. - М.: Изд. дом «Школ. Мир »Вид: Л. Галицына, 2006. - 128 с.

58. Словарь современных психолого-педагогических терминов / Бухлов Н.В., Коновалова Л.М. - Донецк «Каштан», 2008. - 162 с.

59. Тевлин Б. Л. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя школы. - М.: Вид.група «Основа», 2006.- 192 с.

60. Тевлин Б. Л. Профессиональная подготовка вчителив.- М.: Изд. гр. «Основа», 2006. - 192 с.

61. Технология и практика управления образовательным процессом в школе / авт.-сост.Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2008.- 215 с.

62. Управление экспериментальной деятельностью СНО / Сост. Н. Мурашко. - М.: шк. Мир, 2007. - 128 с.

63. Усенко А.В. Диалектика взаимодействия субъектов и объектов моделирования в теории государственного управления // Сб. наук. пр. НАДУ / Под общ. ред. В.И.Лугового, В.М.Князева. - М.: Изд-во НАГУ, 2006. - Вып. 1. - С. 56-59.

64. Усенко А.В. Моделирование государственного управления образованием в условиях современных общественно-политических трансформаций // Проблемы трансформации системы государственного управления в условиях политической реформы в Украине: В 2 т. / Под общ. ред. О.Ю.Оболенського, В.М.Князева. - М.: Изд-во НАГУ, 2006. - Т. 1. - С. 339-341.

65. Фон Нейман Дж., Монгенштейн А. Теория игр и экономическое поведение. - М.: Наука, 1970. - 707 с.

66. Чернышев А.И., Волобуева Т.Б. Организаии научно-исследовательской работы в образовательном учреждении. Методическое пособие. - Донецк: «Истоки», ДоноблИППО, 2007. - 152 с.

67. Чернуха-Гадзецкая К. М. Технология управления. - М.: Изд. гр. «Основа», 2009. - 144 с.

68. Шаркунова, В.В. Социальное управление и концепции педагогического менеджмента в общеобразовательных учреждениях: дис. ... Кандидата пед. наук: 13.00.01 / Шаркунова В. В.; Государственная академия руководящих кадров образования. - М., 1998. - 170 с.

Сегодня в рамках модернизации системы образования активно проводится реорганизация сети образовательных учреждений с целью оптимизации современного образовательного пространства. Этот процесс в значительной степени затрагивает вопросы управления образовательной организацией. Учитывая актуальность этой проблемы для сферы образования рассмотрим два самых распространенных варианта управления современной образовательной организацией.

Первый вариант может быть построен на формальном объединение, в котором все реорганизованные образовательные учреждения работают по принципу структурных подразделениях или отделений. Таким образом, предполагается следующее штатное расписание административно-управленческого персонала:

Структурное подразделение Профессия
(должность)
Кол-во
штатных
единиц
наименование
1 Директор 1

Школьное отделение

2 Руководитель структурного подразделения (отделения) 2
3 Заместитель руководителя структурного подразделения школьного отделения 2

Дошкольное отделение

4 Руководитель структурного подразделения дошкольного отделения 1
5 Заместитель руководителя структурного подразделения дошкольного отделения 6
Итого 12

В данном случае, образовательная организация работает по единой нормативно-правовой базе, а отчетность формируется путем слияния данных из структурных подразделений. Структурные подразделения работают обособленно. При таком управление, программа развития может составляться по отделениям. Оптимизация штатного расписания происходит за счет сокращения ставок заместителей директора, перевода психологов и логопедов в районные центры помощи населению, за счет заключения договора о сотрудничестве.

Предполагается следующая структура управления:

Первый уровень: директор - главное административное лицо, несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Управляющий совет, педагогический совет и т.п.. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательной организации и всех ее подразделений.

Второй уровень – руководители структурных подразделений, главная функция которых - согласование деятельности всех участников образовательного процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень – заместители руководителей структурных подразделений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

Четвертый уровень – воспитанники, учащиеся, родители, учителя, воспитатели. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

Второй вариант предполагает реальное объединение, в котором все реорганизованные учреждения работают совместно.

В данном случае возможна реализация принципа обучение по ступеням, т.е. например, в здании №2 – обучение начальной школы, в здании №1 средняя и старшая. Остановимся на этом варианте более подробно. Положительными сторонами являются: отдельное здание, два спортивных зала, актовый зал, столовая и т.д, что полностью удовлетворяет рекомендациям СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях”. Из отрицательных сторон отметим, что обучение учащихся 1-х классов невозможно выше 2 этажа, а 2-4 –х не выше 3 этажа, возможное решение введение кабинетной системы обучения. Такое построение учебного процесса позволит пересмотреть состав и функционал административно-управленческого персонала:

Структурное подразделение Профессия
(должность)
Кол-во
штатных
единиц
наименование код
1 Директор 1
Дошкольное отделение 2 Заместитель директора дошкольного отделения 1
Начальная школа 3 Заместитель директора 1
Средняя и старшая школа 4 Заместитель директора 1
Итого 4

В данном случае, предлагается следующая структура управления:

Первый уровень: директор - главное административное лицо. На этом же уровне Управляющий совет, педагогический совет и т.п.

Второй уровень – заместители директора и руководители структурного подразделения.

Третий уровень – председатели методических объединений.

Четвертый уровень – воспитанники, учащиеся, родители, учителя, воспитатели.

При своей кажущейся традиционности второй вариант управления видится более подходящим. За счет модернизации системы управления образовательной организации предполагается совершенствование программно-целевых методов управления, реализацию которых планируется осуществлять с помощью руководителей проектных групп или менеджеров. Данные должности формальны, что не требует их введения в штатное расписание.

Таким образом, ожидаемые результаты следующие:

Во-первых, повышение эффективности бюджетных расходов;

Во-вторых, формирование оптимальных условий для поддержки и развития инновационной деятельности учащихся и учителей;

В-третьих, создание условий для реализации поточного обучения с 5 класса, которое позволит реализовывать несколько профилей одновременно;

В-четвертых, повышение эффективности деятельности образовательной организации по удовлетворению потребностей граждан и общества в государственных услугах в сфере образования;

В-пятых, формирование кадрового резерва заместителей директора из числа руководителей проектных групп и менеджеров.

Данные выводы отвечают требованиям реализации Государственной программы “Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”) на 2012-2016 годы.

В современном мире вместе с ростом влияния человеческого капитала увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества общества.

Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Управление школой - это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.

Эффективность и конкурентоспособность современных организаций и роль психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах Розанова В.А.

Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Лазарев В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый П. И, Сластенин В.А., Рогов Е. И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.

Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.

Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание основ организации и управления. Хотя эти механизмы в современном управлении образовательным учреждением все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

Анализ литературы, касающейся вопросов организации и управления, изучение опыта управленческой деятельности показывают, что в настоящее время недостаточно внимания уделено управлению именно образовательным учреждением, его качествам и эффективности работы, требованиям, которые предъявляет к руководителю нему современное интенсивно меняющееся общество.

Так, выбранная тема "Организация и управление образовательным учреждением" актуальна, так как рассматривает основы и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности улучшения условий педагогического труда учителей, повышения эффективности управленческого процесса образовательного учреждения путем совершенствования профессионализма руководителей школ и их заместителей.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение современных основ организации и управления образовательным учреждением.

Объектом изучения является система управления образовательным учреждением.

Предметом - процесс организации и управления образовательным учреждением и его влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.

В соответствии с целью, объектом и предметом выдвигаются следующие задачи:

1. Изучить научную, методологическую литературу, материалы СМИ по данному направлению;

2. Определить понятия "Управление образовательным учреждением", "система управления образовательным учреждением";

3. Выявить функции и принципы управления образовательным учреждением;

4. Рассмотреть структуру управления образовательным учреждением;

5. Охарактеризовать стили управления образовательным учреждением и определить наиболее эффективный стиль на современном этапе развития образовательного пространства;

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности образовательным учреждением.


Глава 1. Система управления образовательным учреждением

1.1 Понятие управления образовательным учреждением

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

Под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специального созданного органа) на социальный объект, в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное предприятие, фирма и т.п., с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.

Поскольку образовательное учреждение - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей, мотивацию их интересов, их ценностные ориентации.

Многие ученые определяют понятие "управление" через понятие "деятельность", "воздействие", "взаимодействие".

Как отмечает Пидкасистый П.И., управление - процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов .

Управление как “влияние” или “воздействие” определяют так же Шипунов В.П., Кишкель Е.Н. ., Бандурка А.М. .

"Под управлением вообще, - пишет В.А. Сластенин, - понимается деятельность , направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации". А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой "целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата" .

Розанов В.А. отмечает, что управление это система скоординированных мероприятий (мер) направленных на достижение значимых целей .

Так как сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой приходит философия "взаимодействия", "сотрудничества", следует определять понятие "управление образовательным учреждением" через понятие взаимодействия. Итак, под управлением образовательным учреждением мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах "руководители-исполнители". Так, теория управления школой, в частности, педагогическим коллективом существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента .

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Говоря об управлении образовательным учреждением следует иметь в виду систему управления , то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.

Под системой управления понимается совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.

1.2 Функции управления образовательным учреждением

Основные управленческие функции - это относительно обособленные направления управленческой деятельности .

Функциональные звенья управления рассматриваются как особые, относительно самостоятельные виды деятельности, последовательно взаимосвязанные друг с другом этапы, полный состав которых образует единый управленческий цикл. Завершение одного цикла является началом нового. Таким образом, обеспечивается движение к более высоким качественным состояниям управляемой системы.

Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль . К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование .

А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением .:

1. Функции управления поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением;

Приложение 1

Линейно-функциональная структура управления современным образовательным учреждение


III уровень

(технический) Педагоги Исполнители


IV уровень Ученики

(исполнительный)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Егоров Евгений Евгеньевич 1 , Васильева Людмила Ивановна 2
1 ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", кандидат экономических наук, заведующий кафедрой инновационных технологий менеджмента
2 ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента


Аннотация
Данная статья посвящена некоторым аспектам повышения качества управления образовательными организациями на современном этапе развития и реформирования системы образования Российской Федерации. Выявлены существенные проблемы, связанные с реализацией процесса управления образовательными организациями. Указаны причины возникновения указанных проблем. Определены пути повышения качества управления в сфере образования.

SOME PROBLEMS OF IMPROVING THE QUALITY OF MANAGEMENT EDUCATIONAL ORGANIZATION

Egorov Evgeny Evgenievich 1 , Vasileva Ludmila Ivanovna 2
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Economic Science, Chair of innovative management technologies,
2 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies


Abstract
This article deals with some aspects of improving the quality of management of educational institutions at the current stage of development and reform of the education system of the Russian Federation. Identified significant problems with the implementation of the management of educational institutions. The reasons for the occurrence of these problems. Identify ways to improve the quality of governance in education.

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

При постоянных реформах системы образования Российской Федерации, проводимых на всех уровнях, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется повышению качества управления образовательными организациями. Вместе с тем, очевидно, что именно качество управления во многом определяет, как успешность проведения самих реформ, так и качество образования в целом . Хотя нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Большинство руководителей образовательных организаций проходят повышение квалификации или переподготовку в сфере управления образованием, внедряются информационные технологии управления в образовании, существуют отдельные примеры успешной реализации актуальных технологий менеджмента (например: управление проектами, управление по целям, системы ключевых показателей деятельности и т.п.). Но у этой работы по развитию управления в образовательных организациях, по нашему мнению, отсутствуют системные признаки, она имеет скорее фрагментарный, нежели целостный характер. Но главное, что темп изменений системы управления образовательной организацией существенно отстает от темпов изменений собственно образовательной деятельности. Этот факт не может не сказаться отрицательно на качестве всей системы образования страны, что и подтверждается многочисленными проблемами, присутствующими в данной сфере.

Одной из ведущих причин достаточно низкого качества управления образовательной организацией, на наш взгляд, является глобальная инертность системы образования. Эта инертность проявляется, прежде всего, в том, что общество, экономика страны изменяется гораздо быстрее, чем система образования, другими словами, она пытается работать по-старому в новых условиях. Соответственно и система управления образовательными организациями во многом не соответствует складывающимся на рынке образовательных услуг требованиям. Из этой предпосылки вытекает целый ряд проблем в сфере управления образовательными организациями. Но, прежде чем рассмотреть некоторые из этих проблем скажем несколько слов собственно о качестве управления образовательными организациями.

Не претендуя на глубину и всесторонность рассмотрения понятия качества управления образовательной организацией, и не заостряя внимание на конкретных показателях и измерителях этого качества (что не является предметом исследования в данной статье), определим исходную позицию, которая это качество определяет. Представляется, что целевой функцией управления образовательной организацией является качество учебно-воспитательного процесса, востребованное заказчиком. И с этой точки зрения, думаем, будет мало разногласий, потому как, даже без проведения соответствующих исследований, видно нарастающее недовольство заказчиков (причем сразу всех категорий заказчиков: государства, общества, родителей и обучающихся) качеством образования. Следовательно, и качество управления как системой в целом, так и конкретными образовательными организациями оставляет желать лучшего. Далее, выделим некоторые проблемные области, которые, по нашему мнению являются определяющими в сфере управления образовательной организацией.

Во-первых, важнейшей проблемой образовательных организаций в сфере управления (как ни странно, до сих пор…), является культура удовлетворения запросов клиента. Маркетинговая ориентация организации на рынке образовательных услуг, безусловно, должна стать ведущей для всех учебных заведений, начиная от дошкольного образования и заканчивая организациями дополнительного образования. Хотя, в последних, ситуация в этом плане существенно лучше, особенно если эта организация коммерческая. Причин и последствий сложившейся в указанном плане проблемы множество, среди которых есть и объективные и субъективные, но факт остается фактом. Почему-то система, например, сервисного сопровождения автомобиля в разы лучше, чем такая же система в образовании. Если не сказать, что система обслуживания клиента в образовании, как до его прихода в учебное заведение, так и после того, как он формально закончил его, вообще отсутствует. И таких примеров можно приводить сотни. Между тем, представление о ценности клиента должно буквально пронизывать систему управления образовательной организацией, которая и должна, прежде всего, удовлетворять потребностям этого клиента, а не зацикливаться на решении собственных внутренних управленческих проблем.

Во-вторых, существенной проблемой сферы управления образовательных организаций является ее зарегулированность и формализованность со стороны государственных, региональных и местных органов управления образованием и других властных структур и контролирующих органов. К сожалению, в последнее время, количество отчетных документов, статистических данных, организационных и экономических регламентов существенно возросло, хотя логика развития социально-экономических систем говорит нам об обратном. Можно сделать неутешительный вывод, о том что степень бюрократизации (в самом негативном понимании этого термина) системы образования не снизилась, как это должно быть, а повысилась, причем значительно. И вместо того, чтобы решать действительно насущные проблемы управления образовательной организацией, их руководители часто занимаются тиражированием информационного хлама, зачастую никому, в сущности, и не нужного. Частично, данная проблема, порождает и вышеуказанную, когда деятельность менеджмента образовательной организации направлена на удовлетворение учредителей (что, безусловно, отчасти верно, но только отчасти….), а не на удовлетворение основного заказчика – обучающегося. Хотя декларативно, со стороны органов управления образованием, это выглядит совсем иначе.

В-третьих, немаловажной проблемой непосредственно для руководителей образовательных организаций является слабое (или вообще отсутствующее) стратегическое мышление. Пренебрежительное отношение к тщательному выстраиванию стратегии развития учебного заведения негативно отражается на всей его деятельности. Неумение определять свое место на рынке образовательных услуг, исследовать тенденции этого рынка, конкурентов, свои сильные и слабые стороны, определять возможности развития на соответствующем рынке, приводят к организационной пассивности и «бюджетному иждивенчеству». Что также не может не сказаться на качестве управления образовательной организацией. Формирование общей стратегии и реализация отдельных стратегических направлений в деятельности учебного заведения, может гарантировать его относительную стабильность и поступательное развитие.

В-четвертых, еще одной значимой проблемой в управлении образовательными организациями является, на наш взгляд, концентрация руководителей на решении сиюминутно возникающих проблем, вместо того, чтобы уделять внимание ключевым процессам, которые порождают эти проблемы. Один из самых эффективных методологических подходов в менеджменте – процессный, полностью оправдывает себя и в сфере образования. Выделение основных процессов, определение «входа» и «выхода» конкретного процесса, выявление всех составляющих процесса и анализ их эффективности, поиск взаимосвязей разных процессов, назначение ответственных за процесс может существенно качество каждого процесса в отдельности (особенно образовательного процесса ) и качество управления образовательной организацией в целом.

И, наконец, в-пятых, относительно локальной, но также немаловажной проблемой менеджмента образовательных организаций является слабое применение современных технологий управления (например: «управление по целям», «шесть сигм»; «управление изменениями», «система сбалансированных показателей»; «непрерывное совершенствование»; «управление знаниями», «управление проектами»и др.). При этом в настоящее время значимость внедрения современных технологий управления в образовательных организациях трудно переоценить. Это происходит из-за того, что система образования, в силу исторически сложившихся особенностей социально-экономического развития, выполняет роль «догоняющего» в экономике. Поэтому образованию остается лишь перенимать существующие технологии управления у коммерческих организаций. Но только так можно вывести качество управления образовательной организацией на достойный уровень. Это важно еще и потому что в этой сфере все активнее внедряются новые функции и модели образования , которые требуют соответствующей организационной поддержки, которая может быть создана только через применение современных технологий.

Конечно, это далеко не исчерпывающий список проблем в сфере управления образовательными организациями, но исправление только этих недостатков может существенно повысить качество этого управления. Причем, как было отмечено, процесс этот двухсторонний. С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти в части предоставления больших свобод в управлении образовательной организацией, снятии бюрократического бремени, освобождения от излишнего формального контроля и так далее. С другой стороны, изменения в системе управления образовательной организации должны происходить изнутри. И это, как нам представляется, самый важный путь для руководителя учебного заведения. Ориентация на клиента, стратегическое мышление, оптимизация процессов и использование современных технологий менеджмента могут существенно повысить качество управления образовательными организациями, а следовательно и качество образования в целом.

  • Ефимов В.С., Лаптева А.В. Форсайт высшей школы России – 2030: базовый сценарий – «конверсия» высшей школы // Университетское управление: практика и анализ №3(85), 2013 // Екатеринбург, 2013, С.6-21.
  • Количество просмотров публикации: Please wait