Сочинение «Легко ли быть творческой личностью? Сочинение: Творческая личность и информация Творчество и творческая личность эссе.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ

Введение

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.

1. Особенности творческой личности

Особенностями творческой личности являются:

Нейрофизиологическая структура мозга, определяющая преобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы);

Психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи системы с другими системами, социумом);

Принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой).

Творчество возможно только тогда, когда условия несут системный характер. Стоит заметить, что анализу поддаются только внешние фактические события, в которых участвует человек - глубина погружения, чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и не поддаются обычным методам наблюдения и анализа. И все-таки…

2. Социальное развитие личности и творчество

В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность, которая, как нам видится, является одной из базовых в формировании творческой личности и отвечает на вопрос: «Почему более свободно?» Внешние условия не позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмы социального поведения, принятые нормативными для данного времени и социопсихологической культуры семьи, микромира. Известно, что нормативные механизмы поведения усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 лет через подражание. В дальнейшем, в течение жизни, человек воспроизводит усвоенные нормы, которые, в случае совпадения со средой, обеспечивают максимальный психологический комфорт. Низкую вероятность совпадения несут нормы морально-психологического мира личностей, выросших в семье «воров в законе» и семье технической интеллигенции. Мужчины, выросшие в среде родо-племенного населения Чечни и, с другой стороны, в неполной семье, за спиной мамы, которая все «брала на себя», не смогут одинаково реагировать в одной и той же ситуации.

Понятно, что процессы «социализации» уходят в подсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейся личности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможность обширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-за различных причин:

Инвалидность или болезненность и, как следствие, ограничение устойчивых контактов;

Углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой, рисованием, фантазиями;

Очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность от семьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду.

В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногда психозов.

Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам в себе, сам для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируются устойчивые стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемое стремление к устранению возникающего напряжения при общении . Это находит проявление в различных формах: от отсутствия длительных отношений, дружеских обязательств, до отсутствия семьи и сложностей в социальной адаптации. Если по ряду обстоятельств семья возникает, такой человек чаще всего не выполняет принятых в данной социальной среде обязательств.

Такие люди несут в себе большой заряд ощущений неприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникают проблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут из состояния «изгнанника» перейти в состояние «странника».

3. Самореализация и творчество

По терминологии П.В.Симонова, существуют две разновидности потребностей (биологических, социальных, идеальных): «потребности нужды» и «потребности роста». «Эти две разновидности потребностей обусловлены диалектикой сохранения и развития, присущей процессу самодвижения живой природы, включая человека и общество. Примером нужды в сфере биологических потребностей может служить голод. Овладение уже имеющимися сведениями удовлетворит нужду познания. Потребность роста применительно к познавательной деятельности побуждает искать принципиально новое, отсутствующее в современной науке» . Это значит, что из человека с преимущественно оборонительной позицией необходимо превратиться в активного, познающего. Вероятность случайного процесса мала. Понятно, что она увеличивается, если рядом тот, кто знает технологию (как, в какой последовательности, какими средствами).

В литературе есть указание на то, что отсутствие тождественного морально-психологического мира есть необходимое условие для реализации попытки найти себя, познать истину, увидеть реальность, т.е. стать человеком пути, человеком познающим. Заметим еще раз, что этими путями в одиночку не ходят, обязательно нужен тот, кто уже дошел.

Очень близки по проявлениям социальный эгоизм и внутренняя обусловленность . Похоже, что шутливая шкала «Различия в конечном продукте: создал продукт (нечто) - обусловленность, не создал - эгоист», достаточно показательна. Форма проявления и у творца, и у эгоиста одинакова. Однотипна и реакция внешнего окружения. Социальное, психологическое одиночество, а точнее энергетическое одиночество - обязательное условие творчества, а не следствие таланта.

Зрелый возраст - не помеха в формировании «свободы для» вместо «свободы от». В нейрофизиологическом плане процессы творчества скорее всего протекают по принципу «психического мутагенеза», по принципу отбора новых первичных связей, уже существующих в мозгу. «Разумеется, „психический мутагенез“ не означает чисто случайного комбинирования нервных следов. Ранее приобретенный опыт не только поставляет материал для „мутаций“, но в значительной мере предопределяет направление мутирования… Не случайно избыточность интеллекта напоминает избыточность биологического иммунитета. Чем большим числом вариантов решения задачи располагает субъект, тем шире диапазон выбора» .

Чтобы приобретенный опыт не давил на сознание, не заставлял жить прошлым, найдено два решения.

А) «Вытащить» из подсознания, осознать то, что уже произошло. Собственно, нужно переставить прошлый опыт в новые структурные цепи сознания. Происходит частичное поднятие информации на уровень осознавания. Через осознавание можно «вытащить» социальную часть в человеке, морально-психологические механизмы в человеке. Это дает великолепные результаты, но нужен тот, кто знает.

Б) «Отключить», как бы позволить погрузиться событию в более глубокие слои подсознания. Цель та же. По возможности убрать непосредственное влияние сигналов, т.е. ослабить, «высветлить» уже существующие в нейрофизиологическом сети связи. Однако связи возобновляются всякий раз, когда есть схожие (в энергетическом плане) условия. Те же люди (или похожие), та же обстановка (или похожая) и т.д. Результаты ничего не гарантируют. Но в данном случае все происходит естественным путем. Или, гораздо чаще, не происходит.

Так или иначе, но творчество личности с большей вероятностью может проявляться при наименьшем количестве связей. Разрывы с родственниками, отсутствие друзей, любимых, привязанностей - шанс проявления творческих возможностей, а не следствие таланта. УСЛОВИЕ, осознайте, УСЛОВИЕ, а не следствие таланта.

Только чтобы находиться (желательно во время решения творческих проблем) в состоянии, которое попробуем описать как нахождение между экраном «сегодня», «сейчас» и экраном «будущее», необходимо быть открытым. Открытым именно будущему, а не прошлому. Мало стать фактически одиноким, необходимо это сделать психологически, освободиться от энергетических завязок на прошлое. Потерять все и всех, в том числе и себя, отпустить все и стать «пустым и чистым». В сосуд, который заполнен - новая жидкость не вольется, в старые меха новое вино не наливают.

Существует масса описанных в литературе исторических фактов, контекст-анализ которых свидетельствует, что основным, технологическим приемом ТВОРЦА (как искателя истины) является овладение умением свободного перемещения по информационным полям времени.

Важное место в формировании состояния энергетической самодостаточности играет отсутствие негативного переживания относительно себя. Мудрость воспитания в любви, на позитивных примерах, на стимулировании сильных сторон ребенка - непоколебимый потенциал творческого роста.

Достижение своей собственной самодостаточности возможно. Однако сам процесс «произрастания самого в себя», «дороги к себе», «строительства храма в своей душе», безусловно, в равной мере творческий и драматический одновременно, кто пробовал - знает, невозможен без квалифицированной помощи со стороны. Творческая личность «одержима» своей идеей, отдавая ей всего себя. Это обязательное условие - субъект не принадлежит себе, а только доминанте: скульптуре, музе, делу… Если есть фактическая отдача себя доминанте, о каком «умении держать удар» идет речь? Принадлежать можно чему-то одному, или, другими словами, «невозможно поклоняться одновременно Богу и Мамоне».

Академик В.П.Симонов предлагает следующую гипотезу: «На вершине иерархической пирамиды потребностей мы встречаем мотивации, которые обслуживаются почти исключительно положительными эмоциями. Такова потребность познания и ее разновидность - трудно формулируемая словами потребность в создании и восприятии произведений искусства, так называемая эстетическая потребность. В отличие от голода, жажды, секса, потребности занимать определенное место в группе, ни научно-теоретическое познание, ни искусство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательность обеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только тем высоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения с прекрасным.

Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность.» .

Исходя из вышесказанного, не нужно сокращать потребности, сводить их до минимума (упреждающий ход 18, 25 и т.д.). Это всего лишь следствие, а бороться со следствием - хороший способ нажить себе невроз. Просто «отпадает», что это не значимо и поэтому не достойно внимания.

Возникновение доминанты, «встреча с чудом», как отмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве и постепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится, «встреча с чудом» возможна в условиях определенной открытости психики.

Необходимо, во-первых , отсутствие негативного опыта, который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Как показывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не только непосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее о нем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи, словесный текст и т.д.

Во-вторых , обязателен резонанс мотива «чуда» с потребностями в познании, что с большей легкостью происходит при доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным.

В-третьих , на мощность и скорость роста доминантного мотива существенно влияет наличие (или отсутствие) «энергетической помощи» (подпитки) от взрослого при условии безусловного принятия идеи ребенка. Безусловного! Понятно, что нужны действительно доверительные отношения, состояние любви. Кто из современных детей имеет такого взрослого рядом, и кто из взрослых может сказать о себе «да, я такой человек для этого ребенка»?

По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, «механизмы сверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива… Тренировка „творческого мышления“, „творческого труда“, развитие так называемой „креативности“, само по себе ничуть не лучше воспитания „эмоционально богатой“ личности безотносительно к характеру ее потребностей.

Далее. Интуиция (это чувство, и прежде всего чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с их познавательными доминантами и чрезвычайно слабой „вооруженностью“ сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом» .

Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других? Имеет социальную значимость или нет? «Познавательные потребности такого деления не имеют, поскольку не существует объективных истин „для себя“ и „для других“. Другое дело, что в процесс использования результатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всем их многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательно творческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторыми исследователями как ее преимущественная ориентация „на дело“, отличная от ориентаций на себя и на других…

Из всех потребностей человека познание и творчество наиболее гармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека тем свободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем больше в ней выражено творчески-познавательное начало» .

Собственно, существенных отличий в условиях формирования доминанты ни для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантного мотива (цели), как осознанного действия, необходимо обязательное присутствие всех трех компонентов. Только в этом случае может проявиться системный характер формирования доминанты. Итак, повторимся, и еще раз напомним аспекты: психологическое (энергетическое) одиночество, преобладание внутренней обусловленности над внешней, наличие познавательной доминантной потребности с последующим детерменированием личности.

Собственно, это субъективно-объективные условия формирования творческого компонента в психике. Так или иначе в каждом искра творчества заложена изначально, вопрос сохранения, роста, приумножения, реализации.

статья посвящена более осознанному подходу к формированию творческого процесса психических трансмутаций личности. Непродуманная, без четкого понимания возможных изменений структуры сознания работа с детьми, - и речь идет не только о работе тризовцев, - чревата непредсказуемыми последствиями. Любая систематическая работа, требующая интеллектуальных или эмоциональных усилий, приводит к нейрофизиологическим изменениям. Плата всегда есть. Ни в коем случае ее нельзя сводить к ходам внешних обстоятельств (ходы 9-34), т.е. к плате в социуме. Платит сам организм (физическое тело). Платит психоэмоциональная сфера отсутствием, обеднением эмоций или патологией психики. Платит само сознание за свое же собственное изменение в структуре.

Но это уже тема другой статьи.

Литература

Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1981.

Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1984. - С. 153

Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М. Наука: 1986.

Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479с.

Исходя из вышесказанного можно уже представить, кто же такой человек творческий, какими качествами он обладает.

Творческая личность всегда стремится создать новые, уникальные материальные или культурные ценности. Такой человек всегда талантлив, причем во многих областях (например, Леонардо да Винчи, который преуспел и в живописи и архитектуре, в математике и технике).

Современная психология делит людей творческого склада ума на два типа:

  • 1. Дивергенты, то есть люди, способные к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; обладают богатым воображением; оригинально подходят к проблеме; могут выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого мнения; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам; испытывают удовлетворение от открытий.
  • 2. Конвергенты, то есть люди, склонные к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

От других творческую личность отличает оригинальность мышления и способность к созиданию, увлеченность, а также ряд других качеств, таких, как:

  • 1. Упорство (настойчивость), подтверждающее наличие мотивации. Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам - это одно из качеств творческой личности, помогающее освободиться от вялости, нерешительности. Дает возможность доводить начатые проекты до конца. Выработать настойчивость помогут: выбор жизненного ориентира, регулярные занятия спортом или каким-то видом творческой деятельности.
  • 2. Открытость новому опыту, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения - во многом благодаря им у людей возникают оригинальные идеи и решения. Все творческие личности обладают такой открытостью.
  • 3. Любознательность - стремление совершенствовать свои знания, интерес к различным сферам человеческой жизни и просто окружающей среды. Это качество наделяет личность способностью быть активным в жизни, а также стимулирует к деятельности для новых открытий и знаний. Оно приносит радость от познания окружающего мира, позволяет расширить границы своих возможностей. Развитию этого качества способствует наблюдательность, а также стремление к знаниям. Без любознательности творческая личность просто невозможна.
  • 4. Воображение - способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д. Воображение можно развить. Для этого необходимо глубоко читать книги, погружаясь в мир персонажей, интересоваться искусством, посещая выставки, картинные галереи, выполняя психологические упражнения, направленные на развитие фантазии. Творческие личность часто мечтательны.
  • 5. Уверенность в себе, независимость. Благодаря этим качествам человек полностью свободен от мнения окружающих, иначе говоря, эмоционально устойчив. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь За счет этих качеств любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение. Приобретению этих качеств способствует: развитие критического мышления, самоуважения, а также борьба со страхом перед людьми. Независимость способствует продвижению новаторских идей и развитию прогресса.
  • 6. Изобретательность - способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры. Преимущества: возможность совершать неординарные поступки, неограниченность фантазии, радость от процесса создания, свобода от лени души и тела. Это качество творческой личности не врожденное. Его можно приобрести благодаря: повышению собственной эрудиции, самосовершенствованию (искоренение любых признаков лени), постановке и достижению определенной цели. Изобретательный человек не боится пробовать что-то новое в жизни.
  • 7. Быстрота обработки информации: находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности - творческая личность жонглирует идеями без всякой самоцензуры. Внезапное озарение, когда решение словно возникает из ниоткуда.
  • 8. Мышление по аналогии и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции .

Анализируя перечисленные качества, становится очевидным, что у каждого человека есть творческий потенциал, который он может развивать. В настоящее время имеется множество различных упражнений для развития творческого потенциала.

К примеру, упражнение «Свободный монолог».

Задача: перестать контролировать свои мысли, научиться думать свободнее.

В тихом и спокойном месте следует закрыть глаза и позволить телу расслабиться. На минуту сосредоточиться на мыслях и возникающих спонтанно образах. Затем ответить себе на шесть вопросов:

  • 1. Что я увидел, почувствовал, услышал?
  • 2. О чем был мой внутренний монолог (что шептали тихие голоса внутри меня)?
  • 3. Каковы были мои мысли?
  • 4. Мои ощущения?
  • 5. Мои эмоции?
  • 6. Что это все значит для меня? (Давняя проблема, нереализованное желание, неумение ослабить контроль и «отпустить» происходящее…).

Упражнения, развивающие креативность:

  • 1. «Две случайности». Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю, в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.
  • 2. «10+10». Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» -- черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.
  • 3. «Название». Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения - название обязательно должно вам понравится.

Примеры упражнений на развитие писательского мастерства:

  • 1. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше характеристик данного предмета. Запишите все, что вспомнилось, по прежнему не глядя на предмет
  • 2. Выберите стихотворение, которое Вам нравится. Возьмите его последнюю строку - пусть это будет первой строкой Вашего нового стихотворения.
  • 3. Что Вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к Вам в три часа ночи.
  • 4. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды мне представилась возможность, но я ее упустил...».
  • 5. Напишите письмо десятилетнему себе. Письмо в прошлое.

Именно творческое мышление является движущей силой развития и совершенствования, как отдельного индивида, так и всего человечества. Главная цель и итог творческой деятельности человека – создание чего-то объективно нового, что не было создано прежде. Не будь у людей такой способности, как творческое мышление, скорее всего, мы до сих пор жили бы в пещерах и убивали камнем мамонтов. Ведь всё то привычное, что сейчас нас окружает в какой-то мере является продуктом творчества. И стол, и стул, и различные гаджеты были придуманы и созданы человечеством, и являются культурой, в широком смысле слова. Таким образом, сложно преуменьшить значение творческого мышления в нашей жизни. А психология творчества – это как раз тот раздел психологии, который изучает процесс творчества, особенности творческого мышления, преграды на пути творчества и ищет пути преодоления этих преград.

Несложно объяснить, почему меня заинтересовала именно эта тема исследования. Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие, поэтому для меня исследование на тему психологии творчества – отличная возможность лучше понять, что являлось движущей силой этих великих людей, когда они создавали знаменитые работы.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Вопрос о творческом мышлении был актуален во все времена. Даже задолго до преобразования психологии в самостоятельную науку, делались попытки объяснить феномен творческого мышления, и до сих пор не прекращаются исследования в этой области знаний. Но, конечно, психология творчества не ограничивается официальными рамками науки. Она охватывает всю нашу жизнь. Ведь почти каждый день мы встречаемся на улице или дома, на работе или учебе, в музее или в интернете с различными произведениями искусства: картинами, архитектурными сооружениями, скульптурами, стихотворениями или рассказами. И психология творчества не только поможет обществу понять, как они создавались, но и объяснит, как самим стать создателем.

Творческое мышление становится всё более ценным для личности в век, когда нарастает значение индивидуализма и уникальности. «Не быть как все», – девиз современного человека. Тогда перед человеком встаёт вопрос: А как преодолеть конформность и стать творческой личностью?

Итак, цель моего исследования – выявить способы стимулирования творческого мышления.

В своём исследовании ставлю следующие задачи :

  • Обозначить особенности творческой личности.
  • Рассмотреть этапы творческого процесса.
  • Исследовать преграды для творчества.
  • Найти решение преодоления этих преград.

Объект данного исследования – творческое мышление.

Предмет исследования – творческая личность.

Метод исследования – изучение различного материала по данной теме: психологические теории, опросы, проводимые эксперименты.

Творчество. Особенности творческой личности.

В начале исследования необходимо определиться, что же мы понимаем под основными понятиями работы «творчество» и «творческая личность». Какого человека можно назвать действительно творческой личностью?

Под термином «творчество» ученые понимают процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления - уникальность его результата. То есть, никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. К примеру, в детском саду десяти детям дали одно и то же задание: нарисовать домик (исходное условие), но ни у кого из детей не получится абсолютно одинаковых рисунков (результатов). Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие личные свойства и способности. Именно поэтому говорят, что творец вкладывает душу в свои работы. Этот факт уникальности дает продуктам творчества дополнительную ценность в отличие от продуктов производства. Психология творчества выделяет следующие виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, повседневно-бытовое и так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, позволяющие ему создавать новое без особых усилий. В вопросе появления творческого мышления и творческих способностей в психологии существует два основных мнения: способность к творчеству – это врожденное свойство индивида или это приобретённая способность, которую можно развивать. Но есть и мнение, объединяющее две крайности: творческие способности обуславливаются задатками, но во многом зависят от того, как индивид будет их развивать. И я согласна с этим мнением. Если у индивида есть предрасположенность к какой-либо творческой деятельности, то, совершенствуя свои способности в этой сфере, он может развить их до уровня таланта или даже гениальности. К примеру, знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность утрачивает способности к творчеству и творческому мышлению.

В психологии творчества существует множество критерий креативности – способности к творческому мышлению. Так, в гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

  • не быть ограниченным, ослепленным привычками;
  • не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
  • не действовать механически;
  • не занимать частичную позицию;
  • не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
  • не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Иными словами, творческая личность должна мыслить самостоятельно и рассматривать ситуацию в целом, не выделяя отдельные элементы.

Американский психолог Гилфорд Джой Пол выделяет такие критерии творческого мышления:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Другой психолог А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

  • независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
  • неконформность оценок и суждений
  • открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,
  • восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,
  • конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

В психологии существует и много других классификаций критерий творческого мышления, но, в сущности, они все похожи: главное – это то, что творческая личность обладает нестандартным мышлением и не подвергается влиянию стереотипов.

Творческий процесс и преграды для него.

Стадии творческого мышления каждый психолог выделяет по-своему. К примеру, Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

  • Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения. Пуанкаре так описывает эту стадию: «Я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной… каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».
  • Инкубация - временное отвлечение от задачи. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
  • Озарение - появление интуитивного решения. Это момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
  • Проверка - испытание и реализация решения. Когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения.

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  • Период интеллектуальной готовности.
  • Усмотрение проблемы.
  • Зарождение идеи - формулировка задачи.
  • Поиск решения.
  • Получение принципа изобретения.
  • Превращение принципа в схему.
  • Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Способов выделения стадий немало, но и здесь можно выделить общие черты. В целом, можно сказать, что творческий процесс делится на теоретическую и практическую части: сначала идея зарождается и обрабатывается в сознании индивида, а затем она воплощается в реальность. К примеру, перед тем как нарисовать картинку, мы сначала видим её образ у себя в голове.

Так что же мешает многим людям развивать и использовать свое творческое мышление? На этот вопрос и пытается ответить психология творчества. К основным факторам, мешающим творческому мышлению можно отнести конформизм, внешнюю и внутреннюю цензуру, ригидность и желание найти ответ немедленно.

Теперь рассмотрим каждый фактор в отдельности. Конформное поведение – морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, более того, особенностями социальной среды в широком смысле слова.

В ряде художественных и философско-критических произведений социальная среда выступает в качестве враждебной силы по отношению к творчески одаренным людям. Враждебность общества к проявлению творческих способностей нашла отражение в словах главного героя произведения Дидро «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные люди отвратительны; и если какой-нибудь ребенок появляется на свет с характерными признаками этого опасного дара на лбу, его следует либо задушить, либо выбросить на съедение собакам». Аргентинский психолог Х.Инхениерос в книге «Посредственность» оправдывает такое отношение, характеризуя его как охранительное, а значит полезное для общества.

Эссе на тему “Психология творчества” обновлено: Октябрь 22, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Введение… 2

1. Понятие и структура творчества… 3

2. Особенности работы творческой личности с информацией… 7

Заключение… 14

Список литературы… 15


ВВЕДЕНИЕ

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З.Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А.Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р.Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Ситуация научно-технической революции начала ХХI века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Актуальность изучения психологии творчества возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.


1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность».

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.

2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем.

Это - процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.

Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.

Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.

Творчество издавна делят на научное и художественное.

Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.

Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру, которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.

Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».

Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:

Звено столкновения с новым;

Звено творческой неопределенности;

Звено скрытой работы;

Звено эврика;

Звено развития решения;

Звено критики;

Звено подтверждения и воплощения.

Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.

Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.

Творчество - несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир.

2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Так как речь идет о культуре информационной, значит деятельность человека связана с информацией. То есть, информационная культура предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Причем само приложение и совершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека. А потому мотивы творчества, мотивы этой деятельности человека являются естественной психологической компонентой такой характеристики личности, как ее информационная культура.

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, есть способ «личностного» существования в противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельно «очищенном» виде убивает личность. Не существует обезличенной деятельности, это абстракция. В условиях жизни личностное и деятельностное начала взаимно обогащают друг друга, и могут развиваться только друг через друга.

Вопрос о внешнем проявлении творческого начала личности фактически представляет собой вопрос об одной из сторон внешнего проявления креативности мышления личности. Думается, что интеллектуальная активность и есть одно из проявлений творческого начала в деятельности личности. Для возникновения и реализации творческой деятельности необходимо формировать способность к такой деятельности, что в свою очередь предполагает воспитание креативного стиля мышления, наличие которого отличает информационно-культурного человека.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В понятии «информационная культура» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Информационная культура – это :

· новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

· свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

· новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура творческой личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества».

Информационная компетентность творческой личности - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Моляко В.А. приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

· мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

· совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

· знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

· способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

· опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

· опыт отношений «человек - компьютер».

Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.

При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении психолого-педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:

· совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;

· схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);

· система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;

· совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.

Основы информационной культуры творческой личности включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;

· поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);

· знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);

· умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);

· работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

· использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

· анализ и синтез полученной информации;

· умение выделять главное из множества второстепенного;

· переработка (осмысление) информации;

· запоминание информационных единиц;

· дальнейшее восстановление в памяти;

· превращение полученной информации в собственное знание;

· процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Формирование информационной культуры творческой личности имеет свои особенности:

· инициативность, умение самому находить решение своих проблем;

· интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, организованное чтение, организаторские качества;

· умение самостоятельного анализа информационной ситуации;

· ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.

5. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.

6. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. - № 11.

7. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.

8. Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.


Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.

Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.

Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.

Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.

Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. - № 11.

Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.

Творческое эссе «Личность педагога: становление в наши дни» Посвящается моему учителю истории Ткаликову Артему Валентиновичу Здравствуйте, уважаемые читатели! Ваше драгоценное время занимаю своими чувствами и мыслями, которые пока несвязно возникают внутри меня, когда я слышу слово Учитель. Данная тема представляет для меня некоторую сложность, так как мне нужно изложить свои взгляды относительно такого предмета исследования, как становление молодого учителя, следовательно, становление учителя во мне. А это уже самооценка, взгляд внутрь человека. «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его». Эти слова принадлежат М. Лермонтову, и сказаны они были про всех нас на все времена. Мысль, в них выраженная, современна. Это не что иное, как самооценка, самонахождение человека в мире. Так значит, заглянем в этот мир… Жизнь сложна. Чтобы выбрать свой жизненный путь, нужно трудиться не покладая рук, значит надо обладать определенными качествами характера, о которых я и хочу рассказать. Качествами, которые нужно воспитывать в себе всю свою жизнь. Растить их в себе, как добрые зерна. Качествами, которые должны наполнять собой личность того, чье звание высокое и гордое – учить жизни человека! Все начинается с детства… Прекрасная, беззаботная, счастливая пора. Какая девочка в детстве не играла в «школу» и не мечтала стать учителем? Одной из всех девочек на свете была я. С мамой мы придумали свой урок, он назывался урок сказки. Мою кандидатуру, как учителя, одобрили единогласно подружки-ученицы, потому что я с пяти лет читала самостоятельно. Я усаживала их как кукол на диване и мы начинали читать… После прочтения и многоголосого обсуждения мы инсценировали сказки. Сценой была моя детская или лес поблизости дома. Когда мы были по-своему, по-детски уверены, что инсценировка готова, показывали родителям или детворе на улице. С высоты своего скромного педагогического опыта я понимаю, что урок сказки, который мы проводили, был наверняка демократичным уроком: сказку выбирали вместе, вместе же участвовали в постановке, вместе получали одобрение со стороны наших благодарных зрителей. Так, что было дальше? Дальше школа. Любовь к учению, стремление узнавать все новое и новое. Помню свое чувство постоянного голода в знаниях. Всем своим учителям хочется сказать большими буквами СПАСИБО. Спасибо именно за то, что их жизненная дорога пересеклась с моей дорогой. Спасибо за то, что они были замечательными людьми и поэтому делаю им низкий поклон за то, что мой жизненный путь выбран, и дорога, по которой я иду уверенно, эта дорога – моя педагогическая жизнь. Одним из прекрасных педагогов в моей школьной жизни был учитель истории Ткаликов Артем Валентинович, он же директор той маленькой и старенькой школы, которая так гостеприимно встречала нас многие и многие годы. Мне уже не удастся обозначить педагогические технологии, которые он применял на своих уроках, но, то эмоциональное впечатление, которое он оставлял после себя и своих уроков истории – это впечатление у меня останется на всю жизнь. Уроки, как и учителя, бывают разные: интересные и, отнюдь, не очень. Они бывают многогранные, многоаспектные и односложные, бывают поисковые, ищущие и прямолинейные. Уроки Артема Валентиновича были яркими, впечатляющими, запоминающимися. Не знаю, как удержалась в моей памяти его манера раскрывать образы времени, но я до сих пор ловлю себя на том, что подражаю ему, стараюсь мысль передать выразительной и чувственной, правдивой и проникающей. Исторический кружок, который собрал Артем Валентинович, был основан на нашем классе, потому что все до одного историю считали главным предметом в жизни! За два года в кружке мы побывали в Новороссийске, Клайпеде, Риге, Вильнюсе, Талине, Паланге. Нетрудно догадаться, что Прибалтика нам была хорошо знакома. Родной город Омск мы исколесили вдоль и поперек. Не без гордости могу сказать, что готова стать экскурсоводом для гостей моего города, проведу вас по самым интересным местам. И Омск станет для вас незабываемым городом! И за это тоже спасибо моему учителю! И в результате всего вышесказанного – я выбираю профессию учителя, учителя истории и обществознания. Как молодой учитель, понимаю ответственность на моих плечах, но от этого нести становиться не тяжелей, а почетней. Ответственность за то, какими дети выйдут с моего урока, захотят ли вернуться вместе со мной в далекие времена. А что они с собой унесут на своих губах, в своих чутких и еще таких хрупких душах? Наполнится ли их мир ароматом времени, которое изучается на уроке? Эти вопросы всегда подсознательно волнуют меня при подготовке к урокам. Какие мне использовать технологии, чтобы достучаться до их сознания, чтобы они открыли мне свои мысли, чувства? И наконец, какой мне быть личностью, каким человеком, каким учителем? По моему мнению, учитель должен быть Незнайкой, которому интересны в жизни и он сам, и его дети и окружающее многообразие. Учитель – это такой коллаж из разнообразных знаний и интересов, это особый мир красок, музыки и слова. И, думаю, что путь учителя самый широкий путь в жизни. Ведь учитель – это и родитель, и воспитатель, и актер, и pr-менеджер, и психолог, и правовед. А учитель истории и обществознания – это и математик с точностью объяснений, и филолог с чувственностью и эмоциональностью описания, и физик и химик с постановкой опытов, экспериментов и моделированием общественной ситуации. Да, все это объединено одним главным словом – УЧИТЕЛЬ! Сколько нужно читать и смотреть, думать и переживать, чтобы быть достойным войти в класс, где тебя ждут будущие таланты, где на тебя смотрят глаза будущего! Твердо каждодневно убеждена, и что ежечасно свою лепить педагогическую из того сущность богатства, которое учитель нам должен оставлено предшествующими поколениями. Чтобы опыт ранее живущих был полезен в жизни, необходимо пронести все через себя, как через сито: отторгнуть осадок и впитать живую силу знания. Какое богатство представляет собой классика: литература, музыка, живопись, архитектура! Сколько не перелистанных страниц, сколько не увиденных жемчужин, не услышанных шедевров! И на своем опыте убеждаю, что времени не бывает много, чтобы узнать мир. Это я повторяю своим детям, когда пытаюсь убедить в полезности разносторонних знаний, в счастье обладать знанием. Счастье в жизни получить просто, когда знаешь маленький секрет: для чего ты живешь на свете. Этот секрет есть в каждом человеке, и задача учителя помочь ребенку, если не ответить, нет, то задуматься над этим вопросом. Когда я об этом задумалась сама, то начала с книг, которые сейчас во множестве своем составляют понятие «моя настольная книга». Конечно же, это произведения В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, В. Быкова, Б. Васильева, А. Меня, Ф.М. Достоевского, А.И. Солженицына, Б.Л. Пастернака и еще многих и многих других художников слова. Вы спросите меня, нашла ли я свой секрет? Есть ли ответ на главный вопрос? Я чуть позже отвечу на этот вопрос. А сейчас я хотела бы вернуться в тот исторический кружок, который взрастил во мне любовь к истории. Мы собирались в школьном музее, который стал нам гостеприимным хозяином, и ждали, когда же появиться самый интересный человек на свете – наш Артем Валентинович. Дверь открывалась, и на пороге появлялся наш учитель, глаза которого были усыпаны лучиками смешливых морщинок. Я помню, что он нам был всегда рад, наше присутствие вызывало в нем только радость и гордость, что мы, четырнадцать человек, пришли именно к нему, мы ждем от него что-то новое, мы идем за ним, мы ВЕРИМ ему! Так вот, где секрет счастья в моей жизни, ответ на вопрос: зачем я в этом мире. Каждое утро я вижу рассвет – это мне мир улыбается! Новый день встречает меня разной погодой, так и дети у нас совершенно разные. Но я вхожу в класс и улыбаюсь. Меня встречает рассвет нашей жизни – это наши дети! Это глаза из будущего! В связи с последними словами у меня возникла мысль, что школа – это прекрасное место встречи прошлого, настоящего и будущего. И мы, настоящие учителя, должны заслужить встречи с будущим. Мы должны быть современны, социально мобильны, интересны. И главное самоудовлетворение от – постоянное выполненной движение работы, вперед получать и вверх. искру Испытывать зажигания от соприкосновения с нашим будущим. И опять чувствовать дефицит знаний, и опять учиться. Недавно прочла в учительском эссе: современному ученику нужен современный учитель, который должен быть современным учеником! По-моему, очень убедительно. И в заключении, как учитель истории и обществознания, позволю себе внести свое видение российского образования сегодня. Время полноводной рекой перелилось в XXI век. Порог столетий позади. А что будет там, впереди? Что несет новый век нашим детям и детям еще не родившимся? Прогнозирование истории – очень опасное занятие. И все же… Роль образования в современной России не нужно недооценивать. Образование было и останется некой стрелкой компаса, которая поможет пройти по бушующему страстями океану жизни и не перевернуться, не захлебнуться. Лично я все приоритеты, все принципы будущего отдаю в руки образованию. Ничто так не учит быть гражданином своей страны как изготовление на уроках труда кормушек для замерзающих птиц! И никто, кроме учителя начальных классов более ярко не объяснит значение главных слов на земле: мама, семья, Родина. Поэтому образование, я считаю, останется главным штурвалом в жизни гражданина и патриота своей родины. Такими словами я завтра начну урок истории в своих классах. И еще улыбнусь своим детям, как утреннему рассвету!