Проблемный очерк «Знаете ли Вы своего ребёнка? Проблемный очерк Проблемный очерк проблемы семьи на современном этапе.

- Тебе же он не нужен! Он же тебе мешает! А мне просто необходимо слышать его смех. Необходимо, чтобы жить дальше…

- Нет! - твердо произнес мальчик. - Он нужен мне, папе, маме… Он подрастет и станет мне хорошим другом. Я забираю его отсюда.

- Хорошо, - сказала ведьма. - Давай меняться. Вот это - на брата. И в руках у нее оказались ролики, не обыкновенные, а такие, о которых

можно только мечтать. Но мальчик даже не мог подумать а таком обмене! Схватив братишку за руку, он стрелой выбежал из избушки. Тяжел был их путь домой. Старуха устраивала всяческие преграды, но ребята все равно упорно приближались к родному дому, причем старший почти всю дорогу нес младшего на плечах.

Как же им обрадовались родители! Сколько было слез и смеха! Мама с папой по очереди обнимали детей, а потом обнимались все вместе. Когда вся семья успокоилась и дети лежали в постели, мама присела на кровать рядом с мальчиком, погладила его по голове и сказала: «Я помню твою просьбу подарить тебе на день рождения ролики». И в руках у нее оказались чудесные ролики, не такие прекрасные, как у старухи, но главное, заслуженные.

427. Как легко жить, плывя по течению реки жизни! Жить так, когда каждый день протекает для человека в удобстве, тепле и уюте, без проблем и необходимости принимать то или иное решение, совершать тот или иной поступок. Поступок, который может изменить всю жизнь. Легко каждый день идти на поводу у своей лени и бесхарактерности.

Тяжело всей своей жизнью подтверждать высокое звание человека. Тяжело каждый день бороться за честность, справедливость, правду. «Душа обязана трудиться и день и ночь!» - сказал поэт. Должна, но это очень непросто. Непросто с детства приучать себя к выполнению строгих правил, соблюдение которых впоследствии сослужит хорошую службу. Каждый

день рано вставать, делать зарядку, содержать тело и дух в чистоте, соблю- StudyPort дать режим дня - все это приучит к самодисциплине, которая. сделаетru из тебя целеустремленного человека. Быть честным, справедливым, не бояться

заступиться за слабого, уметь отстоять свою точку зрения - значит быть цельным человеком. Не выбирать удобных путей в жизни, а торить свой путь, каким бы он не был тернистым. И тогда, огладываясь назад, можно будет признать, что жизнь прожита не зря и нет сожалений о прошедших годах и совершенных поступках.

ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК

428. Рассуждение - смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение строится по следующему плану: тезис, аргументы, доказывающие его; вывод.

Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное,

чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и

тотчас где- то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга есть, но ее еще нет! Нет, пока не прочтет хоть один читатель.

Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и... всё? А разве что- то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не зазвучала в нашей душе какая- то новая струнка, не поселилась в голове ка- кая- то новая дума? Разве не захотелось что- то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга... Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая , мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт , сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери . В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

Н. Морозова.

Вот вышло ... - аргументы. В общем - вывод.

Данный текст не является проблемным очерком, т.к. в нем не стоит ка- кой-либо проблемный вопрос и отсутствуют признаки очерка. Это чистое рассуждение.

429. Тема - семья в структуре общества. Идея - семья - основа общества. Заглавие «Семья и традиция в русской культуре».

Лексика, отражающая быт старой русской крестьянской семьи: изба, дворище, печище, терем, головня, кашка, муж, жена, пастырь, глава, крест, старейшина, большак, набольшой, старшой, мирская сходка, большуха, старшая.

1. Понятия «род», «семья» стали одними из ключевых в русской традиционной культуре.

2. Издревле в России с семьей связывались основные человеческие от-

ношения. StudyPort 3. В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось.ru свя-

щеннослужителями.

4. Семья уподабливалась церковному клиру.

5. Упорядочению отношений между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иерархическая стратификация

Проблема семьи на современном этапе является одной из самых важных в социальной политике государства. Сегодня с семьей связано огромное количество трудностей. В связи со сложной экономической ситуацией в стране молодые люди не заинтересованы создавать семьи, главным образом, потому, что им не на что содержать их. Вследствие этого падает рождаемость населения, и, следовательно, уменьшается процент работоспособного населения при одновременном увеличении пенсионеров. Рост молодежной наркомании и алкоголизма также способствует разрушению семейных основ. Увеличившееся число разводов за последние годы сильно сказывается на демографической ситуации в стране. Так что, мы можем констатировать, что пока в обществе не будут восстановлены нормальные семейные отношения, нашим экономическим и политическим бедам не будет конца.

Что касается моего личного мнения, то мне кажется, что понятие семья несколько изменилось за последние годы. Так, мы, представители молодого поколения, в большинстве своем склонны считать, что для создания семьи совершенно необязательно регистрировать свои отношения в ЗАГСе. Поня-

тие официальный брак заменяется в данном случае на брак гражданский .

Наши родители обвиняют нас в связи с этим в отсутствии ответственности. Однако, как мне представляется, в большинстве случаев штамп в паспорте вовсе не является гарантией ответственности и поэтому кажется лишь ненужной формальностью. Гарантией ответственности, главным образом, должно служить воспитание в человеке таких качеств, как порядочность, честность и уважение прав других людей. Именно такой подход, как мне кажется, позволит избежать в некоторой мере таких явлений, как материодиночки, аборты и детские дома.

430 . Основная тема пословиц - семейный уклад.

С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне. Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад. Птица радуется весне, а младенец - матери. Любовь да совет - так и горя нет. Не дорог подарок - дорога любовь. От хозяйского глаза жиреет и кот. Не та хозяйка, которая говорит, а которая щи варит. Сердце сердце чует. Одно сердце страдает, другое не знает. И любишь, да губишь. Коротка, что девичья память.

431 . Темы актуальные для общества: «Борьба с коррупцией», «Частное право на землю», «Обязательная воинская служба».

План очерка на тему «Обязательная воинская служба». 1. Обязательная воинская служба - призывное рабство. 2. Истоки обязательной воинской службы.

3. Как формируют армию в цивилизованных странах?

4. Альтернативная служба и профессиональная армия.

5. Закон об альтернативной службе РФ - очередная подачка призыв-

StudyPortникам. .ru

6. Вывод: обязательная воинская служба - антидемократическая мера, требующая отмены.

432 . «Страстное стремление к истине» - это духовный и творческий поиск человека. Прекрасное «в отношениях между людьми» - это любовь и дружба. Совесть - чувство нравственной ответственности. «Стремление к совершенству» - человеческий идеал; вера. «Чувство справедливости» - отношение к окружающим как к самому себе.

434. Что дают человеку знания?

Знания дают человеку если не все, то очень многое. Без знаний человек не знал бы своего прошлого, не осознавал бы настоящее, и будущее для него было бы туманно. Ведь знание - это очень широкое понятие, которое включает в себя и умение вести себя, и представление об окружающем мире, и навыки в той или иной деятельности и многое другое. Представьте себе, что человека лишили бы всего этого... Что бы было? Человек, вероятно,

тогда ничем не отличался бы от животного. Знания, таким образом, служат для нас не только путеводителем в жизни, но и удовлетворяют наши самые различные духовные потребности. Потребность узнавать новое, открывать для себя неизвестное ранее - все это заложено в человеческой природе.

Учеба - один из способов получения знаний. Народная мудрость гласит: «Век живи, век учись». Поэтому нужно брать от жизни максимум в плане образования, особенно сейчас, в молодости, когда формируется характер и мировоззрение человека. Этот же период и наиболее продуктивный для учебы. «Тяжело в учении, легко в бою» - еще одна поучительная пословица. Ее можно перефразировать в соответствии с нашей темой: чем больше человек знает, тем легче ему по жизни.

Таким образом, знания дают человеку умение жить в обществе, помогают ему найти свое место в жизни и, несомненно, делают саму жизнь интереснее и разнообразнее.

435 . Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений, умозаключений.

Суждение - форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно определяется и раскрывается через другое; мнение, заключение.

Умозаключение - вывод, заключение.

Рассуждение - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Тезис - положение, требующее доказательств.

Доказательство - факт или довод, подтверждающий, доказывающий что-либо.

Аргумент - довод, доказательство.

Анализ - метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо.

StudyPort Синтез - метод исследования явления в его единстве и взаимной.ru связи частей.

Логическое единство - неразрывность, взаимная связь суждений. Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к об-

щим выводам.

Дедукция - способрассуждения отобщихположенийкчастнымвыводам. Обобщение - общий вывод.

436. Н.А. Некрасов «Сеятелям».

Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна!

Где ж вы, умелые, с добрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!

Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...

Художественно-стилистические особенности. Метафоры: сеятель знанья, нива народная. Эпитеты: хилыми, сердечное.

Инверсии: нива народная, всходами хилыми, Градация: сейте разумное, доброе, вечное...

А.С. Пушкин «Пророк».

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, - И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,- И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи StudyPort В уста замершие мои .ru

Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул.

И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей». Художественно-стилистические особенности. Метафора: духовная жажда.

Эпитеты: мрачная, вещие, празднословный, лукавый, трепетное, пылающий.

Сравнение: отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.

Каждый день, час, минуту и даже секунду в мире происходят изменения. Мы не можем оставаться на месте, а должны идти в ногу с прогрессом. Для этого нужно развиваться, поглощая различную информацию отовсюду.

Залог успеха

Будущее любого человека зависит от багажа знаний, которые находятся у него за спиной. Они помогут построить надежный фундамент из точных целей и прочных жизненных позиций. Знания приходят к нам из внешнего мира, протекают по всему сознанию и оставляют следы на долгие годы.

Умный человек – это огромная созидающая сила, которая влечет за собой мудрость, богатство, любовь, долголетие. Только упорство и желание обучаться чему-то новому даст огромный успех в любом деле. Тот, кто много читает получает взамен большой запас слов. С каждой прочитанной книгой приходит четкое понимание мира, выстраивается характер, жизненные нравы и принципы. С такими людьми очень приятно общаться, от них можно почерпнуть много нового.

Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает. (пословица)

Вперед к совершенству

Быть всесторонне развитым – это не только интересно, но и полезно для жизни. Со знаниями человек становится самодостаточным, не требуя ни от кого ничего взамен. Все мировые заслуги, от самых маленьких и до глобальных масштабов, принадлежат обознанным, интеллектуально развитым людям. Мир вокруг нас продолжает совершенствоваться только с помощью новых знаний.

Знание подготавливает человека к будущему. Чтобы добиться в жизни успеха, оставив после себя след, а также стать полезным обществу необходимо всегда стремиться к познанию нового.

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Цели урока:

1.Познавательные: обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка.ти

2.Практические: совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

3.Общепредметные: развитие способности объединять изученные сведения в систему; развитие операций логического мышления (анализ, обобщение); проверка умений анализировать текст публицистического стиля.

Средства обучения: карточки с текстами публицистического стиля; таблица “Типы речи”, таблица “ Стили речи”, учебники (А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010), портрет В.М. Пескова.

Ход урока

I. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство со стилистическими особенностями литературных жанров.

Основная цель нашей работы на этом занятии – знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка; сбор материала к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

II. Обобщение изученного о типах речи.

– Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, вспомним ранее изученный материал.

– Вы знаете, что одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности.

Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим.

– Какие типы речи вы уже знаете?

(Описание, повествование, рассуждение)

– Вспомним, ребята, основные особенности всех типов речи.

– Что представляет собой описание?

(Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.)

– Какой ФСТР называется повествованием?

(Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях.

Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.)

– Что же мы называем рассуждением?

(Рассуждение – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства).)

– На рассуждение хочу обратить особое внимание. Во-первых, большинство предложенных в контрольно– измерительных материалах для анализа текстов является рассуждениями.

Во-вторых, мониторинг показал, что выпускники затрудняются в определении именно этого типа речи, так как не всегда ярко выражены в текстах отличительные признаки рассуждения.

– Кстати, каковы отличительные особенности рассуждения как типа речи? (Тезис, доказательство, вывод).

III. Анализ текста.

– Вам предложен текст № 1.Прочитайте его.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал “Наука и жизнь”)

1) научно-популярный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, повествование;

4) научный стиль, описание.

– Опираясь на таблицу, попробуйте определить, к какому типу речи принадлежит этот текст.

(Рассуждение)

– Докажите свою мысль.

(Мы определили по таким признакам: здесь есть ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.)

– Но не всегда рассуждение можно определить по этим признакам. В том-то и затруднение, что в ряде текстов-рассуждений не всегда ярко выражен тезис или доказательство. Но именно в таких текстах авторы объясняют какие-либо явления.

В-третьих, следует помнить, что существует три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?).

– А к какому виду рассуждения принадлежит данный текст?

(Рассуждение-размышление).

– Правильно.

– А какой стиль текста?

(Публицистический)

– Давайте выясним, а по каким признакам вы определили, что данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

– Скажите мне, чем характеризуется каждый функциональный стиль?

– Сфера применения публицистического стиля?

– Каковы функции публицистического стиля?

– Основные стилевые особенности?

– Основные языковые средства?

– Назовите основные жанры публицистики.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Сфера применения (где?) – общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования

какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу.

Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях);
  • логичность;
  • открытая оценочность и эмоциональность;
  • призывность;
  • сочетание экспрессивности и стандарта.
Основные языковые средства
  • сочетание книжной, в том числе сниженной, лексики;
  • экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляции(деление высказывания на части, соответственно их смысловой значимости), риторические вопросы);
  • изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.).
Жанры

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании

IV. Знакомство с понятием “проблемный очерк”.

– Вы перечислили основные жанры публицистики. А сегодня на уроке мы будем говорить об очерке, так как этот жанр является одним из распространенных в публицистике.

– А с какой целью мы останавливаемся подробно именно на этом жанре публицистики?

– Возможно, кто-то из вас станет работать журналистом, да и вообще, человеку с активной жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке.

– Послушайте сообщение и на основании материала учебника (стр. 248) дайте определение очерка как жанра. (Читают определение.)

– Различают очерк путевой, очерк портретный и проблемный очерк.

– Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с жанром “ проблемный очерк”. Поэтому цель нашего урока – познакомиться с содержанием и особенностями проблемного очерка; собрать материал к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

– Запишите в тетрадях тему урока “ Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера”.

– Откройте учебник на странице 262-й. Прочитайте и выпишите основные признаки проблемного очерка.

– Ответьте на такие вопросы:

  1. Что представляет собой проблемный очерк?
  2. Как строится проблемный очерк?

– Почему? (Потому что в этом тексте поднимается проблема.)

– А какая проблема? (Проблема искусства общения между людьми. А это на сегодняшний день актуально.)

V. Закрепление изученного. Анализ текста.

Святые (эпитет) места.

Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. (инверсия) Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета (метафора) к этому священному ( эпитет) месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни (инверсия) на лестнице (метонимия) , по которым прошло столько людей. А ведь (сниженная лексика) перед войной появилась идея(инверсия) снести собор и расширить Красную площадь. К счастью (вводное слово) , храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку (подчинительный союз со значением следствия) древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел (метафора) мы обязательно должны помнить свои истоки (метафора) , ибо (книжная лексика) наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать…

Однородные члены предложения, вопросительные конструкции.

(По В. Пескову)

– А теперь определите проблему, которую поднимает Василий Песков в своём тексте.

(Отношение к святым местам.)

– Определите тему текста?

(Тема исторической памяти.)

– Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором?

– Если перед нами проблемный очерк, то этот текст должен быть построен по типу рассуждения.

Докажите, что текст Пескова – рассуждение.

– Какие средства выразительности характерны для этого текста? Выпишите их.

Дополнительное задание.

– Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание.

– Объясните все знаки препинания.

– Итак, мы с вами проанализировали проблемный очерк, определили его отличительные особенности.

VI. Задание на дом.

– Используя собранный материал и знания, полученные на этом уроке, дома вы напишите проблемный очерк по прочитанному тексту В. Пескова “Святые места”. Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями, как они будут выражаться.

VII. Итоги урока.

– Подведём итоги.

Ребята, что необходимо учитывать при написании проблемного очерка?

1)основы построения;

2)наличие проблемы;

3)наличие выразительных средств

– Я надеюсь, что знания, полученные вами сегодня на уроке, пригодятся в жизни. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

История человечества насчитывает не одну тысячу лет. За это время люди прошли много ступеней развития, научились использовать окружающую среду, познали тайны природы. Технический прогресс достиг больших высот: наука не стоит на месте. Что же послужило причиной такого роста человека, что помогло ему перейти из каменного века в век высоких технологий? Я думаю, это знания.

В ранний период развития люди были очень уязвимы, и для выживания было необходимо узнавать об окружающем мире как можно больше, чтобы понимать, как избежать опасности. Люди придумывали новые способы добычи еды, учились строить дома, приручали животных. Наблюдая за природой, человек составил календарь, что очень помогло при ведении хозяйства. Новые инструменты, изобретения, технологии…Всё это появилось благодаря знаниям.

Знания играют большую роль в развитии человечества. Откуда мы их получаем? Существует много способов что-либо узнать. Мы получаем знания из наблюдений, собственного опыта, книг, интернета и телевидения, от других людей. Они могут быть нужными или бесполезными, но необходимы хотя бы для общего развития человека и всего общества в целом. Что дают знания? Прежде всего, развитие науки и техники. Учёные в лабораториях изучают предметы и явления, тем самым толкая вперёд научный прогресс. Наша жизнь, несомненно, улучшилась с изобретением электричества, автомобилей и новых средств связи, поэтому получение новых знаний также положительно отразилось на уровне жизни людей и их комфорте.

Ещё знания дают свободу. Чем больше человек осведомлён об окружающих предметах, явлениях и событиях, тем больше он ориентируется в окружающем мире, и тем труднее кому-либо навязать ему свою волю. Люди, чьи знания очень обширны, как правило, поднимаются выше остальных и способны управлять теми, чей запас знаний мало.

Если человек многое знает и умеет в какой-то области, а ещё лучше, если это несколько областей, то он становится мастером своего дела и за счёт этого становится свободнее, потому что теперь зависит от меньшего количества людей и способен обеспечить себе достойную жизнь.

Но самих знаний недостаточно, важно ещё уметь их применять в жизни, что написано в абзаце выше. Если ты многое знаешь, но не можешь этим воспользоваться, то много ли будет толку от этого? Знания должны нести пользу не только теоретически, но и практически. Как сказал знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам?».Поэтому недостаточно изучать только теорию, надо ещё уметь применять полученные знания на практике.

Как мы видим, в жизни людей знания имеют огромное значение. Без них не было бы того прогресса, что мы сейчас имеем. Может быть, мы так и оставались бы жить на уровне каменного века, если бы не стремились к знаниям. Всё, что мы знаем, делает нас сильнее и лучше, давая способность влиять на ход жизни.

Знания – сила! И чем больше мы знаем, тем больше развиваемся и идём вперёд. Я надеюсь, что в будущем люди узнают много всего нового и воспользуются этими знаниями с умом, чтобы улучшить мир, в котором мы живём.

204*. Спишите, применяя правила правописания. Определите те­мы пословиц и поговорок. Подберите к одним из них синони­мичные, к другим - антонимичные пословицы, поговорки, афо­ристические выражения. Объясните все случаи постановки тире.

1. (Не)надоб..н и клад коли у мужа с женой лад. 2. Птица радуется весне а мл..денец матер.. . 3. Любовь да свет так и горя нет. 4. (Не)дорог подарок дорога лю­бовь. 5. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 6. Не та хо­зяйка которая говорит а которая щи варит. 7. Сер(?)це сердц.. чу..т. 8. Одно сердце стр..дает другое (не)знает. 9. И люб..шь да губ..шь. 10. Коротка что девичья память.

1. С какими пословицами вы согласны полностью, с какими - частично, с оговорками, с какими - не согласны? Почему?

2. Составьте текст, полемизируя или соглашаясь с одной из по­словиц.

205*. Сформулируйте 2-3 темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте план или тезисы проблемного очерка на одну из тем.

206. К. Ушинский считал наиважнейшими для человека такие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»;

б) стремление к прекрасному «в отношениях между людьми»;

в) совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости».

Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место? Почему? Дайте обоснование письменно.

207*. «Счастье - как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть сочинение-рассуждение, т. е. аргументи­рованное.

208. Напишите очерк проблемного характера на одну из тем:

1) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?

2) Что важнее: кем быть или каким быть?

3) Что дают человеку знания?

4) Мои раздумья о людях Земли, их жизни в прошлом и бу­дущем.

При написании очерка используйте прочитанные вами худо­жественные произведения, статьи в газетах и журналах.

209*. Дайте толкование следующих слов (письменно). При за­труднениях обращайтесь к толковому словарю.

Логика, суждение, умозаключение, рассуждение, тезис, доказательство, аргумент, анализ, синтез, индукция, де­дукция, обобщение.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические во­просы и обращения, призывные интонации, граждан­ский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной.

210*. Подберите стихотворение, в котором удачно используются средства публицистического стиля, повышающие эмоциональное воздействие на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства, призывающие к подвигу, к борьбе за свои идеалы, к хорошему, светлому в жизни. Подготовьте анализ язы­ковых средств эмоционального воздействия в этом стихотворении.

Устное выступление

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады на общественно-полити­ческие, нравственно-этические темы.

Главная задача устного выступления - это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко исполь­зуются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обра­щения, реже употребляются причастные и деепричаст­ные обороты, они заменяются придаточными предложе-


ниями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпи­теты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении использу­ется и общеупотребительная лексика, и общественно-политическая, и разговорная. Если затрагиваются во­просы науки или техники, то встречаются и некоторые широкоупотребительные термины.

211. Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминани­ях» писателя В. Вересаева.

Старушка украла жестяной 3 чайник, стоимостью де­шевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяж­ных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником ста­рушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее пара­лизовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старуш­ки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначитель­ная, подсудимая вызывает не негодование, а только жа­лость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы поз­волим людям потрясать ее, то страна погибнет.

Поднялся Плевако.

Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Пе­ченеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испыта­ний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдер­жит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако оказалась решающей для присяжных за­седателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

1. Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими рече­выми средствами?

2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжест-

венного стиля. Какой оттенок придается им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок?

3. Как вы понимаете слово двунадесят! Разберите его по соста­ву. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте?

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим го­товить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить ?

1. К устному выступлению необходимо тщательно
подготовиться. А это значит, что надо обязательно про­думать содержание речи: о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать; продумать выводы и обоб­щения.

Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступле­ния: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, про­тив чего предостеречь.

2. Необходима личная убежденность оратора, доклад­чика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Но если мнение выступающего расходит­ся с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими еди­номышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже по­том выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весо­мые для слушателей факты, авторитеты.

3. Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из ге­роинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно ре­ченька журчит». Значит, нужно поработать над произ­ношением. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.


4. Выделите наиболее важные слова и словосочета­ния, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступле­нии (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

5. Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей своей главной мыслью, аргументацией, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сде­лать своими единомышленниками.

6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посред­ством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посред­ством жестов, скупых, но выразительных.

7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте пе­ред собой краткий его план, в котором должно быть: на­чало, первые фразы; основные положения, краткие те­зисы и обороты, с помощью которых вы будете перехо­дить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

8. Постарайтесь по плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух (или запиши­те на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблю­дать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдель­ных слов.

Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы бу­дете вести себя, если возникнет шум в зале или смех либо раздадутся реплики, вопросы.

Во время выступления старайтесь смотреть на слу­шателей.

Итак, публичное выступление, кроме хорошего зна­ния оратором своей темы, требует от него живости, эмо­циональности, увлеченности тем, о чем он говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

212. Запишите текст, применяя правила правописания. Составь­те его план.

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на со­браниях а может быть с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искус(?)тве орат..ров и лекторов. (Не)стоит здесь повторять все что из­вестно об ораторском искусстве. Скажу одно самое прос­тое что(бы) выступление было интересным выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точ(?)ку зрения убедить в ней материал лекции должен быть для него самого привлекательным в какой-то мере удивительным. Высту­пающий сам должен быть заинтересован в предмете свое­го выступления и суметь передать этот интерес слушате­лям заставить их почу(?)ствовать заинтересованность вы­ступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея одна мысль кото­рой подчиняются другие. Тогда выступление не только за­интересует но и запомнится.

А (по)существу всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой(либо) идеи мысли стре­митесь построить как поддер..ку того положительного что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное вы­ступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д. Лихачев)

213*. На основе теоретических сведений («Устное выступление») и текста упражнения 212 подготовьте два выступления: а) «Язы­ковые и композиционные особенности устного публичного вы­ступления»; б) «Как подготовиться к устному выступлению».

214. Прочитайте рассказ И. Андроникова (см. стр. 162). Какие вы сделаете для себя выводы о мастерстве рассказчика? Что по­могает овладеть таким мастерством? Напишите об этом.

Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устны­ми рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недо­росля» сменено и похоже изображал Сумарокова. И, как


пишет в биографии Фонвизина П. А. Вяземский, «забав­ляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар передражнивания, представлял в лицах и начальника своего - шутка невинная!».

В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Гоголь, Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображе­ния и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреп­лялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово.

Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сце­ны, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рас­сказ, рассказ «из жизни» - бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулиса­ми, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михайло Семенович Щеп­кин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «животики надрывали», воспроизводил моно­лог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Але­ны, где ни неба, ни земли, ни воды, - одна зыбь подне­бесная и часовой ходит...

Прославился в этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухопла­ватель», «У пушки», создатель легендарного образа от­ставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказы­вавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих.

Большой популярностью пользовались устные выступ­ления со сцены И. Л. Андроникова - о писателях, артис­тах, ученых. Многие из его устных выступлений записа­ны и опубликованы.

ИСТОРИЯ ЭТОГО РАССКАЗА

Это первая попытка перевести в буквы рассказ, кото­рый долгие годы существует только в устной моей переда­че и входит в число самых для меня важных «устных рас­сказов». Но...

Бумага способна закрепить текст. И бессильна передать самый «спектакль», игру - тембр голоса, манеру произ­ношения, «поведения лица», жесты, «мизансцены», а глав­ное, интонации. И тем самым интонационный подтекст.

Что касается обеда, о котором рассказ, то тут соедини­лись впечатления от многих встреч с Алексеем Николае­вичем Толстым и от единственной с Василием Ивановичем Качаловым (потом-то, когда я уже исполнял этот рассказ публично, я не раз видел В. И. Качалова). Но в ту, ран­нюю пору недостаточность впечатлений восполняла память о спектаклях с Качаловым, которые я видел по два и да­же по три раза.

Надо ли говорить, что рассказу предшествовало множе­ство интонационных «эскизов», долгие, почти непроиз­вольные поиски интонаций, тембров, психологических наблюдений, вхождений в образ, за которыми можно бы­ло бы угадать «строение характера». <...>

Алексея Николаевича Толстого я знал в продолжение двадцати лет, в различные периоды его жизни и в самых различных обстоятельствах... <...>

Вскоре в кругу друзей, а потом и перед широким кру­гом знакомых я начал воспроизводить с преувеличением характер его речи, суждения, шутки, и говоренное им, и не говоренное им никогда, но в его духе. А потом мог в его образе, его голосом, в его манере импровизировать с ходу, без затруднений, потому что в эти минуты я боль­ше был им и гораздо меньше собой.

Как-то зашли к нему соседи... По просьбе «публики» я показал Толстого и Маршака. От Алексея Толстого пере­шли к Льву Толстому, заговорили о спектакле «Воскресе­ние» во МХАТе, о том, как исполняет роль «От автора» Василий Иванович Качалов. Я стал показывать, как Кача­лов читает, и упомянул про обед у Толстого. Шварц (дра­матург) потребовал, чтобы я показал все по порядку и в лицах. (Он часто заставлял меня вводить в оборот но­вые, еще не опробованные сюжеты.) Тут он сказал:


Сейчас же расскажи, как он приехал, как встретил
его Толстой...

Я удивился:

У меня такого рассказа нет.

Нет, так будет.

Я даже не знаю, с чего начать.

А ты начни, и начнется.

Сперва они разговаривали в передней...

Так иди в переднюю и начинай. Я вышел и голосом Толстого позвал:

Туся, Вася Качалов приехал!..

И рассказал все без запинки - примерно то, что вы уже знаете. Закончил цокотом лошадиных подков, изобра­зив это цоканье языком. С детства я цокал, изображая бег лошади, но не знал, к чему применить эти звуки. Нако­нец применение нашлось.

Когда я умолк, Шварц с хохотом стал при мне разби­рать и пересказывать эту историю.

С тех пор я исполнял эту историю постоянно. 4 В клу­бах интеллигенции. 4 В гостях. 4 В концертах. В войсках Ка­лининского фронта. На Южном фронте. В партизанском отряде на Смоленской земле. Как и в других моих устных рассказах, текст каждый раз изменялся, применительно к аудитории, к ее представлениям. И каждый раз словесное наполнение и степень сходства диктовались чувством так­та по отношению к теме, к аудитории и, естественно, к изображаемым мною лицам. Но, несмотря на порою ли­хие трансформации текста, сложившаяся конструкция оста­валась. И многие части текста сохраняются до сих пор.

Вначале я исполнял этот рассказ в редакциях, в кулу­арах Ленинградской Публичной библиотеки, в Пушкин­ском Доме, в гостях. В Москве начал исполнять на своих вечерах. Наконец и Толстой увидел себя. 4 И себя - Кача­лов. 4 Потом вместе с Алексеем Николаевичем Толстым я приехал к Алексею Максимовичу Горькому. И так случи­лось, что Горький попросил повторить этот рассказ еще и еще раз для вновь прибывавших к нему гостей. А через две недели мне снова посчастливилось в четвертый раз ис­полнить его перед Горьким. И Толстой ободрял меня сво­им доброжелательным смехом. Горький же не только одоб­рил рассказы, но заметил при этом импровизационные

различия в тексте. Потом я не раз исполнял эту историю в доме Алексея Николаевича Толстого для гостей. Потом...

Потом это превратилось в воспоминание.

С ходом времени смешное улавливается все меньше. Да и сам рассказ стал строже - по исполнению. В 1946 го­ду я записал его на магнитную ленту. Затем отрывок из него вошел в телевизионный фильм. И вот, наконец, пер­вая попытка положить этот текст на бумагу. Судить о том, что из этого получилось, - не мне.

Проанализируйте синтаксис рассказа И. Андроникова: какие предложения в нем преобладают, как они оформляют­ся интонационно, как это связано со знаками препинания? Обратите внимание на виды придаточных предложений и на предложения с однородными членами, на использование причастных и деепричастных оборотов. Какова их роль в этом тексте?

215*. Учитесь импровизировать, т. е. составлять устный рассказ без предварительной подготовки: а) на фантастическую или ска­зочную тему (с описанием внешности действующих лиц); б) воспроизводя хорошо знакомые вам бытовые сцены, сцены из школьной жизни; в) по сюжетам теле- и кинофильмов, спектак­лей, художественных произведений. Старайтесь войти в роль изображаемого персонажа, запомнить ход событий и вместе с тем постоянно варьировать словесное оформление, смысловые оттенки реплик, обрисовку характерных деталей. Одну из таких импровизаций исполните в классе, на уроке.

216. Что вам чаще всего вспоминается, когда вы надолго отлу­чаетесь из своего дома? Расскажите о деталях, которые особен­но ярко вспоминаются. Расскажите так, чтобы слушатели (или читатели) вам поверили, вместе с вами почувствовали красоту и значимость того, что волнует вашу душу, хотя оно, может быть, совсем обычное, простое, неприметное для постороннего глаза (дерево, ручеек, заветная дорожка, переулок, любимое занятие дома, знакомые, родные лица). Озаглавьте свой текст так, что­бы его название и содержание отражали основную мысль. Пос­ле устного воспроизведения запишите его.

217*. Знаете ли вы лично хорошего рассказчика? Попробуйте пе­редать письменно один из его рассказов, сохраняя стиль и об­разные выражения речи (сначала устно, потом письменно).


218. Спишите и прокомментируйте каждую из пословиц: как
она характеризует устную речь? Расскажите о содержащихся в
пословицах орфографических и пунктуационных трудностях,
предварительно сгруппировав их.

1. Нач..л с кувшина конч.,л о бочке. 2. В огород.. буз..на а в Киеве дядька. 3. Много слов много ог..ворок. 4. Серде..ное слово до сер(?)ца доход..т. 5. Слова жемчуг но когда их много они теряют цену. 6. Слово с..р..бро молчан. .е золото. 7. Слово не в..р..бей вылет..т не пойма, .шь. 8. Слово молв..т с.л..вей поет.

219. Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нем
мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление
о своем понимании взаимосвязи и соотношении этих двух
свойств человеческой души, их восприятии разными людьми.

Добро (не)мож..т быть глупо. Добрый поступок никог­да не глуп ибо он бескорыстен и не преследует выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда когда он явно (не)мог достигнуть це­ли или был «лжедобрым», ошибочно добрым то(есть) (не)добрым. Повторяю истинно добрый поступок не может быть глуп он (вне)оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. (Д. Лихачев.)

ГТ1 Доклад - наиболее сложная и ответственная фор-^-Vi ма устных выступлений, отличающаяся полнотой раскрытия темы и законченностью.

В докладе, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис (основное поло­жение), который надо раскрыть, доказать, и тезисы частные. Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше, при расска­зе об устном выступлении. Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои осо­бенности .

1. Доклад тщательно готовится заранее, кратко, в виде тезисов формулируется каждое его положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказатель­ства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

2. Выступление строится с учетом главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе. От того, как присутствующие относятся к ва­шей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход все­го доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать приме­рами, обосновать авторитетными ссылками, а какой можно не развертывать или совсем опустить.

3. «Для успеха речи важно течение мысли лектора, - писал А. Кони. - Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно пре­рывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо так построить речь, чтобы вторая мысль вытека­ла из первой, третья из второй и т. д., чтобы был есте­ственный переход от одного к другому».

4. Доклад выигрывает, если перед слушателями ста­вятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием анало­гии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.

5. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняш­ние заботы и тревоги, перспективы и ожидания.

6. Выступая с докладом, можно пользоваться тезиса­ми и рабочими записями. Конкретная ситуация в ходе выступления требует (и довольно часто) особых слов, а иногда и перестройки всего выступления. При этом важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.

В докладе используются слова следует, нужно, не­обходимо, должно быть. Надо избегать семантически опустошенных слов: вот, это, это самое, так, ну, то­го, собственно говоря, мол, одним словом, можно ска­зать, э-э-э и др.


220. Подготовьте доклад о жизни одного из замечательных лю­дей науки или искусства: выдающегося русского лингвиста, географа, физика, общественного деятеля, художника, артиста.

Дискуссия

Надо уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диало­гах, диспутах и дискуссиях по возникающим пробле­мам, быть оппонентом (т. е. выступать с возражения­ми) по тому или иному вопросу. Что для этого важно ?

1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументи­рованно, доказывать истину с научным, экономическим обоснованием, убеждать не силой голоса, а фактами.

2. Защиту взглядов (своих или другого выступающе­го, если вы его поддерживаете) превращайте в наступ­ление.

3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.

4. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фак­тов, высказываний, уход от главного).

5. Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи.

6. Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зре­ния, позицию оппонента, есть немало приемов, возмож­ностей доказать ее несостоятельность. Вот некоторые из них:

а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал;

б) критикуется система доказательств: покажите, что
выдвинутый тезис не вытекает из приведенных аргу­ментов, фактов;

в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это);

г) ложный (по вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду.

221. Спишите отрывок из статьи В. Распутина «Ищите женщи­ну». В чем своеобразие позиции автора?

Жертвен(?)ость и целительность сер(?)ца были на­строением женщины и в просвещенных кругах (в)плоть (до)середины и даже за середину прошлого века о чем свидетельствует русская литература всегда умевшая чутко ул..вить внутрен(?)ие общественные звуки. Ольга Ильин­ская наде..тся победить лень Обломова Вера у Гонча­рова же в (О, о)брыве рассчитывает смягчить губительный ниг..лизм Марка Волохова Соня Марм.-ладова у Достоев­ского готовая на все чтобы спасти от отча..ния Рас-кольн..кова по бескорыс(?)ному сложению своей нрав­ственной фигуры достойны памятника коли и литератур­ным героям даров..ны теперь эти почести - чей еще образ мог бы служить указанием на велич..е женщины!