Как общество влияет на формирование целей? Влияние общественного мнения на формирование личности Человеческая личность всегда отражает влияние общества.

Как общество влияет на формирование целей? Влияние общественного мнения на формирование личности Человеческая личность всегда отражает влияние общества.

Современное общество – это сложно структурированный и в то же самое время, стремящийся к единому, глобальному стандарту ценностей механизм, на который наложили свой отпечаток наследия различных культур и традиций. Как известно, любая макросистема состоит из множества микросоставляющих, и социум здесь не исключение. Каждый отдельно взятый его представитель, так или иначе, вносит свой вклад в развитие всего «организма» в целом, но в природе всегда действует закон обратной связи и, в свою очередь, влияние общества на каждого человека не менее важно и является, чуть ли не самым главным и основополагающим его фактором.

Откуда родом?

Любой человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду, где свою роль играют присущие ей традиции, обычаи, а также религиозные и культурные ценности. Семья, ближайшее окружение и наконец, общепризнанные каноны, по которым живет тот мир, с которым мы начинаем себя ассоциировать, как только входим в сознательный возраст, как из пластилина лепят из нас то, что впоследствии станет основной нашей сущностью и определяют тот духовный и моральный вектор, ориентируясь на который, мы будем строить свою дальнейшую жизнь.

Таким образом, влияние общества на становление личности огромно и умалять его значимость на этом уровне ни в коем случае нельзя. Но и в дальнейшем, оно не прекращается. Мы постоянно оглядываемся на общепринятые правила жизни при выборе того или иного варианта взаимодействия с окружающими и пытаемся дать объективную оценку своему поведению согласно именно этим нормам. Так что влияние общества на личность человека продолжается до конца его дней. Социум может казнить, а может и короновать. Он вешает ярлыки, по которым определяется наш статус и место в иерархии себе подобных. Все это отражается на сильных и слабых сторонах нашей личности, заставляет вырабатывать умение приспосабливаться к ситуации в зависимости от обстоятельств.

Поверить или разобраться?

Но влияние общества на развитие личности заключается не только в этом. Смешение различных культурных идеологий или же их вынужденная смена (к примеру, переезд в другую страну) может привести к формированию в взятого индивидуума чувства запутанности и надлому в отдельнопроцессе переоценки ценностей, что в свою очередь, чревато различными негативными последствиями для психологического состояния человека.

Окружающий нас социум обычно четко определяет где черное, а где белое, но между этими двумя цветами в жизни, как известно, есть еще много оттенков и не смотря на бесспорное влияние общества на личность, очень многое в ее становлении и дальнейшем развитии зависит от степени самосовершенствования человека и от его стремления к состоянию внутренней гармонии и целостности, а также к компромиссному взаимодействию с окружающей его социальной средой.

Становление человека как личности происходит на протяжении всей его жизни. На данный момент существует две теории о формировании личности. С одной стороны, любая личность формируется и развивается в соответствии со своими врожденными чертами и способностями, а общественная среда при этом играет весьма небольшую роль. С другой стороны, считается, что врожденные внутренние черты и способности личности вообще никак не влияют на ее становление, и личность полностью формируется в ходе накопления социального опыта.

Однако все сводится к тому, что полноценной личностью человек не рождается, а получает необходимые качества для становления таковым в течение своей жизни. Считается, что формирование личности – это, скорее, первый шаг к становлению личностных качеств человека. Оно обусловлено множеством внешних и внутренних факторов.

Внешними являются: принадлежность человека к обусловленной культуре, социально-экономическому классу и особой для каждого семейной сфере. Внутренние же факторы включают в себя генетические, физические и биологические особенности индивидуума. Особое влияние на установление личностных качеств человека имеет окружающая его среда обитания.

Возникает вопрос: что же такое общественное мнение?

Это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлениями о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое и выражаемое большинством. Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе.

Регулирование общественных отношений является основной функцией общественного мнения. Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Воспитательная функция развивает в человеке чувство нравственной ответственности.

Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает.

Общественное мнение вбирает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы, всевозможные представления и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы, проблемам и явлениям. Оно может выражаться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.д. Общественное мнение появляется в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда, отдыха и т.д.

Однако общественное мнение может влиять на личность, как с позитивной стороны, так и с негативной.

Социум выступает неким «прессингом» для человека, воспитывая в нем конформность заставляя постоянно оглядываться на то, « » и вынуждая быть «тем, кого хотят видеть другие», и, мешая ему быть «тем, кем он действительно является».

Личностью человек может стать лишь в том случае, если им будет найден баланс между своей точкой зрения и общественным мнением. Постигнув себя как личность, заняв свою нишу на «социальной лестнице» и осмыслив жизненный путь, человек становится индивидуальностью, приобретает честь и свободу выбора, которые и выделяют его в «серой массе» как личность.

Светлана Иванова специально для сайта

Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие.

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека:

  • природная среда, климатические особенности района проживания;
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет;
  • с 3 до 11 лет;
  • подростковый, с 12 до 15 лет;
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Влияние личности на социум

Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.

По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.

Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.

При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.

Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.

Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.

Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга . А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.

Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.

Личность - продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому можно предположить, что именно общество, а не при­рода, оказывает на личность максимальное влияние. Так оно и есть. Общество способно влиять на личность или подавляя, или развивая ее. Агентов влияния иначе называют агентами социали­зации. С самим процессом социализации и воспитания мы стал­кивались в курсе обществознания для 8-9-го классов, но о том, кто и как социализирует человека, еще не говорили.

Социализация представляет собой процесс усвоения культур­ных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которо­го именуют личностью. Тема социализации находится на пересе рении двух наук - психологии и социологии, и обе они внесли за­метный вклад в ее изучение.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов, от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насеко­мые рождаются уже взрослыми, т. е. готовыми нормально функ­ционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выде­лить специальный период времени, в течение которого новорож­денный обучается и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян - несколько лет. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

У человека период подготовки к взрослой жизни является самымзатянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают юность и молодость. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества.

В. пределах человеческой истории на удлинение детства серьез­но влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому.

Собирательство требовало наименьшего времени обучения. Пе­реход к созданию запасов пищи и их хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от ус­пехов обучения.

Другой фактор удлинения детства - возникновение семьи. Появ­ление моногамии - устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка - вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добы­вать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница - воз­никновение института отцовства и на его основе формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, нача­лась история институтов.



Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере про­изводства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потом­ства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармлива­ние младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков - ро­дителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли удалось бы научить его логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обу­читься обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Одна­ко некоторые ученые предполагали, что, поскольку все необходи­мое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поко­лебала встреча с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII в. шведский ученый К. Линней. Одичавших, не ©цивилизо­ванных людей называют еще «маугли» и «детьми джунглей». Из социологов первым изучил их американец Д. Кингсли. В 1940 г. в Индии были обнаружены две девочки - восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 г. в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое име­ли нормальные биологические предпосылки к успешной социали­зации, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспо­соблены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде - мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что ос­тавленный на произвол судьбы человек перестает быть челове­ком. Ему не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной ре­чью, состоящей из 30 слов. «Изолянты» так и не научились дру­жить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человече­ском обществе они прожили не более 10 лет.

Феральные люди не могут стать полноценными членами обще­ства потому, что социализация началась у них слишком поздно. Социализация - процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить про­цесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?

(370 слов)

Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.

В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.

В романе Тургенева «Отцы и дети» общество, напротив, не может повлиять на героя. Базаров идет против него, признавая все его ценности несущественными, а иногда и откровенно надуманными. Он сам старается двигать его вперед своими открытиями, видя консерватизм и невежество российского общества. Благодаря его деятельности, застоявшийся социум обогащается новыми прогрессивными элементами вроде феминисток и нигилистов, пусть и карикатурных персонажей, но все же носителей новых идей. Они своим нарочитым, пока бесплодным протестом привлекают людей к проблеме женского бесправия и социального неравенства, а не усугубляют эти социальные катаклизмы подобно праздным и помешанным на своей личной жизни дворянам. Таким образом, если общество влияет на ведомых граждан, то яркие, самобытные личности могут сами влиять на общество.

Итак, общество во многом формирует личность, но кто-то останавливается на этом и лишь дополняет инертную массу людей, повторяющих из века в век одно и то же, а кто-то берет бразды правления в свои руки и влияет на общество сам. Значит, неизбежное влияние социума на людях отражается по-разному: кого-то учит только подчиняться, кого-то мотивирует действовать самостоятельно. Таким образом, результат в любом случае зависит от нас самих.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!