Фрейд катарсис. Значение слова катарсис, применение в искусстве, психологии

Фрейд катарсис. Значение слова катарсис, применение в искусстве, психологии

Эмоциональная сфера человека достаточно многогранна и порой неконтролируема. Здесь психологи ищут способы того, как человек может избавляться от своих негативных переживаний, не застревать в них и не копить. Можно сказать, что депрессии, апатии и хандра многих современных людей являются следствием их неспособности освободиться от тех чувств, которые у них скопились с момента наступления неприятной ситуации. Катарсис в психологии, философии и психотерапии предполагает то, что человек очищается от своих негативных эмоций.

Катарсис подразумевает под собой «очищение» души от внутренних переживаний. Это возможно лишь тогда, когда человек смиряется с ситуацией и чувствует полное удовлетворение. По жизни человек может испытывать не только положительные эмоции, но и отрицательные. Ежедневно различные ситуации и обстоятельства провоцируют в человеке напряжение и негатив. Одни люди постоянно накопляют отрицательные эмоции в себе, другие стараются с ними расстаться.

Самыми элементарными примерами того, что человек проходит через катарсис, сайт психологической помощи сайт называет:

  1. Избиение груши, после чего человек чувствует облегчение.
  2. Просмотр кинофильма, который дает некоторую уверенность в благоприятном исходе событий.
  3. Прослушивание музыки, которая расслабляет и успокаивает.

При катарсисе человек должен выплеснуть свои эмоции, освободиться от них, пережить так, чтобы их больше не осталось внутри него. И здесь могут подойти различные способы.

Так, например, аффект считается смягчающим обстоятельством при совершении уголовно наказуемого деяния. На человека было совершено нападение двумя подростками. Он смог выхватить у одного из них трубу, после чего начал защищаться, яростно избивая одного из них, пока второй убегал. Таким образом, человека осудили условно за превышение сил при своей обороне, поскольку он находился под действием аффекта. Именно в момент избиения нападавшего человек освобождался от тех эмоций, которые в нем были вызваны.

Конечно, путем физического насилия не следует избавляться от накопившихся эмоций, хотя и предлагаются такие методики, как избиение подушки или груши, на которой можно поместить фото своего обидчика. Есть множество других способов, которые помогают в высвобождении негативной энергии.

Что такое катарсис?

Достаточно разнообразными понятиями обладает катарсис, который предполагает высвобождение психической энергии, которая скопилась внутри человека в результате какого-то события. Человек должен ощутить освобождение, возвышенность через глубокое эмоциональное потрясение.

  • Катарсис в Древней Греции подразумевал освобождение души через искусство.
  • В психологии катарсис подразумевает эмоциональную разрядку различными методиками, после чего человек перестает переживать, бояться, страдать.
  • В психотерапии катарсис подразумевает восстановление в памяти тех событий, которые привели к неврологическим расстройствам. Это лишь один из этапов освобождения.
  • Психоанализ понимает под катарсисом психологический прием, когда человек реагирует той же эмоцией, которая была вытеснена в подсознание.
  • В религии катарсисом называют вытеснение из тела вредной материи.

Если обобщить все понятия и способы очищения человека от его внутренних переживаний, то катарсисом можно назвать процесс, когда человек снова испытывает те эмоции, которые в нем присутствуют, при этом это происходит безопасным для него способом, поэтому он освобождается от них, очищается.

Одним из способов катарсиса можно назвать желание выговориться. Когда человек сталкивается с чем-то волнующим и пугающим, он желает выговориться. Ему важно рассказать все, что он думает по поводу произошедшего. Он, скорее всего, не нуждается в помощи или наставлениях, а просто желает, что другой человек его выслушал, понял, согласился с его мнением, даже если сам собеседник с ним не согласен.

Обратите внимание на то, если человеку начать высказывать мнение, которое противоречит его точке зрения, в момент, когда он находится в состоянии катарсиса, то есть желания освободиться от скопившейся энергии, то он тут же вспыхивает, раздражается, негативно реагирует. Это похоже на то, как человек открывает двери, чтобы через них вышла вся вода, а этого не происходит, поскольку за дверями оказываются еще одни двери, которые закрыты.

Катарсис – это освобождение внутренних эмоций, негодования, энергии, которые возникли в определенной ситуации. Здесь человек испытывает желание освободиться от данного скопления. Кто-то включает музыку, которая говорит о том, чтобы люди плевали на все свои трагедии. Кто-то включает фильм, сюжет которого передает мысль о том, что трагедии случаются, но с ними можно справиться такими-то способами. Кто-то начинает просматривать теле-шоу, где люди кричат, ругаются, то есть страдают так же, как страдает человек, что приносит ему моральное удовлетворение.

Таким образом, если кто-то желает выговориться перед вами, вашей главной задачей будет пострадать вместе со своим собеседником и прийти к такому же мнению, к которому пришел и он. Можно ее слегка скорректировать, но не высказывать своего мнения, которое противоречит конечному решению самого человека. В таком случае вы позволите ему высвободиться от накопившейся энергетики.

Многие могли уже обратить внимание на то, что в последнее время достаточно много фильмов, передач, новостей передают ужасающую информацию. Если раньше было принято говорить о хорошем, то на сегодняшний день новости рассказывают о трагедиях других людей, фильмы уже предполагают смерть героя, а передачи постоянно транслируют конфликты между участниками. Многие возмущаются, что горя и так хватает в жизни. Почему же так много негатива показывают по телевизору?

А дело все в том же катарсисе, который предполагает, что человек переживает трагедию с другими людьми, при этом освобождается от нее. Простыми словами это можно назвать так: когда не только человеку плохо, но и другим людям, тогда он немного расслабляется. А если другим людям намного хуже, чем самому человеку, который тоже страдает, тогда он вообще может освободиться от своих переживаний, осознав их незначительность.

Катарсис – это освобождение внутренней энергии, которая не имеет своего выплеска различными способами. Человек должен ощутить облегчение, возвышенное состояние, свободу. И здесь не имеет значения, каким образом он достигнет данного состояния. Если ему необходимо увидеть чужую трагедию, тогда нужно это сделать. Если ему нужно вовлечься в что-то эстетическое и красивое, тогда нужно прибегнуть к данному способу.

Катарсиса можно достигнуть как путем душевного потрясения, так и через эстетическое наслаждение. Причем освобождению могут подлежать не только отрицательные переживания, которые часто имеют свойство накопляться, но и положительные эмоции.

Как достичь катарсиса?

Каждый человек сталкивается с различными ситуациями, которые вызывают в нем . Если в какой-то момент человек ощущает, что некая энергетика в нем остается, не дает ему свободы, не позволяет ощущать полноценности или возвышенности, значит, от нее нужно избавиться. Как достичь катарсиса?

В результате человек должен достичь пика своих переживаний, после чего они либо исчезают (сгорают), либо преображаются, то есть дают энергию для совершения определенных действий, после чего пропадают. Чтобы достичь данного состояния, необходимо следующее:

  • Признать неудачи.
  • Признать необходимость что-то поменять в своей жизни.
  • Быть готовыми преодолеть собственные страхи.
  • Достичь спокойствия.
  • Решиться на преодоление собственных переживаний.

Чтобы достичь катарсиса, следует:

  1. Мысленно вернуться в ту ситуацию, которая вызвала негативные переживания. В точности ее воспроизвести.
  2. Обратить внимание на эмоции, которые возникают. Сосредоточиться на них.
  3. Позволить эмоциям быть, отмечать, как эмоции достигают пика своего переживания.

Катарсис наступает тогда, когда человек перестает бояться тех ситуаций, которые вызывали у него неприятные эмоции. Проблемы, трудности, конфликтны, неприятности – это нужно принимать, смиряться с их наличием. Чем дольше человек бежит от пугающих ситуаций, тем меньше возможности освобождения. Как только человек признает наличие проблемы, смиряется с ее наличием, осознает, что произошло, как он поступил и отреагировал, тут же находит способы устранения ситуации.

В психологии к катарсису относятся как к способу освобождения внутренних переживаний, понимания самого себя, формирования гармонии внутри себя. Это искусство, которому следует учиться.

В психоанализе специалист пытается выявить эмоции, которые находятся глубоко в подсознании. Это можно сделать путем сновидений, обмолвок или проективных методик, когда человек на самом деле переживает то, о чем не хочет вспоминать, думать, говорить.

Философское направление в катарсисе самое востребованное – это когда человек сопереживает другим в тех эмоциях, которые ему близки. Каждый может отметить, что определенные эмоции толкают человека на присоединение к ситуации, которая случается с другими людьми и сопровождается теми же эмоциями. Когда женщина сталкивается с изменами мужчин, то она начинает просматривать фильмы и передачи на данную тематику, чтобы попереживать с другими женщинами. Когда мужчина сталкивается с проблемами на работе, то он начинает активно общаться с людьми, которые тоже терпят неудачи в рабочей сфере жизни.

Таким образом, человек снова переживает те эмоции, которые застряли в нем, однако в более благоприятной для себя обстановке. Он наблюдает трагедию за другими, позволяет своим эмоциям проявляться и бушевать, но не травмировать его лично. Таким образом, наблюдая за чужим горем, которое на эмоциональном уровне вызывает те же переживания, которые в человеке уже присутствуют, человек снова их переживает и освобождается от них. Это подтверждает тезис о том, что душевная разрядка случается путем переживания глубокого потрясения, когда чувства достигают своего пика, не подавляются и трансформируются, исчезают.

Итог

Человек должен освобождаться от своих эмоций, которые в нем появляются. Достаточно часто человек не может полностью выплеснуть свои негативные переживания. Они могут уходить в его подсознание и длительное время накапливаться, ограничивая человека в движениях, решениях. комплексы, ограничения и прочие отрицательные явления возникают на скопленных эмоциях, от которых человек может избавиться в итоге.

Катарсис – это процесс освобождения от внутренней скопившейся энергии, которая не позволяет человеку жить и двигаться дальше, а заставляет застревать, тормозить, оставаться жить на том уровне, на котором он уже живет.

Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.

Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) - деятельные механизмы К.

Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего исповедь.

К. - исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с ними связанных. "Благодаря Брейеру (Breuer J.) и особенно Фрейду (Freud S.) эта разновидность психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода. ...Мы позволяем больному выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он умалчивает о чем-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение" (Jaspers K., 1997). По Юнгу (Jung С. G.), речь идет не об интеллектуальной констатации травмирующих переживаний, необходимым является "подтверждение такого признания сердцем" (Юнг, 1988). В психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и пр.), тем более поверхностен эффект очищения.

Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. - это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. - явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не все осознанное адекватно (Атанасов Ат., 1969).

При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием "катарсическая психотерапия". В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.

См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция.

КАТАРСИС

от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

КАТАРСИС

Cathersis; Katharsis) - исповедь, признание; черная (из четырех) стадия юнговской аналитической терапии; исповедальный подход к лечению некроза, использующий эмоций, связанных с

"Начало психоанализа фактически является не чем иным, как научным первоткрытием древней истины: даже само имя, данное древнему метолу - катарсису, или очищению. является изначальным в классических ритуалах инициации (посвящения). Изначально китарсичсекнй метод состоял в том. что нацист в состоянии гипноза или без оною включался но взаимодействие со своими умственными "тылами", в то состояние, которое системы йоги на Востоке описывают как медитацию или созерцание. Однако, в отличие от йоги, целью катарсиса является достижение спорадическою возникновения в форме образов или чувств тех смутных изображении, которые отделились во мраке от невидимого царства бсссознаюльного и маячат, словно тени, перед внутренним взором. этим путем возвращаются назад вещи подавленные и забытые. Само по себе что то же приобретение, хотя подчас и болезненное, поскольку и низменное, неполноценное, и даже вовсе ничего не стоящее, никудышное все равно принадлежат мне в виде моей тени и также составляют мою суть и содержательную "массу". Разве я могу быть вполне сущностным. не прояснив свою тень? Я должен иметь и темную сторону, если претендую на целостность, - осознавая свою тень, я еще раз подтверждаю, что ничто человеческое мне не чуждо. Во всяком случае, если такое персотрытие своей собственной целостности остается частным и скрытым, то оно воспроизводит изначальные условия, из которых проистек невроз, т. е. отщепленный комплекс (the split-off complex). Скрытность продлевает мою изоляцию, и ущерб удается исправить лишь отчасти. А пугем исповеди, признания я отдаю себя "в руки" людского рода, освобождаясь, наконец, от ноши морального изгнания. Цель катарсичсского метода - полное признание: не просто мысленное осознание самих фактов одной лишь головой, но их сердечное признание и подлинное освобождение подавленной эмоции" (CW К), par. 134; ЮПП, пар. 134).

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение) - психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КАТАРСИС

катарзис) - первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (=> катартический; метод катартический). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения. Согласно ей у человека, перенесшего психическую травму и не отреагировавшего на нее вспышкой аффекта, остаются комплексные переживания, подвергающиеся вытеснению из сознания. Такого рода аффективно-насыщенные неосознаваемые комплексные переживания, находясь в сфере подсознания, являются причиной болезненных отражений в сознании и соматике. Их символами становятся симптомы невроза, психосоматического заболевания. По мнению J. Breuer и S. Freud , путь лечения таких состояний - оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний, освобождение и отреагирование "ущемленного" аффекта.

С этой целью были разработаны специальные методы психокатартической терапии (см. Брейера метод гипнокатарзиса, S. Freud применял метод свободных ассоциаций.

Современные психотерапевты, даже не принимающие психоаналитических концепций, используют в своей практике отдельные методики и приемы психокатартического лечения.

КАТАРСИС

от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.

Аристотель в "Поэтике" ввел сам термин "К." в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л. С. Выготский в "Психологии искусства" (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: "никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств"; "в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции".

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название "катартический метод" Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу. (Б. М.)

Катарсис

Catharsis) . Эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия находит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум "высвобождает" энергию агрессию либо посредством агрессивного действия, либо за счет воображаемой агрессии.

Катарсис

catharsis) Термин "К." употребляется в эстетике и в психологии иск-ва применительно к реакции зрителя, а в психотер. - в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психич. энергии. В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало "очищение", в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), "совершающего путем сострадания и страха очищение (К.) подобных чувств". В психоаналитической литературе этот термин впервые появляется в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства - часто, но не всегда травматические, - и связанные с ними чувства. Фрейд предположил, что в таких случаях психич. или нервная энергия, к-рая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название - "отреагирование". Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоан. В совр. психотер. вне психоаналитической традиции словом К. в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включ. и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. К. - центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотер. и кризисного вмешательства. Иногда то же самое наз. "выговариванием" ("talking out"), "отыгрыванием" ("acting out") или "вентилированием" ("ventilation"). В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения. См. также Сокращенная терапия, Кризисное вмешательство, Имплозивная терапия Ф. Хансен

греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Катарсис

греч. catharsis) - очищение, возвышение, оздоровление, отделение худшего от лучшего. Существует три основные значения: 1. Религиозный; 2. Медицинский; 3. Эстетический. «Катарсис» в религиозном смысле - это обряд очищения. В греческом употреблялся во множественном числе "«катармой», в латинском lustratio - очищение и умилостивления как важнейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чистота были непременным условием обращения человека к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности, обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средствами очищения служили вода и огонь. Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений: «Речь обратил тут к собравшимся Нестор, герой геренейский: «Милые дети, мое повеленье исполнить спешите: Паче других преклонить я желаю на милость Афину... Так он сказал; все заботиться наччли: с поля телицу Скоро пригнали; пришли с корабля Телемаховы люди, С ним переплывшие море; явился и златоискусник, Нужный для ковки металлов принесши снаряд: наковальню, Молот, клещи драгоценной отделки и все, чем обычно Дело свое совершал он; пришла и богиня Афина Жертву принять... Взяли телицу тогда за рога Стратион и Ехефрон; Воду им руки умыть в обложенной цветами лохани Вынес из дома Дретос, в другой же руке он с ячменем Короб держал;» Такого рода очищения подготавливали человека к общению с богом, к «эпифании» - богоявлению. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позволяло человеку обратиться к богу с молитвой - просьбой, которую божество принимало или отвергало. Второй род религиозных очищений - очищения от скверны, греховности. Такого рода очищения должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наиболее известен эпизод очищения греческого войска после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство дочь жреца Аполлона - Хриса (Хрисеиду) и ответил отказом Хрису, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «плененную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеи-оды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков. Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихий (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория представлена в поэме Эмпе-докла «О природе», учившего о существовании четырех не сводимых друг к другу стихий - огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гинпократ разовьет теорию о преобладании одной из стихий в человеке и четырех типах человеческого темперамента. Начало эстетического понимания катарсиса - очищающей роли искусства (в частности музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описывающему волшебные свойства песнопения: «Если кто сохнет) печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песню услышать служителя муз, песнопевца, о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем; о заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.» Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающегося игрой на кифаре, также содержится понимание катарсической роли искусства. Более определенно можно говорить о понимании катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где огромную роль играли пищевые очищения, прогулки, мнемические упражнения и собственно катарсис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катастрофических упражнений, суть которых состоит в восстановлении душевного равновесия. Еще более определенно очищение с душевным здоровьем связывает Платон, для которого катарсис начинается с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека припомнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очищения от преходящего, наносного. Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие он приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испытывает человек (древний грек), когда он в театре наблюдает разворачивающую на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о следующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Исследователи, и сам Татаркевич приходят к выводу, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То ость предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выдвигался психотерапевтический эффект искусства, науки и познания. Катарсис, как способ духовного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной. Качество жизни - условия жизни, уровень удовлетворения потребностей и запросов людей, содержание их образа жизни. Понятие качества жизни выполняет оценочную функцию по отношению к «образу жизни». Качество, определенность предмета, благодаря которой он является именно этим, а не другим. Благодаря качеству предмет существует и мыслится как нечто отграниченное от других. Качество проявляется через свойства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Единственное, что можно сказать о катарсисе уверенно: он благо для человека. Это проявление психики можно рассматривать хоть с медицинской, хоть с эстетической точек зрения, – результат один. Катарсис – это движение души вверх.

Слово «катарсис» появилось в Древней Греции, его русский эквивалент – «очищение» как результат переживания. Понятие, у которого практически полторы тысячи толкований в философской литературе, имеет богатую историю.

Немного истории

Греческое религиозное врачевание катарсисом называло очищение тела или души от проявлений болезни (вредной материи).

Став категорией философской, катарсис в трудах античной философии приобрел множество значений, его употребляли в связи с магией, религией, физиологией, медициной, мистерией, этикой, эстетикой, философией. Но основной оставалась трактовка об эстетическом переживании, связанным с очищением души.

Платон видел в переживании катарсиса освобождение духа от телесного бремени. Аристотель на понятии катарсиса «построил» свою «Поэтику».

В эпоху Возрождения идея великого грека о воспитательном воздействии трагедии получила дальнейшее развитие, но к этому добавилось и понимание катарсиса как эстетического наслаждения ради удовольствия.

К концу XIX века, благодаря практической деятельности немецких ученых и австрийца З. Фрейда, катарсис проник в психологию и психотерапию.

До сих пор некоторые психотерапевтические методики и приемы основаны на состоянии катарсиса: остром негативном переживании, которое, дойдя до крайней точки, резко становится позитивным.

Катарсис как самосовершенствование

О катарсисе можно говорить и как об импульсе к дальнейшему развитию личности, если сравнивать его с бурей и шквалом эмоций, переживаемых человеком при соприкосновении с культурой.

Воспринимая произведение искусства, индивид способен пропустить через себя все его события и эмоции, а значит – получить новый опыт. В данном случае катарсис становится кульминационной точкой в бескорыстном, солидарном и познающем сопереживании чувствам и делам других людей.

Эти очистительные эмоции раздвигают индивидуальные границы личности, и человек готов к восприятию новых чувств и знаний. Он преображается: он уже мудрее, свободнее, восприимчивей. Внутренний рост неизбежен.

Любая созидательная интеллектуальная деятельность обязательно содержит элементы катарсиса. Самая высокая степень их в познании.

Всякое познание ведет к самообразованию, то есть к сознательному строительству себя самого, к самосовершенствованию через постижение общечеловеческой культуры. Ведя эмоциональный диалог с культурой, человек самосозидает себя, а отсюда совершенствуется интеллект и меняется структура личности.

Психология

В современной психологии катарсис – это очищение через воображение и создание иллюзии. Психоанализ интерпретирует его как удовольствие, которое индивид получает от своих эмоций во время передачи ему эмоций других людей.

Психотерапия термином «катарсис» называет снятие напряжения, то есть эмоциональное высвобождение.

Негативные переживания, которые сидят в человеке, обязательно должны найти выход, иначе они будут угнетать и вызывать на бессознательном уровне психосоматические симптомы. Как считают психоаналитики, чтобы освободиться от болезни, нужно пройти через эмоции.

Воскрешение негативных эмоций с целью освобождения от них – в этом заключается психотерапевтическое лечение катарсисом.

Человеку для освобождения негативной психической энергии приходится неоднократно воскрешать болезненные воспоминания, вновь и вновь переживать травмирующую ситуацию. Это очень сильное напряжение для психики, так как эмоции давно загнаны глубоко внутрь.

Такой катарсис похож на подъем в рай через нестерпимые (но необходимые) муки преисподней переживаний.

По Фрейду

Зигмунд Фрейд, отталкиваясь от результатов лечения гипнозом в психотерапии, связал явление катарсиса с проявлениями истерии.

Он считал, что симптомы этой болезни формируются по причине направления психической энергии, связанной с негативными переживаниями, на уровень бессознательного.

В своих исследованиях Фрейд применил гипноз с целью вызова катарсиса для излечения от истерии. Но раз за разом он убеждался, что гипноз не может быть панацеей, так как, несмотря на очевидные положительные результаты, устойчивого эффекта от лечения не получалось: слишком большим оказался процент повторных обращений.

Отказаться от гипноза заставило ученого и то обстоятельство, что достаточная большая часть пациентов поддавалась воздействию гипноза лишь частично, или не поддавалась вовсе.

Прекратив практику лечения гипнозом, он преуспел в новой психологической технике: Фрейд разработал метод, основанный на свободных ассоциациях (так называется техника в психологии, когда пациент называет первые пришедшие в голову образы).

Термину «катарсис», несмотря на длительную историю и широкое применение, на сегодняшний день так и не дано четкого и ясного определения.

До сих пор границы его понимания колеблются от медицинского «облегчения» до общекультурного «очищения» и «просветления» души человека.

Видео: На что направлены психотерапевтические тренинги Катарсис

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.