Сложное с подчинительной связью. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях

Сложное с подчинительной связью. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь в сложных предложениях

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях, формировать умения обосновывать признаки сложного предложения с разными видами связи.

Задачи:

  1. Определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного.
  2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе , мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и приемы интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1. Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор . Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.


Подписи к слайдам:

Мысли великих писателей Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия. Максим Горький Л.Н.Толстой Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ: части автономны и связаны интонацией и сочинительные союзы БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ: части зависят друг от друга; подчинительные союзы и союзные слова СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: части автономны; интонация СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложные предложения c разными видами связи

Сочетания видов связи сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь сочинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ КАК, И Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко шумят ручьи. Сырой ветер шумел в лесах. Было слышно. Весело и звонко шумят ручьи.

СОЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилАсь. Крапива обожгла мне руки. Спина ныла. Голова кружилась. , И,

ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ КОГДА НАСТУПИЛА ВЕСНА, СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРЧЕ, ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, РАСПУСТИЛИСЬ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ. Наступила весна. Солнце стало светить ярче. Появились листья на деревьях. Распустились цветы на лугах. , КОГДА,

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. На лугах созревали травы. В некоторых хозяйствах начали косить. Надо было смотреть. Шла работа. КАК, И,

Задание 1 Составьте предложение с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. Мимикой и жестами изобразите предложение.

Творческая работа Прочитайте шуточные инструкции и сократите до одного простого предложения.

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»


Может состоять из двух и более частей. Предложения, состоящие из трёх и более частей, могут быть связаны с помощью союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи.

Проанализируем примеры:

Части этого сложного предложения соединяются с помощью сочинительного союза но: , (чтобы), но .

2. Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали (М. Лермонтов). - Предложение сложное,
состоит из трёх частей:
1 -я часть - Грушницкий споткнулся ;
2-я часть - ветка, за которую он уцепился, изломилась - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, которое находится внутри главного;
3-я часть - он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали - сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

Таким образом, первая и вторая части связаны без союза, только с помощью интонации , третья часть присоединяется с помощью сочинительного союза и:
, [, (за которую...), ], и , (если).

Возможны четыре варианта комбинаций видов связи в сложных предложениях, состоящих из трёх и более частей.

1. Закрепление учебного материала

Составьте возможные комбинации видов связи в сложных предложениях с разными видами связи:

1) сочинительная и подчинительная;
2)
3)
4)

Чтобы правильно понять смысл предложений, состоящих из нескольких частей, и верно расставить знаки препинания, рассуждайте в такой последовательности:
1) по смыслу и интонации выделите в предложении смысловые части, определите их синтаксическую роль;
2) определите, чем связаны части предложения, разделите их соответствующими знаками;
3) проанализируйте, чем осложнена каждая часть (обособленные члены предложения, вводные, однородные члены предложения ), проверьте постановку знаков препинания при них.

2. Анализ учебного материала

Спишите данные предложения. Письменно проанализируйте их по образцу, приведённому в параграфе. Составьте их схемы.

1. Первой к трубке всегда подбегала собака , она радостно и торопливо лаяла, как будто старалась рассказать ему что-то на своём собачьем языке (Ф. Искандер ). 2. Собачья конура была похожа на игрушечный домик, какие бывают в детских парках, и только чёрный круг входной дыры напоминал об её истинном назначении (Ф. Искандер ). 3. Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжёлая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далёкой высоте открылась полная луна (М. Булгаков ). 4. Этот садик выглядит весьма эффектно: площадка покрыта крупной светло-серой галькой, а растения для лучшего обзора высажены на значительном расстоянии друг от друга. 5. Он опять сделал паузу; и вдруг генерал понял, что видит перед собой преобразившегося человека: сто бесцветные глаза светились энергией, и весь он был так похож на профессора (И. Акимов ).

3. Восстановление предложений

Восстановите предложения, соединяя отдельные предложения с помощью бессоюзной и союзной связи (союзы даны в скобках). Запишите их, расставляя знаки препинания .

1. Зашумели берёзы неподалёку от костра. Чудится, что кто-то большой шагает по сухим листьям (и ) (Ю. Казаков ). 2. Они вышли на вокзальную площадь. Горели фонари. Шумел город. Снег уже успели убрать. Они оба почувствовали, что им нужно сейчас прощаться (а, и ) (Ю. Казаков ). 3. Его охватил покой, потому что день завершился. Такой покой охватывает иной раз, когда разрешишь давно мучившую тебя задачу (А. де Сент-Экзюпери ). 4. Снег падал медленно и очень важно. Хлопья его были такие большие, что казалось: с неба слетают на город лёгкие белые цветы (и ) (В. Солоухин ). 5. Где работают, там и густо. В ленивом дому пусто (а ) (Пословица )..6. Не всему верь, что слышишь. Не всего желай, что видишь. Не всё делай, что можешь (Пословица ).

4. Взаимодиктант

І. Работа в парах . Распределите в паре, кто какой мини-текст будет диктовать. Прочитайте про себя свой текст и продиктуйте тексты друг другу. Обменяйтесь тетрадями и без учебника проверьте диктанты друг друга, исправляя чужие ошибки зелёной настой.

ІІ. Проверьте свои диктанты по учебнику. Если есть ошибки, сделайте исправления красной пастой и объясните ошибки.

1. Яшка оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ивы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро (Ю. Казаков ).

2. Он никогда не хохочет, а улыбается так: зубы покажет все до одного, а кожа на щеках при этом почти неподвижна, словно перетянута, и он боится, как бы не лопнула. То же самое и когда злится: глаза совсем сжимаются, сощуриваются, губы белеют, видно, что недоволен чем-то, взбешён, а присмотришься - лицо-то почти то же, что и пять минут назад, когда улыбался (А. Волос ).

При сочетании двух подчинительных союзов: что если, что когда, так что хотя, хотя если или при сочетании сочинительного и подчинительного союзов:и когда, и если, и где, но когда и т. п. запятая между ними не ставится, если дальше идёт вторая часть союза: то, так, но .

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Определите, в каких случаях при сочетании союзов между ними необходимо ставить запятую, в каких - нет. Расставьте, где необходимо, запятые.

1. Мальчик старика боялся и когда тот изредка появлялся в их доме старался держаться от важного посетителя в стороне (А. Варламов ). 2. Веня не перебивал Родю но когда тот закончил рассказ посмотрел на него с досадой (Ю. Сотник ). 3. Он не замечал как шло время но когда глянул на часы то увидел что уже поздно (В. Шефнер ). 4. Осенью пляж был безлюден и когда мы возвращались из школы я шёл домой через пустынный пляж (В. Шефнер ). 5. Девушка бледнела от ночной прохлады и когда они выходили из сада раздвигая мокрые синеватые листья она вздрагивала (Ф. Искандер ).

6. Преобразование предложений

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

ІІ. Перестройте предложения, устраняя то в предложениях, где слово то есть, и вводя его в те предложения, где слово то отсутствует, и запишите. Как изменится пунктуация при сочетании союзов?

1. Машина подъезжала к остановке и когда была уже совсем близко шофёр свернул в ближайший переулок. 2. Я привстал с кровати и если бы не схватил руку медсестры то упал бы. 3. Мы не торопились но когда начал накрапывать дождь то мы прибавили шагу. 4. Я проспал часа четыре и когда проснулся уже стемнело.

При сочетании союзов и если, и когда, и где, и пока, и хотя и т. д. перед союзом и не всегда ставится разделяющая запятая. Проверяйте, что соединяет союз и - однородные члены предложения или части сложного предложения. Для этого мысленно уст раните предложение, присоединяемое подчинительным союзом и.

7. Выборочно-распределитель работа

Из упражнений 5 и 6 выпишите предложения с сочетанием союзов и если, и когда . Сначала выпишите предложения, в которых союз и соединяет однородные члены предложения, затем предложения, в которых союз и соединяет части сложного предложения.

8. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Прочитайте предложения. Устно проанализируйте, сколько частей входит в их состав. Охарактеризуйте каждую часть. Укажите, чем каждая часть осложнена.

ІІ. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните слитное и раздельное написание слов.

1. Я пробовал посадить ослика но он заупрямился и когда я ударил его он только недоумённо повёл ушами (Ф. Искандер ). 2. Всё это начинало мне надоедать и когда мы двинулись дальше я приметил в фасаде одного из домов углубление нечто вроде ниши защищенной от ветра (Ф. Искандер ). 3. Зверь так полюбил Никиту что когда мальчик уходил зверь тревожно нюхал воздух (Н. Лесков ). 4. Палые намокшие листья лежали тёмным настилом под деревьями и если близко подойти к ним то как будто вился от них лёгкий запах - остаток ли отданного во время жизни или уже первое тление (А. Солженицын ). 5. Дина играла с Олей и Игорем в разные игры и в доме стало шумно потому что когда в доме один ребёнок то это одно а когда больше одного то это уже куча мала (А. Рыбаков ).

ІІІ. Составьте схемы предложений.

9. Восстановление текста

І. Прочитайте предложения. Восстановите последовательность предложений в тексте. Озаглавьте его. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, объясните их постановку.

ІІ. Напишите изложение восстановленного текста.

1. Я смутно стал догадываться о связи которая существует между вещами и событиями.
2. Но у нас был настоящий рыжий и рыжеватость Алика никто не замечал.
3. И ещё я подумал что если бы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса может быть докторша к нам не зашла и ничего бы не случилось.
4. Глядя на Алика я подумал что если бы у нас в классе не было настоящего рыжего он сошёл бы за него потому что волосы у него светлые а веснушки которые он скрывал обнаружились во время укола.
(Ф. Искандер )

10. Домашнее задание

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите сложные предложения, состоящие из нескольких частей. Составьте их схемы.

Музыка... Великое никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня в век плейеров и караоке телевидения и компьютеров когда так доступны концерты и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

Да звучит очень много музыки музыки самой разной - старинной и современной так называемой «классической» и «лёгкой» исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как
разобраться сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки содержательную музыкальную пьесу от модного но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьёзного произведения которое поначалу может показаться скучным и неинтересным а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?

Совет один стараться больше знать о музыкальном искусстве его истории особенностях языка законах по которым строится музыкальное произведение (разумеется постоянно слушая много хорошей серьёзной музыки).
(М. Зильберквит )

С л о в а р ь :
Шлягер - популярная песня.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, бесплатно скачать тесты , подготовка к урокам и всё это бесплатно скачать или готовиться онлайн, книги, учебники, конспекты в помощь учителю и ученику, полный список тем по предметам и классам

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей