Как определить предложение с сочинительной связью. Что такое союзная подчинительная и бессоюзная связь

Как определить предложение с сочинительной связью. Что такое союзная подчинительная и бессоюзная связь

Сочинительная,
подчинительная и
бессоюзная связь в
сложных предложениях
Мир освещается солнцем,
А человек освещается знанием!
Пословица

Цели урока:
– образовательные:
углубить представления учащихся о структуре сложного
предложения;
отработать навык постановки знаков препинания в
сложном предложении с разными видами связи;
повторить орфограммы Н-НН в словах разных частей речи
–развивающие: развивать, сравнивать, сопоставлять,
делать вывод, совершенствовать навык самоконтроля
учебной деятельности;
–воспитательные: воспитывать потребность правильно
оценивать собственную деятельность, культуру речи.

Словарный диктант

Задание I
Словарный диктант
Рождённые в неволе медвежата, полированная
мебель, глиняные дощечки, масляный крем,
маринованный огурец, раненый боец,
масленица, желанный, старинный, смышленый
ученик, оловянный, жареный картофель,
жаренный в духовке, раненный в руку,
гостиница.

Виды сложных
предложений
Союзные
Сложносочинённые
Бессоюзные
Сложноподчинённые

Сложносочинённое предложение –
это сложное предложение, части
которого соединены
сочинительными союзами и
грамматически не зависимы друг
от друга, то есть находятся в
отношениях равноправия,
равнозначности.
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И
ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА
ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.

Сложноподчинённым предложением
называется такое сложное предложение, части
которого связаны между собой подчинительными
союзами (или союзными словами) и находятся в
отношениях формального неравноправия.
Пример: . Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную
повесть. (М. Лермонтов)
Первая часть – главная, а вторая –
зависимая(называемая придаточной частью).
Зависимость второй от первой части формально
обнаруживается в самой возможности логического
вопроса от главной к зависимой. Связаны части с
помощью подчинительного союза чтоб.

БЕССОЮЗОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЧАСТИ
КОТОРОГО СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ И
ИНТОНАЦИИ.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев)

Задание 2
Устная коллективная работа.
Дайте характеристику предложений.
1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я
провёл изгнанником два года незаметных.
2. В саду было тихо, и лишь откуда-то
издали доносился шум колёс.
3. Я знал: удар судьбы меня не обойдёт.

Задание 3 .
Определите виды связи.
1. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все
они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает
людей, обещает им счастье и славную жизнь. (А.
Платонов)
2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало
легко. (В. Арсеньев)


(В Сухомлинский)


изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

Задание 3 .
Ответы.
1.У памятника сейчас же собирались дети,
прохожие, и все они умолкали в ожидании
музыки, потому что она утешает людей,
обещает им счастье и славную жизнь. (А.
Платонов)
- Сочинительная и подчинительная:
2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и
на душе стало легко. (В. Арсеньев)
- Бессоюзная и сочинительная:

Задание 3 .
Ответы.
3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся
бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.
(В Сухомлинский)
- Бессоюзная и подчинительная:
- , если()
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы
решили сделать остановку, но неожиданно наши планы
изменились: слишком мало времени было у нас в
запасе.
- Сочинительная,подчинительная, бессоюзная:
[ , (когда...), ], но :

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях, формировать умения обосновывать признаки сложного предложения с разными видами связи.

Задачи:

  1. Определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного.
  2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе , мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и приемы интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1. Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор . Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.


Подписи к слайдам:

Мысли великих писателей Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия. Максим Горький Л.Н.Толстой Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ: части автономны и связаны интонацией и сочинительные союзы БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ: части зависят друг от друга; подчинительные союзы и союзные слова СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: части автономны; интонация СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложные предложения c разными видами связи

Сочетания видов связи сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь сочинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ КАК, И Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко шумят ручьи. Сырой ветер шумел в лесах. Было слышно. Весело и звонко шумят ручьи.

СОЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилАсь. Крапива обожгла мне руки. Спина ныла. Голова кружилась. , И,

ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ КОГДА НАСТУПИЛА ВЕСНА, СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРЧЕ, ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, РАСПУСТИЛИСЬ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ. Наступила весна. Солнце стало светить ярче. Появились листья на деревьях. Распустились цветы на лугах. , КОГДА,

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. На лугах созревали травы. В некоторых хозяйствах начали косить. Надо было смотреть. Шла работа. КАК, И,

Задание 1 Составьте предложение с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. Мимикой и жестами изобразите предложение.

Творческая работа Прочитайте шуточные инструкции и сократите до одного простого предложения.

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»


Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.

Бессоюзные предложения с сочинительной связью — это бес-союзные предложения, которые по структуре и смысловым отношени-ям между их частями идентичны сложносочиненным предложениям. Эти два типа предложений отличаются друг от друга только наличием или отсутствием соединительного союза (в бессоюзные предложения можно подставить соединительный союз, а из сложносочиненного предложения, наоборот, убрать).

Структурно такие бессоюзные предложения могут потенциально состоять из неограниченного числа предикативных частей, поэтому они называются открытыми бессоюзными сложными предложениями (или бессоюзными предложениями открытой структуры).

Открытое бессоюзное предложение, состоящее из нескольких рав-ноправных частей, называет, перечисляет ряд последовательных или одновременных событий или явлений:

Луна стоит над прозрачной горой, Неверным светом запита окрестность, Ряд кипарисов выстроились в строй, Их тени побежали в неизвестность (В. Я. Брюсов)

Такие бессоюзные сложные предложения оформляются однотонной перечислительной интонацией, то есть все части предложения интониру-ются одинаково. Кроме того, все части бессоюзного предложения объе-динены одной ведущей темой. Порядок следования частей бессоюзного предложения свободный, то есть можно легко менять части местами.

Бессоюзные предложения с подчинительной связью — это бес-союзные предложения, которые и по структуре, и по смысловым от-ношениям между частями идентичны сложноподчиненным предложе-ниям. Такие бессоюзные предложения состоят только из двух частей и называются закрытыми бессоюзными сложными предложениями (или бессоюзными предложениями закрытой структуры).

Фиксированный (не свободный) порядок расположения двух частей закрытого бессоюзного предложения помогает установить смысловые от-ношения между этими предикативными частями, то есть при перестанов-ке частей бессоюзного предложения изменяются смысловые отношения между ними или разрушается предложение в целом. Например, в пред-ложении Я опоздал: машина сломалась вторая часть сложного предложе-ния сообщает причину, а в предложении Машина сломалась — я опоздал вторая часть есть следствие того, о чем сообщается в первой части.

Части такого сложного предложения оформляются пояснительной интонацией (одна часть поясняет другую) или контрастной интонаци-ей (первая часть предложения характеризуется очень высоким тоном, вторая — понижением тона). От смысловых отношений между частями сложного предложения в устной речи зависит интонация, а на пись-ме — выбор знака препинания (двоеточие или тире).

Между частями закрытых бессоюзных сложных предложений уста-навливаются различные типы смысловых отношений, то есть опреде-ляется смысловая роль придаточной части по отношению к главной. Можно выделить такие разновидности: Материал с сайта

  1. Изъяснительное бессоюзное предложение — бессоюзное слож-ное предложение, в котором первая часть содержит опорные слова — глаголы, требующие дополнения, изъяснения, распространения, что и является содержанием второй части: Я знал: удар судьбы меня не обойдет (М. Ю. Лермонтов).
  2. Пояснительное бессоюзное предложение — бессоюзное слож-ное предложение, в котором вторая часть раскрывает, конкретизирует, поясняет содержание первой части (часто отдельного слова или сло-восочетания первой части): Весь город там такой: мошенник на мо-шеннике сидит и мошенником погоняет (Н.В. Гоголь).
  3. Бессоюзное предложение обоснования и причины — бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого содержит обоснование или причину того, о чем говорится в первой части: Не спится, няня: здесь так душно! (А.С. Пушкин). Печален я: со мною друга нет (А.С. Пушкин).
  4. Бессоюзное предложение с предикативной конструкцией след-ствия — бессоюзное предложение, вторая часть которого является след-ствием действия, названного в первой части предложения. Некоторые бессоюзные предложения с причинной предикативной конструкцией можно превратить в предложения со следственной предикативной кон-струкцией. Для этого достаточно поменять местами предикативные конструкции: Я открыл окно: было душно (причина). Было душно — я открыл окно (следствие).
  5. Противительное бессоюзное предложение — это предложение, во второй части которого выражается резкое противопоставление тому, о чем говорится в первой части: Я с самого начала знала про стихи — я ничего не знала о прозе (А. А. Ахматова).

Противопоставление в бессоюзном сложном предложении часто связано с отрицанием:

Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь (С. А. Есенин)

Многие бессоюзные предложения характеризуются многознач-ностью смысловых отношений между частями сложного предло-жения; эти отношения зачастую не поддаются однозначному ис-толкованию: границы между различными значениями размыты и недостаточно четки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • предложения с подчинительной бессоюзной связью
  • подчинительная сочинительная и бессоюзная связь в одном предложении
  • предложения с подчинительной сочинительной и предикативной связью
  • предложение с бессоюзной и сочинительной связью
  • сост.предложение с бессоюзной и сочинительной связью