Различаются два основных типа синтаксической связи слов в предложении: сочинительная и подчинительная . Сочинительной связью соединяются равноправные, независимые друг от друга слова, являющиеся в предложении однородными членами: Густые и сочные травы сулили богатый покос (М.Исак,). При подчинительной связи одно слово является главным, а другое зависимым. От главного слова к зависимому ставится вопрос: яркое солнце (солнце какое?), очень полезный (полезный в какой степени?). Подчинительная связь более тесная, чем сочинительная. Словосочетаниям свойственна только подчинительная связь. Существует 3 вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание .
Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Основной вид согласования свойствен словосочетаниям: белая берёза, стройный тополь. При согласовании с изменением форм главного слова изменяются формы зависимого слова: белой берёзы, белой берёзе, белую берёзу. Зависимость подчинённого слова от главного выражается с помощью окончаний. При согласовании в словосочетаниях главным словом является существительное, а зависимым - прилагательное или другая часть речи, склоняющаяся подобно прилагательному: первый урок, решенная задача, моя книга. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. В составе предикативного сочетания (сочетания главных членов) наблюдаются другие виды согласования. Глагол-сказуемое согласуется с именительным падежом существительного в числе: грачи прилетели; Солнце светит. В форме прошедшего времени единственного числа и в форме условного наклонения единственного числа глагол согласуется с существительным в числе и роде: Туман рассеялся; Скорее пришёл бы отец!
Управление - такой вид связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение-существительное, субстантиват) ставится при главном в определённом падеже без предлога или с предлогом. Например: встретить друга (в,п.), верить другу (д.п.), думать о матери (пр.п.), лечить больного (в,п.).
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: встретить друга, встречу друга, встретив друга. Зависимым словом при управлении всегда является существительное или слово, заменяющее существительное (местоимение, субстантиват). Главным словом может быть глагол, существительное, прилагательное, наречие: читать книгу, книга сестры, добрый сердцем, вдали от дороги.
По наличию или отсутствию предлога при зависимом слове различают предложное и беспредложное управление: работать за товарища, поступить в институт - предложное управление; топать книгу, верить другу, чтение книги - беспредложное управление.
Зависимость существительного при управлении выражается только его окончанием, если нет при нём предлога, и предлогом и окончанием, если предлог есть (работать за товарища).
Примыкание - это вид связи, в который вступает неизменяемые слова и формы. Примыкание - связь в основном смысловая. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия, сравнительная степень прилагательных: повернуть направо, привычка курить, идти прихрамывая, пришли дети постарше. Объединению примыкающих слов в составе словосочетания помогает контактное расположение слов, отсутствие паузы между главным и зависимым словом при чтении предложения, т.е. интонация предложения. Например: Друзья повернули направо; В лесу дышится легко.
Подчеркнём, что вид синтаксической связи зависит от принадлежности слов к части речи, а не от их синтаксической роли в предложении. Так, зависимые существительные всегда управляются, хотя они могут быть в предложении и дополнениями, и обстоятельствами, и несогласованными определениями, например: читать книгу (доп.), читать на кушетке (обет.), книга брата (несогл. определение).
Согласование, Управление, Примыкание напомните? и напримере, если не трудно!
управление употребляются с предлогом (но может быть и примыканием, поэтому лучше проверять вопросом). управление отвечает на вопросы родительного падежа: кого? чего?
н. п.: Читай (про кого?) про себя
Типы подчинительной связи слов в предложении или словосочетании бывают трех видов: примыкание, управление, согласование. Каждый тип обладает своими признаками и особенностями, различать которые просто необходимо. Стоит отметить, что одно из заданий на Едином государственном экзамене в части "В" является задание на определение этого вида, либо поиск нужного словосочетания определенного типа.
Согласование, управление, примыкание: правило
Итак, все три типа подчинительной связи подстраиваются под одно общее правило: чтобы определить тип для начала нужно определить главное слово и от него задать вопрос к зависимому, после чего определить часть речи главного слова. Именно для этого требуется отличное знание самостоятельных и служебных частей речи. Согласование, примыкание, управление - это своего рода фундамент для правильного построения речи и текста. Знание этой основы поможет успешно справиться с заданиями повышенного уровня на Едином государственном экзамене.
Примыкание, управление, согласование
Итак, согласование - это тип подчинительной связи, главным словом в котором является существительное, а зависимое всегда стоит в том же падеже, роде и числе. Следовательно, при изменении главного слова меняется и зависимое. Зависимыми словами могут являться местоимения, прилагательные, причастия или числительные. Например: на седьмом этаже, радостное известие, около моей машины .
Управление - это тип подчинительной связи, когда главное слово является управляющим для зависимого. В таких ситуациях главным словом выступает, как правило, глагол, однако нередки случаи, когда управляет зависимым словом существительное или деепричастие. Очень важно не спутать типы связи при главенствующих деепричастиях и причастиях. Например: думать о книге, девушка из города, придя домой . Стоит отметить, что словосочетания типа "нет дождя" будут относиться также к управлению.
Примыкание, управление, согласование - это три кита, на которых строится основа правильной и гармоничной речи. Третий и последний тип связи - это примыкание, в котором главным словом является В таких ситуациях слова связаны лишь по смыслу, а общих грамматических признаков у них нет. Как правило, таким словом будет наречие или инфинитив. Основной особенностью является и то, что главным словом может являться Именно это вызывает особую трудность. В пример можно привести следующие словосочетания: его собака, быстро пришли, нельзя учить .
Примыкание, управление, согласование - это типы подчинительной связи. Определить его достаточно легко. Главное - правильно задать вопрос и определить честь речи главного слова. Также стоит знать несколько тонкостей этого правила, таких как тип связи при притяжательном местоимении и при наличии слова «нет». Знание этого правила поможет на Едином государственном экзамене, так как задание на определение типа связи находится в блоке заданий с повышенным уровнем.
Подчинительная связь — связь, передающая такие отношения между элементами языка (словами или частями сложного предложе-ния), когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй — зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного пред-ложения:
медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.;
Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Б. Л. Пастернак)
Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно (О.Э. Мандельштам)
Для выражения подчинения в русском языке используется целый ряд грамматических средств: окончания в форме зависимого слова, различные служебные слова (предлоги, послелоги, подчинительные союзы и союзные слова), порядок слов, интонация.
Внутри подчинения принято различать три его разновидности: со-гласование, управление и примыкание.
Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором грамматические характеристики главного слова повторяются в зависи-мом. При этом если меняется грамматическая форма главного слова, то обязательно меняется и форма зависимого слова, например: смелый человек, смелого человека, смелым людям.
Согласование может происходить по роду, числу, падежу — как по отдельности, так и по всем этим грамматическим категориям одно-временно: тогда его называют соответственно неполным и полным. Так, в случаях на семи ветрах и город Москва наблюдается неполное согласование, а в словосочетаниях пишущая машинка и этот дом со-гласование будет полным.
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором глав-ное слово требует от зависимого определенной формы того или иного падежа, и при изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется, например: строит дом, строили дом, построив дом. Как правило, требование определенного падежа связано с лексико-грамматическими характеристиками главного слова.
В ряде работ различают понятия сильного и слабого управления. В случае сильного управления главное слово жестко предопределяет появление при нем конкретной падежной формы зависимого слова, это зависимое слово необходимо при главном, т.к. их связывают опреде-ленные смысловые отношения: читать учебник, просмотр фильма, наедине с тобой. Слабое управление не предполагает обязательного распространения главного слова какой-либо падежной формой, появ-ление зависимого слова может быть факультативным: сильный духом, улыбнуться шутке.
Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических харак-теристик, и подчинение одного слова другому проявляется не фор-мально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация.
Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где за-висимые слова в принципе не имеют форм словоизменения. Такими являются наречия, деепричастия, инфинитивы, некоторые прилага-тельные, формы сравнительной степени, например: смотреть иско-са, быть умнее, плакать не переставая. Как правило, в большинстве школьных учебников только такие случаи и относят к примыканию.
В лингвистической литературе примыкание может пониматься более широко, и тогда выделяют так называемое падежное примыка-ние (предложное и беспредложное). К нему будут относиться случаи типа видеться каждый день, платье из ситца, их семья. При па-дежном примыкании чаще всего выражаются либо определительные отношения между словами (как в последних двух примерах), либо обстоятельственные — обычно пространственные (лежать на диване, стрелять из окопа). Материал с сайта
Эти случаи не считаются управлением, поскольку при управле-нии именно главное слово должно определять падеж (с предлогом или без) зависимого слова. Здесь же скорее зависимое слово выбирает для себя ту или иную падежную (или предложно-падежную) форму, и этот выбор зависит от конкретной ситуации и от лексического значения именно зависимого (а не главного) слова. Например, можно поставить в качестве определения при слове платье зависимое существительное и в родительном падеже (платье сестры), и в винительном с предло-гом в (платье в горошек), и в родительном с предлогом из (платье из шелка), и в творительном с предлогом с (платье с запахом) и т.д.; при глаголе видеться зависимое слово не обязано стоять только в винитель-ном падеже без предлога (как в видеться каждый день), оно может выбрать для себя и какую-то другую форму (видеться по выходным, видеться через день, видеться в конце недели и т.п.). Следовательно, не существительное платье и не глагол видеться заставляют зависимые слова стоять в определенной форме, а эти слова сами решают, какой падеж и предлог им выбрать. Поэтому случаи такого рода могут трак-товаться как примыкание.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
Цель : познакомить с различными способами связи в словосочетаниях, научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Запись слов в словарик.
Традиция, идеал, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск.
Проверка домашнего задания (упр. 65), «по цепочке».
3. Опрос учащихся.
– Что называется словосочетанием?
Расскажите о строении словосочетаний?
Каковы основные признаки словосочетаний?
На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
Что показывает схема словосочетаний?
Практические задания на закрепление материала.
Выборочный диктант.
На доске написаны слова. Выпишите только словосочетания.
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя, в течение часа.
Объясните, почему словосочетаниями не являются: возле леса, лес и поле, от засухи и зноя, в течение часа.
4. Работа с упр. 66, стр. 31. Работаем устно.
5. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 32.
1. связь слов в словосочетании..
Самостоятельные части речи соединяются в словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.
Пренеприятное известие прил.+ сущ.
Превосходный результат прил.+ сущ.
Прибрежные заросли прил.+ сущ.
Приближающейся бури прич.+ сущ.
Этого пристанища мест.+ сущ.
Второе приглашение числ. (поряд)+ сущ.
если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (записываем на доске вопросы, схемы и вид связи).
Вопросы:
Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)
Приведите примеры согласования. (ранняя осень – ранней осенью, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).
2) Управление.
Х__________
Приведение к знаменателю сущ. + сущ.
Х________
Увидел привидение гл. + сущ.
Х__________
Примчаться к тебе гл. + мест.
Х________
Призадуматься над задачей гл. + сущ.
Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного – это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе; товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас).
3) Примыкание.
Х__________
Прибыть неожиданно гл. + нареч.
Нежно прикасаться нареч. + неопр. форма гл.
Очень небрежно нареч. + нареч.
Х__________
Спал сидя гл. + деепричаст.
Х__________
Говорил улыбаясь гл. + деепричаст.
Если зависимое слово наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.
2. Значение словосочетаний.
В словосочетании выделяется три вида значений: определительное, обстоятельственное, дополнительное.
1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой, который? Чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.
2) обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать.
3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей: прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, вдали от берега.
Закрепление темы.
6. Работа с упр. 71, стр. 34. выполняем письменно, с комментированием «по цепочке».
7. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 35-36.
8. Работа с упр. 77, стр. 37.
9. Самостоятельная работа с упр. 72, стр. 34
10. Проверочная работа на степень усвоения изученного материала. Тестовая работа.
Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А. медведь заревел
Б. заревел неистово
В. заревел и схватил
Г. схватил за комбинезон
Найдите словосочетание по его грамматическому признаку –
«действие и его признак»
А. спуститься с горы
Б. бег трусцой
В. легко преодолеть
Г. ходить по лесу
Отметьте словосочетания, у которых вид связи – согласование.
А. сидеть в машине
Б. весёлая музыка
В. очень тепло
Г. счастливо улыбаться
Отметьте словосочетания, у которых вид связи – управление
А. развевающегося флага
Б. ничем не интересовался
В. шел медленно
Г. присутствовать на митинге
Отметьте словосочетания, у которых вид связи – примыкание.
А. серый от пыли
Б. очень грязный
В. поворот налево
Г. возвратиться из похода.
Найдите ошибки в управлении.
А. директор магазина
Б. опираться на фактах
В. верящий в победу
Г. уверенность в победу
Д. з. & 7, упр. № 8