Нужно ли поднимать руки во время намаза. Поднятие рук в молитве

Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было микрофонов и громкоговорителей с усилителями. Обычно за имамом стояли тысячи молящихся людей. Поэтому люди, стоящие позади имама , не всегда могли определить начало намаза, не услышав своими ушами открывающий такбир. Это было большой проблемой того времени. Поэтому надо было придумать такой способ, чтобы все сзади имама стоящие люди могли заранее узнать о начале намаза и вовремя присоединиться к намазу за имамом. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед началом намаза поднимал свои руки выше плеч до уровня головы, это было определяющим знаком о начале намаза для всех присутствующих. А сподвижники, которые стояли позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), повторяли его действия и поднимали свои руки выше плеч точно также, чтобы другие позади стоящие также были в курсе о начале намаза. Других логических объяснений этому действию нет и не будет! Передают, что Абу Са"ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил у своих сподвижников склонность вставать в задние ряды. Он сказал: «Идите вперед и молитесь, повторяя мои движения, и пусть стоящие позади вас молятся, повторяя ваши движения. Люди не перестанут отступать назад, пока Аллах не сделает их последними » (Муслим). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Ключом к молитве является чистота, началом – такбир, а концом – приветствие». Если бы от поднятие рук что-то зависело в намазе, то в Коране и Сунне обязательно было бы об этом указано. Поднятие рук означает всего лишь произнесение такбира и начало намаза. При этом, запомните , пожалуйста, что уровень нахождения большого пальца рук во время такбира никакого отношения к намазу не имеет, т.к. здесь самое главное вовремя увидеть знак о начале намаза и предупредить таким же знаком других присутствующих о начале коллективного намаза. Вот весь секрет поднятие руки перед началом намаза. Доказательством того, что поднятие рук перед началом намаза является всего лишь «знаком » о начале намаза, служат эти хадисы:

» (Абу Дауд). Независимо, поднимете ли свои ладони до уровня плеч или до уровня ушей, ваши действия будут правильными. Поэтому нельзя фанатически зацикливаться на положение ладоней во время открывающего такбира – хотите поднять до мочек ушей, поднимайте, хотите поднимать ладони до уровня плеч, действуйте. Только запомните , пожалуйста , навсегда, что нет ни одного хадиса о том, что во время такбира надо прикасаться большими пальцами рук своих мочек ушей, это больное воображение безграмотного человека! Среди ученых также сущуствуют разного рода споры о том, надо ли совершать поднятие рук после первого такбира или нет, т.е. перед руку‘ом, после руку‘а и после ташахуда, поднимаясь на третий рака‘ат. Но об этом ниже. Сначала о главном.

И так, как уже выяснили, намаз начинается со слов: «Аллаху Акбар », т.е. с «открывающего такбира». Среди ученых существуют много противоречий и разногласий по поводу поднятие рук при первом и последующ ем такбирах, а также по поводу , когда именно произнести такбир при первом поднятий рук перед началом намаза. До нас дошли много хадисов, на первый взгляд противоречащих и опровергающих друг друга по смыслу, т.к. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по разному поднимал свои руки во время первого такбира - иногда до уровня плеч, иногда до уровня мочек ушей, иногда до такбира, иногда во время такбира, иногда одновременно. Бухари и Муслим передали хадис от Ибн "Умара, где сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимал руки на уровень плеч, а потом возвеличивал Аллаха. Муслим передал другой хадис от Малика ибн Хувейриса, где говорится, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки после возвеличивания Аллаха. В других хадисах от Ибн "Умара говорится, что он делал это единовременно (Бухари, ан-Насаи, Абу Давуд). Вайль ибн Хаджар передал хадис: «Я видел Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он начинал намаз, то поднял обе руки до ушей. Потом (через несколько дней) я увидел сахабов, что в начале намаза они поднимают свои руки до груди, в то время на них были надеты теплые одежды и накидки » (Абу Дауд). Из прямого смысла приведенного хадиса, причиной поднятие рук сподвижниками только до груди является не Сунна, а накидки и тёплые одежды на них, которые стесняли их движение. Малик ибн Хувейрис рассказывает: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) при произнесении “Аллаху акбар” поднимал руки до уровня ушей ». А в другом хадисе сказано: «Поднял их до мочек ушей » (Муслим).

Как видите из вышеприведенных хадисов, на первый взгляд один хадис противоречит другому хадису. Но из-за этого нельзя разделяться на секты и утверждать, что только определенная секта на правильном пути, что только они правильно понимают Сунну. Наоборот, из этих противоречий как раз следует сделать закономерный вывод, что поднятие рук не является важным элементом в намазе. Все эти на первый взгляд противоречивые хадисы как раз доказывают, что на самом деле нет никаких противоречий, потому что все эти движения разрешены в намазе. Поэтому нельзя относиться фанатично и слепо следовать за каждым хадисом, как их трактует ваш малограмотный учитель. Как вам нравится, так и поступайте, не будет ошибок в ваших действиях, если одновременно начнете поднимать руки и возвеличите Аллаха или сначала поднимете руки и только потом возвеличите Аллаха. Но в то же время не забывайте, что ученые были единогласны в том, что нельзя возвеличивать Аллаха до поднятия рук. Наконец, поднимать руки следует на ваше усмотрение, либо до уровня плеч, либо до уровня кончиков ушей, чуть выше или чуть ниже, как хотите, как вам удобно, ваш намаз ни в коем случае не зависит от этих движений рук.

Я лучше всех из вас помню, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я видел, что произнося слово "Аллах превелик", он поднимал руки до уровня плеч; когда совершал поясной поклон, то упирался руками в колени, а затем сгибал спину, когда поднимал голову, то выпрямлялся, пока все позвонки не возвращались на свои места; когда совершал земной поклон, то опирался руками о землю, не расставляя их широко, но и не прижимая их к телу, и при этом кончики пальцев его ног были обращены к К » (Бухари). Таких хадисов, где указыва ю тся поднятие рук только в начале намаза, очень много.

Хочется особо акцентировать ваше внимание еще на одной фитне, когда одни ученые предлагают во время поднятие рук плотно сжимать свои пальцы, а другие растопыривать, понимая нижеприведенный хадис по своему: Сообщается, что Са"ид бин Сим"ан сказал: «(Однажды) к нам в мечеть бану зурайк зашёл Абу Хурайра и сказал: "Есть три вещи, которых не совершают люди, тогда как Посланник Аллаха всегда совершал их. Когда (Пророк) становился на молитву, он поступал так", и Абу "Амир сделал жест рукой. (Потом Абу Хурайра) сказал: «Он не растопыривал пальцы и не сжимал их (Аль-Хаким). Эти действия также никакого отношения к намазу не имеют, действуйте, как вам хочется. Только не усложняйте , пожалуйста , вашу религию и заставьте замолчать недоброжелателей - кафиров, которые зарабатывают свои очки в разногласиях между учеными и разного рода течениями в Исламе. Запомните только главное действие согласно Сунне, когда поднимаете свои руки, ладони должны быть открытыми и направлены в сторону Киблы.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом её служит такбир. Имеется в виду "такбират аль-ихрам" - произнесение слов "Аллаху акбар" (Аллах Велик) в начале молитвы молящи й ся, который поднимает руки до уровня мочек ушей, а завершением – таслим. Таслим - завершающий элемент молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова "Ас-саляму "аляй-кум уа рахмату-Ллах" (Мир вам и милость Аллаха) » (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи).

Среди ученых также сущуствуют разного рода споры о том, надо ли совершать поднятие рук после первого такбира, т.е. перед руку‘ом, после руку‘а и после ташахуда, поднимаясь на третий рака‘ат. Данный вопрос обычно называется “рафа‘ ядейн”. И это есть тот самый рафа‘ ядейн, который был позже отменен из-за ненадобности. Из-за таких ненужных вопросов, не имеющих никакого значения в намазе, мусульмане делятся на разного рода секты, враждуют друг с другом, обзывают друг друга неприятными прозвищами. Имам Бухари и имам Муслим нашли только два хадиса в защиту рафа‘ ядейн, которые соответствуют их условию, причем такие путаные, что даже не подходят для доказательства.

Я ниже приведу несколько хадисов из числа известных и достоверных в качестве доказательств своих слов. Как говорил выше, в первое время хиджры, когда было много безграмотных людей, только что принявших Ислам, очень трудно было Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) учить их правильному совершению намаза. Поэтому прежде чем начать какое-то движение, т.е. перед переходом с одного положения в намазе в другой, чтобы сзади стоящие люди были готовы к поклонению, он заранее предупреждал об этом своих сподвижников, поднимая свои ладони вверх перед каждым своим движением, как и в начале намаза. Еще раз акцентирую ваше внимание на то, что от этих поднятий рук в намазе ничего не зависит! В свете хадисов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и высказываний сахабов, привёденных ниже, даже малограмотному человеку станет ясно, что рафа‘ ядейн надо делать только во время такбира тахрима, после этого в остальном намазе нигде его делать не следует, т.к. смысла нет в этих движениях в наше время – в предупреждений о переходе в следующий рукн в намазе, когда голос имама и так слыш но через громкоговорители во всех мечетях. Это подтверждается из следующих хадисов, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижники со временем оставили рафа‘ ядейн и стали делать его только перед началом намаза:

‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) делал рафа‘ ядейн, то мы тоже его делали, а когда он перестал его делать, то мы тоже перестали » («Бидаи‘» т.1, стр. 207). Как видите из этого хадиса, со временем эти движения были отменены.

Ибн Мас"уд передает: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром и "Умаром, и они поднимали руки только в самом начале намаза » (Ибн "Ад и, аль-Бейхаки, ад-Даракутни).

‘Алькама рассказывает, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Не прочитать ли мне вам намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ? » После чего он прочитал намаз, в котором он поднял обе руки только во время первого такбира, (т.е. такбира тахрима) (ат-Тирмизи). По мнению Ахмада ибн Ханбала, Дара Кутни, ибн Катана, ибн Дакика Аль-‘ида Малики и имама Насаи, достоверность этого хадиса нельзя оспорить («Кашф ал-Му‘дилат» стр. 179). В Абу Дауд этот хадис приводится следующими словами: «Он поднял обе руки только один раз ». У имам а Насаи еще привод я тся слова Суфьяна: «Он сделал рафа‘ ядейн только один раз ». Мухаммад ибн Джабир Ямани передал этот хадис до того, как ослеп, поэтому он сохранен от всякого смешивания. В книге Дар Кутни передаётся, что Исхак ибн Аби Исраил, передав этот хадис, говорит: «Во всем намазе мы поступаем по этому хадису » (Дар Кутни, стр. 111).

Со слов Бараа ибн ‘Азиба передается: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) произносил “Аллаху акбар” для того, чтобы начать намаз, он поднимал руки, пока его большие пальцы не приближались к мочкам ушей, и после этого больше их не поднимал » (Абу Дауд, Дар Кутни). Бара ибн ‘Азиб передаёт в другом хадисе: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), как он поднял свои руки в начале намаза, затем до завершения намаза больше их не поднимал » (Абу Дауд).

Салим передаёт от своего отца ‘Абдуллы ибн ‘Умара, что тот говорил: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он начал читать намаз, то поднял свои руки до плеч, и когда хотел совершать руку‘ или выпрямиться из руку‘а, то не поднимал их (т.е. руки). И также не поднимал их между двумя сажда » («Сахих Абу ‘Авана» т.2, стр. 90). Имам Абу ‘Авана, включая Суфьяна ибн ‘Уену, упомянул всего четырёх передатчиков этого хадиса. Четвёртый передатчик из них – это учитель имама Бухари имам Хумейди. Поэтому данный хадис приводится в самом «Муснад Хумейди» из этого же источника этими же словами. В книге «Мудауванатуль Кубра» (т.1, стр. 69) передаётся: «Ибн Вахаб и ибн Касим от имама Малика, он от Шахаба Зухри, а он от Салима, а он от своего отца ‘Абдуллы ибн ‘Умара передаёт: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал свои руки до плеч, когда начинал намаз ». В этом хадисе упоминается поднимание рук только во время такбира тахрима. Во время руку‘а, после руку‘а или после ташахуда рафа‘ ядейн не упомянуто.

Бухари, Бейхаки, Хаким, Табрани и ибн Аби Шейба передали от ‘Абдуллы ибн ‘Умара и от ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не надо поднимать руки, кроме как в семи местах: в начале намаза, при “истикбали кыбла”, на ас-Сафа и аль-Марва, в Арафате и Муздалифе и при «рами джамарат » .

Асим ибн Кулайб передаёт от своего отца Кулайба, который был одним из учеников ‘Али: «Ученики ‘Али поднимали руки только при такбире тахрима, затем в намазе при других действиях не поднимали » («Муатта имам Мухаммад» стр.94, Тахави т.1, стр. 110 и «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236).

Асвад рассказывает: «Я видел ‘Умара, что он поднял руки только при первом такбире, и больше их не поднимал » (Тахави т.1, стр. 111, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 237).

Мугира рассказывает, что он рассказал хадис Вайля ибн Хаджара Ибрахиму Нах‘и, что тот видел, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал свои руки, когда начинал намаз, затем, когда совершал руку‘ и выпрямляясь из руку‘а. Услышав этот хадис, Ибрахим Нах‘и сказал: «Если Вайль ибн Хаджар один раз видел, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал это, то ‘Абдуллах ибн Мас‘уд пятьдесят раз видел, что он не делал этого » (Тахави т.1, стр. 110).

Имам Малик говорит: «Мне сообщили На‘им Аль-Маджмар и Абу Джа‘фар Аль-Кари о том, что Абу Хурайра бывал их имамом в намазе. Каждый раз, когда он вставал или садился, то произносил “Аллаху акбар”, а поднимал свои руки только при произнесении “Аллаху акбар” в начале намаза » («Муатта имам Мухаммад» стр. 90, «Китабуль Худжат» т.1, стр. 95).

Бейхаки передаёт со слов ‘Ауфи: «Абу Саид Худри и ‘Абдуллах ибн ‘Умар поднимали свои руки только во время такбира тахрима, и больше этого не повторяли » («Ауджуз Аль-Масалик» т.1, стр. 206).

Для тех людей, которые всегда любят спорить со всеми, привожу слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов » (23:1-2), где Аллах хвалит только тех верующих, которые смиренны в намазе. В другом аяте Аллах приказывает верующим быть смиренными и не делать лишних движений: «И стойте перед Аллахом смиренно » (2:238). Прочитав эти предостережения Аллаха, каждый разумный человек сразу поймёт, что рафа‘ ядейн и другие лишние движения во время намаза противоречат спокойствию в намазе и не согласуются с Кораном, поэтому все они нежелательны! Нет никакой логики в этих действиях! Еще одним доводом в пользу этого мнения являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Почему вы делаете знаки руками ?» Хадис Джабира ибн Самуры по этому поводу передали Муслим и Абу Давуд. В нем сообщается, что сподвижники, произнося слова приветствия в конце намаза, вытягивали руки в обе стороны. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил им поступать так, сказав: «Вам достаточно, положив руки на бедра, поприветствовать миром ваших братьев справа и слева ». Джабир ибн Сумра передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) подошёл к ним и спросил: «Что случилось? Я вижу, что вы поднимаете свои руки, они похожи на хвосты прыгающих коней. Проявляйте спокойствие в намазе » (Муслим).

Передают, что Абу Хумейд ас-Са"иди рассказывал: «Я лучше всех из вас помню, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я видел, что произнося слова "Аллах превелик", он поднимал руки до уровня плеч; когда совершал поясной поклон, то упирался руками в колени, а затем сгибал спину, когда поднимал голову, то выпрямлялся, пока все позвонки не возвращались на свои места; когда совершал земной поклон, то опирался руками о землю, не расставляя их широко, но и не прижимая их к телу, и при этом кончики пальцев его ног были обращены к К ибле: когда он садился после двух рак"атов, то усаживался на левую стопу и приподнимал пятку правой стопы; а когда садился после последнего рак"ата, то приподнимал пятку правой ноги, просовывал под нее левую ногу и усаживался на ягодицы » (Бухари).

Женщины поднимают раскрытые ладони только до уровня плеч и складывают руки как на груди, так и вдоль тела могут опустить во время намаза.

Внимание! Статья написана «суннитским» учёным маликитского мазхаба Мухаммадом ат-Танваджийяви аш-Шинкити. Как известно, маликиты опускают руки во время намаза, как и шииты. Мы воспроизвели эту статью целиком.

Предисловие

Учёные-мухаддисы говорят, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, любил следовать за людьми Писания в том, о чём не было ничего ниспослано, и что это было до того времени, как распространился Ислам, и что после этого он отвернулся от следования людям Писания.

Ученейший Шейх Мухаммад аль-Хизр ибн Майяба в книге «Подтверждение опускания» приводит, что имамы аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа вывели достаточное количество хадисов, в которых утверждается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил согласие с людьми Писания в том, о чем не было ниспослано ничего в Коране, однако оставил это после распространения Ислама. Это происходило по причине того, что люди писания изначально были на истине, а, например, зороастрийцы не имели никакой божественной основы, и, возможно, что такое действие со стороны Посланника Аллаха имело определённую цель. Из примеров таковых действий было, например, то, что он перестал расчёсывать волосы на два пробора. Среди таких вопросов, по мнению некоторых учёных, и рассматриваемая нами тема. В пользу этого мнения свидетельствует то, что передал Ибн Абу Шайба, учёный-мухаддис, знаменитый множеством своих работ и сборников, от Ибн Сирина, известного таби’ина, что тот был спрошен как-то о том, держит ли совершающий молитву правой рукой левую, на что он ответил: «Это было только из-за византийцев». Также передается от Хасана аль-Басри, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Как будто вижу я иудейских духовников, возлагающих в молитве свои правые руки на левые». И этот же хадис передавался от Абу Маджализа, ‘Усмана ан-Нахди и Абу аль-Джауза, и все они крупнейшие учёные-таби’ины.

Таким образом держат руки иудейские духовники и византийские первосвященники, как на то указанно в вышеупомянутых приданиях. Кроме того, об этом свидетельствуют слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Из того, что достигло людей со времён первого пророчества: если не стесняешься, то делай что пожелаешь, и возлагать правую руку на левую во время молитвы». Подобный же хадис вывели Имамы аль-Байхаки и ад-Даракутни через ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Три вещи из пророчества: разговляться как можно скорее, принимать пищу перед постом до последнего момента и возлагать правую руку на левую».

А ведь известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, через некоторое время, после проживания в Медине, запретил следовать за людьми Писания и брать от них дела, и даже разозлился на ‘Умара ибн аль-Хаттаба, когда тот принёс некий листок с проповедями и религиозными решениями людей Писания; и тогда он сказал, что если бы Муса, мир ему, был жив, то последовал бы за ним (т. е. Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует).

Таким образом, установлено из шести «Сахихов», что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поначалу любил согласие с людьми Писания в том, что не было ниспослано ему. В том числе установлено, что держание рук в молитве - это действия людей Писания, и это то, что даёт нам ясно понять причину действий Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а также причину оставления этого действия в дальнейшем. Подробнее разъясним ниже.

Некоторые доказательства из Сунны об опускании рук

Доказательств опускания рук в молитве много, приведём некоторые из них в кратком изложении:

Хадис от Имама ат-Табарани в его «Большой истории»: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, во время молитвы поднимал руки до ушей, и, произнося такбир: „Аллаху Акбар“, - опускал их». Достоверность этого хадиса подтверждает его согласие с хадисом от Абу Хамида ас-Са’ади, который был выведен имамами аль-Бухари и Абу Даудом. Его смысл соответствует хадису Абу Хамида ас-Са’ади (см. книгу «Подтверждение опускания» Ибн Майяба, стр. 32).

Из доказательств опускания рук также хадис от Абу Хамида ас-Саади, который был выведен имамами аль-Бухари и Абу Даудом и приводится в «Суннан» Абу Дауда через Ахмада ибн Ханбаля, сказавшего: «Абу Хамид собрался примерно с десятью сподвижниками, среди которых был Сахль ибн Са’ад, и они вспоминали молитву Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. И сказал Абу Хамид: «Я вас научу молитве Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Они спросили: «Почему? Клянёмся Аллахом, ты не более нас следуешь ему и не старше нас сподвижничеством». Он же сказал: «Нет». Они сказали: «Представь нам». Он сказал: «Он, когда вставал на молитву, поднимал руки напротив своих плеч, затем проговаривал такбир, пока каждая кость не установилась ровно на свое место, затем читал, затем проговаривал такбир и делал поясной поклон…» (Хадис Абу Хамида достоверен с точки зрения Абу Дауда и аль-Бухари).

Затем, когда он закончил, они сказали: «Ты прав». И известно также, что руки у стоящего человека находятся по его бокам, а не на груди. А Сахль ибн Саад - передатчик хадиса «И людям было приказано возлагать правые руки на левые» - находился среди присутствующих, и если бы он не знал хадис об оставлении действия, то напомнил бы, что он забыл возложить руку на руку, но он сказал ему, что он был прав (см. «Суннан» Абу Дауда, том I, стр. 194, а также «Подтверждение опускания рук» Мухаммада аль-Хизра ибн Майяба, стр. 18-32. У Хамида ас-Са’ади приводится иной риваят в описании молитвы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, где описывается оставление рук на своём месте. Этот риваят действия, упомянутый имамами ат-Тахави и Ибн Хибаном, приведен Ибн Майябой в книге «Подтверждение опускания рук» на стр. 39).

Из доказательств этого также то, что приводится от Хафиза ибн ‘Абдульбарра в книге «Знание»: «Имам Малик привел хадис об опускании рук от ‘Абдуллаха ибн аль-Хасана» (Имам Малик приводит хадис об опускании рук от ‘Абдуллаха ибн аль-Хасана со слов Ибн ‘Абдульбарра, а его условие достоверности хадиса в четвёртой степени, согласно терминологии хадиса. (cм. «Подтверждение опускания рук» Ибн Майяба, стр. 39).

Из доказательств также то, что учёные подтверждают, что ‘Абдуллах ибн Зубайр не держал руки на груди и не видел никого, кто бы так держал руки. Хатыб аль-Багдади в «Истории Багдада» приводит, что ‘Абдуллах ибн Зубайр взял описание молитвы от своего деда - Абу Бакра ас-Сиддыка, да будет доволен им Аллах. И это подтверждается тем, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не держал руки в молитве (см. «Подтверждении опускания рук», стр. 38, а также книгу «Решающее слово», стр. 24. Это риваят его действия, но также приводится от него, что он держал руки на груди, хотя очевидно, что так он поступал ранее. Риваят от Ибн Абу Шайба и Хатыба аль-Багдади, от Ахмада ибн Ханбаля. Источник и передача от Ахмада, как это разъяснили Ибн Майяба и Шейх ‘Абид).

Из доводов также то, что приводит Ибн Абу Шайба от Хасана аль-Басри, Ибрагима ан-Нах’и, Са’ида ибн аль-Мусаййиба, Ибн Сирина и Са’ида ибн Хубайра: «Они не держали руки во время молитвы на груди, а они из числа крупнейших таби’инов, бравших Сунну от Сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и любое знаний уступает степени их знаний и богобоязненности» (см. «Подтверждение опускания рук», стр. 33).
Точно также Абу Муджализ, ‘Усман аль-Нахди и Абу аль-Джауза считали, что держание рук на груди касается непосредственно первосвященников иудеев и христиан. Также Ибн Сирин был спрошен о возложении правой руки на левую в молитве, на что он ответил: «Это было только по причине византийцев». Хасан аль-Басри сказал: «Сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Как будто вижу я иудейских духовников, возлагающих в молитве свои правые руки на левые» (см. предыдущий источник, стр. 34; передано от Ибн Абу Шайба).

Также из доказательств об опускании рук в молитве приводятся слова ученых о том, что это либо разрешено, либо рекомендовано. Когда же один из учёных-шафи’итов попытался сказать о нежелательности этого, ему был дан ответ, что сам Имам аш-Шафии в книге «Аль-Умм» сказал, что ничего страшного нет, если кто-то не будет возлагать руку на руку в молитве. А что касается держания рук на груди, то в этом есть мнение о желательности, мнение о нежелательности, и мнение о запрете. И основным доводом требующих оставления этого действия является хадис, который приведён в обоих «Сахихах»: «Дозволенное явно и явно запретное, а между ними сомнительное». О запрете этого действия говорили Мухаммад ас-Сунависи в книге «Излечение груди», аль-Хитаб и другие, когда они вели речь о держании рук в молитве. (см. «Аз-Зад аль-Муслим», том I, стр. 176).

Из доказательств также хадис человека, плохо исполнившего молитву, приводимый в риваяте аль-Хакима, соответствующем условиям имамов аль-Бухари и Муслима. В этом хадисе говориться об обязательных (фард) и желательных действиях в молитве. Среди перечисленного нет указания на держание рук в молитве. Вот что говорится в хадисе: «После того, как плохо совершивший молитву человек попросил обучить его, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что ему сначала надлежит совершить омовение, затем произнести такбир, затем восхвалить Аллаха, затем прочесть из Корана то, что было позволено ему Аллахом, затем произнести такбир, и совершить поясной поклон, возлагая ладони на колени, пока не успокоятся и не выровняются все части тела. Затем произнести: «Сами’ Аллаху лиман хамидах», и принять стоячее положение, так чтобы каждая косточка вернулась на свое место. Затем выровнять позвоночник, затем произнести такбир и совершить земной поклон, упираясь на лоб, пока не успокоятся все части тела. Затем выровняться и, произнеся такбир, поднять голову и усесться прямо и выпрямить позвоночник. И он описал так молитву, пока не закончил. После этого он сказал: «И не является что-либо молитвой одного из вас без совершения этих действий». Это риваят аль-Хакима, в котором явно охватываются фарды и желаемые действия в молитве, однако держание рук не упоминается. И говорил Ибн аль-Кисар и другие, что это из наиболее ярких доказательств на отсутствие необходимости держать руки в молитве (см. книгу «Решающее слово» Шейха ‘Абида аль-Макки, стр. 9. - старейшего муфтия маликитов в Мекке).

Из похожих хадисов, указывающих на отсутствие упоминания о держании рук среди рекомендуемых действий в молитве, есть тот, который вывел, заверив его достоверность, Абу Дауд от Салима аль-Баррада, сказавшего: «Мы пришли к ‘Укбе ибн Амиру и сказали ему: «Расскажи нам о молитве Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Он встал и произнёс такбир, затем, когда совершил поясной поклон - возложил ладони на колени, а пальцы были ниже этого и локти разведены, пока каждый член тела не установился, а затем сказал: «Сами’ Аллаху лиман хамидах», и встал, пока каждый член не установился. Затем произнёс такбир и совершил земной поклон, возложив ладони на землю, и развёл локти, и так - пока не установился каждый член на своём месте. Затем произнёс такбир и, подняв свою голову, сел, пока каждый член не установился, затем повторил действие. Затем выполнил четыре рака’ата также как и первый. Затем сказал: «Таким образом выполнял молитву он, да благословит его Аллах и да приветствует». И ученым этого хадиса достаточно, и нет нужды в дополнительном доводе о том, что держать руке не относится к желательным действиям в молитве, ибо тут они были представлены в полной мере. Он указывает на то, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, оставил держание рук, если оно и имело место до того момента.

И из доказательств также запрет на связывание в молитве. А у учёных держать руки означает их связывание, как об этом сказано в книге «Решающее слово» на стр. 35. В хадисе Имама Муслима, от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, говорится, что он сказал одному из молящихся со сплетенными волосами на голове: «Что ты делаешь? Я слышал как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, это подобному тому, как если бы молился связанный» (см. книгу «Тайсир аль-Вусуль аль-Джами’ аль-Усуль», том II, стр. 243).

Из доказательств также то, что опускание рук - в природе людей. А следование за природным чувством - это правило у большинства учёных Уммы, из которого берётся довод, если ему нет противоречия в Шариате, как, например, презумпция невиновности. И было сказано в «Муртака аль-Усуль»:

И одним из видов следования природе -
Оставлять всё на своих местах,
Как, например, презумпцию невиновности,
До тех пор, пока не докажут обратное.
А это основанное на доказательстве из Шари’ата,
Опровергая презумпцию невиновности.

Смотри трактовку Мухаммада Йахьи аль-Уаляти в «Муртака аль-Усуль» на стр. 315. Это правило используется, например, в случае если кто-либо притязает на деньги человека, последний не должен доказывать ничего, если только против него не засвидетельствуют другие. Ибо сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Или два твоих свидетеля, или твоя клятва».

Наконец, из доказательств также хадис, который вывел Имам Ахмад ибн Ханбаль в своем «Муснаде», в котором говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в последствии запретил следовать за людьми Писания. И это случилось после того, как он любил следовать за ними в том, о чём не было ниспослано ничего. А держать руки, это - из действий людей Писания, т. к. привел это Абу Шайба от Хасана аль-Басри, Ибн Сирина и других имамов, как мы говорили об этом выше. Вот то, что мы привели в качестве доказательств, достаточных для подтверждения верности приведенных в книге «Мудаввана» слов о нежелательности держания рук в молитве.

Упоминание хадисов о держании рук и их слабость

Одним из таких хадисов является хадис, приведенный Имамом Маликом в «Муватте» от ‘Абдулькарима ибн Абу аль-Мухарика аль-Басри о том, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Из слов первого пророчества: если не стесняешься, то делай, что хочешь и держать руки, одна из них на другой во время молитвы». ‘Абдулькарим, передатчик хадиса - оставленный (матрук). Ан-Насаи сказал: «Не передавал Имам Малик хадисы от слабого, кроме как от Абу аль-Мухарика, поистине он отрицаемый». Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб» сказал: «Он слабый и не используются его слова как доказательство».

Хадис, который вывел аль-Бухари в комментариях (таалик). Этот хадис передавал аль-Канаби от Малика, от Абу Хазма, от Сахля ибн Са’ада, что тот сказал: «Людям было приказано возлагать правую руку на левую в молитве». Абу Хазим сказал: «Я не знаю его. Думаю, это приписывается Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует». Затем аль-Бухари сказал: «Ибн Абу Увайс сказал: «Приписывается», а не «приписывает». И этот хадис нашел слабым аль-Бухари, так как в нём есть неизвестный передатчик и по этой причине он становится остановленным-маукиф (из слов сподвижников), а не поднятым-марфу (из слов Пророка). Ад-Дани сказал: «Риваят с „приписывает“ от Абу Хазима» (см. «Шарх аль-Муватта» аз-Заркави). Ибн ‘Абдульбарр в «Ат-Такасси», сообщил, что он - маукуф. И он передал, что, вероятно, это действие идет от халифов и амиров (см. «Оправдание опускания рук», стр. 7).

И из доказательств также то, что вывел аль-Байхаки от Ибн Абу Шайба, от ‘Абдуррахмана ибн Исхака аль-Васити, от ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что тот сказал: «Из сунны в молитве - возлагать ладонь на ладонь под пупком». Ан-Нанави в «Шарх аль-Муслим» сказал: «‘Абдуррахман аль-Васити - слабый по единогласному мнению учёных хадиса» (см. «Подтверждение опускания рук», стр. 13). Махмуд аль-‘Айни сказал: «Иснад этого хадиса к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, не достоверен» (см. книгу «Решающее слово» Шейха Мухаммада ‘Абида аль-Макки, стр. 7). Также ‘Абдуррахман аль-Васити передаёт от Зайя ибн Зайда ас-Саваи, а он неизвестен. Неизвестным его определил трактат «Ат-Такриб».

И из доказательств то, что вывел Абу Дауд от Хаджаджа ибн Абу Зайнаба, сказавшего: «Я слышал Абу ‘Усмана, передающего от ‘Абдуллаха ибн Масуда, что тот сказал: «Как-то увидел меня Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в молитве с правой рукой на левой и переложил левую руку на правую». Имам аш-Шаукани сказал, что данный хадис слабый. А аш-Шаукани был из тех, кто держал руки, и в нём нет подозрений. Проблема хадиса в Хаджадже ибн Абу Зайнабе, у этого хадиса нет подтверждающих хадисов. Ибн аль-Мадани сказал, что этот Хаджадж слабый, а ан-Насаи сказал, что он не сильный. Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб» сказал, что он иногда ошибается. В этом иснаде также присутствует ‘Абдуррахман ибн Исхак аль-Куфи, о котором Имам ан-Навави сказал, что он слабый по мнению всех (см. «Решающее слово» Ибн ‘Абида аль-Макки).

Также хадис: «Мы пророки, и нам было приказано как можно скорее разговляться, задерживать сухур (приём завтрака в день поста) и возлагать наши правые руки на левые». В книге «Подтверждение опускания рук» приводиться от имама Байхаки, что этот хадис пришел только от Абдульхамида, известного под именем Тальха ибн Амр, от Ата’и, от Ибн ‘Аббаса. Об этом Тальхе Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб» сказал, что он оставленный (матрук). Также передается от Йахьи ибн Маина и от аль-Бухари, что он ничего не значит (см. «Подтверждение опускания рук»).

Также хадис от аль-Байхаки о словах Его, да возвысится Он: «Молись Господу своему и закалывай» - от Руха ибн Мусаййиба, от ‘Умара ибн Малика ан-Накри, от Абу аль-Джауза, от Ибн ‘Аббаса, что тот сказал: «Возложил правую руку на левую». О Рухе один из передатчиков хадиса, Ибн Хиббан, сказал, что он передает подложные хадисы и не разрешается передавать от него. А о втором передатчике, Амре ибн Малике, Ибн Хаджар сказал, что у него есть ошибки. И в книге «Подтверждения опускания рук» от Ибн Ади приводится, что его хадис отрицается и что сам он воровал хадисы. Кроме того, слабым его считал Абу Йа’ла аль-Маусули. Этот хадис невероятно слаб (см. «Подтверждение опускания рук», стр. 15).

Также из этого то, что он вывел, но не прокомментировал от Зухайра ибн Харба, от Афана, от Хамама, от Мухаммада ибн Джахада, от ‘Абдульджаббара ибн Ваиля, от Алькама ибн Ваиля, от его отца Ваиля ибн Хаджара, что тот видел, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поднял руки в момент вхождения в молитву до высоты своих ушей, затем укрылся своей одеждой, затем возложил правую руку на левую. Автор «Подтверждения опускания рук» сказал: «Этот хадис не достоверен с трех сторон. Первая - Алькама ибн Ваиль, передатчик хадиса от своего отца, не достиг возраста передачи хадиса. Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб» сказал: «Алькама ибн Ваиль не слышал от своего отца (см. том II, стр. 35).

Вторая причина: в риваятах хадиса от Абу Дауда много путаницы в цепочке передатчиков (иснаде); кто хочет убедиться в этом пусть смотрит «Подтверждение опускания рук» на стр. 6. Третья слабость заключается также и в самом тексте хадиса, конкретно в риваятах хадиса, переданного Абу Даудом, сказавшим: «От Ваиля приходят два риваята, во втором из которых не упоминается держание. Также риваят, который приходит от Куляйба этими же словами, но с различными добавлениями». И он сказал: «Далее, во время сильного холода я видел людей, двигающих руками под одеждой». Ибн Майяба сказал: «Эта прибавка, если ты принимаешь ее, делает последнюю часть упраздняющей первую, так как держание не означает движение, и двигать руки не значит их движение в языке, а Асым ибн Куляйб, передатчик данного хадиса, был мурджиитом». Ибн аль-Мадини сказал о нём: «Его слова не доказательство, если нет подтверждения» (см. «Решающее слово» Шейха Мухаммада ‘Абида аль-Макки, стр. 4).

Также из доказательств держания то, что вывел аль-Байхаки в риваяте от Йахьи ибн Абу Талиба, от Ибн аз-Зубайра, что тот сказал: «Атта’ приказал мне спросить Са’ида ибн Джабира о положении рук в молитве, и тот ответил: «Над пупком». Байхаки сказал: «Это наиболее достоверный хадис по данному вопросу». Ибн Майяба сказал: «Это удивительно, т. к. о Йахье ибн Абу Талибе, передатчике хадиса, Муса ибн Харун сказал, что он свидетельствует о лжи в его словах. И приводится от Абу Дауда, что он перечеркнул все, что было у него записано с его передачи, и, таким образом, его слабость стала очевидна» (см. «Решающее слово» Шейха Мухаммада ‘Абида аль-Макки, стр. 7).

И из доказательств хадис от аль-Байхаки, от Шуджа ибн Мухалляда, от Хашима, от Мухаммада ибн Абана, от ‘Аиши, что она сказала: «Три вещи из пророчества: как можно более быстрое разговение, задержка приема пищи перед постом до последнего момента и возложение правой руки на левую». О Мухаммаде ибн Абане Имам аз-Захаби в «Аль-Мизан» передает от аль-Бухари, что он не знает, чтобы тот слышал от ‘Аиши. А о Шуджа ибн Мухаллиде Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб» передает, что аль-Укайли упомянул его среди слабых (см. «Тахзиб ат-Тахзиб», том I, стр. 347). Таким образом, становится ясна слабость передатчика.

И из доказательств то, что передал Имам ад-Даракутни от ‘Абдуррахмана ибн Исхака, от Хаджаджа ибн Абу Зайнаб, от Абу Суфьяна, от Джабира, сказавшего: «Как-то прошел Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, мимо человека, молившегося, возложив левую руку на правую, и, взяв его правую, возложил на его левую». В этом иснаде присутствует ‘Абдуррахман ибн Исхак, о нем упоминалась в пункте № 4. Имам ан-Навави сказал о нем, в своем «Шарх аль-Муслим», что все сошлись на его слабости. В иснаде этого хадиса также имеется Хаджадж ибн Абу Зайнаб, о слабости которого тоже упоминалось в четвертом пункте этой главы. Аль-Мадани сказал о нём, что он среди слабых, а ан-Насаи сказал, что он не сильный, Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб» сказал, что он ошибается (см. том I, стр. 159). Также в иснаде упомянут Абу Суфьян, известный также как Тальха ибн Нафи’ аль-Васити. Аль-Мадани сказал, что ученые хадиса считали его слабым. Ибн Маин был спрошен о нем, и он сказал: «Он словно ничто» (см. «Подтверждение опускания рук», стр. 14, а также «Такриб ат-Тахзиб», том I, стр. 339).

И также, хадис от Хульба ат-Та’и, который вывел ад-Даракутни от Саммака ибн Харба, от Кабиса ибн Хульба, от своего отца, сказавшего: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был нашим имамом и брал левую руку правой». Ахмад ибн Ханбаль о Саммаке ибн Харбе сказал, что он путается в хадисе, а Шуаба и Суфьян считали его слабым. Ан-Насаи сказал, что если он передает хадис один, то это не доказательство. Шейх ‘Абид говорит, что с этим хадисом Саммак пришел один. В нем также есть Касыба ибн Хульб, о котором в «Тахзибе» сказано, что он неизвестный передатчик. Имам ат-Тирмизи добавляет, что этот хадис оборванный (см. «Решающее слово», стр. 6).

Мы завершили то, что хотели собрать, и более не остается чего-либо достойного упоминания. Мы желали, с одной стороны, обучить студентов, увеличить их знания, направить на обучение хадисам и словам учёных-мухаддисов о них, до того, как пользоваться ими в качестве доказательств в утверждении какого-либо положения из положений Шари’ата.

Заключение

После этого нам стало понятно превосходство доказательств из Сунны об опускании рук и известности этого действия в маликитском мазхабе. Эта известность зафиксирована всеми ‘алимами других мазхабов, и мы хотим указать всем на то, что ни от одного ученого других мазхабов не приходит слово о порицании опускания рук в молитве; оно находится у них на среднем положении между разрешением и желательностью, в отличие от держания. Относительно ненр есть слово о порицании, слово о запрете, которые признают наряду со словами о дозволенности и желательности. В этом случае действует правило хадиса, на котором сошлись: «Халяль явное и харам явное, а между ними сомнительные дела…». Этот хадис со всей очевидностью представляет держание рук как сомнительное, которое если будет оставлено, то в этом будет положительный момент для религии, ибо в держании рук есть сомнение запрета и возможность желательности. Этот момент был разъяснен ученейшим Шейхом Мухаммадом ас-Сануси в его книге «Шифа’ ас-Садр Бари аль-Масаиль аль-Ашр».

А если добавить к этому слова, которые он передает от Имама аш-Шафи’и, сказавшего, что цель держания правой руки на левой - это их успокоение от движения, и если человек не поигрывает ими во время держания опущенными, то нет необходимости возложения их. Итак, становится понятно, что он не считает держание сунной в случае, если руки будут находиться в покое.

Также приведем, что Ибн Раджаб упомянул в трактате «Шарх аль-Бухари», что Ибн Мубарак сообщил в своей книге «Аз-Зухд» от Мухаджира ан-Наххаля, что при нем было упомянуто держание рук в молитве, на что он сказал: «Какое хорошее раболепство перед лицом могущества». Нечто подобное приводится и от Имама Ахмада ибн Ханбаля. Это становится ясно из того, что Ахмад не делал того, как делал аш-Шафи’и. Он считал, что это положение богобоязненности того, кто поступает подобным образом. Искусственная богобоязненность - одна из причин порицаемости этого действия в маликиством мазхабе. Посмотрите на заключение книги «Решающее слово» Шейха Мухаммада Абида аль-Макки.

И мы закончили рассмотрение того, что собрали из Сунны по рассматриваемому вопросу, что разъясняет нам превосходство опускания рук в молитве. И хвала Аллаху, мольба и молитва за Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, его семью и всех его сподвижников.

Собравший данные хадисы раб своего Господа и пленник своего греха, Мухаммад аль-Махфуз ибн Мухаммад аль-Амин ибн Убб ат-Танваджийяви аш-Шинкити, да примет Аллах его покаяние, его родителей и всех мусульман.

Вопрос : Можно ли поднимать руки в мольбе?

Ответ : Поднятие рук в мольбе является этикой и сунной Пророка (мир ему и благословение), и в этом единогласны все мусульманские учёные, последователи разных мазхабов. На это указывают доводы из Корана и Сунны. В Коране сказано: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне » (сура «аль-Араф», аят 55).

Смиренная мольба бывает в спокойствии, в приниженности перед Всевышним Аллахом. Как передано в хадисе: «Я прошу Тебя, как просит бедный ».

Пророк (мир ему и благословение) во время обращения к Аллаху был в образе бедного человека, который просил у своего Господина.

Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах), когда в его время некоторые подняли этот вопрос и утверждали, что по этой теме нет достоверных хадисов, составил книгу «Фазлуль Вига фи ахадисырафиль-ядайни фи дуа», в которой сказано: «Хадисы о поднятии рук в мольбе известные и являются таватуром (т. е. достоверными хадисами, в которые нужно верить на сто процентов, как будто сам был свидетелем того, о чём в них говорится) ».

Также ас-Суюти привёл в книге «Тадрибу ар-Рави» хадис от Пророка (мир ему и благословение), что он поднимал руки в мольбе, и об этом говорится также почти в ста хадисах. Сообщение о том, что Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в мольбе, входят в категорию таватур по смыслу. Такая практика достоверно установлена у Пророка (мир ему и благословение).

Имам ас-Суюти в своей книге говорит: «Подними свои руки Милостивому, умоляя, проси, плача и смиренно. Аллах наиболее превосходный среди тех, на кого надеются, и Велик Аллах от оставления тех отчаянных, кто возвёл к Нему руки».

Поднятие рук в мольбе является настоятельной сунной, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек в мольбе осознаёт нужду в Милостивом Аллахе». Потому что он просит у щедрого и Всемогущего. Превосходен Аллах от оставления своего раба, просящего, не исполнив его нужду.

Также тексты учёных последователей различных мазхабов (ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты) свидетельствуют о дозволенности поднятия рук в мольбе.

Кто приводит в доводы некоторые хадисы, в которых говорится, что руки в мольбе Пророк (мир ему и благословение) не поднимал, или же приводят слова сподвижников, что не видели, как Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в мольбе, кроме как в испрашивании дождя. Также хадис Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который приводится в обоих достоверных сборниках, этот хадис учёные обязали отнести не ко внешнему смыслу.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

قد ثبت رفعُ يديه صلَّى الله عليه وسلَّم في الدعاء في مواطنَ غيرِ الاستسقاء، وهي أكثرُ من أن تُحصر، وقد جمعتُ منها نحوًا من ثلاثين حديثًا من الصحيحين أو أحدهما «شرح النووي على مسلم» 6/ 190

«Утверждено поднятие рук Пророком (мир ему и благословение) в мольбе в местах не испрашивании дождя. Их очень много, не возможно перечислить, некоторые я собрал, это около 30 хадисов из обоих достоверных сборников или из одного из них (см. в книге «Шархаля Муслим», 190/6).

Также ибн Хаджар Аскаляни говорит о том, что Пророк (мир ему и благословение) поднимал руки в не испрашивании дождя, однако не так, как в испрашивании дождя, когда руки поднимают высоко.

Основываясь на этом, мы говорим, что поднятие рук в мольбе является настоятельной сунной, мусульманин в смиренном, униженном состоянии перед Всевышним Аллахом поднимает руки.

Мы просим Всевышнего Аллаха дать возможность для всего благого и вызывающего довольство, принять наши мольбы, возвеличить нас получением ответа на мольбу

Ответил Шейх Мухаммад Васам

Передают со слов Ваила ибн Худжры: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он клал руки на грудь: правую на левую». Этот хадис передал Ибн Хузейма.

Комментарий:

Из этого хадиса следует, что при совершении намаза следует складывать руки на груди. Следует отметить, что до нас дошло несколько версий данного сообщения. Ахмад и Муслим передали со слов Ваила ибн Худжра другую версию этого хадиса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начиная намаз, поднимал руки и возвеличивал Аллаха. Затем он закутывался в одежду и клал правую руку на левую. Желая совершить поясной поклон, он освобождал руки, поднимал их, возвеличивая Аллаха, и кланялся. Сказав: “Аллах внимает тому, кто восхваляет Его”, - он снова поднимал руки. Совершая земной поклон, он клал голову между кистями рук. В версии Ахмада и Абу Давуда говорится, что он клал правую руку на кисть, запястье и предплечье левой руки.

Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ад-Дарими передали с его же слов: «Однажды я решил посмотреть, как молится Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я увидел, что, встав на намаз, он возвеличил Аллаха и поднял руки на уровень ушей. Потом он положил руки на груди: правую руку на предплечье, запястье и кисть левой руки. Желая совершить поясной поклон, он снова поднял руки, как в прошлый раз, и положил руки на колени. Затем он выпрямился, подняв руки таким же образом, а потом совершил земной поклон, положив кисти рук на уровень ушей. Потом он сел на левую ногу, положив левую кисть на бедро и колено. Правым локтем он прикоснулся к правому бедру, а затем сжал в кулак два пальца. Другие два пальца он соединил в кольцо, а оставшийся палец поднимал, и я видел, как он двигал им, взывая с молитвами. В другой раз я пришел к нему, когда было холодно, и увидел, как люди от холода двигают пальцами под одеждой». Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной согласно требованиям Муслима.

Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Ибн Мас‘уда, что однажды во время намаза он положил левую руку на правую. Увидев это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, переложил его правую руку на левую. Ибн Хаджар назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а Ибн Сеййид ан-Нас сообщил, что все они являются рассказчиками хадисов, вошедших в “ас-Сахих”.

Эти сообщения указывают на то, что во время намаза нужно класть правую руку на левую. Этого мнения придерживалось подавляющее большинство богословов. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха‘и не складывали руки, а опускали их. Ан-Навави передал, что так поступал аль-Лейс ибн Са‘д. Ибн аль-Касим сообщил, что так поступал и Малик. Ибн аль-Хакам сообщил от имени имама Малика обратное, но большинство его последователей опиралось на первое сообщение. Ибн Сеййид ан-Нас рассказывал, что аль-Ауза‘и считал разрешенными оба поступка. Однако достоверные хадисы свидетельствуют в пользу мнения большинства ученых. Аш-Шаукани сообщил, что хадисы по этому поводу дошли до нас от восемнадцати сподвижников и последователей. Хафиз Ибн Хаджар, сославшись на Ибн ‘Абд аль-Барра, сказал, что иных достоверных сообщений от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до нас не дошло.

Аргументы в пользу того, что при стоянии в намазе нужно опускать руки, можно назвать странными и даже удивительными. Среди них - слова «Почему вы поднимаете руки?», упомянутые в хадисе Джабира ибн Самуры. Ранее мы уже упоминали этот хадис, и в нем речь идет о том, что сподвижники поднимали руки, произнося слова приветствия в конце намаза. В нем ничего не говорится об опускании рук во время стояния.

Некоторые из наших оппонентов утверждали, что складывание рук мешает сосредоточиться, однако даже шиитские богословы признавали несостоятельность этого довода. Так, аль-Махди в книге “аль-Бахр” назвал такой довод его соратников бессмысленным. С другой стороны, на такой довод легко найти контраргумент: складывая руки, молящийся занимает их, и поэтому они не мешают ему сосредоточиться; помимо этого, намерение всегда находится в сердце, и люди, как правило, прикрывают руками то, что они хотят сберечь. Об этом упомянул Ибн Хаджар.

Некоторые из наших оппонентов ссылаются на то, что в хадисе о том, кто ошибался в намазе, ничего не говорится о складывании рук. Однако это может служить доводом против тех, кто считает складывание рук обязательным. Из хадисов же следует, что поступать так желательно.

Наконец, несостоятельность утверждений о том, что во время стояния руки нужно опускать, ярко выражена в словах следующих аль-Махди: «Если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, то, возможно, он делал это по уважительной причине. Что же касается его слов по этому поводу, то они являются сильным доводом, если, конечно, являются достоверными. Но даже в этом случае можно предположить, что это относится только к пророкам».

Под словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, здесь подразумевается хадис, переданный со слов Абу ад-Дарды: «Три качества относятся к морали пророков: раннее разговение, поздняя предрассветная трапеза и складывание правой руки на левой во время намаза». Ат-Табарани передал прерванную версию этого хадиса, однако в силу своего содержания он имеет силу восходящего сообщения. Более того, он усиливается восходящим хадисом, переданным со слов Ибн ‘Аббаса. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (3038).

Следует знать, что среди богословов существуют разногласия по поводу того, где именно следует складывать руки. Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марвази и другие считали, что руки желательно складывать ниже пупка. Ахмад и Абу Давуд передали со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Среди желательных предписаний намаза - складывание кистей ниже пупка». Одним из рассказчиков этого хадиса был ‘Абд ар-Рахман ибн Исхак аль-Куфи. Ахмад ибн Ханбал считал его слабым. Того же мнения был имам аль-Бухари. Кроме того, цепочка данного хадиса является запутанной, поскольку вышеупомянутый ‘Абд ар-Рахман иногда пересказывал его от ‘Али ибн Абу Талиба через Зийада и Абу Джухейфу (Ахмад), иногда - от ‘Али ибн Абу Талиба через ан-Ну‘мана ибн Са‘да (ад-Даракутни и аль-Бейхаки), иногда - от Абу Хурейры через Саййара Абу аль-Хакама и Абу Ваила (Абу Давуд и ад-Даракутни). Ан-Навави сообщил, что ученые были единодушны по поводу слабости данного предания. Достоверных сообщений о том, что складывать руки ниже пупка, нет.

Богословы шафиитского толка считали, что руки следует складывать ниже груди, но выше пупка. Абу Давуд передал, что ‘Али ибн Абу Талиб складывал руки выше пупка, держа левую руку за запястье правой рукой. Среди рассказчиков этого хадис был Ибн Джарир ад-Дабби, который ссылался на своего отца. Ибн Хиббан считал его отца заслуживающим доверия, однако аз-Захаби назвал его неизвестным.

От имени Ахмада ибн Ханбала до нас дошло два сообщения, поддерживающие суждения ханифитского и шафиитского толков. Из третьего сообщения от его имени следует, что оба поступка считаются в одинаковой степени разрешенными. Этого же мнения были Ибн аль-Мунзир и аль-Ауза‘и.

Однако самое достоверное сообщение по этому вопросу указывает на то, что складывать руки следует на груди. Ибн Хузейма передал со слов Ваила ибн Худжра: «Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он держал руки на груди: правую руку на левой». На этот хадис опирались и богословы шафиитского толка, однако он не свидетельствует в их пользу.

Примечательно, что складывание рук на груди совпадает с одним из толкований слов Всевышнего: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:3). Как полагали ‘Али ибн Абу Талиб и Ибн ‘Аббас, глагол “нахара” указывает на то, что во время намаза руки следует держать на груди: правую руку на левой. Это объясняется тем, что одно из значений слова “нахр” - “верхняя часть груди”. Существуют и другие достоверные толкования этого аята, и лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 482-485; «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 69-71.

Вопрос: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Я сам ханафит, но что вы можете сказать об этом хадисе. Что ханафиты говорят по этому поводу?
730 - أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْحَمِيدِ - يَعْنِى ابْنَ جَعْفَرٍ - أَخْبَرَنِى مُحَمَّدُ بْنُ عَمْرِو بْنِ عَطَاءٍ قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا حُمَيْدٍ السَّاعِدِىَّ فِى عَشْرَةٍ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- مِنْهُمْ أَبُو قَتَادَةَ قَالَ أَبُو حُمَيْدٍ: أَنَا أَعْلَمُكُمْ بِصَلاَةِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم-. قَالُوا: فَلِمَ ؟ فَوَاللَّهِ مَا كُنْتَ بِأَكْثَرِنَا لَهُ تَبَعًا وَلاَ أَقْدَمَنَا لَهُ صُحْبَةً. قَالَ: بَلَى. قَالُوا فَاعْرِضْ. قَالَ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- إِذَا قَامَ إِلَى الصَّلاَةِ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ يُكَبِّرُ حَتَّى يَقِرَّ كُلُّ عَظْمٍ فِى مَوْضِعِهِ مُعْتَدِلاً ثُمَّ يَقْرَأُ ثُمَّ يُكَبِّرُ فَيَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ يَرْكَعُ وَيَضَعُ رَاحَتَيْهِ عَلَى رُكْبَتَيْهِ ثُمَّ يَعْتَدِلُ فَلاَ يَصُبُّ رَأْسَهُ وَلاَ يُقْنِعُ ثُمَّ يَرْفَعُ رَأْسَهُ فَيَقُولُ « سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ ». ثُمَّ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ مُعْتَدِلاً ثُمَّ يَقُولُ « اللَّهُ أَكْبَرُ ». ثُمَّ يَهْوِى إِلَى الأَرْضِ فَيُجَافِى يَدَيْهِ عَنْ جَنْبَيْهِ ثُمَّ يَرْفَعُ رَأْسَهُ وَيَثْنِى رِجْلَهُ الْيُسْرَى فَيَقْعُدُ عَلَيْهَا وَيَفْتَحُ أَصَابِعَ رِجْلَيْهِ إِذَا سَجَدَ وَيَسْجُدُ ثُمَّ يَقُولُ « اللَّهُ أَكْبَرُ ». وَيَرْفَعُ رَأْسَهُ وَيَثْنِى رِجْلَهُ الْيُسْرَى فَيَقْعُدُ عَلَيْهَا حَتَّى يَرْجِعَ كُلُّ عَظْمٍ إِلَى مَوْضِعِهِ ثُمَّ يَصْنَعُ فِى الأُخْرَى مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ إِذَا قَامَ مِنَ الرَّكْعَتَيْنِ كَبَّرَ وَرَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ كَمَا كَبَّرَ عِنْدَ افْتِتَاحِ الصَّلاَةِ ثُمَّ يَصْنَعُ ذَلِكَ فِى بَقِيَّةِ صَلاَتِهِ حَتَّى إِذَا كَانَتِ السَّجْدَةُ الَّتِى فِيهَا التَّسْلِيمُ أَخَّرَ رِجْلَهُ الْيُسْرَى وَقَعَدَ مُتَوَرِّكًا عَلَى شِقِّهِ الأَيْسَرِ. قَالُوا صَدَقْتَ هَكَذَا كَانَ يُصَلِّى -صلى الله عليه وسلم-. قال الشيخ الألباني : صحيح
Сообщается, что Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Атаъ сказал:
– Я слышал Абу Хумайда ас-Са’иди находившегося в числе десяти сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, среди которых был Абу Къатада. Абу Хумайд сказал (своим товарищам): «Я лучше всех из вас знаю о молитве посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Они спросили: «Почему? Клянёмся Аллахом, ты не следовал за ним больше нас и не стал раньше нас его сподвижником! (Абу Хумайд) сказал: «Всё равно знаю!» Те сказали: «Рассказывай тогда!» (Абу Хумайд) сказал: «Когда посланник Аллаха становился на молитву, он поднимал руки до уровня плеч, а потом произносил слова “Аллах велик”, (и становился так,) что все его кости выпрямлялись, заняв свои места. Затем он читал (Коран), после чего произносил слова “Аллаху акбар” и поднимал руки до уровня плеч, а потом совершал поясной поклон и возлагал руки на колени, после чего выпрямлял спину и держал голову ровно, не опуская её и не поднимая. Затем он поднимал голову (после поясного поклона) и говорил: “Сами’а-Ллаху лиман хамидах”/Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет/ и поднимал руки до уровня плеч становясь ровно. После этого он говорил: “Аллаху акбар” и затем опускался на землю и отводил руки от боков. Затем он поднимал голову (с земного поклона) и подворачивал левую ногу (под себя) и садился на неё, а пальцы ног (повернув в сторону къиблы) растопыривал при совершении земного поклона, после чего совершал земной поклон и говорил: “Аллаху акбар”. Затем он поднимал голову и (снова) подворачивал левую ногу и сидел на ней, пока все его кости не возвращались на свои места. Затем он совершал то же самое в другом (рак’ате), и затем, когда он поднимался после совершения двух рак’атов, он произносил слова “Аллаху акбар” и поднимал руки так, пока они не достигали уровня плеч, как он делал это при вступлении в молитву. Затем он делал это во время остальной (части) своей молитвы. Когда он доходил до земного поклона, после которого произносятся слова приветствия, он протягивал левую ногу (под голень правой ноги) и садился на левую сторону (седалища)». (Сподвижники) сказали: «Ты сказал правду! Так молился он, да благословит его Аллах и приветствует».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями Муслима, и то же самое сказал ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/407, 443). Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис», а Ибн Хиббан подтвердил его достоверность. Аль-Хаттаби в «Ма’аллим ас-Сунан» (8/354) и Ибн аль-Къаййим в «ат-Тахзиб» (1/355) сказали: «Хадис достоверный». См. «Сахих Аби Дауд» 3/319.
Этот элемент молитвы именуется «такбират аль-ихрам». «Ат-Таваррук» – это поза, при которой молящийся садится на левое бедро и ягодицу, просунув левую ногу под голень правой и поднимает стопу правой ноги, опираясь пальцами в пол таким образом, чтобы они были направлены в сторону къиблы. В такой позе молящийся читает последний ташаххуд, при совершении молитвы в три или четыре рак’ата. Прим. пер. Также этот хадис передали Ахмад 5/424, аль-Бухари 828, и в «Раф’ аль-йадайн» стр. 5, ад-Дарими 1307, ат-Тирмизи 260, 270, 304, ан-Насаи 3/2, Ибн Маджах 862, 863, 1071, ат-Тахави 1/131, Ибн аль-Джаруд 192, 193, Ибн Хиббан 1865, 1867, 1869, аль-Байхакъи 2/24, 72, 129, Ибн Хазм 4/91. См. «Сахих Аби Дауд» 720. (Казань, Татарстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Данное повествование, а также другие подобные ему сообщения являются действительной и установленной практикой из Сунны. Поэтому имамы Шафии и Ахмад (милость им Аллаха) предпочли эти сообщения и включили действия на их основе в свой мазхаб.

Но при этом имеются и другие достоверные повествования, говорящие в пользу поднимания рук лишь при начале намаза. На основе таких сообщений имам Абу Ханифа, а также другие имамы – такие, как Суфьян Саури, – и различные последователи сподвижников (табиины) придерживались мнения, что руки следует поднимать только в начале намаза (для открывающего такбира) и нигде более.

Шейх Зафар Ахмад Усмани (милость ему Аллаха) посвятил этой теме подробную главу своей книги «Игля-ус-сунан», где разъяснил точку зрения ханафитов, поддерживаемую рядом достоверных хадисов от известных сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Приведем некоторые из таких повествований:

قال عبد الله بن مسعود: ألا أصلي بكم صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم؟ فصلى، فلم يرفع يديه إلا في أول مرة

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил:
– Не совершить ли мне с вами намаз так, как делал его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?
Далее он совершил намаз, причем поднимал руки лишь в первый раз (при начале молитвы). (Тирмизи. Сунан. – № 257)

عن الأسود قال: رأيت عمر بن الخطاب رضي الله عنه يرفع يديه في أول تكبيرة ثم لا يعود

Асвад (милость ему Аллаха) рассказывал: «Я видел, как Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при первом такбире и не поднимал потом». (Тахави. Шарх маани асар. – № 1364)

عن عاصم بن كليب، عن أبيه، أن عليا، كان يرفع يديه إذا افتتح الصلاة، ثم لا يعود

Асим ибн Кулейб (милость ему Аллаха) приводил сообщение от своего отца, что господин Али (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при начале намаза и не поднимал потом. (Ибн Аби Шайба. Мусаннаф. – № 1364)

Есть и другие подобные сообщения, приводимые от таких сподвижников, как Абу Бакр и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), которые тоже поднимали руки лишь при первом такбире.

Поскольку вы являетесь ханафитом, вам следует придерживаться своего мазхаба, но при этом уважать мнения других мазхабов, тоже основанные на достоверных хадисах. Такие вопросы ни в коем случае не должны становиться причиной раздора или предметом спора.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q609