О чем баллада вересковый мед. Анализ баллады Стивенсона «Вересковый мед

О чем баллада вересковый мед. Анализ баллады Стивенсона «Вересковый мед

"Мир баллады Р. Стивенсона. "Вересковый мед"

познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед»;

закрепить знания о литературной балладе;

рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд»;

развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;

воспитывать чувство патриотизма.

Презентация Power Point – Приложение 1.

Ход урока

Вступление.

Объявление темы (слайд 1) и целей урока.

Чтение слов С. Маршака:

Даже по делу спеша,

Не забудь: этот короткий путь –

Тоже частица жизни твоей.

Жить и в пути умей.

– Ребята, как вы понимаете эти слова С. Маршака?

Каждая минута жизни дорога, потому что неповторима.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны пройти свой путь, путь постижения мира баллады Р. Стивенсона «Вересковый мед». Мы будем говорить о жизни. (Слово «жизнь» прикрепляется к магнитной доске.)

Повторение сведений о балладе как жанре.

– Но вначале давайте вспомним, что такое баллада . (Слайд 3.)

Баллада – это лироэпический жанр.

– Какие бывают баллады?

Баллады бывают народные и литературные.

– Назовите приметы литературной баллады.(Слайд 4.)

Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев.

– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.

Напряжённый сюжет, неожиданный финал.

Сообщение о жизни Стивенсона.

Ученик! Это был необыкновенный человек – мужественный, азартный и романтичный. (Слайд 6.)

Он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь – туберкулёз. Вот что назначил врача для Роберта. «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить». Ничего себе! Стивенсону нельзя много двигаться – он плавает на каноэ, пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его Родины, Шотландии. Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

Сейчас мы посмотрим мультфильм и прослушаем балладу «Вересковый мед». Прошу проследить по тексту, отметить для себяпроизношение слов, логические ударения.

– Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона?

Шотландия для них – Родина.

– Значит, сегоднямы говорим о Родине. (Слово «Родина» прикрепляется к доске.)

«Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык ? Обратимся к историку.

Историк. Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения.

Учитель. Трагическое событие – война, во время которой были покорены племена пиктов, – легло в основу баллады «Вересковый мед».

Учитель. Баллада называется «Вересковый мед». А что такое вереск ? (Слайд 10.)

Биолог. Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно – вересковое поле! Сколько розового и сиреневого цвета, цвета счастья! (Слайд11.)

Беседа по вопросам.

– Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.

– Мы говорим о мире, труде. (Слова «мир», «труд» прикрепляются к доске.)

– Чем был вереск для пиктов?

Вереск для пиктов – это жизнь.

– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. (Слайд 12.)

На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.

– Мы говорим о войне и смерти. (Слова «война», «смерть» прикрепляются к доске.)


Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты.(Слайд 13.)

– А король? Найдите эпитет(образное определение), характеризующий его.

– Докажите, что король безжалостный.

По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

– Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Слайд 14.)

Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно.

– С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады?

Это зачин.

– Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему?

Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего.

– Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд?

Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.

– Так король – главный герой?

Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты.

– Какие «последние пикты»?

Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик.

– Чем грозит король? Как ответили пикты?

Гневно король промолвил:

– Пытка обоих ждет,

Если не скажете, черти,

Как вы готовите мед!

Пикты ответили молчанием.

– Как они молчат? О чем они думают в этот момент?

Молчат с достоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга.

– Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.)

Где происходит допрос? Назовите детали. (Слайд 15.)

Крутой берег моря, валы, звенящий вереск.

– Как вы думаете, это важно?

Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них.

– Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика.

Это предательство.

– Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.)

Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.

Появляется образ эха. Оно донесло до старика слова проклятия.

– Как вы думаете, что будет потом?

Пытка, костер.

– Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом.

Из вереска напиток

Забыт давным-давно…

– Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р. Стивенсона.(Слайд 16.)

– Так где же тайна?

Тайна – рецепт приготовления верескового меда.

– Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину.

– Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему? (Слайд 17.)

– Какой старик?

Гордый, стойкий, настоящий герой.

– Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?

Так поступил бы каждый из пиктов.

– Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Такой поступок называется самопожертвованием.

– Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.)

– К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?

Это героическая баллада.

– Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»?

Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными. Заключение.

Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. Его стихи о жизни прозвучали в начале нашего урока.

– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?

1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека.«Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.

– Мы говорим о подвиге. (Слово «подвиг» прикрепляется к доске.)

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

– Как называется чувство любви к Родине?

Чувство любви к Родине называется патриотизмом.

– Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?

Домашнее задание.

Лексическая работа. Закончи предложения. (Слайд 19.)

«Вересковый мед» Р. Стивенсона является …Она заставила меня задуматься о …Вересковый мед стал символом …

Тема урока: Баллады о Робин Гуде

Цель урока: - знания о балладе, герой в балладе, систематизировать представления о, героях, враждебных им силах;

Развитие интеллектуальных способностей;

Задачи урока: пробудить у учеников желание познавать, стремление самостоятельно добывать знания.

Методическая цель: выяснить в какой мере урока с применением элементов технологий, модульного критического мышления способствует поисково – исследовательской деятельности учащихся.

ФОПД: умение применять знания в коллективно – мыслительной деятельности, нестандартных ситуациях.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление учителя.

3. выступление учеников с сообщениями о Робин Гуде.

На доске план:

1. Из какого языка пришло слово «баллада», что обозначает?

2. Кто был создателем баллад?

3. О чем рассказывалось в балладах?

Работа в группах.

Баллада о Робин Гуде

1. Кто такой Вили?

2. Кто приглянулся Вили?

3. Какую тайну хранили влюбленные?

4. Куда сбежала графская дочь?

5. Что произошло в лесу в влюбленными?

6. Какой сон приснился графу?

7. Кого в лесу встретил старый граф?

«Робин Гуд и шериф»

1. Кого встретил Робин при въезде в Наттингам?

2. О чем рассказала старушка?

3. Чем поменялся Робин с пилигримом?

4. С кем встретился Робин в Наттингаме?

5. Что и кому рассказал Робин о своем рожке?

6. что увидел шериф?

7. Чем закончилась баллада?

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание (по выбору).

А) Придумать историю о каком-нибудь герое, которому одни духи помогаю (силы добра), а другие вредят (силы зла).

Б) Сочинить небольшую историю в жанре фэнтези или фантастический рассказ.

Мне нравятся книги Стивенсона. Я очень люблю перечитывать «Остров сокровищ» про пиратов и море. Но Стивенсон писал еще и стихи. Я прочитал его стихотворение «Вересковый мед» и хочу рассказать, что я думаю. В стихотворении рассказывается о древнем напитке, который пили малютки-медовары. Они жили в древней стране, и их называют пикты. Я спросил у папы, кто такие пикты. Он мне объяснил, что пикты – древний народ, который жил в Англии. их называли пиктами «разрисованными», потому что они были все в татуировках. Вересковый мед был очень вкусный напиток: <.p>

Из вереска напиток

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

Для него брали нектар из цветов вереска. Но народ медовар, уничтожили враги. Они умели воевать и завоевали земли пиктов, убили. всех, кого нашли. Но вересковый мед они варить не умели. Потом когда весной зацвел вереск, вкусный напиток варить стало некому:

Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

И бросят в пучину вод,

А я научу... шотландцев

Готовить старинный мед!

Он обманул короля, потому что не собирался выдавать ему тайну и умер. Но мне кажется, что старый отец поступил неправильно. Почему он думал, что его сын выдаст тайну? Все всегда ругают тех, кто младше. Это неправильно. Ведь, когда они вырастут, они станут такими же, как те, кто их ругал. О чем может быть это стихотворение? Я думаю, что Стивенсон рассказывает о тех, кто любит Родину и свой народ и не боится умереть за них.

В стихотворении очень запоминаются мальчик и его отец. И еще я думаю, что каждый должен уметь защищать себя и своих родных, потому что всегда есть те, кто сильнее и для кого все чужие – враги. А король завоевателей мне не понравился. Он был не прав, когда убивал всех пиктов. Люди должны жнть В мире между собой, и тогда не исчезнут с земли древние тайны, которые люди передают своим детям и внукам.

История произведения

Баллада Стивенсона родилась в 1875 году в прекрасной Шотландии. Scotland - земля скоттов. С английского scot переводится как «скотты», land - земля. В древности шотландскую землю населяли скотты, бритты и пикты. Как появились последние, никто не знает. Впервые о них упоминается в 257 году, как о врагах Рима. Известно, что они объединились в союз, а затем в королевство. Расцвет государства пиктов пришелся на VIII век. В начале следующего века они были завоеваны скоттами. От пиктов не осталось письменности и языка, но сохранились изображения.

В основу стихотворения «Вересковый мед» легло средневековое предание, которое называется «Последний из пиктов». Его рассказывали на юге Шотландии, в графстве Галлоуэй, где, по сказанию, перестал существовать народ пиктов. Согласно легендам и летописям, пикты были смелыми воинами. Завоеватели поражались их смелости и недоумевали, откуда в невысоких ростом пиктах столько непокорности и мужества?

Легенда о пиктах

Давным-давно жил народ, называемый пиктами. Они были крошечными людьми, с красными волосами и длинными руками. А ступни у них были такие широкие, что когда шел дождь, они могли лечь кверху ногами и прикрыться ими, как зонтиками. Этот народ был великим строителем, все древние крепости в стране построены их руками. Они становились в цепочку от самой каменоломни и передавали друг другу камни до того места, где строили.

Еще этот маленький народ был известен элем, который они варили из вереска. Это был необычайно доступный напиток, так как вереска в этой стране всегда было много. Другие племена, живущие в стране, домогались рецепта этого волшебного напитка. Но пикты не выдавали тайны, которая передавалась от отца к сыну со строгим наказом: не дать узнать ее никому и никогда. В стране велись войны одна за другой, и вскоре от великого некогда народа осталась лишь горстка людей. Наверное, пикты должны были сгинуть, но тайну верескового меда по-прежнему крепко держали в тайне.

Дошло, наконец, и до битвы со скоттами, в которой пикты потерпели полное поражение. От великого народа осталось только двое - отец и сын. Привели этих людей к королю скоттов. И вот стояли перед ним маленькие и беззащитные пикты, а король требовал от них тайну вереска. И прямо сказал, что он станет пытать их жестоко и беспощадно, если они не сделают этого добровольно. Поэтому лучше уступить и рассказать.

Последний медовар

Сказал старик-отец: «Я вижу, что толку нет противиться. Но прежде чем я открою тебе тайну, ты должен выполнить одно условие». «Какое?» - поинтересовался король. «Выполнишь ли ты его?» - отвечал старик вопросом на вопрос. «Да, - сказал король, - моему слову ты можешь верить». Старик-пикт сказал: «Никогда бы не хотел я стать виновником смерти своего сына. Но сейчас я желаю его гибели, и секрет верескового меда готов рассказать только после его смерти».

Король был очень удивлен поведением и просьбой старика. Хоть был он жесток, но и ему тяжело было убивать сына на глазах старика-отца. Но король сдержал свое обещание. Отрок был казнен. Как только сын упал замертво, отец сказал: «Делай, что хочешь со мной. Сына ты мог заставить рассказать секрет, ибо юность слаба. Но меня заставить не сможешь никогда!» Король изумился тому, что его, самого короля, смог перехитрить простой дикарь. Король решил, что не стоит убивать старика. Самым большим наказанием для пикта будет, если оставить его в живых. Забрали старика, как пленника. Он прожил много лет, до глубокой старости - стал незрячим и неходячим.

…Люди бы давно позабыли, что жил такой человек. Но как-то в его доме остановились молодцы и стали похваляться своей силой. Старик сказал, что испытал бы одно из их запястий, чтобы они сравнили силу людей, живших в былые времена. Молодцы, смеха ради, протянули ему железный прут. Старик просто переломил его надвое, как палку. «Изрядный хрящ, - сказал старик, - но совсем не то, что в наше время».

Это был последний из пиктов.

Герои стихотворения

Эта красивая легенда и легла в основу баллады Стивенсона «Вересковый мед», главной темой которой стала гибель последних пиктов. Идея стихотворения - борьба против поработителей за свободу и независимость. На русский язык эту балладу перевел Маршак в трудное для России время - в 1942 году. Тогда от каждого человека зависела победа над фашизмом, а баллада Стивенсона призывает любить Родину, быть стойкими.

Маленькие пикты своим примером показывали, что умереть за Отчизну - это подвиг. Выдать секрет верескового эля - значит, предать свой народ, его традиции. Любовь к родной земле дороже жизни. Главный герой, последний из пиктов, доказал, что лучше умереть, чем жить в бесчестии. Он - олицетворение смелого и мужественного народа. Сын, как и отец, несокрушимый и свободолюбивый. Король шотландский стремится к абсолютной власти, это жестокий и безжалостный человек.

Анализ баллады

Начинается произведение с рассказа о пиктах, воспевания верескового напитка. Затем завязка сюжета - «пришел король шотландский» и уничтожил народ пиктов. Далее развитие событий - в стране цветет вереск, но из него напиток не делают, а ведь «был он слаще меда». Но секрет меда умер вместе с хозяевами этой земли - маленькими пиктами. «В пещерах под землей» обнаружили оставшихся в живых отца и сына. Они знают секрет верескового меда, и король допрашивает их, пытаясь выведать секрет. Кульминация баллады - по просьбе старика сына бросили в море. И развязка произведения - отец после смерти сына бросает своим врагам вызов.

Старик готов умереть, но не предать свой народ, не подчиниться завоевателям. В этом плане баллада выходит широко за пределы шотландской тематики. В маленьком эпизоде автор утверждает независимость народа и провозглашает право каждого народа на свободу, на традиции, на свою землю. Несколько раз в произведении звучит словосочетание «секрет напитка». Но это не просто рецепт верескового меда. Это секрет стойкости маленьких медоваров, который заключается в стремлении обрести свободу и в любви к родной земле.

Трагизм произведения в том, что в нем нет выбора между жизнью и смертью. Отец, умудренный жизнью, понимает, что их в любом случае убьют, и выбирает для сына смерть. Тот стойко принимает ее. Отец тоже умирает, но не выдает священной тайны. Завоеватели могут отнять у старика жизнь, но не любовь к родной земле и не его волю.

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с писателем – представителем зарубежной литературы Робертом Льюисом Стивенсоном;
  2. познакомить учащихся с историей древней Шотландии;
  3. продолжить знакомство с жанром баллады;
  4. раскрыть нравственный подвиг героя, его мужество и смелость;
  5. воспитание патриотизма;
  6. развитие читательских умений и актерского мастерства;
  7. умение работать со словом, его восприятие;
  8. развитие навыков анализа текста.

Оборудование:

  1. стенгазета, посвященная Шотландии (готовят ученики);
  2. стенгазета, посвященная Р.Л. Стивенсону (готовят ученики);
  3. карта Шотландии;
  4. изображение вереска;
  5. аудио запись мелодии шотландской волынки.

Ход урока

1. Слово учителя.

Ребята, вы знаете, что литература – это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет нам переноситься в любые времена и места. Словно машина времени она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательную литературную экспедицию в древнюю Шотландию.

Ребята, что такое экспедиция ? (Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным, …) заданием; группа участников такого мероприятия).

Итак, с этой минуты вы – участники экспедиции , которые любят литературу, я – ваш проводник и мы отправляемся в страну, которую в римскую эпоху именовали Каледонией, а теперь называют Шотландией, или страной верескового мёда, с целью познакомиться с этой удивительной страной и ее историей, побольше узнать об английском писателе, шотландце по рождению, Р.Л. Стивенсоне, о его творчестве. Урок-экспедиция поможет нам усовершенствовать ваши знания по литературе, задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.

В экспедиции мне не обойтись без помощи специалистов, поэтому вместе с нами в Шотландию отправляются “историк”, “географ”, “биолог”, “биограф Стивенсона” и “этнограф”. Эти люди помогут нам сделать нашу экспедицию интересной и незабываемой. В добрый путь!

(звучит мелодия шотландской волынки) (Приложение1 ).

2. Теперь предоставим слово нашим специалистам.

Первый ученик – “географ”.

Посмотрите на карту (показывает на карту ) <Рисунок1 >. На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Бо льшую часть её ложа занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.

Второй ученик – “историк” (рассказ о Шотландии).

Вся история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут (показывая на карту) самоуверенные и отчаянные люди. Символы этой земли, конечно же, клетчатая материя и волынка. Бурный, далёкий и романтический край, известный как Горная местность Шотландии и её острова - одни из последних диких областей Европы. Здесь под открытым небом находятся поселения Каменного века и уникальные места первозданной природы. Шотландия с её дикими горами, прозрачными холодными озерами и волшебными замками привлекает туристов со всего света. Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в XI веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.

Третий ученик – “биолог” (рассказ о вереске).

Те из вас, кто много читают, наверняка знают, что в скандинавских сагах и трактатах колдунов Вересковые пустоши упоминаются как места схваток мистических сил, а поили гостей в те далёкие времена непременно вересковым мёдом.

Да.… Есть у нас некрупное, но очень красивое растение, зовётся оно вереском. Занимает оно у матушки-природы очень трудную нишу: растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается и первым покрывает землю плотным ковром, за что такие земли называют вересковыми пустошами. Живёт кустик вереска до сорока лет и за это время настолько обогащает малоплодные грунты, что делает из них почвы пригодные для культурных растений. Люди недаром говорят: поселился вереск – нам будет, где жить.

4. Учитель (беседа по тексту).

    - Тронуло ли ваше сердце это произведение?

    - Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1-2 строфы).

    - Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий?

(мы видим последствия битвы:

На вересковом поле, на поле боевом,
Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом).

(Представьте, что прекрасные лиловые цветы обагрились кровью, а вереск – это то, чем люди дорожили, так как он являлся для них символом святости, и этот символ был поруган.)

    - Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (устное рисование).

    - Какие чувства владели королём? (прочитать строки, которые помогут нам ответить на этот вопрос).

(Гневно король промолвил….). О чувствах пиктов мы можем только догадываться: они знают о собственной обречённости и видят перед собой врагов, уничтоживших их племя, разоривших их землю.

    (Король “безжалостный к врагам”, “глядит угрюмо”, “гневно промолвил”, пикты же – “малютки медовары”, “бедные пикты”, “маленькие люди”).

    - Представьте ещё раз сцену допроса. В чём трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?

(С одной стороны – крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны – маленькие люди. Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы: вереск звенел над ними, в море катились валы…).

    - Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев?

(Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре).

    - Почему вересковый мёд для старика “святая тайна”?

(потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ).

    - Во имя чего совершает свой подвиг старик?

(во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине).

    - “Вересковый мёд” - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?

(он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада).

    - Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в “Вересковом мёде”.

(исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).

    - Так о чём же заставляет задуматься это произведение?

(о мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны, и т.д.).

Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад. Чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.

4. Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша литературная экспедиция. Я думаю, она вам запомнится надолго, потому что мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, возможно, вам захочется перечитать его произведения снова.

Прекрасны призраки былого,
Легенд и мифов хоровод,
Как хочется вернуться снова,
Туда где пикты варят мёд…

Хочется верить, что, несмотря на то, что экспедиция подошла к концу, вы так и останетесь не просто учениками, а ценителями и любителями литературы.

5. Домашнее задание: выучить наизусть любые 4 строфы из баллады “Вересковый мёд”.

Заканчивая наш урок-экспедицию, я обращаю ваше внимание на маленькие карточки, лежащие у вас на столах. Я задам вам вопрос, на который вы ответите молча, выбрав свой вариант ответа (чёрный или белый), оставьте его лежащим на парте той стороной вверх, которую вы выбрали.

Вопрос: Как вы относитесь к поступку отца? Что вызывает у вас в душе

поступок героя: осуждение или восхищение ?

Задача не в том, чтобы найти “правильный” ответ, а в том, чтобы показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.

В Средневековье существовало предание о невысоких, но сильных воинах. Назывались они пиктами. И известен этот народ был своим вересковым медом, который другие племена называли волшебным напитком. Они пытались узнать рецепт, но никто не раскрывал эту тайну. С самого рождения каждому пикту давался наказ: никому и никогда не говорить про секрет напитка.

После разрушительных войн, по преданию, от сильного и бесстрашного племени осталось только два человека: отец и сын. Король племени, с которым враждовали пикты, настаивал, чтобы они открыли тайну. Тогда отец, боясь, что король вынудит юного сына огласить народную тайну, пошел на хитрость: ответил, что все раскроет только после смерти своего ребенка. Король удивился, но совершил просьбу последнего медовара. Однако отец и после смерти сына отказался произносить секрет верескового меда. Король не стал лишать жизни последнего из племени. В наказание его оставили жить.

Это предание и легло в основу баллады Стивенсона «Вересковый мед», оно стало олицетворением борьбы за независимость и свободу.

Герой баллады не имеет имени. Ведь он является представителем всего народа пиктов. Каждый из них поступил бы одинаково. Последних из народа демонстрирует позицию всех умерших: Родина важнее всего, даже жизни. Лучше погибнуть, чем предать свой народ.

Автор восхваляет последнего из пиктов, ведь не каждый может погибнуть ради идеалов народа. К примеру, жестокий и бесчувственный король стремится только к неограниченной власти. Он «угрюм», ведь, завоевав целое племя, он не добился своего. Секрет напитка для него не раскрыт. Для короля далеки понятия чести и достоинства, он готов на все ради своих корыстных целей.

Главный же герой не может предать свой народ, поэтому не только рискует своей жизнью, но и отдает жизнь своего сына. Это страшнее, чем собственная гибель. Отец четко понимает, что они так или иначе умрут. Поэтому отправляет сына на смерть. А тот гордо ее принимает.

Так, пикты, низкие по росту и низкие по положению, оказываются намного выше великого короля, сидящего на коне.

Мы не знаем, что будет дальше, автор обрывает повествование, позволяя читателю самому догадаться о следующих событиях. Но это неважно: отец, несмотря на все муки и наказания, все равно унесет секрет напитка в могилу. Произойдет это сейчас или намного позже.

Вересковый мед объединяет всех пиктов. Это не столько напиток, сколько символ величества и могущества данного племени. Мед символизирует любовь к Родине и способность ее защищать любой ценой.

Баллада не просто рассказывает шотландское предание, но и утверждает, что каждый народ имеет право на свободу, на свои традиции и, конечно, на жизнь.

Примечательно, что на русский язык данная баллада была переведена в 1942 году. Переведший ее С.Я. Маршак призывал людей, боровшихся с фашизмом, оставаться такими же стойкими, как это делали пикты. Враги могут отнять жизнь, но не силу духа и любовь к своей Родине.