Праздники являются неотъемлемой частью нашей социальной жизни, многие из которых касаются лично нас, наших близких и друзей. Многим явлениям человеческого существования на земле посвящены праздники и особые дни. Наша профессия, работа, любовь, дети, отдых, медицина, окружающий мир - на все найдется свой праздник в российском и мировом календаре.
Наряду с государственными праздниками, тесно вошедшими в нашу жизнь, особое значение для многих имеют церковные, православные праздники. Ведь духовная составляющая нашей жизни гораздо более важна, чем телесная. Самые необходимые нам любовь, радость, счастье, душевное равновесие и покой - все эти чувства непосредственно связаны с нашей душей.
Почти каждый день церковь отмечает какой-либо важный православный праздник - будь то исторический день жизни Христа на Земле, жизни и деятельности его учеников и последователей. Безусловно, каждый церковный праздник важен для верующего человека.
Однако многие православные церковные даты не так распространены, как государственные, и чтобы о них узнать, этим нужно реально заинтересоваться и проникнуться. Мы собрали для Вас календарь церковных праздников в апреле. Узнайте, в какой день апреля происходило важное историческое религиозное событие.
Апрель – один из самых насыщенных месяцев на церковные праздники и посты, за весь календарный период, на который выпадает немалое количество праздничных событий. Ознакомимся со всеми православными праздниками и постами на апрель 2017 года.
07 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Согласно Священному писанию в этот день Пр. Дева Мария узнала благую весть о том, что вскоре она родит Сына Божьего – человека, который станет посланником Господа и спасением для всего рода человеческого. Православный праздник относится к двунадесятым и чествуется с особенной тщательностью. В народе не принято в этот день работать.
08 апреля – Лазарева Суббота. В этот церковный праздник принято вспоминать одно из самых ярких событий библейских времён – воскрешение Лазаря. Праздник приходится на время Великого поста, потому к обычной трапезе разрешается добавлять икру.
09 апреля 2017 г. – Вход Господень в Иерусалим. Иначе именуется Вербным воскресением. Данный церковный праздник принято проводить в церкви, в которой святятся веточки вербы.
Один из кульминационных праздников православной церкви . В некоторых странах считается государственным. Христиане вспоминают воскрешение Иисуса после его распятия и открытие небесных врат для всех истинно верующих людей.
16-22 апреля – Сплошная светлая Пасхальная седмица. В этот период отменяется традиционный православный пост, установленный по средам и пятницам. Всю неделю принято проводить крестные ходы и окропляться святой водой.
С 23.04 и до конца месяца – Весенний мясоед. Период, который, как правило, идёт после завершения поста. Разрешено употреблять в пищу продукты животного происхождения.
23 апреля – . Народное название первого воскресения после наступления Пасхи. Люди отмечают окончательный приход весны. В этот праздник принято кушать блюда из яиц, петь песни и танцевать.
25 апреля 2017 года – . Принято ходить на кладбище, убирать могилки, поминать умерших, оставлять угощения.
Следует отметить, что от начала месяца и до 15 апреля – будет длиться православный Великий пост. Вся неделя до этого дня – Страстная Седмица (см. православный календарь выше). Самый ответственный период перед наступлением Светлого праздника Христова Воскресения. Сегодня принято освещать пасхальную пищу и вспоминать на служении пребывание Иисуса Христа во гробе.
Кроме того, в апреле 2017 года, будут действовать однодневные посты по средам и пятницам . При этом, исключением являются дни Великого поста и Пасхальная седмица. Таким образом, однодневные посты в апреле следует соблюдать лишь два дня: 26 и 28 числа.
Также смотрите: все , церковный календарь.
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро-бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе-ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав-ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.
Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соедине-нии с вечерней.
Утреня Великой Субботы
Утреня начинается по обычаю с двухпсалмия (псалмы 19, 20).
После шестопсалмия, великой ектении и Бог Господь с обычными стихами поются: , Слава - , И ныне - .
Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плаща-нице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совер-шает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.
По окончании тропарей поются , т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы по-ются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.
Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или Славы , из которых каждая заканчивает-ся малой ектенией и особым возгласом.
Сразу после 3-й статии поются воскресные тропа-ри св. Иоанна Дамаскина:
После 50-го псалма поется Волною морскою , представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).
На 9-й песни вместо Честнейшую поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: Не рыдай Мене, Мати , хор продолжает: зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия .
После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом»
Затем возглас Премудрость, прости , и поется тропарь .
Затем следует , из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию, (о плодах смерти Спасителя), и о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются перед Святой Плащаницей).
После отпуста утрени - целование Плащаницы при пении стихиры , и читается 1-й час .
Утреня Великой Субботы. Запись 2010г. Хор Сретенского монастыря.
По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев через Чермное море - поется при открытых царских вратах песнь Моисея Поим Господеви, славно бо прославися . Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев Славно бо прославися , а чтец читает .
По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во веки , а чтец читает . Царские врата при этом открыты.
Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее - Литургия.
Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся ... - в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу.
Поется прокимен Великой Субботы, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его.
Далее чтение Апостола (читается перед Плащаницей), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней.
После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи 81-го псалма с припевом . Во время пения этого припева великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые.
Читается Евангелие Великой Субботы.
Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь
Задостойник .
Причастен Великой Субботы: Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас.
После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются , Слава - , И ныне - , читается молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее.
Утреннее богослужение в Субботу Страстной седмицы Великого поста. Запись 2010г. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 156:46 мин. Размер 75.3 Mb)
Неделя 5-я Великого поста. Глас 8-й.
. .
.
.
. .
Сщмч. Владимира Пиксанова пресвитера (1918) 22 ; сщмч. Василия Соколова диакона (1938).
Утр. – Ев. 8-е,
Лит. –
Прп.:
22 Имя сщмч. Владимира Пиксанова внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года.
Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа (см. приложение 1)Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8: В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// те́мже и со Áнгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3: Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ Áнгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́моны Креста́ ору́жием погубля́ет./ Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́,// Мари́е пресла́вная.
Сегодня мы воспоминаем память преподобной Марии Египетской. Тоже удивительная жизнь. Молодая женщина, проведшая греховную жизнь, уходит в пустыню. Она себя ни дня, ни минуты не готовила к этому подвигу; она не проходила через испытания своих возможностей и через физическую подготовку, а просто решила однажды перейти Иордан и уйти в пустыню, не имея ничего – ни запасов пищи, ни одежды. Мария провела там долгие годы, сподобившись того, что плоть ее изменилась, и она, как свидетельствует старец Зосима, перешла Иордан как по суше. Что же это за явление такое – святая Мария Египетская? Совершенно очевидно, что подобные люди победили самих себя. Они сумели овладеть самым важным искусством и постигли самую высокую мудрость полного управления самим собой, своей верой, своей волей, своей мыслью. Они управляли своим телом. Они подчиняли плотские стихии своей воле и своему разуму.
Богослужебные указания ожидаются