Светлая седмица: пасхальная неделя. светлая среда

Светлая седмица: пасхальная неделя. светлая среда

Светлая неделя

Светлая неделя (Пасхальная неделя) - праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Красной горки. Считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни.

Другие названия недели :
Пасхальная, Христовочка (костр.), Проводная (белор.), Гремяцкая неделя (чернигов.), Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, «Велицидни» (полес.), «Великоночные святки» (польск.), Светлая седмица (церк.).

Обрядность недели

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении Светлой Пасхальной Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей - они закроются только в Светлую Субботу перед 9-м часом.
В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).
Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!»
- До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
- На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.
- Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу.
В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь.
В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду - понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях. При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. В Пасхальную неделю девушки coвершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в Великдень первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Светлой недели во многих областях устраивались смотры молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца. В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Светлый понедельник

В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
«...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Согласно Священному писанию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознёсся небо.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.

В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.

На Украине компании парней по обычаю ходили от дома к дому и поздравляли с праздником, за что получали яйца, праздничный хлеб, деньги. Все деньги шли в казну молодежных групп и расходовались, как правило, на проведение осенью и зимой молодёжных праздников с приглашением девчат.

На Гуцульщине девка в этот день дарит своему парню крашенку или писанку (пасхальное яйцо). Не даёт сама, а прячет за пазуху, а парень отнимает у неё, слегка поборовшись. Достав яйцо, ведёт девку к воде, обливает водой «на красу и здоровье», бывает, что и искупает полностью. Вероятно от этого обычая, известного и в других регионах Украины, а также Польши, понедельник назывался «поливаный».

В Чехии рано утром в пасхальный понедельник (чеш. Červené pondělí) парни выходят с «помлазкой» - пасхальной плёткой. Ищут девчат, которые прячутся или делают вид, что хотят спрятаться. Парни стегают девчат берёзовой метёлкой, можжевельником или плёткой из молодых прутьев вербы, украшенной лентами (говорят, что это омолаживает и оздоравливает). Девушки откупаются крашенками, писанками, угощением.

Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. В этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

Вторник - «Купалища»

Во вторник Светлой Седмицы совершается особое празднование в честь .

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

На Украине на третий день «Великодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя - топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг (белорус.)

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.

В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница - прощёный день

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память - . По традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».

На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.

В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

«Окликанье молодых» в субботу

В ряду весенне-летних увеселений выделяется сборище мужской молодёжи - «окликанье молодых», называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликалыцики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликалыциков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если снова попадётся подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить её к себе - к своему семейству, делают для неё и для родных её все, что только может ей понравиться». Приём родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года.

Мотив утешения молодой предстоящим приездом её родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая - приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал весёлый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось всё выражением уважения молодожёнам.

«Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодёжи.

В Махловской волости Юрьевского уезда наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором - «бабий вьюнец».

В некоторых местах молодожёнов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром - дети, с 12 часов - взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская волость Семёновского уезда). Утром и в полдень - мальчики и девочки 10-15 лет, в 5-6 часов вечера - женская партия, ещё позже - мужская (Юрьевецкий уезд). Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодёжным окликанием. Обходы дворов молодёжью, построенные по типу колядования, бывали на Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста - в крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.

На Украине также под окнами молодых, поженившихся за прошедший год и не имевших детей, парни под сопровождение музыкальных инструментов пели вьюницкие песни. В Галиции (Яворовщина), сообщает В. Гнатюк, ещё в 1870 году исполняли «рындзивки». На второй или третий день компания ребят обходила поздно ночью с музыкой местных молодиц, которые вышли замуж после Рождества и пели:

Гречная панна, красна Ганунейка,
Не сама з собою, з вiтцем, з матінкою.
Тобі, Ганунейко, риндзівка,
А нам писанок кобівка.
Тобі, Ганунейко, виградзанє,
А нам писанок ціле дзбане.
Тобі, Ганунейко, красная пiснь.
А нам писанок сорок і шість,
Й в коморі на кілочку
Висять писанки в ріжочку:
Нема кому встати, писанок дати

После окончанию песни молодица выносила несколько яиц-писанок и мелкие деньги. Поблагодарив за подарки ватага шла до следующих молодожёнов.

«Улица»

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) или «пятáк» (на юге России) - вечеринки парней и девушек под открытым небом. «Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки - в зависимости от местности.

Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето - до Семёна-летопроводца (1/14 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.

Сватовство

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Через неделю после Пасхи с Красной горки и Радоницы начинали играть весенние свадьбы.

Антипасха
Фомино Воскресенье
Окончание Светлой седмицы

В восьмой день по Пасхе (в воскресенье), как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою , что означает в переводе «вместо Пасхи » или «Пасха напротив Пасхи ».

В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой. В восьмой день Святая Церковь вспоминает явление воскресшего Господа Фоме , который отказывался верить в Воскресение Христа.
Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.
Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом. См. .

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня. Весь этот период - 40 дней после Пасхи - считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

АРТОС

Артосы большие и малые.

Артос (греч. αρτος - хлеб) - используемый в Православной церкви на Пасхальной седмице освящённый дрожжевой хлеб, общий всем членам Церкви, иначе - просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц).
Перед выпечкой на артос резной печатью (деревянной или металлической) наносится рельефный рисунок. На артосе изображается Крест, на котором виден только терновый венец, но нет Иисуса Христа. Это символизирует победу Христа над смертью, Его Воскресение. В русской церковной практике артос - высокий хлеб, а в афонских монастырях - небольшой хлебец, подобный тому, что благословляется за всенощным бдением.

Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно нему, после литургии в Светлый понедельник:
«По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [αρτος], говоря: „Христос воскресе“», а в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (αρτος), а трапезарий раздает всем братиям».
Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон.
Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой. Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека.
В современной церкви артос освящается в первый день Пасхи на литургии после заамвонной молитвы, с каждением, чтением молитвы и окроплением святой водой. Освящается артос особой молитвой, если приготовлено несколько артосов, то все они освящаются одновременно. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву:
«Боже Всесильный и Господи Вседержателю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды).
Всю Светлую седмицу он находится в храме на аналое перед Царскими вратами, а во время богослужений перед иконой Христа. Во время Крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, он обносится вокруг храма.
В Светлую субботу, как и в древней церкви, после литургии по прочтении молитвы и раздробления артос раздаётся всем предстоящим в храме.

Молитва на раздробление артоса:
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триддевнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отдем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.
В России распространён обычай вкушения артоса дома, натощак.

Молитва на принятие просфоры, артоса и святой воды:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

У православных христиан есть обычай выпекать куличи - домашний артос - и вместе с сыром и яйцами приносить его в первый день Пасхи в храм для освящения.

«КРАСНАЯ ГОРКА»

Красная горка справлялась в первое воскресенье после Пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!
В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.
По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником , и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.
Красная горка - это есть торжеством любви, зарождения чувств и надежд . Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.

В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.
В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.
В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

На Красную горку традиционно приходился пик свадеб , так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.
Источник - Сайт

17 апреля 2018 г. - вторник после Светлой седмицы - Радуница, день поминовения усопших .
Православные христиане идут на кладбища, чтобы вместе с усопшими родными и близкими разделить радость Воскресения Христова.
Именно в этот вторник следует посещать могилы родных и близких. При этом нужно помнить, что нельзя устраивать на кладбище поминальной трапезы: тем, кто окончил земной путь, необходимы не питание, а наши искренние молитвы об упокоении их души. Положить пасхальный символ - красное яичко на родную могилку, пропеть пасхальный тропарь:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав», вспомнить добрым словом умерших - таков обычай, предписанный Святой Церковью и завещанный нам от предков. Итак, не приносите водку и закуску на кладбище, такие поминки только мучают душу усопшего.





Copyright © 2015 Любовь безусловная

Первая неделя после Пасхи называется Светлая. Каждый день этого периода посвящен определенной деятельности и имеет свое название. Градовая среда после в православии – один из таких особенных дней.

Какого числа градовая среда?

Чтобы понять, какого числа будет градовая среда в наступившем году, следует узнать, когда православные будут отмечать Пасху. Первая среда после этого великого праздника является градовой, или, по другим источникам, ледовой.

В этот день очень полезно поставить в церкви свечу и помолиться от такой напасти как град, который может полностью уничтожить урожай и привести к голоду. Именно поэтому предки чтили градовую среду особо. А современники в этот день могут помолиться о том, чтобы не было природных катаклизмов – такая интерпретация сегодня более актуальна.

Что нельзя делать в градовую среду?

Один из главных вопросов, касающихся градовой среды – можно ли в этот день работать. Поскольку Светлая неделя после Пасхи предками посвящалась в основном отдыху, работать в этот период нежелательно. Тем более что с градовой среды обычно начинался период, который называли «хороводницей». Ежедневные хороводы, которые молодежь начинала водить со среды, продолжались до другого большого праздника – Троицы.

Шумные гулянья во время Светлой недели не только не запрещены, но и приветствуются, единственное ограничение – на драки. Это время считалось самым подходящим для знакомств с целью создания . Во многих селениях строго соблюдались различные церемонии, призванные помочь привлечь свою половинку.

Светлую неделю часто посвящали посещению не только живых родственников, но и умерших. Лучшими днями для посещения кладбищ были понедельник и четверг. В эти дни можно было прибрать могилы и украсить их, оставив угощение – крашеные яйца, кулич, сладости.

В 2017году пасхальная неделя начинается 1 мая. На этот раз многовековые традиции празднования Пасхи совпадают с любимыми ещё с советских времён маёвками и следующим сразу за Красной горкой Днём Победы. Поводов для радости и свободного времени предостаточно. Возникает вопрос о том, как провести праздничные дни не только весело, но и красиво, осмысленно. Ответы поищем в традициях наших далёких предков.

Пасхальные обычаи украшения дома

Поскольку в праздники пасхальной недели принято ходить в гости, визит свекрови или просто придирчивой подруги вам обеспечен. Так что украсить дом точно не помешает.

Для создания «Полянки» пригодятся:

При этом учтите, что об украшении стола придётся позаботиться за 3-4 дня до праздника. Что вам понадобится сделать:


Украшая жильё, помните, что пасхальная светлая неделя называется так не зря, в эти дни не принято кичиться богатством. Поэтому, выбирая цветы для венка, отдайте предпочтение тем, что растут на родных просторах. Орхидеи и прочая экзотика будут неуместны. Оформите ими окна, двери или даже пол.

Если у вас есть приусадебный участок или просто дерево под окном, украсьте его бантами из лент нежных оттенков и гнёздами с крашенками. Кстати, поскольку Радоница приходится на 10 мая, уместно будет добавить георгиевскую ленту, почтив тем самым не только своих усопших родных, но и отдав должное всем павшим за нас воинам.

Итак, жильё вы украсили с учётом древних и современных традиций. Теперь посмотрим, как принято проводить дни пасхальной недели по старинным правилам.

У наших прабабушек и прадедушек во время вышеупомянутого праздника были обычаи, нарушать которые считалось как минимум дурным тоном.

Традиционному регламенту соответствуют названия дней пасхальной недели, с которыми вы сейчас и познакомитесь.

Святое Воскресение Христово и неделя после него

Приготовления к празднику начинаются уже субботним вечером. Рачительные хозяйки складывают в красиво украшенную корзину продукты, которые священнослужитель освятит во время крестного хода. Святить можно не только крашеные яйца и куличи, не возбраняется положить в корзинку сало, колбасу, овощи, фрукты и даже водку. Последнюю, кстати, до воскресенья дегустировать не следует: помните, что появление на пасхальном богослужении нетрезвым неприемлемо.

Днём вся семья собирается за празднично накрытым столом чтобы разговеться, поздравить друг друга словами «Христос воскрес» и услышать в ответ: «Воистину воскрес». Вечером же весь честной народ отправляется на массовые гуляния с песнями и плясками.

Поливальный понедельник

Девушки и женщины в этот день с утра умываются или даже полностью обливаются водой «с красного яйца». Согласно поверью, эта процедура обеспечивает здоровье и красоту на весь год. Кроме того, в первый день пасхальной светлой недели принято навещать своих бабушек и крёстных родителей. Внуки и крестники одаривают близких писанками и пирогами, получают такие же гостинцы и уносят их с собой.

Вторник Купалища

Тех, кто
слишком бурно повеселился накануне и в итоге проспал утреннюю молитву, домочадцы нещадно поливали колодезной водой. В наши дни, желая соблюсти обычай, достаточно умыться холодной водичкой.

Также вторник считается днём женского отдыха. Представительницы прекрасного пола ходят друг к другу в гости, развлекаются, а хлопоты по дому берут на себя мужья.

Среда Хороводница

В середине пасхальной недели, как явствует из названия, принято танцевать и отправляться в корчму «на музыку». В современной интерпретации Хороводницу можно отметить, повеселившись с друзьями в ночном клубе или поужинав в ресторане.

Помимо этого, есть ещё оно название среды: «Градовая». Так что если по тем или иным причинам бурное веселье вам не подходит, отпраздновать этот день можно, поставив в церкви или перед домашней иконой свечу от градобития. В наши дни такой обряд символизирует избавление от связанных с природными катаклизмами неприятностей.

Навский четверг

В четвёртый день пасхальной недели по обычаю отказываются от домашней работы и заботятся о своих умерших родственниках. Так, на «Пасху мёртвых» принято наводить порядок на могилах, украшать надгробья крашеными яйцами, куличами, вином и другой освящённой снедью. При этом мужчины повязывают рушники, а женщины дополняют наряд красивым передником.

Кроме того учтите, что в дни светлой пасхальной недели предаваться унынию нельзя даже на кладбище. Согласно старинным верованиям, души умерших в это время возвращаются в наш мир, чтобы разделить с нами радость воскрешения Христа. Поэтому Навский четверг - не поминовение усопших, а, скорее, праздничное приветствие. Вечер же по обычаю проводится в тихой семейной обстановке.

Прощённая пятница

Отличный
повод помириться с недружелюбной тёщей и слишком требовательным тестем. В сей день по традиции вышеупомянутые родственники приглашают в гости зятя и членов его семьи вместе варить и пробовать молодое пиво.

В наши дни такой способ примирения трансформировался в любую помощь по дому и следующее за этим весёлое застолье.

Суббота Хороводницы

Молодёжный праздник отмечается признаниями в любви избраннице. Если девица отвечает взаимностью, она дарит парню крашенку. Затем родственники новоиспечённой невесты отправлялись к родне жениха и договаривались о свадьбе. В современном варианте Хороводницы влюблённые представляют друг друга своим родителям.

Если романтические переживания у вас уже в прошлом, отметьте святую субботу другим старинным способом. Наши предки избавлялись от нечистой силы, омывая снаружи дом водой.

Обладатели частных домовладений могут облить крышу и фасад из шланга, обитателям же квартир в многоэтажках достаточно вымыть входную дверь.

Фомино воскресенье

Продолжая молодёжную тему, упомянем о том, что святое воскресенье называется ещё «Красной горкой». Сидеть дома в этот день незамужним девушкам и холостым парням считалось плохой приметой. Само название «красная» предполагает красивое, всеми любимое место - здесь будущие супруги при свидетелях обмениваются клятвами в вечной любви.

Кстати,
венчаться в дни пасхальной недели не принято. Можно заключить брак, а церковный обряд провести в другой день.

Теперь рассмотрим, почему последний день пасхальной недели называется «фоминым» и как его проводить тем, у кого уже стоит соответствующая печать в паспорте или находящимся в «свободном полёте» людям.

Согласно библии, апостол Фома поверил в воскрешение своего учителя только после того, как воочию узрел его во плоти. С тех пор существует пасхальный обряд причащения к телу Христову. Для этого вам понадобится:

  1. Приобрести в церкви или самостоятельно приготовить освящённый пресный хлеб без дрожжей - артос.
  2. Отправиться с утра в храм и натощак вкусить символизирующий плоть христову кусочек упомянутого выше хлебца.
  3. Закончить празднование ранее «третьих петухов», то есть чуть позже полуночи.

Итак, с тем, как праздновать пасхальную неделю по дням, вы ознакомились. Теперь пора узнать забавные гадания и необычные обряды, которые наши пращуры проводили в этот период.

Пасхальные приметы, обряды и гадания - видео

Пасхальные мужские традиции по профессиям

Рыбакам при христовании уместно будет сказать: «Христос воскрес, и у меня есть рыбка». Для соблюдающих все правила пасхальной недели рыбаков, вообще, как говорится, зелёный свет, ведь анаграмма имени Христа расшифровывается с латыни как «рыба».

Более брутальные
традиции издревле соблюдают заядлые охотники. В первый день Пасхи промышляющие добычей зверя мужчины стреляли из ружья, зайдя за зад. В это же время давался завет не убивать ради забавы и возлагался заговор на оружие: «Бей весь год без промаха».

В современных условиях ружейный залп в первую очередь привлечёт внимание правоохранительных органов. Да и мужская добыча сейчас выражается не в количестве тушек убиенных животных. Так что фейерверка во дворе или хлопушки у двери для привлечения удачи будет предостаточно.

Женский обычай на Пасху, гадания

Девичьи развлечения во время пасхальной недели непременно включают в себя гадания на жениха. Однако поскольку церковные традиции запрещают девушкам любопытствовать даже о своём ближайшем будущем, наши прабабушки приноровились гадать в игровой форме.

Что вам пригодится:


Разместите в углах комнаты сахар, соль, кольцо и хлеб. Затем станьте в центре, попросите подругу завязать вам глаза красивой косынкой и дать в руки крашеное яйцо. Покрутитесь семь раз по часовой стрелке, опуститесь на пол и покатите крашенку. После этого можно снять повязку и посмотреть, куда она покатилась:

  1. Ближе к сахару - хорошее предзнаменование, означающее удачу и безбедную жизнь.
  2. Кольцо знаменует скорое замужество, но насколько оно будет удачным, покажет опять-таки прикатившееся ближе к соли или сахару яйцо.
  3. Соль, ясное дело, означает неудачи.
  4. Хлеб предвещает знакомство с богатым женихом.

Существует ещё
много способов гадания в пасхальную неделю, перечислять все долго. При желании можно использовать церковные свечи, цветы, освящённые писанки и даже празднично украшенные деревья или качели во дворе.

Единственное условие - не используйте зеркала.

После наступления великого праздника всего христианского народа Пасхи, начинается пасхальный период, продолжающийся до дня Вознесения. В общем, этот период составляет всегда 40 дней. Первая неделя пасхального периода называется Светлой. Каждый день этой недели также имеет название Светлого, и сопровождается определенными традициями и обычаями. Многие современные люди желают больше узнать о старых традициях празднования больших славянских и церковных событий, поэтому тщательно изучают информацию об особенностях каждого дня Пасхальной или Светлой недели.

Особенности Светлой недели

Одной из главных особенностей этого периода была традиция поминать всех умерших предков. Но эта традиция была сугубо славянской, поскольку церковь не приветствовала мыслей о смерти и усопших в период празднования Воскресения Христова. Предки же считали, что в это время все духи умерших возвращаются на землю для празднования прихода весны и наступления Пасхи. Так, поминальным днем практически на всей территории страны на протяжении многих лет считался первый понедельник после наступления Пасхи. Первый день после Пасхи считался необычайно важным, поэтому предки в обязательном порядке ходили на кладбище, приглашая всех усопших родственников вернуться к праздничному столу. Считалось, что все родственники в загробном мире слышат приглашение, и приходят к праздничному столу, вкушают разные вкусности за одним столом с живыми, посещают литургию в церкви. Запрещалось в поминальный день шить, оставляя глаза умерших открытыми, стирать, чтобы вода перед приходом предков была не мутной. Также нельзя было горевать и плакать, навевая на вернувшихся для радости родственников печаль. Предки должны были насладиться радостью воскресения Иисуса Христа, поверить в возможность своего воскресения. Из домов родственников души умерших выходили на второй поминальный праздник Радуницу, а земной мир они оставляли только на Вознесение.

На протяжении Светлой недели принято было заключать браки, обещающие всегда быть свежими и полными радостных чувств. Также в это время парни и девушки выходили на гуляния. Считалось, что неделя после Пасхи является лучшим временем для новых знакомств, и поиска своей второй половины. Во многих губерниях девушки соблюдали различные обряды, чтобы привлечь новых кавалеров. В одних местах они собирались перед церковью в лучших одеждах, стараясь сразить наповал молодых парней своей красотой. В других местах девушки устраивали своеобразные девичники, выходя на поляны для традиционной жарки яиц. Естественно, парни не могли оставить без внимания этого гуляния, поэтому втайне наблюдали за молодицами. В третьих местах девушек приглашали на забавные игры, предлагая проявить свою ловкость и смекалистость.

На протяжении всей Светлой недели проводились шумные гуляния. Люди посещали хороших друзей и родственников, угощали гостей вкусностями и изысканными блюдами. Только излишне усердствовать с изысканностью блюд в этот период не разрешалось. Также воспрещались любые драки во время празднования. Нужно было отдыхать весело, прилично и достойно. В период пасхальной недели люди массово выходили на улицы, устраивали разные конкурсы и забавы, заводили песни, хвастались расшитыми нарядами и прочее.

Поливальный понедельник

В понедельник, следующий за Пасхой, крестникам надлежало навещать своих крестных родителей. Внуки радостно бежали в гости к бабушкам, одаривая их вкусными гостинцами. Всем гостям и приглашенным также выдавались презенты в качестве крашеных яиц или пирогов. Односельчане навещали друг друга, даря всем встречным крашеные яйца с лучшими пожеланиями.

Также в понедельник молодые пани ходили по домам односельчан, поздравляя всех с пришедшим праздником. За такое поздравления юноши получали презенты в виде денег, хлебцев и крашеных яиц. Все собранные средства молодежь разделяла между собой, и использовала преимущественно на запланированные гуляния и приглашения девушек.

Название дня произошло от другой традиции. В этот день молодицы прятали крашеное яичко, а их парни должны были найти тайник, встретив небольшое сопротивление. После получения трофея парни вели девушек к водоемам, чтобы облить водой, желая красоты и здоровья. Так и появилось название «поливальный».

Вторник – «Купалища»

Предки были очень набожными людьми, поэтому в обязательном порядке посещали важные богослужения. Если кто пропускал утреннюю службу, его принято было обливать холодной водой. Этот обычай происходит с давних времен, и связан с почитанием богини Земли и Плодородия.

Вечером все жители села собирались в кабаках петь песни и слушать музыку, проводя, таким образом, святки. Это время считалось наиболее веселым и праздничным, поэтому повсеместно проходили молодежные гуляния и народные забавы. Боле взрослое поколение отправлялось в лес, собирать цветы рясты. После обнаружения находки, растение весело топталось с пожеланиями и в следующем году участвовать в веселых гуляниях.

Градовая среда

Среда, следующая за Пасхой, называлась «градовой» или «ледовой». Принято было ставить в церквях свечи от внезапного выпадения града. Со среды начинались веселые хороводы, продолжающиеся до Троицы. Такие хороводы водили ежедневно.

Навский четверг

Люди посещали могилки родственников, оставляя на них крашеные яйца. На следующий день оставленные яички собирали нищие, используя по своему усмотрению. Принято было изначально посетить церковь, а после сразу идти на кладбище с традиционным набором продуктов. В набор входили яички, куличи, хлебцы и вино. Заниматься домашними делами строго запрещалось. Женщинам следовало одеть передника, а мужчинам – повязаться вышитыми лоскутами, выполненными в виде ленты.

Еще одним забавным обычаем четверга пасхальной недели было «вождение кобылы». Брали длинную палку, приделывали ей голову, а область седла покрывали старыми тряпками. На рукотворную лошадь могли сесть все желающие прокатиться. Один из мужчин рядился в разноцветные одежды, изображая цыгана, и водил бутафорскую лошадь по всему селению. Если кобыла падала или переворачивалась, цыган должен был укусить ее за ухо и продолжить шествие. Умелые цыганы заставляли лошадку не только идти без происшествий, но также вставать на дыбы, танцевать, лягать красивых представительниц женского пола.

Прощеная пятница

В пятницу тести и тещи должны были приглашать всех родственников зятя на свежее пиво. Иногда средства на изготовление свежего пива собирали обе семьи. Когда пиво разливалось, приходили все желающие, чтобы попробовать остатки. Все участвующие в этой необычной церемонии после первого глотка пива должны были сказать определенную фразу, желая мира и взаимопонимания всему семейству.

Суббота – «Хороводница»

Субботу принято было называть «Хороводницей». Она считалась пиком разгула молодежи. В Сибири в субботу принято было ходить с колоколами, «прощаясь». Поскольку всю пасхальную неделю церковные колокола били практически без остановки, вечером в субботу они переставали звонить.

Еще одной интересной традицией считалось «ублажение гордых». В обед субботы в дом молодой семьи приезжали все родственники жены. Если родня молодого мужа была довольна молодой невесткой, ее родственникам старались угодить, выполняя самые разнообразные пожелания. В других областях молодожены обязательно должны были наведаться в субботу к родне недавней невесты. Их встречали большим застольем. При этом к тестю и теще приезжали не только молодожены, но и родственники молодого супруга. Застолье было продолжительным и очень веселым, поэтому получило название «вьюнин». Этот обряд выступал своеобразным завершением послесвадебного периода для молодых. Их переставали называть молодоженами, начинали относиться, как к обычной семье. До «вьюнин» молодой супруг не имел права надолго покидать дом, оставляя молодую жену в одиночестве. После традиционного застолья, заслуженный муж получал право надолго отлучаться по разным делам для содержания семьи. Молодая жена после застолья получала все обязанности по ведению хозяйства. До «вьюнин» она могла выполнять лишь часть домашней работы, в остальном ей помогала родня мужа. Кроме всего прочего, в субботу после Пасхи во многих городах проводилось традиционное прощание с русалками.

Све́тлая неде́ля (Пасхальная неделя) - праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Красной горки.

  • 1 Другие названия недели
  • 2 Обрядность недели
  • 3 Поливальный понедельник
  • 4 «Купалища», вторник
  • 5 Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница
  • 6 Навский четверг (белорус.)
  • 7 Пятница - прощёный день
  • 8 Суббота - Хороводницы
  • 9 «Окликанье молодых» в субботу
  • 10 «Улица»
  • 11 Поминки и сватовство
  • 12 Поговорки и приметы
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Литература
  • 16 Ссылки

Другие названия недели

Пасхальная, Христовочка (костр.), Проводная (белор.), Гремяцкая неделя (чернигов.), Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, «Велицидни» (полес.), Порознаа неделя, «Великоночные святки» (польск.).

Обрядность недели

Ф. Сычков. Игра в битки. Ф. Сычков. Игра в кучки.

Характерной чертой народной обрядности Светлой недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Поливальный понедельник

Великоденский гостинец Подробнее по этой теме см.: Поливальный понедельник.

Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

«Купалища», вторник

Обряд обливания водой проспавшего заутреню (М. Э. Андриолли. 1882)

Со вторником в народе связано имя «купалища». старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг (белорус.)

Подробнее по этой теме см.: Пасха мёртвых.

Первый четверг после Пасхи. Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилы кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.

В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница - прощёный день

В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».

На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

А. П. Рябушкин. гости. 1896

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» (см. Вьюнишник) молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.

В этот день - самый разгар молодого веселья. Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

«Окликанье молодых» в субботу

Подробнее по этой теме см.: Вьюнишник.

В ряду весенне-летних увеселений выделяется сборище мужской молодёжи - «окликанье молодых», называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликалыцики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликалыциков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если снова попадётся подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить её к себе - к своему семейству, делают для неё и для родных её все, что только может ей понравиться». Приём родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года.

Мотив утешения молодой предстоящим приездом её родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая - приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал весёлый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось всё выражением уважения молодожёнам.

«Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодёжи.

В Махловской волости Юрьевского уезда наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором - «бабий вьюнец».

В некоторых местах молодожёнов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром - дети, с 12 часов - взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская волость Семёновского уезда). Утром и в полдень - мальчики и девочки 10-15 лет, в 5-6 часов вечера - женская партия, ещё позже - мужская (Юрьевецкий уезд). Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодёжным окликанием. Обходы дворов молодёжью, построенные по типу колядования, бывали на Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста - в крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.

На Украине также под окнами молодых, поженившихся за прошедший год и не имевших детей, парни под сопровождение музыкальных инструментов пели вьюницкие песни. Галиции (Яворовщина), сообщает В. Гнатюк, ещё в 1870 году исполняли «рындзивки». На второй или третий день компания ребят обходила поздно ночью с музыкой местных молодиц, которые вышли замуж после Рождества и пели:

Гречная панна, красна Ганунейка, Не сама з собою, з вiтцем, з матінкою. Тобі, Ганунейко, риндзівка, А нам писанок кобівка. Тобі, Ганунейко, виградзанє, А нам писанок ціле дзбане. Тобі, Ганунейко, красная пiснь. А нам писанок сорок і шість, Й в коморі на кілочку Висять писанки в ріжочку: Нема кому встати, писанок дати

После окончанию песни молодица выносила несколько яиц-писанок и мелкие деньги. Поблагодарив за подарки ватага шла до следующих молодожёнов.

«Улица»

«Улица» на Полтавщине. 1894

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) или «пятáк» (на юге России) - вечеринки парней и девушек под открытым небом. «Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки - в зависимости от местности.

Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето - до Семёна-летопроводца (1 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.

Поминки и сватовство

Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели в некоторых местах было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминовений, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были день Пасхи и Пасхальный четверг. эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространённым представлениям, в Фомино воскресенье или на Радуницу. По другим представления души умерших естественной смертью возносились на Вознесение, когда «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские».

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Через неделю после Пасхи с Красной горки и Радоницы начинали играть весенние свадьбы.

Поговорки и приметы

Каково Благовещенье, такова и Светлая неделя (Пасха). Суббота на святой - юнец (местный обычай Нижегородской губернии).

См. также

  • Волочебный обряд
  • Пасха мёртвых
  • Пасха в славянской традиции
  • Страстная неделя в славянской традиции
  • Радоницкая неделя
  • Пасхальное яйцо

Примечания

  1. Платонов, 2007, с. 364
  2. Бальмонт, 1908, с. 92
  3. 1 2 3 4 Сахаров, 1885
  4. Примечание на стр. 71 // Вестник Западной России: историко-литературный журнал. Год 1867; Вильна; стр. 71
  5. Шангина, 2003, с. 98
  6. Амфитеатров, 1904, с. 159
  7. Шангина, 2007, с. 119-121
  8. Побусани понедељак (серб.)
  9. Панкеев, 2001, с. 156
  10. 1 2
  11. Агапкина, 2002, с. 657
  12. Христова, Ревнева, 2005
  13. Мацука, 2011, с. 145
  14. Коринфский, 1995
  15. Громыко, 1991
  16. Гнатюк, 1914
  17. Скуратівський, 1995
  18. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок.D0.93.D1.80.D1.83.D1.88.D0.B5.D0.B2.D1.81.D1.8C.D0.BA.D0.B8.D0.B9 не указан текст

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М.: Индрик, 2002. - 816 с. - (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Амфитеатров А. В. Красное яичко // Сказочные были. Старое в новом. - СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1904.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Современный писатель, 1995. - Т. 3. - 416 с. - ISBN 5-265-03309-2.
  • Бальмонт К. Д. Птицы в воздухе. (Червонные Святки). - СПб.: Шиповник, 1908. - 228 с.
  • Валачобныя песні / склад. Г. А. Барташэвіч, Л. М. Салавей; склад. музычнай часткі В. І. Ялатаў; рэд. К. П. Кабашнікаў; уступны артыкул Л. Салавей. - Мінск: Навука і тэхніка, 1980. - 560 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. - Мн., 1992. - С. 554–612.
  • Волочебный обход, Российский Этнографический музей.
  • Гнатюк В. Колядки і щедрівки. // Етнографічний збірник. - Львів, 1914. (укр.)
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2.
  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. - 607 с.
  • Иваницкая З. Н. Писанка: 300 образцов. - М.: Мир, 2001. - 63 с. - ISBN 5-03-003407-2.
  • Грушевський М. С. Історія української літератури, 6 т. 9 кн / Упоряд. В. В. Яременко. - К.: Либідь, 1993. - Т. 1. (укр.)
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. - 2001. - № 9, 16, 23 октября.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология - М.: Наука, 1990.
  • Коринфский А. А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3.
  • Красавік // Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ.
  • Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.
  • Мацука В. Міфасемантыка дзён тыдня: пятніца (белор.) // Фальклор і сучасная культура: матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21-22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. - Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2011. - С. 145–146. - ISBN 978-985-476-946-2.
  • Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю. У. - Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002.
  • Отмечаем Пасху по всем правилам // Газета «Магия и Жизнь» № 7 (2–15.04.2007.).
  • Пасха / Сост. И. А. Панкеев. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001. - 285 с. - ISBN 5-224-02154-5.
  • Пасхальная неделя // Российский Этнографический Музей.
  • Платонов О. А. Красная неделя // Русский образ жизни. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. - С. 364. - ISBN 978-5-902725-05-3.
  • Преданья старины, Основные праздники.
  • Погодин М. П. Древняя русская история до монгольскаго ига - М.: Синодальная тип., 1871
  • Решетников Н. И. Русский народный календарь: пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена. - М.: Олма-пресс, 2005. - 608 с. - ISBN 5-224-04295-X.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. - М.: Современник, 1991. - 129 с. - ISBN 5-270-01376-2.
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. - К.: Т-во «Знання України», 1993.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. - СПб.: Издательство МГУ, 1885. - 245 с.
  • Скуратівський В. Т. Дiдух. - К.: Освiта, 1995. - 272 с. - ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  • Славянские древности. Этнолингвинистический словарь под редакцией Н. И. Толстого - М.: Международные отношения, 1995.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1979. - 286 с.
  • Толстая С. М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому словарю: К - П. // Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. - М.: Наука, 1986.
  • Фаминцын А. С. Древне-Арийские и древне-Семитские элементы в обычаях, обpядax, верованиях и культах славян. "Этнографическое обозрение". - М., 1895. - 50 с.
  • Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. - М.: Издательство ВГУ, 2005. - С. 7-21.
  • Шангина И. И. Пасхальная неделя // Русские девушки. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-352-02194-1.
  • Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 552 с. - ISBN 5-352-00650-6.
  • Яндова Я. и др. Чешская республика: держава фольклора в сердце Европы. Folklorní sdružení české republiky. Архивировано из первоисточника 18 октября 2012.

Ссылки

  • Пасхальная неделя // Российский Этнографический Музей
  • Пасхальные молебны // Российский Этнографический Музей

Светлая неделя в славянской традиции Информацию О