На Страстной неделе (с Понедельника по Пятницу). Страстная пятница: история и традиции самого скорбного дня для верующих

На Страстной неделе (с Понедельника по Пятницу). Страстная пятница: история и традиции самого скорбного дня для верующих

Практически все знают, что такое Пасха, а вот что такое Страстная пятница — известно меньше.

Это последняя пятница накануне Светлого Воскресения (в этом году этот день приходится на 26 апреля 2019 года). А еще – это самый скорбный и без преувеличения, самый драматичный день в году.

Именно в пятницу Христос был предан суду, который приговорил его к смерти. И в тот же день казнь состоялась – Спасителя распяли на кресте. Горечь утраты, щемящее чувство несправедливости и в то же время светлая надежда на то, что совсем скоро Господь воскреснет…

Страстная пятница – это целая палитра чувств, а еще – уникальный день в церковном календаре, который связан со многими традициями и даже запретами.

События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали чистым).

Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.


И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, — ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Те 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов . Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество.

Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли. Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).


А тем временем Иуда уже находился там со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули — чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии. Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.


Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти.

Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде. Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам.

Но те уже крепко спали, и Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой (Матфея, глава 27).

Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).


Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.


Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой. А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф. Совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии. Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и похоронил, т.е. положил в каменную гробницу.

На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа. Ведь они помнили его обещание, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.


Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, что миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания.

И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня. Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебрянники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно.

К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама предпасхальная неделя). Например: (он же Чистый), Страстная пятница, Страстная суббота. А еще эти дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве.

Таким образом, Страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Богослужения в Страстную пятницу: вынос плащаницы

В такой день утреннее богослужение не проводится. А вот днем на службе примерно в 15 часов, когда по библейскому описанию, Спаситель «испустил дух», т.е. умер на кресте, совершается .

Плащаница – это довольно необычная икона. Все мы привыкли к тому, что обычно образ нарисован на твердой поверхности.

Однако в случае с плащаницей изображение наносится на плотную ткань (плат, откуда и пошло название). На ней изображен Христос, положенный в гроб. Выносят икону несколько священнослужителей, облаченные в одежду темных оттенков в знак траура.


В храмах обычно создают затемнение, свет идет только от мерцающих свечей. В такой обстановке действительно создается особое настроение, в котором сливается много контрастных эмоций: скорбь по усопшему, обида и досада за предательство людей, совершивших тяжкий грех.

А еще, возможно, человек может испытать ощущение приближающегося праздника, который знаменует торжество жизни над смертью Ведь пройдет еще всего 2 дня, и мы скажем: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Что нужно делать в Великую пятницу перед Пасхой

Часто верующие задают вопросы о том, что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу перед Пасхой. Действительно, это особый день в году, и многим будет полезно узнать, как подобает вести себя в связи со случившимися 2000 лет назад событиями.

Самое главное, что нужно сделать на Страстную пятницу – это даже не посещение храма. Ведь у многих занятых людей действительно может не остаться времени. Тем более, служба с выносом плащаницы проводится днем, когда многие еще находятся на работе. Однако отдать дань уважения Господу может каждый.

В такой день стоит уделить внимание размышлениям о подвиге Христа и прочесть соответствующую библейскую историю (например, 23 глава от Луки).

Не будет лишним и подать милостыню, сотворить любое доброе дело, которое действительно принесет кому-то радость. Можно навестить родного человека, с которым давно не общались. Примириться и простить обиды, которые уже давно накопились и дают знать о себе.

Словом, для современных людей есть определенная свобода выбора, которая не отрицается представителями церкви. Главное – это благие устремления, искреннее желание отдать Господу дань уважения.


Что нельзя делать в Страстную пятницу

Издавна на Руси в такой день старались соблюдать весьма строгие правила, например:

  • ничего не делать по хозяйству;
  • не шить, не разрезать ткань;
  • ничего не готовить, не разводить огонь;
  • не работать на земле, не копать и т.п.

Однако вполне понятно, что образ жизни современного человека изменился до такой степени, что порой у нас просто нет выбора. Нам нужно идти на работу, одевать и кормить детей, помогать своей семье, заниматься хозяйством, готовить ужин и т.п. Поэтому каждый поступает в соответствии с обстоятельствами.

Соответствующий комментарий дают многие представители Русской Православной Церкви, например, протоиерей Иоанн Макаренко.

При этом интуитивно понятно, что точно нельзя делать в Великую пятницу перед Пасхой:

  • предаваться любым плотским утехам;
  • проводить день в увеселении;
  • принимать алкоголь;
  • смотреть развлекательные передачи, представления и т.п.

Подобное поведение само по себе не предосудительно – каждый человек стремится к удовольствиям. Но в такой скорбный день верующий человек не может радоваться в полной мере.

Ведь в эти часы 2000 лет назад произошло одно из самых трагических событий в истории человечества. И веселиться в Страстную пятницу – это почти то же самое, как если бы в день похорон или поминовений устроить вечеринку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Среди вопросов о том, что можно делать в Страстную пятницу, верующие интересуются и выпеканием куличей и крашением вареных яиц.

Согласно традиции сделать это лучше в Чистый четверг или по крайней мере в субботу. Нежелательно заниматься подобными делами в пятницу, исключая только ситуации крайней необходимости.

Пост в Страстную пятницу

Также один из важных вопросов – что нельзя есть в Великую пятницу перед Пасхой. Это время считается самым строгим во время всего Великого поста. Верующим не следует ничего кушать и даже пить воду вплоть до окончания богослужения и выноса плащаницы.

А после, вечером, можно попить воды и поесть хлеба. Никаких блюд готовить не нужно – все это время продолжается скорбь по распятому Господу.

Довольно жесткие правила продолжают действовать и в субботу. Тем лучше будет сам праздник – Светлое Христово Воскресение, когда разрешается вкушать любую еду, да и несколько бокалов хорошего красного вина также не возбраняются.

При этом представители церкви говорят о том, что каждый человек должен действовать по своим ощущениям. Например, если кто-то болен желудком или речь идет о беременной женщине или кормящей матери. Конечно, тогда от еды и воды отказываться не стоит, ведь речь идет о здоровье.

Вот комментарий протоиерея Александра Ильяшенко по этому поводу:

Народные традиции в Страстную пятницу

Конечно, любое значимое событие многолико отражается в зеркале народной истории. Спустя несколько столетий получается так, что в памяти людей памятная дата начинает жить собственной жизнью. Что-то подобное случилось и с Великой пятницей.

Например, на Руси в этот день нередко выпекали сдобу, например, булочку — в виде креста. Считалось, что такой хлеб никогда не покроется плесенью. А моряки брали булочки с собой в дальние походы и верили, что они будут талисманом корабля и уберегут от морских катастроф.

Был и еще один обычай, который каждый из нас может добавить в свою копилку добрых дел. Богатые люди непременно угощали своих близких, знакомых и даже обычных прохожих сдобой, молоком, творогом или яйцами.


Еще один интересный обычай – верующие стремились принести из церкви 12 горящих свечей, с которыми они стояли на службе. Эти свечи несли зажженными, ставили в любой части дома и давали им догореть до конца. Считалось, что в течение всего года (12 месяцев) в доме будет мир и достаток.

Таким образом, Страстная пятница – это трагический день, посвященный воспоминаниям о земной смерти Христа. Однако праздник будет совсем скоро, ведь Господь непременно воскреснет.

И когда придет Пасха, каждый может искренне порадоваться и насладиться этим торжественным моментом, занимающим центральное место во всей христианской религии.


В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву , – совершаются Царские часы с особыми псалмами, паримиями, чтением Апостола и Евангели я.

8:00 - Царские часы.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

14:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

16:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

В этот день:

(1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.

Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.




кадры из фильма "Страсти Христовы"

Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем - и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых. Начиналось дление бесконечных дней.


Я ничего вам не могу передать, если вы сами не почувствуете, если вы сами не постоите, если сами не отложите всякое житейское попечение и послушаете, поучаствуете. Такое благодатное дело происходит в церкви с людьми: когда читается Евангелие, то Господь дает слушающим реальное участие в этих великих святых событиях.

Я вот только хочу прочесть отпуст, то есть, последние слова священника, когда он кланяется своим прихожанам, такие замечательные слова

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница


На вечерне Великой Пятницы заканчивается чтение книги Иова. Богослужение этого дня пронизано каким-то созерцательным оцепенением, умышленной сдержанностью чувств и образов. Мы ничего не просим, не высекаем из себя слёзы, не сокрушаемся о своем. Сегодня – всё о Нем, всё Его, всё Им.

Многострадальный Иов, судившийся с Богом за свои несчастья, наконец, получил

Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено …

Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что когда я посмотрел нашумевший фильм «Страсти Христовы» я поймал себя на мысли: интенсивность пережива


Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали ко кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты

Я сегодня Тебя провожала

На Голгофу, на крест...

Под смоковницей тихо стояла-

Рядом не было мест.

Я старалась к Тебе прикоснуться,

Чтобы Ты исцелил.

С самарянкой пришла к колодцу,

Чтобы Ты напоил.

Протянула сухую душу,

Чтоб она ожила.

Ожидая с Закхеем на ужин,

Все долги раздала.

А теперь Ты подал мне раны

Целовать и рыдать,

С Богородицей и Иоанном

На Голгофе стоять.

Я сегодня Тебя хоронила-

Ты меня допустил...

Нет страшнее Твоей могилы

Среди всех могил.

Замолчала вся плоть человеча-

Сам Господь молчит.

Но надежда, как тонкая свечка

В моём сердце горит.

Я приду сюда завтра рано,

Ароматы неся,

С мироносицами женами

Не боясь, а любя.

Ты меня осияешь светом

И растает печаль.

Я пойду за Тобой с рассветом-

Мне себя не жаль.

Ты научишь меня смиренью и любви святой,

Чтобы нам уже не расстаться

Никогда с Тобой.

(Галина Кременова, г.Херсон)

Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в 9 час (около 3 часов дня по на-шему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников (все молящиеся стоят с зажженными свечами) и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице), которая будет находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.



Затем, на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". "Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой", - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней.

Устав предписывает совершать его келейно, так что те кто не попал на службу, обязательно прочтите этот удивительный по глубине канон.

"Жизнь вечная, како умираеши?" - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач - но, Ее плач страшнее всякого плача: Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. С каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили.,. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Слушайте, слушайте этот плач! Говорите: Мать, я повинен - пусть среди других - в смерти Твоего Сына; я повинен - Ты заступись. Если Ты простишь - никто нас не осудит и не погубит... Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту...

Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! - и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.


Каждый человек, действительно живущий жизнью Церкви, знает ужас и бесприютность этого дня. Этот день страшен еще и потому, что перед каждым он со всей беспощадностью ставит вопрос: А где я был бы тогда, в ту страшную ночь? И ответ на него неутешителен: даже апостолы, говорившие, что готовы умереть за Христа, и действительно думавшие, что умрут за Него, все разбежались, даже Петр, самый твердый и ревностный среди них, трижды перед лицом, если посмотреть, самой ничтожной опасности отрекся от своего Учителя.

Путь к смерти ужасен для каждого человека, а Иисус истинно был человеком, но, и более того, для Христа он был особенно труден. Мы должны в это вдуматься: нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, Который стал человеком. Но умирает-то Спаситель наш Христос как человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом!».

«Солнце увидело невиданное им, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов, - и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Тогда храм погружен в темноту. Звуки покаяния нарастают и охватывают молящихся. Каждый поставляется в этой суровой темноте на суд своей совести, остается с ней наедине, а голос покаянных строк то осуждает содеянное, то горько укоряет за него. Стоят в темноте перед Богом все возрасты человеческой жизни; замирает, вдруг услышав звуки вечной правды, юность. Стоит, исповедуется Богу в молчании весь храм, а за окном в глубокую темноту неба уходят отражения зеленых огней лампад, будто там, в небосводе обретающих свое твердое пребывание. Это все, пережитое накануне - и покаянное пение, и мрак храма, и дрожащие за окном во мгле неба зеленые огни, - все это наполняет небывалой широтой переживаний. Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Это день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду. (читается 1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

А вечером в пятницу - совершается утреня Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы. Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах.


"Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смер-тию смерть и ад умертвившему", - так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся", - поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…

Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас..." И уже всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

Самым грустным и печальным днем для каждого христианина является Страстная или Великая пятница. Именно в этот день был распят Иисус Христос - он принес себя в жертву за грехи всего человечества, чтобы через три дня воскреснуть и впоследствии вознестись к своему небесному Отцу.

Пятница - это день, в который был распят Иисус Христос. Поэтому Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде над Иисусом Христом, его распятии и крестной смерти на Голгофе, снятию Его тела с креста и погребении. Богослужение Великой пятницы включает трехкратное прочтение евангельского повествования об этих событиях. Это день самого строгого поста.

На утрене последовательно зачитывают Двенадцать Евангелий - двенадцать евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке повествуют о событиях пятницы. На Великих Часах отдельно читают повествования каждого их четырех евангелистов. А на великой вечерне о событиях этого дня рассказывает одно продолжительное составное евангелие.

Страстная пятница - день исключительный, и его исключительность подчеркивается тем, что в этот день не совершают литургию. Однако если Страстная пятница совпадает с Благовещением, служат литургию Иоанна Златоуста. На вечерне поют особый канон О распятии Господа и выносят плащаницу.

Плащаница - это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий в гробе. После выноса Плащаницу устанавливают на специальном возвышении в центре храма. Ее принято умащать благовониями и украшать цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями Тело погребенного Христа.

Страстная пятница - особый день, в который по уставу нужно воздерживаться от принятия пищи до выноса Плащаницы, а после этого можно есть только хлеб и пить только воду. Все приготовления к празднику Пасхи нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Великую пятницу ничто не отвлекало от молитв и служб. В этот день нельзя заниматься никакими хозяйственными делами, особенно шить, стирать и резать что-либо. Нарушение этого запрета считается большим грехом. Те, кто следует самым строгим правилам Великого поста, в этот день даже не моются.

Что нельзя делать в Страстную пятницу.

В Страстную пятницу нельзя петь, гулять и веселиться - считается, что человек, веселившийся в Великую пятницу, весь год проплачет. Однако, несмотря на то, что в этот день богослужение проникнуто скорбью, оно уже готовит верующих к предстоящему празднику Воскресения Христова.

В народном сознании Страстная пятница связана с рядом примет и суеверий. Считается, например, что испеченный в этот день хлеб никогда не заплесневеет и исцелит от всех болезней. Моряки считали хлеб, испеченный в Великую пятницу, талисманом против кораблекрушений. А горячая крестовая булочка, испеченная в этот день, будет защищать дом от пожаров до следующей Великой пятницы.

На Руси в этот день более состоятельные соседи угощали своих близких и знакомых, которым это не по карману, праздничной сдобой, молоком, яйцами, творогом.

В Страстную пятницу очень нежелательно работать. Так, согласно примете, нельзя втыкать в землю железные предметы, к примеру, лопаты и грабли: это к беде. Поэтому растения, посаженные в этот день, погибнут. Только посеянная в Страстную пятницу петрушка даст двойной урожай. Постиранная хозяйкой и вывешенная для просушки в пятницу одежда никогда не станет чистой: на белье проявятся кровавые пятна.

После пятничной службы принято приносить в дом двенадцать горящих свечей, с которыми стояли в церкви. Свечи нужно поставить в доме и дать им догореть до конца. Считается, что это принесет в дом счастье и достаток на следующие двенадцать месяцев.

Разумеется, многие приметы пришли из язычества, а не из христианства, и некоторые из них даже противоречат христианским традициям. Но верить в приметы или нет - это личный выбор каждого человека. Страстная пятница - это еще один повод сделать паузу в нашей напряженной жизни и задуматься: а так ли мы живем?

Приметы Страстной пятницы:

Буханка хлеба, испеченная в Страстную Пятницу, исцеляет от всех болезней и никогда не заплесневеет.
В Страстную Пятницу ни в коем случае нельзя протыкать землю железом; того, кто это сделает, постигнет беда.
Если выстиранное белье вывесить для просушки в Страстную Пятницу, на нем появятся пятна крови.
Если перевозить пчел в любой день, кроме Страстной Пятницы, - они непременно умрут.
Если вы вытерпите жажду в Страстную Пятницу, то никакое питье не принесет вам вреда целый год.
Кольца, освященные в Страстную Пятницу, защищают того, кто их носит, от всех болезней.
Пасхальная сдоба, сохраненная от одной Страстной Пятницы до следующей, предупреждает коклюш.
Только петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, дает двойной урожай.
Отлучать младенцев от груди в Страстную Пятницу - примета гласит, что ребенок будет сильным, здоровым и будет жить счастливо
Если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном.
Если под страстную пятницу небо звездное, то пшеница будет зернистой.

С по-не-дель-ни-ка пра-во-слав-ный ка-лен-дарь от-кры-ва-ет че-ре-ду пе-чаль-ных и тор-же-ствен-ных дней, име-ну-е-мых по-сла-вян-ски «Страстно й седми цей», т. е. «Неде-лей стра-да-ний» Иису-са Хри-ста. За каж-дым из дней за-креп-ле-но вос-по-ми-на-ние и бо-го-слу-жеб-ное вос-про-из-ве-де-ние со-от-вет-ству-ю-щих со-бы-тий еван-гель-ской ис-то-рии. Чте-ния и про-тяж-ные пес-но-пе-ния ве-дут хри-сти-ан по сле-дам Гос-по-да, гря-ду-ще-го на воль-ную смерть.

Страст-ной по-не-дель-ник

Близ-кие стра-да-ния и смерть Спа-си-те-ля сим-во-ли-зи-ру-ют-ся по-вест-во-ва-ни-ем о жиз-ни вет-хо-за-вет-но-го пра-вед-ни-ка Иоси-фа Пре-крас-но-го, про-дан-но-го сво-и-ми за-вист-ли-вы-ми бра-тья-ми в Еги-пет за два-дцать среб-ре-ни-ков ( гл.). В еван-гель-ской прит-че о бес-плод-ной смо-ков-ни-це, не при-нес-шей пло-да, а по-то-му про кля-той, изо-бра-жа-ет-ся ги-бель-ность пу-ти ду-хов-ной ле-но-сти. Те-му про-дол-жа-ет прит-ча о злых ви-но-гра-да-рях, ко-то-рые долж-ны по-не-сти за-слу-жен-ное на-ка-за-ние (). Об этой страш-ной ка-ре, ко-то-рая по-ло-жит ко-нец биб-лей-ско-му Из-ра-и-лю, так и не по-няв-ше-му смысл сво-е-го пу-ти в да-ро-ван-ной ему Бо-гом Свя-щен-ной ис-то-рии, го-во-рит скорб-ное про-ро-че-ство Гос-по-да о близ-ком раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма ().

Страст-ной втор-ник

Г. Грён-нинг . Прит-ча о та-лан-тах.
Фраг-мент (2-я пол. XVI в.)

В Страст-ной втор-ник Гос-подь при-зы-ва-ет нас к по-сто-ян-но-му бодр-ство-ва-нию и при-умно-же-нию сво-их да-ро-ва-ний, по-яс-няя это прит-ча-ми о де-ся-ти де-вах (муд-рых и нера-зум-ных) и о та-лан-тах (в пря-мом и пе-ре-нос-ном смыс-ле), ко-то-рые да-ны нам во-все не для то-го, чтобы за-ры-вать их в зем-лю. Ина-че нет оправ-да-ния на Страш-ном су-де ().

Страстная среда

При-бли-жа-ет-ся тра-ги-че-ская раз-вяз-ка, и смыс-ло-вым цен-тром Страст-ной сре-ды ста-но-вят-ся два вза-им-но про-ти-во-по-лож-ных по смыс-лу со-бы-тия: по-ка-я-ние греш-ной жен-щи-ны, бла-го-дар-но воз-лив-шей дра-го-цен-ное ми-ро на но-ги Иису-со-вы, и страш-ный за-мы-сел Иуды, од-но-го из Две-на-дца-ти апо-сто-лов, пред-ло-жив-ше-го вла-стям по-мочь тай-но аре-сто-вать сво-е-го Учи-те-ля за трид-цать среб-ре-ни-ков ().

Страст-ной чет-верг

На-сту-па-ет Страст-ной, или Ве-ли-кий, чет-верг . Умыв но-ги уче-ни-кам и тем пре-по-дав им урок сми-ре-ния, Гос-подь вку-ша-ет Свою по-след-нюю в зем-ной жиз-ни пас-халь-ную тра-пе-зу и уста-нав-ли-ва-ет та-ин-ство Ев-ха-ри-стии (бук-валь-но «Бла-го-да-ре-ния») - та-ин-ство Сво-е-го веч-но-го еди-не-ния и об-ще-ния со все-ми на-ми. В нём про-дол-жа-ет-ся чу-до Виф-ле-е-ма, чу-до во-пло-ще-ния и во-че-ло-ве-че-ния Бо-га, бла-го-да-ря ко-то-ро-му про-изо-шло ре-аль-ное со-еди-не-ние двух ми-ров - Бо-же-ствен-но-го и че-ло-ве-че-ско-го. Об-ра-ща-ясь к От-цу, Хри-стос мо-лит-ся за нас: «Да бу-дут все они од-но (еди-но); как Ты, Отец, во Мне, и Я в Те-бе, так и они да бу-дут в Нас еди-но» (). Лю-ди, по-том-ки еди-но-го Ада-ма, ста-но-вят-ся «со-те-лес-ни-ка-ми» Бо-го-че-ло-ве-ка Иису-са Хри-ста и через это - еди-но-кров-ны-ми бра-тья-ми.

Из-ме-ня-ет-ся и ха-рак-тер бо-го-слу-же-ний. Не слыш-но бо-лее ноч-но-го пре-ду-пре-жде-ния «Се же-них гря-дет…», ибо Он уже при-шел и в празд-нич-но убран-ной гор-ни-це со-вер-ша-ет ве-ли-кую Ве-че-рю Люб-ви. Двой-ным чув-ством - ра-до-сти и пе-ча-ли - про-ник-ну-то бо-го-слу-же-ние Ве-ли-ко-го Чет-вер-га: пе-ча-ли о на-чав-шем-ся крест-ном вос-хож-де-нии Гос-по-да на Гол-го-фу и ра-до-сти о той ве-ли-кой Ра-до-сти, ко-то-рую Гос-подь уго-то-вал всем лю-бя-щим Его. Эта «крест-ная ра-дость» и есть та под-лин-ная ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рая нам ныне да-ет-ся. В знак ее свя-щен-но-слу-жи-те-ли на Ли-тур-гии пе-ре-об-ла-ча-ют-ся в свет-лые одеж-ды. Чем же за-кан-чи-ва-ет-ся эта ночь чет-вер-га? Что ожи-да-ет Гос-по-да и всех нас, Его ду-хов-ных со-при-част-ни-ков на Тай-ной ве-че-ре, в пят-ни-цу?

Ночь над Иеру-са-ли-мом. В си-он-ской гор-ни-це мер-ца-ют све-тиль-ни-ки. В пе-чаль-ном мол-ча-нии воз-ле-жат Две-на-дцать. «Один из вас пре-даст Ме-ня», - зву-чат под-твер-жде-ни-ем на-дви-га-ю-щей-ся тра-ге-дии сло-ва Гос-по-да. Ше-пот, ис-пу-ган-ные воз-гла-сы: «Не я ли?» Вста-ёт Иуда и усколь-за-ет в ноч-ную тьму. Не спят и чле-ны Си-нед-ри-о-на. Ар-хи-ереи от-да-ют тай-ный при-каз во-и-нам…

Апо-сто-лы раз-де-ли-ли свя-щен-ную Ча-шу и Хлеб. Гос-подь го-во-рит о стра-да-ни-ях, ко-то-рые ждут Его. Пётр с го-ряч-но-стью обе-ща-ет ид-ти с Ним на смерть. Он и не по-до-зре-ва-ет, как она близ-ка.

«За-по-ведь но-вую даю вам: да лю би-те друг дру-га; как Я воз-лю-бил вас, так и вы люби те друг дру-га» ().

Тра-пе-за за-кон-че-на. Ти-хо на-пе-вая пас-халь-ный пса-лом, они по-ки-да-ют дом, вы-хо-дят за го-род-ские во-ро-та и углуб-ля-ют-ся в мас-лич-ный сад Геф-си-ма-нии. Там ца-рит тьма. Апо-сто-лы спят, лишь тро-их, са-мых близ-ких уче-ни-ков, Хри-стос про-сит раз-де-лить с Ним мо-лит-ву. Но гла-за у них сли-па-ют-ся и сквозь за-бы-тье они слы-шат Его го-лос: «От-че! Ес-ли Ты хо-чешь, про-не-си эту ча-шу ми-мо Ме-ня! Впро-чем, не Моя, но Твоя во-ля да ис-пол-нит-ся» ().

Тра-ги-че-ский финал бли-зок. Стра-жа уже пе-ре-се-ка-ет по тро-пин-ке овраг. Сле-ду-ет при-вет-ствен-ный по-це-луй Иуды, ука-зу-ю-щий на То-го, Кто имен-но дол-жен быть аре-сто-ван; неумест-ная по-пыт-ка Пет-ра с ме-чом в ру-ках за-щи-тить Учи-те-ля, вско-ре сме-нив-ша-я-ся столь же ис-крен-ним трое-крат-ным от-ре-че-ни-ем; ма-ло-ду-шие и бег-ство уче-ни-ков; до-прос у ар-хи-ерея на спеш-но со-зван-ном Си-нед-ри-оне, лжи-вые по-ка-за-ния, из-де-ва-тель-ства че-ля-ди. По-след-ний страш-ный во-прос Кай-а-фы, в ко-то-ром за-клю-чен смысл всей вет-хо-за-вет-ной ис-то-рии: «Бо-гом Жи-вым за-кли-наю Те-бя, ска-жи нам: „Ты ли Мес-сия (Хри-стос), Сын Бо-жий?“ Го-во-рит ему Иисус: „Ты [сам это] ска-зал. Бо-лее то-го го-во-рю вам: от-ныне у зри-те Сы-на Че-ло-ве-че-ско-го, вос-сев-ше-го по пра-вую ру-ку Си-лы и ше-ству-ю-ще-го по об-ла-кам небес-ным“. То-гда пер-во-свя-щен-ник разо-драл на се-бе одеж-ды и ска-зал: „Он из-рёк бо-го-хуль-ство! Для че-го нам ещё сви-де-те-ли? Вот, те-перь вы [са-ми] слы-ша-ли бо-го-хуль-ство. Что вы ре-ши-те?“ Они же ска-за-ли ему в от-вет: „Он дол-жен уме-реть!“» ().

В па-мять всех этих со-бы-тий, увен-чан-ных Крест-ной смер-тью, в на-ших хра-мах со-вер-ша-ет-ся Утре-ня с чте-ни-ем две-на-дца-ти Еван-ге-лий Свя-тых Стра-стей (Стра-да-ний) Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста. «Страстны е Еван-ге-лия», как их обыч-но на-зы-ва-ют, - это от-рыв-ки из всех че-ты-рёх Еван-ге-лий, рас-пре-де-лён-ные по хро-но-ло-ги-че-ско-го прин-ци-пу и охва-ты-ва-ю-щие со-бы-тия от Тай-ной Ве-че-ри до по-гре-бе-ния Спа-си-те-ля. Чис-ло две-на-дцать сим-во-ли-зи-ру-ет пол-но-ту биб-лей-ской но-чи, со-сто-я-щую из две-на-дца-ти ча-сов. Чис-лом уда-ров ко-ло-ко-ла воз-ве-ща-ет-ся по-ряд-ко-вый но-мер про-чи-ты-ва-е-мо-го Еван-ге-лия. Мо-ля-щи-е-ся сто-ят в тем-ном хра-ме с за-жжён-ны-ми све-ча-ми; зву-чат ти-хие и про-тяж-ные при-пе-вы: «Сла-ва Стра-стям Тво-им Го-о-оспо-ди», «Сла-ва дол-го-тер-пе-нию Тво-е-му Го-о-оспо-ди». Со-глас-но при-ход-ской тра-ди-ции, эта служ-ба со-вер-ша-ет-ся на-ка-нуне Страст-ной пят-ни-цы, то есть ве-че-ром Страст-но-го чет-вер-га.

Страст-ная пят-ни-ца

На-сту-па-ет Страст-ная пят-ни-ца - центр ве-ли-ко-пост-ной скор-би, день Крест-ной смер-ти и по-гре-бе-ния на-ше-го Гос-по-да. В пра-во-слав-ных хра-мах зву-чат чте-ния и пес-но-пе-ния о по-след-них ча-сах Его зем-ной жиз-ни.

Пред-ста-вим се-бе ран-нее утро дня на-ка-нуне ев-рей-ской Пас-хи. Иисус Хри-стос при-ве-дён в пре-то-рию, и от Пон-тия Пи-ла-та тре-бу-ют под-твер-жде-ния смерт-но-го при-го-во-ра. Тот брезг-лив и недо-во-лен. Ка-кое де-ло рим-ско-му гу-бер-на-то-ру до иудей-ских ре-ли-ги-оз-ных спо-ров о Мес-си-ан-ском цар-стве, тем бо-лее - о цар-стве «не от ми-ра се-го»?! Он ис-кренне со-чув-ству-ет му-же-ствен-но-му Че-ло-ве-ку, яв-но окле-ве-тан-но-му вра-га-ми, и хо-чет от-пу-стить Уз-ни-ка. Хри-стос для Пи-ла-та - без-обид-ный учё-ный меч-та-тель, по-хо-жий на стран-ству-ю-щих ан-тич-ных фило-со-фов, к ко-то-рым «здра-во-мыс-ля-щие» рим-ляне от-но-си-лись скеп-ти-че-ски-на-смеш-ли-во, как к веч-ным де-тям.

«За-чем Ты при-шёл сю-да», - спра-ши-ва-ет у Хри-ста пре-фект. - «Я для то-го ро-дил-ся и при-шёл в мир, чтобы быть сви-де-те-лем ис-ти-ны», - слы-шит он в от-вет и сар-ка-сти-че-ски усме-ха-ет-ся: «Что есть ис-ти-на?» Гру-бый сол-дат, он не ве-рит в неё. Он ве-рит в си-лу зо-ло-та и рим-ских ле-ги-о-нов. Со-хра-нить бла-го-во-ле-ние мрач-но-го им-пе-ра-то-ра Ти-бе-рия, дав-ше-го ему власть над этой бес-по-кой-ной про-вин-ци-ей, для него важ-нее все-го. И Пи-лат, несмот-ря на пре-ду-пре-жде-ния же-ны (), ма-ло-душ-но умы-ва-ет ру-ки.

Аль-брехт Дю-рер.
Рас-пя-тие Хри-ста. (1508 г.)

Око-ло по-лу-дня из-му-чен-но-го Хри-ста при-во-дят на ме-сто каз-ни и рас-пи-на-ют меж-ду двух раз-бой-ни-ков. Мир со-дро-га-ет-ся. Солн-це скры-ло свой лик и непо-нят-ная тьма на-дви-га-ет-ся на Гол-го-фу. В оди-но-че-стве, с вы-со-ты Кре-ста, встре-ча-ет Он мрак. А вни-зу - лю-ди, глу-мя-щи-е-ся и встре-во-жен-ные, рав-но-душ-ные и пла-чу-щие. Он уми-ра-ет, раз-де-лив со все-ми, пе-ре-жив-ши-ми му-ки и смерть, ужас по-след-них ми-нут... Иисус гром-ко вос-клик-нул: «„Отец! В ру-ки Твои пре-даю дух Мой!“ И с эти-ми сло-ва-ми ис-пу-стил Он по-след-ний вздох» ().

Утром в хра-мах чи-та-ют-ся Цар-ские Ча-сы, по-свя-щен-ные вос-по-ми-на-нию ми-нув-шей но-чи и на-сту-пив-ше-го дня смер-ти Спа-си-те-ля. (Ча-сы - это бо-го-слу-же-ния су-точ-но-го цик-ла; «цар-ски-ми» они на-зы-ва-ют-ся в дан-ном слу-чае по-то-му, что ко-гда-то в Кон-стан-ти-но-по-ле на них при-сут-ство-ва-ли им-пе-ра-то-ры со всем дво-ром.) Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия, на ко-то-рой со-вер-ша-ет-ся бес-кров-ная Ев-ха-ри-сти-че-ская жерт-ва, не слу-жит-ся, ибо «жерт-ва в этот день при-не-се-на на Гол-го-фе» (прот. ). (Един-ствен-ное ис-клю-че-ние - в слу-чае сов-па-де-ния Страст-ной пят-ни-цы с празд-ни-ком Бла-го-ве-ще-ния; то-гда со-вер-ша-ет-ся Ли-тур-гия св. Иоан-на Зла-то-уста.)

Око-ло двух ча-сов дня свя-щен-но-слу-жи-те-ли вы-но-сят из ал-та-ря Пла-ща-ни-цу - боль-шую ико-ну, на ко-то-рой умер-ший Иисус Хри-стос изо-бра-жен во весь рост, ле-жа-щим в гроб-ни-це. Она по-ла-га-ет-ся по-сре-ди хра-ма на осо-бом воз-вы-ше-нии (ка-та-фал-ке), и при-не-сен-ные ве-ру-ю-щи-ми цве-ты окру-жа-ют ее с трех сто-рон. Оста-ет-ся лишь ме-сто для при-хо-дя-щих по-кло-нить-ся Спа-си-те-лю ми-ра и об-ло-бы-зать Его пре-чи-стые но-ги.

На-сту-па-ет ве-чер, а с ним - «Чин по-гре-бе-ния». Ве-ру-ю-щие ста-но-вят-ся участ-ни-ка-ми по-гре-баль-ной про-цес-сии и, со све-ча-ми в ру-ках, со-про-вож-да-ют об-но-си-мую во-круг хра-ма Пла-ща-ни-цу с пе-ни-ем «Святы й Бо-же». Зву-чит скорб-но-за-та-ен-ный пе-ре-звон ко-ло-ко-лов и умол-ка-ет, ко-гда Пла-ща-ни-ца вновь за-ни-ма-ет своё ме-сто в хра-ме, сре-ди бе-лых цве-тов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Последнее обновление 28.02.2015

Очень трудно говорить что-то о днях перед Пасхой Христовой и воскресением Иисуса . Эти дни настолько емко вместили в себя весь смысл пришествия Христова, Его учения, Его благой вести (а именно так переводится слово «евангелие»), что порой кажется, что не имеет смысла дополнять и разъяснять сказанное учениками, друзьями Иисуса - теми, кто все это видел и пережил.

Может быть, именно поэтому накануне Великой пятницы - дня, когда Иисус Христос был распят и умер, - в храмах очень много звучит Евангелие.

Не комментарии, не нравоучения, а те самые слова, что оставили нам очевидцы, те слова, которые нашли апостолы, чтобы каждый мог максимально близко подойти к тайне распятия и воскресения Христа.

Я знаю, что подавляющее большинство наших сограждан не читало Евангелие. Те же, кто читали, не всегда имеют возможность, а может быть, и желание накануне Пасхи напомнить себе о событиях тех дней. Пасха стала слишком уж обычной для нас. Из года в год весть о воскресении Христа воспринимается как обыденность, и за скобками остаются трагические и очень важные для христиан события. Быть может несколько самонадеянно, но я бы хотел предложить читателям краткое повествование, составленное словами очень близкими к словам евангелистов, во многом даже цитатами, но в то же время с некоторыми пояснениями. Пусть каждый желающий прочтет это и сам для себя решит, что же для него значат распятие и смерть Иисуса Христа.

К моменту описываемых ниже событий Иисус уже около трех с половиной лет проповедовал израильскому народу. За неделю до смерти Христос пришел в Иерусалим и был встречен толпами людей, уверенных в том, что он пророк, Божий посланник, Царь Иудейский, призванный облегчить тяжелую участь порабощенного Римом израильского народа. Арест, суд, распятие и смерть Иисуса происходили накануне и в самый день великого иудейского праздника - Пасхи, праздника в память о спасении израильского народа из Египетского плена. С древних времен и само спасение израильтян и праздник считались пророческими, предвозвещающими спасение людей Богом через Божьего посланника - Мессию.

Вход Господень в Иерусалим. Джотто. Капелла Скровеньи, фреска. Фото: Commons.wikimedia.org

Арест Иисуса

Зная о всем, что должно произойти, поздно вечером накануне пятницы приходит Господь Иисус с учениками своими в сад небольшого селения именуемого Гефсимания. Это место знал и Иуда , предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками своими. Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь, молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение». Но по возвращении Он видит учеников спящими: «Вы спите и почиваете? Вот, пришел час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

Иуда же, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит в сад с фонарями и светильниками и оружием. Он дал пришедшим с ним знак - кого поцелует, тот и есть. Подошедши к Иисусу и сказав: «Радуйся, Учитель!», - Иуда поцеловал Его. Иисус сказал пришедшим: «Кого ищете?» Ему ответили: «Иисуса Назорея». Он говорит: «Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы». Все это было, да сбудутся Писания пророков.

Бывшие с Господом, видя, к чему идет дело, сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечом?» И вот Петр , имевший меч, ударил им раба первосвященника и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх . Тогда Иисус сказал: «Оставьте, довольно!» И, прикоснувшись к уху раба, исцелил его. Петру же повелел: «Вложи меч твой в ножны; ибо все, взявшиеся за меч, мечом погибнут. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, - и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (около 60-ти тысяч - здесь и далее прим. Ю.Б.)? Как же сбудутся пророчества в Писании, что так должно быть?». Тогда воины и служители Иудейские взяли Господа Иисуса и связали Его. Ученики же убежали.

Суд у первосвященника

Ведшие Господа отвели Его сперва к Анне , ибо он был тесть главного на тот год первосвященника Каиафы . Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Господь отвечал ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Спроси слышавших, что Я говорил им, они знают, что Я говорил». Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так-то отвечаешь Ты первосвященнику?» Господь отвечал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

После этого Анна послал связанного Господа к первосвященнику Каиафе, где другие первосвященники и старейшины и весь синедрион (суд) искали лжесвидетельства, чтобы предать Иисуса смерти, и не находили.

Тогда Каиафа обратился к Нему с такою речью: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Мессия, Сын Бога Благословенного?». Иисус говорит ему: «Ты сказал - Я, и даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (одно из имен Бога) и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «Он богохульствует, теперь вы слышали богохульство Его! На что еще нам свидетелей?». Они же признали Его повинным смерти (по закону за богохульство полагалась смерть). Тогда некоторые начали плевать в лицо Ему и заушать Его, другие же били по щекам, а иные, закрывая Ему лицо, ударяли и говорили: «Прореки нам, Мессия, кто ударил Тебя?».

Между тем рабы и служители во дворе развели огонь, потому что было холодно. К ним подошел Петр. Его спросили: «Ты не из учеников ли Его?» Он отрекся. Один из рабов, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?». Петр опять отрекся. Туда же подошла одна из служанок и, увидев Петра и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином - Назарянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И запел петух. Немного спустя стоявшие там опять стали говорить Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Он же начал клясться и божиться, что не знает сего человека. Когда еще говорил он, запел петух во второй раз. Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух дважды, отречешься от Меня». И, вышедши вон, начал горько плакать.

Суд у Пилата

Поскольку Иудея в те годы была захвачена Римом и ею правил прокуратор (префект) Понтий Пилат , а именно в его власти было вынесение смертных приговоров, то именно к нему и отправили Иисуса рано утром в пятницу.

Пилат спросил тех, кто привел к Нему Иисуса: «В чем обвиняете вы этого человека?». Ему ответили: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Пилат сказал: «Возьмите Его и по закону вашему судите». Иудеи возразили: «Нам не позволено предавать смерти никого. Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Мессией Царем», - так обвинители старались подвести обвинение под римские законы, где преступления против Кесаря карались смертью.

Пилат призвал Иисуса и спросил: «Ты Царь Иудейский? Твой народ и первосвященники предали Тебя Мне. Что Ты сделал?». Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои боролись бы за Меня, чтобы Я не был предан; но Царство Мое не отсюда». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты - Царь?». Отвечая ему, Иисус сказал: «Ты правду говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голоса Моего».

Пилат скептически заметив, «что есть истина?», вышел к первосвященникам и народу и сказал: «Вы привели Его ко мне, как развращающего народ. И вот, я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу». А ради праздника Пасхи (в память о спасении израильского народа из египетского плена) и нужно было отпустить одного узника, о котором просил народ. Пилат хотел обратить это в пользу Невинного, ибо знал, что первосвященники предали Иисуса из зависти. Но весь собравшийся народ закричал: «Нет, отпусти не Его, но Варавву ». Варавва же был разбойник и убийца. Пилат снова спросил их, кого из двух хотят отпустить - Варавву или Иисуса, называемого Мессией? Они опять закричали: «Варавву».

Пилат спросил: «Что же мне сделать с Иисусом? Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем, наказав Его, отпущу». Они все закричали: «Да будет распят! Распни Его! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; нет у нас царя, кроме кесаря; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». И превозмог крик народа и первосвященников. Видя, что ничто не помогает, но волнение увеличивается, он взял воды и, умыв руки пред народом, сказал: «Неповинен я в крови Праведника Сего; смотрите сами». Весь народ, отвечая ему, сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда наконец Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву и предал Иисуса на распятие.

Распятие

Воины Пилата, взяв Иисуса, отвели во двор и собрали весь полк. Раздев Его, они надели на Него багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили Ему на голову. Дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, кланялись Ему, насмехаясь: «Радуйся, Царь Иудейский!». После чего били Его по щекам, и плевали на Него, и, взявши трость, били по голове. Закончив издевательства, одели Иисуса в собственные одежды и повели за город на распятие. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

Когда пришли на так называемое Лобное место (по-еврейски Голгофа), дали Ему пить кислое вино со смирною (это был горький напиток притупляющий чувства, чтобы хоть отчасти уменьшить ужасные мучения на кресте). Но Иисус его не принял. После этого Господа распяли. Был третий час от восхода солнца.

С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось слово Писания, сказанное пророком Исаией: «И к злодеям причтен». И была над Ним надпись, которую приказал сделать Пилат: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины, распявшие Господа, взяли одежды Его и кинули жребий о них, кому что взять. Да сбудется сказанное в Писании в псалме Давида: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Пред крестом стоял народ и смотрел. Проходившие злословили Его, качая головами своими: «Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста». Насмехались и первосвященники и старейшины и фарисеи: «Других спасал, а Себя не может спасти! Пусть спасет Себя Самого, если Он Мессия, избранник Божий». Видя все это и слыша, Господь Иисус сказал: «Отче! прости им; ибо они не знают, что делают».

При Кресте стояли Матерь Иисуса и сестра Матери Его, Мария Клеопова , и Мария Магдалина .

Один из разбойников, распятых с Господом, поносил Его и злословил, говоря: «Спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!». И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь ты со Мною в раю».

Василий Голынский. Распятие Иисуса Христа. Работа не позднее 1904 года.