Рассказ муму смысл. Чему учит рассказ муму сочинение

Рассказ муму смысл. Чему учит рассказ муму сочинение

Иван Сергеевич Тургенев свое произведение «Муму» написал под впечатлением событий, которые его волновали в тот период. Ведь все то, что волнует писателя, отображается на его творчестве. Выполнив анализ рассказа «Муму», нетрудно найти этому подтверждение. Тургенев был истинным патриотом, переживал за дальнейшую судьбу России. Поэтому сюжет, описанный в его произведении, – это вызов эпохе того времени, вызов крепостному праву. Рассказ «Муму» - не только повествование о событиях, которые происходили в русской деревне, это произведение, которое наставляет нас размышлять и думать.
Образ Герасима - символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.
Тургенев называет Герасима "самым замечательным лицом" из числа всей прислуги. Автор видит в нем богатыря. Герасим был одарен "необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него". Тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. Он сравнивает Герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле. Герасим отличается аккуратностью и ответственностью к порученному делу. Он содержит в чистоте свою каморку и двор. Подробное описание каморки немого немного подчеркивает его нелюдимость. "Он не любил, чтобы к нему ходили", и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. Но несмотря на свой грозный вид и богатырскую силу, у Герасима было доброе сердце, способное любить и сочувствовать.
Многие из челяди побаивались грозного дворника, зная его строгий и серьезный нрав. Однако необщительный Герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестный труд, терпение и доброту. "Он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице". И у барыни Герасим вызывает не только страх, но и уважение. "Она его жаловала как верного и сильного сторожа". Немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. Но оставаясь верным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.
Деревенскому мужику трудно живется в городе. Он лишен общения с русской природой. Немой, нелюдимый Герасим одинок. Люди избегают его. Татьяну, которая полюбилась ему, выдают замуж за другого. Он глубоко несчастен. И вот в его темной жизни появляется маленький светлый лучик. Герасим спасает из реки бедного щенка, вскармливает его и привязывается к нему всей душой. Он называет собаку Муму. Она любит Герасима и всегда находится с ним, утром она его будит, а по ночам охраняет дом. Они становятся близкими друзьями. Любовь к Муму делает жизнь Герасима радостной.
Барыня узнает о Муму и приказывает привести ее к себе для того, чтобы развеять скуку. Но маленькая собачка отказывается повиноваться ей. Строптивая барыня, не понимая как можно ослушаться ее приказа, заставляет избавиться от собаки. Герасим пытается спасти Муму и закрывает ее в каморке. Но Муму выдает себя лаем. Несчастный крепостной вынужден убить единственного, искренне любящего друга. Злая госпожа отнимает у Герасима самое дорогое, но не может сломить его силу духа и чувство собственного достоинства.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.

Повесть написана весной 1851 года, в необычных условиях, «под арестом, на съезжей» в Петербурге (см. преамбулу к «Запискам охотника», с. 577). Напечатать «Муму» удалось лишь в мартовском номере «Современника» за 1854 год. Опубликование повести вызвало крайнее неудовольствие высших цензурных властей, а цензору «Современника» В. Н. Бекетову, разрешившему явно антикрепостническое произведение к печати, было сделано замечание. В 1856 году, когда Тургенев готовил трехтомное издание своих повестей и рассказов (предпринятое по инициативе П. В. Анненкова), для того чтобы включить «Муму», пришлось испрашивать специальное разрешение министра просвещения А. С. Норова. Главное управление цензуры было вынуждено разрешить переиздание повести по соображениям политического характера, учитывая при этом психологию читателя: запрещение ранее публиковавшейся повести «могло бы более обратить на нее внимание читающей публики (курсив наш.- В. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Муму Повесть. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Ф.) и возбудить неуместные толки, тогда как появление оной в собрании сочинений не произведет уже на читателей того впечатления, какого можно было опасаться от распространения сей повести в журнале, с приманкою новизны» (Тургенев. Соч., т. V, с. ™-600). Это представление Главного управления цензуры и было санкционировано министром просвещения 31 мая /12 июня 1856 года (там же).

«Муму»- повесть-воспоминание, сюжет которой взят из жизни. Почти все прототипы ее персонажей - крепостные матери Тургенева, Варвары Петровны Лутовиновой. Сводная сестра писателя, В. Н. Шитова, чье детство и юность прошли в Спасском, вспоминает: «Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах но есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах...» Прототипом Герасима был глухонемой дворник Варвары Петровны, человек редкой красоты и силы.

«Варвара Петровна щеголяла своим гигантом дворником...

В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада,- вспоминает мемуаристка...- Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что, когда ему случалось меня брать на руки, я себя чувствовала точно в каком экипаже. И вот таким-то образом была я однажды внесена им в его каморку, где я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея...» («Тургенев в воспоминаниях современников», т. 1. М., «Художественная литература», 1969, с. 60-61). Воспоминания Житовой, кроме своей достоверности, важны еще и по другой причине. Они дают возможность оценить идейную остроту тургеневского замысла. «Всем известна печальная участь Муму,- пишет Житова,- с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же...» В этой разнице и заключается суть повести. Герасим после гибели Муму покидает городскую усадьбу навсегда. «Он спешил без оглядки... к себе в деревню, па родину... Он шел... с какой-то несокрушимой отвагой (курсив наш.- В. Ф.), с отчаянной и вместе радостной решимостью...» Таким открытым финалом закончил Тургенев повесть, исходя из высшего представления о гуманизме и человеческом достоинстве.

Современная критика сразу же обратила внимание па повесть Тургенева, сравнивая ее с наиболее выдающимися рассказами из «Записок охотника» («Отечественные записки», 1854, № 4, с. 90-91).

С совершенно разных позиций, но одинаково высоко была оценена повесть как в славянофильском лагере Аксаковых, так и в западнических и демократических кругах, в частности Л. И. Герценом. Он назвал Герасима русским «дядей Томом», как бы предугадав дальнейшую европейскую популярность небольшой повести Тургенева, при жизни писателя ставшей вровень с прославленным романом Бичер-Стоу (А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах, т. XIII. М., Пзд-во АН СССР, с. 177),

«Муму» оставила глубокий след в истории русской литературы. Чеховская «Каштанка» и один из наиболее трагических и значительных рассказов зрелого Чехова «Тоска» восходят к этой тургеневской повести, созданной опальным писателем.

Если домашнее задание на тему: » Муму Повесть – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Работа представляет собой сочинение ученицы 6 класса. В нем рассмотрены образ рассказа "Муму", смысл названия, история создания. Работа доплонена презентацией

Просмотр содержимого документа
«Муму»

И.С.Тургенев – великий русский писатель родом из Орловской губернии. Его творчество оказало большое влияние на развитие всей русской литературы.

«Муму» - один из его рассказов, написанный в 1852 году. В основе лежат события, которые действительно происходили в доме матери писателя Варвары Петровны. Сам рассказ связан с отменой крепостного права на Руси, а Герасим – главный герой - является символом немых, а также ничего не имеющих крестьян с тяжелой и бесправной судьбой.

Герасим – один из многочисленной челяди, на фоне остальных он сильно выделялся. Ранее жил в деревне и работал на поле, но затем его взяли работать в Москву дворником, однако живя в столице, Герасим сильно тосковал по родным местам.

«…Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения… Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…».

Ему сначала не нравилось решение барыни сделать его дворником, но вскоре он привык к своим ежедневным обязанностям, житью в каморке и в целом был доволен своей жизнью.

Барыня – второй основной герой рассказа. Будучи властолюбивой вдовой, она доживала последние годы старости в Москве, в окружении прислуг и дворней, одним из которых был и Герасим.

«День её, радостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи… Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всём следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную»…

Среди слуг барыни был один башмачник по имени Капитон Климов. В обществе он слыл горьким пьяницей с завышенной самооценкой. Он – соперник Герасима в сердечных делах, так как барыня решает женить башмачника на Татьяне – худой, белокурой девушке с несчастной жизнью, имеющей должность прачки и покорившей сердце дворника Герасима. Ухаживания дворника неуклюжи и застенчивы, дело не двигалось, а барыня очень ждала свадьбу, которую сама же запланировала, и в итоге Татьяна все же вышла замуж за Климова, благодаря козням и хитрости дворецкого Гаврилы, еще одного яркого персонажа этого рассказа. Надежды барыни на то, что башмачник перестанет пить после женитьбы, не оправдались, и его с женой отсылают в деревню.

Попытавшись догнать Татьяну, чтобы попрощаться и подарить ей давно купленный подарок, Герасим передумал на полпути, и, возвращаясь, увидел в реке тонущего щенка. Он спас несчастную собачку, отнес к себе в каморку и окружил ее любовью и заботой, тем самым отвлекаясь от боли разлуки с любимой. Так как Герасим – глухонемой, собачка получила имя Муму и со временем превратилась в «очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами». Она была ему верным и преданным другом, сопровождала Герасима везде, сторожила двор по ночам и была очень тихой, не лая понапрасну.

Не знавшая много времени про Муму, барыня велела привести её к себе. Но нехорошее отношение собачки к барыне повлияло на отношение хозяйки дома не только к Муму, но и к Герасиму, и с помощью хитрости ей удалось убедить свою прислугу избавиться от собаки, хотя к Муму уже привязались все в доме.

Слуга пытался продать собаку, но та возвратилась к Герасиму с обрывком веревки на шее, и дворник спрятал ее. Но барыня устроила истерику, так как ее приказ не был исполнен, поэтому дворецкому, который уже являлся в некоторой мере виновником того, что Герасим потерял свою любимую Татьяну, ничего не оставалось, кроме как объяснить дворнику жестами приказ барыни. Герасим с тяжелым сердцем, в последний раз накормив Муму вкусным обедом, попрощался с ней, и выплыв на середину реки, утопил.

«Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас».

После выполнения такого жестокого приказа барыни, Герасим собрал вещи и пешком вернулся в родную деревню, где староста его с радостью принял. Барыня искала его долго, но обнаружив, посчитала неблагодарным и передумала выписывать его назад, в Москву. А Герасим так и остался жить в деревне «бобылем», в одиночестве, в ветхой избушке, даже не глядя на женщин и не заводя более собак.

Автор выбрал такой финал в связи с тем, что Герасим хотел избавиться от давления жестокосердной барыни и вернуться в свои края, на свою родину, где его смогут оценивать по достоинству. Но чтобы окончательно избавиться от воспоминаний о Москве, о злосчастной просьбе хозяйки и о всех несчастьях, сопровождавших его с начала пребывания в столице, он утопил свою любимую собаку, распрощавшись со своим единственным другом. В лице барыни Тургенев осудил всех тех, кто держал у себя крепостных и считал себя вправе распоряжаться человеческими судьбами по своему усмотрению. И Герасим – это тоже человек на первый взгляд бесправный и даже ущербный, так как глухонемой, но он не забыл ощущение свободы, которое было у него, когда он жил в деревне. И в итоге больших сердечных потерь главный герой рассказа все-таки возвращает себе свободу, олицетворяя собой весь русский народ.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация - Муму»

Презентация (дополнительные материалы)

к сочинению по произведению

И.С.Тургенева «Муму»


Иван Сергеевич Тургенев – великий русский поэт, родом из Орловской губернии.

Он оказал большое влияние на развитие русской литературы.


  • «Муму» - рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 1852 году. По данным исследователей, в основе произведения лежат реальные события, происходившие в московском доме матери писателя Варвары Петровны Тургеневой.
  • Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1854 году


  • «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».
  • «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…».

  • Барыня – второй основной герой рассказа.
  • Будучи властолюбивой вдовой, она доживает последние годы старости в Москве, в окружении прислуг и дворней, одним из которых был и Герасим.

  • «День её, радостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи».
  • «Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всём следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у неё находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник…»







  • Нехорошее отношение собачки к старухе повлияло на её отношение не только к Муму, но и к Герасиму.
  • С помощью хитрости барыне удаётся убедить своих прислуг избавиться от собаки.

  • Людям со двора оказалось не по силам убрать Муму самостоятельно, поэтому Герасим решается на самый тяжелый шаг в его жизни.
  • Уплыв от города на большое расстояние, он топит собачку в реке.


Всем известно, что сюжет "Муму" имеет реальный источник: эта история произошла в лутовиновском имении, герои, Герасим и Капитон, не придуманы. В барыне сразу узнавалась Варвара Петровна Лутовинова, которая так утонченно умела мучить своих крепостных. Однако смысл рассказываемого в "Муму" значительно превосходит и содержание фабулы произведения, и саму лутовиновскую историю о дворнике Андрее и его собаке.

Тургеневский рассказ сразу же был воспринят как антикрепостнический. Критика писала, что хотя сюжет его "незначителен", но он производит сильное, потрясающее впечатление.

Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что в рассказе присутствует более широкое проблемное иоле, нежели сфера чисто социального конфликта эпохи крепостничества. В частности, С. Бровер связывает образ Герасима с персонажами христианской мифологии и русского фольклора. Кстати заметить, еще Ив. Аксаков, размышляя о Герасиме, писал, что у Тургенева в характере героя "слышится... присутствие другой, глубокой мысли, лежащей за рамками произведения и не исчерпываемой произведением".

Каким впервые предстает перед читателем Герасим? Он силен и высок. В вершке 4,45 сантиметра. Но когда в русской народной речи говорят о росте в вершках, то прибавляют их к 2-м аршинам (аршин — 71,1 см). Следовательно, рост Герасима получается равным 1,95 м, что, конечно, удивительно, но все-таки реально возможно.

Использование Тургеневым в исчислении роста героя оборота простонародной речи вполне органично. Его Герасим — крестьянин, пахарь. О нем уместно говорить народным языком. Уместно также и авторское изображение героя-пахаря великаном двухметрового роста. Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда, а с ним и образа земледельца.

Прежде его огромные ладони" налегали" на соху, сильные руки держали косу, которой он сокрушительно "орудовал, и трехаршинный цеп". Теперь и его руках метла и лопата, символ скучной прозы городской цивилизации (С. Бровер).

Для Герасима, взявшего в руки метлу и лопату, скука действительно становится неотступным спутником, так как занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово.

Скучна ему новая должность еще и потому, что все сопряженное с ней — это навязанный труд, вмененный в обязанность. Тогда как тяжкие крестьянские работы, органичные рожденному для земли (потому и дана Герасиму-пахарю богатырская сила), доставляют ему истинную радость.

Это был вечный ("неистомный") радостный труд под открытым небом, на огромной земле. Ничто не стесняло движений пахаря (никаких тулупов и кафтанов!) и он по-богатырски "взрезывал" сохой огромные ломти земли, пахнущие разнотравьем, размашисто косил, "безостановочно" молотил.

В городе же Герасим обречен на монотонные и не отвечающие его представлениям о труде занятия (оттого и скука!): двор содержать в чистоте", "два раза в день привезти бочку с водой", "натаскать и наколоть дров для кухни и дома", "чужих не пускать и по ночам караулить".

Следует подчеркнуть, что в замкнутом пространстве городской жизни героя преобладает исключительная заданность движений (туда — обратно), в то время как природный цикл (весна-лето-осень) не делает крестьянскую жизнь монотонной. Это особенно подтверждает одухотворенность занятий Герасима.

Барыня — капризное, самодурствующее существо. Но вместе с тем она необыкновенно жалка, хотя бы потому, что не может повлиять на многое из происходящего в своем доме, например, урезонить пьяницу Капитона. Гаврила с ключницей нещадно обкрадывают ее, дворня барыни лжива и ленива. И власть-то ее проявляется исключительно в капризах и жалких причудах, но которые тем не менее коверкают судьбы людей.

Наделенное властью, жалкое существо способно навязывать собственную волю другим: обречь девушку па беспросветную жизнь с пьяницей, превратить великана, богатыря в дворника, а челядь в толпу холопов (можно красть у хозяина, но по-прежнему оставаться его рабом)...

Чужая воля делает человека не только бесправным. Будучи противоестественным человеческой природе началом, она способна деформировать качества его души.

Теснота, замкнутость Герасимова нового житья сталкивают его, всегда отчужденного несчастьем своим от сообщества людей, лицом к лицу с теми, кого называют челядью в барском доме.

И все же почему Герасим самое замечательное лицо в дворовом окружении барыни? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить "коллективный портрет" челяди старой барыни.

Все, кто был знаком с В. П. Лутовиновой и ее имением в Спасском, могли подтвердить документальную основу картины дворовой жизни в рассказе "Муму". Подобно матери писателя (дворни в Спасском было до нескольких десятков семейств), прислугу старая барыня держала "многочисленную": прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, шорник, горничные, башмачник, домашний лекарь госпожи, "беспрестанно подносивший барыне лавровишневые капли" (эти капли были в ходу и у домашнего доктора Варвары Петровны).

Что же касается атмосферы в доме старой барыни, то здесь, как и в Спасском, все трепетало, двигалось, суетилось, лукавило, ловило знаки одобрения или гнева. И, право, было от чего. Как и Варвара Петровна, старая барыня любила испытывать челядь на преданность и покорность, разыгрывая при этом целое театральное представление: Герасим — труженик; именно труд составляет содержание его жизни и в деревне, и в городе. Челядь же изображена Тургеневым праздной. В рассказе домашние слуги никогда не показываются работающими; они пьют, спят, сплетничают, болтаются по двору, следят за Герасимом и только. В этом отношении нагляден образ дворового Брошки, вообще без определенного рода занятий. У барыни он считался садовником. Однако примечательна реплика дворецкого Гаврилы, когда он поручает Брошке сторожить вход в каморку Герасима:" ...Что тебе делать? Возьми палку да сиди тут..." — подтверждающая абсолютное бездействие этого слуги при дворе барыни. Единственное исключение из заведенного дворней правила пребывать в праздности — Татьяна, которая работала за двоих. Не будет лишним подчеркнуть, что и в этом она родственная душа Герасиму (в деревне тот трудился за четверых и в городе усердно исполнял... свою обязанность).

Знаменателен и тот факт, что даже мастеровые люди из числа господской дворни являются либо пьяницами (как башмачник Капитон Климов), либо не умеющими делать свое дело, как, например, домашний лекарь Харитон.

Но, конечно, особенно выделялся из числа дворовых пьяница-башмачник Капитон, почитавший себя существом "обиженным и не оцененным по достоинству". Сколько чванства и спеси несет в себе этот человек! Чего стоит только его передергивание плечиками и жалобы на жизнь в Москве — в каком-то захолустье! Вместе с тем мы видим перед собой, как говорит дворецкий Гаврила, "забубенного человека!", разгульного, беззаботного, в потасканном и оборванном сюртуке, в "заплатанных панталонах" , и, самое впечатляющее, в дырявых сапогах. Воистину сапожник без сапог, кстати сказать, отчаянно жалующийся на то, что живет без дела.

Но чем безукоризненно владеет челядь, так это умением попадать в такт с настроением хозяйки. Показательно поведение приживалки, теряющейся в догадках относительно реакции барыни на впервые увиденную ею Муму. Но апогей угодничества дворни приходится на события, развернувшиеся вокруг Муму и ее хозяина.

Совершенно потрясает сцена, в которой показано, с какой фантастической скоростью усердные слуги передают по цепочке известие о ночном лае собаки Герасима и соответственно страданиях барыни. В картине же решительного натиска на Герасимово убежище Тургенев изображает такой прилив холопского усердия, что многое в поведении челяди с трудом поддается разумному осмыслению.

В произведении есть несколько сцен, которые вызывают откровенное недоумение и даже смех. Например, если возможно объяснить, почему на каморку Герасима наступает целая толпа людей (лакеи и повара под предводительством дворецкого Гаврилы), то совершенно непонятно, отчего дворецкий в ходе этого броска придерживал картуз, хотя ветра не было? Разве только представить наступление на Герасимово убежище до такой степени стремительным, что у его участников на бегу даже шапки срывало.

Или почему, стоя под дверями каморки Герасима, Гаврила крикнул: "Отвори... Говорят, отвори!"? Должно быть, от чрезмерного усердия даже забыл о глухоте дворника. Непонятно также, почему, когда дверь каморки быстро распахнулась и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила, стоявший, как известно, под самой дверью Герасима, оказался прежде всех на земле?

Вообще со стороны весь этот решительный натиск на каморку Герасима напоминает наступление полчищ лилипутов на спящего Гулливера. Но если свифтовский герой, принимая законы страны Лилипутов и ее обитателей, внутренне уподобляется им, по сути, становится таким же лилипутом, то Герасим Тургенева был и остается Человеком-Горой. С силой распахнув двери своей каморки и тем самым заставив челядь скатиться по лестнице вниз, он, великан, продолжал стоять наверху и смотрел с усмешкой на возню этих людишек.

Великан и людишки — таков итог размышлений Тургенева о богатыре-пахаре и чужих людях, среди которых он оказался по господской воле.

Особо следует подчеркнуть, что если для автора Герасим — богатырь, могучий человек, то у окружения барыни он ассоциируется с нечистым ("этому, прости Господи, лешему", "черта этакого", "кикимора лесная")..

В мире людишек Герасим попадает в разряд отверженных, изгоев. Следуя сформированной обществом морали, "людишки" во все времена отказывались принимать не таких, как они. Они постоянно шпионят за "великанами". Вот и в Муму дворня следит за Герасимом ("Из-за всех углов, из-под штор за окнами глядели на него"; "Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника"; "Антипка подсматривал сквозь щелку за Герасимом").

Но самое главное даже не это, а равнодушие большинства дворовых к страданиям Герасима. Когда он пытается отыскать украденную Степаном Муму, те, кто знали, лишь подсмеивались ему в ответ...! Все это так напоминает сцену из сказки Пушкина о семи богатырях, в которой королевич Елисей в поисках своей невесты идет к людям. "Но кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется...". И тогда Елисей обращается к силам природы — ветру, месяцу, солнцу...

И разве не похожа на описанную Тургеневым дружбу одинокого человека с собакой история Ивана Ивановича (Г. Троепольский. "Белый Бим, Черное Ухо"), чье одиночество тоже разделил пес, а не люди. Но Тургенев показывает попытки героя стать частью того мира, в который он был насильно ввергнут. Для этого писателю понадобилась история Татьяны в рассказе "Муму".

Какая основная мысль произведения И. С. Тургенева "Муму"?

    Герасим родился в рабстве и вся его жизнь прошла в послушании, душа раба не может стать свободной, но все -таки есть предел человеческому терпению, русский человек терпелив до поры до времени. Рассказ учит, что жить в рабстве нельзя, нужно иметь собственное достоинство, которое позволит не давать в обиду свой дом, себя и семью. Безмолвный раб тоже может говорить, Герасим не простил его уход сказал о многом, если уж ушел Герасим, который и слова молвить не мог, то как опасны угнетенные люди, которым есть, что сказать, которые родились свободными. То есть нельзя подавлять чужую волю, в тихом омуте черти водятся и барыне еще повезло, что Герасим ушел молча.

    Иван Сергеевич Тургенев написал свой знаменитый рассказ Муму в 1852 году.

    Впервые этот рассказ был напечатан в популярном в то время журнале Современник в 1854 году.

    Примечательно, что в основе рассказа лежит реальная история, которая произошла в доме матери Ивана Сергеевича в Москве.

    Идея этого рассказа такова: народ не должен молчаливо выполнять все, что твердит и указывает власть. Народ должен бунтовать, протестовать против не угодной ей власти, в противном случае ситуация не изменится, а такое безропотное подчинение приведет к печальным последствиям.

    Этот рассказ писатель написал, находясь под домашним арестом.

    Для начала вспомним, что оснеовной мыслью любого произведения является не его содержание (краткое или полное), а некий концентрированный авторский замысел, который может быть рассредоточен по всему произведению.

    Так же и с Муму . Замысел Тургенева - донести до своих читателей мысль о том, что крестьянское безмолвие и безволие, его угнетнность и послушание могут привести к самому страшному: к предательству своих друзей. По сути это вынужденное предательство, так как по-другому и быть не могло. Герасим же фактически был загнан в некий тупик, который сродни сумасшествию.

    Не хочу сказать, что Тургенев призывает к бунту. Нет, конечно. Но доносит мысль: Стоя на коленях, ты становишься практически потерявшим разум.

    Я помню со школьной скамьи, помню как бунтовалось мо воображение, моя душа, после прочтения произведения И.С.Тургенева Муму. Я думала о том, почему же Герасим взял и утопил собачку по приказу своевольной барыни, а после, не выдержав, собрал вещички и ушел восвояси? Можно было просто взять и сразу уйти вместе с собачкой от этой наглой женщины.) Наверное, это и есть основная мысль произведения: Не надо быть до такой степени прислужливым, послушным и трусливым. Никто не имеет право заставить тебя совершить то, что не по-божески и против твоей честной души и воли.

    По моему мнению, рассказ Муму в первую очередь о том, как просто изувечить свою собственную судьбу, прогибаясь под мнение человека (в данном случае, хозяйки Герасима) и загоняя свое личное мнение куда-то очень далеко.

    Герасим не просто нем, но еще и глуп. Он - типичный крестьянин, безмолвный и податливый, как тесто. Железные у него только руки, которые способны работать до тех пор, пока спина не согнется до земли и ноги еще будут волочить по земле.

    Тургенев восстал в своем рассказе против крепостничества как явления в принципе. Автор заставил читателя обомлеть от того, на что готов преданный труженик Герасим: убить любовь, убить жизнь, увековечить в себе раба.

    Основная идея произведения Тургенева Муму-о безволии и тяжелом положении крестьян, которые воплотились в образе немого Герасима. Он нем неслучайно-он не может выразить ни протеста, ни перечить барыне, он беспрекословно выполняет ее приказы, которые даже доставляют ему сильную душевную боль и муки, и этим коротким, но недолгим счастьем становится для него любовь к Татьяне и собачке Муму. И он теряет их, поскольку не может противиться самодурству барыни.

    Основная идея такова - если народ безмолвствует и законопослушен, то его руками могут быть выполнены любые преступления. Но одновременно в народном хозяйстве царит порядок и прибыли.

    Основная мысль Муму Тургенева в том, что народная масса не должна сидеть сложа руки и выполнять бездумно все приказы. В произведении показывается, каким жутким является положение крестьян. Большинство проблем они наживают сами. Толпа может завести в тупик, поэтому каждый должен бороться за свое право поступать правильно, по совести.

    Все читали в школьные годы произведение И. С. Тургенева Муму.

    С одной стороны, все просто и банально - главный герой Герасим не может не выполнить просьбу своей хозяйки - любым образом избавиться от собаки, обычный собаки, которая лает и тем самым нарушает покой барыни. А эта простая дворняжка, Муму - единственное живое существо, которое ближе всех и родней для Герасима. Но так как время было крепостное, ослушаться ни в коем случае нельзя. Конец рассказа очевиден - гибель собаки. И ужасные муки души у Герасима. Смысл заключен глубокий. И понять его сразу могут не все. В рассказе тонко показана грань между обязанностями человека и его душевным предпочтениями. Также отражена мысль о том, что ради обязанностей человек может лишить себя самого ценного, близкого. Про Герасима можно сказать - человек слова, но одновременно и задумываешься - а оправдано ли такое беспрекословное подчинение, из-за которого ты остаешься в полном тупике и страданиях.

    В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева Муму отражены (по мнению исследователей его творчества) реальные события, которые имели место быть в доме его матери - В. П. Тургеневой, которая, как известно, была весьма своенравной и жсткой женщиной, оказывающей огромное влияние на формирование личности писателя. Думаю, в данном произведении автор не пытался отразить угнетнное положение крестьян в целом - просто данный конкретный случай произвл на него неизгладимое впечатление, что и не удивительно - не совсем понятно, зачем Герасим топил преданную ему собачонку, если мог не возвращаться к барыне, а уйти в деревню (что, в итоге, и сделал)... Самодурство барыни и относительное безволие Герасима - уйти от помещицы и ума, и духа хватило, а собачонке сохранить жизнь побоялся - вопиющий случай, который не мог оставить мягкосердечного Тургенева равнодушным.

    Основная мыль в произведении И. С. Тургенева Муму выражается в безмолвном послушании Герасима, ведь он понес топить щенка, которого сам вырастил. Также основа мысли в безнаказанности имеющих власть и делающих все, что им нужно - хорошо это или плохо.