Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации В соматической клетки рыбы 56 хромосом

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации В соматической клетки рыбы 56 хромосом

Задание №1.
Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Объяснение: наследственная изменчивость бывает мутационная и комбинативная. Мутационная изменчивость проявляется при возникновении случайных мутаций,
которые передаеются по наследству, а комбинативная возникает при различных перекомбинациях генов (при кроссинговере, слиянии гамет и т.д.). Правильный ответ - комбинативная.

Задание №2.
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цитогенетический метод используют для определения
1. Степени влияния среды на формирование фенотипа
2. Наследования сцепленных с полом признаков
3. Кариотипа организма
4. Хромосомных аномалий
5. Возможности проявления признаков у потомков
Объяснение: при помощи цитогенетического метода можно определить кариотип организма (хромосомную карту как целого вида, так и отдельного организма),
а также выявить различные хромосомные аномалии (так как по строению и форме хромосом можно понять возможные проблемы). Правильный ответ - 34.

Задание №3.
В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.
Объяснение: соматические клетки имеют диплоидный (двойной) набор хромосом, а половые - гаплоидный (одинарный), поэтому так как
соматическая клетка рыбы имеет 56 хромосом, то половая - в два раза меньше - 28 хромосом. Правильный ответ - 28.

Задание №3.
В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Объяснение: по принципу комплементарности аденин соединен с тимином, а гуанин с цитозином, поэтому количество нуклеотидов с аденином равно количеству нуклеотидов с тимином, то есть по 18% (в сумме - 36%).
Тогда на долю нуклеотидов с цитозином и гуанином остается 64%, то есть по 32%. Правильный ответ - 32.

Задание №4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Наличие хлоропластов
2. Наличие гликокаликса
3. Способность к фотосинтезу
4. Способность к фагоцитозу
5. Способность к биосинтезу белка
Объяснение: на рисунке изображена растительная клетка, в ней обяхательно присутствуют хлоропласты, но нет гликокаликса (присутствует только в животных клетках), способна к фотосинтезу, но не способна к фагоцитозу, как, например, амеба. В растительной клетке обязательно осуществляется синтез белка. Правильный ответ - 24.

Задание №4.
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2. Переносит информацию к месту синтеза белка
3. В комплексе с белками строит тело рибосомы
4. Способна самоудваиваться
5. В комплексе с белками образует хромосомы
Объяснение: ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль, способна самоудваиваться и в комплексе с белками образует хромосомы. А РНК переносит информацию к месту синтеза белка и в комплексе с белками строит тело рибосомы. Правильный ответ - 23.

Задание №5.

Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы
А. Расщепление глюкозы в гиалоплазме
Б. Синтез 36 молекул АТФ
В. Образование молочной кислоты
Г. Полное окисление веществ до СО2 и Н2О
Д. Образование пировиноградной кислоты
Этапы энергетического обмена
1. Бескислородный
2. Кислородный
Объяснение: во время бескислородного этапа происходит расщепление глюкозы в гиалоплазме (цитоплазме), образование молочной и пировиноградной кисоты. Затем при окислении пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды выделяется 36 молекул АТФ. Правильный ответ - 12121.

Задание №6.
Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Объяснение: скрестим два гетерозиготных по определенному признаку организма.
Р: Аа х Аа
Организмы дают следующие гаметы.
Г: А, а х А, а
Получем потомство.
F1: 1 АА: 2 Аа: 1аа
Записываем цифры в порядке убывания. Правильный ответ - 211.

Задание №7.
Все приведенные ниже термины, кроме двух, используют для описания полового размножения организмов. Определите два термина, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Гонада
2. Спора
3. Оплодотворение
4. Оогенез (овогенез)
5. Почкование
Объяснение: спора и почкование не являются терминами, используемыми для описания полового размножения, так как размножение спорами, как и почкование являются типами бесполого размножения.
Правильный ответ - 25.

Задание №8.
Установите соответствие между примерами биологических явлений и формами изменчивости, которые эти примеры иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры явлений
А. Появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями
Б. Появление мыши-альбиноса среди серых мышей
В. Формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе
Г. Проявление у детей цвета глаз одного из родителей
Д. Изменение размера кочана капусты при недостатке влаги
Формы изменчивости
1. Генотипическая
2. Фенотипическая
Объяснение: фенотипическая изменчивость не наследуется, это - изменение фенотипа в пределах нормы реакции. Генотипическая изменчивость наследуется.
Поэтому к генотипической изменчивости отнесем все признаки, связанные с изменением генотипа, а именно: появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями, появление мыши-альбиноса среди серых мышей и проявление у детей цвета глаз одного из родителей. Все остальное - к фенотипической. Правильный ответ - 11212.

Задание №8.
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Структуры
А. Нервная ткань
Б. Кровь
В. Скелет
Г. Гладкая мышечная ткань
Д. Кожный эпидермис
Зародышевые листки
1. 1
2. 2
Объяснение: на рисунке цифрой 1 обозначена эктодерма (наружный зародышевый листок), а цифрой 2 - мезодерма (промежуточный зародышевый листок). Из эктодермы развивается
кожный эпидермис и нервная ткань, а из мезодермы соединительная ткань (скелет и кровь) и мышечная ткань. Правильный ответ -
12221.

Задание №9.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображенный на рисунке, то для этого животного характерны
1. Четырехкамерное сердце
2. Наружное оплодотворение
3. Кожные покровы с чешуйками или щитками
4. Постоянная температура тела
5. Ячеистые легкие
6. Развитие зародыша в матке
Объяснение: на рисунке изображен мозг млекопитающего, а, как мы знаем, млекопитающим свойственны следующие признаки: четырехкамерное сердце, постоянная температура тела и развитие зародыша в матке. Правильный ответ - 146.

Задание №9.

Задание №10. Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А. Осуществление минерального питания
Б. Поглощение воды
В. Синтез органических веществ из неорганических
Г. Транспирация
Д. Сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е. Поглощение углекислого газа и выделение кислорода
Органы растения
1. Корень
2. Лист
Объяснение: рассмотрим каждую функцию.
Осуществление минерального питания - происходит при помощи корня, так как корневые волоски всасывают минеральные вещества из почвы.
Поглощение воды осуществляется так же при помощи корня, так как растение берет воду из почвы.
Синтез органических веществ из неорганических происходит в листе во время фотосинтеза.
Транспирация (испарение) идет в листе (вода из корня поднимается по растению во все органы).
Сохранение питательных веществ во время зимовки растений возможно только в корне, так как у большинства травянистых растений надземная часть отмирает на холодное время года, а затем восстанавливается.
Поглощение углекислого газа и выделение кислорода происходит в зеленой части растения в процессе фотосинтеза.
Правильный ответ - 112212.

Задание №11.
Установите последовательность расположения систематических таксонов организма, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Мятлик луговой
2. Мятлик
3. Покрытосеменные
4. Однодольные
5. Растения
6. Злаковые
Объяснение: начинаем располагать таксоны в правильном порядке начиная с наибольшего.
Царство - Растения
Покрытосеменные
Отдел - Однодольные
Семейство - Злаковые
Род - Мятлик
Вид - Мятлик луговой
Правильный ответ - 534621.

Задание №12.

Во время бега в организме человека
1. Растет синтез желчи клетками печени
2. Ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
3. Снижается количество эритроцитов в плазме крови
4. Усиливается приток крови к коже
5. Возрастает потоотделение
6. Повышается возбудимость нервной системы
Объяснение: во время бега у человека по организму разгоняется кровь ускоряются все процессы (ускоряется метаболизм), в связи с этим
ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах, так как для роста мышц нужны новые молекулы скелетных белков - актина и миозина,
возрастает потоотделение (таким образом организм сохраняет постоянную температуру тела) и повышается возбудимость нервной системы. Правильный ответ - 256.

Задание №12.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Наружный слуховой проход
2. Барабанная перепонка
3. Слуховой нерв
4. Стремя
5. Полукружный канал
6. Улитка
Объяснение: верно обозначены наружный слуховой проход, барабанная перепонка и улитка. Приведем схему строение уха. Правильный ответ - 126.

Задание №13.
Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики
А. Обладает проводимостью
Б. Выполняет функцию опоры и питания
В. Образует наружный покров кожи
Г. Вырабатывает антитела
Д. Состоит из тесно прилегающих клеток
Е. Образует серое вещество спинного мозга
Типы тканей
1. Эпителиальная
2. Соединительная
3. Нервная
Объяснение: эпителиальная ткань образует наружный покров кожи и состоит из тесно прилегающих клеток. Соединительная ткань выполняет функцию опоры и питания, а также вырабатывает антитела. Нервная ткань обладает проводимостью и образует серое вещество спинного мозга.
Правильный ответ - 321213.

Задание №14.
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Интенсивное всасывание воды
2. Набухание и частичное расщепление белков
3. Начало расщепления крахмала
4. Всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
5. Расщепление всех биополимеров пищи до мономеров
Объяснение: во ротовой полости сложные углеводы (крахмал) подвергаются ферментативной обработке, затем в желудке происходит набухание и частичное расщепление
белков, далее все биополимеры пищи расщепляются до мономеров в тонком кишечнике, аминокислоты (мономеры белков) всасываются в кровь,
и, наконец, всасывается вода в толстом кишечнике. Правильный ответ - 32541.

Задание №15.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сосна обыкновенная - светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройнй ствол, крона формируется только вблизи верхушки.
(3) Сосна растет на песчанных почвах, меловых горах. (4) У нее хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-желтые мужские шишки
и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.
Объяснение: морфологический критерий описывает строение организма. Поэтому в данном задании выбираем все утверждения, в которых речь идет о различных частях сосны.
Правильный ответ - 245.

Задание №16.
Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А. Колючки кактуса и колючки барбариса
Б. Останки зверозубых ящеров
В. Филогенетический ряд лошади
Г. Многососковость у человека
Д. Аппендикс у человека
Методы изучения эволюции
1. Палеонтологический
2. Сравнительно-анатомический
Объяснение: палеонтологическим методам отнесем все, что имеет связь с прошлым, то есть - филогенетический ряд лошади (находили останки предков современных лошадей) и останки зверозубых ящеров (по найденным костям делали выводы о развитии рептилий). Остальные примеры отнесем к сравнительно-анатомическим методам, так как речь идет не о связи с прошлым, а о сравнении современных особей. Правильный ответ - 21122.

Задание №17.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется
1. Большим видовым разнообразием
2. Отсутствием редуцентов
3. Большой численностью хищников
4. Разветвленными пищевыми сетями
5. Колебанием численности популяций
6. Замкнутым круговоротом веществ
Объяснение: влажный экваториальный лес - естественная устойчивая экосистема с большим количеством видом (что в большой степени и обеспечивает ее устойчивость) , различные виды связаны многочисленными разветвленными пищевыми сетями. Без замкнутости круговоротов веществ устойчивость экосистемы невозможна. Правильный ответ - 146.

Задание №18.
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А. Повышение давления атмосферного воздуха
Б. Изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В. Изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г. Взаимодействие между волками в стае
Д. Конкуренция за территорию между соснами в лесу
Экологические факторы
1. Абиотический
2. Биотический
Объяснение: абиотические факторы - факторы неживой природы. К ним отнесем - повышение давления атмосферного воздуха, изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением. Биотические факторы - факторы живой природы (различные взаимодействия между организмами):
изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии, взаимодействие между волками в стае, конкуренция за территорию между соснами в лесу. Правильный ответ - 11222.

Задание №19.
Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Выход организмов на сушу
2. Возникновение фотосинтеза
3. Формирование озонового экрана
4. Абиогенный синтез органических веществ
5. Появление клеточных форм жизни
Объяснение: первым метаболическим процессом на Земле был фотосинтез, для его осуществления нужны органические вещества, лучше целая клетка. Поэтому, первым процессом
был абиогенный синтез органических веществ, затем появление клеточных форм жизни, клетки начали образовывать органические вещества и энергию при помощи фотосинтеза,
фотосинтез был оксигенный (с выделением кислорода), следовательно в атмосфере начал накапливаться озон, а вместе с этим и появлялся озоновый слой.
В итоге, организмы из воды вышли на сушу. Правильный ответ - 45231.

Задание №20.
Рассмотрите рисунок с изображением бабочки березовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции,
которые привели к формированию двух форм бабочек.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:
1. Идиоадаптация
2. Мимикрия
3. Конвергенция
4. Движущая
5. Ароморфоз
6. Маскировка
7. Стабилизирующая
Объяснение: явление, приведшее к различной окраски пядениц называется индустриальный меланизм. Он возникает в промышленных района. Естественная окраска пядениц светлая, но от копоти стволы деревьев становятся темными и птицы легко распознают светлых бабочек на фоне темных деревьев и поедают их.
В связи с этим бабочки подстроились под промышленные условия и проявляют полиморфизм (то есть бывают различной окраски: темной или светлой).
Такое приспособление называется маскировка (на форне темных стволов), форма естественного отбора - движущая, так как только особи с крайним (темные) значением признака имеют больший шанс выжить, направление эволюции - идиоадаптация, так как это частное изменение, не способствующее повышению уровня организации вида. Правильный ответ - 641.

Задание №20.
Проанализируйте таблицу "Структуры эукариотической клетки". Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:
1. Гликолиз
2. Хлоропласт
3. Биосинтез белка
4. Митохондрия
5. Транскрипция
6. Ядро
7. Цитоплазма
8. Клеточный центр
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Объяснение: биологическое окисление происходит в митохондиях, ДНК расположено в ядре у эукариотических организмов, рибосомы находятся в цитоплазме и осуществляют синтез белка. Правильный ответ - 463.

Задание №21.
Проанализируйте таблицу "Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке"


1. Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, - 5.
2. Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3. Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
4. Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5. Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

Объяснение: первое утверждение подходит под описание зависимости, так как 5 яиц и 80% находится на оптимуме. Третье утверждение так же подходит не только для птиц, но и для всех живых организмов в целом, так как
чем больше рождается детей, тем меньше выживает. А еще заботиться можно только о нескольких детенышах (это эффективнее). Правильный ответ - 13.

Задание №21.
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
Скорость размножения бактерий
1. Всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
2. Зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
3. Зависит от генетической программы организма
4. Повышается при температуре 20-36С
5. Уменьшается при температуре выше 36С
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Объяснение: на графике представлена зависимость количества бактериальных клеток от температуры, поэтому о факторах среды и генетике ничего сказать нельзя. Температурная зависимость не является прямо пропорциональной. Но количество клеток увеличивается при температуре 20-36С (оптимум - 35-36С) и увеличивается при температуре выше 36С. Правильный ответ - 45.

Задание №21.
Проанализируйте гистограмму, в которой представлены позвоночные животные, составляющие пищевой рацион животного Z.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистграммы.
Животное Z относят к
1. Всеядным животным
2. Консументам II порядка
3. Производителям органических веществ
4. Полуводным животным
5. Обитателям тундры
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Объяснение: так как основной рацион нашего животного представлен млекопитающими, можем сделать вывод, что это - консумент II порядка. А еще наше животное периодически ест рыбу и амфибий, следовательно, оно - полуводное. Правильный ответ - 24.

Задание №22.
Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление.
Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).

Объяснение: эритроцит в стакане сморщился так как вода вышла из клетки при помощи диффузии (клетка пыталась выровнять концентрацию соли внутри и снаружи клетки). Делаем вывод, что концентрация соли в стакане больше 0,9%.

Задание №23.
Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?


Объяснение: на рисунке А изображен фагоцитоз - поглощение твердых частиц обволакиванием их мембраной. На рисунке Б изображен пиноцитоз - поглощение капель жидкости. Фагоцитозный пузырек сливается с лизосомой. в которой происходит ферментативной расщепление (лизис). При этом полимеры расщепляются на мономеры. Мономеры из лизосомы попадают в цитоплазму.

Задание №24.
Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2) Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела.
(3) Секреты желез внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4) Железы внутренней секреции (эндокринные железы) выделяют биологически активные регуляторые вещества - гормоны. (5) Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне.
(6) Гормон поджелудочной железы (инсулин) регулирует содержание глюкозы в крови. (7) Гормон щитовидной железы (адреналин) повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.
Объяснение: предложение 2 - не все секреты желез внешеней секреции выделяются на поверхность тела (секрет поджелудочной железы выделяется в двенадцатиперстную кишку).
Предложение 3 - железы внутренней секреции не имеют протоков, они выделяют гормоны в кровь.
Предложение 7 - щитовидная железа выделяет гормон тироксин, а адреналин выделяется надпочечниками.

Задание №25.
В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провел эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент - линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время
С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.
Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Объяснение: данная ситуация описывает зависимость поглощенной воды от количества листьев у растения. Чем больше на растении было листьев, тем больше оно поглотило воды. Так как каждой клетке нужна вода для различных физиологических процессов. При помощи поглощенной воды можно измерить процессы поглощения воды и испарения. Хейлз мог установить следующую закономерность: так как листья увеличивают площадь поверхности растения, то чем больше листьев (чем больше площадь поверхности), тем больше растение поглощает воды.

Задание №26.

Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трех процессов и поясните их.

Объяснение: кислород участвует в процессах фотосинтеза (выделяется при оксигенном фотосинтезе у растений и бактерий) и дыхания (поглощается всеми аэробными организмами). Углекислый газ поглощается при фотосинтезе (является источником углерода) и выделяется при дыхании. Атмосферный азот фиксируется из атмосферы клубеньковыми бактериями и выделяется в процессе нитрификации.

Задание №27.

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, если третий триплет соответствуетантикодону тРНК. Ответ поясните.

Объяснение: если участок молекулы ДНК: ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА, то соответствующий участок молекулы тРНК: ЦГААГГУГАЦААУГУ. Третий триплет: УГА. Ему соответствует последовательность нуклеотидов на иРНК АЦУ.

Задание №28.

По изображенной на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1, 6, 7. Установите вероятность рождения ребенка с исследуемым признаком у женщины под №6, если в семье ее супруга этот признак никогда не наблюдался.


Объяснение: по схеме можно понять, что признак сцеплен с полом (с Х-хромосомой), а женщины (1, 3, 11) являются носителями заболеваний. Мама семейства, скорее всего, не является носителем заболевания, так как в первом поколении заболевание не проявляется. Генотипы родителей: отец - Х а У, мама - Х А Х А. Дочь 1 - Х А Х а - носитель заболевания. Дочь 6 имеет генотип Х А Х а или Х А Х А (может являться носителем заболевания). Сын 7 имеет генотип Х а У так как болен.

Вероятность рождения ребенка с исследуемым признаком у женщины №6, если супруг не болен, будет 25% (если это мальчик и если женщина-носитель) и 0% если женщина не является носителем.

Подготовка к ЕГЭ_Биология_2017

Теоретический блок по данному вопросу

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ:

    Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360 o

    Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов

    Длина одного шага – 3,4 нм

    Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм

    Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль

    Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол

    В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)

    Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц

    Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.

    В среднем один белок содержит 400 аминокислот;

    вычисление молекулярной массы белка:


где М min – минимальная молекулярная масса белка,
а – атомная или молекулярная масса компонента,
в – процентное содержание компонента.

РАЗБОР ЗАДАНИЙ, которые вас могут ожидать на экзамене

Задача № 1. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.

Решение: ЗАПОМНИТЕ: А=Т, Ц=Г!!! А+Т+Г+Ц=100%

1) т.к. Ц = 18%, то и Г = 18% (правило Чаргоффа);
2) на долю А+Т приходится 100% – (18% +18%) = 64%, т.е. по 32%

Задача 2. В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом

Решение: т.к. соматическая клетка содержит диплоидный набор хромосом, а половые клетки – гаплоидный набор хромосом, то сперматозоид рыбы содержит 56:2=28 хромосом (из них 27 соматические и 1 половая X или Y )

Задача 3. В клетках эндосперма семян лилии содержатся 21 хромосома. Определите число хромосом в клетках эпидермиса листьев.

Решение:

ВСПОМНИМ: Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение: после опыления прорастает пыльцевая трубка, в которой содержатся 2 спермия ( n ). 1-й из них сливается с яйцеклеткой ( n ), образуется диплоидный зародыш (семя=2 n ), второй спермий( n n ) – образуется триплоидный эндосперм (3 n ).

ИТАК: эндосперм – 3 n = 21 хромосом

Гаметы – n =21:3=7

Эпидермис листьев – СОМАТИЧЕСКАЯ клетка, 2 n =2*7=14

Ответ: в клетках эпидермиса листьев лилии содержатся 14 хромосом

ВОЗМОЖНО, вас будут ждать задания следующего типа:

Задача № 4. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?

Решение:

1) ∑(Г) = ∑(Ц)= 880 (это 22%); На долю других нуклеотидов приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%; Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию:

22% – 880
28% – х, отсюда х = 1120

2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:

(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
2000 × 0,34 = 680 (нм)

Задача № 5. Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69 000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.

Решение:

1) 69 000: 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК), 8625: 345 = 25 (адениловых нуклеотидов в этой ДНК),∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е. их по 75;
2) 200 нуклеотидов в двух цепях, значит в одной – 100. 100 × 0,34 = 34 (нм)

Задача № 6. Что тяжелее: белок или его ген?

Решение: Пусть х – количество аминокислот в белке, тогда масса этого белка – 120х, количество нуклеотидов в гене, кодирующем этот белок, – 3х, масса этого гена – 345 × 3х. 120х < 345 × 3х, значит ген тяжелее белка.

Задача № 7. Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина.
Решение: М min = 56: 0,34% · 100% = 16471
Задача №8. Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка.
Решение: 68400: 120 = 570 (аминокислот в молекуле альбумина)

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    В молекуле и-РНК содержится 13% адениловых, 27% гуаниловых и 39% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК.

    В молекуле и-РНК содержится 21% цитидиловых, 17% гуаниловых и 40% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК

    Молекула и-РНК содержит 31% гуаниловых нуклеотидов, сколько цитидиловых нуклеотидов содержится в кодирующей цепи участка ДНК?

    Если в цепи молекулы ДНК, с которой транскрибирована генетическая информация, содержалось 14% адениловых нуклеотидов, сколько урациловых нуклеотидов будет содержаться в соответствующем ему отрезке и-РНК?

    В соматической клетке тела тутового шелкопряда 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет гамета данного насекомого? В ответе запишите только количество хромосом.

    В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 48%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

    В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 27 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином в этой молекуле?

    Белок состоит из 240 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована первичная структура этого белка?

    В двух цепях молекулы ДНК насчитывается 24 000 нуклеотидов. В ДНК зашифровано аминокислот_________________________

    Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 180 аминокислот в молекуле белка

    В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

    Белок состоит из 240 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке?

    Белок состоит из 200 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующей данный белок_____________________

    В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хромосом содержится в оплодотворённой яйцеклетке?

    В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника голубя 80 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного?

    У муравья в соматических клетках содержится 2 хромосомы, а в половых клетках_____________________

    В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 25% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

    Набор хромосом в клетках крови человека равен_________

    В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с тимином, что составляет 14% от общего количества. Сколько нуклеотидов с гуанином?

    Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетки человека содержится 46 хромосом?

    В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 17% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

    Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот

    Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа

    Сколько полноценных гамет образуется в овогенезе у человека?

    Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 300 нуклеотидов?

    Сколько аминокислот кодирует 1500 нуклеотидов

    Определите число хромосом в соматических клетках рака речного, если в его гаметах содержится 58 хромосомы.

    Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека

(ОБРАТИТЕ внимание: в клетке 2 типа хромосом-1. Половые и 2. Соматические (аутосомы), в гаметах – ОДИНАРНЫЙ набор хромосом, который представлен ПАРНЫМИ аутосомами и 1 НЕПАРНОЙ половой хромосомой, определяющей пол организма). Например, число хромосом клеток крови собаки – 78, из них 76 – соматические и 2 – половые (клетки крови – соматические клетки, следовательно, диплоидный набор хромосом); в гамете собаки набор хромосом - 39, из них 38 соматических и 1 половая)

    В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином в этой молекуле?

    Ядро соматической клетки лягушки содержит 26 хромосом. Сколько молекул ДНК содержит сперматозоид лягушки?

    Гамета шпината содержит 12 хромосом. Каково число хромосом в клетках эндосперма шпината? (НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что для цветковых растений характерно двойное оплодотворение, поэтому спермии и яйцеклетки цветковых растений имеют ГАПЛОИДНЫЙ набор хромосом, зародыш – ДИПЛОИДНЫЙ набор хромосом, эндосперм=запасное питательное вещество – ТРИПЛОИДНЫЙ НАБОР хромосом, т.к. в оплодовторении участвуют два спермия: 1-й спермий (n ) сливается с яйцеклеткой (n ), образуется семя (2 n ), а 2-й спермий ( n ) сливается с центральной диплоидной клеткой (2 n ) = эндосперм (3n),

    В слюнных железах осла содержится 62 хромосомы. Определите число хромосом в гаметах двухлетнего животного.

    Одинакова ли молекулярная масса ДНК и РНК, если эти молекулы имеют одинаковую длину?

    Одинакова ли молекулярная масса ДНК и РНК, если они состоят из одинакового числа нуклеотидов?

    Одинакова ли длина ДНК и РНК, если молекулярная масса этих молекул одинакова?

    Молекула ДНК распалась на две цепочки. одна из них имеет строение: ТАГ АЦТ ГГТ АЦА ЦГТ ГГТ ГАТ ТЦА... Какое строение будет иметь вторая молекула ДНК,когда указанная цепочка достроится до полной двухцепочечной молекулы?

    Ген ДНК включает 750 пар нуклеотидов. Какова длина, молекулярная масса гена и сколько аминокислот закодировано в нём?

    Сколько нуклеотидов содержит ген ДНК, если в нем закодировано 135 аминокислот. Какова молекулярная масса данного гена и его длина?

    Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующую структуру: ГГТ АЦГ АТГ ТЦА АГА. Определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи, количество (%) различных видов нуклеотидов в двух цепях фрагмента и его длину.

    Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 750 г/моль?

    Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 42000 г/моль?

    В состав белковой молекулы входит 97 аминокислот. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка.

    В состав белковой молекулы входит 321 аминокислоты. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка.

    В синтезе белковой молекулы приняли участие 267 молекул т-РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка.

    В синтезе белковой молекулы приняли участие 245 молекул т-РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ литература:

    Для подготовки данного материала была использована методическая разработка Эфрос Натальи Вячеславовны (ССЫЛКА: )

    Учебник по биологии 11 класс (углубленный уровень) И.Н. Пономарева

    Сборники ФИПИ разных лет (2000-2016)

Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор соматические и половые клетки. Решение биологической задачи

отработка 3 вопроса (1 часть ЕГЭ)

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.

Решение:

Мы знаем, что в соматических клетках хромосомный набор 2n, а в половых n. Сперматозоид – мужская половая клетка.

Таким образом, 2n = 56, следовательно, n = 56/2 = 28.

Ответ: 28

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018,2017 г. – задание №3

В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:

Мы знаем, что аденин комплементарен тимину, а цитозин – гуанину. Что это значит? А это значит, что процентное содержание аденина равно содержанию содержанию тимина, а содержание цитозина – содержанию гуанина. А аденин + тимин + гуанин + цитозин = 100%

Следовательно, аденин + тимин = 18 +18 = 36; гуанин + цитозин = 100 – 36 = 64; цитозин = 64/2 = 32.

Ответ: 32

Досрочный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №3

Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:

Репликация - процесс удвоения молекулы ДНК, т.е. построение комлементарной дочерней цепи на матрице материнской цепи ДНК, таким образом, после репликации молекул ДНК становится в два раза больше.

Таким образом, 46*2=92.

Ответ: 92

Задание 3.
В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом.
Какой набор хромосом имеет сперматозоид
рыбы? В ответе запишите только количество
хромосом.
28
Ответ: __________________________
Соматические
2n
(аутосомы)
клетки
половые
n

Задача 1

пшеницы равен 28. Определите
в


результаты в каждой фазе.

2n
Деление
клетки
2n
2n
Собственно митоз
(1-2 ч)
Интерфаза
(20 – 22 ч)
Профаза
Метафаза
Анафаза
Телофаза
Период существования клетки от момента ее образования путем деления
материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или
смерти называют жизненным (клеточным) циклом.

Значение митоза

1)В результате митоза образуются клетки
с полным набором хромосом
материнской клетки, т.е. сохраняется
генетический материал.
Это способствует сохранению видов;
2) Необходим для роста организма и
замены умерших клеток.

Интерфаза (лат. «интер» – между и греч. «фазис» - период)

1) Рост
2) Построение
органоидов
3) Синтез ДНК –
репликация
(хромосома
двухроматидная)
4) Синтез белков
5) Синтез АТФ

Профаза 2n4c (первая фаза деления)

веретено
деления
1) Исчезает мембрана
ядра и ядрышки;
2) Хромосомы
спирализуются;
центромеры
3) Центриоли
клеточного центра
участвуют в
образовании веретена
деления.

профаза

Метафаза 2n4c (фаза скопления хромосом на экваторе клетки)

сестринские
хроматиды
центриоль
опорные
нити
центромеры
тянущие
нити
1) Хромосомы
располагаются по
экватору клетки, образуя
метафазную пластинку;
3) Нити веретена деления
прикрепляются: один
конец к центромерам
хромосом на экваторе, а
другой к центриоле на
полюсе.

Анафаза 4n4c (фаза расхождения хромосом)

центриоль
нити
веретена
деления
1) Нити веретена деления
сокращаются и к
полюсам расходятся
хроматиды;
2) хромосома стала
однохроматидная
сестринские
хромосомы
центромера

Телофаза 2n2c (фаза окончания деления, противоположна Профазе)

1) На каждом полюсе
хромосомы
ядрышко хромосомы
деспирализуются, появляется
дочерние
клетки
ядерная мембрана,
появляются
ядрышки,
дочерние
ядра
исчезает веретено деления.
2) Происходит цитокинез-
ядерная
оболочка
деление цитоплазмы клетки.
центриоль

Задача 1
Хромосомный набор соматических клеток
пшеницы равен 28. Определите

клетках кончика корня в профазе и конце
телофазы митоза. Объясните полученные
результаты в каждой фазе.

Пояснение.

равен 28: диплоидный набор хромосом – 28, нитей
ДНК - 28 (2n2c).
2) В профазе 28 хромосом, 56 ДНК (2n4c). Т.к. перед
началом митоза в S-периоде интерфазы произошло
удвоение ДНК.
3) В конце телофазы митоза 28 хромосом, 28 ДНК
(2n2c). Т.к. в анафазе дочерние хромосомы
отделяются друг от друга (хроматиды становятся
хромосомами) и расходятся к полюсам, дочерняя
клетка получает такой же набор хромосом как
материнская.

Задача 2
Хромосомный набор соматических клеток речного
рака равен 116. Определите хромосомный набор и
число молекул ДНК в одной из клеток в профазе
митоза, в анафазе митоза и телофазе митоза.
Поясните, какие процессы происходят в эти
периоды и как они влияют на изменение числа
ДНК и хромосом.

Пояснение.
1) Хромосомный набор соматических клеток пшеницы
равен 116: диплоидный набор хромосом – 116, нитей
ДНК - 116 (2n2c).
2) В профазе 116 хромосом, 232 нити ДНК (2n4c). Т.к.
перед началом митоза в интерфазе произошло
удвоение ДНК.
3)В анафазе 232 хромосомы и 232 нити ДНК т.к. в
анафазе дочерние хромосомы отделяются друг от
друга (хроматиды становятся хромосомами) и
расходятся к полюсам.
4) Во время телофазы цитоплазма делится и образуется
две дочерние клетки. В каждой диплоидный набор
хромосом – 116, нитей ДНК - 116 (2n2c).

Задача 3.
Хромосомный набор соматических клеток
пшеницы равен 28. Определите
хромосомный набор и число молекул ДНК





хромосом.

мейоз

Мейоз – это деление, при
котором получаются половые
клетки (у растений – споры).
Биологическое значение мейоза:
рекомбинация (перемешивание
наследственной информации)
редукция (уменьшение
количества хромосом в 2 раза).
n
2n
n
мейоз
n
n
n
n

Интерфаза 1

1. Пресинтетический период (G1) - синтез РНК,
формирование рибосом, синтез АТФ, белков,
формирование одномембранных органоидов.
2. Синтетический период (S) - удвоение ДНК,
синтез белков.
2n4c
3. Постсинтетический период (G2) - синтез АТФ,
удвоение массы цитоплазмы, увеличение объёма
ядра.

В профазе первого деления мейоза (в профазе I),
кроме обычных для профазы событий,
происходит конъюгация (тесное сближение)
гомологичных хромосом. Образуются
биваленты; между их четырьмя хроматидами
происходит обмен участками (кроссинговер),
это приводит к рекомбинации.
к
к

Коньюгация–сближение гомологичных
хромосом
Кроссинговер – обмен участками между
гомологичными хромосомами

В метафазе I на экваторе клетки
выстраиваются биваленты.
2n4c

В анафазе I происходит независимое
расхождение гомологичных хромосом
(к полюсам клетки расходятся целые
двухроматидные хромосомы)
2n4c

В телофазе I мейоза формируются
гаплоидные ядра и происходит цитокенез
1n2c
Редукционное деление (уменьшение
хромосом в два раза)

В интерфазе между двумя делениями мейоза
удвоения хромосом не происходит,
поскольку они и так двойные.
1n2c

Конечный результат мейоза -формируется четыре гаплоидные клетки.

nc

Задача 3.
Хромосомный набор соматических клеток
пшеницы равен 28. Определите
хромосомный набор и число молекул ДНК
в одной из клеток семязачатка перед
началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в
анафазе мейоза 2. Объясните, какие
процессы происходят в эти периоды и как
они влияют на изменение числа ДНК и
хромосом.

Элементы ответа:
1) перед началом мейоза число молекул ДНК – 56,
происходит репликация и число ДНК удваивается, число
хромосом не изменяется – 28, но каждая хромосома
состоит из двух хроматид;
2) в анафазе мейоза 1 число молекул ДНК – 56, число
хромосом – 28, к полюсам клетки расходятся
гомологичные хромосомы, но все хромосомы находятся в
одной клетке;
3) в анафазе мейоза 2 число ДНК – 28, хромосом – 28,
после мейоза 1 число ДНК и хромосом уменьшилось в 2
раза, к полюсам клетки расходятся сестринские
однохроматидные хромосомы.

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит
чередование бесполого и полового
размножения и связанное с этим чередований
поколений.

Жизненный цикл мхов
(кукушкин лён)

митоз

Задача 1. Какой хромосомный набор
характерен для гамет и спор кукушкина
льна? Объясните, из каких исходных клеток
и в результате, какого деления они
образуются.

Ответ:
1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный
набор хромосом (n), они образуются из
антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и
женского гаметофитов с гаплоидным
набором хромосом (n) путём митоза.
2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n),
они образуются из клеток спорофита коробочки на ножке с диплоидным набором
хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 1. Какой набор хромосом характерен
для зиготы и для спор зелёных водорослей?
Объясните, из каких исходных клеток и как
они образуются.

Ответ:
1. В клетках слоевища гаплоидный набор
хромосом (n), они развиваются из споры с

мейоза.
2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n),
они образуются из клеток слоевища с
гаплоидным набором хромосом (n) путём
митоза.

Общие выводы
1. В процессе эволюции растений происходила
постепенная редукция гаметофита и
развитие спорофита.
2. В гаметах растений гаплоидный набор (n)
хромосом, они образуются путём митоза.
3. В спорах растений гаплоидный набор (n)
хромосом, они образуются путём мейоза.

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.

Решение:

Мы знаем, что в соматических клетках хромосомный набор 2n, а в половых n. Сперматозоид – мужская половая клетка.

Таким образом, 2n = 56, следовательно, n = 56/2 = 28.

Ответ: 28

Демонстрационный вариант Единый государственный экзамен ЕГЭ 2017 г. – задание №3

В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Решение:

Мы знаем, что аденин комплементарен тимину, а цитозин – гуанину. Что это значит? А это значит, что процентное содержание аденина равно содержанию содержанию тимина, а содержание цитозина – содержанию гуанина. А аденин + тимин + гуанин + цитозин = 100%

Следовательно, аденин + тимин = 18 +18 = 36; гуанин + цитозин = 100 – 36 = 64; цитозин = 64/2 = 32.

Ответ: 32