Возрастные особенности органов пищеварения человека. Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной системы

Возрастные особенности органов пищеварения человека. Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной системы

Пищеварительные органы ребёнка имеют ряд морфологических и физиологических особенностей. Данные особенности наиболее ярко выражены у детей раннего возраста, у которых пищеварительный аппарат приспособлен в основном для усвоения грудного молока, переваривание которого требует наименьшего количества ферментов.

У новорождённого и детей грудного возраста полость рта имеет абсолютно небольшие размеры. Губы у новорождённых толстые, на их внутренней поверхности - поперечные валики. Круговая мышца рта сформирована хорошо. Щёки у новорождённых и детей раннего возраста округлые и выпуклые за счёт наличия между кожей и хорошо развитой щёчной мышцей округлого жирового тела (жировых комочков Биша), которое, начиная с 4-х летнего возраста, понемногу атрофируется. Твёрдое нёбо плоское, его слизистая оболочка образует слегка выраженные поперечные складки, бедна железами. Мягкое нёбо сравнительно короткое, располагается практически горизонтально. Нёбная занавеска не касается задней стенки глотки, что обеспечивает ребёнку возможность дыхания во время сосания. С появлением молочных зубов происходит существенное увеличение размеров альвеолярных отростков челюстей, и свод твёрдого нёба как бы поднимается. Язык у новорождённых короткий, широкий, толстый и малоподвижный, на слизистой оболочке видны четко выраженные сосочки. Язык занимает всю полость рта - при закрытой ротовой полости соприкасается со щеками и твёрдым нёбом, выступает вперёд между челюстями в преддверие рта. Слизистая оболочка полости рта у детей, в особенности раннего возраста, тонкая и легко ранимая, что необходимо учитывать при обработке полости рта. Слизистая оболочка дна ротовой полости образует заметную складку, которая покрыта большим количеством ворсинок. Выпячивание в виде валика присутствует и на слизистой оболочке щёк в щели между верхней и нижней челюстями. Кроме того, поперечные складки (валики) имеются и на твёрдом нёбе, а валикообразные утолщения на дёснах. Эти образования обеспечивают герметизацию ротовой полости в процессе сосания. На слизистой оболочке в области твёрдого нёба по средней линии у новорождённых расположены узелки Бона - желтоватые образования - ретенционные кисты слюнных желёз, которые исчезают к концу первого месяца жизни. Слизистая оболочка полости рта у детей первых 3-4 месяцев жизни относительно сухая, что обусловлено недостаточным развитием слюнных желёз и дефицитом слюны. Слюнные железы (околоушные, подчелюстные, подъязычные, мелкие железы слизистой оболочки рта) у новорождённого можно охарактеризовать низкой секреторной активностью и выделяют малое количество густой вязкой слюны, необходимой для склеивания губ и герметизации ротовой полости во время сосания. Функциональная активность слюнных желёз начинает увеличиваться в возрасте 1,5-2 месяцев; у 3-4-х месячных детей слюна нередко вытекает изо рта в связи с незрелостью регуляции слюноотделения и заглатывания слюны (физиологическое слюнотечение). Наиболее интенсивный рост и развитие слюнных желёз происходит в возрасте между 4 месяцами и 2 годами. К 7 годам у ребёнка вырабатывается столько же слюны, сколько и у взрослого. Реакция слюны у новорождённых чаще нейтральная или слабокислая. С первых дней жизни в слюне содержатся осамилаза и другие ферменты, которые необходимы для расщепления крахмала и гликогена. У новорождённых концентрация амилазы в слюне низкая, в течение первого года жизни её содержание и активность значительно возрастают и достигают максимального уровня в 2-7 лет.

Глотка новорождённого имеет форму воронки и её нижний край проецируется на уровне межпозвонкового диска между СVI и CIV. А к подростковому возрасту он опускается на уровень CVI-CVII. Гортань у грудных детей также имеет воронкообразную форму и располагается по-иному, чем у взрослых. Вход в гортань располагается высоко над нижнезадним краем нёбной занавески и связан с полостью рта. Пища движется по сторонам от выступающей гортани, поэтому ребёнок может сразу дышать и глотать, не прерывая сосания.

Сосание и глотание - это уже врождённые безусловные рефлексы. У здоровых и зрелых новорождённых они сформированы к моменту рождения. При сосании губы ребёнка плотно захватывают сосок груди. Челюсти сдавливают его, а сообщение между полостью рта и наружным воздухом прекращается. В полости рта ребёнка образовывается отрицательное давление, чему способствует опускание нижней челюсти вместе с языком вниз и назад. Далее в разреженное пространство полости рта поступает грудное молоко. Все элементы жевательного аппарата новорождённого приспособлены для процесса сосания груди: десневая мембрана, выраженные нёбные поперечные складки и жировые тела в щеках. Приспособлением полости рта новорождённого к сосанию служит физиологическая младенческая ретрогнатия, которая в дальнейшем превращается в ортогнатию. В процессе сосания ребёнок делает ритмические движения нижней челюстью спереди назад. Отсутствие суставного бугорка облегчает сагиттальные движения нижней челюсти ребёнка.

Пищевод представляет собой мышечную трубку веретенообразной формы, выстланной изнутри слизистой оболочкой. К рождению пищевод сформирован, его длина у новорождённого составляет 10-12 см, в возрасте 5 лет - 16 см, а в 15 лет уже 19 см. Соотношение между длиной пищевода и длиной тела остаётся относительно постоянным и составляет приблизительно 1:5. Ширина пищевода у новорождённого - 5-8 мм, в 1 год - 10-12 мм, к 3-6 годам - 13-15 мм и к 15 годам - 18-19 мм. Размеры пищевода нужно учитывать при фиброэзофагогастродуоденоскопии (ФЭГДС), дуоденальном зондировании и промывании желудка. Анатомические сужения пищевода у новорождённых и детей первого года жизни выражены слегка и формируются с возрастом. Стенка пищевода у новорождённого тонкая, мышечная оболочка развита слабо, она интенсивно растёт до 12-15 лет. Слизистая оболочка пищевода у детей грудного возраста бедна железами. Продольные складки возникают в возрасте 2-2,5 лет. Подслизистая оболочка развита хорошо, богата кровеносными сосудами. Вне акта глотания переход глотки в пищевод закрыт. Перистальтика пищевода возникает при глотательных движениях.

Желудок новорождённого имеет форму цилиндра, бычьего рога или рыболовного крючка и размещен высоко (входное отверстие желудка находится на уровне TVIII-TIX, а отверстие привратника - на уровне ТXI-ТXII). По мере роста и развития ребёнка желудок опускается, и к возрасту 7 лет его входное отверстие (при вертикальном положении тела) проецируется между ТХI и ТХII, а выходное - между ТXII и L. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, но чуть только ребёнок начинает ходить, он постепенно принимает более вертикальное положение. Кардиальная часть, дно и пилорический отдел желудка у новорождённого выражены слабо, привратник широкий. Входная часть желудка нередко располагается над диафрагмой, угол между абдоминальной частью пищевода и прилегающей к нему стенкой дна желудка плохо выражен, мышечная оболочка кардиального отдела желудка также развита слабо. Клапан Губарева (складка слизистой оболочки, вдающаяся в полость пищевода и препятствующая обратному забросу пищи) почти не выражен (развивается к 8-9 месяцам жизни), кардиальный сфинктер функционально неполноценен, когда пилорический отдел желудка функционально хорошо развит уже при рождении ребёнка. Указанные особенности обусловливают возможность заброса содержимого желудка в пищевод и развитие пептического поражения его слизистой оболочки. Кроме того, склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте связана с отсутствием плотного обхватывания пищевода ножками диафрагмы и нарушением иннервации при повышенном внутрижелудочном давлении. Срыгиванию способствует также заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия) при неправильной технике вскармливания, короткой уздечке языка, жадном сосании, чрезмерно быстром выделении молока из груди матери. В первые недели жизни желудок располагается в косой фронтальной плоскости, спереди полностью прикрыт левой долей печени, в связи с чем дно желудка в положении лёжа располагается ниже антральнопилорического отдела, оттого для предупреждения аспирации после кормления детям следует придавать возвышенное положение. К концу первого года жизни желудок удлиняется, и уже в период от 7 до 11 лет приобретает форму, аналогичную форме взрослого. К 8 годам завершается формирование его кардиальной части. Анатомическая ёмкость желудка новорождённого составляет 30-35 куб. см, к 14-му дню жизни она возрастает до 90 куб. см. Физиологическая вместимость меньше анатомической, и в первый день жизни составляет лишь 7-10 мл; к4-му дню после начала энтерального питания она возрастает до 40-50 мл, а к 10-му дню - до 80 мл. Далее ёмкость желудка ежемесячно увеличивается на 25 мл и к концу первого года жизни составляет 250-300 мл, а к 3 годам - 400-600 мл. Интенсивное возрастание ёмкости желудка начинается после 7 лет и к 10-12 годам составляет 1300-1500 мл. Мышечная оболочка желудка у новорождённого развита слабо, она достигает своей наибольшей толщины только к 15-20 годам. Слизистая оболочка желудка у новорождённого толстая, складки высокие. В течение первых 3 месяцев жизни поверхность слизистой оболочки увеличивается в 3 раза, что способствует лучшему перевариванию молока. К 15 годам поверхность слизистой оболочки желудка увеличивается в 10 раз. С возрастом увеличивается количество желудочных ямок, в которые открываются отверстия желудочных желёз. Желудочные железы к рождению морфологически и функционально развиты недостаточно, их относительное количество (на 1 кг массы тела) у новорождённых в 2,5 раза меньше, чем у взрослых, однако быстро увеличивается с началом энтерального питания. Секреторный аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно, функциональные способности его низкие. Желудочный сок ребёнка грудного возраста содержит те же составные части, что и желудочный сок взрослого: соляную кислоту, химозин (створаживает молоко), пепсины (расщепляют белки на альбумозы и пептоны) и липазу (расщепляет нейтральные жиры на жирные кислоты и глицерин). Для детей первых недель жизни свойственна очень низкая концентрация соляной кислоты в желудочном соке и его низкая общая кислотность. Она существенно возрастает после введения прикорма, т.е. при переходе с лактотрофного питания к обычному. Параллельно понижению рН желудочного сока увеличивается активность карбоангидразы, участвующая в образовании ионов водорода. У детей первых 2 месяцев жизни значение рН в основном определяется водородными ионами молочной кислоты, а в последующем - соляной. Синтез протеолитических ферментов главными клетками начинается в антенатальном периоде, однако их содержание и функциональная активность у новорождённых низкие и постепенно увеличиваются с возрастом. Ведущую роль в гидролизе белков у новорождённых играет фетальный пепсин, который обладает более высокой протеолитической активностью. У детей грудного возраста обозначены значительные колебания активности протеолитических ферментов в зависимости от характера вскармливания (при искусственном - показатели активности выше). У детей первого года жизни (в отличие от взрослых) отмечают значительную активность желудочной липазы, которая обеспечивает гидролиз жиров в отсутствие жёлчных кислот в нейтральной среде. Низкие концентрации соляной кислоты и пепсинов в желудке у новорождённых и детей грудного возраста определяют пониженную защитную функцию желудочного сока, но вместе с тем содействуют сохранности Ig, которые поступают с молоком матери. В первые месяцы жизни моторная функция желудка снижена, перистальтика вялая, газовый пузырь увеличен. Частота перистальтических сокращений у новорождённых наименьшая, потом активно нарастает и после 3 лет стабилизируется. К 2 годам структурные и физиологические особенности желудка соответствуют подобным взрослого человека. У грудных детей вероятно повышение тонуса мускулатуры желудка в пилорическом отделе, максимальным проявлением которого является пилороспазм. В старшем возрасте иногда наблюдают кардиоспазм. Частота перистальтических сокращений у новорождённых наименьшая, далее активно нарастает и после 3 лет стабилизируется.

Кишечник начинается от привратника желудка и заканчивается заднепроходным отверстием. Различают тонкую и толстую кишки. Тонкую кишку подразделяют на двенадцатиперстную, тощую и подвздошную; толстую кишку - на слепую, ободочную (восходящую, поперечную, нисходящую, сигмовидную) и прямую кишки. Относительная длина тонкой кишки у новорождённого большая: на 1 кг массы тела приходится 1 м, а у взрослых - всего 10 см.

Двенадцатиперстная кишка новорождённого имеет кольцевидную форму (изгибы формируются позже), её начало и конец размещены на уровне L. У детей старше 5 месяцев верхняя часть двенадцатиперстной кишки находится на уровне ТХII; нисходящая часть понемногу опускается к 12 годам до уровня LIMLIV. У детей раннего возраста двенадцатиперстная кишка очень подвижна, но к 7 годам вокруг неё появляется жировая ткань, которая фиксирует кишку, уменьшая её подвижность. В верхней части двенадцатиперстной кишки происходят ощелачивание кислого желудочного химуса, подготовка к действию ферментов, которые поступают из поджелудочной железы и образуются в кишечнике, и смешивание с жёлчью. Складки слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки у новорождённых ниже, чем у детей старшего возраста, дуоденальные железы имеют малые размеры, разветвлены слабее, чем у взрослых. Двенадцатиперстная кишка оказывает регулирующее влияние на всю пищеварительную систему посредством гормонов, которые выделяются эндокринными клетками её слизистой оболочки.

Тонкая кишка занимает примерно 2/5, а подвздошная 3/5 длины тонкой кишки (без двенадцатиперстной кишки). Подвздошная кишка оканчивается илеоцекальным клапаном (баугиниевой заслонкой). У детей раннего возраста отмечают относительную слабость илеоцекального клапана, в связи с чем содержимое слепой кишки, очень богатое бактериальной флорой, может забрасываться в подвздошную кишку, обусловливая высокую частоту воспалительного поражения её терминального отдела. Тонкая кишка у детей занимает изменчивое положение, зависящее от степени её наполнения, положения тела, тонуса кишок и мышц передней брюшной стенки. По сравнению со взрослыми кишечные петли лежат более компактно (в связи с относительно большими размерами печени и недоразвитием малого таза). После 1 года жизни, по мере развития малого таза, расположение петель тонкой кишки становится более постоянным. В тонкой кишке грудного ребёнка имеется сравнительно много газов, объём которых постепенно уменьшается вплоть до полного исчезновения к 7 годам (у взрослых в норме газов в тонкой кишке нет). Слизистая оболочка тонкая, богато васкуляризирована и обладает повышенной проницаемостью, в особенности у детей первого года жизни. Кишечные железы у детей крупнее, чем у взрослых. Количество их существенно увеличивается на протяжении первого года жизни. В общем гистологическое строение слизистой оболочки становится аналогичным таковому у взрослых к 5-7 годам. У новорождённых в толще слизистой оболочки присутствуют одиночные и групповые лимфоидные фолликулы. Первоначально они разбросаны по всей кишке, а в последующем группируются преимущественно в подвздошной кишке в виде групповых лимфатических фолликулов (пейеровых бляшек). Лимфатические сосуды многочисленны, имеют просвет шире, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от тонкой кишки, не проходит через печень, и продукты всасывания попадают сразу в кровь. Мышечная оболочка, в особенности её продольный слой, у новорождённых развита слабо. Брыжейка у новорождённых и детей раннего возраста короткая, существенноувеличивается в длину в течение первого года жизни. В тонкой кишке происходят основные этапы сложного процесса расщепления и всасывания пищевых веществ при совместном действии кишечного сока, жёлчи и секрета поджелудочной железы. Расщепление пищевых веществ с помощью ферментов происходит как в полости тонкой кишки (полостное пищеварение), так и прямо на поверхности её слизистой оболочки (пристеночное, или мембранное, пищеварение, которое доминирует в грудном возрасте в периоде молочного питания). Секреторный аппарат тонкой кишки к рождению в целом сформирован. Даже у новорождённых в кишечном соке можно определить те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназу, щелочную фосфатазу, липазу, амилазу, мальтазу, нуклеазу), тем не менее активность их более низкая и увеличивается с возрастом. К особенностям усвоения белка у детей раннего возраста следует отнести высокое развитие пиноцитозаэпителиоцитами слизистой оболочки кишки, в результате чего белки молока у детей первых недель жизни могут переходить в кровь в малоизменённом виде, что может приводить к появлению AT к белкам коровьего молока. У детей старше года белки подвергаются гидролизу с образованием аминокислот. Уже с первых дней жизни у ребёнка все отделы тонкой кишки обладают достаточно высокой гидролитической активностью. Дисахаридазы в кишечнике появляются ещё в пренатальном периоде. Активность мальтазыдовольно высока к рождению и остаётся таковой у взрослых, несколько позже нарастает активность сахаразы. На первом году жизни отмечают прямую корреляцию между возрастом ребёнка и активностью мальтазы и сахаразы. Активность лактазы быстро нарастает в последние недели гестации, а после рождения прирост активности снижается. Высокой она остаётся на протяжении периода грудного вскармливания, к 4-5 годам происходит существенное её снижение, наименьшая она у взрослых. Следует отметить, что лактоза женского молока абсорбируется медленнее, чем лактоза коровьего молока, и отчасти поступает в толстую кишку, что способствует формированию грамположительной кишечной микрофлоры у детей, находящихся на грудном вскармливании. Вследствие низкой активности липазы особенно напряжённо происходит процесс переваривания жиров. Брожение в кишечнике грудных детей дополняет ферментативное расщепление пищи. Гниение в кишечнике здоровых детей первых месяцев жизни отсутствует. Всасывание тесно связано с пристеночным пищеварением и зависит от структуры и функции клеток поверхностного слоя слизистой оболочки тонкой кишки.

Толстая кишка у новорождённого имеет длину в среднем 63 см. К концу первого года жизни она удлиняется до 83 см, а далее её длина примерно равна росту ребёнка. К рождению толстая кишка не заканчивает своего развития. У новорождённого нет сальниковых отростков (появляются на 2-й год жизни ребёнка), ленты ободочной кишки чуть-чуть намечены, гаустры ободочной кишки отсутствуют (появляются после 6 месяцев). Ленты ободочной кишки, гаустры и сальниковые отростки окончательно формируются к 6-7 годам.

Слизистая оболочка толстой кишки у детей имеет ряд особенностей: углублены крипты, эпителий более плоский, выше скорость его пролиферации. Сокоотделение толстой кишки в обычных условиях невелико; однако оно резко возрастает при механическом раздражении слизистой оболочки.

Прямая кишка у новорождённого имеет форму цилиндра, не имеет ампулы (её формирование происходит в первом периоде детства) и изгибов (формируются сразу с крестцовым и копчиковым изгибами позвоночника), складки её не выражены. У детей первых месяцев жизни прямая кишка относительно длинная и плохо фиксирована, потому что жировая клетчатка не развита. Окончательное положение прямая кишка занимает к 2 годам. У новорождённого мышечная оболочка развита слабо. Благодаря хорошо развитой подслизистой оболочке и слабой фиксации слизистой оболочки относительно подслизистой, а также недостаточному развитию сфинктера заднего прохода у детей раннего возраста зачастую возникает её выпадение. Заднепроходное отверстие у детей расположено дорсальнее в сопоставлении со взрослыми, на расстоянии 20 мм от копчика.

Двигательная функция кишечника (моторика) складывается из маятникообразных движений, которые возникают в тонкой кишке, за счёт чего перемешивается её содержимое, и перистальтических движений, продвигающих химус по направлению к толстой кишке. Для толстой кишки присущи и антиперистальтические движения, сгущающие и формирующие кал. Моторика у детей раннего возраста более активная, что способствует частому опорожнению кишечника. У грудных детей продолжительность прохождения пищевой кашицы по кишечнику составляет от 4 до 18 ч, а у более старших детей - около суток. Высокая моторная активность кишечника в сочетании с недостаточной фиксацией его петель определяет склонность к возникновению инвагинации.

В течение первых часов жизни происходит отхождение мекония (первородного кала) - клейкой массы тёмнозелёного цвета с рН около 6,0. Меконий состоит из слущенного эпителия, слизи, остатков околоплодных вод, жёлчных пигментов и др. На 2-3-й день жизни к меконию примешивается кал, а с 5-го дня кал принимает характерный для новорождённого вид. У детей первого месяца жизни дефекация происходит обычно после каждого кормления - 5-7 раз в сутки, у детей со 2-го месяца жизни - 3-6 раз, в 1 год - 1-2 раза. При смешанном и искусственном вскармливании дефекации более редкие. Кал у детей, которые находятся на грудном вскармливании, кашицеобразный, жёлтого цвета, кислой реакции и кисловатого запаха; при искусственном вскармливании кал имеет более густую консистенцию (замазкообразный), более светлый, иногда с сероватым оттенком, нейтральной или даже щелочной реакции, более резким запахом. Золотистожёлтый цвет кала в первые месяцы жизни ребёнка обусловлен присутствием билирубина, зеленоватый - биливердина. У грудных детей дефекация происходит рефлекторно, без участия воли. С конца первого года жизни здоровый ребёнок понемногу приучается к тому, что дефекация становится произвольным актом.

Микрофлора ЖКТ участвует в пищеварении, препятствует развитию патогенной флоры в кишечнике, синтезирует ряд витаминов, принимает участие в инактивации физиологически активных веществ и ферментов, влияет на скорость обновления энтероцитов, кишечнопечёночную циркуляцию жёлчных кислот и др. Кишечник плода и новорождённого стерилен в течение первых 10-20 часов (асептическая фаза). Дальше начинается заселение кишечника микроорганизмами (вторая фаза), а третья фаза - стабилизации микрофлоры - продолжается не менее 2 недель. Формирование микробного биоценоза кишечника начинается с первых суток жизни, к 7-9-м суткам у здоровых доношенных детей бактериальная флора обычно представлена преимущественно Bifidobacteriumbifidum, Lactobacillusacidophilus. При естественном вскармливании среди кишечной микрофлоры преобладает bifidum, при искусственном вскармливании практически в равных количествах присутствуют acidophilus, bifidum и энтерококки. Переход на питание, которое характерно для взрослых, сопровождается изменением состава микрофлоры кишечника.

Поджелудочная железа - это паренхиматозный орган внешней и внутренней секреции. У новорождённых имеет малые размеры: масса её составляет около 23 г, а длина - 4-5 см. Уже к 6 месяцам масса железы удваивается, к 1 году увеличивается в 4 раза, а к 10 годам - в 10 раз. У новорождённого поджелудочная железа располагается глубоко в брюшной полости на уровне ТX, то есть выше, чем у взрослого. Из-за слабой фиксации к задней стенке брюшной полости у новорождённого она более подвижна. У детей раннего и старшего возрастов поджелудочная железа находится на уровне LN. Более интенсивно железа растёт в первые 3 года и в пубертатном периоде. К рождению и в первые месяцы жизни поджелудочная железа дифференцирована недостаточно, обильно васкуляризирована и скудна соединительной тканью. В раннем возрасте поверхность поджелудочной железы гладкая, а к 10-12 годам появляется бугристость, которая обусловленна выделением границ долек. Доли и дольки поджелудочной железы у детей меньше по размерам и малочисленны. Эндокринная часть поджелудочной железы к рождению более развита, чем экзокринная. Сок поджелудочной железы содержит ферменты, которые обеспечивают гидролиз белков, жиров и углеводов, а также бикарбонаты, создающие необходимую для их активации щелочную реакцию среды. У новорождённых выделяется малый объём панкреатического сока после стимуляции, активность амилазы и бикарбонатная ёмкость низкие. Активность амилазы от рождения до 1 года увеличивается в несколько раз. При переходе на обычное питание, при котором более половины потребности в калориях покрывается за счёт углеводов, активность амилазы стремительно возрастает и максимальных значений достигает к 6-9 годам. Активность панкреатической липазы у новорождённых низкая, что определяет значительную роль липазы слюнных желёз, желудочного сока и липазы грудного молока в гидролизе жира. Активность липазы дуоденального содержимого увеличивается к концу первого года жизни, уровня взрослого достигает к 12 годам. Протеолитическая активность секрета поджелудочной железы у детей первых месяцев жизни довольно высока, она достигает максимума в возрасте 4-6 лет. Существенное влияние на деятельность поджелудочной железы оказывает вид вскармливания: при искусственном вскармливании активность ферментов в дуоденальном соке в 4-5 раз выше, чем при естественном.

Печень к моменту рождения является одним из самых больших органов и занимает 1/3-1/2 объёма брюшной полости, её нижний край значительно выступает из-под подреберья, а правая доля может даже касаться гребня подвздошной кости. У новорождённых масса печени составляет более 4% массы тела, а у взрослых - 2%. В постнатальном периоде печень продолжает расти, однако медленнее, чем масса тела: первоначальная масса печени удваивается к 8-10 месяцам и утраивается к 2-3 годам. В связи с различным темпом увеличения массы печени и тела у детей от 1 до 3 лет жизни край печени выходит из-под правого подреберья и легко прощупывается на 1-3 см ниже рёберной дуги по среднеключичной линии. С 7 лет нижний край печени из-под рёберной дуги не выходит и в спокойном положении не пальпируется; по срединной линии не выходит за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Формирование долек печени начинается у плода, но к моменту рождения дольки печени отграничены неотчётливо. Их окончательная дифференцировка завершается в постнатальном периоде. Дольчатое строение выявляется только лишь к концу первого года жизни. Ветви печёночных вен размещены компактными группами и не перемежаются с ветвями воротной вены. Печень полнокровна, вследствие чего стремительно увеличивается при инфекциях и интоксикациях, расстройствах кровообращения. Фиброзная капсула печени тонкая. Около 5% объёма печени у новорождённых приходится на долю кроветворных клеток, далее их количество быстро уменьшается. В составе печени у новорождённого больше воды, но меньше белка, жира и гликогена. К 8 годам морфологическое и гистологическое строение печени становится таким же, как у взрослых.

Образование жёлчи начинается уже во внутриутробном периоде, но желчеобразование в раннем возрасте замедлено. С возрастом увеличивается способность жёлчного пузыря концентрировать жёлчь. Концентрация жёлчных кислот в печёночной жёлчи у детей первого года жизни значительная, особенно в первые дни после рождения, что обусловливает частое развитие подпечёночногохолестаза (синдрома сгущения жёлчи) у новорождённых. К 4-10 годам концентрация жёлчных кислот уменьшается, а у взрослых вновь увеличивается. Для периода новорождённости характерна незрелость всех этапов печёночно кишечной циркуляции жёлчных кислот: недостаточность их захвата гепатоцитами, экскреции через канальцевую мембрану, замедление тока жёлчи, дисхолия за счёт снижения синтеза вторичных жёлчных кислот в кишечнике и низкий уровень их реабсорбции в кишке. У детей образуется больше атипичных, менее гидрофобных и менее токсичных жирных кислот, чем у взрослых. Накопление жирных кислот во внутрипечёночных жёлчных протоках определяет повышенную проницаемость межклеточных соединений и повышенное содержание компонентов жёлчи в крови. Жёлчь ребёнка первых месяцев жизни содержит меньше холестерина и солей и это определяет редкость образования камней. У новорождённых жирные кислоты соединяются преимущественно с таурином (у взрослых - с глицином). Тауриновыеконъюгаты лучше растворяются в воде и менее токсичны. Безусловно более высокое содержание в жёлчи таурохолевой кислоты, обладающей бактерицидным действием, определяет редкость развития бактериального воспаления желчевыводящих путей у детей первого года жизни. Ферментные системы печени, которые обеспечивают адекватный метаболизм различных веществ, к рождению недостаточно зрелы. Искусственное вскармливание стимулирует более раннее их развитие, однако приводит к их диспропорции. После рождения у ребёнка уменьшается синтез альбуминов, что приводит к снижению альбуминоглобулинового соотношения в крови. У детей в печени существенно более активно происходит трансаминирование аминокислот: при рождении активность аминотрансфераз в крови ребёнка в 2 раза выше, чем в крови матери. Наряду с этим процессы переаминирования недостаточно зрелы, и число незаменимых кислот для детей больше, чем для взрослых. Так, у взрослых их 8, дети до 5-7 лет нуждаются дополнительно в гистидине, а дети первых 4 недель жизни - ещё и в цистеине. Мочевинообразовательная функция печени формируется к 3-4 месяцам жизни, до этого у детей отмечают высокую экскрецию с мочой аммиака при низкой концентрации мочевины. Дети первого года жизни устойчивы к кетоацидозу, хотя получают богатую жиром пищу, а в возрасте 2-12 лет, напротив, склонны к нему. У новорождённого содержание холестерина и его эфиров в крови существенно более низкое, чем у матери. После начала кормления грудным молоком в течение 3-4 месяцев отмечают гиперхолестеринемию. Следующие 5 лет концентрация холестерина у детей остаётся более низкой, чем у взрослых. У новорождённых в первые дни жизни отмечают недостаточную активность глюкуронилтрансферазы, с участием которой происходят конъюгация билирубина с глюкуроновой кислотой и образование водорастворимого «прямого» билирубина. Затруднение экскреции билирубина является главной причиной физиологической желтухи новорождённых. Печень осуществляет барьерную функцию, нейтрализует эндогенные и экзогенные вредные вещества, в том числе токсины, которые поступают из кишечника, и принимает участие в метаболизме лекарственных веществ. У детей раннего возраста обезвреживающая функция печени развита недостаточно. Жёлчный пузырь у новорождённых обычно скрыт печенью, форма его может быть разной. Размеры его с возрастом увеличиваются, и к 10-12 годам длина возрастает примерно в 2 раза. Скорость выделения пузырной жёлчи у новорождённых в 6 раз меньше, чем у взрослых. .

Таким образом, возрастные особенности пищеварительной системы, присущие детям обусловливают необходимость раздельного приготовления пищи на первом году жизни, до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет. Пища, которую способен переработать организм ребенка в возрасте 5-7 лет, не пригодна для детей первого года жизни. Возрастные особенности моторной функции желудка и кишечника детей определяют особенности режимов питания в различные возрастные периоды.

Возрастные особенности пищеварения у детей обусловлены анатомо-функциональной незрелостью органов ЖКТ, у лиц пожилого возраста - инволюционными изменениями.

Возрастные особенности пищеварения у детей

Чем младше ребёнок, тем более выражены особенности его пищеварения, такие как меньшие объёмы и размеры всех отделов ЖКТ, нежность слизистых оболочек, менее выраженная интенсивность процессов пищеварения в ротовой полости, обильное кровоснабжение слизистых оболочек ЖКТ, меньшая активность ферментов, недостаточная эластичность и развитие мышечного слоя пищеварительного тракта, меньшее количество бактерий в кишечнике и т.п. Одной из возрастных особенностей пищеварения у новорожденных является меньшее выделение слюнными железами слюны, которая практически не содержит муцина (в отличие от слюны взрослых) и совсем не содержит мальтазы. В ней обнаруживается лишь один из ферментов - птиалин. Слюновыделение постепенно усиливается с началом прорезывания зубов. Это связано с тем, что появляется возможность потребления твёрдой и сухой пищи, которая требует выделения большего количества слюны. К концу первого года жизни количество слюны составляет лишь 1/6 объёма таковой у взрослых. Ротовая полость у новорожденных меньше в размерах, нёбо более плоское, с поперечными складками, а язык широкий и пропорционально большой, однако и вкусовых рецепторов также больше, нежели у взрослых. Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму и длину всего 10-12 см, а также располагается топографически выше по отношению к шейным позвонкам (на 1-2 позвонка). Перистальтика пищевода и железы у новорожденных ещё не сформированы, потому кормление возможно только жидкой пищей (молоком, водой, соками и пр.). Частые срыгивания у младенцев обусловлены не плотным охватом пищевода ножками диафрагмы, слабостью кардиального сфинктера, а также преимущественно горизонтальным положением ребёнка. Желудок в этом возрасте расположен горизонтально и только к 7-10 годам он занимает положение, как у взрослых. Объём желудка при рождении составляет около 8-10 мл, а к концу первого года - около 300 мл. Интенсивность секреции желудочного сока (а именно соляной кислоты) на первом году жизни значительно ниже таковой у взрослых, рН составляет 3-4. Перистальтика желудка снижена в связи с недоразвитием мышечного слоя. Возрастными особенностями пищеварения детей младшего возраста также является низкая ферментативная активность ферментов поджелудочной железы, печени, желчных кислот и др., относительно большая длина кишечника. С ростом ребёнка и созреванием нервной системы начинают формироваться условные пищевые рефлексы. Таким образом, к 11-14 годам завершается морфологическое созревание органов пищеварения, а к 15-16 - функциональное.

Вопросы читателей

18 октября 2013 Добрый день! Есть ли ограничения на количество фруктов которые можно сьесть за один день?я очень люблю фрукты но недаввно прочитала что можно есть только полкило в день суммарно. правда ли это?ужно ли ограниченвать себя? и еще: если суп хранится в холодильнике сохраняет ли он полезные вещества?а после второго кипятения? спасибо большое!

Задать вопрос

Возрастные особенности обмена веществ у детей

Возрастные особенности пищеварения у детей обусловливают отличия и в В растущем организме преобладают пластические процессы, в отличие от старшего возраста, в котором устанавливается динамическое равновесие между процессами синтеза и распада. Особенностями обмена веществ в детском возрасте являются следующие аспекты:

  • большая потребность растущего организма в белке (4 г на 1 кг массы тела до трёх лет, 3,8 г - до 5 лет и т.д.) в сравнении с взрослыми (1,1 - 1,3 г на кг массы тела);
  • лучшая всасываемость аминокислот;
  • положительный азотистый баланс;
  • высокий основной обмен;
  • гидролиз жиров и их всасывание начинается в желудке;
  • более быстрое всасывание липидов в кишечнике;
  • отсутствие потребности до 1,5 лет в растительных жирах;
  • быстрое истощение жировых депо при увеличении потребности в углеводах или их недостаточном поступлении с пищей;
  • большая устойчивость к гипергликемии;
  • усвоение углеводов более быстрое и полноценное;
  • быстрое истощение запасов гликогена в печени;
  • большее содержание воды в организме (до 80% при рождении, к концу первого года жизни - 60%);
  • большая потребность детского организма в микроэлементах (их недостаток быстрее приводит к обменным нарушениям и последствиям в виде задержке роста и развития);
  • большая относительная потребность в кальции, фосфоре, железе;
  • высокая чувствительность к дефициту витаминов в продуктах питания.

Особенности пищеварения в процессе старения

Процесс старения организма сопровождается органической и функциональной перестройкой органов ЖКТ. Скорость развития инволюционных процессов зависит от образа жизни человека и его наследственности (в среднем эти процессы начинаются после 40-50 лет). При этом снижается синтез ферментов, их активность, замедляется пролиферация эпителия пищеварительного тракта, ухудшается расщепление и всасываемость питательных веществ. Также нарушаются нейрогуморальная регуляция деятельности органов ЖКТ. Наблюдается снижение секреции слюны, вкусовой чувствительности, эффективности жевания (вследствие патологии зубов), ухудшение перистальтики, преобладание гнилостных процессов в просвете кишечника. Вследствие атрофических изменений в поджелудочной железе страдает её секреторная функция. Нарушается сократительная деятельность , увеличивается количество холестерина и уменьшается количество фосфолипидов и желчных кислот в желчи. Кроме того, ухудшается кровоснабжение всего пищеварительного тракта.

Таким образом, основными возрастными особенностями пищеварения являются преобладание процессов ассимиляции в детском возрасте, процессов диссимиляции - в пожилом, и их равновесие в зрелом возрасте.


Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.

В нем различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

Ротовая полость

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.

Пищеварение в кишечнике

У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.

Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается.

Пищеварительная система новорожденного существенно отличается от таковой у взрослых.

Полость рта развивается из ротовой бухты, покрытой эктодермой, которая постепенно углубляется и достигает головного конца передней кишки, здесь происходит соединение обоих зародышевых листков - эктодермы и энтодермы. Сверху ротовая бухта ограничена лобным бугром, который образуется вследствие активного роста головного мозга; с боковых поверхностей и снизу ротовая ямка ограничена висцеральными дугами. Впоследствии из этих зачатков развиваются кости лица и органы полости рта.

У новорожденного полость рта развита очень слабо. В дальнейшем, с развитием челюстей, прорезыванием зубов и увеличением неба, полость рта постепенно увеличивается в размерах, формируются преддверие и собственно полость рта. В преддверии рта слизистая оболочка образует ряд складок: уздечки губ и щечные тяжи, а на твердом небе - поперечные складки. У новорожденного и ребенка до 2-3 лет в задних отделах твердого неба имеются образования из эпителиальной ткани - тяжи, залегающие по обеим сторонам от средней линии неба. Само твердое небо у новорожденного и в первые месяцы у детей грудного возраста значительно уплощено, а сводчатость его выражена намного слабее, чем у взрослых.

Всю полость рта до появления преддверия полностью выполняет язык, который у новорожденного и в первые месяцы жизни весьма широк и резко уплощен. Он закладывается из нескольких так называемых языковых бугорков - зачатков, лежащих на дне первичной ротовой полости: одного непарного бугорка, расположенного по средней линии, и пары латеральных бугорков. Бугорки, расположенные впереди слепого отверстия, развиваются в тело (спинку и верхушку) языка, а бугорок, залегающий кзади от слепого отверстия, оформляется в корень языка. Все перечисленные зачатки языка быстро срастаются, оставляя след - границу между корнем и телом языка в виде пограничной борозды. Впереди и вдоль которой залегают желобоватые сосочки. Из эпителиального слоя языка образуются сосочки языка: вначале появляются желобоватые, листовидные, а затем грибовидные и нитевидные. Мышцы языка развиваются из миотомов затылочной области, которые врастают в толщу корня языка.

Полость рта делится на собственно полость рта и преддверие рта: десны, альвеолярные отростки верхней и альвеолярная часть нижней челюстей, за-ложеш1ые в пил зубы, вначале молочные, а затем постоянные.

Закладка зубов происходит на 2-м месяце внутриутробной жизни, при этом эмаль зуба образуется за счет эктобласта, а дентин, цемент и пульпа - за счет мезобласта. Вначале появляется зубная пластинка, lamina dentalis. Она врастает в подлежащую мезенхиму, дающую начало десневым валикам. Затем на зубных пластинках образуются выпячивания за счет разрастания эпителия - таким образом формируются эмалевые органы молочных зубов. На 10-й неделе в них врастает мезенхима, из которой образуются зубные сосочки, papillae dentales, Впоследствии они частично обособляются от зубной пластинки, сохраняя с ней связь в виде эпителиального тяжа. Кроме того, в этот же период вокруг эмалевого органа уплотняется окружающая мезенхима и образуется зубной мешочек, sacculus dentis, сливающийся с зубным сосочком. Все эти преобразования наблюдаются на I стадии развития. На II стадии происходят дальнейшие изменения зачатков зубов: они обособляются от зубной пластинки, теряющей связь с эпителием полости рта. В III стадии, на 4-м месяце эмбрионального развития, образуются дентин, эмаль и пульпа зуба.

Коронка формируется до рождения, а развитие корней молочных зубов заканчивается после их прорезывания.

Сроки прорезывания молочных зубов: медиальные резцы - от 6-го до 8-го месяца; латеральные резцы - от 7-го до 9-го; первые коренные - от 12-го до 15-го; клыки - от 15-го до 20-го; вторые коренные - от 20-го до 30-го месяца; при этом зубы нижней челюсти появляются несколько раньше, чем соответствующие на верхней челюсти.

Слюнные железы являются производным эпителия полости рта и мало чем отличаются от таковых у взрослого человека, однако у новорожденного крупные слюнные железы: околоушные, подъязычные и поднижнечелюстные - имеют хорошо выраженное дольчатое строение.



Значение пищеварения.

Обменом веществ называют сложные комплекс различных взаимозависимых и взаимообусловленных процессов, которые происходят в организме с момента поступления в него этих веществ и до момента их выделения. Обмен веществ является необходимым условием жизни. Он составляет одно из обязательных ее проявлений. Для нормального функционирования организма необходимо поступление из внешней среды органического пищевого материала, минеральных солей, воды и кислорода. За период, равный средней продолжительности жизни человека, им потребляется 1,3 т жиров, 2,5 т белков, 12,5 т углеводов и 75 т воды. Обмен веществ складывается из процессов поступления веществ в организм, их изменений в пищеварительном тракте, всасывания, превращений внутри клеток и выведения продуктов их распада. Процессы, связанные с превращением веществ внутри клеток, называют внутриклеточным или промежуточным обменом. В результате внутриклеточного обмена веществ синтезируются гормоны, ферменты и самые различные соединения, используемые как структурный материал для построения клеток и межклеточного вещества, что обеспечивает обновление и рост развивающегося организма. Процессы, в результате которых образуется живая материя, называют анаболизмом или ассимиляцией. Другая сторона обмена веществ заключается в том, что вещества, образующие живую структуру, подвергаются расщеплению. Этот процесс разрушения живой материи называют катаболизмом или диссимиляцией. Процессы ассимиляции и диссимиляции очень тесно связаны между собой, хотя и противоположны по своим конечным результатам. Так, известно, что продукты расщепления различных веществ способствуют усиленному их синтезу. Окисление продуктов расщепления служит источником энергии, которую постоянно тратит организм даже в состоянии полного покоя. При этом окислению могут подвергаться те же вещества, которые используются и для синтеза более крупных молекул. Например, в печени из части продуктов расщепления углеводов синтезируется гликоген, а энергию для этого синтеза дает другая их часть, включающаяся в обменные или метаболические процессы. Процессы ассимиляции и диссимиляции происходят при обязательном участии ферментов.

Роль витаминов в питании

Витамины были открыты на рубеже 19-20 веков в результате исследований роли различных пищевых веществ в жизнедеятельности организма. Основоположником витаминологии можно считать русского ученого Н.И. Лунина, который в 1880 году первым доказал, что помимо белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ необходимы еще какие-то вещества, без которых организм не может существовать. Эти вещества были названы витаминами (vita + amin - "амины жизни" с латинского), так как первые выделенные в чистом виде витамины содержали в своем составе аминогруппу. И хотя в дальнейшем выяснилось, что далеко не все витаминные вещества содержат в своем составе аминогруппу и вообще азот, термин "витамин" укоренился в науке.

Согласно классическому определению, витамины - это необходимые для нормальной жизнедеятельности низкомолекулярные органические вещества, которые не синтезируются организмом данного вида или синтезируются в количестве, недостаточном для обеспечения жизнедеятельности организма.

Витамины необходимы для нормального протекания практически всех биохимических процессов в нашем организме. Они обеспечивают функции желез внутренней секреции, то есть выработку гормонов, повышение умственной и физической работоспособности, поддерживают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (жара, холод, инфекции и многие другие).

Все витаминные вещества условно подразделяют на собственно витамины и витаминоподобные соединения, которые по своим биологическим свойствам сходны с витаминами, но требуются обычно в более значительных количествах. Кроме того, недостаточность витаминоподобных веществ наблюдается крайне редко, так как их содержание в повседневной пище таково, что даже в случае очень несбалансированного питания человек получает почти все из них в достаточном объеме.

По физико-химическим свойствам витамины делятся на две группы: жирорастворимые и водорастворимые. Каждый из витаминов имеет буквенное обозначение и химическое название. Всего в настоящее время известно 12 истинных витаминов и 11 витаминоподобных соединений

В настоящее время витамины можно охарактеризовать как низкомолекулярные органические соединения, которые, являясь необходимой составной частью пищи, присутствуют в ней в чрезвычайно малых количествах по сравнению с основными её компонентами.

Витамины - необходимый элемент пищи для человека и ряда живых организмов потому, что они не синтезируются или некоторые из них синтезируются в недостаточном количестве данным организмом. Витамины - это вещества, обеспечивающее нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Они могут быть отнесены к группе биологически активных соединений, оказывающих своё действие на обмен веществ в ничтожных концентрациях.

Заболевания ЖКТ у детей

В последнее время наблюдается значительный рост числа заболеваний пищеварительной системы у детей. Этому способствует множество факторов:

1. плохая экология,

2. несбалансированное питание,

3. наследственность.

Большой вред детскому организму наносят так любимые многими сладости и кондитерские изделия с большим содержанием консервантов и искусственных красителей, фаст-фуд, газированные напитки. Возрастает роль аллергических реакций, нервно-психических факторов, неврозов. Врачи отмечают, что кишечные заболевания у детей имеют два возрастных пика: в 5-6 лет и в 9-11 лет. Основными патологическими состояниями являются:

· Запор, диарея

· Хронические и острые гастриты и гастроэнтериты

· Хронический дуоденит

· Хронический энтероколит

· Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

· Хронический холецистит

· Хронический панкреатит

· Заболевания желчевыводящих путей

· Хронические и острые гепатиты

Большое значение в возникновении и развитии болезней ЖКТ играет недостаточная способность детского организма сопротивляться инфекциям, так как иммунитет ребенка еще слаб. На формирование иммунитета большое влияние оказывает правильное вскармливание в первые месяцы жизни.

Лучшим вариантом является грудное молоко, с которым от матери к ребенку передаются защитные тела, повышающие способность сопротивляться различным инфекциям. Дети, вскармливаемые искусственными смесями, чаще подвержены различным заболеваниям и имеют ослабленный иммунитет. Причиной нарушений в работе пищеварительной системы могут стать нерегулярное кормление или перекармливание ребенка, раннее введение прикорма, несоблюдение гигиенических норм.

Отдельную группу составляют острые кишечные болезни у детей (дизентерия, сальмонеллез). Их основными клиническими проявлениями являются диспепсические расстройства, дегидратация (обезвоживание) организма и симптомы интоксикации. Такие проявления очень опасны и требуют немедленной госпитализации больного ребенка.

Кишечные инфекции особенно часто диагностируются именно в детском возрасте, связано это с несовершенством защитных механизмов, физиологическими особенностями органов пищеварения и отсутствием у детей санитарно- гигиенических навыков. Особенно отрицательно острые кишечные инфекции сказываются на детях раннего возраста и могут привести к значительному снижению иммунитета, задержке физического развития, присоединению осложнений.

Их начало сопровождается характерными признаками: резким повышением температуры, болями в животе, диареей, рвотой, потерей аппетита. Ребенок становится беспокойным, либо напротив вялым и заторможенным. Клиническая картина во многом зависит от того, какие отделы кишечника поражены. В любом случае ребенок нуждается в оказании неотложной медицинской помощи и проведении антибактериальной терапии.

Лечение заболеваний пищеварительной системы у малышей занимается детский гастроэнтеролог, именно к нему нужно обращаться при появлении неблагополучных симптомов.

Возрастные особенности системы пищеварения у детей и подростков.

Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка наблюдаются только в первые годы постнатального развития. Функциональная активность слюнных желез проявляется с появлением молочных зубов (с 5-6 месяцев). Особенно значительное усиление слюноотделения происходит в конце первого года жизни. В течение первых двух лет интенсивно идет формирование молочных зубов. В возрасте 2-2,5 года ребенок имеет уже 20 зубов и может употреблять сравнительно грубую пищу, требующую пережевывания. В последующие годы, начиная с 5-6 лет, молочные зубы постепенно заменяются на постоянные. В первые годы постнатального развития интенсивно идет формирование других органов пищеварения: пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. Меняются их размеры, форма и функциональная активность. Так, объем желудка с момента рождения до 1 года увеличивается в 10 раз. Форма желудка у новорожденного округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6-7 лет его форма ничем не отличается от желудка взрослых. Значительно изменяется строение мышечного слоя и слизистой оболочки желудка. У детей раннего возраста наблюдается слабое развитие мышц и эластических элементов желудка. Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Так, количество ферментов, расщепляющих белки, увеличивается с 1,5 до 3 лет, затем в 5-6 лет и в школьном возрасте до 12-14 лет. Содержание соляной кислоты увеличивается до 15-16 лет. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более легкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям. В процессе развития детей и подростков существенно меняется и активность содержащихся в нем ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, действующего на белки молока. У ребенка 1-2 месяцев его активность в условных единицах равна 16-32, а в 1 год может достигать 500 ед., у взрослых этот фермент полностью теряет свое значение в пищеварении. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике. Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 5-6 лет. По своим морфофункциональным параметрам она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается ее морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное). Аналогичные темпы морфофункционального развития наблюдаются у печени и всех отделов кишечника. Таким образом, развитие органов пищеварения идет параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1-й год постнатальной жизни, в дошкольном возрасте и в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма. Кроме того, в процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности рефлексы на время приема пищи. В связи с этим важно приучить детей к строгому соблюдению режима питания. Важное значение для нормального пищеварения имеет соблюдение «пищевой эстетики».

43.Возрастные особенности строения органов пищеварения у детей.

Развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового. В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.  Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью. Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая. Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока. Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок. Самым большим органом пищеварительной системы ребенка раннего возраста, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени ребенка в таком возрасте низкие. Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года желчный пузырь ребенка достигает края печени. Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма ребенку активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Значение пищеварения.

Организм нуждается в регулярном поступлении пищи. В пище содержатся питательные вещества: белки, углеводы и жиры. Кроме того, в состав пищи входят вода, минеральные соли и витамины. Питательные вещества необходимы для построения живого вещества тканей тела и служат источником энергии, за счет которой совершаются все жизненные процессы (сокращения мышц, работа сердца, нервная деятельность и т. д.). Короче говоря, питательные вещества являются для организма пластическим и энергетическим материалом. Вода, минеральные соли и витамины не являются питательными веществами и источником энергии, но входят в состав клеток и тканей и участвуют в различных жизненных процессах. Белки, углеводы и жиры пищи представляют собой сложные органические вещества и в таком виде организмом не усваиваются. В пищеварительном канале пища подвергается механическим и химическим воздействиям, в результате чего питательные вещества расщепляются на более простые и растворимые в воде вещества, которые всасываются в кровь или лимфу и усваиваются организмом. Этот процесс обработки пищи в пищеварительном канале называется пищеварением. Механическая обработка пищи состоит в ее размельчении и перетирании, что способствует перемешиванию с пищеварительными соками (разжижению пищи) и последующей химической обработке. Химическая обработка - расщепление сложных веществ на более простые - происходит под воздействием особых веществ, содержащихся в пищеварительных соках, - пищеварительных ферментов. Вода, минеральные соли и витамины не подвергаются в пищеварительном канале специальной обработке и всасываются в том виде, в каком поступают.

44.Нейрогуморальная регуляция деятельности пищеварительной системы.

45. Значение обмена веществ и энергии.

Пищеварительная система-это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез. Система органов пищеварения представлена пищеварительным каналом и рядом желез, расположенных за его пределами (печень, поджелудочная железа и крупные слюнные железы). Пищеварительный канал начинается ротовой полостью, затем идут глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная, тонкая и толстая кишки. Его длина у взрослого человека составляет 8-10 м, процесс пищеварения в нем может длиться около 2 сут.

Пищеварение - это сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается физическим и химическим изменениям, и питательные вещества всасываются в кровь и лимфу.

Физические изменения пищи состоят в ее размельчении, набухании, растворении, химические -в ферментативном расщеплении белков, жиров и углеводов до конечных продуктов, подвергающихся всасыванию. Важнейшая роль в этом принадлежит ферментам секретов пищеварительных желез.

Функции пищеварительной системы

  • 1. Моторная (механическая) - механическое измельчение пищи (жевание), передвижение пищи вдоль пищеварительного тракта (глотание, перистальтика, перемешивание пищевой кашицы с пищеварительным соком), выделение непереваренных продуктов (дефекация).
  • 2. Секреторная (химическая) - выработка ферментов пищеварительных соков (желудочного, кишечного, панкреатического), слюны и желчи.
  • 3. Всасывающая - всасывание продуктов переваривания белков, жиров, углеводов, а также воды, минеральных солей и витаминов.
  • 4. Эндокринная - секреция ряда гормонов, регулирующих пищеварение и влияющих на нервную и кровеносную системы.

В настоящее время процесс пищеварения рассматривают как трехэтапный: полостное пищеварение -? пристеночное и внутриклеточное пищеварение -> всасывание. Полостное пищеварение заключается в начальном гидролизе полимеров до стадии олигомеров, пристеночное и внутриклеточное - обеспечивает дальнейшее ферментативное расщепление олигомеров до мономеров, которые затем всасываются-так называемый пищеварительно-транспортный конвейер.

Пищеварение и всасывание поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме. Уменьшение содержания питательных веществ в организме рефлекторно через возбуждение механорецепторов желудка и хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей, а также холодовых рецепторов, и гуморальным путем приводит к возбуждению части пищевого центра-центра голода, расположенного в латеральных ядрах гипоталамуса. Это возбуждение приводит к:

  • 1) выходу резервных питательных веществ из депо;
  • 2) перераспределению их к более важным органам;
  • 3) снижению уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях.

Это внутреннее звено саморегуляции может только некоторое время обеспечивать поддержание постоянства питательных веществ. Необходим прием пищи из внешней среды. Происходит формирование пищевой мотивации и ее реализация в виде пищевого поведения: поиск и потребление пищи.

От момента приема пищи до поступления питательных веществ в кровь затрачивается время на переваривание и всасывание. Однако восстановление нормального уровня питательных веществ в крови начинается уже в момент поступления пищи в ротовую полость и желудок. Это происходит в результате поступления импульсов от рецепторов ротовой полости и желудка к центру насыщения, локализованному в вентромедиальных ядрах гипоталамуса. После поступления питательных веществ в кровь происходит насыщение - заключительный этап саморегуляции, который приводит к восстановлению исходного уровня питательных веществ в организме.

Пищеварительная система к моменту рождения анатомически сформирована, но как в морфологическом, так и в функциональном отношении, является незрелой. Созревание этой системы интенсивно совершается в первые пять лет, особенно в 1-3 года, когда происходит переход от молочного питания к искусственному, смешанному. В дальнейшем развитие пищеварительной системы идет не только по пути созревания отдельных ее звеньев, но и в направлении развития пищедобывательной деятельности. Завершается созревание функциональной пищеварительной системы к 12 годам.