Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля

Законы - повторяющиеся, внутренние, существенные, необходимые связи. 3 Закона диалектики: закон единства и борьбы противоречия (указывает на источник развития) закон кол-венных и качественных изменений (указывает на механизм развития) закон отрицания отрицания (указывает на направленность развития). Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость. Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях. Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях. Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Необходимость и случайность - полярные, диалектические категории. Под необходимостью понимают закономерный ход событий, вытекающий из сущности явлений. Необходимость выражает закономерности развития мира. Случайность - это явления, процессы, вытекающие из побочных, внешних, временных связей. Возможность - это предпосылка возникновения того или иного явления, его потенциальное существование. Действительность - это реализованная возможность.

Категории диалектики - понятия, отражающие всеобщие, универсальные, присущее всему объективному миру связи и отношения (качество и количество, причина и следствие, возможность и действительность, свобода и необходимость и др.).

Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь).

Диалектика явления и сущности:

1) явление не существует без сущности

2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось

3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое. Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка к сущности II и т.д.

Форма - принцип упорядоченности, способ существования содержания. Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы: - внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п. - внутренняя - способ организации содержания. Формы связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность формы - бюрократизм. В некоторой деятельности форменные правила очень важны (медицина и т.д.).

Необходимость - такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влечёт обязательно за собой наступление следствия.

Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий. Случайность также имеет причины.

Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка её изменения и развития, нереализованная действительность. Возможность и действительность - 2 этапа закономерного развития явлений природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные: - реальные - это, когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления - абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность.

Понятие «причинность» в буквальном смысле этого термина означает активное действие, вызывающие изменение, порождение новых явлений и свойств у объекта, не который направлено действие.

В понятии «следствие» фиксируются результаты причинения, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

Пространство и время как формы существования материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.

Пространство - это отношения взаимоположения объектов, сосуществующих в некоторый момент времени (при измерении пространственных размеров, обратим внимание, измеряемый объект совмещается с эталоном);

Время - это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства (сравнение временных параметров разноместных событий, обратим внимание, требует синхронизации часов, что связано с комплексом не столь уж тривиальных допущений и процедур).

Пространство и время определены, отметим, через противопоставление, соотнесение с противоположным: момент времени, фигурирующий в определении пространства, не обладает длительностью, будучи отрицанием времени; точка пространства, фигурирующая в определении времени, не обладает протяженностью, будучи отрицанием пространства.

Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

Современное понимание пространства и времени сложилось в итоге длительного исторического процесса познания, содержанием которого, в частности, была борьба С- и Р-подходов к пониманию их сущности.

Первая из концепций рассматривает пространство и время как самостоятельно (вне и независимо от материи), предметно существующие, вторая - как не обладающие самостоятельным бытием вне движения материальных объектов, как специфические отношения вещей, явлений, процессов.

Связь пространства - времени с движущейся материей предполагает особые формы пространства и времени в разных сферах материального мира – неживой природе, живой природе и обществе.

В неживой природе существуют особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире. В макромире пространство-время характеризуется евклидовой геометрией. В мегамире существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. В самом начале расширения, когда плотность вещества была огромной, наша Метагалактика была подобна микрообъекту и характеризовалась теми пространственно-временными структурами, которые присущи глубинам микромира.

Живая природа также характеризуется своей специфической пространственно-временной организацией. В живой природе возникает особое, биологическое пространство-время. Особенностью пространственной характеристики живых систем выступает асимметрия «правого» и «левого», которая проявляется не только на молекулярном уровне, но и на уровне организмов, выражаясь в их строении, динамике.

Возникновение общества сопровождалось формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур –социального пространства и социального времени. Они характеризуют социальное бытие, выступают формами существования социальной материи. Поскольку социальное бытие – это деятельность людей и общественные отношения между ними, то качественное своеобразие социального пространства и социального времени и определяется этими моментами.

В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Диалектический метод в философии встречался и до Гегеля. Первоначально термин "диалектика" означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Kaнта и т. д. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета - это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качества того или иного предмета, т. е. свойство - это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее понимание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера - это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера - это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называется границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться - уменьшаться или увеличиваться - в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, "степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее кaпeльнo-жидкoe состояние, но затем при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар, а с другой - в лед". (Гегель. Соч. Т. 1. С. 186).

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определенное качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной формы к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения в результате скачка. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок - это единство бытия и небытия, означающее, что старого количества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно прежнее качество еще есть, а новое - уже есть. Скачок - это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода из одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Второй закон диалектики - закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями тождество, различие, противоположности, противоречия. философский субъект культура сознание

Тождество - категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие - это категория, выражающая отношения неравенства, объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности - это категория, выражающая взаимоотношения таких сторон объектов или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и вэаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них в качестве своей противоположности имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений, как магнетизм и электричество. "Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного и южный не может быть без северного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом - южный. Точно так же и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида" (Гегель. Соч. Т. 1. С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно потому, что стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взaимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и тайного взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями .

Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. Вначале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенный и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые коренным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями и одновременно взаимно предполагают, обуславливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, который разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы развития самого предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис ), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис ) и, наконец, отрицания отрицания, снятие противоположностей (синтез ). Эту существенную сторону действия закона отрицания отрицания Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс отрицания отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей как противопoлoжнocтeй является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, оно уже в десятикратном и более размере произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность к этой "триаде". Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, взаимопроникновение к "исходному состоянию, "якобы к старому", но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат "якобы к старому" и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином "снятие". Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Кроме диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительности: как восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

11. Система и метод философии Гегеля. Основные законы диалектики.

Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ) утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Система философии Гегеля состоит из трех основных частей.

В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает "мировой дух" ("абсолют") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Во второй части системы - в "Философии природы" изложено учение о природе. Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от "абсолютной идеи".

Третья часть его системы - Гегелевская теория общественной жизни - "Философия духа". Здесь "абсолютная идея" становится по Гегелю "абсолютным духом".

Философская система делится Гегелем на три части:

  • философия природы

    философия духа

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом».

Гегель берет за первооснову всех явлений природы и общества "Абсолют"("мировой дух"), который существует до остального мира, природы и общества. Творческой силой Гегель признает лишь мысль ,дух ,идеальное.

"Абсолют" – безличное духовное начало, которое Гегель называет то "мировым разумом", то "мировым духом", то "абсолютной идеей".

Только "абсолютная идея" представляет собой настоящую действительность, а реальный мир - природа и общество - есть лишь отражение "идеи", результат ее развития.

В основе всего существующего лежит "Абсолютный Дух", который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания самого себя.

Для самопознания ему необходимо проявление (Самораскрытие).

Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - это природа; самораскрытие во времени - история. "Абсолют" творит мир, затем человека, а затем через человека осуществляется цель этого творения. Посредством познания мы знаем больше о природе и о самих себе.

Учение Гегеля об "абсолютной идее". "Абсолютная идея" - это:

    единственно существующая подлинная реальность;

    первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

    "мировой дух", обладающий самосознанием и способностью творить.

    "абсолютная идея" ("мировой дух", "мировой разум") - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира.

Деятельность "абсолютной идеи" заключается в мышлении, цель - в самопознании.

Следующим ключевым понятием философии Гегеля является "отчуждение".

"Абсолютный дух", о котором нельзя сказать ничего определенного, "отчуждает" себя в виде:

    окружающего мира;

  • человека;

    а затем, после "отчуждения" через мышление и деятельность человека (закономерный ход истории) возвращается снова к самому себе, то есть происходит круговорот "Абсолютного духа" по схеме:

"Мировой (Абсолютный) дух" - "отчуждение" - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение "Абсолютного духа" к самому себе.

Процесс самопознания "абсолютной идеи" включает три этапа:

    Пребывание "абсолютной идеи" в самой себе, в стихии "чистого мышления". Л огика - наука, в которой "абсолютная идея" находится сама в себе и через законы диалектики раскрывает свое содержание. Логика как наука о себе и для себя.

    Развитие природы как иного бытия "абсолютной идеи". Природа («окаменевший дух») представляет собой внешнюю реальность "абсолютной идеи", ее проявление. Философия природы - наука об ином бытии ("отчуждении") "абсолютной идеи".

    Развитие общества и человеческого сознания (духа). Философия духа – учение об "абсолютной идее", возвращающейся в самое себя("абсолютный дух") из своего инобытия. Снятие природного проявления («окаменевшего духа») "отчуждении" "абсолютной идеи", возвращение "идеи" к самой себе. Познание "мировым духом" самого себя через достижение "абсолютной истины". Когда "абсолютная идея" становится "абсолютным духом" восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается. На этой ступени "абсолютная идея" проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя. Дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, повторение пройденного пути. Познание всего означало конец истории, т.к. история – путь от незнания к абсолютному знанию.

Метод философии Гегеля – диалектика .

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие.

Диалектика рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона диалектики.

Основные законы диалектики :

    ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи отличаются друг от друга. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Все вещи взаимосвязаны узловыми линиями, или цепью перехода от одной меры к другой.

    ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, побудительную силу всякого самодвижения. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности». Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. Даже самый простой вид движения - перемещение тела в пространстве - представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся противоречие. Что то движется не только потому, что оно теперь здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь и не здесь, т.е. и находится и не находится в данной точке траектории.

    ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.

Все эта конструкция называется триадой.

Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму – оптимистическая философия.

Диалектика - очень многозначное слово, существующее в философии с незапамятных времен. В свое время Гегель емкой фразой охарактеризовал возникновение и значение этого философского метода: «Если Фалес был творцом философии природы, Сократ - моральной философии, то Платон создал третью философию - диалектики». В философии законы диалектики понимаются как учение о наиболее общих связях, основных принципах и становлении бытия, а также о развитии познания. Таким образом, диалектика является одновременно и философской теорией, и методом познания.

Законы диалектики или их элементы в упрощенном виде появляются у многих древних философов, описывающих мир или космос как внутренне противоречивый процесс. Для древнегреческой гносеологии характерен такой термин, как «софия» - диалектическое постижение. Элементы диалектики мы наблюдаем и на Востоке, особенно в философских системах даосизма и буддизма (например, в учении о том, что не всякое понятие тождественно самому себе, или в парадоксальных рассуждениях о том, что «слабость велика, а сила ничтожна»). Диалектическим является учение Гераклита о Логосе - это и война, и мир, голод и насыщение, вода и огонь, а каждое рождение - это смерть предыдущего. У Сократа диалектично умение вести диалог, которое он называет маевтикой - «искусством повивальной бабки». Диалектическим можно назвать утверждение Платона о том, что идея одновременно есть и не есть вещь. Таких примеров можно найти множество как в философии Средневековья, так и

Однако у Гегеля законы диалектики окончательно формулируются как постулаты взаимоотношения бытия и мышления, вернее господства мышления над бытием. В своих наиболее фундаментальных трудах - «Наука логики», «Философия природы» и «Феноменология духа» он, опровергая тезис Канта о том, что материя не выводится из сознания, а сознание из материи, фактически заявил, что и материя, и сознание развивается по одним законам - диалектической логики. Изначально существовала тождественность бытия и мышления (esse), но в этой тождественности таились противоречия субъекта и объекта. Познавая себя, это единство отчуждает свои объективные качества и создает инобытие (материю, природу). Но поскольку сущностью этого инобытия является мышление, то и материальный мир логичен, а его смыслом является развитие высшей ступенью которой является Абсолютный Дух.

Законы фактически являются законами мышления как высшей Мышление способно обнаружить в предмете собственное содержание, которым является понятие - суть предмета. Только может постичь то, что разумное, божественное, действительное и необходимое совпадают по сути, а не по внешним проявлениям. на это неспособна, потому что она ограничена законами мышления, диалектическая же постигает законы развития.

Законы диалектики, сформулированные Гегелем, прежде всего, относятся к понятиям. Первый закон говорит о том, что понятия развиваются от простых к сложным, от конкретных к абстрактным и, наоборот, они перетекают одно в другое. Создание новых понятий происходит через качественные изменения, прыжок, «прерывание непрерывности». Второй закон утверждает, что каждое понятие является единством тождества и различия - ведь в основе любого из них лежат противоположности, которые приводят к движению и развитию. И, наконец, третий закон - отрицания отрицания - описывает схему развития понятий. Всякое новое понятие отрицает предыдущее, в то же время что-то от него берет, а последующее возвращается к первому, но уже на ином уровне.

Гегель разработал также категории, принципы и законы диалектики. Единичное, особенное и общее являются основными категориями развития понятий и представляют собой триаду. Сама схема Гегеля о развитии бытия и мышления, природного, духовного и исторического мира тоже является триадой. Если изначальное, единое бытие-мышление он характеризует как «абстрактное бытие», то создание природы философ называет «содержательным бытием», а появление человека, и возникновение познания - «сознательным бытием». Таким образом, его диалектика - это «наука об идее в себе и для себя сущей».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) -профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных ф-ф своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классич.идеализма (идеализм –направление в ф-ии, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а природа, бытие, материя вторично).

К его важным философским трудам относятся:

"Феноменология духа"; "Наука логики";

"Философия права".

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окр.мира. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания) . Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие – противопол-ть. Противоположности вз/д-ют, т.е. борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

Сущ-т определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис - его противопо­ложность; в рез-те вз/д 2-х противоположных тезисов по­лучается синтез - новое утверждение, к-е становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов обр-ся те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с к-го начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (т.е. то, что сущ-т). Его антитезис - "небытие " ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", к-й

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно проти­воречия явл-ся движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.