Материя - это объективная или субъективная реальность? Что такое материя в науке.

Что такое "Материя"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Материя МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла; 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории «М.» осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анак-симандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало - arche, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы М. как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. sub - под и stratum - слой) - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений): у Фалеса вода (»Все есть вода, и мир полон богов»), у Анак-симандра «апейрон» (буквально «бесконечное»), у Анаксимена воздух. Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень философствования. Так, позиции Фалеса и Анакси-мена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух - это субстанции, в первую очередь, близкие человеку в его повседневном опыте и широко распространенные в мире природы, хотя каждая из этих первосубстанций может в некотором смысле претендовать на статус метафизической сущности, исходного и определяющего все принципа бытия. В то же время попытка теоретического построения мира на подобной субстратной основе встретила серьезные трудности, поэтому Анаксимандр предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало способное выступить строительным материалом для мысленного проектирования Вселенной. Этим понятием Анаксимандр уводил мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато потенциальной была ближе к философской категории. В результате ионийские философы расширили контекст мифологического понимания за счет включения в него безличных и концептуальных объяснений, базирующихся на наблюдениях за природными явлениями. Таким образом, учение о стихиях явилось первой натурфилософской стратегией определения первоначала (arche) мира, которое представлялось недифференцированным и неструктурированным. В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм как учение об особенном строении М. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлению Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов - единой субстанции, где число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристиками - величиной, формой, весом и пространственным расположением в пустоте. Позднее его учение развивалось Эпикуром и Лукрецием. Атомистическая версия строения материального мира развивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания М. усматривается: во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов. Так, органическая химия выявила четыре органогенных элемента - (С) углерод, Н (водород), О (кислород) и N (азот), выступившие аналогами четырех «корней» Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля); во-вторых, в вещном подходе, несмотря на его нефилософский характер, видели большое мировоззренческое и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей. Второй этап становления категории М. связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о М., она его лишь несколько углубила, ибо М., равную субстанции наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств - массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовеще-ства (»начало», «элементы»: «корпускулы», «атомы» и т.п.). В этот период было выработано представление о М., которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие М. обнаруживается в работах у Галилея и в «Математических началах натуральной философии» Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел - масса - становится определяющим признаком М. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М.В. Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения М. как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь, Д.И. Менделеев в «Основах химии» выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тожественное категории М.: «Вещество или М. есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то - из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы». Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-первых, М. интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется прежде всего «сама по себе» вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие М. обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания. Вместе с тем и новоевропейская цивилизация была насыщена разнообразными взглядами, которые пытались преодолеть телесность как определяющий признак М. В результате это приводило к выходу за границы традиционного понимания М., в том случае, когда, например, Локк или Гольбах определяли М. на основе фиксации отношения субъекта и объекта. Подготовительным этапом новой трактовки категории М. может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для метатеоретического обеспечения дисциплинарного естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл; трактуют М. уже как философскую абстракцию; определяют статус М. в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М. как о том, «что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения» (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе, как только через отношение М. к сознанию: понятие М. «не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им». В рамках современной философии проблема М. уходит на второй план; многие философы и, особенно, естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание М. как субстратной первоосновы вещей, т.е. вещества. Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ).

1. Материя

1.2 Современная наука о строении материи. Материальное единство мира

1.3 Движение как способ бытия материи

1.4 Пространство и время – формы существования материи

Список использованных источников


1.1 Формирование философского понимания материи

Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Материя - возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую и т.д., т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Итак, каждая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития.

Материалистическое учение о мире постоянно усложнялось. Наивные материалисты древней философии рассматривали материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, апейрон, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Парменидовское бытие Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций уменьшили до атомов, считая их неделимыми. Достижение атомистов состоит в обнаружении элементарного. В последующем утверждалось, что атом в химии, ген в биологии, материальная точка в механике выступают как элементарное. Атомистическая концепция позволила объяснить множество природных процессов. На ее основе возникли закон всемирного тяготения, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система химических элементов.

Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Таким образом, развивалось представление о качественном разнообразии материи. Гольбах полагал, что «материя... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства»39. Ж.-Ж. Руссо материей называл все, что человек сознает вне себя и что действует на его чувства. Таким образом, было положено начало гносеологическому этапу в понимании материи, пришедшему на смену наглядно-чувственным представлениям и этапу, где материя отождествлялась с атомами.

И. Кант в «Метафизических началах естествознания» писал: «...материя есть любой предмет внешних чувств». У Гегеля материя - результат деятельности «абсолютной идеи», на определенной стадии своего развития порождающей свое инобытие в виде материальных вещей. Материя долгое время отождествлялась с веществом. Материи приписывались свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: вес, неизменная механическая масса и др.

Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. Энгельс, таким образом, материю отождествлял с веществом. Это не отвечало всем выдающимся открытиям естествознания того времени. Ведь уже тогда появилось понятие электромагнитного поля, существовала волновая теория света. Они указывали на то, что материальное не сводимо к веществу, к телам природы. Мысль же о том, что атомы не есть нечто мельчайшее, оригинальна.

Г.В. Плеханов в статье «Трусливый идеализм» определял материю как то, что «непосредственно или опосредованно действует или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства». Мысль об опосредованной возможности действовать на человеческие чувства оказалась плодотворной: наука XX в. продемонстрировала, что имеется слой реальности непосредственно ненаблюдаемых объектов (например, кварки, глюоны, суперструктуры и т.д.).

Открытия в физике на рубеже XIX - XX вв. (предсказание электрона и его экспериментальное изучение, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей, кванта действия, появление специальной теории относительности) означали установление: делимости атомов, их изменчивости; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени; существования отличительной от вещества формы материи. Выяснилось, что новые факты находятся в противоречии с механистической картиной мира.

На основании анализа кризиса в философском осмыслении новых открытий и достижений в физике В.И. Ленин дал свое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая... отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Конечно, источником формирования понятия «материя» следует считать не только ощущения, а познание как единство чувственного и рационального, мировоззрение человека в целом. Ведь большая часть размерностей универсума бесконечно мала или бесконечно велика и мы не можем их ощутить, также не можем в макромире «почувствовать» волновые свойства микрообъектов. Единственным свойством материи, по Ленину, признается быть объективной реальностью. Понятие объективной реальности в марксизме-ленинизме является абстрактно-всеобщим. Оно бесконечно обогащается, усложняется и наполняется конкретным содержанием, отражая бесконечное многообразие способов объективно-реального существования. Вместе с тем, высказывается также субъективистский взгляд на материю. Например, А Ф. Лосев призывал понять материю личностно, с точки зрения ее аксиологического значения.

Впервые вопрос о бесконечности материи был поставлен Анаксагором (ок. 500 - 428 до н. э.). Он полагал, что как бы ни была мала первооснова всех природных явлений - гомеомерия, она содержит в себе все многообразие материального мира. Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В.И. Ленин писал о неисчерпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеологическая неисчерпаемость предполагает бесконечное углубление знаний о мире в делом и его фрагментах. Бесконечность и вечность материи в целом предполагает конечность в пространстве и преходящесть во времени отдельных материальных вещей и состояний. В этом процессе отрицания фрагментов универсума мир меняет свои формы, сама же смена форм бесконечна, вечна.

Комментируя ленинское определение понятия материи, Т.И. Ойзерман отмечает: «Понятие материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности, независимой от сознания и воли людей, принципиально неприменимо к категории материалистического понимания истории. Производительные силы и производственные отношения создаются людьми, их объективность носит субъект-объектный характер, т.е. они частью независимы, а частью зависимы от человеческой деятельности». Не только производительные силы и производственные отношения, а все социальные явления объективны и субъективны, материальны и духовны. Итак, ленинское понятие материи, по замыслу являясь абстрактно-всеобщим, тем не менее не охватывает всего многообразия форм ее существования. Это понятие материи в большей степени применимо к естественной природной реальности (последняя существует вне и независимо от сознания) и в меньшей к искусственной, созданной человеком из природной материи реальности, существующей вне сознания, но в зависимости от него как вещественная сила знания. Поскольку человек как единство природного и социального, телесного (материального) и духовного - часть сущего, постольку противопоставление объективной и субъективной реальности, материального и идеального относительно.

1.2 Современная наука о строении материи. Материальное единство мира

Философское представление о материи складывалось как способ видения целостного мира, включая и человека в нем. Конкретно-научные воззрения на материю усложнялись по мере развития, смены и синтезирования картин мира. В физике известны механическая, электродинамическая, квантово-релятивистская, квантово-полевая и вакуумная картины мира. Материя, исходя из представлений современной физической науки, это: вещество (совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя) в различных состояниях; элементарные частицы и кванты разного рода излучений; поля; физический вакуум, рождающий элементарные виртуальные (возможные) частицы (кванты энергии) и поглощающий их. Вещество и поля могут взаимно превращаться друг в друга.

Становлению конкретных представлений о материи, в том числе и об искусственной ее форме, способствовали также достижения в математике, молекулярной генетике, общей теории систем, кибернетике, химии, социологии, синергетике и других науках.

Объекты материи изменчивы, непрерывны, одновременно - относительно устойчивы, прерывны. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество).

Неживая природа подразделяется на микромир, макромир (газы, жидкости, твердые тела, геологические и другие системы, объекты в диапазоне от 10~8 до 1024 см) и мегамир (космические системы, Универсум).

Имеются основания полагать, что Вселенная развивалась из начального состояния хаоса в существующее ныне состояние космоса (упорядоченной сложности). Все, что существует в нашей непосредственно наблюдаемой Вселенной, по всей видимости, является продуктом процесса структуризации, взрыва, который начался 12–15 млрд. лет назад и привел к массовому рождению элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов вакуума. Современные астрофизики считают, что в космосе были и имеются громадные области, где материя находится в состоянии «фотонного» газа, где только зарождаются элементарные частицы.

Понятие материи в философии начало складываться в древности. Еще древнегреческим философом Демокритом было замечено, что при помощи сведений о происхождения одного вещества совершенно невозможно объяснить происхождение другого.

Материя в философии

Знания человека со временем совершенствовались, улучшались представления о строении тел. Учеными было установлено, что тела состоят из атомов, которые представляют собой нечто вроде очень маленьких «кирпичей». Дискретная карта мира существовала примерно до конца девятнадцатого века - тогда бытие представлялось как специфическое взаимодействие дискретных (мельчайших) частиц веществ.

Чуть позже были открыты совершенно новые сведения об атомах. Важно то, что они являются не простыми частицами (был открыт электрон), а очень сложены в своем строении. Также отметим, что появились новые сведения, давшие возможность иначе рассмотреть понятие поля. Напомним, что первоначально поле воспринималось как пространство, окружающее какой-либо объект. Это не противоречило знанию, что материя является веществом, так как поле воспринималось чем-то вроде атрибута вещества.

Позже было доказано, что это поле - это не только атрибут предмета, но еще и некая самостоятельная реальность. Совместно с веществом поле становится особым В этом ее виде континуальность, а не дискретность становится основным свойством.

Характерные черты материи:

Самоорганизация;

Наличие движения;

Способность к отражению;

Размещенность во времени и пространстве.

К элементам структуры материи традиционно относят:

Живую природу;

Общество;

Живую природу.

Любая материя проявляет способность к самоорганизации - то есть способна воспроизводить саму себя без участия каких-либо внешних сил. Флуктуация - это случайные отклонения и колебания, которые присущи материи. Данный термин употребляется для описания ее внутренних изменений. В результате подобного рода изменений материя со временем переходит в иное, совершенно новое состояние. Изменившись, она может погибнуть полностью либо закрепиться и продолжить существовать дальше.

Западное общество в большинстве своем склоняется к идеализму. Объяснить это можно тем, что материализм по традиции связан с вещественно-механическим пониманием материи. Данная проблема является разрешимой благодаря диалектическому материализму, концепция которого рассматривает материю в свете знаний естествознания, дает ей определение, устраняет необходимую связь с веществом.

Материя в философии - это нечто, что существует в многообразии конкретных систем, а также образований, числу которых нет предела. Конкретные формы материи не содержат первичной, неизменной и бесструктурной субстанции. Все материальные объекты обладают системной организацией, а также внутренней упорядоченностью. В первую очередь упорядоченность проявляется во взаимодействии элементов материи, а также в закономерности их движения. Благодаря этому, все эти элементы и образуют системы.

Пространство и время - это всеобщие формы бытия материи. Ее универсальные свойства проявляются в законах ее существования.

Проблема материи в философии

Ленин дал определение материи, исходя из ее соотношения с сознанием. Он воспринимал материю как категорию, которая существует в отношениях, ощущения отображает, но при всем этом существует совершенно независимо от них.

Материя в философии довольно-таки необычно рассматривается в В данном случае понятие о ней не сильно связывают с вопросами о ее структуре и строении.

В присутствуют два суждения, которые перечат основной концепции материи философии:

Не все проявления материи даны в ощущениях;

Материю можно определить через сознание, причем решающую роль в этом соотношении будет играть именно сознание.

В защиту диалектического материализма:

В ощущениях материя дается не только непосредственно, но и опосредованно. Человек не может воспринимать ее полностью, так как ограничен в своей чувствительной способности;

Материя в философии бесконечна и является самодостаточной. В силу этого она не нуждается в самосознании.

Понятие материи как некой в диалектическом материализме характеризует ее единственной субстанцией, которая имеет множество свойств, своих законов строения, развития, движения, а также функционирования.

Ю. И. Кулаков. Проблема основ бытия и мир высшей реальности.

2. Что же такое материя?

Итак, что же такое материя?

В домарксовском материализме материя часто понима­лась как некоторая субстанция, из которой "вылеплены" все вещи. Например, многие материалисты XVIII-XIX веков-философы и естествоиспытатели, определяли ма­терию как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но с открытием радиоактивно­сти (1896) и электрона (1897) стало ясно, что атом не является вечным и неделимым и поэтому не может играть роль субстрата (носителя) фундаментальных свойств первосубстанции.

Всё это потребовало переосмысления по­нятия материи. Материализму угрожал серьёзный кризис. Стремясь вывести материализм из этого кризиса, Ленин решил дать новое определение материи, не связанное с признанием существования достаточно наглядной первосубстанции.

Он понял, что бессмысленно определять материю через перечисление её известных видов и форм или рассматри­вать некоторые её виды в качестве последних "кирпичи­ков" мироздания. Ведь для этого надо предположить, что такие "первокирпичики" вечны, неизменны и не состав­лены из других более мелких объектов. Но где гарантия того, что наука не пойдёт дальше и не докажет, что и электрон в свою очередь состоит из частей? В ответ на подобные сомнения и возник известный ленинский афо­ризм:-"Электрон так же неисчерпаем, как и атом",-ко­торый явился ни чем иным как отказом от субстанциаль­ной модели материи. А что же было предложено взамен?

Оставалось определить материю только одним спосо­бом - сформулировать такой предельно общий признак, который годился бы для описания любых форм материи, независимо от того, открыты и познаны они уже или ещё не открыты. Другими словами, сформулировать такой признак материи, который не зависел бы от будущих на­учных открытий, то есть представлял бы собой утвержде­ние, которое нельзя было бы ни подтвердить, ни опровер­гнуть ни с помощью опыта, ни с помощью логического анализа. Такой общий признак был найден: "Материей называется всё то, что является объективной реальностью и существует независимо от нашего сознания" .

Но под такое определение материи с успехом может подойти и закон Ньютона, и понятия пространства и вре­мени, и даже абсолютная идея Гегеля,-все они в рамках соответствующих парадигм объективно существуют и не зависят от нашего сознания.

Что же касается другого ленинского определения мате­рии: "Материя есть философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независи­мо от них", то здесь необходимо сделать некоторое уточ­нение: О чём идёт речь? Если об абстрактной категории, то она, естественно не может действовать на наши органы чувств, а если о конкретных материальных объектах, то причём здесь абстрактная категория материи? (На наши органы чувств действует конкретный стол, а не абстракт­ная категория стола).

Таким образом, закрывая глаза на некоторые несурази­цы, можно сделать материалистическую модель неопро­вержимой, заранее объявляя любое естественно-научное открытие новой формой проявления материи. Но нужно ли это?

Короче говоря, нужно честно признать, что материи как универсального начала вещей, строго говоря, пока нет; есть лишь материальные объекты, действующие на наши органы чувств, и существующие независимо от нашего сознания. Нужно признать далее, что физика XX века уже давно требует радикального пересмотра понятия материи. После такого пересмотра от содержательного ранее поня­тия остаётся лишь пустая и высохшая оболочка, а родив­шаяся при этом бабочка-Мир Высшей реальности благо­получно приобретёт новое существование, но уже совсем в ином качестве. И нам лишь остаётся удивляться прозор­ливости слов Владимира Соловьёва, высказанных им в 1899 году в предисловии в книге Ф. Ланге "История мате­риализма и критика его значения в настоящем" (т. I, Киев -Харьков, 1899, С.IV): "Материализм как низшая эле­ментарная ступень философии имеет всегдашнее значе­ние, но как самообман ума, принимающего эту низшую ступень за всю лестницу. Материализм естественно исчезает при повышении философских требований,-хотя, конечно, до конца истории будут находиться умы элемен­тарные, для которых догматическая метафизика останется самою собственной философией. По природе для ума че­ловеческого привлекательна только истина. От древности и до наших дней начинающие философствовать умы пле­няются заключённой в материализме истиной-мыслью о единой основе всякого бытия, связывающей все вещи и явления так сказать снизу-в тёмной, бессознательной, "стихийной" области. Но материализм не останавливает­ся на признании этой истины, а также не ставит её логи­ческое развитие как свою дальнейшую задачу; вместо этого он сразу, априори признаёт материальную основу бытия саму по себе за всецелое, то есть допускает как самоочевидную истину, что всё существующее не только связано общей материальной основой (в чём он прав), но ещё и то, что всё в мире только ею только снизу и может объединяться, а все прочие начала и стороны всемирного единства суть только произвольные фикции. А затем, уп­ростив таким образом общую задачу миропонимания, ма­териализм естественно обнаруживает тенденцию упро­стить до крайности и самое содержание в представлении о единой основе бытия. С теоретической стороны всё сво­дится окончательно к совокупности простейших телец - атомов, с практической - к действию простейших мате­риальных инстинктов и побуждений. Ясно, что этим могут удовлетвориться лишь простейшие умы".

Итак, понятие материи в конце концов оказалось мало­эффективным. Оно сыграло свою положительную роль при построении классической физики, но наступил мо­мент, когда представление о материи становится серьёз­ным тормозом на пути познания природы.

(лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данноепонятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитиекатегории "М." осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональноеединство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, - arche, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы М. как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. sub - под и stratum - слой) - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений): у Фалеса вода ("Все есть вода, и мир полон богов"), у Анаксимандра "апейрон" (буквально "бесконечное"), у Анаксимена воздух. Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень философствования. Так, позиции Фалеса и Анаксимена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух - это субстанции, в первую очередь, близкие человеку в его повседневном опыте и широко распространенные в мире природы, хотя каждая из этих первосубстанций может в некотором смысле претендовать на статус метафизической сущности, исходного и определяющего все принципа бытия. В то же время попытка теоретического построения мира на подобной субстратной основе встретила серьезные трудности, поэтому Анаксимандр предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало, способное выступить строительным материалом для мысленного проектирования Вселенной. Этим понятием Анаксимандр уводил мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато потенциально была ближе к философской категории. В результате ионийские философы расширили контекст мифологического понимания за счет включения в него безличных и концептуальных объяснений, базирующихся на наблюдениях за природными явлениями. Таким образом, учение о стихиях явилось первой натурфилософской стратегией определения первоначала (arche) мира, которое представлялось недифференцированным и неструктурированным. В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм, как учение об особенном строении М. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлению Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов - единой субстанции, где число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристиками - величиной, формой, весом и пространственным расположением в пустоте. Позднее его учение развивалось Эпикуром и Лукрецием. Атомистическая версия строения материального мира развивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания М. усматривается: во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов. Так, органическая химия выявила четыре органогенных элемента - (С) углерод, H (водород), О (кислород) и N (азот), выступившие аналогами четырех "корней" Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля); во-вторых, в вещном подходе, несмотря на его нефилософский характер, видели большое мировоззренческое и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей. Второй этап становления категории М. связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о М., она его лишь несколько углубила, ибо М., равную субстанции, наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств - массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества ("начало", "элементы", "корпускулы", "атомы" и т.п.). В этот период было выработано представление о М., которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие М. обнаруживается в работах у Галилея и в "Математических началах натуральной философии" Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел - масса - становится определяющим признаком М. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М.В. Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения М. как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь Д.И. Менделеев в "Основах химии" выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тождественное категории М.: "Вещество, или М., есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то - из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы". Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-первых, М. интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется прежде всего "сама по себе" вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие М. обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания. Вместе с тем и новоевропейская цивилизация была насыщена разнообразными взглядами, которые пытались преодолеть телесность как определяющий признак М. В результате это приводило к выходу за границы традиционного понимания М., в том случае, когда, например, Локк или Гольбах определяли М. на основе фиксации отношения субъекта и объекта. Подготовительным этапом новой трактовки категории М. может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для метатеоретического обеспечения дисциплинарного естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл; трактуют М. уже как философскую абстракцию; определяют статус М. в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М. как о том, "что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения" (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе как только через отношение М. к сознанию: понятие М. "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им". В рамках современной философии проблема М. уходит на второй план; лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание М. как субстратной первоосновы вещей, т.е. вещества. Предпринимались попытки осмыслить М. в границах диалектико-материалистического анализа практик означивания (статья Кристевой ", смысл, диалектика") как то, что "не есть смысл", то, "что есть без него, вне его и вопреки ему". При этом данная радикальная гетерогенность (материя/смысл) определялась одновременно в качестве "поля противоречия". Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологии (см. Онтология).

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Материальныйпредмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, "этот" стол, который, как предполагается, все...

Философский словарь

В самом общем виде это "бытие, которое само не понимает бытия" (Й.Ратцингер). У Аристотеля: то, что способно обретать форму, возможность бытия. У Плотина: предел распада всякого бытия, его полного "распыления" до состояния, не поддающегося никакому положительному описанию или...

Философский словарь