Базис экономический. Понятие производительных сил и производительных отношений

Это основные понятия исторического материализма, марксистского понимания общества. Великая историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей совокупности общественных отношений, образующих данное общество, выделили отношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические общественные отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.

Основная идея исторического материализма, пишет Ленин, "состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми".

Классическую формулировку базиса и надстройки и их взаимоотношений Маркс дал в знаменитом предисловии к книге "К критике политической экономии" (1859). Маркс писал в этом предисловии: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания".

Таким образом, под экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под надстройкой Маркс понимает прежде всего государство и право, а также такие формы общественного сознания, как мораль, религия, философия, искусство, политическую и правовую формы сознания.

Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления – значит ставить их на голову, извращать их действительную связь.

Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада человекоподобных предков наших в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей.

Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства – экономические или производственные отношения – складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил.

Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения.

Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки.

Переворот в экономическом строе (то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке. Характеризуя этот процесс, Маркс пишет в указанном выше предисловии к "К критике политической экономии":

Общественная надстройка потому называется "надстройкой", что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определенная надстройка имеет свой базис. Каков базис – такова и надстройка данного общества. Как и базис, она также имеет исторический характер.

Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определенная, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, господство в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов.

В социалистическом обществе его экономическому базису соответствует социалистическая надстройка, то есть социалистическое государство, социалистическое право, социалистические, политические, правовые, нравственные, философские и художественные взгляды, господство социалистической идеологии в целом.

Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер.

В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм. Так, напр., в капиталистическом обществе его базис основан на эксплуатации пролетариата буржуазией, на антагонизме этих двух классов.

В области идеологической надстройки капиталистического общества это получает отражение в существовании наряду с господствующей в этом обществе буржуазной идеологией социалистической идеологии рабочего класса; она, в качестве теории научного коммунизма, создается идеологами пролетариата, но вместе с тем она является выражением антагонизма капиталистического общества, антагонизма, коренящегося в его способе производства, в капиталистических производственных отношениях."

Процесс возникновения и развития общественных идей – сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создает. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди.

Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т.е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют традиции прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность.

Лишь в конечном счете философские, эстетические, моральные, религиозные и др. идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.

Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший ее базис и развитие общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис. Обратное воздействие надстройки имеет различный характер.

Прогрессивная надстройка способствует своему базису и данному обществу оформиться, укрепиться, развиться. Реакционная надстройка охраняет незыблемость своего реакционного базиса, тормозит развитие производительных сил. В известные исторические периоды наблюдаются и такие факты, что данная надстройка еще способствует развитию общества в одном отношении, одних его сторон и тормозит развитие других его элементов, сторон, процессов. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, пишет: "Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода.

Она может действовать в том же направлении, – тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития, – тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях.

Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве".

То, что здесь сказано о роли государства, это можно сказать о роли надстройки в целом, поскольку речь идет о предшествующих социалистическому обществу формациях.

Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка – это мощное орудие буржуазии в классовой борьбе против классов угнетенных.

Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений.

Условия возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки своеобразны, специфичны, как специфично возникновение социалистического общества по сравнению с капитализмом. Экономический базис социализма не возникает и не может возникнуть в недрах капитализма.

Необходимыми условиями возникновения социалистического базиса являются:

1) современные производительные силы и конфликт их с капиталистическими производственными отношениями;

2) социалистическая революция и диктатура пролетариата.

Социалистическая надстройка в виде пролетарского государства и права, марксистско-ленинских социалистических идей помогает оформиться и укрепиться своему социалистическому базису. Социалистическая надстройка защищает свой базис, всемерно содействует его всестороннему развитию.

Несмотря на некоторую специфичность возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки, обусловленность последней первым сохраняется и здесь. Рабочий класс, носитель социалистических производственных отношений, есть результат экономики капитализма.

Его идеи, взгляды, мировоззрение возникают как выражение его положения в капиталистическом обществе и в результате конфликта в капиталистическом способе производства. Без рабочего класса не могла возникнуть социалистическая революция и диктатура пролетариата.

Социалистическая надстройка в условиях социализма отражает социалистический базис, им обусловлена. Развитие социалистической экономики, ее изменение и здесь вызывают соответствующее изменение в надстройке.


Базис и надстройка . - «Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка - это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения». В марксистской науке об обществе вопрос о базисе и надстройке имеет огромное значение. Правильное понимание того, что составляет базис общества и что является его надстройкой, каково взаимоотношение базиса и надстройки, какова их связь с производством, с производительными силами позволяет вскрывать объективную закономерность развития общества и преодолевать субъективизм в подходе к истории общества.

Под базисом марксизм понимает совокупность производственных отношений людей. Производственные же отношения, тот или иной тип производственных отношений, характеризуются формой собственности. Состояние производственных отношений покапывает, в чьих руках находятся (см.)- в распоряжении всего общества или же отдельных лиц, групп, классов, использующих эти средства производства для эксплуатации других лиц, групп, классов. В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс указывал, что «совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Базис нельзя отождествлять с производством, а также отрывать от производства. Смешение базиса с производством может привести к неправильному выводу о том, что надстройка определяется непосредственно производством, в то время как в действительности она определяется им через посредство экономического базиса.

Отрыв базиса от производства ведёт к идеализму, создаёт неправильное представление о независимости производственных отношений от производительных сил. Марксизм-ленинизм учит, что способ производства представляет собой неразрывное единство производительных сил и производственных отношений. Базис не есть нечто неизменное. Марксизм учит, что базис исторически изменяется, являясь экономическим строем общества на данном этапе его развития. Например, базис социалистического общества коренным образом отличается от базиса капиталистического строя. Базис социалистического общества характеризуется господством общественной собственности на средства производства и отсутствием эксплуатации человека человеком. Капиталистический базис означает господство частнокапиталистической собственности на средства производства и эксплуатацию наёмного труда.

Если базис обслуживает общество экономически, то надстройка обслуживает общество политическими, юридическими, эстетическими и другими идеями и создаёт для общества соответствующие политические, юридические и другие учреждения. Одна из особенностей надстройки состоит в том, что она не связана непосредственно с производством, с производительными силами. Производительные силы непосредственно определяют базис общества. Надстройка же связана с производством лишь косвенно, через посредство экономики, через посредство базиса. Изменения в уровне развития производительных сил отражаются надстройкой не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений, происходящих в производстве, в изменениях в базисе. Это положение марксизма имеет большое значение в борьбе против всякого рода вульгаризаторов, которые выводят юридические, эстетические и прочие идеи непосредственно из производства и тем самым искажают действительные закономерности возникновения и развития надстройки, её роль и значение в жизни общества.

В своей работе И. В. Сталин глубоко раскрыл взаимоотношения надстройки и экономического базиса. Прежде всего надстройка находится в тесной зависимости от базиса. «Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка». История общества даёт много примеров того, как перестраивалась надстройка общества в связи с ликвидацией старого экономического базиса и возникновением нового базиса. Именно эта закономерная связь между надстройкой и базисом даёт возможность понять, почему в разные исторические эпохи существуют разные политические, юридические, эстетические и другие идеи. Надстройка существует сравнительно недолго, она есть продукт одной эпохи, в течение которой живёт и действует данный экономический базис. Находясь в зависимости от базиса, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновением данного базиса.

Вырастая на определённом экономическом базисе, надстройка не является, однако, как думают всякого рода вульгаризаторы, пассивной, а экономический базис отнюдь не представляет единственной активной силы в развитии общества. К вульгаризаторам, отрицавшим активную роль надстройки, принадлежали «экономисты» и меньшевики с их проповедью «теории стихийности», с их отрицанием необходимости диктатуры пролетариата для построения социализма. Вульгаризаторскую идею о пассивности надстройки сознательно используют и современные правые социалисты, проповедующие враждебную, .марксизму, теорию. мирного врастания капитализма в социализм без революционной борьбы, без свержения власти буржуазии. Марксизм-ленинизм разбил эти оппортунистические, контрреволюционные «теории», направленные на сохранение отживших свой век реакционных порядков. Марксизм требует учитывать огромную роль надстройки - государственного строя, права, политических, философских и других идей - в развитии и укреплении базиса, её породившего.

Иначе не может быть: надстройка для того и создаётся базисом, чтобы помогать ему оформиться и укрепиться. Надстройка в классовом обществе носит классовый характер, она не может безразлично относиться к своему базису, одинаково относиться ко всем классам, - иначе она не будет надстройкой. Оказывая серьёзное влияние на базис, надстройка ускоряет или, наоборот, замедляет развитие общества. Так, империалистическая буржуазия использует своё государство для борьбы с пролетарской революцией, задерживая прогрессивное развитие общества. Все средства политического и идеологического воздействия буржуазного государства пущены в ход, чтобы притупить политическое создание масс и сделать их орудием политики империализма.

Политическая надстройка, следовательно, здесь играет активную реакционную роль. Пролетариат, завоевав политическую власть и используя объективный закон обязательного соответствия производственных отношений характеру (см.), уничтожает буржуазную частную собственность, тормозящую развитие производительных сил, создаёт условия для перехода мелкого крестьянского хозяйства на рельсы коллективного, социалистического хозяйства. Взамен частной собственности устанавливается социалистическая общественная собственность на средства производства. Здесь мы имеем яркий пример активной революционной роли политической надстройки в развитии общества, его экономики и производительных сил.

При социализме роль надстройки становится особенно значительной. Объясняется это тем, что в отличие от капиталистического общества, где развитие хозяйства основано на стихийных законах, в советском социалистическом обществе народное хозяйство развивается по научно разработанным планам, отражающим объективные экономические законы социализма и находящимся в соответствии с ними. Никогда ещё в историй человечества государство не выполняло в такой мере хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, как это осуществляет Советское государство. Могучая воздействующая роль политики Коммунистической партии и Советского государства на развитие экономического базиса состоит в том, что эта политика основывается на учёте объективных экономических законов социализма, строится в соответствии с назревающими историческими потребностями.

Зная законы общественного развития, Коммунистическая партия заранее предвидит основные процессы экономического развития в будущем и соответственно намечает программу деятельности государства, мобилизуя для осуществления этой программы народные массы. Таким образом, рассматривая надстройку как зависящую от экономического базиса, марксизм вместе с тем со всей силой подчёркивает огромную активную роль надстройки в развитии экономического базиса. В настоящий период, когда советский народ под руководством Коммунистической партии осуществляет грандиозные задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму, важным условием успешного движения вперёд является дальнейшее укрепление Советского государства, воспитание трудящихся масс в духе коммунизма, советского патриотизма, укрепление всего идеологического фронта, борьба с пережитками капитализма в сознании людей.

Марксистско-ленинское учение о базисе и надстройке общества является действенным руководством в борьбе за уничтожение капиталистического строя и построение коммунизма. Если буржуазное государство, буржуазное право активно содействуют сохранению экономического базиса капитализма, экономического строя эксплуатации и. угнетения, то без уничтожения власти буржуазии, учит марксизм-ленинизм, невозможно и уничтожение капиталистического строя, невозможно социальное освобождение рабочего класса и всех трудящихся и, следовательно, невозможно строительство социализма. Только социалистическая революция, уничтожающая диктатуру буржуазии и устанавливающая диктатуру пролетариата, обеспечивает переход от капитализма к социализму, создаёт условия для построения социалистического, а затем и коммунистического общества - таков вывод, который вытекает из марксистско-ленинских положений о базисе и надстройке.

Реквизиты

В помощь изучающим марксистко-ленинскую философию

Исторический материализм считает, что основой общественной жизни людей являются условия материальной жизни общества, а главной двигательной силой общественного развития является способ производства материальных благ, как единство воплощения производительных сил и производственных отношений.

Способ производства материальных благ, или способ производства средств к жизни, определяет характер той или иной общественно-экономической формации. А общественно-экономическая формация есть конкретное воплощение базиса и надстройки при данном способе производства. Значит, базис и надстройка в совокупности дают общественно экономическую формацию, а характер базиса, через базис и надстройки, в конечном счете, определяется способом производства.

Из этого видно, что учение о базисе и надстройке относится к коренным вопросам исторического материализма.

В понятие экономический базис общества классики марксизма-ленинизма включают экономические отношения людей, как совокупность производственных отношений, т. е. отношения между людьми в процессе производства, распределения и обмена.

В. И. Ленин указывал, что К. Маркс и Ф. Энгельс, впервые выделив из всей совокупности общественных отношений экономические отношения - производственные отношения, как основные, первоначальные, определяющие все остальные общественные отношения между людьми, положили тем самым конец хаосу и произволу во взглядах на общество, открыли истинные законы его развития.

Товарищ Сталин в работе «О диалектическом и историческом материализме», характеризуя существо исторического материализма, приводит выдержку из «Предисловия «К критике политической экономии» Маркса, где Маркс гениально определяет понятие экономического базиса.

«В общественном производстве своей жизни, - пишет К. Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, стр. 322. Изд. 1948 г.).

Великий корифей марксистско-ленинской науки И. В. Сталин, конкретизируя и развивая учение Маркса, Энгельса, Ленина о базисе, в своей работе «Относительно марксизма в языкознании» дает глубокое и всестороннее определение. «Базис, - пишет товарищ Сталин, - есть экономический строй общества на данном этапе его развития». (Марксизм и вопросы языкознания, стр. 5).

Основой производственных отношений, а значит и основой экономического базиса, являются имущественные отношения или отношения собственности, и прежде всего, и главным образом, отношения людей к средствам производства. Товарищ Сталин говорит, что состояние производственных отношений отвечает на вопрос в чьем владении находятся средства производства - в распоряжении всего общества, или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, использующих их для эксплуатации других лиц, групп, классов.

Тот или иной тип производственных отношений определяет характер экономического базиса. История знает пять основных типов производственных отношений, а значит и пять базисов: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. А это значит, что базис выражает социальную структуру общества, социальные отношения данного общества.

В обществе, которое разделено на враждебные классы, где средства производства принадлежат отдельным лицам (а не всему обществу), где существует эксплуатация человека человеком,- в таком обществе социальные отношения, т. е. отношения между классами-эксплуататорами и эксплуатируемыми - это отношения враждебно непримиримые (антагонистические), отношения жестокой классовой борьбы, которая пронизывает всю общественную жизнь. Так было при рабовладельческом и феодальном базисе, так было и так есть при капиталистическом базисе.

Иначе обстоит дело с социальными отношениями в социалистическом обществе, в обществе, которое не имеет враждебных классов, где средства производства принадлежат всему обществу, где ликвидирована эксплуатация человека человеком - в таком обществе отношения между людьми выступают как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников (рабочих, крестьян и интеллигенции).

Производственные отношения людей, т. е. отношения, в которые люди вступают в процессе производства, составляют одну сторону производства. Другую сторону производства составляют производительные силы. Производственные отношения являются формой развития производительных сил. Развитие и изменение производительных сил влечет за собою развитие и изменение производственных отношений. Одна из особенностей производительных сил состоит в том, что они всегда находятся в состоянии движения и развития, а производственные отношения, будучи формой развития производительных сил, не могут долго отставать от их развития, ибо отставание производственных отношений от производительных сил означает конфликт между ними, нарушение единства производства, а это толкает к разрушению производства, к разрушению производительных сил.

Смена старого базиса новым происходит насильственным, революционным путем, т. е. путем уничтожения старых производственных отношений и заменой их новыми производственными отношениями.

Таким образом, социальная революция призвана разрешить противоречия, возникшие между производительными силами и производственными отношениями, в рамках которых развиваются производительные силы. Революции рабов разрушили рабовладельческие производственные отношения, которые стали тормозом для развития производительных сил. Революции крестьян разрушили феодальные производственные отношения. Пролетарская революция призвана разрушить буржуазные производственные отношения и привести в полное и постоянное соответствие производственные отношения с характером производительных сил.

Классическим примером разрешения задач пролетарской революции является Великая Октябрьская социалистическая революция в России, разрушившая буржуазные производственные отношения. Социалистическая революция, разрушив буржуазные производственные отношения, привела в полное и постоянное соответствие производственные отношения с производительными силами, т. е. установила социалистические производственные отношения.

Значит, социальная революция призвана ликвидировать старый базис и создать новый базис. Но разрушение старого базиса не означает разрушение производства вообще. Революция не разрушает производительные силы общества, а, наоборот, она для того и совершается, чтобы создать простор развитию производительных сил.

Поэтому базис имеет исторически преходящий характер.

Возникший новый базис порождает соответствующую ему надстройку. И. В. Сталин дает такое определение надстройки: «Надстройка-это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения». (Марксизм и вопросы языкознания, стр. 5).

Надстройка, будучи порождена базисом, развивается вместе с базисом и в соответствии с данным базисом; она ликвидируется вместе с ликвидацией данного базиса. Поэтому надстройка, так же как и базис, имеет исторически преходящий характер, она есть продукт одной эпохи, в течение которой живет и действует ее породивший базис.

«Всякий базис, - пишет И. В. Сталин,- имеет свою, соответствующую ему надстройку. Базис феодального строя имеет свою надстройку, свои политические, правовые и иные взгляды и соответствующие им учреждения, капиталистический базис имеет свою надстройку, социалистический - свою. Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка». (Марксизм и вопросы языкознания, стр. 5-6).

Надстройка выполняет служебную роль по отношению к базису. Она для того и порождается базисом, чтобы способствовать его победе в борьбе со старым базисом, способствовать победе нового прогрессивного класса над старым реакционным классом. Значит, надстройка по своей природе, по своему призванию, по выполняемой роли в классовом обществе есть явление классовое. Надстройка призвана защищать классовые интересы господствующего класса, обслуживать его классовые интересы.

Надстройка рабовладельческого базиса (государство, право, религия, мораль, искусство, философия) об служивала и защищала классовые интересы рабовладельцев, т. е. рабовладельческая надстройка стремилась утвердить, отстоять данный (рабовладельческий) тип производственных отношений, данный (рабовладельческий) базис. Надстройка феодального базиса обслуживала классовые интересы феодалов; буржуазная - капиталистов.

Современная буржуазная надстройка является такой реакционной силой, на которой держится прогнившая империалистическая система. Буржуазное государство, право направлены на то, чтобы подавлять революционное движение пролетариата и трудящихся масс, усмирять непокорных. Вся совокупность идеологической надстройки (религия, мораль, искусство, философия, буржуазные партии) выполняет роль духовной узды, является духовной дубинкой в руках буржуазии. Идеологические приказчики империализма, в том числе и правые социалисты, стремятся сохранить, отстоять изживший себя капиталистический базис. Вся современная буржуазная идеология призвана оправдывать фашистскую внутреннюю и внешнюю политику американо- английского империализма.

Социалистическая надстройка (советское государство, право, коммунистическая мораль, искусство, марксистско-ленинская философия - диалектический и исторический материализм) защищает интересы трудящихся, она помогает укрепляться социалистическому базису.

Социалистическая надстройка является активной действенной силой советского общества в деле осуществления постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Из сказанного явствует, что базис и надстройка находятся во взаимодействии между собою. Надстройка будучи вызвана к жизни базисом, затем сама превращается в активную силу, толкающую базис к победе над старым базисом, она становится ускорителем общественного развития.

«Надстройка,- пишет И. В. Сталин, - порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиса, к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы». (Марксизм и вопросы языкознания, стр. 7).

Базис и соответствующая ему надстройка в досоциалистических общественно-экономических формациях играли прогрессивную роль лишь до тех пор, пока они способствовали развитию производительных сил. Но как только базис становится тормозом развития производительных сил, так он, и ему соответствующая надстройка становятся реакционными общественными силами.

Далее требуется отметить еще такую особенность надстройки. Надстройка не связана непосредственно с производством, с производственной деятельностью людей. Надстройка связана с производственной деятельностью людей лишь косвенно, через базис, через производственные отношения. Она не связана с производством непосредственно потому, что безразлична и безотносительна к орудиям и средствам производства. «Поэтому надстройка отражает изменения в уровне развития производительных сил не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений в производстве в изменениях в базисе». (И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, стр. 11).

Значит, изменившийся уровень производительных сил вызывает к жизни новый базис, а затем новый базис вызывает к жизни ему соответствующую надстройку.

По мере развития производительных сил в недрах старого общественного строя складываются и вызревают элементы нового способа производства, складываются и вызревают элементы новых производственных отношений, т.е. складываются и вызревают элементы нового базиса, а соответственно с ним формируются новые политические, художественные, философские взгляды. Эти взгляды отражают назревшую историческую потребность победы нового базиса, но они не являются господствующими. Господствующими идеями являются идеи господствующего класса. И только после победы нового базиса новые идеи становятся господствующими.

Следует отметить еще большее: не только элементы нового типа производственных отношений, но и объективные предпосылки возможности победы новых производственных отношений (нового базиса) в условиях господства старого базиса порождают новые политические, художественные, философские взгляды, которые призваны способствовать развитию этих предпосылок, т. е. они призваны возможность превратить в действительность. Научная идеология пролетариата родилась в условиях безраздельного господства капиталистического способа производства (середина XIX века), когда не было еще социалистического базиса, но тогда уже исторически возникла потребность, как историческая необходимость, победы социалистического базиса. Новые общественные идеи пролетариата организуют, мобилизуют трудящиеся массы, сплачивают их в новую политическую армию для насильственной ликвидации капиталистического базиса.

«Новые общественные идеи и теории, - пишет И. В. Сталин, - потому собственно и возникают, что они необходимы для общества, что без их организующей, мобилизующей и преобразующей работы невозможно разрешение назревших задач развития материальной жизни общества. Возникнув на базе новых задач, поставленных развитием материальной жизни общества, новые общественные идеи и теории пробивают себе дорогу, становятся достоянием народных масс, мобилизуют их, организуют их против отживающих сил общества и облегчают, таким образом, свержение отживающих сил общества, тормозящих развитие материальной жизни общества». (Вопросы ленинизма, стр. 547).

До выхода в свет работы товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» в литературе по философии имели широкое хождение неправильные, упрощенческие теории о базисе и надстройке.

Экономический базис общества отождествлялся со способом производства средств к жизни. В надстройку же включали и язык, и все формы общественного сознания.

Упрощая и вульгаризируя понятие базиса и надстройки, упрощали и вульгаризировали понятие общественной жизни. Всю совокупность общественных явлений сводили к базису и надстройке.

Товарищ Сталин показал, что общественная жизнь богаче и многограннее, чем только базис и надстройка, что нельзя все богатство общественных явлений искусственно подгонять или к базису или к надстройке.

Наиболее существенными и наиболее типичными общественными явлениями, которые характеризуют общественную жизнь, будут: способ производства, экономический базис, надстройка, язык, наука.

Способ производства, экономический базис и надстройка рассмотрены выше. К каким же общественным явлениям следует отнести язык и науку? Язык и науку нельзя относить ни к базису, ни к надстройке, ни к способу производства. Это самостоятельные общественные явления, порожденные всем ходом развития человеческого общества.

Н. Я. Марр и его последователи утверждали с антинаучных, немарксистских позиций, что язык относится к надстройке и является классовой общественной категорией.

Товарищ Сталин показал, что Н. Я. Марр, внеся в языкознание неправильную, немарксистскую формулу насчет языка как надстройки и как классового общественного явления, запутал себя, запутал и языкознание.

Язык не может быть отнесен к надстройке. Надстройка порождается базисом, обслуживает базис, она и умирает вместе со смертью данного базиса.

Язык порожден не тем или иным базисом, а всем ходом истории общества, истории базисов, истории развития и совершенства способа производства, на продолжении многих и многих веков. Язык рождается и развивается вместе с рождением и развитием всего общества, он и умирает вместе со смертью общества. Таким образом, язык есть продукт не одной эпохи, как надстройка, а, напротив язык продукт многих эпох, он живет очень долго, в продолжении веков и обслуживает общество в течение ряда эпох.

Надстройка создается одним классом (в классово-антагонистических обществах) и обслуживает данный класс, язык же создается не одним каким-либо классом, а всеми классами общества и обслуживает он не тот или иной класс, а все классы общества. Значит, язык является не классовым, а общенародным, общенациональным языком.

Если надстройка связана с производством косвенно, через посредство базиса, то язык связан с производственной деятельностью людей непосредственно, прямо. Сфера служебной деятельности языка несравненно большая, чем надстройки. Язык обслуживает все области деятельности людей от производства до базиса, от базиса до надстройки. Он является средством общения людей, средством, при помощи которого люди обмениваются мыслями между собою и добиваются взаимного понимания. Больше того, язык вместе с тем является орудием борьбы и развития общества. При помощи языка люди устанавливают совместные действия в борьбе за покорение сил природы и приспособления этих сил на пользу человечеству, налаживают связь в процессе производства средств к жизни, строят культуру. А для трудящихся масс язык есть средство борьбы со своими классовыми врагами. Товарищ Сталин еще задолго до победы Октябрьской революции писал о языке как орудии борьбы:

«Интересы российского пролетариата требуют, чтобы пролетарии национальностей России имели полное право пользоваться тем языком, на котором они могут более свободно получить образование, на котором лучше могут бороться с врагами на собраниях, в общественных, государственных и др. учреждениях. Таким языком признан родной язык». (И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 44).

Если Н. Я. Марр и марровцы отождествляли язык с надстройкой, то другая группа вульгаризаторов марксизма полностью отождествляла все формы общественного сознания с надстройкой, т. е. все формы общественного сознания безоговорочно включались в надстройку.

Науку, например, как форму общественного сознания, нельзя безоговорочно включить в надстройку. Естественные науки, и особенно прикладные науки, связаны, главным образом, с производством, а не с базисом. Гуманитарные же, или общественные науки непосредственно связаны с экономическим базисом общества, они порождаются базисом общества и обслуживают его, они являются идеологией того или иного класса. Таким образом, общественные науки и по своей природе и по своему назначению являются классовыми науками, тенденциозными к классам, - это идейное оружие, оружие в руках классов в классовой борьбе.

Естественные же науки порождаются не тем или иным базисом, и не тем или иным классом, а потребностями всей общественной жизни людей, и прежде всего, потребностями производства, потребностями развития производительных сил, потребностями покорения сил природы. В. И. Ленин говорил, что цель науки дать правильную картину мира, т. е. раскрыть законы природы в целях их практического использования.

Естествознание, имея дело с законами природы через технику и технологию производства, связано с производственной деятельностью людей, с производством материальных благ. «...Наука, - указывает Ф. Энгельс, - зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II, стр. 484. Изд. 1948 г.). Поэтому, по своей природе и по своему назначению естествознание не является надстройкой. Научные законы о природе, открытые естествознанием и проверенные практикой, ставшие системой объективных знаний, обслуживают различные способы производств.

Но естествознание это не просто сумма открытых законов природы, фактов и т. д., разложенных по полочкам и не связанных между собою. Напротив, каждый естествоиспытатель анализирует, обобщает открытые законы природы, связывает их между собою, связывает законы своей специальной области исследования с законами смежных наук. В процессе анализа, обобщения, связи конкретных законов природы ученые приходят к общетеоретическим выводам, или к мировоззренческим выводам. Кроме того, каждый естествоиспытатель является представителем того или иного общественного класса, желает он этого или не желает, но когда он делает гносеологические (теоретико-познавательные) выводы, он высказывает точку зрения своего класса.

Таким образом, естествознание связано с философией, а естественники, будучи представителями того или иного класса, принуждают естествознание, прямо или косвенно, участвовать в идеологической борьбе классов и партий, в борьбе двух лагерей в философии-материализма и идеализма. Значит, общетеоретическая сторона каждой науки относится к надстройке.

Марксистско-ленинское учение о базисе и надстройке, поднятое на высшую ступень научного понимания И. В. Сталиным в работе «Марксизм и вопросы языкознания», дало советскому народу и его авангарду - коммунистической партии, знание законов строительства и укрепления социалистического базиса и социалистической надстройки, и их роли в деле коммунистического строительства.

Марксистско-ленинское учение о базисе и надстройке вооружило рабочий класс и его авангард - коммунистические и рабочие партии стран народной демократии, Китая и других стран Востока знанием законов строительства социалистического базиса и социалистической надстройки.

Марксистско-ленинское учение о базисе и надстройке вооружает мировой пролетариат и его авангард - коммунистические партии знанием законов разрушения старого капиталистического базиса и старой капиталистической надстройки и создания нового социалистического базиса и новой социалистической надстройки.

Базис и надстройка

понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. «В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7).

Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

В классовом обществе Б. и н. носят классовый характер. В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм (существование идеологий и организаций, выражающих и отстаивающих интересы различных классов и социальных групп). Процесс возникновения и развития общественных идей - сложный и часто противоречивый; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика не создаёт ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей. Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. е. базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у передовых классов под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов. Лишь в конечном счёте философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.

Связь Б. и н. носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом. В этом взаимодействии определяющую роль в конечном счёте играет базис (см. Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 394-95). При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве» (там же, с. 417). То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.

Надстройка общества как целое живёт одну эпоху. Однако в силу ряда исторических условий, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, неравномерности развития отдельных частей надстройки, а также в силу некоторых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, некоторые идеологические формы, общественные идеи и учреждения переживают эпоху, в которую они возникли, и существуют в последующих общественных формациях. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного Б. и н. другими Б. и н., уничтожаются, ликвидируются революционными силами реакционный базис и элементы надстройки. И, наоборот, сохраняется всё великое, передовое в области духовной культуры, нравственности и искусства, что создаёт преемственность в историческом развитии общества. В то же время некоторые элементы надстройки могут существовать как Пережитки .

Понятия Б. и н. служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых Б. и н. Кроме того, следует учитывать, что «... один и тот же экономический базис - один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т.д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 354). Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер Б. и н. устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.

Лит.: Каммари М. Д., Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; За творческое изучение и разработку теории базиса и надстройки, «Коммунист», 1957, № 4; Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1963; Келле В., Ковальзон М., Курс исторического материализма, М., 1969.

Ф. В. Константинов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Базис и надстройка" в других словарях:

    Категории исторического материализма, характеризующие структуру обществ. экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ. отношений, процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса, «совокупность...… … Философская энциклопедия

    - (греч. basis основание) основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру «общественно экономической формации». С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить… … Новейший философский словарь

    Энциклопедия социологии

    БАЗИС И НАДСТРОЙКА - (basis and superstructure) метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой). Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии… … Большой толковый социологический словарь

    БАЗИС И НАДСТРОЙКА - метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой). Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии экономического развития… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    БАЗИС И НАДСТРОЙКА - (BASE AND SUPERSTRUCTURE) Данные термины использовались марксистскими социологами в рамках анализа отношений между экономикой (базисом) и другими социальными формами (надстройкой). Экономика с этой точки зрения состоит из трех элементов:… … Социологический словарь

    БАЗИС И НАДСТРОЙКА - (от греч. basis основание) англ. substructure and superstructure; нем. Basis und Uberbau. По К. Марксу две составные части обществ. экон. формации: базис включает совокупность производственных отношений, составляющих экон. структуру (экон. строй) … Толковый словарь по социологии

Сторонники формационного подхода (марксисты, социалисты) считали финансовое хозяйство элементом надстройки, характер которой полностью определяется базисом, экономическим строем общества. Историческая смена формаций означала и смену налоговых систем. Налоги и их система как инструмент эксплуатации трудящихся масс должны быть уничтожены в ходе социальной революции пролетариата. Жизнь показала несостоятельность классового подхода к анализу природы налогов. Советская экономическая финансовая система за 74 года своего существования ни одного дня не прожила без налогов. Становление современной российской налоговой системы осуществляется с учетом мирового и отечественного опыта.  


Экономика - важнейшая область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Это и совокупность производственных отношений (базис экономический), и рациональное ведение хозяйства страны, развивающегося в системе общественного разделения труда , и комплекс экономических наук (политэкономия, отраслевые экономические науки и функциональные экономические науки)22.  

Базис экономический - в марксистской концепции - совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, которые определяют соответствующую ему надстройку - совокупность политических, правовых и других отношений, учреждений и различных форм общественного сознания.  

Надстройка - см. Базис экономический.  

Производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства. В единстве с производительными силами составляют способ производства . См. также Базис экономический.  

Экономический базис - см. Базис экономический.  

Производственные отношения в единстве с производительными силами представляют собой способ производства , а последний, в целом, выражает экономический строй общества. Общественные отношения - отношения между людьми - не исчерпываются производственными или экономическими. Общество пронизывается во всех направлениях отношениями семейными, юридическими, национальными, культурными, религиозными, политическими и т.д., носящими в своей совокупности название надстройки общества. Базис (экономический строй) и надстройка находятся в единстве, во взаимосвязи. Базис общества определяет его надстройку, задает направление развития. Однако их единство заключается в том, что надстройка все более и более со временем влияет на базис и определяет параметры его развития и совершенствования. Современная реформируемая Россия тому хороший пример,. Наш переход к рыночной системе показывает, как может надстройка изменить, реформировать, перестроить базис общества, приспособить, подогнать его под себя, ибо она в своем развитии в последние семь-восемь лет резко ушла вперед. Хорошо или плохо получается - вопрос второй, но очевидно, что в России нарушено единство двух сторон общественно-экономической формации. Наши реформы с этой точки зрения представляют собой попытку привести в соответствие производительные силы и производственные отношения. Схематически изложенное отражает рис. 3.  

Законодательство, противоречащее своему базису - экономической теории , является тормозом для развития экономики страны.  

БАЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - экономическая основа общества, совокупность производственных отношений между людьми, обусловленных соответствующим уровнем развития материальных производительных сил общества и определяющих его структуру. Данное понятие в экономический оборот было введено К. Марксом и составляет одно из центральных положений марксизма. Это понятие не рассматривается представителями других направлений экономической мысли.  

Сравнение - наиболее распространенный способ анализа, который выявляет в сравниваемых явлениях общее и различное. В экономическом анализе способ сравнения считается главным. В качестве базиса сравнения могут выступать план, отчет, факт, норма, проект, эталон, средний уровень.  

Следовательно, регулирующее воздействие со стороны управляющего органа (правительства) должно быть одновременно направленно как на изменение экономического базиса данного общества (т.е. отношений собственности), так и на изменение и регулирование его экономической культуры (т.е. целей, мотивов и способов поведения экономических субъектов).  

Ложные представления буржуазных исследователей об организации капиталистического производства и управления им являются следствием организационно-управленческого фетишизма, который в значительной степени пронизывает буржуазную политико-управленческую идеологию. Характерная черта его - абсолютизация организационных и управленческих явлений, отрыв их внешней формы от реальной сущности Несостоятельность подобных концепций, игнорирующих определяющее влияние экономического базиса, отрывающих собственность от власти, подтверждается самой капиталистической действительностью. Общий кризис капитализма продолжает углубляться, проявляясь в обострении всех противоречий капиталистического общества. Трансформация капитализма, как бы ее ни пытались представить буржуазные идеологи, осуществляется в прежнем направлении богатые становятся богача, а неимущие еще беднее. Поэтому и сегодня актуальным является вывод В. И. Ленина о том, что самым глубоким источником силы для г обед над буржуазией и единственным залогом прочности и неотъемлемости этих побед может быть только новый, более высокий способ общественного производства, замена капиталистического и мелкобуржуазного производства крупным социалистическим производством.  

Задачей государства является построение социального государства, в политико-экономическом плане отличающегося и от социалистического, и от классического капиталистического государства. От первого - капиталистическим в своей основе характером образующих экономический базис производственных отношений. От второго - высокой степенью внедрения в экономику элементов госрегулирования (народнохозяйственной планомерности) и социального уравнивания граждан, т. е. того, что называется социализацией капитализма.  

В настоящей главе изложены постулаты и положения, составляющие онтологический базис системного подхода , позволяющего эффективного решать задачи экономического , производственного, научно-технического, социального и другого характера.  

Владимиров В. Новая структура собственности в системе государственного вуза как базис его организационно-экономического механизма. // Вестник высшей школы. - 1997. - № 7. - С. 20-23.  

Финансово-кредитный механизм отличался непрерывным развитием без изменения экономического базиса общества. Это проявлялось, в частности, в том, что объект централизованного финансового управления (предприятие, организация) постепенно укрупнял-  

Маржиналистское направление в экономической науке оказало значительное влияние на становление финансовой науки . Теория предельной полезности объединяет всех писателей субъективной школы. Выводы австрийской школы были использованы для построения общей конструкции финансовой науки и анализа сущности отдельных финансовых явлений и институтов, прежде всего явления переложения налогов с точки зрения теории предельной полезности . Один из видных представителей австрийской школы , Э. Сакс, сделал попытку разработать общую теорию финансовой науки и финансового хозяйства (1887 г.). Э. Сакс считал ошибочным мнение К. Менгера, что финансовая наука - прикладная наука. Э. Сакс пришел к выводу, что финансовая наука должна стать такой же точной наукой, как и политическая экономия . Он полагал, что у политической экономии и финансовой науки один и тот же метод, и если политическая экономия строится на законе предельной полезности , то и финансовая наука должна быть построена на том же базисе.  

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы - финансы предприятий ц отраслей народного,хозяйства и общегосударственные финансы . Иногда к ним,добавляли как отдельную,подсистему и государственный кредит . Сравнительно простаяфинансовая система СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике . Начало рыночных реформ в России, переход к принципиально новой экономичен кой и финансовой стратегии объективно обусловили выделение новых звеньев в системе финансовых /отношений. ,) ,  

Отбор адекватной экономическому базису и политическому устройству государства налоговой концепции  

Экономический базис общества "V  

Допустим, студент Петров не наделен большими генетическими способностями или просто ленив. А тот или иной налог, выбранный из арсенала налоговых форм, неудачен или просто неприменим в конкретной экономике. Такой налог (как та или иная налоговая форма) не способен реализовать на практике свои высокие генетические способности, которыми потенциально обладает налог как экономическая категория . Выбор такого налога носит случайный характер. Студент Петров также случайно оказался в рядах студентов. Следовательно, требуются соответствующие коррективы выбрать новую и разумную налоговую форму, адекватную базису и способную реализовать потенциал налога как такового, а непригодный вид налога упразднить отчислить Петрова и зачислить Иванова в состав студентов. Все эти действия не меняют сущности категорий налог и студент, сохраняются их внутренний потенциал и функции. Изменится роль нового налога и нового студента, поскольку это - уже качественно изменяющиеся параметры бытия категорий, более приспособленных посредством новых форм к существующим реалиям и приближенных к своему существенному внутреннему потенциалу. Ожидается, что роль новых форм будет позитивной, но это не означает, что она обязательно будет таковой.  

Вся система налогообложения должна быть детерминирована по отношению к базису. Она должна строиться в пределах вновь созданной стоимости . Налоговые отношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. Система налогообложения должна служить своего рода индикатором достигнутого или недостигнутого относительного паритета между общенациональными, корпоративными и личными экономическими интересами и не нарушать прав собственников.  

Эволюция глобальных хозяйственных систем показала, что их экономика подразделяется на развитую и развивающуюся. Налогообложение также может быть развитым и развивающимся. Однако даже самая высокая степень развития налогообложения в отдельных странах не дает основания считать применимой данную систему в других странах. Модель сочетания классических налоговых форм может служить лишь научным примером при конструировании национальных налоговых систем, поскольку налог - понятие базисное, а экономический базис в каждом конкретном государстве различен, и особенно отличаются основные производственные отношения, т. е. отношения собственности. Налогообложение как экономическая форма движения стоимости при ее перераспределении основывается на смене форм собственности . Там, где есть разнообразие форм собственности и они существуют на паритетных условиях, можно говорить о полнокровном налоговом механизме . Если же государственная собственность превалирует над остальными формами собственности , ограничены экономические свободы граждан и свобода предпринимательства , то налоговый механизм превращается в систему директивного изъятия доходов. Такой налоговый диктат способен нанести непоправимый ущерб экономическому базису. Никакие административные меры не обеспечат полноты налоговых поступлений в бюджет, если принятый в законодательном порядке налоговый механизм не будет адекватен состоянию экономики и политики. Такой механизм так и останется законодательной инициативой, не подтвержденной практикой. Именно в этом заключается причина частых и существенных корректировок положений налоговых законов.  

Налоги - обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно.  

В связи с этим важен другой вывод. Можно сколько угодно дискутировать об оптимальности налогообложения , но не прийти к логическому завершению дискуссии, потому что сделать налогообложение оптимальным можно лишь при условии достаточности доходов у государства и у граждан для покрытия всех их потребностей. Именно данное условие является определяющим для того, чтобы утвержденные в законе налоговые формы (виды налогов и условия их сбора) были истинными носителями сущностного содержания экономических категорий налог и налогообложение, реализовали свой потенциал. Налоговые категории, используемые подобным образом на практике, способны() быть методом управления воспроизводственными пропорциями. Конструируемые вне связи с базисом налоговые формы превращаются в волюнтаристский диктат со стороны государства, становятся в конечном счете препятствием на пути экономического и социального прогресса.  

Исходя из смысла понятия стимул, означающего побуждение к действию, можно заключить, что побудить к таковому можно и поощрив, и наказав. Применение в налогообложении поощрений или санкций представляет собой регулирующее действие, поскольку каждое из них используется как реакция на состояние той или иной сфер финансово -хозяйственной деятельности , объективно требующее определенного вмешательства. Осуществляя налоговое регулирование , государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль . Из этого следует, что налог несет в себе особую миссию по отношению к базису, которая представляет собой регулирующую функцию . Любое экономическое, а стало быть, и налоговое регулирование предполагает ряд логических действий, таковыми являются экономический анализ и контроль. Из этого следует, что сама суть налогообложения, его соподчинение с финансами, выполняющими контрольную функцию, не предполагает наделения налоговой системы еще и контрольной функцией. Регулирование невозможно без глубокого экономического анализа и как следствия контроля.  

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий налог и налогообложение. Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель - равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Мы уже усвоили положение о том, что косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги - стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать - значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов . Обусловленность функций налога реалиями базиса и надстройки представлена на рис. 3, 4 и 7.  

Налогообложение в условиях становления рынка и демократических основ государственности по-новому ставит вопрос о принципах формирования бюджетов всех уровней. Следовательно, новыми должны быть и подходы к самому процессу общегосударственного налогового планирования , к установлению его органичной связи с корпоративным менеджментом. Несмотря на противоположность их экономических интересов , общая стратегия одна - создать устойчивый экономический базис в рамках страны в целом.  

В первом разделе книги неоднократно указывалось на необходимость формировать систему налогообложения в соответствии с условиями воспроизводства, строить ее концептуальные основы таким образом, чтобы они были детерминированы базисом, чтобы вся совокупность налоговых отношений отвечала экономическим условиям объективной экономической реальности. Состав и структура налоговой системы должны быть предопределены возможностями реальной экономики, они должны стимулировать экономический рост . Что же стоит за всеми этими формулировками, когда система налогообложения рассматривается на конкретный момент, в условиях конкретной финансово-хозяйственной ситуации по отношению к конкретному региону или стране в целом  

В связи с тем, что все суммы начисленных налогов произрастают от налогооблагаемой базы , проблема ее выбора и оценки является исходной в оценке всех нюансов налогового производства. Здесь мы наконец соприкасаемся с экономическим базисом общества. Измерение экономических условий осуществляется посредством показателей статистической и бухгалтерской отчетности . Следовательно, важнейшим объектом налогового контроля являются экономические показатели того информационного среза, который предоставляет первичный  

Проблемы, перечисленные выше, - лишь основные из числа тех, с которыми постоянно сталкиваются налогоплательщики, обращаясь в своей работе к налоговому законодательству . Вместе с тем именно их решение позволяет судить о налогообложении как о системе, адекватной экономическому базису (показателям финансово -хозяйственного развития страны, ее регионов и отдельных собственников). Мы не будем затрагивать вопросы об изощренных бухгалтерских уловках для ухода от налогообложения, об этом уже немало сказано на всех уровнях обсуждения этой темы. Следует учитывать, что уход от налогов - явление всемирное и эта практика тем шире, чем фискальнее налоговая система . Обоснования причин ухода от налогов мы уже рассмотрели в первом разделе книги и должны понять, что репрессивными мерами с этой проблемой не справиться. Какова же реальная направленность налоговой политики в настоящее время Что предпринимается законодательной и исполнительной властями России для оптимизации налогообложения На этих фундаментальных вопросах мы и остановим свое внимание.  

Налоговые отношения - отношения перераспределительного характера, поэтому от их развития также зависит общественный прогресс. В то же время они, основываясь на первичных распределительных (денежных) отношениях, зависят от их совершенства, их адекватности состоянию экономического базиса. Из этого следует, что вся совокупность производственных отношений (экономических, финансовых, бюджетных, ценовых, кредитных, налоговых) зависит от уровня производительных сил, самым непосредственным образом определяет этот уровень. Таким образом, совершенствование экономики - это создание органичного единства между всеми фазами воспроизводства производством, распределением, обменом и потреблением.  

Налогообложение выражает отношения собственности, состояние производительных сил и производственных отношений. Техническая отсталость многих отраслей экономики и антидемократичность системы управления страной приводят к деформациям системы налогообложения. Она становится обременительной для плательщика, тормозит инвестиционные процессы , приводит в конечном итоге еще к большим перекосам между экономическим базисом и надстройкой. Следует помнить, что наличие потенциала в любом явлении или процессе и возможности его реализации - дистанционно удаленные величины, сближение которых зависит от вышеназванных объективных и субъективных факторов.  

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать несколько выводов. Первый налоги не являются чисто надстроечным элементом управления экономическими процессами, как это может показаться при поверхностном рассмотрении сути перераспределения стоимости. Экономическую природу системы налоговых отношений предопределяет прежде всего экономический базис. Государство в лице законодательных органов власти задает только условия функционирования этой системы. Разумеется, возможен налоговый механизм , в котором совершенно не отражены экономические реалии. Это, как правило, свойственно антирыночной системе хозяйствования, когда часть совокупного дохода , созданного в производстве и приращенного в обращении (обороты торгового и финансового капитала), изымается в государственную казну в приказном, чисто административном порядке. Однако такая налоговая система экономической категории    Большая экономическая энциклопедия (2007) -- [